Поскольку крест Евфросинии Полоцкой и Туровский крест принадлежат к одной категории воздвизальных крестов, участники проекта допустили, что они должны иметь общие черты. На лицевой стороне креста Евфросинии Полоцкой находятся изображения святых покровителей семьи преподобной Евфросинии: отца (великомученика Георгия), матери (мученицы Софии) и ее самой (преподобной Евфросинии Александрийской). Поэтому на Туровском кресте соблюдена аналогия: там изображены святые, связанные с Туровской землей — святитель Кирилл Туровский, благоверный князь Андрей Боголюбский, великомученица Варвара. Дело в том, что Андрей Боголюбский был непродолжительное время князем в Турове. Почитание же святой Варвары связывает Туров и Киев: по преданию, невеста туровского князя Святополка II (Михаила) Изяславича Варвара Комнина, выходя за него замуж, вывезла мощи великомученицы Варвары из Византии на Русь. «Очень горжусь причастностью к воссозданию Туровского креста. Сложно назвать себя единственным автором, в такой работе кажется, что твоей рукой водила какая-то высшая сила», — сказала автор эскиза Туровского креста Елена Андрющенко, пояснив, что вдохновлялась Туровским Евангелием, крестом Евфросинии Полоцкой, а также византийским искусством. «Моей задачей было изготовить изделие " того времени " , в изначальной средневековой технике. По-моему, получилось», — отметил ювелир Олег Ермолович. Митрополит Вениамин сообщил, что в Туровский крест будет вставлена частица Животворящего Креста Господня. Презентация креста состоится 26 сентября в 16.00 в храме святителя Кирилла Туровского при Минской духовной академии. Затем крест будет воздвигнут за всенощным бдением в Свято-Духовом кафедральном соборе. Начало богослужения в 18.00. После богослужения крест некоторое время будет храниться в Минске, после чего святыню доставят в Туровскую епархию. Дата перенесения пока не определена. Второй экземпляр Туровского креста будет находиться в Национальной академии наук. 24 сентября 2020 г. Рейтинг: 9.9 Голосов: 154 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

http://pravoslavie.ru/134172.html

ИТАР-ТАСС/Православие.Ru http://www.pravoslavie.ru/news/010604/08.htm   В БЕЛОРУССИИ ВЫПУЩЕНЫ В ОБРАЩЕНИЕ МОНЕТЫ В ПАМЯТЬ О СВЯТОЙ ЕВФРОСИНИИ ПОЛОЦКОЙ Минск, 4 июня 2001 г. Национальный банк Белоруссии вводит сегодня в обращение памятные монеты, посвященные 900-летию со дня рождения знаменитой представительницы полоцких князей, преподобной Евфросинии Полоцкой. Как сообщили в управлении информации Нацбанка, монеты будут двух видов: серебряная достоинством 20 белорусских рублей (примерно 0,43 рубля РФ) и медно-никелевая достоинством 1 белорусский рубль. Тираж каждой из этих монет - до 2 тысяч штук. Они являются законным платежным средством и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей. Евфросиния Полоцкая считается самой почитаемой в стране святой, заступницей Земли белорусской. С 20 лет она посвятила себя служению Богу, активно содействовала просвещению народа, строительству церквей, основала несколько монастырей, иконописную мастерскую. Но главной заслугой преподобной Евфросинии считается создание креста-ковчега, который в 1161 году по ее заказу был изготовлен мастером Лазарем Богшей. По свидетельствам, дошедшим из преданий, эта изумительной красоты святыня была наделена великой силой, способной защитить белорусскую землю от любой напасти. В первые дни Великой Отечественной войны изъятый из монастыря крест находился в сейфе Могилевского обкома партии и при загадочных обстоятельствах исчез. В 1992-97 годах крест преподобной Евфросинии был воссоздан брестским художником-ювелиром Николаем Кузьмичем и передан Православной Церкви. ИТАР-ТАСС/Православие.Ru ИЗ АРХИВА ИТАР-ТАСС:   3 октября 1997 Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который отмечала вся Православная Церковь, стал в этом году особенным и для всей культурной общественности Белоруссии. В этот день впервые за многие десятилетия в Крестовоздвиженском соборе Полоцка состоялось возложение креста Евфросинии Полоцкой - великой православной святыни белорусского народа. Торжественное богослужение в соборе возглавил Патриарший экзарх всея Белоруссии, Митрополит Минский и Слуцкий Филарет. Выполненный в XII веке по заказу преподобной княжны Полоцкой Ефросинии для женского монастыря, крест был вывезен в 1941 году немецкими войсками и утрачен, хотя к поиску его были привлечены многие организации, включая Интерпол. Современный крест мастерски выполнен брестским ювелиром Николаем Кузмичем в точности повторившим заказ преподобной Евфросинии, за что и был удостоен Ордена святого князя Владимира. Митрополит Филарет в мае этого года заложил в крест частицы мощей святых. Отныне возрожденная святыня вновь займет свое место в ряду православных ценностей Белоруссии.

