На монастырском гумне, стояла пшеница, плод трудов преподобного, а рабочие все спали. Поселянин насыпал в мешок пшеницы, но никак не мог поднять. Преподобный застал его за этою работою и сказал: «напрасно, сын мой ты поднимаешь не по силам. Обличенный тот бросился к ногам блаженного: но он, велел ему еще прибавить пшеницы и велел идти. Легко поднял за тем мешок с пшеницей поселянин, благословляя великодушного старца. Предчувствуя близость кончины, преп. Александр призвал учеников своих, и сказал им: «слабею я, – а вы терпите на этом месте, храните смирение и любовь взаимную. Совершив литургию в воскресный день ; и со слезами за себя и за обитель, он вскоре после литургии скончался. Это было 9 июня 1439 года. Преподобный Евфимий, как и Александр – уроженец Вологодский и совершал первые иноческие подвиги в той же Спасо-каменной обители. Уступив великодушно Александру свою Кущтскую хижину, он перешел на место подвигов Александра, на р. Сянжему: сюда пришел к нему делить подвиги пустыни Харитон. Евфимий поставил церковь Вознесения и основал Сянжемскую вознесенскую обитель. Пр. Евфимий после изнурительной, многотрудной жизни преставился в 1465 году, а ученик его Харитон –в 1509 г. апреля 11 дня. Мощи их почивают в Вознесенском ныне приходском храме. Мир иноческий в Вологодских пределах продолжал обогащаться высокими идеалами христианского совершенства даже и в XVI веке. И в сем веке появлялись ревнители подвижничества первых отшельников Вологодских лесов – Павла, Сергия и Сильвестра Обнорских, непосредственных учеников Великого Сергия, которых Вологодская церковь причла к лику Святых угодников Божиих и чтит как первоначальных насадителей благочестия на св. Руси. В XVI веке –в глухих тогда еще Вологодских лесах– основали монастыри и имели многих последователей: Феодосий Тотемский и Стефан Озерский. Преподобный Феодосий Тотемский Преподобный Феодосий родился в царствование или княжение в. к. Василия Иоанновича в Вологде, от бояр Сумориных. По воле родителей, Феодосий, по достижении им совершеннолетия, должен был вступить в брак, и имел дочь – Марину.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме того, много собралось и иных братьев о Господе, пожелавших поселиться около Евфимия. Евфимий построил им келлии, а сам поселился один во рву. Преподобный Евфимий иногда оставлял свой ров и посещал братию, а иногда, ревнуя о безмолвии, восходил на высоты Афона и там, беседуя в молитвах с Богом, до того очистил свой ум и сердце, что сподобился Божественных видений и откровений. И слышал он там однажды голос, говоривший ему: Исполняя Божественное повеление, преподобный оставил вершины Афона, и, взяв с собой двух иноков — Игнатия и Ефрема, отправился с ними с Афона в Солунь. На сей раз Солунь встретила его «как сошедшего с небес ангела». Разузнав о месте, называемом Перистера, Евфимий взял проводников и отправился с ними на указанную ему гору, где и нашел действительно овчарню. Открытые ему свыше признаки указывали, что именно здесь нужно искать развалины прежнего храма, но никто из местных жителей ничего не знал об этом храме. Местные христиане давно имели здесь овчарню, совсем и не помышляя о том, что оскорбляют ее местную святыню. Горько плакал преподобный, видя такое попрание святыни. Начатые им раскопки вскоре же обнаружили все основание храма. Тогда местное население, пораженное таким необычайным даром прозорливости пришедшего к ним старца, с охотою взяло на себя расходы по восстановлению забытого храма. Этим оно хотело как бы загладить грех своего прежнего равнодушия к нему. Так воздвигнут был храм святого апостола Андрея, с приделами: с правой стороны — в честь святого Иоанна Предтечи, а с левой — во имя Евфимия Великого. Но, прежде чем были окончены работы по постройке храма, много трудов и горя пришлось вынести самому преподобному. По злоумышлению демонов, то опрокинулись леса, окружавшие здание, то обрушилась только что выведенная левая сторона его. При таких несчастьях нелегко было преподобному убеждать строителей продолжать начатую постройку. Проводя ночи в молитвах, днем он не отлучался от рабочих, подавая им пример своими собственными работами. Наконец, в 863 году, храм был окончен. При нем, по желанию