Полоцкий Спасо-Ефросиниевский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Полоцкий Спасо-Ефросиниевский женский монастырь - православная женская обитель, основанная в 1128 году. Монастырь был закрыт советской властью в 1928 году, возвращен Церкви в 1989 году. При монастыре действует гостиница для паломников. Содержание История [ править править код ] Первоначально на месте нынешнего монастыря находилось архиерейское поместье с храмом-усыпальницей Полоцких епископов и деревянным Спасским храмом. В 1125 году сюда вселилась преподобная Евфросиния Полоцкая и около 1128 года здесь зародилась монашеская обитель благодаря ее подвижнической жизни. В середине XII века на месте деревянной церкви преподобной был воздвигнут каменный храм во имя Всемилостивого Спаса, сохранившийся до нашего времени. Также, по заказу святой в 1161 году был изготовлен Воздвизальный крест - крест-ковчег со множеством святынь: частицами Древа Креста Господня, камней Гроба Господня и Гроба Божией Матери, мощей первомученика архидиакона Стефана и великомученика и целителя Пантелеимона. Православная обитель продолжала существовать вплоть до 1580 года, когда Полоцк вошел в состав Речи Посполитой и монастырь был передан римо-католикам. Его заняли монахи-иезуиты. В 1656 году, когда войска русского царя Алексея Михайловича вступили в Полоцк, монастырь был возвращен православным, но уже в 1667 году по Андрусовскому миру Полотчина была возвращена в состав Речи Посполитой, и Спасская церковь вновь отошла к иезуитам. Лишь трудами епископа Могилевского и Витебского святителя Гавриила в 1832 году Спасская церковь была снова передана православным. Полоцкий епископ Василий (Лужинский), взошедший на кафедру в 1840 году, видел одной из главных своих задач восстановление древних Полоцких святынь, почему ему удалось собрать пожертвований на 30.000 рублей ассигнациями, и добиться издания в октябре 1841 года Высочайшего указа о возрождении Полоцкого женского монастыря. Через полгода в день памяти преподобной, 23 мая 1842 года, в Спасо-Преображенскую церковь из Софийского собора был «для вечного хранения перенесен достопамятный Крест преподобной Евфросинии». На пожертвованные в Москве и Петербурге средства до 1848 года удалось отремонтировать или вновь построить здания для всех монастырских служб, возвести дом для размещения женского духовного училища, ставшего при монастыре преемником школы, основанной святой Евфросинией.

http://azbyka.ru/palomnik/Полоцкий_Спасо...

