118 . В. Гумилевский. „Полемика евангельских христиан с архиеп. Антонием”. Руководство для сельских пастырей. 1911 г. 42. 119 . В. Пестряков. „Из наблюдений над жизнью баптистов”. Руководство для сельских пастырей. 1911 г. 37. 120 . В. Гумилевский. „Из психологии баптизма”. Руководство для сельских пастырей. 1911 г. 30. д) иеговисты. Книги и брошюры. 1 . Е. Молоствова. „Иеговисты”. СПб. 1914 г. 2 . И. Дроздов. „Секта, известная под названием „Иеговистов” или „Сионский Вестник”. Иркутск. 1901 г. 3 . Е. Делов. „Иеговисты”. Тифлис. 1906 г. Статьи. 4 . Η. Красовский. „Сионская Весть” или „Секта Десного Братства”. Странник. 1897 г. 5 . Ф. Ливанов. „Раскольники и острожники”, т. 5, стр. 215. 6 . А. Максимов. „Капитан Ильин и его последователи”. Пермские Епархиальные Ведомости. 1867 г. 24. 7 . Его же. „И ещё кое-что о секте кап. Ильина и образе жизни его последователей”. Пермские Епархиальные Ведомости. 1868 г. 31. 8 . А. Вишняков. „Сионская Весть”. Православное Обозрение. 1867 г. 9 . Вруцевич. „Раскол в Пермской губернии”. Отечественные Записки. 1883 г. 6. 10 . Брокгауз-Ефрон. „Энциклопедический словарь”, т. 59, стр. 152. 11 . „Братство Десных”. Церковные Ведомости. 1889 г. 29. 12 . И. Айвазов . „Закавказские сектанты еговисты”. Миссионерское Обозрение. 1906 г. 1. 13 . Его же. „Кавказские сектанты еговисты”. Миссионерское Обозрение. 1906 г. 11. 14 . Аркадий, арх. Пермский. „Письмо к Никанору, митрополиту С.-Петербургскому”. Христианские Чтения. 1887 г., т. 2. 15 . Архангельский. „Вероучение еретической секты субботников или иеговистов”. Екатеринбургские Епархиальные Ведомости. 1901 г. 6–7. 16 . Добротин. „Сионская Весть и секта иеговистов”. Миссионерское Обозрение. 1905 г. 10–11. 17 . Проф. Ивановский. „Материалы для характеристики секты, известной под именем „Сионская Весть”. Прав. Соб. 1876 г., т. 2. 18 . Его же. „О секте „Общество Десных” или „Сионской Вести”. Миссионерское Обозрение. 1899 г. 1–4. 19 . Его же. „Моё путешествие на Урал и уральские сектанты иеговисты”. Миссионерское Обозрение. 1900 г. 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

М.,1906. С. 3.    Там же. С .4.    Там же. С. 191.    Там же. С. 3.    Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца схиархимандрита Илиодора. подвизавшегося в Глинской пустыни Собранное игуменом Иассоном. М., 1887.    Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца схиархимандрита Илиодора, подвизавшегося в Глинской пустыни Собранное игуменом Иассоном. М.,1906. С. 3.    Отец Иассон пишет, что «в этот долгий промежуток времени некоторые неблагоприятные причины препятствовали довершать наш труд». Там же. С. 4).    Курские епархиальные ведомости. 1892. 17. С. 73.    Церковные ведомости. 1905. 1. С. 15.    Там же. 1906. 18. С. 217.    Жизнь и подвиги Глинской пустыни старца Феодота//Курские епархиальные ведомости. 1893. 39. С. 1—8; 40. С. 9—16; N° 41. С. 17—24; 1894. 4. С. 25 32; 5. С. 33—40; 6. С. 41—43.    Жизнь и подвиги Глинской пустыни старца Феодота. (С портретом). Сост. иеромонахом Иассоном. Курск, 1894.    Краткое сказание о жизни монаха Досифея Сост. иеромонах Иассон//Курские епархиальные ведомости. 1894. N° 7 С. 45—54.    Подвижник Глинской Рождество-Богородицкой пустыни старец монах Мартирий Собрал игумен Иассон. Курск, 1910. С. 31.    Подвижник Глинской Рождество-Богородицкой пустыни старец схимонах Евфимий Собрал игумен Иассон. Курск, 1910.    