Скачать epub pdf 17. 2 седмица Великого поста. Молитва преподобного Ефрема Сирина. О духе уныния «Духа уныния не даждь ми». Очень сложна наша жизнь человеческая, благочестивые слушатели, особенно сложна наша внутренняя жизнь. Сколько восприятий и впечатлений каждый день проходит через нашу душу! Сколько мыслей, суждений и всяких переживаний возникает в ней постоянно: то плохих, то хороших, то неожиданно-новых, то надоедливо-старых, уже когда-то в той или иной степени пережитых. Если быть внимательным к себе, к своей внутренней жизни, то можно заметить, что существует тесная связь между одними переживаниями и влечениями и другими, что одни из них порождают другие и готовят почву для третьих, чтобы отразиться в них. На этой внутренней связи и зависимости одних греховных переживаний от других и построена покаянная молитва преподобного Ефрема Сирина . Так дух праздности как исходный недуг, овладев человеком, рано или поздно, непосредственно или через промежуточные недуги, может привести, если ему не противодействовать, к тяжёлому духу уныния. Завладев человеком, этот последний недуг, в свою очередь, может привести к ещё более гибельному недугу – недугу отчаяния. Против такого овладевания нами духом уныния и просит нас усердно и постоянно молиться во втором прошении своей молитвы преподобный Ефрем Сирин . «Праздность – мать пороков», – говорит народная мудрость, а значит и уныния 14 . Опыт духовной жизни подвижников благочестия свидетельствует о том же. В этом опыте есть, однако, указания и на другие причины уныния и на предшествовавшие и подготовлявшие его греховные состояния. Так к унынию располагает длительное одиночество и «безмолвие» не утверждённого в Боге человека 15 . К унынию может привести маловерие и неверие 16 , отсутствие послушания духовнику или старшим 17 . Нераскаянность в грехах является прямой дорогой к унынию. «Печали и унынию повинный бываю, яко непокаянен пребываяй и неисправлен» 18 . Унынием часто заканчиваются: гнев, причинённые обиды, понесённые убытки 19 или неудача в работе, по службе и прочее. Уныние возникает нередко «от наслаждения, а иногда от того, что страха Божия нет в человеке» 20 , а также от многословия 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Скачать epub pdf 22. 3 седмица Великого поста. Молитва преподобного Ефрема Сирина. О духе целомудрия «Дух целомудрия даруй ми, рабу Твоему». Предыдущие наши беседы, благочестивые слушатели, были посвящены рассмотрению четырёх прошений второй части молитвы преподобного Ефрема Сирина . Мы видели, что эти прошения касались избавления нас от духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия. Все эти грехи связаны друг с другом и произрастают от одного корня: нерадения, небрежения, беспечности о своём спасении и добросовестном выполнений своих человеческих обязанностей, своего семейного, служебного долга. Главным порождением этого нерадения и беспечности является праздность, разленение, расслабление тела и духа, со всеми вытекающими отсюда последствиями: унынием, любоначалием и празднословием. Грехами все мы, братия и сестры, избыточествуем, о добродетелях же только помышляем. Первых у нас слишком много: мы задыхаемся от них, вторых слишком мало: мы погибаем без них. Первые у нас похищают всё время, все силы, все наши способности и желания. На вторые, у нас ничего не остаётся: ни времени, ни сил, ни способностей, а подчас и желания. Разве это не трагедия, не постоянно угрожающая нам катастрофа! Грехи калечат, оскверняют и губят нашу душу. А между тем ей свойственна незаглушимая потребность в обновлении, в возрождении, потребность любить жизнь, красоту и мудрость Божьего мира и своё благо видеть во благе и счастье других людей. Если последние теряют образ Божий, грубеют и ожесточаются, то тем сильнее становится жалость к ним, жарче и усерднее молитва за них. И не будет нашей душе покоя, пока милость Божия не коснётся их. И нет для неё (души) другой полноты жизни, как жизнь в христианских добродетелях, в полноте любви к Богу и друг к другу. Чтобы эти добродетели укрепились в нашей душе, нужно освободить им место. Оно будет освобождаться, если мы успешно будем вытеснять из души грехи, указанные в первом прошении преподобного (праздность, уныние и прочие). Освобождаясь от этих грехов, душа наша всё шире будет открывать дверь для тех христианских добродетелей, о которых преподобный говорит во втором прошении молитвы. Что же это за добродетели?