86) От доктора Н.Н. Шипова – его брошюра: Алкоголизм и революция. Спб., 1908. 87) От студента LXIX курса Академии М. Струменского – книга: Menegoz, Das Gebetsproblem. Leipzig, 1911. 88) От студента Киевской Духовной Академии Ф. Х. Хиониса – его книга: Το εϑνιχον φρονημα εν τ Χριστιανισμ. Εν Οδησσ, 1912. 89) От вольнослушателя Академии А. Шишкина – книга: Описание рукописей тифлисского Церковного Музея, кн. 1–3. Тифлис, 1902–1903. 90) С почты, от разных учреждений и лиц, получены следующие издания: а) Православный Русско-Американский календарь на 1913 год. Нью-Йорк, 1912; б) И.Н. Монасеин, Электрическое освещение в церквах. Спб., 1912, два экз.; в) Игумен Арсений, выписи тяжких ересей, от которых погибает церковь и государство наше. Издание 2-е. Одесса, 1907; г) Игумен Арсений, Оправдание Господа Нашего Иисуса Христа, оклеветанного современной наукой. Москва, 1909; —601— д) Игумен Арсений, Объединение великой тайны воплощения. Спб., 1905; е) Игумен Арсений, Вопросы и ответы о святых иконах, 1–3. Спб., 1905; ж) Γ.Π. Βεγλερης, Codex Purpureus Petropolitanus (N). Εν Σμυρνη. 1912; з) Отчёт о праздновании 300-летнего юбилея царствования Дома Романовых в средних учебных заведениях Московского Учебного Округа. Москва, 1913; и) О молитве Иисусовой. Спб., 1912; к) истина о истине к предотвращению имеборства. S. a. et l.: л) Письмо Антония Булотовича (исполнено на пишущей машине): м) La Vie Internationale, tome 1-er, fasc. 1–5. Bruxelles, 1912; н) L’Union des associations internationales. Bruxelles, 1912; o) Garnegie Endowment for international Peace, year book for 1912. Washington, 1913. 91) От Библиотеки Студентов Академии – а) журнал: Православная Урмия 1912–1913 г. и б) 40 названий Епархиальных Ведомостей 1912 и 1913 г.г. 92) Получались в дар следующие периодические издания: а) Bibliographie; б) Allgemeine Bibliographie; в) Gurrent Literature of the month; г) Mitteilungen von F. F. Brockhaus in Leipzig; д) Mitteilungen B. G. Teubner der Nenigkeiten des Deutschen Buchhandels; е) Wchentlichos Verzeichniss; ж) The Church Union Gazette; з) Вестник «Народного Дома»; и) Американский Православный Вестник; й) Гость; к) Аль-Неемат (на арабском языке); л) Отклики; м) Свет Печерский; н) Нижегородский Церковно-Общественный Вестник; и Епархиальные ведомости; о) Архангельские; п) Екатеринбургские; р) Оренбургские; с) Орловские; т) Ставропольские; у) Тверские; ф) Уфимские; х) Якутские и ц) Ярославские.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Главный священник Черноморского флота Георгий Спасский РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 39. Подлинник. 428. Телеграмма обер-прокурору Св. синода собрания духовенства г. Аткарска Саратовской губернии 8 марта 1917 г. Духовенство г. Аткарска, поздравляя Вас со вступлением в должность обер-прокурора, в лице Вашем приветствует новое правительство и выражает готовность положить свои силы на служение Церкви и обновленного Отечества. Саратовские епарх. ведомости. Саратов, 1917. 12. С. 415. 429. Телеграмма обер-прокурору Св. синода собрания духовенства г. Екатеринбурга 8 марта 1917 г. Екатеринбургское духовенство на заре новой жизни Святой православной церкви и великой России с чувством светлой радости и глубочайшего духовного удовлетворения приветствует ваше вступление на пост обер-прокурора синода Свободной России и выражает уверенность, что в Вашем лице Святая церковь всегда будет иметь вдохновенного и ревностного поборника вечных истин веры, строгого блюстителя законности, отзывчивого в стремлениях духовенства к творческой свободной деятельности на благо Святой церкви и дорогой родины. 714 Зауральский край. Екатеринбург, 1917. 61. С. 3. 430. Телеграмма 715 Временному правительству собрания духовенства г. Екатеринбурга и Верх-Исетского завода 716 8 марта 1917 г. Екатеринбургское духовенство горячо приветствует благодетельную зарю новой свободной жизни России и всецело присоединяясь к Временному правительству, стремится согласовать свою деятельность с деятельностью Временного правительства в духе мира и христианской любви на благо святой Церкви и дорогой Родины. Преклоняясь пред гражданской доблестью и самоотверженным героизмом, проявленными в деле низвержения старого порядка народными избранниками, духовенство глубоко скорбит о том, что екатеринбургский епископ Серафим 717 нашел допустимым с церковной кафедры 2 марта 1917г. дать освободительной деятельности членов Государственной Думы такую оценку, которая вызвала негодование общества и набросила в эти светлые дни свободы мрачную тень на все духовенство, совершенно не солидарное с высказываниями епископа. 718