Подвижник Глинской Богородицкой пустыни монах Феодот. Издание Глинской пустыни. Одесса, 1909. С. VI.    Концевич И.М. Оптина пустынь и ее время. Почаев. Лавра, 1970. С. 52.    ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 89, л. 19 об,—20.    Там же.    ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 1, л. 18 об.—19.    Личный архив автора. Беседы схиархимандрита Андроника (Лукаша) с архимандритом Иоанном (Масловым). Магнитофонная запись 1966.    ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 174, л. 21 об.—22.    ГАСО. ф. 454, оп. 1, д. 1, л. 14.    Там же, л. 13 об,—14.    ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 1, л. 13 об.—14.    Спасо-Илиодоровский скит... С. 39.    ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 174, л.4.    Спасо-Илиодоровский скит... С. 29.    ГАКО, ф. 20, оп. Зл, д. 174, л. 6.    Личный архив автора.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Благоприятные условия. – «Воскресный День.» – «Кормчий». – ,Пастырский Собеседник». – «Русский Паломник». – Троицкие Листки» и их подражатели. – «Вера и Разум». – «Церковные Ведомости». – «Вестник Военного Духовенства». – Православный Благовестник». – «Народное Образование». – Прежние журналы. – «Друг Трезвости». Время с первых же шагов обнаружилось особенно благоприятным для развития так называемых назидательных духовных журналов, т. е. сборников общедоступных статей религиозно-нравственного содержания в удовлетворение возникавшей вследствие развития церковной грамотности потребности народа в духовном чтении. На этой почве явились в Москве иллюстрированные еженедельные журналы: «Воскресный День», издание священника Симеона Уварова «для чтения в православной семье», «Кормчий», и многие другие, а также, с 1884 года, «Пастырский Собеседник», без иллюстраций, еженедельное издание В. А. Маврицкого. В Петербурге чуткий к веяниям времени редактор журнала «Церковно-Общественный Вестник», Поповицкий превратил свой задорный «Вестник», полный обличительного направления, также в назидательную еженедельную «иллюстрацию», под названием «Русский Паломник». Огромнейшее распространение получили начатые изданием еще в конце предшествовавшего царствования 214 дешевые «Троицкие Листки», по шести гривен за сотню, иеромонаха Троице-Сергиевой лавры Никона, возведенного скоро в сан архимандрита, и собрали своему издателю по полушке порядочный капитал, давший ему возможность устроить собственную типографию и развивать дело: кроме «Листков», отец Никон стал издавать еще «Троицкие Книжки», ценою по одной копейке, и «Троицкие Образки», но последнее предприятие не удалось, вследствие сильной конкуренции главным образом со стороны фабрики нарядных и дешевых икон на жести, и прекращено. «Троицкие Листки» вызвали подражание: явились с 1884 года «Киевские Листки», с 1886 года «Почаевские Листки» при «Волынских Епархиальных Ведомостях» и др. С 1884 года харьковский архиепископ Амвросий Ключарев преобразовал местные епархиальные ведомости в солидный богословско-философский журнал «Вера и Разум». Журнал состоит из двух отделов – богословского и философского, кроме того, при каждой книжке имеется «Листок для харьковской епархии», те же епархиальные ведомости, очень содержательные, но набираемые экономно и весьма толково, так что «Листок» на двух своих страницах дает более, чем иные епархиальные ведомости в целом номере. «Вера и Разум» выходить два раза в месяц, книжками в 8 или 10 печатных листов, стоит с пересылкой 10 рублей и при обязательности подписки в своей обширной епархии не жалуется на скудость.