Двадцать третий день. Поучение 1-ое. Препод. Евфросиния, княжна Полоцкая. (О необходимости пожертвований на храмы). I. Преп. Евфросиния, княжна полоцкая, память коей совершается ныне, по народному названию «Предслава», внучка полоцкого князя Всеслава Брячиславича и правнучка св. равноапостольного кн. Владимира, была воспитана в страхе Божием и отличалась красотою. Отвергнув предложенного ей жениха, она удалилась в женскую иноческую обитель, где приняла имя Евфросинии. Живя в затворе, она занималась списыванием книг и полученную за это плату раздавала нищим. Потом, следуя указанию свыше, она основала женскую обитель св. Спаса на месте, которое дал епископ. Сюда пришли к ней ее сестры, нареченные Евдокией и Евпраксией. Ревнуя о благолепии дома Божия, преподобная княжна построила в своей обители каменный храм, существующий доселе. Для нового храма она приготовила напрестольный крест с драгоценными украшениями. Он также цел доныне. Преподобная Евфросиния поселилась в тесной келье, подле храма, и отсюда слушала божественную службу. Находясь в родстве с греческими царями, Евфросиния выпросила у императора Мануила Комнина и патриарха цареградского Луки Хризоверга находившуюся в Ефесе икону Божией Матери, писанную, по преданию, евангелистом Лукою. Икона, великолепно ею украшенная, стоит доныне в Торопецком соборном храме. Потом она исполнила давнее свое желание – посетить святыя места Палестины. Вверив свою обитель сестре своей Евдокии (в мире Градиславе), она отправилась на восток, посетила Царьград и другие святыя места востока. Наконец, водворившись в Иерусалиме, в русском монастыре Пресвятыя Богородицы, она ходила отсюда на поклонение гробу Господню и в другие места. В обители русской она занемогла и, после 24-х дней болезни, мирно отошла ко Господу 23-го мая 1173 года. Тело ея, по ее завещанию, было погребено в Иерусалиме, в обители преподобного Феодосия, а при завоевании Иерусалима Саладином, в 1187 году, оно перенесено в Россию и нетленно почивает в киевских пещерах. II. Из жизни препод. Евфросинии мы видели, возлюбленные братия, что она весьма заботилась о создании и благолепии храмов Божиих. Давно существующая в одном из самых древнейших русских городов – городе Полоцке – женская Спасо-евфросининская обитель с каменным, удивительно прочным, сохранившимся много столетий храмом во имя Спасителя, построенным препод. Евфросиниею, служит наглядным памятником ее св. любви к храмозданию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре Код плеера Livejournal Liveinternet 27 сентября 2009 г. 21:48 27 сентября 2009 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском соборе Полоцкого Спасо-Евфросиниевского женского монастыря . Его Святейшеству сослужили Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет , председатель Отдела внешних церковных связей архиепископ Волоколамский Иларион , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий , архиереи Белорусской и Украинской Православной Церквей, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин , многочисленное духовенство. На богослужении присутствовали председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда , уполномоченный по делам религий и национальностей при Совете министров Республики Беларусь Л.П. Гуляко, председатель Полоцкого городского исполнительного комитета В.С. Точило, председатель Полоцкого городского совета депутатов О.В. Жданович. По окончании Литургии к Святейшему Патриарху обратился митрополит Филарет, который приветствовал Предстоятеля в сердце православной Белой Руси — Полоцком Спасо-Евфросиниевском монастыре. Настоятельница монастыря игумения Евдокия (Левшук) преподнесла в дар Его Святейшеству четки и образ преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, с частицей мощей. Затем ко всем собравшимся с Первосвятительским словом обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Говоря о духовном смысле сегодняшнего церковного торжества, Предстоятель особо подчеркнул, что через Крест явилась в мир спасающая сила Божия, и пожелал всем и каждому, кто приходит поклониться Святому Кресту, задаваться вопросом о мире в своей душе, ибо только в мирное и беззлобное сердце входит благодать, ниспосылаемая от Бога. Святейший Патриарх пожелал сестрам обители следовать примеру их небесной покровительницы преподобной Евфросинии и укрепляться ее подвигом и молитвенным заступничеством пред Творцом. Особую благодарность Предстоятель Русской Церкви выразил архиепископу Полоцкому и Глубокскому Феодосию , подарив архипастырю символ архиерейского служения — панагию. В дар монастырю Святейший Патриарх передал список Казанской иконы Пресвятой Богородицы, а все верующие получили в память о сегодняшнем богослужении образки Божией Матери «Владимирской». Затем Святейший Владыка посетил Спасо-Преображенский храм обители. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/755605.htm...

