Св. блж. Евфросиния Колюпановская была знатного происхождения, состояла фрейлиной при дворе императрицы Екатерины II. В один момент она неожиданного исчезла со двора вместе с двумя фрейлинами, а в 1806 г. пришла в Москву, где «испросила благословение на подвиг юродства у митр. Московского и Коломенского Платона (Левшина) » 131 . Далее жизнеописатель сообщает, что митрополит «благословил Вяземскую и под вымышленным именем «дуры Евфросинии» направил с собственноручным писъмом в серпуховской Владычный в чест Введения во храм Пресвятой Богородицы женский монастыр к игумении Дионисии (1806–1815)» 132 . Из-за скудости сведений мы ничего не можем сказать о призвании к подвигу юродства св. блж. Евдокии Суздальской; свт. блж. схимонахини Марфы Московской; св. блж. Варвары Скворчихинской. Подводя итоги, можно сказать, что Господь призывает чистых сердцем к подвигу юродства разными путями: кого-то Он избрал уже от рождения (свв. Пелагея Дивеевская, Мария Дивеевская, Матрона Московская), кого-то тяжёлыми жизненными обстоятельствами (свв. блж. Клеопатра, Ксения Петербургская, Паша Саровская, Домна Томская), а кого-то, как св. блж. Любовь Рязанскую, наоборот, чудесным исцелением. Благословляли святых жён на подвиг юродства Христа ради как живые старцы, так и прославленные святые (св. муч. Уар, свт. Николай Чудотворец). В двух случаях жития повествуют о чудесном явлении отроковицам Пресвятой Богородицы (свв. блж. Муза, блж. Матрона Анемнясевская). 2.2. Внешний вид и речевое поведение Существует представление о традиционном виде святого Христа ради юродивого. Это, как правило, человек немытый и нечесаный, часто голый; если не голый, то одетый в какие-то лохмотья; ведущий странный образ жизни, валяющийся в грязи, золе и т.п.; отличающийся соблазнительным поведением для окружающих – нарушающий порядок на улице и в церкви, говорящий странные, не всем понятные речи и пр. Но при этом такой человек скрывает свои подвиги, тайно носит вериги на теле, по ночам он молится в чистом поле. По поводу наготы юродивых интересно рассуждение Каллиста (Уэра) , который отмечает, что нагота юродивых не носит эксцентричного характера, а имеет богословское значение: «В определенной степени юродивые возвращались к status ante peccatum, к непорочности Адама в раю до грехопадения, когда он был наг и не стыдился» 133 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Св. блж. Ксения Петербургская после смерти своего мужа ходила в его одежде, называя себя «Андреем Петровичем», а позже, когда рубище истлело, одевалась в красную кофту и зеленую юбку или наоборот. Св. блж. Параскева (Паша Саровская) в период своей жизни в Дивеевской обители любила облачаться в разноцветные сарафаны, иногда она надевала сразу несколько сарафанов. Как отмечал сщмч. Серафим (Чичагов) , это происходило, когда она встречала почетных гостей или же «в предзнаменование радости и веселия для входящего к ней лица» 138 . Что касается обуви, то следует отметить, что босоножие было характерно далеко не для всех святых жён, Христа ради юродивых. Босыми ходили св. Пелагея Дивеевская; св. Параскева Дивеевская во время тридцатилетней жизни в саровском лесу. Босой даже зимой ходила св. блж. Евфросиния Колюпановская. Св. Исидора изображается босой на иконах в полный рост, что может свидетельствовать о её передвижении босыми ногами. Босой в молитвенной позе представлена на иконах и св. Варвара Скворчихинская, хотя в жизнеописании святой старицы об этом ничего не говорится. Обувь тех подвижниц, которые предпочитали ходить в обуви, во многих случаях была чисто символической, т.