Скачать epub pdf Особенности богослужения на праздник 40 мучеников Стихира на стиховне: В песнопениих восхвалим, вернии,/страстотерпцев четыредесять мучеников/и к ним сладкопесненно возопиим, глаголюще:/радуйтеся, страдальцы Христовы,/Исихие, Мелитоне, Ираклие,/Смарагде и Домне,/Евнике, Уале и Вивиане,/Клавдие и Приске./Радуйтеся, Феодуле, Евтихие и Иоанне,/Ксанфие, Илиане, Сисиние,/Кирие, Аггие, Аетие и Флавие./Радуйтеся, Акакие, Екдикие, Лисимахе,/Александре, Илие и Горгоние,/Феофиле, Дометиане, и Божественный Гаие, и Горгоние./Радуйтеся, Евтихие и Афанасие,/Кирилле и Сакердоне,/Николае и Валерие,/Филоктиме, Севериане и Худие./Яко имущии дерзновение ко Христу Богу нашему,/мученицы всечестнии,/Того прилежно молите/спастися верою совершающим всечестную память вашу. Служба 40 мучеников Севастийских: интересные факты. Праздник 40 мучеников – один из 8 древнейших полиелейных служб нашего календаря. Праздник 40 мучеников всегда попадает на период Великого поста: со вторника 1-й седмицы (при самой поздней Пасхе 25 апреля/8 мая) до понедельника 6-й седмицы (при самой ранней Пасхе 22 марта/4 апреля). В службе 40 мучеников есть стихира, которая поется на «Слава» на стиховне вечерни. В ней перечисляются имена всех 40 святых. Эта стихира не поется, если накануне праздника совершается литургия Преждеосвященных Даров. Если праздник случится в Недели 2-ю, 4-ю и 5-ю Великого поста, то отменяются службы святым Триоди (соответственно службы свт. Григорию Паламе , преп. Иоанну Лествичнику и преп. Марии Египетской). Если праздник случится в субботы 2-ю, 3-ю и 4-ю, то отменяются заупокойные богослужения данных суббот. Праздник 40 мучеников переносится при совпадении со следующими днями Великого поста: если случится во вторник – пятницу 1-й седмицы , то переносится на 1-ю субботу поста (2024, 2040, 2051, 2078, 2097 гг.); если случится в среду 4-й седмицы, то есть в преполовение Великого поста, то переносится на вторник 4-й седмицы (2023, 2028 гг.). Это предписание – одно из наименее понятных широкому кругу. Причины таковы. Среда 4-й седмицы как середина поста – один из важнейших дней Триоди. Он отмечается еще с древности (как отмечено в статье «Преполовение Пятидесятницы» в «Православной энциклопедии», середину поста стали отмечать даже раньше, чем Преполовение Пятидесятницы, хотя никаких доказательств там не приводится). Кроме значения среды как «преполовения Великого поста», здесь еще совершается полная служба Кресту, Минея выносится на повечерие. Потому совмещение службы среды 4-й седмицы с полиелеем невозможно, вследствие чего появилось предписание Типикона о переносе полиелея на вторник.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Скачать epub pdf Страдание святых чудотворцев и бессребреников Кира и Иоанна и святой мученицы Афанасии и трех дочерей ее Феоктисты, Феодотии и Евдоксии Память 31 января Святой угодник Божий Кир родился и получил воспитание в египетской стране, в городе Александрии, построенном Александром Македонским. По своим познаниям он был знаменитый врач и исцелял телесные болезни совершенно бесплатно, а своими боговдохновенными речами и примером своей добродетельной жизни врачевал душевные недуги людей. Приходя к больным, он излагал им не советы Галена, или Гиппократа 1072 , но наставления святых апостолов и пророков о том, как сохранить себя от греховных недугов, которые бывают причинами телесных болезней: болезни душевные – суть более тяжкие недуги по сравнению со всеми болезнями тела; когда душа тяжко страдает грехами, то часто случается, что и тело подвергается тяжкой болезни, попускаемой Богом в наказание за грехи. Так поучая больных, а равно, проповедуя им и Божественное учение, Святой Кир многих язычников привел к познанию Бога истинного и сделал их христианами, уврачевав своим замечательным искусством их души и тела. В это время царствовал нечестивый царь Диоклетиан, воздвигали гонение на христиан. Святой Кир, славный александрийский врач был обвинен пред начальником города в том, что он – христианин и многих наставляет в христианской вере; начальник повелел тотчас схватить его. Святой Кир, узнав об этом, бежал из города и из страны египетской и пришел в Аравию. Это он сделал, не из страха мук, или смерти за Христа, но частью – последуя словам Христовым: «когда вас гонят в одном городе, бегите в другой» ( Мф.10:23 ), частью из желания продолжать свою помощь ближним, а частью желая лучше приготовить себя к страданиям за Господа своего в иноческом звании. Ввиду этого, он, по прибытии в Аравию, тотчас принял иноческий ангельский образ. Самое прибытие его в Аравию произошло по особому Божьему промышлению, чтобы он и там привел многих к Христу, избавил от греховного служения идолам, и наставил их на путь спасения. Он оставил там и врачебное свое искусство, ибо получил от Бога дар чудотворения, и уже не лечением и травами, а молитвами и словом исцелял всякие болезни. Чрез эти его чудотворения прославлялось имя Христово и многое множество идолопоклонников, оставляя свои заблуждения, обращались к Христу, Истинному Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