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Никандр, епископ Вятский 522 РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 5. Подлинник; Слово и жизнь. Вятка, 1917. 19. С. 4. Обер-прокурору Св. синода: Собрание духовенства и церковных старост города Вятки во главе с преосвященными епископами Никандром и Павлом приветствует в лице Вашем народного представителя церковных интересов пред лицом Государственной власти и молит Бога, чтобы при Вашем содействии осуществились давно ожидаемые церковные реформы в целях наибольшего христианского влияния Церкви на благо и процветание Великой России. Слово и жизнь. Вятка, 1917. 19. С. 4. 283. Телеграмма обер-прокурору Св. синода епископа Самарского и Ставропольского Михаила (Богданова) 4 марта 1917 г. Прошу руководственных указаний о молитвенных возношениях за богослужениями о предержащей власти. Епископ Михаил РГИА. Ф. 796. Оп. 204. 1917 г. 1 отдел. V стол. Л. 28. Подлинник. 284. Телеграмма обер-прокурору Св. синода епископа Екатеринбургского и Ирбитского Серафима (Голубятникова) 4 марта 1917 г. Содержание моей речи 523 и объяснение немедленно высылаются почтой. Прошу вторично указания, кого поминать за службами вместо царя. Меня осаждают просьбами об этом. Серафим, епископ Екатеринбургский РГИА. Ф. 797. Оп. 86. 1917. III отдел. IV стол. Д. 64. Л. 30. Подлинник. 285. Телеграммы архиепископа Симбирского и Сызранского Вениамина (Муратовского) и духовенства, епархиальных учреждений и духовно-учебных заведений г. Симбирска 5 марта 1917 г. Председателю Государственной думы: Духовенство г. Симбирска, епархиальные учреждения и духовно-учебные заведения во главе со мной и преосвященным Назарием1 приветствуем ваше высокопревосходительство и в вашем лице Государственную думу, самоотверженно решившихся взять в свои руки бразды правления в тяжкий момент жизни государства. Молим Господа Бога, да поможет Он вам спасти Родину от постигших ее тяжких испытаний. РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 14. Подлинник; Симбирские епарх. ведомости. Симбирск, 1917. 6. Отдел неофиц. С. 121. Председателю Совета министров:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После его отъезда храмы в Ыку и Антипиной так и не были построены. Таким образом, за три года было построено 5 церквей. С 1899 года жил в Перми , преподавал в Пермской духовной семинарии , состоял членом Пермской ученой архивной комиссии, собирал средства на создание церквей и монастырей, странноприимных домов, приютов. С его именем связано строительство церквей при Кутимском заводе Чердынского уезда, в деревне Милюхиной Соликамского уезда и др., основание странноприимного дома в деревне Токовой, создание двух женских монастырей в Пермской епархии. Отец Иаков организовал комиссию по переводу книг на коми-пермяцкий язык, ходатайствовал об открытии в селах Юксеевском и Кудымкорском складов для книг, переводил богослужебную, учебную и художественную литературу. В начале 1900-х годов он организовал издательство " Кама " сначала в Сарапуле , затем в Москве . Издавал книги по истории и краеведению Пермской, Екатеринбургской, Вятской епархий, публиковал материалы по истории местных церквей и монастырей в виде путеводителей, справочников и адрес-календарей. Издал на коми-пермяцком языке азбуку, Литургию Иоанна Златоуста, Закон Божий, а также занимался изданием брошюр, листовок, плакатов на религиозные, краеведческие, санитарно-гигиенические темы. Священник также писал статьи для журналов «Пермские епархиальные ведомости», «Исторический вестник», «Записки общества изучения Севера», «Труды Пермской губернской ученой архивной комиссии», «Уральская жизнь»; собирал фольклор Прикамья, под псевдонимом Яков Камасинский опубликовал этнографические очерки «Около Камы» (1905). Во время одной из поездок по епархии нашел в верховьях реки Камы племя, " не просвещенное христианской верой " . В начале XX века отец Иаков впервые обратил внимание общественности на проблему сохранения культурного наследия Прикамья и памятников церковной старины. Для этой цели он предложил создать Пермский епархиальный церковно-археологический комитет и в 1909 году издал проект устава. Пермское церковно-археологическое общество было организовано 17 октября 1912 года, но в это время отец Иаков уже постоянно жил в Санкт-Петербурге (с 1909 года), формально оставаясь заштатным священником церкви села Кудымкорского. В 1909-1913 годах он работал в цензурном комитете Святейшего Синода.