http://pravoslavie.ru/7468.html

Мастер владел техникой перегородчатой эмали – очень редкой на Руси в то время. Вероятнее всего, Лазарь Богша научился этому искусству в Византии. К тому времени, когда мастер получил от Евфросинии заказ изготовить напрестольный крест для Спасо-Преображенской церкви, он был уже в достаточно зрелом возрасте. Свидетельство этому – надписи на ювелирных и культовых изделиях, совпадающие с характерной надписью на кресте Евфросинии Полоцкой, которые, однако, были сделаны еще за 30 лет до того, как Лазарь принялся за крест. Ряд неподписанных работ, выполненных на весьма высоком уровне эмальерного искусства, также приписывают Лазарю Богше – в частности, медальон барм нагрудного княжеского украшения, найденный в Киеве в 1824 году и описанный историком Н.П. Кондаковым. Существуют и предметы, выполненные в схожем стиле позже, чем крест Евфросинии Полоцкой, но искусствоведы, учитывая возраст мастера, считают, что они, скорее всего, были изготовлены уже его учениками. В то время на выполненных изделиях мастер редко указывал свое имя, однако на обратной стороне креста Лазарь Богша, словно понимая, что он создал, сделал следующую надпись: «Г[оспод]и, помози рабоу своемоу Лазорю, нареченомоу Богъши, съделавъшемоу крьстъ сии црькви стаго Спаса и Офросиньи». Высота креста – 52 см; верхнее перекрестие – 14 см, нижнее – 21 см. Крест был сделан из кипариса, покрыт золотыми и серебряными пластинами с изображениями, выполненными в технике перегородчатой эмали (именно эту технику было очень трудно воспроизвести при воссоздании креста, предпринятом в наше время, но все же ее удалось повторить) и украшен восемью драгоценными камнями и жемчугом. Изображения на кресте передают основные события Нового Завета. Крест шестиконечный. По мнению богословов, это символизирует шесть дней творения мира. На верхних концах креста были поясные изображения Иисуса Христа, Матери Божией и Иоанна Предтечи, на концах нижнего перекрестия – архангелы Гавриил и Михаил, а в центре креста – евангелисты Матфей, Марк, Иоанн и Лука.

