Молитва Помни сказанное: Непрестанно молитесь ( 1Фес. 5, 17 ). Не увеселяйся цветами жизни. Пусть в устах у тебя всегда будет псалом, потому что произносимое имя Божие обращает в бегство бесов. Если и к делу простираешь руки, то пусть язык творит псалом, а ум молится. О чем уста твои молятся Богу? Чего просишь у Него? Упокоения ли в веке сем или бессмертной и нестареющей жизни? Если домогаешься этого временного и непостоянного, то лучше тебя вор и блудник; они молятся о том, чтобы спастись, и ублажают тебя, тогда как ты лживо проходишь это прекрасное житие, потому что, возненавидев свет, возлюбил ты тьму, оставив Небесное Царство, возжелал земного и временного. Стоя же на молитве, знай, Кому предстоишь. K Нему да будут обращены и вся твоя душа, и все твое сердце. Разумей, что говорю. Если кто, взяв в руки узел с деньгами, пойдет на торг с намерением купить быков, то станет ли смотреть на собак? Не занята ли вся мысль его тем, чего ему хочется, чтобы иначе не быть осмеянным и не погубить понапрасну того, что есть у него в руках? Кто молится трезвенно, тот попаляет демонов, а кто молится рассеянно, над тем смеются они. Во время молитвы не заводи посторонней беседы, и не омрачится ум твой для молитвы. Великий дар – слезы в молитве, а увлекаться бесовскими помыслами – то же, что смерть. Не будьте в помыслах неусыпными и смотрящими неподвижным взором, подобно диким зверям, а на молитве – дремлющими и смежающими очи. Если кто молится с любовью и слезами, с чистым сердцем, то самого Бога, как в зеркале, отражает в уме своем. Блажен, кто бодрствует в молитвах, чтении и добрых делах; он просветится и не уснет в смерть. Блажен, кто насаждает и насажденное в себе орошает, молясь со слезами, чтобы насаждения его были благоугодны и плодоносны Господу. Прекрасна молитва с воздыханиями и слезами, особенно если слезы проливаем безмолвно. Вопиять во услышание – знак человекоугодия, а кто молится с ведением и с верой, тот зрит перед собой Господа, так как мы Им живем и движемся и существуем ( Деян. 17, 28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/si...

Вячеслав Пономарев Таинство Елеосвящения (Соборование) В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства: Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные. Другое название Таинства Елеосвящения – Соборование , потому что по древнему обычаю оно совершается собором семи священников, которых апостол Иаков заповедал собирать для совершения Таинства. Но в случае необходимости Таинство может быть совершено и одним священником. Таинство Елеосвящения называется еще «Святым елеем», «Елеопомазанием 73 » и «Молитвомаслием», а также «Маслособорованием», – по собранию, «собору» пресвитеров, его совершающих. Если в результате всех священнодействий Таинства человек не получает видимого исцеления, это не значит, что Соборование не имело результатов. По слову преподобного Ефрема Сирина , «Всеми возможными способами Бог показывает, что Он милостивый Податель благ. Он одаривает нас Своей любовью и являет нам милосердие Свое. Поэтому и не отвечает ни на одну неправильную молитву, исполнение которой принесло бы нам смерть и гибель. Однако и в этом случае, отказывая в просимом (например, в непременном исцелении от телесных болезней через Таинство Елеосвящения), не оставляет нас без весьма полезного дара (через болезнь и Таинство сугубо очищая душу человека). И тем самым, что устраняет от нас вредное, уже отверзает нам дверь щедрот Своих». Основными моментами видимой стороны Таинства Елеосвящения являются : 1) семикратное помазание освященным елеем частей тела больного (чела, ноздрей, щек, уст, груди и рук). Каждое из семи помазаний предваряется чтением Апостола, Евангелия, краткой ектеньей и молитвой об исцелении больного и прощении его грехов; 2) молитва веры, произносимая священником при помазании болящего; 3) возложение на главу больного Евангелия письменами вниз; 4) разрешительная молитва от грехов. Невидимое действие благодати Божьей , подаваемой в Таинстве Елеосвящения, состоит в том, что