19/1 Преподобного Макария Великого, Египетского (390–391). Святителя Марка Евгеника, архиепископа Ефесского (1457). Обретение мощей преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского (1652). Преподобного Макария Римлянина, Новгородского (XVI-XVII). Преподобного Макария, постника Печерского, в Ближних пещерах почивающего (XII). Преподобного Макария, диакона Печерского, в Дальних пещерах почивающего (XIII-XIV). Блаженного Феодора, Христа ради юродивого, Новгородского (1392). Тропарь преподобному Макарию Великому , Египетскому, глас 1 Пустынный житель, и во плоти ангел,/и чудотворец явился еси, Богоносе отче наш Макарие,/постом, бдением, молитвою Небесная дарования приим,/исцеляеши недужныя и души верою приходящих ти./Слава Давшему тебе крепость,/слава Венчавшему тя,/слава Действующему тобою всем исцеления. Кондак, глас 4 В дому Господь воздержания воистину тя положи,/якоже звезду непрелестную, световодящу концы,/отче отцев, Макарие преподобне. Ин кондак, глас 1 Блаженную жизнь скончав в житии с мученическими лики,/в земли кротких достойно водворяешися, Богоносне Макарие,/и пустыню, якоже град, населив, благодать приял еси от Бога чудес,/темже тя почитаем. Величание Ублажаем тя,/преподобне отче Макарие,/и чтим святую память твою,/наставниче монахов/и собеседниче ангелов. Тропарь преподобному Савве Сторожевскому, Звенигородскому, глас 8 От юности Божественною распаляемь ревностию,/возлюбил еси чистое житие,/презрев мира сего красная и суетная,/последовал еси твоему Богомудрому учителю, преблаженному Сергию,/в труде и бдении, в посте и подвизе:/на Сторожи явлься безмолвия ради и стражи духовныя/недремленным на Божественней стражи пред стоянием/стяжал еси ум, зряй к Богу,/и демонския козни и обстояния прозираяй,/озарение Пресвятаго Духа в себе восприем,/яко звезда пресветлая еси верным./Темже и премудр и светозарен предстоятель/и пастырь стаду твоему явился еси,/светом твоим просвещай и всех,/приходящих к тебе верою, отче наш Савво,/и моли Христа Бога, да спасет души наша. Ин тропарь, глас тойже