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Страницы всех наших духовных периодических изданий обязательно должны быть открыты для вполне свободных, ничем не стесняемых заявлений и обсуждений всего, что касается как предстоящей церковной реформы, так и всех явлений современной жизни, поскольку они соприкасаются с пастырством. Прямая же обязанность всех епархиальных архиереев, подсказываемая самыми насущными интересами церкви и православия, требует от них не только не препятствовать или как–нибудь стеснять свободные собрания и обсуждения духовенством всех вопросов, относящихся к церковной реформе и новому положению церкви, а всячески поощрять их и поддерживать. Время замалчиваний, запрещений, утаиваний от пастырей жизненных и кровных для них вопросов, время недоверия, со стороны архипастырей, к пастырским собраниям и обсуждениям, должно прекратиться навсегда; пастыри во всей своей совокупности, а не в лице только случайных архиерейских избранников, должны быть открыто признаны архипастырями своими главными полноправными советчиками и сотрудниками в устроении как всех епархиальных дел, так и в решении общих церковных вопросов. Недоверия, разделения между архипастырями и пастырями, никак не должно быть, – они должны составлять из себя одно, иметь одну душу, иначе между ними может произойти очень нежелательный по своим последствиям раскол.   Н. Каптерев. 1 Особенно много статей, относящихся к церковной реформе, мы встречаем в наших столичных газетах, каковы: Новое Время, Русь, Слово, Русское Слово, Рассвет, Новости, Московские Ведомости, Биржевые Ведомости, Русский Листок, Русские Ведомости, Санкт-Петербургские Ведомости, Заря, Петербургский Листок и др. Кроме столичных и провинциальные газеты также занялись решением вопроса о церковной реформе. Из них по этому вопросу пишут: Варшавский Дневник, Одесские Новости, Одесский Листок, Киевское Слово, Киевская Газета, Южный Край, Южное Обозрение, Севастопольский Вестник, Западный Вестник, Рижский Вестник, Либавский Вестник, Белорусский Вестник, Приволжский Край, Казанский Телеграф, Приазовский Край, Пятигорский Листок.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

149 ПСЗ. 22. 22581; 30. 33701; 31. 34890, 35315; Стенографический отчет Государственной Думы 3 созыва. Сессия 2. Заседание 34. С. 2091; Сессия 5. Добавление 119; 4 созыва. Сессия 4. Заседание 27. Добавление. С. 2379. К началу 1913 г. жалованьем были обеспечены в целом 31 218 приходов (Отчет обер-прокурора... за 1911–1912 годы... С. 174–188). 152 Деяние Священного Собора Православной Российской Церкви 1917 – 1918 гг. М., 1994. Т. 3. С. 190. 155 См. : Стефанович П.С. Приход и приходское духовенство в России в XVI-XVII веках. М., 2002. С. 167–168. 160 См. : Начало трудного пути (Продолжение воспоминаний сельского священника)//Московские церковные ведомости. 1907. 2 14 января. С. 46–51. 171 См.: Православная вера и традиции благочестия у русских в XVIII-XX веках : Этнографические исследования и материалы. М., 2002. С. 168. 177 Лебедев В., свящ. Насущные вопросы жизни сельского духовенства//Московские церковные ведомости. 1906. 37. 17 сентября. С. 454. 208 Всеподданнейший отчет обер-прокурора Святейшего Синода по ведомству православного исповедания за 1885 г. С. 219. 