http://pravoslavie.ru/56194.html

В специальных гнездах креста хранились святыни из Византии – частица Креста Господня с каплями Его крови, камень из гробницы Божией Матери, частица Гроба Господня и частицы мощей святых Стефана и Пантелеимона, капли крови святого Димитрия. Святыни для креста, откликнувшись на просьбу Евфросинии, прислали византийский император Мануил Комнин и патриарх Константинопольский Лука Хрисоверг. И то, какие святыни были отправлены в Полоцк, чтобы быть вставленными в крест, – свидетельство важности этой реликвии для обители Евфросинии, Полоцкого княжества и всей Руси. Изготовленный Лазарем Богшей крест воспринимался и в те времена как не только местная русская, но и общеправославная святыня. В Полоцке в Спасо-Евфросиниевском монастыре крест хранился больше 60 лет, но в 1222 году во время очередной русской усобицы смоленский князь Мстислав Давыдович разорил Полоцк и увез реликвию к себе. В Смоленске крест был без малого почти три века. В 1495 году, желая лучше сохранить святыню и чтобы не опускать ее больше в воду при водосвятии, с креста сделали первую копию. В начале XVI века вновь столкнулись давние соперники: Русь и Литва. Василий III занял Смоленск, тогда центр Смоленского воеводства Великого княжества Литовского и Русского, и, завладев святыней в 1514 году, повелел привезти крест Евфросинии Полоцкой в Москву. В Никоновской летописи читаем: «Нецыи же поведают: впрежнии некогда смолняне и полочане держаше у себя государей князей по своим волям, и меж себя смолняне с полочаны воевахуться, и тот крест честный смолняне в Полотцку взяша в войне и привезоша в Смоленск; егда же благочестивый государь князь Великий Василий Иванович вся Русии вотчину свою Смоленск взял, тогда же и тот честный крест во царствующий град Москву привезен». Василий III оценил доставшуюся ему святыню по достоинству, и она попала не в митрополичью казну, а в царскую. В Москве крест Евфросинии Полоцкой выносили из казны только в самых торжественных случаях. Василий III был государем всея Руси, но впервые на царствование венчался его внук Иван IV Грозный, и Великое княжество Московское стало Царством Русским.

http://pravoslavie.ru/56194.html

Радуйся, неизреченныя радости в мире горнем днесь причастнице. Радуйся, праведнаго жития образе; Радуйся, Евфросиние, невесто Христова всечестная. Кондак 5 Бога точию боящися, не устрашилася еси, Евфросиние, тяготы жития иноческаго, кров же оставльши отчий, во обитель притекла еси и облещи тя во ангельский образ умильне игумению молила еси, да не обязавшися куплями житейскими, выну пети сподобишися Христови: Аллилуиа. Икос 5 Врача Небеснаго молила еси, всехвальная, да скорбь, родителема твоима отшествием учиненная, на радость преложится; оставила бо еси я, преподобная, да Христови послужиши за рождших тя молишися. Темже тя хвалим достойно: Радуйся, избраннице Божия; Радуйся, тайне, из отчаго дома отшедшая. Радуйся, во обитель всельшаяся княгини Романовы; Радуйся, возложшая руку на рало делания духовнаго. Радуйся, брачный венец отложившая; Радуйся, главу покрывшая кукулем незлобия. Радуйся, одеждам брачным одежду нищеты предпочетшая; Радуйся, со приятием вервицы, аки мечем, вооруженная словом Божиим. Радуйся, крест Христов, аки знамя веры, приимшая; Радуйся, яко не посрами тя Господь во уповании. Радуйся, родителя бо, пришедшая тя видети, от писания тобою утешившася, в радости возвратистася; Радуйся, Евфросиние, невесто Христова всечестная. Кондак 6 Проповедника Павла, иже рече: всяк подвизаяся от всех да воздержится, послушающи, в посте и воздержании неослабно пожила еси, преподобная, во обители; суесловия бо бегала еси и песньми псаломскими назидающися молилася еси, и в добрем изволении утверждающися, выну пела еси: Аллилуиа. Икос 6 Возсия благодать в подвизех жития твоего, Евфросиние всечестная; по некоем бо времени во град Полотск преселилася еси, и при храме святыя Софии в клетце мале подвизающися, книги божественныя преписовала еси и тако град ти присный полезным учением напаяла еси, слышащи от всех таковая: Радуйся, Полотское радование; Радуйся, девам сияние. Радуйся, звездо благочестия; Радуйся, смирения исполненная. Радуйся, послушанием утвержденная; Радуйся, с молчанием скорби терпевшая.