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

23. Вторник 5-й седмицы. Прмч. Никона еп. и 199-ти учеников его. Прп. Никона, игумена Киево-Печерского. Мч. Василия Мангазейского (богослужебные тексты зри 22 марта). Литургия Преждеосвященных Даров . По Уставу (см. Типикон, 26 марта, 7-я Маркова глава), при совпадении праздника Благовещения Пресвятой Богородицы с четвергом 5-й седмицы Великого поста пение Великого канона прп. Андрея Критского («стояние Марии Египетской») переносится на утреню вторника 5-й седмицы Великого поста. Служба совершается по Триоди. Примечание. Служба прмч. Никона еп. и 199-ти учеников его переносится на повечерие в Неделю 4-ю поста вечером (см. 22 марта). Накануне в понедельник вечером совершается малое повечерие без канонов и поклонов. Кондак Триоди (Великого канона), глас 6-й: «Душе моя, душе моя…». Примечание. «Повечерие же глаголем малое в келлиях без поклонов. По Трисвятом кондак Андреева канона. Такожде и полунощницу» (Типикон, гл. 49, «В среду пятыя седмицы вечера»). Полунощница без поклонов. Утреня. Примечание. «Клеплет в 4-й час нощи, и собравшимся нам в церковь, бывает начало от иерея, по обычаю, и глаголем: Царю Небесный: Трисвятое, и Отче наш: Господи, помилуй, 12. Слава, и ныне, Приидите, поклонимся, и прочия два псалма...» (Типикон, гл. 49-я, «В четверток пятыя недели святых постов»). Иерей возглас: «Благословен Бог наш…». Чтец : «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный...», Трисвятое. По «Отче наш…» иерей – возглас: «Яко Твое есть Царство…». Чтец: «Аминь», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся…» (трижды) и обычное двупсалмие. (Совершается обычное каждение.) Шестопсалмие. (Иерей читает утренние молитвы.) Великая ектения. «Аллилуия» и Троичны гласа (в данном случае – 8-го). Припев к окончанию первого Троичного тропаря: «Свят, Свят, Свят еси, Боже наш, молитвами Предтечи Твоего помилуй нас». Стихословится 12-я кафизма . Малой ектении нет. Седальны Октоиха (из приложения Триоди), глас 8-й: «Яко блудница припадаю Ти...»; стих: «Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене» – «День он страшный помышляющи...»; стих: «Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев» – мученичен: «Светом Небесным сияет днесь...». «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «Недвижимое утверждение...». И читается первая половина Жития прп. Марии Египетской .