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Восшествие на престол по Календарю следовало бы праздновать 2-го марта; но так как этот день в сем году пришёлся в среду первой седмицы Великого поста, то празднование перенесено на следующий, т. е. на нынешний Воскресный день, или на неделю православия. Для чего перенесено? Для того, чтобы все знали, что господствующим настроением духа во дни первой великопостной седмицы должно быть чувство скорби и сокрушения о грехах, чувство покаянное, и что оно не должно быть ослабляемо другого рода чувством, которое свойственно празднующим такое великое событие, как восшествие на престол Главы государства, – чувством радости. Но, с другой стороны, надлежало дать возможность и этому святому чувству высказаться в надлежащей мере, и какое же время более благоприятно для сего, как не день Воскресный, по существу своему день духовной радости, невозбраняемой в сей день даже в Великий пост ? – Что касается до остальных седмиц Великого поста, то за исключением страстной, торжество царских великих дней совершается по Календарю, хотя бы оно пришлось в будни. Это, впрочем, не значит, что в подобном случае не должно иметь место великопостное покаянное настроение духа. Нет, оно не должно быть вытесняемо, а только умеряемо радостью царского праздника. Что покаянное расположение духа должно оставаться в нас при совершении великих царских празднеств в будничные дни помянутых седмиц Великого поста, это видно из того, что церковные службы в такие дни, допуская некоторые праздничные особенности, в тоже время не теряют великопостного характера. И это должно сказать не только о царских праздниках, но и о таком великом церковном празднике, как Благовещение. Если оно случится в один из будничных дней Великого поста, то в сей день не отменяются коленопреклонения, чтение молитвы Ефрема Сирина : «Господи и Владыко Живота моего», и триодные песнопения. Вообще вследствие того, что во дни В. поста господствующим настроением должно быть покаянное и скорбное, в эти дни даже чистые духовые радости допускаются в ограниченной мере, как это особенно открывается из устава относительно литургии. За исключением воскресных дней и суббот, в Великий пост не совершается полная литургия, потому что она есть выражение полного торжества нашего общения с Богом Спасителем нашим. Литургия Преждеосвящённых Даров, совершаемая по средам и пятницам В. поста, как литургия неполная, в значительной мере умеряет это духовное торжество, тем паче, что в первой части её дано не мало места покаянным коленопреклонениям при пении: «Да исправится молитва моя».

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Закончилось время нашего сосредоточения на себе, нашей работы над собой, теперь настает то время, к которому мы так долго готовились – весь пост. Теперь мы даже для самих себя уходим в тень, теперь мы полностью растворяемся в крестном пути Спасителя. Наши мысли, чувства, наши эмоции и переживание – все они там – от Гефсимании к Лифостротону и Голгофе. Начались последние часы земной жизни Христа. Совершается самое страшное предательство. В этот день последний раз на службе читается молитва св. Ефрема Сирина « Господи и Владыко живота моего », совершается последняя перед Пасхой исповедь. Закончилось время нашего сосредоточения на себе, нашей работы над собой, теперь настает то время, к которому мы так долго готовились – весь пост. Теперь мы даже для самих себя уходим в тень, теперь мы полностью растворяемся в крестном пути Спасителя. Наши мысли, чувства, наши эмоции и переживание – все они там – от Гефсимании к Лифостротону и Голгофе. Последний раз служилась сегодня Литургий Преждеосвященных даров, последний раз мы могли положить земные поклоны – теперь – только перед святой Плащаницей. В центре Великой Среды помазание ног Христовых и страшное предательство Иуды. Христос в доме прокаженного. И приходит женщина с дорогим сосудом, в котором очень дорогое миро, и начинает возливать ему на голову. Она готовит Христа к погребению, она, возможно, все свои сбережения вложила в этот последний дар Богу. « Миро представляло собой благовонную жидкость из масл и пахучих веществ, обыкновенно — из лучшего оливкового масла в соединении с благовонными смолистыми веществами вроде нарда или смирны и разных цветов. Алавастр это род мрамора, замечательного своей легкостью, прозрачностью и красотой. Из него приготовлялись разные вазы, урны, курильницы и сосуды для хранения ароматических веществ. Помазание миром на Востоке употреблялось не только в смысле высшего значения, как при помазании царей и первосвященников, а и в обыденной жизни людьми богатыми и знатными, ради удовольствия. Помазывали обыкновенно волосы на голове, лоб, лицо, бороду, одежду (Пс. 22:5; 132:2; Еккл. 9:8 и др.), а в знак выражения особого почтения кому-либо — ноги. », пишет архиепископ Аверкий (Таушев)

http://pravmir.ru/velikaya-sreda-posledn...