209 См. : О ходе дела по учреждению эмеритальной кассы//Московские епархиальные ведомости. 1872. 45. Неоф. отд. С. 478–480. 210 См. : Отчет учредительного комитета эмеритальной кассы духовенства Московской епархии о приходе, расходе и остатке капиталов эмеритальной кассы за 1871–1884 гг.//Московские церковные ведомости. 1884. 18. Оф. отд. С. 67. 211 ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 529. Д. 2. Л. 20–22 (Выписка из настольного докладного реестра Московской Духовной Консистории по 3 столу экспедиции от апреля 19 дня 1874 г. 212 Отчет учредительного комитета эмеритальной кассы духовенства Московской епархии о приходе, расходе и остатке капиталов эмеритальной кассы за 1871–1884 гг.//Московские церковные ведомости. 1884. 18. Оф. отд. С. 68. 213 См. : Костенецкий А.В. Материальное (пенсионное) обеспечение священнослужителей и причтов Русской Церкви последней четверти XIX – начала XX в.: Эмеритальная касса духовенства Московской епархии (рукопись).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Е. в., как правило, состояли из 2 частей (или отделов): официальной и неофициальной (последняя иногда называлась «прибавление» к Е. в., напр. в «Вологодских епархиальных ведомостях», «Иркутских епархиальных ведомостях», «Тамбовских ЕВ», «Херсонских ЕВ» и др.), в исключительном случае - из 3 частей ( «Воронежские епархиальные ведомости» в 1868-1876 состояли из офиц., неофиц. частей и прибавления). Иногда Е. в. выходили без неофициальной части (напр., «Новгородские епархиальные ведомости» в 1875-1893, «Симбирские епархиальные ведомости» в 1876-1895, мн. издания в 1917-1922). Если в пределах епархии выходил академический или семинарский богословский журнал, Е. в. могли стать приложением к нему (напр., «Известия по Казанской епархии» выходили как приложение к ж. «Православный собеседник» в 1867-1890), а неофиц. часть могла не издаваться (напр., в Харьковской епархии после начала издания при ДС ж. «Вера и разум» ; «Харьковские епархиальные ведомости» были преобразованы в офиц. отдел этого журнала под названием «Листок для Харьковской епархии» (1884-1903), «Известия по Харьковской епархии» (1904-1906), далее в рубрику «Известия и заметки по Харьковской епархии»). Неофиц. часть могла выходить как чаще официальной (приближаясь по формату и содержанию к газете), так и реже (подобно периодическому сборнику назидательного и краеведческого чтения). В офиц. части печатались все важнейшие и относящиеся к данной епархии манифесты, указы, повеления и рескрипты императоров, указы, распоряжения, определения, отношения Сената, Гос. совета, Кабинета министров и др. гос. учреждений, Синода и его обер-прокурора, а также распоряжения епархиального начальства, годовые отчеты или извлечения из них по консистории, ДС, др. учебным заведениям и учреждениям епархии. Большой интерес для местной церковной истории и генеалогии духовного сословия представляют печатавшиеся здесь списки служащих по духовному ведомству, сообщения о переменах по службе (рукоположениях, назначениях, перемещениях, смертях), наградах и производстве в чины, взносах в эмеритальные кассы и выдаче пособий из них, разрядные списки выпускников и учащихся духовных семинарий и уч-щ, расписания экзаменов, списки вакантных мест для клириков и причетников (иногда включая просфорниц), расписания проповедей в кафедральном соборе (иногда и в храмах уездных городов).