к. вряд ли она могла спасти от воды и холода. Так, блж. Мария Дивеевская ходила и зимой и летом, в любую погоду, в лаптях, часто рваных, без онуч: «Ходила она, не разбирая погоды, зимой и летом, в стужу и жару, в полную воду и в дождливую осень одинаково – в лаптях, часто рваных, без онуч» 139 . Никогда не ходила босой и св. блж. Домна Карповна. Жизнеописатель отмечает, что она всегда имела какую-нибудь изношенную обувь 140 . Внешний вид св. блж. Параскевы Дивеевской, великой подвижницы, юродивой Христа ради, был различным в разные периоды её жизни. В течение 30 лет по благословению преподобного старца Серафима блж. Паша Саровская жила в дремучих саровских лесах в вырытой ею пещере. Священномученик Серафим Чичагов , автор «Летописи Серафимо- Дивеевского монастыря», сравнивал блаженную по своему внешнему виду и образу жизни с преподобной Марией Египетской: «Во время своего житья в Саровском лесу, долгого подвижничества и постничества она имела вид Марии Египетской... Худая, высокая, совсем сожженная солнцем и поэтому черная и страшная, она носила в то время короткие волосы, так как ранее все поражались её длинными до земли волосами, придававшими ей красоту, которая мешала ей в лесу и не соответствовала тайному постригу. Босая, в мужской монашеской рубашке-свитке, расстегнутой на груди, с обнаженными руками, с серъезным выражением лица, она приходила в монастыр и наводила страх на всех, не знающих её» 141 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Старица, как будто не слыша их слов, опять проворила: «У тебя все прекрасно! Живи тут, живи!» Подумав, что блаженная или не поняла, или не расслышала их слов, барышни громче повторили свои предложения, но старица твердила одно: «У тебя прекрасно все! Живи тут, живи!» Никто в то время не понял, почему матушка Евфросиния так настойчиво твердила об одном и том же. Лишь позже, когда сын вдовы диаконицы, окончив курс, породнившись с преосвященным Евсевием, архиепископом Могилевским и заняв хорошее священническое место, опасно заболел и умер. Для всех тогда стало ясно, что слова блаженной старицы, с такой настойчивостью повторявшиеся ей несколько лет тому назад, были пророческими. Бедная вдова диаконица в первое время после поступления сына на место, продавшая, было, кое-что из своих построек и вещей и уже перебравшаяся к нему на жительство, похоронив его, должна была возвратиться на свое старое пепелище и здесь уже доживать остаток дней своих. В другой раз М.С. Пушкина, беседуя со старицей, подумала: «Ведь при императрице Екатерине II три фрейлины одновременно покинули дворец: одна, Соломия, погребена в московском мужском Симоновском монастыре, другая - матушка Евфросиния. Где же третья-то?» Тогда матушка, провидя ее мысли, сказала: «Матушка в Суздале, такая пьяница была, а теперь чудеса творит». Помещица Наталья Адриановна Корелова, несмотря на укоризны и насмешки своего мужа, всегда радушно принимала у себя матушку Евфросинию, относясь к ней с искренней любовью и глубоким уважением. Однажды старица приехала навестить Корелову. Все вышли встретить глубокочтимую гостью и помочь ей выйти из повозки. Вышел и муж Кореловой, Николай Афанасьевич, и, смотря на предлагаемые ей усердные услуги, не без насмешки подумал: «Какая она монахиня? Подпоясана веревкой, покрыта тряпкой». В ответ на эти сокровенные мысли Корелова блаженная старица, войдя в дом, поклонилась ему до пола и сказала: «Прости меня, что я подпоясана веревкой, покрыта тряпкой, ведь я не монахиня». В другой раз Корелова, будучи беременна, обратилась к старице с вопросом: «Матушка, кто у меня родится - мальчик или девочка?» «Кусок мяса», - ответила блаженная. Действительно, родился мертвый недоношенный ребенок.

