В нояб. 1703 г. «как епископ Сербский монастыря Троицкого» Е. впервые прибыл в Киев с 3 старцами для сбора милостыни. Не имея жалованной грамоты, дававшей на это право, он обратился с письмом к царю Петру I, сообщая о бедственном положении сербов. Е. просил оказать помощь, но Посольский приказ распорядился выслать его из страны. Через 2 года он вновь прибыл в Россию, но уже как митрополит, 22 янв. 1705 г. вместе с сопровождавшими его лицами был принят в Москве в Посольском приказе и получил пожалование деньгами, соболями и материей. В челобитной царю он сообщил, что в янв. 1704 г. в его Петоцркванскую епархию пришли венгры, разорили мон-рь Успения Пресв. Богородицы, «порубили» всю братию «и все христиане обретающихся во оной епархии». Из письма Петру I от 19 сент. 1706 г. следует, что по царскому указу на пропитание ему была пожалована 5-я часть денежных средств, получаемых от приходов Суздальского архиерейского дома, к-рая составляла в тот период 150 р. в год. В сент. 1707 г., согласно предписанию царя, Е. был направлен «в поход, в полки... с ризницею и с певчими и с подъяки из сербския земли, тако ж де и суздальскими, которые даны ему в послужение» (РГАДА. Ф. 52. 23, 1707 г.). До мая 1708 г. он находился при рус. армии в Смоленске вместе с 8 соотечественниками (4 монахами и 4 бельцами); суздальские подьяки его покинули из-за недостатка материального обеспечения. Период пребывания Е. на Суздальской кафедре также определяется по эпитафии: «Не больше седмь месяц и троих лет», т. е., возможно, в сент. 1708 г. в связи с болезнью митр. св. Илариона ( 14(25) дек. 1708) Е. стал, по-видимому, администратором Суздальской и Юрьевской епархии, а после смерти свт. Илариона был поставлен на кафедру в сущем сане митрополита. В Житии свт. Илариона, составленном в XVIII в., говорится, что Е. был «при палестинских патриарсех» (возможно, Е. посещал Св. землю) и что после смерти митр. Илариона он ничего не изменил в порядке церковных церемоний, совершаемых при его предшественнике (см.: Житие Преосвященнейшаго Илариона, митр. Суздальского, бывшего Флорищевой пустыни перваго строителя. Каз., 1868. С. 138-139). В 1709 г. в Россию для встречи с Е. прибыл его брат, торговый человек Дмитрий Янкович, житель г. Петроварадин. Встреча братьев состоялась в Москве, на подворье Суздальского архиерейского дома.

http://pravenc.ru/text/182135.html

В конце XIV века сербы занимали господствующее положение на Афоне. Из их числа избирался прот. В Пантелеимоновом монастыре в ту пору преобладали сербские иноки, а монастырь Св. Павла приобрел значение «второй сербской лавры». Основанный в 1362 году, монастырь Дионисиат также являлся первоначально сербским. С именем сербского деспота Углеши связывают и создание монастыря Симонопетра. Вплоть до конца XVII века Хиландарь оставался крупнейшим центром сербской и в целом славянской культуры на Балканах, оказывавшим значительное воздействие на духовную жизнь и Сербии, и славянских народов. Находясь на значительном расстоянии от границ Сербской державы, Хиландарь стал главным монастырем Сербии и одним из основных центров церковной и культурной жизни страны. Из настоятелей и братии Хиландаря были хиротонисаны многие архипастыри Сербии. Кроме свт. Саввы Сербского, в лике святых прославлены подвизавшиеся на Афоне святители-сербы: архиепископы Сербские Иоанникий I, Савва II, Евстафий, Никодим, Даниил, патриарх Сербский Ефрем II. Святостью жизни, трудами или вкладами на Святой Горе прославились также прп. Симеон Мироточивый, св. Стефан Первовенчанный, митрополит Иаков Серрский, прп. Григорий Молчальник, епископ Рашский Мефодий, епископ Зетский Евстафий, архиепископ Савва III, духовный писатель кир Силуан и другие. В 1459 году Сербия пала под ударами турок. Турецкое иго для сербского народа было очень тягостным: замолкли в церквах колокола, закрылись школы, большинство храмов обращены в мечети, верующих насильно заставляли принимать ислам. В «Истории Поместных Православных Церквей» К.Е.Скурата приводится свидетельство очевидца того времени: «…народ был погружен в невежество и скован тяжкими узами рабства» (15, 106). Печская Патриархия была подчинена архиепископу в Охриде. Ее восстановление состоялось лишь в XVI веке. Патриархом был избран Макарий Соколович, который, как и первые предстоятели Сербской Церкви, прежде был игуменом Хиландарской обители на Афоне. И все-таки положение Церкви оставалось тяжелым. Это приводило к тому, что более слабые принимали магометанство. Но для сильных духом отказаться от Православия означало отказаться от своей народности. Одним из центров освободительного движения было Милешево, где находились мощи св. Саввы. Турки, видя большое стечение народа в Милешево и чувствуя в этом для себя опасность, 27 апреля 1595 года возле Белграда сожгли его святые мощи.