http://pravenc.ru/text/190001.html

—508— боды обсуждения всех вопросов в десятках и на самом съезде, как это было сделано в ярославской епархии в текущем году. В виду сказанного утверждать, что наше приходское духовенство индифферентно относится к возникшим у нас в последнее время церковным вопросам, было бы несправедливо. А между тем факт на лицо: наше духовенство, кроме редких исключений, доселе молчит, и наши многочисленные епархиальные ведомости почти совсем не касаются, не обсуждают тех общих церковных вопросов, которые теперь стоят на очереди, и так или иначе горячо обсуждаются и решаются нашей светской периодической печатью, хотя бы, казалось, именно духовной печати и следовало бы с особенным усердием заняться этими вопросами, как касающимися прежде всего и ближе всего – всего духовенства. В действительности молчание духовенства, по самым живым и насущным для него вопросам, очень просто объясняется тем обстоятельством, что духовенству епархиальные архиереи, за самыми ничтожными исключениями, запрещают свободно говорить и выражать свои истинные искренние мнения, запрещают ему собираться для публичного совместного обсуждения церковных вопросов, запрещают публичное чтение по ним рефератов даже в столицах, грозят карой тем, кто бы из духовных осмелился обсуждать вопросы публично. Не удивительно, при таких условиях, что наши епархиальные ведомости, находящиеся под самым бдительным контролем епархиальных архиереев, не смеют даже и заикнутся о церковной реформе. В этом случае орган Св. Синода – Церковные Ведомости, дают тон всей духовной печати. Вместо того, чтобы проявить самое живое и деятельное участие в постановке и решении вопросов, касающихся предстоящей церковной реформы, вместо того, чтобы сделаться компетентными и авторитетными руководителями по церковным вопросам всей периодической нашей печати, создавать известное настроение в целом обществе и подготовлять его к решению церковных вопросов в известном духе и направлении, – синодские Церковные Ведомости энергично и очень стойко молчат, предоставляя о всём и всячески говорить одной светской печати, а всем пра-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Особое значение имеют для русской православной науки труды отца Леонида по изучению книгохранилища Троице-Сергиевой Лавры и осуществленные им публикации памятников. Последний труд его, «Святая Русь», представляется нам прямым завещанием подвижника науки будущим исследователям, которым многое еще предстоит сделать в научной разработке русской агиографии. Предлагаемая библиография публикаций архимандрита Леонида ни в коей мере не может считаться исчерпывающей. Достаточно указать на необходимость более внимательного просмотра следующих периодических изданий (за некоторые годы), в которых печатался отец Леонид, не называя своего имени: «Калужские Губернские Ведомости» (1850-е гг.), «Калужские Епархиальные Ведомости», «Московские Епархиальные Ведомости», «Херсонские Епархиальные Ведомости», «Душеполезное Чтение», «Русский Архив» и «Русская Старина». При составлении этой библиографии основными литературными источниками были работы И.Н. Корсунского («Библиографические записки», 1892, 9, 10), Д.Д. Языкова («Жизнь и труды русских писателей и писательниц», вып. 11, СПб., 1909), Д.А. Корсакова (ЖМНП, 1891, 12), Г.А. Воскресенского (ЧОИДР, 1892, кн. 1), а также «Нумерные издания Общества любителей древней письменности», СПб., 1910, и названные выше периодические издания, а также «Опись библиотеки архимандрита Леонида, бывшего наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры» (ГБЛ, ф. 304/11, 361). В библиотеке архимандрита Леонида все его сочинения были объединены тематически в несколько томов: т. I. Оптина Пустынь; т. II. Калужская губерния; т. III. Монастыри; т. IV. Царьград и Иерусалим; т. V. Афон; т. VI. Новый Иерусалим; т. VII. Разные сочинения. К ним приложены книги; «Памятники древней письменности», «Паломники писатели» (1874 г.), сочинения и издания исторического содержания (два объемистых тома в 8°). Кроме того, в гл. 7 «Описи...» под 160, с. 299 значится отдельная подборка сочинений архимандрита Леонида с надписью: «Памятники древней письменности. Изд. Общ. люб. древней письменности, 8 выпусков, и в переплете в одной книге 12 вып. Соч. А. Леонида» (ГБЛ, ф. 304/П, 361).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