http://patriarchia.ru/bu/2022-04-05/

§ 162. Жизнь Макария Великого и сочинения его. Для всей Церкви, а не для одной пустыни, был и остается великим св. Макарий Египетский , отец пустыни. Современник Макария Александрийского , называвшегося «городским» 831 , но несколько старше его, он еще в юности почувствовал желание оставить мир и поселился близ деревни в келии; его избрали в чтеца в одной церкви, но он бежал в другое место; здесь оклеветала его впадшая в грех девица; он принял на себя клевету; преступница ужасными страданиями, внезапно поразившими ее, вынуждена была сказать о невинности Макария; но Макарий убегая славы человеческой удалился 832 в пустыню Скитскую 833 ; отселе посещал он св. Антония 834 . На 40 году был посвящен в пресвитера и тогда же получил дар чудотворений и пророчества, а по умножении учеников воздвиг для них четыре храма, сам пребывая с одним учеником своим 835 . Велики были подвиги Макария еще в первые годы пустынной жизни; за великие подвиги уже тогда называли его отроком-старцем 836 ; но преимущественно молчание 837 и сердечная кротость 838 отличали и возвышали дух великого. Когда из Александрии изгнан был арианами архиепископ Петр преемник Афанасия и ими же поставлен был Люций: Люций послал отряд солдат в пустыни, чтобы насилием и жестокостями принудить пустынников к арианству; многие скончались мучениками, а Макарий вместе с несколькими другими послан в заточение на один из островов египетских: но здесь остров язычников вскоре стал островом христиан 839 . По возвращении в скитскую пустыню пророк и чудотворец 840 скончался в 390 году на 90 году от рождения своего, на 60 пустынной жизни 841 . Геннадий пишет, что « Макарий Египетский , подвижник скитский, писал послание к инокам, в котором поучал, что человек может совершать истинное служение тогда, как, познавши себя самого, добровольно несет все труды, мужественно борется с страстями, как бы не потерять благодати данной ему, и, наконец, сохраняя себя в чистоте, достигает чистоты душевной» 842 . Это письмо известно было и св. Исааку Сирину 843 ; но оно доселе остается в рукописях 844 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Б.Н. Алмазов Рассказы из жизни Христианских подвижников [стихотворение]: Святой Филарет Милостивый; Мария Египетская Источник Святой Филарет Милостивый I В те времена, когда Христова церковь Еще едва в покое отдохнула От козней, бед, страданий и гонений, И твердостью, любовью и смиреньем Своих врагов могучих победив, Из рубища скиталицы убогой В достойную своих деяний ризу Величия земного облеклась, И под покров верховной власти стала; Когда еще не остывала память В сердцах людей о мучениках церкви, За веру твердо душу положивших, И их пример и подвиги святые, Избранников сердца воспламеняя, Их на дела благие подвизали; Когда Сион, Наин и Вифлеем, Капернаум и Назарет, и Кана, Еще живым преданием полны, О чудесах Спасителя вещали, И на себе земля еще хранила Апостолов недавние следы, – В те времена святые, на Востоке Жил человек простой умом и сердцем, С женой своей и чадами своими – Муж праведный и кроткий, Филарет. Как Иова, Бог наделил его Богатствами и благами земными: Он получил в наследье от отца Обширные и пастбища, и нивы, Сады смоковниц, кедров вековых И виноградники, и рощи маслин, И житницы, обильные пшеницей, И улья пчел, точащиеся медом, Стада овец, верблюдов и волов, И множество рабов, рабынь усердных, И утвари и тканей дорогих, И древний дом, всегда, как чаша, полный Сластей и вин, и всякого добра. И славен был далеко Филарет В своей стране и странах сопредельных И родом, и богатствами своими. Но чист душой и сердцем, как младенец, Он гордостью в душе не превознесся, Наследие отцовское стяжав, Не погрузился в роскоши и неге, Не пресыщался яствами, сластями, Не пировал со знатными друзьями, Не тешился утехами мирскими, И ни к каким земным житейским благам Не прилежал ни сердцем, ни умом. Единую любовь он в жизни ведал – Любовь ко всем живущим на земле, И этою любовью полон с детства, Он в ближнего всю душу положил, И всякого живого человека, Кто б ни был он – муж праведный, иль грешник – Всем сердцем он любил нелицемерно. Кого бы он ни встретил, ни увидел

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Великий пост в 2016 году Когда следует особенно строго поститься в дни Святой Четыредесятницы? Как правильно вести себя на Страстной неделе? На каких службах необходимо побывать? 14 марта, 2016 Когда следует особенно строго поститься в дни Святой Четыредесятницы? Как правильно вести себя на Страстной неделе? На каких службах необходимо побывать? Великий пост в 2016 году начинается 14 марта и продлится до 30 апреля включительно. Великий пост в 2016 году пройдёт с 14 марта по 30 апреля. Подробнее об этом Вы сможете узнать, прочитав материал на этой странице сайта «Правмир». Великий пост в 2016 году: главные службы Вечером, в первые четыре дня Великого поста, с 14 по 17 марта в 2016 году, в храмах вечером совершается чтение Великого покаянного канона святителя Андрея Критского . По средам и пятницам в течение Великого поста служат литургию Преждеосвященных Даров . После литургии Преждеосвященных Даров в пятницу первой седмицы поста 18 марта в 2016 году  будет освящаться коливо (сваренные с медом зерна пшеницы) в память святого мученика Феодора Тирона . В первое воскресенье Великого поста, неделю Торжества Православия , 20 марта в 2016 году, в храмах по окончании Божественной литургии совершается чин Торжества Православия. Во 2, 3, 4 субботы Великого поста  (26 марта, 2 и 9 апреля в 2016 году), Церковь совершает поминовения усопших. Накануне, вечером в пятницу, во многих храмах совершается особое заупокойное богослужение — парастас. Третье воскресенье Великого поста, 3 апреля в 2016 году, — неделя Крестопоклонная , на Всенощном бдении совершается чин поклонения Кресту. Следующая за этим днем неделя считается особо строгой. В среду 5 седмицы Великого поста, 13 апреля в 2016 году, вечером (в некоторых храмах — ночью) целиком читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского с житием преподобной Марии Египетской — Стояние Марии Египетской . «Труда ради бденного» в этот вечер разрешается в пищу вино и елей. В пятницу на той же неделе, 16 апреля в 2016 году, накануне Субботы Акафиста (праздник Похвалы Богородицы) , на утрене читается акафист Божией Матери.