http://pravoslavie.ru/31826.html

В Хабаровске прошла презентация сериала о Православии на китайском языке «Вера святых» 18 декабря, 2013. Новостная служба Цикл 30 короткометражных фильмов по 10-13 минут на китайском языке рассказывает об основах православной веры, истории Церкви, особенностях богослужения, иконописи. 18 декабря, ПРАВМИР. В Хабаровской духовной семинарии 17 декабря 2013 года состоялась презентация документального сериала о Православии на китайском языке «Вера святых», сообщает сайт Московского Патриархата. Цикл 30 короткометражных фильмов по 10-13 минут на китайском языке рассказывает об основах православной веры, истории Церкви, особенностях богослужения, иконописи. В основу сюжета легли труды двух святителей: Филарета Московского и Николая Сербского. Отдельные серии посвящены таким русским святым, как равноапостольный князь Владимир, благоверный князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский, благоверный князь Димитрий Донской. Проект перевода 30-серийной картины режиссера Евгения Крылова осуществлен при поддержке грантового конкурса «Православная инициатива» силами двух приходов — свв. апостолов Петра и Павла в Гонконге и свт. Иннокентия Иркутского в Хабаровске. Фильм озвучен на китайском языке (путунхуа и гуандунский диалект) и сопровожден субтитрами (в традиционной иероглифической версии). Открыл презентацию епископ Бикинский Ефрем, викарий Хабаровской епархии. Руководитель проекта иеромонах Никанор (Лепешев), клирик хабаровского Свято-Иннокентьевского храма, провел виртуальную экскурсию по сайту проекта, продемонстрировав присутствующим одну из серий онлайн-версии фильма. Протоиерей Дионисий Поздняев, настоятель прихода свв. апп. Петра и Павла, представил присутствующим онлайн-магазин православной литературы на китайском языке http://www.orthodoxbookshop.asia/, в котором кроме книг и брошюр можно приобрести сериал «Вера святых» на DVD-дuckax. На презентации присутствовали студенты Хабаровской семинарии, в программу которых с этого года вошло изучение китайского языка, а также китайские студенты, проходящие обучение в хабаровских вузах.

http://pravmir.ru/v-xabarovske-proshla-p...

