Однако все это не могло существенно повлиять на судьбу предстоящего похода Карла на Константинополь. Понимая, что Сицилийского короля способен удержать только авторитет Рима, Михаил VIII Палеолог с присущей ему энергией и изобретательностью продолжал выискивать малейшие шансы. Пока Апостольская кафедра вдовствовала, он провел много встреч с восточными епископами, пытаясь найти законные предпосылки для церковной унии. Образованный человек, он напомнил греческим архиереям, что еще при императоре св. Иоанне III Дуке Ватаце было принято соборное определение о готовности восточного священства вступить в Евхаристическое общение с латинским клиром и поминать Римского епископа на Литургии. И настойчиво просил духовенство реанимировать это определение к жизни. Заставить Римскую курию служить интересам Византии, с учетом того, что для латинян греки являлись «белыми агарянами», иначе было невозможно. К сожалению, в этой деятельности василевс не очень преуспел. Не желая конфликтовать с императором, епископы обыкновенно не высказывались категорично против, скользя мыслью по задаваемым им вопросам, но и не одобряли унии. Они надеялись, что вопрос обречен на столетия обсуждения – как это было при прежних Римских царях 309 . Пока Палеолог пытался решить свои проблемы, сицилиец занялся своими. Весной 1270 г. Карл Анжуйский решил наконец, что летом непременно организует поход на Константинополь, – их соглашение с Балдуином II было подтверждено, и даже в более выгодной для француза редакции, чем ранее. Новый папа до сих пор так и не был избран, что развязывало руки неугомонному французу. Союзником Анжуйца вызвался стать Сербский король Стефан I Урош (1243–1273), супруга которого, Елена, приходилась дочерью Балдуину II. Как законный представитель своей семьи и преемник отца, она по праву считалась одной из претенденток на Константинопольский престол и могла передать его Карлу Анжуйскому по самостоятельному соглашению 310 . Византийская империя оказалась в великой опасности: Михаил VIII твердо был уверен в том, что при первом приближении французско-сицилийской эскадры к Константинополю все враги поднимутся на него; и это будет означать катастрофу. Император продолжил деятельное общение с Римской курией в поисках спасения. Хотя папа не был еще избран, но оставались кардиналы, влияние которых на ход политических событий нельзя было недооценивать. Щедро отправляя деньги и подарки в Рим, император Михаил VIII Палеолог посылал письма, в которых утверждал, что готов сделать все для объединения Церквей, и даже признать примат Римского епископа. Нет сомнений в том, что эти мероприятия сделали свое дело, в значительной степени расстроив намечающийся поход Анжуйца на Константинополь 311 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но все было напрасно. Наступила какая-то какофония, всеобщее помешательство – в то время как турки наступали, греческие правители самостоятельных областей и латиняне продолжали междоусобные войны, призывая османов на помощь. Например, правительница Фессалоник Елена Кантакузен и местный архиепископ поспешили признать над собой власть султана, а правительница даже выдала Баязеду свою дочь в гарем. Неаполитанский король Владислав Анжуйский (1386–1414) просил у султана помощи против венецианцев, захвативших остров Корфу, и герцога Людовика II Анжуйского (1384–1417). А в 1387 г. флорентинец Нерио Ачайоли захватил Афины и прекратил существование Каталонского государства в Греции. В Морее правил деспот Феодор Палеолог, схлестнувшийся с венецианцами из-за Аргоса. А архонт Монемвасии Мамона, опасаясь аппетитов Морейского деспота, натравил на него османов. И эта вечная круговерть личных и мелких амбиций только многократно увеличивала мощь османов и, естественно, уменьшала шансы Римской империи на выживание 761 . Хотя царь желал в душе разделаться с османами, его обязанности вассала перед Баязедом никто не отменял. И когда в 1392 г. султан устроил морской поход на Синоп в Черное море, то во главе своего флота он поставил Византийского императора, что привело к конфликту с венецианцами, посчитавшими, будто св. Мануил II по своей воле решил напасть на их колонии. В ходе вынужденных переговоров по уточнению истинных целей похода василевсу удалось несколько поправить отношения с республиканцами 762 . Поскольку в те годы Османский султан укреплял свое положение в Малой Азии, где все еще присутствовали самостоятельные сельджукские беи и эмиры, европейская часть подвергалась стихийным налетам отдельных отрядов. И в целом казалось, что турки удовлетворятся половинчатыми успехами вассальной зависимости европейских государей. Но когда Баязед взял в плен главного из них – эмира Караманских сельджуков, настал черед греков, сербов и болгар, а за ними – остальных европейцев. Баязед вовсе не собирался отказываться от экспансионистской политики своего отца и в течение ближайших 7 лет произвел несколько опустошительных походов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. Елена Анжуйская. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Св. Елена Анжуйская. Роспись ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница. Ок. 1320 г. Среди почитаемых в Сербии святых особое место занимает кор. Елена Анжуйская († 1314, пам. 30 окт., 8 и 15 февр.), жена кор. Стефана Уроша I, мать Стефана Драгутина и Стефана Уроша II Милутина. Она происходила из знатной французской семьи и до самой смерти формально принадлежала к Римско-католической Церкви, была сторонницей церковной унии, в 1303 г. передала свои владения под опеку Папского престола. Св. Елена основала в Сербии 2 францисканских мон-ря, а также давала (вместе с сыновьями) пожертвования бенедиктинским мон-рям и католич. соборам. В то же время королева покровительствовала правосл. Церкви и находилась в добрых отношениях с предстоятелями Сербской Церкви архиепископами свт. Иоанникием I и свт. Даниилом II, переписывалась с отшельниками на Афоне, на Синае, в Иерусалиме и в Раифе. Ок. 1284 г. Елена приняла монашеский постриг с именем Елисавета с сохранением также мирского имени и, вероятно, по католич. обряду. Агиографическая лит-ра, посвященная св. Елене, восхваляет ее христ. добродетели, обходя молчанием вопрос о ее конфессиональной принадлежности. Мощи королевы были обретены нетленными через 3 года после ее кончины. Центром почитания св. Елены является мон-рь Градац, празднование совершается в день памяти св. равноап. Константина и Елены (21 мая). Первые серб. святые вошли в рус. месяцесловы не ранее кон. XIV в., когда на Руси по инициативе митр. Киприана (1375-1406) началось введение и распространение Савваитского Иерусалимского Устава. Период с кон. XII по нач. XIV в. характеризуется обратным рус. влиянием на серб. календари: почти каждый второй серб. месяцеслов XIII - нач. XIV в. включает рус. праздники. В 1834 г. по решению Петра II, митр. Черногорско-Приморского, и с единодушного согласия народа был канонизирован свт. Петр I (Негош) , митр. Цетинский, правитель Черногории († 1830). Его прославление произошло после обретения мощей в 1834 г., тропарь и кондак святому были написаны сразу после прославления. Службу и краткое Житие написал митр. Белградский Михаил (Йованович) (изд. М., 1895).