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-pre...

По запричастном стихе архиепископ Гродненский и Волковысский Антоний зачитал послание Синода Белорусской Православной Церкви в связи с 850-летием преставления преподобной Евфросинии, игумении и княжны Полоцкой. По окончании Божественной литургии в Спасо-Евфросиниевский монастырь под колокольный звон прибыл крестный ход из Софийского собора г. Полоцка. Епископ Лидский и Сморгонский Порфирий , епископ Полоцкий и Глубокский Игнатий , епископ Друцкий Евсевий , представители областной, городской и районной власти, а также жители и гости города Полоцка проследовали к Соборной площади, где к ним присоединились Патриарший экзарх, архипастыри, духовенство, представители власти, почетные гости, сестры обители и паломники. Крестный ход завершился у Спасо-Преображенского храма. К присутствовавшим обратился уполномоченный по делам религий и национальностей Александр Румак, огласивший приветственное слово председателя Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь Натальи Кочановой. Далее Александр Румак обратился к участникам торжеств от имени Правительства Республики Беларусь. «Подвиг преподобной Евфросинии Полоцкой на ниве духовности и образования получил заслуженное признание современников, и в наши дни она остается примером образованности, трудолюбия и просветительства. Культурный расцвет белорусской земли в XII веке, становление Полоцка как духовного центра во многом связаны с просветительской деятельностью святой подвижницы. Неслучайно уникальные святыни, относящиеся к ее жизни, составляют неотъемлемую часть духовного и исторического наследия Беларуси», — сказал, в частности, уполномоченный по делам религий и национальностей. «Настоящими сокровищами нашей культуры стали возведенный при жизни преподобной Евфросинии Спасский храм с сохранившейся фресковой росписью, превосходный по красоте и исполнению Крест, созданный по ее заказу мастером-ювелиром Лазарем Богшей. Это удивительное по точности и красоте исполнения произведение древнего ювелирного искусства. Сохранение историко-культурного наследия в числе важнейших задач государства, благородное начинание Церкви по его возрождению были поддержаны Главой государства. Восстановлены особо почитаемые святыни — Крест святой Евфросинии, ее рака, а также уникальные фрески, и сегодня мы можем вновь и вновь с трепетным восхищением обращаться к этим прекрасным и духовным символам», — добавил А. Румак.

http://patriarchia.ru/db/text/6033974.ht...

П. М. Машерова В.В. Богатырева; ректор Полоцкого государственного университета О.А. Романов. Богослужебные песнопения исполнили Архиерейский хор Свято-Духова кафедрального собора г. Минска (регент — В.И. Соболевский) и хор Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря под управлением монахини Февронии (Бармичевой). Литургия транслировалась в прямом эфире белорусского телеканала БТ-3, телеканалов «Союз» и «Спас» , на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru и на сайте Белорусского экзархата. Часть верующих молилась за Патриаршим богослужением, наблюдая за трансляцией на большом экране, установленном на территории монастыря. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Иоанн Гаврильчик, клирик Спасо-Евфросиниевского монастыря. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви напутствовал епископа Слуцкого и Солигорского Евсевия на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный архиерей преподал верующим первое архипастырское благословение. Затем было совершено славление у мощей преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой. Святейшего Владыку приветствовал митрополит Минский и Заславский Вениамин. А.А. Румак огласил поздравление Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко по случаю 1030-летия основания Полоцкой епархии.  Настоятельница монастыря игумения Евдокия (Левшук) также приветствовала Предстоятеля Русской Церкви и преподнесла в дар Его Святейшеству икону преподобной Евфросинии Полоцкой, написанную сестрами обители.  Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом . В дар храму Предстоятель передал икону Пузовских мучениц Евдокии Шейковой, Дарии Тимагиной, Дарии Улыбиной и Марии Неизвестной с частицами мощей. В связи с 15-летием настоятельских трудов Святейший Патриарх Кирилл вручил игумении Евдокии (Левшук) Патриарший наперсный крест. Сестрам Спасо-Евфросиниевского монастыря Святейший Владыка передал свою книгу «Слово к монашествующим».  Затем состоялось вручение церковных наград.

http://patriarchia.ru/db/text/5933902.ht...