ч. из Македонии). Мон-рь Св. Павла в XVIII в. стал греч., а Хиландар к концу того столетия превратился в болг. обитель и даже стал одним из главных центров болг. национального возрождения. Вновь поступать в мон-рь в значительном числе сербы начали после посещения А. серб. кор. Александром I в 1896 г. После второй мировой войны заселение обезлюдевшего Хиландара происходило первоначально за счет серб. эмигрантов, живших за пределами Югославии. Число монахов-сербов на А. в XX в. было невелико: ок. 16 чел. в 1903 г., ок. 28 - в 1965 г., в наст. время в Хиландаре подвизаются ок. 30 серб. иноков. Во 2-й пол. 60-х гг. XX в. для организации помощи, упрочения связей с Хиландарским мон-рем и для изучения его многочисленных и разнообразных памятников в Югославии было создано Хиландарское об-во, печатным научным органом к-рого является «Хиландарский сборник». 800-летний юбилей обители, отмечавшийся осенью 1998 г., имел для сербов значение общенационального праздника. Мон-рь Симонопетра. Фотография. Кон. XX в. Мон-рь Симонопетра. Фотография. Кон. XX в. Кроме свт. Саввы и его отца прп. Симеона Мироточивого (пам. 14 янв. и 13 февр.) в лике святых прославлены подвизавшиеся на А. святители-сербы: архиепископы Сербские Савва II († 1271, пам. 8 февр.), его ученик и преемник Иоанникий I († ок. 1279, пам. 28 мая), Евстафий († 1279 (или ок. 1285), пам. 4 янв.), Никодим († 1325, пам. 11 мая), Даниил († 1338, пам. 20 дек.), Патриарх Сербский Ефрем II († ок. 1400, пам. 15 июня). Святостью жизни и трудами на Св. Горе прославились ученики прп. Григория Синаита митр. Иаков Серрский († между 1360 и 1365), прп. Григорий Молчаливый, ктитор Григориата († нач. XV, пам. 7 дек.), духовный писатель кир Силуан (XIV в.). В XIX в. на А. известен был серб старец-пустынник Пахомий, проводивший подвижническую жизнь в труднодоступных пещерах. Ист.: Стари српски акти, бuorpaфuje, летописи, типици, поменици, записи и др. Т. 1: Светогорски акти//Споменик Српске Akaдeмuje. Београд, 1890. Т. 3. С. 1-57; Мошин В. Акти братског сабора из Скопског филозофског фак-та.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Перед фреской установлен высеченный из мраморной брекчии сосуд для освященной крещенской воды. Ризница [ править править код ] Дечанская ризница является настоящей сокровищницей. В ней хранится множество древних икон, написанных с момента основания монастыря до позднего средневековья (до конца XVII в.). Из первоначальных алтарных икон (ок. 1340 г.) сохранилось пять редких икон Христа, Богородицы, Архангела Гавриила, св. Иоанна Крестителя и свт. Николая. Большинство образов, написанных раньше XVIII в., являются драгоценными произведениями искусства, а некоторые относятся к высшим достижениям сербской, и даже византийской иконописи. Это самая богатая коллекция икон в Сербии. Коллекция монастырской ризницы насчитывает около 160 рукописных и 17 старинных печатных книг. Большинство из них богослужебные – Четвероевангелия, апостолы, служебники, минеи и часословы, но есть также и труды святоотеческой литературы, прологи в стихах и рукописные документы, связанные с жизнью монастыря. В ризнице представлены и произведения сербского ювелирного искусства. Предметы из драгоценных и других металлов XVI-XIX вв. составляют одно из крупнейших и наиболее ценных ее собраний. Здесь также сохранилась значительная коллекция деревянных предметов, украшенных резьбой и инкрустацией, датированные XIV-XVII вв. Самым знаменитым в коллекции деревянных предметов в Дечанах является кивот святого Стефана Дечанского (1343 г.), игуменский трон (XIV в.), стасидии из XVII века, крест старца Нестора, созданный в 1565 г. и др. Скиты [ править править код ] Скит Святого Короля Дечанского находится высоко среди скал на левом берегу р. Бистрицы. Остатки средневековых скитов, в которых монахи пребывали в уединении, находятся в скалистой горной местности неподалеку от монастыря. Письменные источники сообщают, что в середине XIV в. здесь жили великий старец и подвижник Авраам, и потомок знатного рода, образованный и многоопытный великий старец Спиридон с послушником Иаковом. Позже к ним присоединился и знаменитый пустынножитель Ефрем , ставший впоследствии Патриархом Сербским.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Избран новый Патриарх Сербский Белград, 18 февраля 2021 г. В Белграде закончил работу Выборный архиерейский собор Сербской Православной Церкви, заседание которого проходило в крипте храма свт. Саввы Сербского на Врачаре. в 9 часов началась Божественная литургия, а само заседание - в 12 часов дня. В результате работы Выборного собора был избран новый предстоятель Сербской Церкви. Им стам митрополит Загребско-Люблянский Порфирий (Перич).      В ходе тайного голосования были определены три кандидата на патриаший престол. Ими стали митрополит Загребско-Люблянский Порфирий (Перич), епископ Бачский Ириней (Булович) и епископ Банялукский Ефрем (Милутинович). После соборной молитвы архимандрит Матфей (Ристанович) из монастыря Сисоевац вытащил конверт с именем нового предстоятеля. Им стал митрополит Загребско-Люблянский Порфирий (Перич). Торжественная интронизация нового Сербского Патриарха состоится 19 февраля в кафедральном соборе Архангела Михаила в Белграде. По традиции еще предстоит интронизация в Печской патриархии, расположеннной на террритории Косово и Метохии, которая обычно проходит позднее. 19 февраля 2021 г. Рейтинг: 10 Голосов: 345 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/137449.html