http://pravmir.ru/kalendar-velikogo-post...

Закрыть itemscope itemtype="" > В гостях у коптов Египта 21.11.2005 353 Время на чтение 10 минут Гид, заманивший нашу туристическую группу в самый центр десятимиллионного Каира, говорит, что он складывает свои полномочия. У нас - свободное время, и можно разбрестись куда угодно. Меня, понятно, интересуют не столько засохшие музейные мумии, сколько живые единоверцы - христиане. Существование последних в крупнейшем городе исламского мира для меня уже непреложный факт: когда автобус еще пробивал дорожные " пробки " на шоссе Рамзес, среди частокола минаретов эпизодически мелькали купола с крестами. В контраст со старинными, искусно расписанными мечетями, христианские храмы поголовно в стиле модерн: некрашеные бетонные колокольни с круглыми " иллюминаторами " возвышаются над геометрически правильными коробками. Однако это лишь фасад, за которым скрывается многовековая история. В Каире несколько коптских районов. Самый древний из них расположен на руинах римской крепости, в южной части города. Два других - Шубра и Матария - охватывают север столицы. О том, что владелец продуктовой лавки, аптеки или небольшого магазинчика бытовой техники - копт, говорят непременно вывешенные на стенах иконы, плетеные кресты, бумажные иконы, и обязательно - фотографии папы Шенуды III. Коптский патриарх, по мнению египетских христиан - прямых потомков древних строителей пирамид, - личность едва ли не всемирного значения. Действительно незаурядный богослов и проповедник, он уже больше тридцати лет является духовным лидером коптской нации и пользуется непререкаемым авторитетом. Культ - не культ личности, а такого обилия портретов одного и того же человека я не видел со времен Брежнева. Упомянув в разговоре с коптом имя " Шенуда " , вы непременно увидите, как лицо собеседника расплывается в улыбке, может быть он даже достанет из кармана блокнот с фотоснимком любимого вождя. Лидер египетских нехалкидонитов носит титул авва (папа), которого во времена первых христиан удостаивались только святые и отцы-пустынники. Привратник монастыря Антония Великого, показав мне каменную табличку в честь проживания в обители Шенуды, уверенно сказал мне, что после смерти выдающегося патриарха тоже причислят к святым. Витает над духовным вождем коптов и ореол мученичества. Копты не любят об этом говорить вслух, но каждый из них знает о том, что за свои убеждения Шенуда III один раз даже пострадал от мусульманских властей, отсидев несколько лет в тюрьме.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