Упоминание и краткое описание Е. к. впервые встречаются в Никоновской, или Патриаршей, летописи (XVI в.) под 7071 (1563) г. в связи с походом царя Иоанна IV Грозного на Литву. Летописец упоминает, что на то время «крест Полотцкий» находился в «царской казне» и был взят в поход вместе с такими общерус. святынями, как Донская и Колочская иконы Божией Матери «и иные многие чюдотворные образы и кресты». Далее он с формулой «нецыи же поведают» сообщает историю привезения креста в Москву: «...в прежние некогда… меж себя Смолняне и Полочане воевахуся, и тот крест честный Смолняне в Полотцку взяша в войне и привезоша в Смоленск; егда же… благочестивый государь князь великий Василий Иванович всеа Руси вотчину свою Смоленск взял, тогда же и тот крест обновити велели украсити, и… взя с собою» (ПСРЛ. 19653. Т. 13. С. 347). Упомянутое в летописи перемещение креста из Полоцка в Смоленск, очевидно, произошло в период военных действий между этими княжествами в нач. XII - сер. XIII в. В Смоленске крест мог находиться в Успенском соборе или в одном из мон-рей ( Алексеев, Макарова, Кузьмич. 1996. С. 33). Там в 1495 г. была сделана копия Е. к., для того, чтобы не опускать крест со святынями в воду при водосвятии, в надписи на копии креста упомянуто имя окольничего смоленского Александра Васильевича. В 1514 г. вел. кн. Василий Иоаннович захватил Смоленск и крест был вывезен в Москву в царскую казну. Поход Иоанна Грозного в 1563 г. вернул Полоцку его святыню: 15 февр. город был отбит у поляков, и 18 февр. царь «повеле… итти во град Полотеск с пречюдным образом пречистые Богородицы Донским и с ыными образы чюдотворными и с честными кресты. Сам же царь… идяше за чюдотворными образы и с честными кресты» (ПСРЛ. 19653. Т. 13. С. 359). Но уже в 1579 г. Полоцк был захвачен войском кор. Стефана Батория, а в 1582 г. Спасский мон-рь был передан в руки католич. ордена иезуитов. Е. к. был заблаговременно перенесен верующими в Софийский собор, который в кон. XVI в. (после Брестской унии 1596) уже принадлежал униатам (базилианам) и оставался в их ведении до 1841 г.