В период войны с Наполеоном крест сохранялся в стене Софийского собора - в нише, наглухо замурованной кирпичом. В 1833 г. генерал-губернатор Смоленский, Витебский и Могилёвский кн. Н. Н. Хованский ходатайствовал перед имп. Николаем I о перенесении Е. к. из униатского в правосл. храм, однако получил отказ. В 1839 г. в Полоцке был подписан акт о воссоединении западнорус. униатов с правосл. Церковью. В 1841 г. архиеп. Полоцкий и Витебский Василий (Лужинский) повез святыню на поклонение в Москву и С.-Петербург (владыка также рассчитывал собрать пожертвования для восстановления храмов епархии). В Москве Е. к. пребывал в Успенском соборе Московского Кремля, где для него соорудили специальный аналой. По пути следования из Москвы в С.-Петербург молебны совершались в губернских городах. В С.-Петербурге по благословению св. Филарета (Дроздова), митр. Московского, Е. к. поместили в Синодальную церковь, но имп. Николай I распорядился перенести его для поклонения в Казанский собор. По возвращении креста в Полоцк 26 окт. 1841 г. он торжественным крестным ходом из Софийского собора в Спасо-Евфросиниев монастырь был определен на свое историческое место. В 1921 г., в период кампании по изъятию церковных ценностей, Е. к. был реквизирован из Спасо-Евфросиниева мон-ря и в том же году передан в Полоцкий финотдел. Озабоченность о судьбе Е. к. как выдающегося памятника древнерус. культуры в период гонения на Церковь проявляли сотрудники Оружейной палаты (ОП) Московского Кремля. Дважды, в 1924 и в 1925 гг., ученым советом ОП направлялись запросы в отдел музеев Главнауки Наркомпроса с просьбой «снестись с местным Полоцким губисполкомом и выяснить местонахождение этого Креста и степень обеспеченности его целости» (1925). Ко 2-му запросу была приложена записка с художественным анализом Е. к., сделанным Н. Н. Померанцевым . В 1927 г. в Полоцк для переговоров с властями приезжал сотрудник ОП В. К. Клейн. В 1928 г. стала возможна специальная экспедиция Минского гос. музея во главе с директором В.

http://pravenc.ru/text/187870.html

Юбилейные торжества продолжатся в Минске до 25 апреля. Патриарший экзарх всея Беларуси примет личное участие во всех праздничных мероприятиях. Вечером 23 апреля в Большом зале Белорусской государственной филармонии состоится концерт классической музыки, посвященный знаменательной годовщине в жизни владыки Филарета. 24 апреля в Национальном художественном музее Республики Беларусь откроется выставка «Святые заступники в православной иконописи XVI-XIX вв.». В экспозиции будут представлены из собрания Ярославского художественного музея и Национального художественного музея Республики Беларусь. Вечером 24 апреля в 18.00 в минский Свято-Духов кафедральный собор будет принесен крест преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой. Прибывающий из Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря духовный символ Белой Руси будет доступен для поклонения в течение пяти дней — по 28 апреля. После встречи Полоцкого креста в кафедральном соборе будет совершено всенощное бдение, которое возглавит митрополит Филарет. В других храмах столицы богослужения совершат архиереи Белорусской Православной Церкви. 25 апреля в Свято-Духовом кафедральном соборе митрополит Минский и Слуцкий Филарет возглавит Божественную литургию. Вечером в воскресенье в Национальном академическом Большом театре оперы и балета Республики Беларусь состоится торжественный акт и праздничный концерт в честь 75-летия Высокопреосвященного Филарета, митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего экзарха всея Беларуси. Среди приглашенных на празднование гостей — архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий ; архиепископ Белостокский и Гданьский Иаков ( Польская Православная Церковь ); управляющий делами Украинской Православной Церкви архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан ; архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк ( Русская Православная Церковь Заграницей ); епископ Хынковский Петр , викарий Кишиневской митрополии ; архиереи Белорусской Православной Церкви; Евгений Чиквин, депутат Сейма Республики Польша; Казимир Моравский, советник Президента Польши, председатель Христианской общественной ассоциации; протоиерей Михаил Дудич, главный священник сухопутных войск Республики Польши, другие высокие гости.

http://patriarchia.ru/db/text/1143970.ht...