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Мужской монастырь Рибняк Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Рибняк (серб. Манастир построен в XIII веке супругой Уроша I, королевой Еленой Анжуйской. Относится к Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви. Содержание История [ править править код ] Монастырь Рибняк, названный так из-за находящегося поблизости от него искусственного водоема (серб. рибняк — пруд) — единственный монастырь на территории Барской общины, заложенный еще во времена правления династии Неманичей. Он был построен в XIII веке супругой Уроша I, королевой Еленой Анжуйской . Современный монастырь Рибняк был возведен на месте древнего монастыря Святых Апостолов Петра и Павла, построенного здесь еще в конце XIII века сербской королевой Еленой Анжуйской, супругой короля Уроша I Неманича. Во время строительства монастыря королева Елена посадила рядом два дуба за здравие своих сыновей — Милутина и Драгутина . Один из этих дубов растет до сих пор, другой погиб пятнадцать лет назад в результате несчастного случая при реставрации монастыря. Существует легенда, что почти одновременно с возведением монастырской церкви, королева Елена также построила и церковь Святого пророка Божия Илии на холме Волуйица, над Барским заливом, которая в настоящее время принадлежит монастырю преподобного Сергия Радонежского в Баре . Современное состояние [ править править код ] Какое-то время после своей реконструкции в 1994 году мужской монастырь Рибняк был подворьем монастыря Острог , но с 2007 года он стал независимым и теперь напрямую принадлежит к Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви. В современный монастырский комплекс входят главный храм в честь свт. Василия Острожского Чудотворца, отреставрированная старая (малая) церковь святого Василия Острожского, расположенная на горе Градац выше самого монастыря, небольшая часовня-баптистерий Иоанна Крестителя, храм святых апостолов Петра и Павла, келейные корпуса и хозяйственные здания. Верхняя церковь была построена после освобождения Бара в конце XIX века, по легенде именно отсюда следил за военной операцией черногорский король Никола I, он и повелел заложить на этом месте храм в честь главного черногорского святого. К сожалению, эта церковь была разрушена после землетрясения 1979 года. Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: 85000 Бар, Черногория Проезд: муниципалитет Бар, в горы, возле селения Зупцы, Рибняк Телефон: +382 68 547 655 Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕЛЕНА АНЖУЙСКАЯ (2-я четв. XIII в.- 8(15).02.1314, Брняк, Косово), св. серб. королева (пам. 30 окт., 8 и 15 февр.), жена кор. Стефана Уроша I, мать святых королей Стефана Драгутина (см. Феоктист , прп.) и Стефана Уроша II Милутина . Год и место рождения Е. неизвестны. Происходила из знатной французской семьи, проживавшей, по всей видимости, в Италии, визант. владениях крестоносцев или в Венгрии и, возможно, находившейся в неустановленной степени родства с анжуйской королевской династией в Неаполе (ее представители короли Карл I и Карл II в переписке именовали Е. А. «сестрой»), более конкретные данные о ее семействе отсутствуют (обзор мнений см.: Иларион (Руварац). 1934; 1958; McDaniel. 1982/1983). Прозвище Анжуйская применительно к Е. употребляется в научной лит-ре с кон. 50-х гг. XX в., начиная со статьи Г. Суботича. Житие Е. А., написанное вскоре после ее смерти архиеп. Печским Даниилом II , и документальные источники рисуют 2 образа, лишь отчасти соприкасающиеся друг с другом. Е. А. получила хорошее образование, владела неск. языками. Между 1250 и 1255 гг. была выдана замуж в Сербию, родила 5 детей: Драгутина и Милутина, Стефана (могила в мон-ре Студеница) и 2 дочерей (одна умерла в младенчестве, судьба другой, Брнчи (Прнчи), неизв.). На протяжении большей части жизни Е. А. сохраняла приверженность католич. Церкви, была сторонницей церковной унии, к которой склоняла не только мужа и сыновей, но и своего свата (тестя Милутина) болг. царя Георгия I Тертера ( Jupeчek. 1978. 1. С. 191; Флоря. 2007. С. 168-169). Состояла в переписке с Римскими папами, в 1303 г. передала свои владения под опеку Папского престола (Там же. С. 169). Основала францисканские мон-ри близ Бара и Котора, давала (вместе с сыновьями) пожалования бенедиктинским мон-рям св. Марии на мысу Ратац (к северо-западу от Бара), св. Николая и святых Сергия и Вакха на р. Бояне (там сохр. лат. надписи с именами Е.