http://drevo-info.ru/articles/13675830.h...

Начало XX века было ознаменовано особым событием для всех старообрядцев, принявших единоверие. В " Екатеринбургских епархиальных ведомостях " за 1 ноября 1900 года сообщалось: " 27 Октября — день знаменательный в истории Единоверия, — как известно из газетных сообщений, торжественно праздновался во всех епархиях, где имеются единоверческие приходы. Так, напр., С.-Петербургские единоверцы просили Высокопреосвященнейшего митрополита Антония совершить по этому случаю в ближайший воскресный день (29 октября) в одном из единоверческих храмов столицы торжественное Богослужение. В Москве в день торжества Владыка митрополит имел совершить торжественно, в сослужении обоих викариев, Божественную литургию во вновь отремонтированном Троицком единоверческом храме, а накануне предположено было совершить заупокойное Богослужение по первым борцам за единоверие, духовным лицам и благотворителям " . Екатеринбургские единоверцы также торжественно отпраздновали день столетней годовщины со дня учреждения единоверия. 25 октября состоялось собрание прихожан обеих единоверческих церквей Екатеринбурга, Свято-Троицкой и Спасской, на котором было решено по случаю исполняющегося 27 октября столетия со дня учреждения единоверия независимо от торжественного Богослужения в это число в обоих храмах просить Его Преосвященство совершить в один из воскресных дней Божественную литургию в Свято-Троицком храме по древнему " Чиновнику " , а также учредить при Свято-Троицкой церкви церковно-приходскую школу, на которую тут же на совещании было собрано по подписке 600 рублей, а почетный прихожанин Свято-Троицкого храма городской глава Гавриил Гаврилович Казанцев заявил, что он дает в своём доме для школы на первое время квартиру с отоплением и прислугою. Прекрасный придумали единоверцы способ ознаменовать столетие со дня учреждения единоверия. Дай Бог, чтобы проектированная школа при Божией помощи устроилась, окрепла и, широко разливая свет христианского церковного просвещения, привлекала в лоно церкви Христовой заблудших чад ея.