2) Крест, устроенный в 1161 г. преподобной Евфросинией, княжной Полоцкой, шестиконечный. 1075 3) На серебряной медали св. Владимир в правой руке держит крест четырехконечный. 1076 4) Крест, устроенный в 1224 г. в Юрьеве-польском, четвероконечный, сохраненный и до ныне. 5) На фресках Ярославова Софийского собора в Киеве крест в руке одной мученицы шестиконечный, в руке мученика – пятиконечный. 1077 6) Четвероконечный крест сохранился и ныне в том же соборе, иссеченный на мраморной доске гробницы Ярослава, сына св. Владимира. 7) На найденной в Киеве, до монгольского времени, золотой панагии мученик держит крест в правой руке четвероконечный 1078 и такой же вырезанный из мрамора. 1079 8) На сосудах преподобного Антония Римлянина встречаются кресты четвероконечные. 1080 Из этих и многих других памятников древности можно судить, что в России лобызали крест Христов и поклонялись Распятому на нем Господу, не обращая внимания на форму и вещество, из которого он сделан. Поклонение наших предков кресту Господню было вполне духовное, а не вещественное, какого добиваются старообрядцы. Е) Когда стали полагать на престоле святое Евангелие, как Божественную книгу, определить трудно. В первые времена Христианства оно вместе с священными сосудами хранилось в сосудохранительнице, и в известные только времена Богослужения выносилось отсюда для прочтения народу известного зачала. Впрочем, если взять во внимание то, что на Евангелие всегда смотрели, как на образ самого Иисуса Христа, то, вероятно, вскоре после гонений и наступления мирных времен для Христианства, оно сделалось необходимою принадлежностью святого престола, как символ невидимого присутствия самого Иисуса Христа. Еще 2-й Вселенский собор повелел воздавать Евангелию такое же почтение, как изображению самого Иисуса Христа. У нас Евангелию воздается подобающее ему почтете поклонением и лобызанием в известные часы Богослужения. Симеон Солунский , описывая принадлежности престола, в тоже время упоминает и о Евангелии. 1081 I) В алтаре прямо за престолом у восточной стороны, которая как ныне, так и в древности делалась большею частью полукругом, устрояется священное сопрестолие, которое ныне можно видеть в полном составе только в некоторых церквах. Этим именем называется возвышающийся над полом алтаря на несколько ступеней трон для Епископа с понижающимися по обеим сторонам его седалищами для пресвитеров. Место для Епископа называется в Литургии Златоуста горним местом, горним престолом, а седалища священнические называет Григорий Назианзин вторыми престолами (δετεροι τρνοι). По изъяснении учителей церкви, горнее место образует пренебесную кафедру Иисуса Христа, управляющего своею церковью вместе с Апостолами и их преемниками Епископами. Поэтому на стене за горним местом ныне, по большей части, изображается Иисус Христос в Архиерейском облачении, а по сторонам его святые Апостолы или св. Иерархи.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Goloso...

Около северо-восточного угла Покровской церкви бывшего Покровского монастыря в Боголюбове лежит снятый с своего фундамента древний четвероконечный крест, высеченный из белого камня: этот крест, по преданию, устроен еще во дни великого князя Андрея Боголюбского . В новгородском Софийском соборе есть воздвизальный крест, пожертвованный святой Софии Новгородским архиепископом Антонием (1212–1229), крест шестиконечный, но на нем по самой средине положена под стеклом часть Животворящего Древа в виде четвероконечного креста . В Хутынском монастыре сохраняется медный литой крест преподобного Варлаама Хутынского (1193) — осмиконечный. Ко всему этому не можем не присовокупить, что в Новгородской Софийской библиотеке есть харатейное Евангелие, писанное в XII–XIII вв. попином Максимом, в конце Евангелия изображены красками во весь рост святой Пантелеимон и святая Екатерина; у последней в руках четвероконечный крест, а к ней от ног до пояса наклонен другой большой крест — осмиконечный . Еще в императорской Публичной библиотеке, на обороте первого листа одного из харатейных Апостолов XIII в. (в четв., 5) изображена пятиглавая церковь и кресты на главах четвероконечные. Мощи и другие подобные предметы благоговейного чествования христиан находились в России уже не в малом количестве. В кресте преподобной Евфросинии Полоцкой, кроме частиц Крови Христовой и Животворящего Древа, заключены частицы от Гроба Господня и от Гроба Пресвятой Богородицы и частицы мощей святого первомученика Стефана, святого Димитрия Солунского и святого Пантелеимона. Великий князь Всеволод (1212) получил из города Солуня срачицу своего ангела — святого Димитрия Солунского — и положил ее в своем придворном Димитриевском соборе . Один сановитый новгородец, Добрыня Адренкович (впоследствии архиепископ Антоний), принес с собою из Константинополя в 1211 г. «Гроб Господень»: может быть, часть от камня Гроба Господня. К великому князю Константину Всеволодовичу принесены в 1218 г. из Константинополя каким-то епископом Полоцким «часть от Страстей Господних» (т.