Прежде чем говорить, надо разграфить листок бумаги, чтобы была понятна система, о чем говорить. Я сегодня даже попытаюсь говорить не столько о конкретных проблемах современной литургической музыки, которой, мне кажется, не существует на самом деле, сколько попробуем разграфить эту бумажку, на которой уместны или неуместны эти разговоры. Если мы будем говорить о богослужебной музыке вообще, возможности, невозможности ее существования, начну с такого рассказа из одного египетского патерика про одного монаха, авву, который жил в пустыне около Александрии. Жил тем, что плел корзины, а его ученик относил эти корзины, естественно, в Александрию, и менял там эти корзины на еду, чем этот авва жил. И однажды придя из Александрии, его ученик с удивлением сказал: «Я видел такую удивительную картину, что там храм, и во время богослужения поют!». И тут этот авва заплакал, и сказал, что настанут времена, когда и монахи начнут петь. Это очень характерный рассказ, который свидетельствует о том, что богослужебное пение как таковое – это вообще-то многими ранними христианами считалось чем-то вообще совершенно недопустимым. И это совершенно объяснимо, потому что мы вспомним слова Иоанна Богослова: «Не любите мира, ни того, что в мире. Кто любит мир, в том нет любви Отчей». Все. Точка. «Кто любит мир, в том нет любви Отчей». Никакие пения, никакие иконы – это все, так сказать, мир. Кто этим занимается, в том нет любви Отчей. И это понятно. Вы понимаете, надо просто принять это время, первых христиан, которые практически видели самого Христа: апостолы, мученики. Мученики, допустим уже не видели Христа, но они видели Христа во время мучений своих, как, допустим, первомученик Стефан. И другие свидетельства этому есть. И мы видим, что первые подвижники-аскеты, которые жили в пустыне, в пещерах, они бежали из мира куда угодно. Они бежали в пасти к хищникам на аренах, в котлы с кипящей смолой, куда угодно, только не в этом мире. Только не в этом мире, только ради того, чтобы быть со Христом. Естественно, там ни о каком богослужебном пении, ни о каком иконописании, ни о чем этом не могло быть и речи. И почему заплакал этот авва из египетского патерика? Он заплакал, потому что он предвидел, что начнутся эти богатые служения в роскошных храмах, с иконами, с пением, в богатых одеяниях. И это привело этого авву в ужас.

http://blog.predanie.ru/article/sovremen...

Слезами оросите, кающиеся, дверь дома примирения; потому что там найдете Иисуса, Которого лобызала блудница; и Он готов оставлять долги бедному человеческому роду (прп. Ефрем Сирин , 33, 180). Источник. ...Блажен, кто сколько-нибудь времени плакал здесь; потому что слезы его прекратились, и их уже нет, и наслаждается он непреходящим блаженством (прп. Ефрем Сирин , 33, 200). Источник. Слышал я, что слезы очей приятнее Тебе золота, и серебра, и драгоценных камней. Приими же, Господи, слезы очей моих, да благоугодны Тебе будут слова моления моего, и, по щедротам благодати Твоей, прости мне долги мои (прп. Ефрем Сирин , 33, 276). Да не иссякнут слезы в очах у тебя, исполненный грехов и неправд. Проси щедрот у Бога, чтобы в день праведного Суда простил тебе долги твои... (прп. Ефрем Сирин , 33, 302). Источник. Ежечасно проливай перед Судиею слезы сокрушения о гнусных делах своих. Бездна мучений ожидает тебя за дела твои и в воздаяние за непотребства твои. Сугубо плачь о себе, чтобы Правдивый и услышал тебя, и примирил с тобою (прп. Ефрем Сирин , 33, 321). Источник. Слезы, льющиеся на мертвую плоть, не возвращают ее к жизни; а если они пролиты о душе – воскрешают и возвращают ее к жизни (прп. Ефрем Сирин , 34, 51). Источник. Не ради плоти даны тебе слезы, скорбь и печаль, но ради души дал тебе их Бог, чтобы ее возвращал ты ими к жизни (прп. Ефрем Сирин , 34, 51). Источник. ...В дар Богу принеси плач, источи слезы из очей своих; твоими слезами и Божиею благостию мертвая душа твоя возвращена будет к жизни... (прп. Ефрем Сирин , 34, 51). Источник. Не презирай слез ты, который сам претерпел достойное многих слез, и потом помилован (свт. Григорий Богослов , 15, 147). Христиане имеют у себя утешение Духа, слезы, плач и воздыхание, и самые слезы составляют для них наслаждение (прп. Макарий Египетский , 67, 123). Источник. Слеза, проливаемая действительно от великой скорби и сердечной тесноты, при ведении истины и с разжжением внутренности есть пища души... (прп. Макарий Египетский , 67, 189). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010