http://sobory.ru/article/?object=01238

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 13 (26) июня Священномученик Алексий Архангельский Священномученик Алексий родился 1 марта 1864 года в селе Сажинском Кунгурского уезда Пермской губернии в семье священника Макария Архангельского. Поступив в Пермскую Духовную семинарию, он по состоянию здоровья вынужден был прервать учебу на 3-м курсе. 23 декабря 1884 года Алексей был назначен псаломщиком в Введенскую церковь села Камгорт Чердынского уезда, 5 февраля 1885 года переведен псаломщиком в Михаило-Архангельскую церковь в родном селе Сажинском, 12 декабря 1887 года – в Свято-Троицкую церковь Верх-Теченского женского монастыря Шадринского уезда . 8 сентября 1888 года он был рукоположен во диакона к монастырской церкви и 17 октября того же года назначен учителем в церковно-приходскую школу при Верх-Теченском женском монастыре. 18 декабря 1893 года диакон Алексий был рукоположен во священника к Покровской церкви села Песчано-Колединское Шадринского уезда и утвержден законоучителем Песчано-Колединского народного училища . В «Екатеринбургских епархиальных ведомостях» так описывалась Покровская церковь: «Село Песчано-Колединское ранее было деревней Уксянского прихода... Церковь существует здесь с 1878 года. Каменная, однопрестольная, беленькая, небольших размеров, она обнесена кругом деревянною оградою. Внутри церкви заметна бедность. Дешевая утварь, некрашеный пол, голые стены. Но этот бедный храм, видимо, пользуется любовью: простенький, низенький иконостас заботливо убран гирляндами из пихты, пол в алтаре покрашен светло-серою краской и всюду чистота и опрятность... Приход состоит из одного села...» 13 (26) июня 1918 года красногвардейцы арестовали отца Алексия. После краткого допроса священника отвели на берег реки Теча и здесь расстреляли. Перед смертью отец Алексий перекрестился и со словами: «безвинно умираю» – упал, сраженный пулями. Красногвардейцы, бросив убитого в повозку, отвезли его в село Песчано-Колединское, где он был похоронен прихожанами на сельском кладбище.