http://sedmitza.ru/lib/text/435837/

Около северо-восточного угла Покровской церкви бывшего Покровского монастыря в Боголюбове лежит снятый с своего фундамента древний четвероконечный крест, высеченный из белого камня: этот крест, по преданию, устроен еще во дни великого князя Андрея Боголюбского. В новгородском Софийском соборе есть воздвизальный крест, пожертвованный святой Софии Новгородским архиепископом Антонием (1212 – 1229), крест шестиконечный, но на нем по самой средине положена под стеклом часть Животворящего Древа в виде четвероконечного креста. В Хутынском монастыре сохраняется медный литой крест преподобного Варлаама Хутынского (1193) – осмиконечный. Ко всему этому не можем не присовокупить, что в Новгородской Софийской библиотеке есть харатейное Евангелие, писанное в XII – XIII вв. полином Максимом, в конце Евангелия изображены красками во весь рост святой Пантелеймон и святая Екатерина; у последней в руках четвероконечный крест, а к ней от ног до пояса наклонен другой большой крест – осмиконечный. Еще в императорской Публичной библиотеке, на обороте первого листа одного из харатейных Апостолов XIII в. (в четв., 5) изображена пятиГлавая церковь и кресты на Главах четвероконечные.    Мощи и другие подобные предметы благоговейного чествования христиан находились в России уже не в малом количестве. В кресте преподобной Евфросинии Полоцкой, кроме частиц Крови Христовой и Животворящего Древа, заключены частицы от Гроба Господня и от Гроба Пресвятой Богородицы и частицы мощей святого первомученика Стефана, святого Димитрия Солунского и святого Пантелеймона. Великий князь Всеволод (1212) получил из города Солуня срачицу своего ангела – святого Димитрия Солунского – и положил ее в своем придворном Димитриевском соборе. Один сановитый новгородец, Добрыня Адренкович (впоследствии архиепископ Антоний), принес с собою из Константинополя в 1211 г. “Гроб Господень”: может быть, часть от камня Гроба Господня. К великому князю Константину Всеволодовичу принесены в 1218 г. из Константинополя каким-то епископом Полоцким “часть от Страстей Господних” (т.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Принесение Колочской иконы Божией Матери в Москву. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30. Л. 811) К. и. почиталась в Москве. Возможно, список с явленной иконы был создан еще во время принесения ее в столицу в 1-й четв. XV в. Какой-то список К. и. мог оказаться в семье государя в нач. XVI в., когда потомок удельного можайского князя был принят на службу к вел. кн. Иоанну III (Софийская I летопись по списку И. Н. Царского//ПСРЛ. Т. 39. С. 173; см. также: Волкова Л. П. Кн. Андрей Можайский и его потомки//Макариевские чт. Можайск, 2004. Вып. 11. С. 264-273). В Никоновской летописи упоминается, что К. и. наряду с чтимыми святынями царской сокровищницы была взята царем Иоанном Грозным в Полоцкий (Литовский) поход в начале дек. 1562 г. Среди святынь объединенного Московского гос-ва наряду с такими, как Донская икона Божией Матери , были и памятники удельной старины, напр. крест прп. Евфросинии Полоцкой (сер. XII в., мастер Лазарь Богша; см.: Евфросинии Полоцкой, преподобной, крест ). перед вступлением царских войск в завоеванный Полоцк 18 февр. 1563 г. вокруг города «от острожного рва по погорелому посаду» был совершен крестный ход с этими святынями, в т. ч. и с К. и. После Полоцкого похода К. и. заняла прежнее место среди святынь царских храмов в Москве (неизвестно - дворцовых или соборных). В описи Образной палаты 1669 г. упоминается икона «Явление Пречистые Богородицы Колоцкие… цка велика» в драгоценном окладе с венцами, исполненными в технике скани с эмалью ( Успенский. 1902. С. 11). Не исключено, что это была икона с сюжетом явления К. и., образцом для к-рой могли послужить композиции Лицевого летописного свода. В иконном собрании московских государей К. и. была не единственным памятником можайской святости. В описи упоминается икона с образом свт. Николая Чудотворца и кн. Андрея Можайского (Там же. С. 36). Сопоставление фигур князя, при к-ром была обретена К. и., и святителя, к-рому посвящен главный собор Можайска, указывает на неизвестные события, связанные с почитанием кн. Андрея Дмитриевича как царского «святого сродника». Князь умер в 1432 г. в Можайске, но по традиции был похоронен в московском Архангельском соборе (Ермолинская, Воскресенская летописи; ПСРЛ. Т. 23. С. 189; Т. 8. С. 96), где в 1564-1566 гг. была сделана монументальная роспись в т. ч. с его фигурой на зап. стене (к югу от входа в храм). Князь представлен в парадных одеждах, с нимбом, в 3/4-ном повороте, руки обращены в молении к круглому медальону с образом его святого покровителя, вмч. Андрея Стратилата. Этот надгробный портрет мог послужить образцом для подобной иконы (о портретах удельных князей см.: Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Моск. Кремля: Иконогр. программа XVI в. М., 2004. С. 167-169).