http://pravenc.ru/text/187870.html

Принесение Колочской иконы Божией Матери в Москву. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30. Л. 811) К. и. почиталась в Москве. Возможно, список с явленной иконы был создан еще во время принесения ее в столицу в 1-й четв. XV в. Какой-то список К. и. мог оказаться в семье государя в нач. XVI в., когда потомок удельного можайского князя был принят на службу к вел. кн. Иоанну III (Софийская I летопись по списку И. Н. Царского//ПСРЛ. Т. 39. С. 173; см. также: Волкова Л. П. Кн. Андрей Можайский и его потомки//Макариевские чт. Можайск, 2004. Вып. 11. С. 264-273). В Никоновской летописи упоминается, что К. и. наряду с чтимыми святынями царской сокровищницы была взята царем Иоанном Грозным в Полоцкий (Литовский) поход в начале дек. 1562 г. Среди святынь объединенного Московского гос-ва наряду с такими, как Донская икона Божией Матери , были и памятники удельной старины, напр. крест прп. Евфросинии Полоцкой (сер. XII в., мастер Лазарь Богша; см.: Евфросинии Полоцкой, преподобной, крест ). перед вступлением царских войск в завоеванный Полоцк 18 февр. 1563 г. вокруг города «от острожного рва по погорелому посаду» был совершен крестный ход с этими святынями, в т. ч. и с К. и. После Полоцкого похода К. и. заняла прежнее место среди святынь царских храмов в Москве (неизвестно - дворцовых или соборных). В описи Образной палаты 1669 г. упоминается икона «Явление Пречистые Богородицы Колоцкие… цка велика» в драгоценном окладе с венцами, исполненными в технике скани с эмалью ( Успенский. 1902. С. 11). Не исключено, что это была икона с сюжетом явления К. и., образцом для к-рой могли послужить композиции Лицевого летописного свода. В иконном собрании московских государей К. и. была не единственным памятником можайской святости. В описи упоминается икона с образом свт. Николая Чудотворца и кн. Андрея Можайского (Там же. С. 36). Сопоставление фигур князя, при к-ром была обретена К. и., и святителя, к-рому посвящен главный собор Можайска, указывает на неизвестные события, связанные с почитанием кн. Андрея Дмитриевича как царского «святого сродника». Князь умер в 1432 г. в Можайске, но по традиции был похоронен в московском Архангельском соборе (Ермолинская, Воскресенская летописи; ПСРЛ. Т. 23. С. 189; Т. 8. С. 96), где в 1564-1566 гг. была сделана монументальная роспись в т. ч. с его фигурой на зап. стене (к югу от входа в храм). Князь представлен в парадных одеждах, с нимбом, в 3/4-ном повороте, руки обращены в молении к круглому медальону с образом его святого покровителя, вмч. Андрея Стратилата. Этот надгробный портрет мог послужить образцом для подобной иконы (о портретах удельных князей см.: Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Моск. Кремля: Иконогр. программа XVI в. М., 2004. С. 167-169).

http://pravenc.ru/text/1841796.html

В период войны с Наполеоном крест сохранялся в стене Софийского собора - в нише, наглухо замурованной кирпичом. В 1833 г. генерал-губернатор Смоленский, Витебский и Могилёвский кн. Н. Н. Хованский ходатайствовал перед имп. Николаем I о перенесении Е. к. из униатского в правосл. храм, однако получил отказ. В 1839 г. в Полоцке был подписан акт о воссоединении западнорус. униатов с правосл. Церковью. В 1841 г. архиеп. Полоцкий и Витебский Василий (Лужинский) повез святыню на поклонение в Москву и С.-Петербург (владыка также рассчитывал собрать пожертвования для восстановления храмов епархии). В Москве Е. к. пребывал в Успенском соборе Московского Кремля, где для него соорудили специальный аналой. По пути следования из Москвы в С.-Петербург молебны совершались в губернских городах. В С.-Петербурге по благословению св. Филарета (Дроздова), митр. Московского, Е. к. поместили в Синодальную церковь, но имп. Николай I распорядился перенести его для поклонения в Казанский собор. По возвращении креста в Полоцк 26 окт. 1841 г. он торжественным крестным ходом из Софийского собора в Спасо-Евфросиниев монастырь был определен на свое историческое место. В 1921 г., в период кампании по изъятию церковных ценностей, Е. к. был реквизирован из Спасо-Евфросиниева мон-ря и в том же году передан в Полоцкий финотдел. Озабоченность о судьбе Е. к. как выдающегося памятника древнерус. культуры в период гонения на Церковь проявляли сотрудники Оружейной палаты (ОП) Московского Кремля. Дважды, в 1924 и в 1925 гг., ученым советом ОП направлялись запросы в отдел музеев Главнауки Наркомпроса с просьбой «снестись с местным Полоцким губисполкомом и выяснить местонахождение этого Креста и степень обеспеченности его целости» (1925). Ко 2-му запросу была приложена записка с художественным анализом Е. к., сделанным Н. Н. Померанцевым . В 1927 г. в Полоцк для переговоров с властями приезжал сотрудник ОП В. К. Клейн. В 1928 г. стала возможна специальная экспедиция Минского гос. музея во главе с директором В.

http://pravenc.ru/text/187870.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010