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Закрыть Слово о молитве преподобного Ефрема Сирина Часть 1 16.03.2022 5318 Время на чтение 12 минут Начиная с вечерни среды сырной седмицы, служба в храмах совершается с поклонами и молитвой преподобного Ефрема Сирина. Эта удивительная молитва сопровождает нас все время Великого поста. Предлагаем вниманию читателя проповеди архимандрита Кирилла (Павлова), в которых разбирается каждое прошение молитвы, проникнутой глубочайшим духом покаяния.  " Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми " Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братия и сестры, в продолжение Великого поста мы слышим, как за каждой Божественной постовой службой священник читает краткую, но умилительную молитву: Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиреномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь. Эта молитва состоит всего из десяти прошений, однако своим покаянным духом и способностью приводить человека в сердечное сокрушение она превосходит многие другие молитвословия, почему и принято ее читать Великим постом, когда Церковь зовет нас к обновлению души, к подвигу самоиспытания, к усиленной молитве и покаянию, к очищению своих грехов. Каждое слово ее находит отклик в нашей душе, и помогает нам осознать свои пороки и возжелать добродетели, и располагает нас к молитвенному обращению к Богу о помощи в борьбе со своими страстями. Составитель этой молитвы, преподобный Ефрем Сирин, всю жизнь плакал, и потому исполнена она такого глубокого покаянного назидательного чувства и утешения. Начинает свою молитву преподобный Ефрем обращением к Богу: Господи и Владыко живота моего… Слово Божие нам открывает, что наша жизнь связана с Богом, от Него зависит и Им держится. В Его милующих руках - участь праведных и неправедных, добрых и злых и всего животного и растительного мира. Никто и ничто не может просуществовать и дня, и часа без Его зиждительной силы Духа Святаго, поддерживающей бытие всякой сотворенной живой твари. Поэтому, чувствуя в своем сердце Бога, мы не можем без молитвы к Нему, без благословения Его ни начать, ни продолжить, ни завершить никакого дела на земле. Бог действительно есть Господин, Начальник, Владыка нашей жизни.

http://ruskline.ru/analitika/2014/03/08/...

Скачать epub pdf 28. 4 седмица Великого поста. Молитва преподобного Ефрема Сирина. О духе терпения «Дух терпения даруй ми, рабу Твоему!» В последних двух беседах о молитве преподобного Ефрема Сирина , благочестивые слушатели, мы назидались разъяснением двух добродетелей, целомудрия и смиренномудрия. Они, как мы видели, тесно связаны друг с другом. Цельность, неиспорченность, неразделённость человеческого духа является условием его смирения и преданности воле Божией. Смирение же и преданность воле Божией порождает терпение. Что такое терпение? «Терпение, – говорит святитель Григорий Богослов , – есть переваривание в себе скорби и спокойная встреча обиды». В этом определении святого отца характерно слово «переваривание». Переваривать скорби – значит брать, осваивать в них то, что духовно питает и укрепляет душу. Скорби питают душу, когда они воспринимаются как посещение Божие, как призыв к борьбе с грехами, породившими скорбь, как средство стяжании благодати Божией через смиренное перенесение всех страданий, связанных со скорбью. Такое духовное «переваривание» скорбей и есть терпение. Оно даёт духовную закалку для перенесения будущих обид, бед и скорбей. Они будут переживаться в Боге и с Богом. Вот обо всём этом и говорит краткое определение терпения, данное святителем Григорием Богословом . Мы уже знаем, братия и сестры, что терпение созидается смирёной преданностью воле Божией. Что ещё помогает созиданию терпения? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к лествице добродетелей апостола Петра. В этой лествице терпение, занимая срединное место, тесно связано с предшествующими ему добродетелями и последующими, из него вытекающими. Покажите, – говорит апостол, – в вере вашей добродетель, в добродетели – рассудительность, в рассудительности – воздержание, в воздержании – терпение, в терпении – благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии – любовь ( 2Пет. 1:5–7 ). Как видим, братия и сестры, исходным условием спасения в этой лествице указывается вера. Она вызывает страх Божий, т. е. покаянное, смиренное чувство связи с Богом. Это и есть по апостолу начальная добродетель. Овладевая разумом человека, это чувство создаёт рассудительность («дар духовного рассуждения»).