Закрыть itemscope itemtype="" > Кризис — это детская болезнь 27.05.2010 447 Время на чтение 5 минут В одной из притч Христос употребляет фантастический образ соли, которая неожиданно делается несолено й: Соль — добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее? ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают ее (Лк. 14, 34–35). Невозможный в химии процесс, однако, нередко совершается в душе человека, радостно и самоуверенно называющего себя христианином. Об этом, собственно, и говорит Спаситель, завершая притчу словами: «Кто имеет уши, чтобы слышать, да слышит». Зерно, посаженное на каменистом месте, часто дает пышные всходы. Легионы паломников, готовых на всех парах мчаться к любой святыне,— характерная примета нашего времени. Во множестве открывшиеся чудотворные источники, целая индустрия по розливу освященного масла, расфасовке святых сухариков, запечатыванию в пластиковые пакеты щепочек от неких священных дубрав — все это будто бы свидетельствует о торжестве православной веры. Но вот подкрадывается равнодушие. Молитва превращается в тяжкую обязанность и не приносит радости. Родственники и сослуживцы раздражают все больше и больше. Да и в храме начинают бросаться в глаза незаметные ранее недостатки. Ничто не мило. Вера больше не утешает, не приносит радости. Более того, она кажется помехой, заставляющей отказываться от многих, казалось бы забытых, но вот снова оказавшихся привлекательными удовольствий. Мы называем это духовным кризисом, понимая, что если от этой беды не уйти, то завершится все это полным крахом веры. В чем же дело? Почему первоначальный духовный порыв сменяется равнодушием? Не это ли имел в виду Христос, когда говорил об изгнанном бесе, возвращающемся вместе с семерыми друзьями в свое прежнее, чисто вымытое, заботливо прибранное жилище (см.: Лк. 11, 24–26)? Возможно, дело в элементарной лени, духовной праздности, от которой мы прежде всего остального просим себя избавить в молитве преподобного Ефрема Сирина. Когда человек делает первые шаги в вере, Господь поддерживает любое усилие мощным потоком благодати. Но когда вера достаточно укоренилась, когда христианин научился пользоваться дарами Святого Духа, никогда не оскудевающими в Церкви, Бог ожидает от него собственных усилий по поддержанию себя в должном духовном состоянии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Куда пойти на Масленицу в Москве Куда пойти в выходные на Масленицу? 9 марта, 2016 Куда пойти в выходные на Масленицу? Масленица, Блинница, Объедуха — так в просторечии именуют Сырную (мясопустную) седмицу, последнюю подготовительную неделю перед Великим постом. Богослужения этой недели призваны помочь верующим подготовиться к посту и примириться с ближними. В церковных службах уже появляется постовой характер: начиная со вторника, читается покаянная молитва Ефрема Сирина, а в среду и пятницу не совершается Божественная Литургия. Однако по народной традиции на Жирной неделе, как ее еще называли, происходили самые веселые гулянья и пышные застолья. Куда пойти в выходные на Масленице в Москве? За каждым днем Масленицы, которая в 2016 году приходится на 7-13 марта, было закреплено свое символическое значение. Каждый день имел название, а апофеозом становились гуляния с катаниями на санях, кулачными боями и взятием снежных крепостей. Всю неделю принято было ходить в гости, прежде всего к родственникам, угощать друг друга блинами. Их пекли с понедельника и до конца недели. Не забывали делиться блинами с нищими и бродягами, которых просили поминать усопших. Сами гуляния приходились на последние два дня недели и завершались сжиганием соломенного чучела Масленицы. В выходные, 12 и 13 марта, по случаю Масленицы в Москве запланированы многочисленные праздничные программы, которые пройдут почти во всех столичных парках. Скоростное выпекание блинов, народные игры и мастер-классы, квесты, выступления фольклорных коллективов и дегустация блинов – общая программа для всех парков на эти выходные. Впрочем, из-за «длинных выходных» по случаю 8 марта на некоторых московских площадках праздник начнется раньше обычного. Уже в понедельник 7 марта откроются масленичные ярмарки и базары на ВДНХ и в Воронцовском парке; ежедневно в 19.30 на Манеже будет проходить световое шоу «Окно в город». Власти Москвы в этом году подготовились лучше обычного и запустили сервис « Окно в город ». В интернете можно будет смотреть прямые трансляции с 18 площадок Москвы, среди которых ВДНХ, Парк Горького и «Музеон», Патриаршие пруды, «Царицыно», Лианозовский, Таганский, Гончаровский и Тушинский парки, площадь Кузнецкого моста, сад имени Баумана и многие другие.

http://pravmir.ru/kuda-poyti-na-maslenit...