http://pravicon.com/info-2282

Страшное любопытство овладело отцом, захотелось узнать, каким это чаем хочет матушка потушить в нем страсть к водке. Заметив, как был завернут сверток и как положен, он взял его, осторожно развернул, посмотрел, затем тщательно завернул по-прежнему и положил на старое место. Через несколько минут после этого в келию вошла матушка. Остановившись около порога, она строго посмотрела на отца и сказала: «А! Ты хотел узнать, какой это такой мой чаек! Так уходи же! Нет тебе моего чаю!» Так, благодаря своему неуместному любопытству, мой отец до самой своей смерти и оставался горьким пьяницей». Крестьянин Карп Кондратьевич Кондратьев с двенадцати- до семнадцатилетнего возраста по назначению Алексея Ивановича Цемша состоял кучером при матушке Евфросинии, когда она гостила на Мышегском заводе. С ней не раз приходилось ему ездить и в Алексин, и в Колюпаново, и в другие окрестные места. Раз летом, в один из праздничных дней, он собрался, было, идти на луг в хоровод, как ему было приказано Алексеем Ивановичем подать матушке лошадь. От хоровода пришлось отказаться, и это страшно его раздосадовало. Скрепя сердце, пошел он на конный Двор, ругая про себя старицу, как он сам впоследствии сознавался, самой отборной бранью. Однако лошадь запряг и, подав ее к крыльцу келий, попросил доложить матушке, что лошадь готова. Но старица, выбежав из келий, грозно закричала: «Уезжай отсюда!!! Пошел прочь!.. Я с тобой сегодня не поеду!.. Ступай! Ступай!» Так и пришлось ему вернуться на конный двор и отпрячь лошадь. Однажды, рассказывает крестьянка Мышегского завода Дарья Ивановна Гуслистова, в 1850-х годах, в январе месяце пришла матушка Евфросиния, гостившая в то время у княгини Екатерины Алексеевны Бибарсовой, к моей матери Марфе Алексеевне, взлезла на печку и запела: «На печке звезда взошла высоко, и видно ее далеко, и осветила весь белый свет». В это время в избу вошел литейщик завода Евдоким, лет 25, человек доброй христианской жизни, которого старица очень любила. Старица посмотрела на вошедшего, слезла с печи, взяла маленькую иконку святителя Николая Чудотворца и, обращаясь к Евдокиму, сказала: «На, раб Божий Евдоким, благослови меня».