http://pravenc.ru/text/189749.html

Святая Елена. Современная сербская икона. Автор: Елена Хинич Выходя замуж, Елена стала дочерью Православной Церкви, сохранив при этом связь с западным христианством, в котором была воспитана с детства. Эта связь, в том числе и родственная, ни в коей мере не помешала ей воспитывать своих детей в православной вере. Елена учила сыновей не страшиться иноплеменников и помнить во всех своих делах и поступках, что они принадлежат благородному христианскому народу. При помощи лучших учителей Драгутин и Милутин получили соответствующее эпохе воспитание. В их распоряжении было множество книг на славянском, греческом, латинском и французском языках. Благодаря стараниям матери, придя в зрелый возраст, они были всесторонне образованными правителями. Последние годы правления Уроша были омрачены разгоревшимся между ним и старшим сыном Драгутином соперничеством, которое, как часто бывало в средние века, перешло в вооруженное противостояние. Конфликт между отцом и сыном до глубины сердца огорчал Елену, которая была не в силах примирить любимых мужа и сына. В итоге, потерпев поражение, Урош удалился в область Хум, распустил остатки верного войска, простился с друзьями и принял монашеский постриг. В 1277 году он отошел ко Господу. Со временем его тело было перенесено и похоронено в монастыре Сопочаны, ктитором которого он являлся. При погребении присутствовали Елена и оба его сына. Милосердие После смерти супруга Елена некоторое время управляла обширными землями, полученными во владение от сына Драгутина. По примеру сербских властодержцев она воздвигала монастыри и храмы и пеклась об их содержании; заботилась о сиротах и убогих, о защите и воспитании народа; утешала немощных; старалась о сохранении любви и согласия между ее сыновьями. В своем дворце в Брняцах у истоков реки Ибр она основала богадельню и школу для девочек. Святая Елена в Лозе Неманичей. Храм Преображения Господня в Требинье      Забота о юных девицах была одним из предметов ее особых попечений. Святитель Даниил пишет о том, что Елена распорядилась во всех подвластных ей землях собирать дочерей бедных родителей и сирот. Питая их в своем доме, она обучала девочек добрым нравам и рукоделию, готовя таким образом к взрослой жизни. Когда воспитанницы подрастали, Елена выдавала их замуж, оказывая при этом материальную помощь, а на их место принимала на воспитание новых.