Масленица. Трепет, радость и тревога перед началом долгого пути О неделе радостных встреч и добрых дел – протоиерей Алексий Уминский 7 марта, 2021 О неделе радостных встреч и добрых дел – протоиерей Алексий Уминский Эта неделя называется масленицей , потому что она хранит некое воспоминание о еще языческой традиции проводов зимы и ожидания весны. Для нас наступает пост всегда тоже весной, при конце зимы, и не зря этот пост всегда называется «весной покаяния, весной обновления нашей жизни». И встречать весну всегда радостно. Прощаться с зимой – с тяжелой одеждой, с тяжелой обувью, с бессолнечной погодой – всегда хочется поскорее. Поэтому предощущение прихода весны, не только как времени года, но настоящей весны как обновления жизни человека, обновления его души, сердца, всегда очень трепетно и радостно. Поэтому и неделя, которая называется масленицей, – тоже трепетная и радостная, но немножко тревожная. В эту неделю – в среду и пятницу – не служится литургия, читается молитва Ефрема Сирина с земными поклонами как преддверие, некая увертюра того, что настанет на следующей неделе для каждого из нас и будет продолжаться в течение семи недель. Это неделя радостных встреч с друзьями, со сродниками своими, это неделя добрых дел, которые приуготовляют нас к Великому посту . Простить Эта неделя – подготовка к одному из самых главных дней в году, Прощеному воскресенью . Я думаю, что тот, кто однажды в своей жизни этот день пережил по-настоящему глубоко, с большим волнением потом к этому дню подходит и относится. Он очень волнуется в этот день, в этот вечер на чине прощения, потому что ведь это так непросто – во-первых, сказать «прости», а во-вторых, очень непросто быть прощенным. Потому что быть прощенным – это взять на себя груз и ответственность прощения, которого ты никогда не заслужил. И груз прощения Божьего, которого ты никогда заслужить не сможешь. Простить для человека – это одно из серьезных испытаний. Очень серьезных, потому что именно когда человек прощает, он может в этот момент уподобиться Христу.

http://pravmir.ru/maslenitsa-trepet-rado...

Отделение восьмое Жалоба на врага. Молитва об избавлении от него и пощаде на Суде ради искупления О Судия, Которого суд праведен и Которому ведомо всё сокровенное, не осуди меня на праведном Суде Твоем, когда обнаружены будут все тайны! Грешница слезами, какие принесла Тебе, уничтожила рукописание долгов своих. Вот и я приношу в дар Тебе слезы. Приими их и от меня, Господи, как принял от нее. Лукавый обманул меня своими ласкательствами и пленил ум мой своими обольщениями. Отжени его, Господи наш, от меня, бедного, исхить из руки его, чтобы не растерзал меня! Суди меня, Господи, и рассуди прю мою с немилосердным врагом. Он поставил меня целью для стрел своих. По щедротам Твоим да пронзят его самого стрелы сии! Будь Помощником мне, бедному, Господи, потому что нет у меня иного помощника, и не попусти врагу посмеяться надо мною, побежденным, как посмеялся он над нашей праматерью. Горе мне, если все тайны мои будут открыты и подвергнуты испытанию там, где не уважится никакое оправдание! Содрогается дух мой, Господи, ибо слышу, что нечестивых огнь искусит, а я – сено и солома. И если Ты, Господи, воззришь на вины мои, то я погиб. Благость Твоя, Господи, которая некогда вознесла Тебя на Крест для искупления рода нашего, – она у Тебя да предварит меня, бедного, чтобы сподобиться мне оставлению грехов моих. Ты, Иисусе, искупивший всех Своей кровью и смертью Своею связавший крепкого, сними с меня путы лукавого, сокруши оковы и узы его. Запрети ему, чтоб удалился он от меня, бедного, и не исполнял на мне воли своей. Согласи волю мою с Твоей волей, Господи, милосердием Своим изглаждающий грехи мои. Не оставь меня в руках ненавистника и не давай ему власти надо мной, потому что Плоть и Кровь Свою уготовал Ты в снедь мне и крест Твой напечатлен на челе моем. Подкрепи меня, Господи, потому что я немощен, загладь вины мои, потому что много согрешил я, уцеломудри чувства мои, чтоб с покорностью держались они царского пути. Да воссияет свет Твой в помыслах моих, да просветятся они лучами Твоими и величественное сияние Твое да возвеселит их, потому что Ты – Всеозаряющее Солнце. Иссопом Твоим очисти скверны наши, Кровью Твоей омой язвы наши, Телом Твоим освяти сокровенные движения помыслов наших!