http://pravicon.com/info-2282

Таким образом, юродство Христа ради как особый путь достижения святости в Православной Церкви представляет собой доведённое до героической степени смирение в Христовом крестоношении. Источники и литература Богослужебные книги 1 . Минея. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002 . 2 . Минея дополнительная. Вып. 1. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2005. 3 . Общая Минея. М.: Правило веры, 2004. Источники 1 . Безумием мнимым безумие мира обличившие: Блаженные старицы нашего времени (XIX-XX вв.). М.: Русский паломник, 2006. 2 . Блаженные Санкт-Петербурга: от святой блаженной Ксении Петербургской до Любушки Сусанинской/Сост. М.Б. Данилушкина. 3-е изд., доп. СПб.: Воскресение, 2007. 3 . Димитрий Ростовский , свт. Жития святых. Тома I-IV. Киево- Печерская Лавра, 1764 [Электронный ресурс]//DVD-дuck. СПб.: Аксион эстин, 2009. 4 . Евдокия Суздальская [Электронный ресурс]//Православная энциклопедия: [web-caйm]. http://www.pravenc.ru/text/187100.html (27.10.2013). 5 . Евфросиния Колюпановская [Электронный ресурс]// Православная энциклопедия: [web-caйm]. http://www.pravenc.ru/text/187892.html (27.10.2013). 6 . Житие святой блаженной схимонахини Марфы Московской [Электронный ресурс]//Сайт Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря г. Москвы: [web-caйm]. http://ioannpredtecha.ru/docs/152.htm (27.10.2013). 7 . Жития византийских святых/Сост. С.В. Полякова. СПб.: Наука, 2004 . 8 . Жития сибирских святых: Сибирский патерик. Новосибирск: Новониколаевск, 1999. 9 . Зимина Н.П. Варвара Скворчихинская [Электронный ресурс]//Православная энциклопедия: [web-caйm]. http://www.pravenc.ru/text/154101.html (27.10.2013) 10 . Монахиня Таисия. Русские святые. СПб.: Азбука-классика, 2001. 11 . Монахиня Таисия. Русское православное женское монашество. Минск, 2006. 12 . Правдолюбов Н., свящ., Правдолюбов В. Житие святой блаженной Матроны Анемнясевской//Шантаев А., свящ. Святые блаженные-калеки в современной житийной литературе. М.: Благо, 2004. С. 80–160.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тот смущенно проговорил: «Матушка, я не могу вас благословить, вы меня благословите». Но старица все-таки настояла на своем, сделала три земных поклона, и он благословил ее этой иконой. Она приложилась к ней и затем, приняв из его рук образ, в свою очередь благословила его со словами: «Господь благословит тебя на твои подвиги жизни». И Евдоким действительно в скором времени вступил на путь подвижничества, уйдя с благословения старицы в Оптину Пустынь и приняв монашество с именем Михаил. Проживавшая на Мышегском заводе Евдокия Ивановна Смирнова рассказывала: «Моя мать, оставшись после смерти мужа вдовой с малолетними детьми, жила очень бедно и сильно сокрушалась о том, что не может купить себе корову. Раз как-то вечером я й сказала ей: «Ведь мать Евфросиния всем помогает, попроси-ка ты у нее корову». На это мать ничего мне не ответила. На другой день утром входит к нам в избу матушка Евфросиния и говорит: «О-о-о, меня ныне Алеша (Цемш) уж и ругал за корову. Ты, говорит, все собираешься ее кому-то отдать, а она вон, гляди, и заболела, и молока не дает». Однажды, находясь в имении г-жи М.С. Пушкиной в с. Коростине Алексинского уезда Тульской губернии, блаженная старица вместе с барышнями отправилась к их приходской вдовой диаконице. У этой вдовы был сын, который в то время кончал курс духовной семинарии. Он отлично учился, подавая своей матери лестные надежды. Мать с нетерпением ждала той минуты, когда сын окончит курс и поступит на священническое место, дав ей тем самым возможность тихо, без лишних забот и изнурительных хлопот скончать дни свои под его радушным кровом. Эту-то диаконицу и пришла теперь навестить матушка Евфросиния. Посидев у нее некоторое время, старица выразила желание посмотреть ее хозяйство; пошли за ними и барышни. Походив по дому и около него блаженная, обращаясь к дьяконице, сказала: «Ах как у тебя везде все хорошо! Живи, живи тут!» Тогда барышни заметили: «Матушка, у нее есть сьш, который отлично учится и скоро кончит курс, ина ждет - не дождется, когда он кончит и поступит на место, тогда и она переедет к нему жить».

http://pravicon.com/info-2282

Больная вдруг как закричала: «Как?!. Со мною драться?!. Нет! Нет! Ты меня не одолеешь, ты меня не выгонишь, а я, я наведу на тебя то-то и то-то», - при этом она посулила мне разные скорби и беды, которые впоследствии мне действительно пришлось испытать. Если, бывало, больная в припадке скажет: «Пойду к тому-то или туда-то (называя при этом известных нам лиц) и наделаю там то, что не разберут они и сами», __ действительно, в тот момент этих лиц постигала та или иная неприятность. Справляешься, бывало, после и узнаешь: у одного в это время случилась значительная кража, в другом месте произошла драка, там - непримиримая вражда и т.п. Иногда больная в припадке скажет, бывало: «Пойду к попу! - и тут же, скрежеща зубами, простонет. - Ах! Старуха не пускает меня к нему: везде загородила!» А матушка Евфросиния, действительно, когда бывала у меня в доме, часто делала крестное знамение на всех дверях и окнах. Вот во время таких-то припадков старица придет, бывало, к больной, бросит свою палку в ее постель, и больная скажет: «Сколько нас было тут! Старуха всех нас разогнала!» - потом смолкнет и успокоится. Однажды у Н.А. Протопоповой несколько дней сряду шла кровь горлом, и она до того ослабела, что едва-едва переводила дыхание. Все окружающие уже отчаялись в надежде видеть ее живой. Это было в ненастное осеннее время. Старица приказала истопить баню (она всегда приказывала), велела поставить в печку котел с лошадиным пометом. Когда все было готово, блаженная пришла в баню, сама вымешала в котле руками, легла на лавку и приказала принести к себе больную. Ее приказание не хотели, было, исполнить, опасаясь за здоровье большой, особенно в виду ненастной погоды и удушливого воздуха в бане, но блаженная настаивала на своем требовании. Когда об этом сообщили больной, та, узнавши требование старицы, приказала себя нести к ней, заявив, что с ней она готова даже умереть. Едва только поднесли больную к бане, как блаженная запела: «Царю Небесный...» Больная еще громче стала вторить ей. Когда же стали мыть больную, юродивая начала дразнить ее голосом козла: «Бя-а-а...» А больная в изнеможении кричала: «Ой, жарко! Уйду! Уйду! Душно!» Но старица не обращала на это внимания, пока не вымыла больную. При этом блаженная запрещала девушкам мочить больной пораженную ногу, а сама всю ее смочила.