В Хабаровске состоялась презентация документального сериала о Православии на китайском языке «Вера святых» 18 декабря 2013 г. 11:06 17 декабря 2013 года в Хабаровской духовной семинарии состоялась презентация документального сериала о Православии на китайском языке «Вера святых». Цикл 30 короткометражных фильмов по 10-13 минут на китайском языке рассказывает об основах православной веры, истории Церкви, особенностях богослужения, иконописи. В основу сюжета легли труды двух святителей: Филарета Московского и Николая Сербского. Отдельные серии посвящены таким русским святым, как равноапостольный князь Владимир, благоверный князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский, благоверный князь Димитрий Донской. Проект перевода 30-серийной картины режиссера Евгения Крылова осуществлен при поддержке грантового конкурса «Православная инициатива» силами двух приходов — свв. апостолов Петра и Павла в Гонконге и свт. Иннокентия Иркутского в Хабаровске. Фильм озвучен на китайском языке (путунхуа и гуандунский диалект) и сопровожден субтитрами (в традиционной иероглифической версии). Открыл презентацию  епископ Бикинский Ефрем , викарий Хабаровской епархии. Руководитель проекта иеромонах Никанор (Лепешев), клирик хабаровского Свято-Иннокентьевского храма, провел виртуальную экскурсию по  сайту проекта , продемонстрировав присутствующим одну из серий онлайн-версии фильма. Протоиерей Дионисий Поздняев, настоятель прихода свв. апп. Петра и Павла, представил присутствующим онлайн-магазин православной литературы на китайском языке  http://www.orthodoxbookshop.asia/ , в котором кроме книг и брошюр можно приобрести сериал «Вера святых» на DVD-дuckax. На презентации присутствовали студенты Хабаровской семинарии, в программу которых с этого года вошло изучение китайского языка, а также китайские студенты, проходящие обучение в хабаровских вузах. Хабаровская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3447000.ht...

всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) ГЕРОНТИЙ († 1489), митр. Московский и всея Руси, свт. (пам. 28 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕФРЕМ († между 1091 и 1101), митр. Переяславский, свт. (пам. 28 янв., во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных Киево-Печерских отцов, 28 сент.) ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых) ИОАНН (Максимович Иван; 1651-1715), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 20 сент.- в Соборе Брянских святых) ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть I сер. IV в. - 407, свт. (пам. 27 янв., 14 сент., 13 нояб.; 30 янв.- в Соборе Трех святителей; пам. зап. 27 янв.), еп. К-польский (398 - 404), отец и учитель Церкви МАКСИМ († 6(16?).12.1305), митр. Киевский (1283-1305), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) АНТОНИЙ (Стаховский; 60-е гг. XVII в.-1740 г.), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 27 марта, 10 июня) АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ (Мацеевич Александр Иванович; 1697-1772), митр. Ростовский и Ярославский, в 1763 г. лишен сана, сщмч. (пам. 28 февр., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) БОРИС И ГЛЕБ [в Крещении Роман и Давид] (90-е гг. X в.? - 1015), св. князья-страстотерпцы (пам. 2 мая, 24 июля) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня)