http://pravoslavie.ru/125540.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Елена Сербская, прп. - житие Житие святой ЕЛЕНЫ, королевы Сербской Супруга благоверного короля Сербского Уроша Первого (1243 - 1276 гг.) происхождением была Француженка ЕЛЕНА АНЖУЙСКАЯ. Стала святой матерью своих святых сыновей: короля Драгутина и короля Милутина. Жизнь свою провела как добродетельная и богомудрая христианка. Она была умна и остроумна, в речах строга, но в сердце добра, набожна и изобильно щедра. После смерти своего супруга, блаженная Елена всю себя посвятила подвигам благочестия: благотворила сиротам; жертвовала на монастыри и строила новые церкви; заботилась о любви и согласии своих сыновей, заботилась о защите и просвещении своего народа, в страхе Божием всегда пребывала. " Сокрушенной душой и смиренным сердцем непрестанно молитвы свои Богу возносила " , говорит составитель жития ее и сыновей ее, Святой архиепископ Данило II. Своими трудами и имением она построила дивную свою – монастырь Градац на Ибаре и освятила его в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Она также своими трудами создала школу и приют для девочек-сирот в своем замке в Брняцах (на реке Ибар). Перед смертью в глубокой старости, боголюбивая королева приняла монашеский постриг с именем Елисавета. Монашество она приняла в церкви Святителя Николая в Скадре, которую она построила и украсила. Упокоилась святая Елена в своем королевском дворе в Брняцах, что на реке Ибар, и была погребена в своей задушбине, монастыре Градац. На погребении присутствовали ее сын святой король Милутин, архиепископ Сербский Савва III из Печ, епископ Баньский Данило и епископ Рашки Павел. На ее погребении было бесчисленное множество бедных, которых милостивая королева питала и одевала. Спустя три года, ее святые мощи были обретены нетленными. Открытие мощей было совершено после ее чудесного явления епископу Рашскому Павлу, которого святая Елена при жизни почитала как родного отца. Епископ Павел с молитвами и песнопениями взял тело святой Елены и положил в киот, установленный в храме монастыря Градац перед иконостасом. Святая Елена со своими сыновьями восстановили также и монастырь святых мучеников Сергия и Вакха на реке Боян в Скадре. Молитвами Святой Елены и ее сыновей, Святых Драгутина и Милутина, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Елена Сербская, прп. " .

http://pravicon.com/info-2299

Святая королева Елена Анжуйская в сонме святых жен. Фреска храма Преображения Господня. Требинье      Святая королева Елена Сербская запомнилась современникам мудрой женой, рассудительной и строгой в речах, доброй сердцем, богобоязненной и безгранично щедрой христианкой. По свидетельству Даниила, она была «остра словом, но добра по природе, непорочна жизнью, в повелениях кротка, дабы обращать благоразумными речами, утешать нелицемерно и беззлобно». Особо отмечается у святой сердечное дерзновение к Богу. Елена обладала даром понимания книжной премудрости и всегда была готова ответить на любой вопрос всякому вопрошающему. «Ее слово было растворено солью, в нем не было места лицемерию, как это бывает у некоторых, кто одних уважает, а других презирает. Великого и малого, богача и нищего, праведника и грешника, больного и здорового – всякого из них она одинаково уважала и всякому должную воздавала честь… Никогда не оставляла милостыни, но всегда имела простертую руку свою для раздачи нищим и малоимущим, хромым и слепым», – пишет блаженный Даниил.      Она постоянно пеклась о нищих, вдовицах и сиротах и «бесчисленное богатство земного царства своего щедро раздавала, так что все дивились такой ее добродетели и боголюбию». В пользу особых христианских добродетелей и душевных качеств святой Елены Анжуйской говорят и особое почитание ее и любовь к ней сербского народа. Некоторые отмечают, что она стала самой любимой и родной для сербов правительницей-иностранкой. Жены из других земель и народов были не редкостью при сербских дворах, но именно Елену сербы особо приняли и почитали как свою покровительницу и королеву. В русском церковном календаре эта святая именуется Еленой Сербской, королевой. Стефан Урош I Великий – король Сербии (1243–1276) из династии Неманичей. Задужбина (или задушбина) – чаще всего храм или монастырь, построенный ктитором в средневековой Сербии во спасение души. Обычно задужбина занимает особо место среди других монастырей и храмов, в строительстве которых принимает участие тот или иной человек. Иногда задужбин может быть несколько. В средневековой Сербии задужбины, как правило, возводили правители, князья, состоятельные вельможи или церковный иерарх.