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Скачать epub pdf 32. 5 седмица Великого поста. Молитва преподобного Ефрема Сирина. О зрении своих согрешений «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя согрешения». Мы провели, благочестивые слушатели, восемь бесед на молитву преподобного Ефрема Сирина . Из них первые четыре касались четырёх греховных страстей, праздности, уныния, любоначалия и празднословия, от которых мы просим у Бога избавления. Остальные четыре беседы касались четырёх добродетелей (целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви), даровать которые мы просим у Всеблагого и Премилосердного Господа. Без помощи Божией нельзя преодолеть ни одного греха и стяжать ни единой добродетели. Чтобы преодолевать заполняющие нас грехи и стяжать спасительные добродетели, надо предварительно знать их, иметь о них понятие. Это знание невозможно без познания себя самого. Самопознание же – труднейшее из всех дел человеческих. Ещё учёные (философы) глубокой, дохристианской древности сознавали эту трудность, призывая, однако, людей познавать себя (Сократ), так как только через это самопознание можно лучше познать и людей, и окружающий мир. Познать себя, свой внутренний, весьма сложный и противоречивый мир наилучшим образом можно лишь при борьбе с грехами, при так называемом «внутреннем делании». Науку о таком «делании», называемую аскетикой, создавали и в жизнь проводили христианские подвижники в опыте «невидимой брани» с грехами в своей подвижнической жизни. Без знания внутренней жизни, братия и сестры, нельзя ни разобраться в грехах своих, ни совершенствоваться в добродетелях. Поэтому аскетика нужна и каждому из нас. Но какая? Внутренняя жизнь не у всех нас одинакова, ибо различный духовный опыт и способности, и склонности, и нравы, и возраст людей, а также и обстановка и условия их жизни. Эти различия и требуют, чтобы каждый создавал свою аскетику «правила жизни», но на основе общих, для всех обязательных, законов подвижнической жизни. Каковы они, эти законы? Изложим некоторые из них в виде изображения (начертания) краткого процесса развития греха и борьбы с ним, в связи с раскрытием нашей темы о зрении своих согрешений.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Толкование на молитву святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». Вы знаете, что это молитва преподобного Ефрема Сирина, о котором уже говорил вам, и некоторые из великих творений которого зачитывал. Почему этой молитве Святая Церковь уделяет такое необычно видное место в богослужении, почему так много раз повторяется она во время всех великопостных богослужений? Не без особой причины – чувствуете сами сердцем вашим, в чем причина – эта молитва проникает в сердце, как никакая другая, вы чувствуете особую, исключительную, божественную силу ее. Отчего это? Оттого, что излилась она из сердца совершенно очищенного, совершенного, святого, из ума, просвещенного Божией благодатью, который стал причастником ума Христова. Поэтому такая власть, такое таинственное действие на сердце христианское этой удивительной молитвы. Для начала скажу, что чрезвычайно важен сам факт, что святой Ефрем просит Бога, чтобы избавил его от всего порочного, что противно Богу, чтобы Господь сподобил его добродетелей, важнейших великих добродетелей. Почему просит об этом? Есть люди, и в особенности были такие в прежние языческие времена, которые во всем полагались на себя, думали, что все достижимо силами их ума, их чувства. Есть и теперь люди, которые не понимают, что многое, и притом самое важное, самое драгоценное, самое сокровенное нашему уму и чувству недоступно. Люди, понимающие это, помнят, что сказано святым апостолом Павлом: «Не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (Рим. 7:15). Так говорит величайший верховный апостол, сознавая свое бессилье идти по пути добра, глубоко понимая, что плоть его, которая тянет вниз и не пускает сердце высоко к Богу, имеет огромную власть над ним. Он тосковал, мучился душой, что не творил того доброго, чего жаждала душа его, а творил то злое, чего не хотел.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3589...