При желании и охоте, этот материал со всей России можно бы было получить месяцев через семь–восемь, конечно под непременным условием полной свободы обсуждения всех вопросов в десятках и на самом съезде, как это было сделано в ярославской епархии в текущем году. В виду сказанного утверждать, что наше приходское духовенство индифферентно относится к возникшим у нас в последнее время церковным вопросам, было бы несправедливо. А между тем факт на лицо: наше духовенство, кроме редких исключений, доселе молчит, и наши многочисленные епархиальные ведомости почти совсем не касаются, не обсуждают тех общих церковных вопросов, которые теперь стоят на очереди, и так или иначе горячо обсуждаются и решаются нашей светской периодической печатью, хотя бы, казалось, именно духовной печати и следовало бы с особенным усердием заняться этими вопросами, как касающимися прежде всего и ближе всего всего духовенства. В действительности молчание духовенства, по самым живым и насущным для него вопросам, очень просто объясняется тем обстоятельством, что духовенству епархиальные архиереи, за самыми ничтожными исключениями, запрещают свободно говорить и выражать свои истинные искренние мнения, запрещают ему собираться для публичного совместного обсуждения церковных вопросов, запрещают публичное чтение по ним рефератов даже в столицах, грозят карой тем, кто бы из духовных осмелился обсуждать вопросы публично. Не удивительно, при таких условиях, что наши епархиальные ведомости, находящиеся под самым бдительным контролем епархиальных архиереев, не смеют даже и заикнутся о церковной реформе. В этом случае орган Св. Синода – Церковные Ведомости, дают тон всей духовной печати. Вместо того, чтобы проявить самое живое и деятельное участие в постановке и решении вопросов, касающихся предстоящей церковной реформы, вместо того, чтобы сделаться компетентными и авторитетными руководителями по церковным вопросам всей периодической нашей печати, создавать известное настроение в целом обществе и подготовлять его к решению церковных вопросов в известном духе и направлении, – синодские Церковные ведомости энергично и очень стойко молчат, предоставляя о всем и всячески говорить одной светской печати, а всем православным только предполагать, что в тайниках синодских канцелярий, хотя и незримо для публики, вероятно деятельно кипит работа, и что именно там созревают настоящее планы будущей церковной реформы, с которыми и придется иметь дело всероссийскому собору.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

26) По ведомости Б под чистою свечною прибылью разумеется сумма, ежегодно выручаемая от продажи свечей и восковых огарков, а также за освещение церкви, за вычетом произведённых в течение года расходов на покупку свеч и воска, и на уплату за выделку свеч. 27) Подучаемые некоторыми церквами пособия из казны показываются в числе кошельковых и кружечных сборов, с пояснением в выноске: «В том числе столько-то р., отпущенных из казны на церковные потребы». 28) Суммы, получаемые за покров, катафалк и подсвечники, отпускаемые из церквей на время панихид и отпевания покойников, а равно и все доходы собственно по кладбищам, причисляются к доходам от оброчных статей. 29) Получаемая иногда при покупке банковых процентных билетов премия, или-другими словами-излишек оборотного прихода причисляются, по ведомости Б, к процентам на принадлежащий церкви капитал. Подобным образом, в случае потери при размене билета на наличные деньги, равная этой потери сумма, т. е. избыток оборотного расхода над приходом исключается из полученных в течение года процентов. 30) по ведомости В, к расходам на содержание и ремонт церкви и церковного дома относятся: покупка домов, наём помещений для причта, ремонтные исправления по церкви, по дому и по кладбищу: городской сбор, страхование домов, отопление и освещение зданий, содержание чистоты, наём прислуги, содержание певчих, или единовременная им плата и т. под. 31) К расходам на ремонт ризницы и церковной утвари относятся также: поновление иконостаса, местных образов, паникадил, подсвечников и лампад; покупка богослужебных и поучительных книг: покупка вербы, цветов и других приличествующих некоторым праздникам предметов. 32) В третью графу ведомости В, вносятся расходы на покупку необходимых принадлежностей богослужения, как-то: красного церковного вина, деревянного масла, ладана, служебных просфор (или муки для просфор), благословенных хлебов, артоса, а также светильни и фитилей. 33) К мелочным и случайным расходам относятся: заготовление метрических, мировых, приходорасходных и других книг; канцелярские и почтовые расходы; установленные сборы на лечение бедных духовного звания и в пользу епархиального Попечительства; вспоможения, с разрешения епархиального начальства, вдовам и сиротам, и вообще все расходы, вносимые в церковные и шнуровые книги, но к показанным в прочих графах расходам не относящиеся.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010