http://pravoslavie.ru/125540.html

Монастырь Градац Со временем Елена решила построить на свои средства монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы на месте под названием Градац. Эта обитель стала предметом ее особого попечения. Благовещение. Монастырь Градац      Для строительства она сама лично отобрала лучших зодчих и мастеров. При этом она не щадя раздавала работникам золото, чтобы никто не был притеснен или остался обижен. Она щедро раздавала им средства и питала, «как мудрый и разумный строитель». Построив монастырь, святая снабдила его самыми дорогими церковными сосудами, богослужебными книгами и утварью и всячески пеклась не только о внешнем благолепии, но и правильном монашеском устроении обители. Утвердив церковный устав и собрав избранных монахов, она заповедала им пребывать в монастыре, определила обязанности всему церковному клиру. Иконы, окованные золотом и украшенные бисером и каменьями, с мощами святых, златотканые завесы и другие церковные предметы были собраны Еленой сполна. Монастырь Градац в наши дни      Она также завещала монастырю приходы и села, подтвердив эти владения особыми грамотами – хрисовулами, подписанными правительницей лично. Она поставила начальников и служителей, чтобы управлять богатым монастырским имением и ризницами. Пережив многочисленные испытания и искушения, монастырь Градац действует и поныне. Сейчас это женская обитель в Жичской епархии. Ктитор Вместе с сыновьями Елена также обновила монастырь святых Сергия и Вакха на реке Бояне под Скадаром. Ее заботами были построены монастыри в Стоне и святой Марии в Скадаре. Елена пожертвовала икону святителя Николая храму святого в Бари и честной крест монастырю Сопочаны, а также приложила большие имения церкви Богородицы Бистрицкой в Бихоре. Биографы отмечают ее особую роль в перенесении мощей архиепископа Иоанникия в монастырь Сопочаны. О сохранении ее связей с западным христианством говорит то, что, наряду с православными обителями и храмами, Елена оказала значительную материальную помощь францисканским монастырям в Приморье: в Которе, Баре и Ульцине.

http://pravoslavie.ru/125540.html

В издательстве « Вольный Странник » вышла книга, которая рассказывает о святых подвижницах Сербской Церкви. « Святые сербские жены » — сборник, где представлены наиболее полные жития христианок из сербского рода, ставших примером искренней веры, благочестия, любви, молитвы и заботы о ближних. Именно они воспитывали будущих подвижников, христолюбивых правителей и мучеников за веру. Имя святой Елены Сербской есть в русском месяцеслове, ее память празднуется вместе с памятью ее святых сыновей королей Милутина и Драгутина (30 октября/12 ноября). Немало христианок носят в наши дни имя этой сербской святой, но о ее жизни известно немного. Вместе с тем ее житие и пример во многом уникальны. Святая королева Елена с сыновьями свв. Драгутином и Милутином. Современная икона. Монастырь Градац      Святая Елена являет собой весьма интересный случай в сербской агиографии. Будучи супругой сербского правителя, она была по рождению француженкой и католичкой, принадлежала к известному роду Карла I Анжуйского, короля Сицилии и Неаполя. Именно поэтому в сербской традиции за ней сейчас закрепилось имя Елены Анжуйской . Около 1250 года она была выдана замуж за благоверного сербского короля Стефана Уроша I , с которым прожила в браке 30 лет. Двое сыновей, родившихся в супружеском союзе, стали известными правителями династии Неманичей и тоже прославлены в лике святых: короли Драгутин, в иночестве Феоктист, и Милутин. Исследователи сообщают о том, что у Елены был еще один сын Стефан и двое дочерей, одна из которых умерла в младенчестве, а судьба второй, по имени Брнча, не нашла особо отражения в источниках и предании. Известный средневековый сербский писатель архиепископ Даниил, лично знакомый с Еленой, называет ее «благочестивой, христолюбивой и блаженной женой, пользовавшейся большим уважением». В «Жизнеописаниях королей и архиепископов сербских» он отмечает, что Елена постоянно была рядом с супругом и, обладая природной мудростью, всегда помогала ему в защите интересов державы. По свидетельству современников, Урош и Елена жили в любви и полном согласии.

http://pravoslavie.ru/125540.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010