Беседа третья. Наставления о внутреннем делании и о молитве Иисусовой древних св. отцов Православной Церкви: Василия Великого, Макария Великого, Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Иоанна Лествичника, Исихия Иерусалимского, Филофея Синайского, Варсонофия и Иоанна, Исаака Сирина, а также прп. Серафима Саровского Инок. Наши предыдущие беседы имели характер более или менее последовательного и систематического изложения учения Православной Церкви о том, что такое Иисусова молитва, каково ее значение в духовной жизни христианина, как нужно проходить ее, каковы условия ее благотворного действия в нас, какие трудности и неправильности могут быть при занятии этой молитвой и т. д. В дополнение к сказанному ранее изложим в настоящей беседе учение об Иисусовой молитве и о молитве вообще некоторых отдельных св. отцов и подвижников Православной Церкви, писавших или учивших об умном делании. Из совокупности их наставлений сложится всестороннее изображение умного делания. Мы начнем с древнейших отцов Церкви и постепенно перейдем к ближайшим к нам по времени наставникам Иисусовой молитвы. Что Вы на это скажете, дорогой батюшка? Иерей. Что же я могу сказать? Я только с величайшей благодарностью и интересом буду слушать все то, что Вы мне предложите, так как ожидаю от этого нового для себя назидания и утешения. Инок. Итак, благословясь, продолжим нашу беседу. Начнем мы с предисловия свт. Феофана к его переводу святоотеческого Добротолюбия. Свт. Феофан пишет о важности знакомства со святоотеческой письменностью не только для монашествующих, но и для мирян, дорожащих единством, цельностью и полностью своего христианского мировоззрения и христианской жизни. По словам святителя, «сокровенная в Господе нашем Иисусе Христе истинно христианская жизнь зачинается, раскрывается и к совершенству восходит в своей для каждого мере, по благоволению Бога Отца, действием присущей в христианах благодати Пресвятого Духа, под водительством Самого Христа Господа, обетовавшего быть с нами во все дни неотлучно.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/besedy...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» иерей Никита Заболотнов Наука о душе: Великий пост для детей " decoding="" title="" > ( 5  голосов:  4.8 из  5) Продолжая тему Великого поста для детей, публикуем беседу на телеканале «Союз» со священником Никитой Заболотновым, клириком храма первоверховных апостолов Петра и Павла (город Полевской). Один из вопросов  – молитва Ефрема Сирина в переложении для ребёнка. – Отец Никита, хотелось бы сегодняшнюю встречу начать с разговора о молитве. Молитва в первую очередь ассоциируется с постом, если не говорить об ограничениях в еде. Что мы можем предложить детям? – Дорогие братья и сестры, действительно, молитва для христианина в пост – это очень важная вещь. Ведь наш аскетический подвиг в плане еды небольшой, постная диета направлена, в том числе, на то, чтобы человеку было легче молиться. Если человек имеет опыт настоящего поста, хорошего, выверенного для себя – не тяжелого, когда он без сил плетется из одного места в другое и думает исключительно о том, что ему поесть вечером; а такого, который помогает ему, от которого молиться легче. Что касается молитвы в пост, то мы уже говорили о постных подвигах, которые могут понести дети и могут понести родители в семье, где есть дети. И вот один из этих подвигов – это подвиг небольшой молитвы. Есть дети, которые, предположим, еще не приучены к молитве каждый день, утром и вечером – для них, наверное, будет подвигом молиться каждый день. Но, чтобы детей к молитве приучить, нужно показывать им пример, молиться самим, и кроме того, лучше всего начинать молиться вместе с детьми.  Что касается тех семей, где молитва является нормой, родители и дети молятся утром и вечером и делают это вместе, то в пост очень хорошо добавить какие-то молитвы. Это могут быть молитвы конкретные, когда мы молимся о чем-то, это может быть молитва Ефрема Сирина , с которой Церковь обращается к Господу в дни Великого поста.

http://azbyka.ru/deti/nauka-o-dushe-veli...