http://fond.ru/kalendar/488/aleksiy/

Правила о порядке выборов в городские избирательные собрания. Стр. 315–316. Вопрос о переводе Евангелия на малорусский язык. Свящ. Николай Боголюбов. Стр. 317–318. Совещание о веротерпимости. Стр. 318–319. Некролог миссионера Каллиника Картушина. Стр. 319–320. К чествованию бывшего екатеринбургского епархиального миссионера А. И. Обтемперанского. М. Сушков. Стр. 448–449. Эмиграция закавказских сектантов в Америку. А. Платонов. Стр. 450–452. Ещё о единоверческом епископе. (Письмо в редакцию). Протоиерей Илья Легатов. Стр. 452–453. Из Екатеринославской губернии. (Письмо в редакцию). Православный. Стр. 453–455. Открытое письмо г. С. Апраксину. Свящ. Григорий Булгаков. Стр. 455. Неудачный поп (из м. Ветки, Могилев. губ.). Григорий Дрибинцев. Стр. 455–457. Вопросы церковной жизни в журналах и газетах.– Совет “Дух. Вестн. Груз. Экзарх.” духовенству – Что делать приходскому духовенству в настоящие судные дни?– Архиепископ Никандр Литовский о ближайшей задаче приходского духовенства.– “Костр. Епарх. Ведомости”– об оживлении приходской жизни.– Епископ Константин Самарский о пастырских собраниях.– К вопросу об организации епархиальных съездов духовенства.– Целесообразный порядок обсуждения вопросов на пастырских собраниях.– “Тамбов. Епарх. Ведом”.– од ежедневной церковно-общественной газете.– К реформе «Епарх. Ведомостей».– Воззвание “Полоцк. Епарх. Вед.” к читателям.– Миссионерские съезды в Казани и Одессе.– К вопросу о внутренней миссии (архиеписк. Никандр; Владикавк., Екатеринославск., Минские Епарх. Ведом.).– Редкий деятель миссии ( И. П. Новиков).– Достойный пастырь-миссионер.– Закавказские кружки ревнителей Православия. Из речи еписк. Константина о миссии.– Прот. И. Стрельбицкий – о кружках любителей Православия.– Псаломщики-миссионеры в Симбирской епархии.– Успехи миссионеров в Орловской епархии.– Батумское братство доселе в проекте.– Голоса крестьян о задачах пастырства.– Современное религиозно-нравственное состояние русского народа.– Слухи о старообрядческом патриархе.– Старообрядцы у кв. П. Д. Святополк-Мирского.– Рост австрийского толка.– Старообрядческие нигилисты.– Правда о воронцовских молоканах.– Молоканская газета.– Возвращение сектантов из ссылки.– Молоканское общественное богомолье.– Фантастическое заявление и др. Стр. 737– 751.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И. организовал комиссию по переводу книг на коми-пермяцкий язык, ходатайствовал об открытии в селах Юксеевском и Кудымкорском складов для книг. Переводил богослужебную, учебную и художественную лит-ру. В нач. 1900-х гг. организовал изд-во «Кама» сначала в Сарапуле, затем в Москве. Издавал книги по истории и краеведению Пермской, Екатеринбургской, Вятской епархий, публиковал материалы по истории местных церквей и мон-рей в виде путеводителей, справочников и адрес-календарей. Издал на коми-пермяцком языке азбуку, Литургию Иоанна Златоуста, Закон Божий, а также брошюры, листовки, плакаты на религ., краеведческие, санитарно-гигиенические темы. Писал статьи для журналов «Пермские епархиальные ведомости» , «Исторический вестник», «Записки общества изучения Севера», «Труды Пермской губернской ученой архивной комиссии», «Уральская жизнь». И. собирал фольклор Прикамья, под псевдонимом Яков Камасинский опубликовал этнографические очерки «Около Камы» (1905). Во время одной из поездок по епархии нашел в верховьях р. Камы племя, «не просвещенное христианской верой». В нач. ХХ в. И. впервые обратил внимание общественности на проблему сохранения культурного наследия Прикамья и памятников церковной старины. Для этой цели предложил создать Пермский епархиальный церковно-археологический комитет, в 1909 г. издал проект его устава. Пермское церковно-археологическое об-во было организовано 17 окт. 1912 г., но в это время И. уже постоянно жил в С.-Петербурге (с 1909), формально оставаясь заштатным священником церкви с. Кудымкорского. В 1909-1913 гг. он работал в цензурном комитете Святейшего Синода. И. много путешествовал по рус. городам, встречался с известными людьми, собирал факты и описывал события, очевидцем к-рых был. Эти записи и впечатления стали материалом для воспоминаний И. «Летопись отца Иакова Компинского». И. был прототипом героя романов М. А. Осоргина «Свидетель истории», «Книга о концах» и очерка «Отец Яков». У писателя, вероятно, было неск. тетрадей, в к-рых И. записывал воспоминания и к-рые оставлял на хранение у друзей. При создании лит. портрета И. Осоргин скорее всего использовал эти тексты.