http://pravicon.com/info-2282

В час ночи приехал управляющий. Жена отперла ему дверь, да так и ахнула: «Что с тобой? - с трудом проговорила она. - На тебе лица нет!» Муж был бледен, как полотно. «Будешь бледен, - сказала старица, выглянув из своей комнаты, - на него двенадцать волков напали!» Действительно, как рассказал потом управляющий, в дороге на него напали волки. Сколько их было, он в страхе не мог разобрать. Помнит лишь, что их было много и что некоторые из них даже вскочили к нему в сани. Свое спасение от грозившей ему ужасной смерти он приписывал исключительно благодатному действию молитв старицы-подвижницы, матушки Евфросинии. Не в одних словах, но и в поступках и действиях блаженной старицы, на первый взгляд, смешных и странных, обнаруживался иногда ниспосланный ей свыше великий дар прозорливости. Так, однажды, собираясь в деревню Свинку к той же жене управляющего, матушка Евфросиния захватила с собой горшок каши, спрятала его под полу и поехала. Когда она подъезжала к дому управляющего, хозяйка, увидев ее, вышла со своими детьми встретить и помочь ей выйти из повозки. Лишь только старица опустила ногу с повозки, как горшок с кашей выскользнул у нее из-под полы и, ударившись об землю, вдребезги разбился, а черепки разлетелись в разные стороны. Все, видевшие это, засмеялись, недоумевая, откуда взялся у матушки горшок с кашей. Но скоро всем стало ясно, что не смеяться нужно было при этом, а плакать: разбившийся горшок и разлетевшиеся черепки предзнаменовали собой семейное несчастье. Вскоре после этого управляющий подпал под гнев господ, лишился места и крова; все, что было припасено про черный день, скоро было прожито, и всех трех своих сыновей пришлось ему услать в разные стороны в услужение. Так разбилось все его более чем тридцатилетним упорным трудом созданное благосостояние. Прозорливость старицы еще при ее жизни для громадного большинства была признанным явлением. Благодатная сила Божия, действовавшая в блаженной старице Евфросинии, проявлялась и в даровании исцелений. Жена священника о. Павла Просперова в свое время рассказывала: «Когда я была еще девушкой, в нашем доме в качестве моей компаньонки гостила родственница. Однажды она так сильно заболела, что была вынуждена лечь в постель. В это время мы узнали, что матушка Евфросиния, перед тем где-то гостившая, возвратилась к нам в Колюпаново, и я уговорила больную пойти к старице. С большим трудом удалось мне довести больную до дома помещицы Н.А. Протопоповой, где жила блаженная.