19. Пятница сырная. Ап. от 70-ти Архиппа. Служба ап. от 70-ти Архиппа не имеет праздничного знака, совершается вместе со службами Октоиха и Триоди (подобно службе в среду сырную). На вечерне кафизма 15-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 3-й – 3, и апостола, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Не терплю, Чадо...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди, глас 2-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Триоди, глас тот же: «Грозд всезрелый, Чистая…». По Трисвятом – тропари, глас 4-й: «Богородице Дево…» (поклон). «Слава» – «Крестителю Христов…» (поклон), «И ныне» – «Молите за ны…» (поклон), «Под Твое благоутробие…» (без поклона). Чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Сый благословен…». Чтец: «Аминь». Молитва: «Небесный Царю…». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко…» (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей – великий отпуст. Совершается великое повечерие с поклонами (на повечерии пение везде заменяется чтением). По «Достойно…» и Трисвятом не поется, как Великим постом, «Господи Сил, с нами буди…», но – тропари малого повечерия, а именно: В храме Господском – дневной тропарь: «Спаси, Господи, люди Твоя…». «Боже отец наших…», «Иже во всем мире…». «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Молитвами, Господи…». В храме Богородицы и святого – дневной тропарь: «Спаси, Господи…», тропарь храма. «Боже отец наших…», «Иже во всем мире…». «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Молитвами, Господи…». Чтец : «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей – возглас: «Боже, ущедри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Конечное Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12). Молитвы: «Нескверная, Неблазная…», «И даждь нам, Владыко…», «Преславная Приснодево…», «Упование мое…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Хор или чтец: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей – отпуст малый (но не «Владыко Многомилостиве…»). Обычное прощение от настоятеля и ектения: «Помолимся о Великом Господине…», в конце которой иерей глаголет: «Рцем и о себе самех». Хор: «Господи, помилуй» (трижды). Иерей: «Молитвами святых отец наших…». Хор: «Аминь».

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-04/

24. Четверг 2-й седмицы. Первое и второе Обретение главы Иоанна Предтечи. Прп. Еразма Печерского, в Ближних пещерах. Литургия Преждеосвященных Даров. Служба совершается по 12-й Марковой главе Типикона под 24 февраля: «Аще ли случится Обретение честныя главы Предтечевы во един от дней постных», а также по 11-й Марковой главе Типикона под 24 февраля: «Аще ли случится Обретение честныя главы Предтечевы в понедельник 2-я, или 3-я, или 4-я недели постов». На великом повечерии в среду вечером (без поклонов): По 1-м Трисвятом – тропарь Предтечи, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». По 2-м Трисвятом – тропари обычные: «Помилуй нас, Господи...». По «Слава в вышних...» – канон Богородицы (Октоиха) и служба мчч. Марка, еп. Арефусийского, Кирилла диакона и иных многих (с 29 марта). По 3-м Трисвятом – кондак Предтечи, глас 2-й (вместо «Господи Сил...»). По «Честнейшую Херувим...» – возглас: «Боже, ущедри ны...», и молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Конечное Трисвятое и «Господи, помилуй» (12) не читаются. Окончание службы как в малом повечерии. Отпуст малый (но не «Владыко Многомилостиве...»), и прощение от священника (по обычаю). На полунощнице кафизма 17-я, тропари обычные. По «Честнейшую Херувим...» – молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя великими поклонами). Утреня . По возгласе «Благословен Бог наш...» – чтец: «Приидите, поклонимся...» (трижды) и обычные псалмы 19-й и 20-й (на которых совершается каждение всего храма). На «Бог Господь» – тропарь Предтечи, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». Кафизмы 6-я, 7-я и 8-я. По 1-м стихословии – малой ектении нет. Седален Триоди, глас 3-й: «Христос лоза красная...» (см. по 2-м стихословии). «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Милосердия Твоего...». По 2-м стихословии – малой ектении нет. Седален Триоди, глас 6-й: «Господи, благоуветлив буди нам...» (см. по 3-м стихословии). «Слава» – тот же седален, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Милосердия источник...».

http://patriarchia.ru/bu/2023-03-09/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010