http://pravenc.ru/text/1841796.html

В результате 1 июля 1569 года было объявлено о создании нового государства – Речи Посполитой. Могучее в прошлом литовско-русское государство утратило самостоятельность и по сути стало провинцией польской короны. Теперь у Польши и Литвы был один король и один сейм. Подчинив себе великое княжество, поляки не забыли и о войне с Иваном Грозным, но так как добиться успеха своими силами они не могли, то рассчитывали втянуть в войну на своей стороне Османскую империю (царство Турецкое) и ее вассала крымского хана. Летом 1572 года хан Девлет-Гирей уже с огромным 140-тысячным татарско-турецким войском двинулся на Москву с намерением уничтожить Царство Русское. Отправляясь в этот поход, крымский хан хвастливо заявлял, что «едет в Москву на царство». В начале августа возле села Молоди, в 50 километрах от Москвы, было дано решающее сражение. 20-тысячное русское войско, состоявшее из стрелецких полков, дворянской конницы и донских казаков, наголову разгромило вторгшуюся орду. В Крым вернулось не более 10 тысяч татар и турок. Но платой за эту победу было полное опустошение Московской Руси. Воспользовавшись этим, в августе 1579 года Стефан Баторий с 42-тысячным польско-литовским войском, в составе которого было 14 тысяч венгерской и немецкой пехоты, подошел к Полоцку. Город подвергся разграблению. Самый большой урон понесли православные храмы: пропала огромная книжница (библиотека), в которой находилось очень много редких летописей и ценных рукописей, даже переводы Священного Писания, писанные рукой братьев Кирилла и Мефодия – славянских апостолов. Но крест Евфросинии Полоцкой захватчики так и не смогли отыскать – его во время штурма православные монахи спрятали. Впоследствии крест был перенесен в Софийский собор. Но после Брестской церковной унии древний православный Софийский собор отошел к униатам, которые также высоко почитали доставшуюся им святыню. В 1812 году после захвата Полоцка французами вновь появилась угроза утраты реликвии, и уже базилиане замуровали его в стену Софийского собора, чтобы не нашли захватчики, достав его лишь когда неприятель покинул пределы Российской империи.

http://pravoslavie.ru/56194.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010