http://pravenc.ru/text/178011.html

иконе письма мон. Иулиании - «Собор святителей, в земле Российской просиявших» (50-е гг. XX в., митрополичьи палаты ТСЛ; см.: Иконописец мон. Иулиания: Посвящ. 30-летию со дня кончины. М., 2012. С. 104-107). А. А. К. Рубрики: Ключевые слова: ГЕРОНТИЙ († 1489), митр. Московский и всея Руси, свт. (пам. 28 мая, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ [Назианзин] (325-330-389-390), архиеп., свт. (пам. 25 янв., 30 янв. - в Соборе Трех святителей; пам. зап. 2 янв. 9 мая) ДИМИТРИЙ (Савич (Туптало) Даниил Саввич; 1651 - 1709), митр. Ростовский и Ярославский, свт. (пам. 21 сент., 28 окт., 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ЕФРЕМ († между 1091 и 1101), митр. Переяславский, свт. (пам. 28 янв., во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех преподобных Киево-Печерских отцов, 28 сент.) МАКСИМ († 6(16?).12.1305), митр. Киевский (1283-1305), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (329/30 - 379), еп. Кесарии Каппадокийской, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 1 янв., 30 янв.- в Соборе 3 вселенских учителей и святителей; пам. зап. 2 янв., 14 июня) ГРИГОРИЙ I ВЕЛИКИЙ [Двоеслов] папа Римский, отец и учитель Церкви (ок. 540 - 604), свт. (пам. 12 марта; в совр. католич. Церкви 3 сент.- день интронизации) ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста) ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ЕВСТАФИЙ I († 1286), архиеп. Сербский в 1279-1286 гг., свт. (пам. 4 янв., в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей))

http://pravenc.ru/text/2057012.html

6 . Еврейская Библия. Поздние пророки/Перевод с древнееврейского. Общая редакция Александра Кулика. – М.: Книжники; Лехаим: 2013. – 736 c. 7 . Книги Ветхого Завета в переводе П. А. Юнгерова . Большие пророки. –М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2006. – 728 с. 8 . Тора с комментарием Раши: В 5 томах. Том 2: Шмот. Исход. – М.: Книжники; Лехаим, 2012. – 720 с. 9 . Книга Псалмов [«Тегилим»]/Перевод с иврита Меира Левинова. – М.: Книжники; Лехаим, 2011. – 880 с. 10 . Septuaginta.//Электронная библиотека MANUSCRIPT-BIBLE/URL: http://manuscript-bible.ru/greek.htm Святоотеческие творения 11 . Аврелий Августин , блж. О природе блага против манихеев.//Библиотека святых отцов и церковных писателей портала «Азбука веры»/URL: 12 . Библейские комментарии отцов Церкви и других авторов I–VIII веков. Ветхий Завет. Том III: Книги Исход, Левит, Числа, Второзаконие/Пер. с англ., греч., лат., сир. Под ред. Джозефа Т. Линхарда/Русское издание под ред. Н. А. Кульковой и С. С. Козина. – Тверь: Герменевтика, 2010. 13 . Григорий Палама , свт. Трактаты. – Краснодар: Текст, 2007. – 624 с. 14 . Ефрем Сирин , прп. Творения. Том 6. – М.: Издательство «Отчий дом», 1995. – 482 с. 15 . Кирилл Александрийский , свт. Творения. Книга 1. О поклонении и служении в Духе и истине. – М.: Паломник, 2000. – 734 с. 16 . Николай Сербский , свт. Объяснение десяти заповедей, данных Моисею. – Клин: Христианская жизнь, 2011. – 64 с. 17 . Ориген. О молитве и Увещание к мученичеству. – СПб.: Издательство книгопродавца И. Л. Тузова, 1897. – 241 с. 18 . Иоанн Златоуст , свт. Беседы на Послание к Римлянам./Полное собрание творений. Том 9. Книга 2. – СПб.: Издание Санкт-Петербургской духовной академии, 1903. – 1008 с. 19 . Иоанн Златоуст , свт. Полное собрание творений: в 16 т. Том IV. Книга 1. – М.: 2008. – 544 с. 20 . Иоанн Златоуст , свт. Полное собрание творений: в 16 т. Том VIII. Книга 1.– М.: 2008. – 591 с. 21 . Феофан Затворник , свт. Избранные псалмы.//Библиотека святых отцов и церковных писателей портала «Азбука веры»/URL:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/istorik...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010