http://pravenc.ru/text/200213.html

Меловатка. Церковь Димитрия Солунского. /// Епархия неизвестна Церковь. Не действует.   Престолы: Димитрия Солунского Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1818. Адрес: Россия, Волгоградская область, Жирновский район, с. Меловатка Координаты: 50.878086, 44.696374 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Дмитриевская церковь в слободе Меловатке построена в 1818 г. на средства крестьян, каменная, крепкая, однопрестольная, холодная. При ней новая сторожка. В приходе три школы: церковно-приходская и две школы грамоты; первая существует с 17 марта 1883 г., а последние две открыты в 1893 г. Попечительства нет. Земли при церкви пахотной 64 десятины; сенокосной нет. Дома: у священника церковный, а у псаломщиков общественные, деревянные, построены на общественной земле. Жалованья от казны причту положено 235 руб. 20 коп. Священник Павел Милославов и псаломщики: Петр Преображенский и Григорий Благодаров. Прихожан при церкви числится обоего пола душ 3097, дворов 539, в приходе один хутор Егоровка, в 3 верстах. «Краткие сведения о церквах Саратовской епархии, существующих при них причтах и о прихожанах»: приложение к «Саратовским епархиальным ведомостям» 8–11, 17–24 за 1895 г. Меловатка - малороссийская слобода, находилась на восточном склоне правого берега реки Медведице, в большом овраге Меловом. По дну его протекает среди меловых холмов ключ Меловой. От этих меловых холмов получили свое название как речка, так и селение. По устным преданиям, первоначальное основание теперешней слободы Меловатки произвели в конце XVII века беглые бурлаки и русские крестьяне. Основным видом деятельности их были грабежи и разбойничество на казенной эльтонской солевозной дороге, приносившая грабителям немалые доходы. Впоследствии, в 1757 г., сюда переселились малороссы из Воронежской, Харьковской, Полтавской и Екатеринбургской губерний. Число переселенцев составило более 400 человек. Земли этой местности еще с 1691 г. принадлежали Нарышкину, вместе с бортными псами, бобровыми гонами и рыбными ловлями на реке Медведице и на озерах. Поселившиеся здесь малороссы позже были закрепощены помещиком Нарышкиным. В 1784 г. были переданы графу Головкину в качестве приданого за дочерью, а в 1808 г. вместе с землями перешли в удельное ведомство.

http://sobory.ru/article/?object=33232

32, 34, 37, 44, 45; 1877. 1, 3, 6, 8, 14), «Мысли по поводу приближающегося столетия Пермской епархии» свящ. Я. В. Шестакова (1898. 14. С. 274-277; 15. С. 298-301), «Краткая историческая записка к 100-летнему юбилею Пермской епархии (1799 - 16 октября - 1899)» прот. Г. И. Остроумова (1899. 21. С. 496-513) и др. Истории Пермской ДС была посвящена отдельная серия статей, в т. ч. «Открытие Пермской семинарии и история ее до преобразования, бывшего в 1818 г.» прот. И. Е. Лаговского (1867. 1, 2, 15-22, 29-31, 32, 34; 1868. 17, 22, 33, 37, 38), «История Пермской семинарии после преобразования 1840 г. до позднейшего времени» прот. А. Луканина (1874. 18, 19, 27, 33, 35, 37, 38, 41-49; 1875. 2, 4, 6-9, 11-13, 17, 21, 23, 26-31, 33-35, 37, 38, 41; 1876. 3, 6-8, 11, 12, 15-22, 24-27, 29-31, 33, 36, 38, 39, 41, 42, 51; 1877. 19). Из множества статей и заметок, посвященных местным святыням, примечательны описания мон-рей и церквей: «Пыскорский Преображенский ставропигиальный 2-го класса монастырь» свящ. И. Ф. Словцова (1867. 12-15, 21, 24, 25, 27, 28), «Очерки бедствий Далматовского монастыря с 1644 по 1742 г.» (1869. 2. С. 17-28; 4. С. 43-55; 6. С. 67-80) и «Настоятели Далматовского монастыря» (1869. 19. С. 253-256; 26. С. 319-326; 27. С. 327-331; 28. С. 339-345) прот. Г. А. Плотникова, «Переведение Пыскорского ставропигиального Спасо-Преображенского монастыря в г. Пермь» свящ. В. А. Удинцева (1869. 3. С. 31-41), «Материалы для истории Пыскорского монастыря» свящ. П. В. Ярушина (1876. 49. С. 572-576; 52. С. 610-614), «Материалы для церковно-археологического описания прежних монастырей Пермской епархии» И. Токмакова (1882. 26. С. 313-315; 27. С. 320-327), «Путевые заметки паломника к святыням Пермской епархии» А. А. Воскресенского (1909. 24, 25, 28, 30, 31), «Некоторые исторические сведения о градо-Пермском Петропавловском соборе и его причте» свящ. В. Удинцева (1868. 7. С. 105-109; 8. С. 125-128), «Екатеринбургский кафедральный Богоявленский собор» свящ. Ф. С. Зубарева (1869. 8.

http://pravenc.ru/text/2580032.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010