http://pravicon.com/info-2282

Но были у старицы и свои присные по духу. Среди этих-то присных главным образом и проявлялись богатые духовные дарования подвижницы - дар прозорливости и исцелений. Особой любовью старицы пользовался Алексей Иванович Цемш, служивший в то время управляющим на Мышегском чугунолитейном заводе княгини Екатерины Алексеевны Бибарсовой, расположенном верстах в 5-ти от Колюпанова. Его блаженная иначе не называла, как сынок или Алеша. Такая любовь подвижницы была ответом на безграничную преданность и истинно сыновнее уважение к ней со стороны Алексея Ивановича, не жалевшего ничего для нее. Желая возможно чаще видеть у себя глубоко почитаемую им «матушку Евфросинию» и в то же время не имея в своем доме для нее подходящего помещения, он построил в своем саду исключительно для нее уединенную, довольно красивую келию, обставив ее всеми удобствами. Сюда-то, к А.И. Цемшу, чаще всего и выезжала из Колюпанова блаженная старица. В этих выездах, как, впрочем, и во всех выездах старицы, ее всегда сопровождали четвероногие и пернатые любимцы. У А.И. Цемша блаженная подолгу, иногда по нескольку месяцев, гащивала, имея местом своего пребывания выстроенную для нее гостеприимным хозяином келию. Из этого уединенного уголка она навещала как дом Цемша, так и дома других обитателей Мышегского завода. На Мышеге, как и в Колюпанове, почти нет дома, где бы ни могли рассказать вам о том или другом случае из жизни «матушки Евфросинии», свидетельствующем или о ее прозорливости, или о благодатной силе ее молитв. Здесь, а также и в других местах, духовником блаженной старицы Евфросинии о. Павлом Просперовым, а отчасти и священником о. Павлом Соколовым в свое время было собрано и записано достаточное число случаев из жизни подвижницы, относящихся ко времени ее пребывания в селе Колюпанове и как нельзя более ясно отражающих в себе всю полноту ее духовных дарований. Вот несколько таких случаев, явно свидетельствующих о прозорливости блаженной старицы. Жена священника Павла Просперова Матрена Алексеевна, будучи еще девушкой, попросила однажды своего отца послать за старицей, на что отец сердито ответил: «Какие у тебя кучера посылать за ней?

http://pravicon.com/info-2282

Окончив мыть, блаженная приказала отнести больную в ее спальню, а сама пошла в свою комнату. Но не прошло и десяти минут как уложили больную в постель, старица снова явилась к ней, потребовала чаю и приказала ей вставать. Та легко и охотно исполнила приказание блаженной: встала, оделась, села за чай, сама пила и угощала старицу. С этого момента здоровье больной поправилось. Помещик Александр Петрович Полосков, родной племянник Н. А. Протопоповой, обручившись с девицей Марией Сергеевной Горчаковой, заболел какой-то непонятной болезнью, которая с каждым днем все усиливалась. Больной стал впадать в исступление, царапать себе лицо и руки, лезть на стену, кричать, что его испортила какая-то купчиха в Калуге. В конце концов, его пришлось отправить на излечение в город. Там он пролечил все, что имел, но облегчения никакого не получил, и пользовавшие его врачи, наконец, отказались лечить его, не найдя ничего лучшего, как посоветовать ему возвращаться туда, откуда он и приехал, - в деревню. Больной повиновался, переселился в Колюпаново к тетке. Положение его с каждым днем становилось все серьезней и серьезней. Протопопова сообщила об этом родителям Полоскова, и те приехали проститься со своим единственным сыном, заживо оплакивая его. Для них было ясно, что уже нет никакой надежды на благополучный исход его болезни. Одна Наталья Алексеевна не теряла надежды на его выздоровление: она твердо верила, что благодатная сила молитв глубокочтимой ею матушки Евфросинии могла бы вернуть к жизни опасно больного. Эту свою горячую веру она теперь старалась, как могла, передать своей сестре Екатерине Алексеевне и ее мужу - родителям Александра Петровича, убеждая их обратиться к старице с просьбой помочь их горю. Много времени и пламенных слов было потрачено Протопоповой на это. Дело в том, что Полосковы ничуть не верили в силу молитв старицы, для которой у них не находилось ничего, кроме насмешки. Стоило, бывало, Протопоповой заговорить в их присутствии о матушке Евфросинии, как Екатерина Алексеевна с иронией замечала: «У тебя там все святые!»

http://pravicon.com/info-2282

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010