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Путь Научай брата своего, возлюбленный, не тому пути, который уводит в мир, но тому, который вводит в Царство Небесное. Бойся же Господа всей силой твоей, и не соревнуй делам нечестивых, потому что огонь их не угаснет, и червь их не умрет (см. Мк. 9, 44 ). Два человека пошли в город, отстоявший на тридцать стадий. Когда же совершили стадии две или три, встретилось им на дороге место, где стояли рощи и росли тенистые дерева, текли ручьи вод и было много приятных мест. Когда путники увидели это, то один, поспешив видеть город, прошел то место скоро, а другой остановился посмотреть и отстал. Потом ему захотелось выйти из-под древесной тени, но он побоялся зноя. Пока же медлил на месте, наслаждаясь приятностью его, вышел зверь, живущий в том лесу, схватил путника и увлек в свое логовище. Между тем другой человек, который не был нерадив и не развлекался красотой дерев и места, достиг города. Брат говорит: «Желаю слышать объяснение, потому что не понимаю, что это значит». Слушай, при содействующей нам благодати. Два человека – это вступившие на путь благочестия и начавшие подвизаться. Враг же, намереваясь остановить их шествие, привносит бесовские пожелания: тщеславие, любоначалие, гордость и все тому подобное. И кто поспешил достигнуть почести высшего звания Божия во Христе ( Флп. 3, 14 ), тот не задерживается этим. А развлекшийся красотой дерев и места означает человека, который от невидимого склонил ум свой к видимому. Зной – это труд добродетелей. А что человек замедляется на месте и делается добычей зверя, значит – он остановил помысел на вожделении земного, а из этого вожделения, подобно лютому зверю, выходит грех и овладевает человеком. Если вознамеришься идти в другую дальнюю сторону и землю, то невозможно тебе будет в одно мгновение перейти расстояние целого пути, но каждый день по числу шагов своих, ходя от ночлега до ночлега, с продолжением времени и труда достигнешь той стороны, которую имеешь в виду. То же надобно сказать о Царстве Небесном и рае сладости; каждый достигает их постом, воздержанием, бдением. Воздержание, слезы, молитва, бдение, любовь – вот ночлеги, ведущие на небо. Не бойся положить прекрасное начало прекрасному пути, вводящему в жизнь. Пожелай только идти этим путем и окажешься готовым, и самый путь тотчас сделается скоропроходимым под ногами твоими, и, радуясь и продолжая путь свой, с приятностью станешь проводить ночлеги свои, а после каждого ночлега будут укрепляться стопы души твоей, не найдешь затруднения на пути, ведущем к небу. Господь Небесный Сам сделался путем жизни для желающих с радостью прийти к Отцу светов.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/si...

Скачать epub pdf 51. Весна. Весенняя молитва Благий Человеколюбец! Если на траву, на цветы, на всякую зелень земную обильно изливается благодать Твоя во время свое, то кольми паче подашь Ты просимое рабу Твоему, умоляющему Тебя. Ибо вот, проясняется воздух, и птицы разнообразят голоса свои, воспевая славу великой Премудрости Твоей. Вот вся земля облекается в ризу испещренных цветов, сотканную без рук человеческих, – веселится и празднует праздник. Воскропи и на мое сердце росою благодати Твоей, благий Человеколюбец! Как засеянная земля без ниспадения довольного дождя не может дать и воспитать произрастений своих, – так и сердце мое без благодати Твоей не в силах изнесть благоугодное Тебе и принести плод правды. Этот дождь питает растения, и древа увенчиваются разнообразными цветами, и роса благодати Твоей да просветит ум мой и сердце мое да украсит цветами умиления, смирения, любви и терпения. Да приблизится моление мое пред Тя, Господи! Даруй мне Святого семени Твоего, чтобы мог я принести Тебе рукояти, полные плодов благих, и сказать: «Слава Давшему что принести Ему», – и поклониться Отцу и Сыну и Святому Духу. (Из творений преподобного Ефрема Сирина ) Чему учит нас весна? Каждый видит, как на земле все обновляется с наступлением весны. Растения, не обнаруживавшие признаков жизни, с возвращением солнца снова начинают свою жизнь, на них являются почки, листья, и они снова цветут. Зерно, брошенное в землю, спало там сном, по-видимому, непробудным, но теплый луч коснулся земли, и оно выходит на свет Божий, и красуется золотистым цветком. Все эти чудные явления природы, так часто видимые нами, не что иное, как преобразование нашего нетления и покоя смертного во гробе, нашего восстания и обновления для жизни лучшей, вечной. С особенной радостью смотришь ты на появление цветов и растений в первые дни весенние, ты не можешь объяснить своей радости, сознаешь только, что душа твоя как бы обновляется обновлением сей природы. Знай же, друг мой, что радость твоя при взоре на весеннее обновление лица земного есть предчувствие твоего собственного обновления.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010