местного населения, вскоре возник и монастырь, прославившийся впоследствии множеством бывших в нем иноков. Знал преподобный, что многих влечет сюда далеко распространившийся слух о происшедшем здесь чуде, и посему сильно опасался за то, как бы новопостриженные иноки, привлеченные сюда лишь этим слухом и не испытавшие еще сил своих, не оказались неспособными к прохождению многотрудного иноческого жития. Вследствие сего он преподал много поучений этим новоначальным инокам, говорил им об опасностях от диавола, указывал средства для избежания этих опасностей, прославлял святость труда, осуждал пороки и призывал к добродетелям.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Христовых тайн и 1 октября 1829 г., 60-ти лет от рождения, в мире скончал многотрудный свой подвиг. Высокая жизнь отца Евфимия поражала внимательных учеников его. Один из них – впоследствии монах Николо-Бабаевского монастыря (Костром. губ.) отец Иларион – по обстоятельствам отправляясь с Валаама, припав к ногам старца при прощании наедине, просил у него исполнить его последнюю просьбу. «Что хочешь ты?» спросил его отец Евфимий. «Батюшка – сказал ученик – ты скоро жизнь свою кончишь, молю тебя, если обрящешь благодать у Господа, явися мне очевидно». Старец задумался и, несколько помолчав, отвечал: «это выше мер моих». Любящий ревностный ученик продолжал умолять старца: «мне известна твоя жизнь, батюшка – говорил он – и если твое спасение будет сокровенно и неизвестно, то нам как можно и надеяться спастися? Если же ты обретешь благодать у Бога, то тебе будет это возможно». Старец отвечал: «Буди воля Господня» и они расстались. В день преставления отца Евфимия, отец Иларион, в глубокой скорби от многообразных искушений, сидел в часовне Николо-Бабаевского монастыря на реке Волге; вдруг двери часовни отворились и ему очевидно явился отец Евфимий, взглянул на него и, как бы выражая и за гробом сочувствие к положению ученика, заплакал. Видение скрылось. Почти тридцать лет хранил в тайне отец Иларион утешительное явление ему старца и только за месяц до своего отшествия открыл его в последнем своем письме, от 19-го декабря 1858 года, настоятелю отцу Дамаскину. Пример старца твердо начертался в сердце ревностного ученика: ни убеждения трех настоятелей, ни приказание архипастыря не могли заставить отца Илариона принять на себя священный сан: простым монахом он блаженно почил от многотрудных дел подвижничества. 7. Схимонах Михаил, из духовного звания, в монашество пострижен в Соловецком монастыре и наречен Мельхиседеком; в 1820 году поступил в Валаамскую обитель в число братства и здесь с именем Михаила принял в 1828 году святую схиму. Тридцать пять лет подвизался старец на Валааме, трудясь в разных послушаниях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Лит.: Жордания Ф. Д., сост. Описание рукописей Тифлисского церк. Музея Карталино-Кахетинского духовенства. Тифлис, 1902. Т. 2. С. 170-189; Бенешевич В. Н., ред. Памятники Синая, археологические и палеографические. Л., 1925. Вып. 1. С. 43. Табл. 23; Амиранашвили Ш. История груз. искусства. Тбилиси, 1971. С. 243 (на груз. яз.); Беридзе В. Древнегруз. архитектура. Тбилиси, 1974. С. 155; Mouriki D. La présence géorgienne au Sinai d " aprés le témoignagne des icônes du monastére de Sainte-Catherine, Byzance et la Géorgie: Rapports artistiques et culturels: Symp. Athénes, 1990. Р. 40; Метревели Е. Книга агапов груз. мон-ря на Афоне. Тбилиси, 1998. С. 37-38, 40, 47, 69 (на груз. яз.); Клдиашвили Д. Гареджа и паломничество в раннесредневек. Грузии//Монастырская жизнь в пуст. Гареджа и христ. Восток. Тбилиси, 2001. С. 77-101 (на груз. яз.); Bakalova E., Kolarova V., Popov P., Todorov V. The Ossuary of the Bachkovo Monastery. Plovdiv, 2003. P. 74-77. Fig. 12. Color pl. 55; Бурчуладзе Н. Мон-рь Убиси, иконы и стенная роспись XIV в. Тбилиси, 2006. С. 161-164. Ил. 62 (на груз. яз.); Схиртладзе З. Св. Нино и древнегруз. искусство//Св. Нино. Тбилиси, 2008. Ил. 8 (на груз. яз.). З. Схиртладзе Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ДАВИД И ЛУКИАН ГАРЕДЖИЙСКИЕ основатели монашеской жизни в Гареджи, преподобные (пам. 7 мая и четверг по Вознесении Господнем) ЕВФИМИЙ СВЯТОГОРЕЦ [Мтацмидели (Мтацминдели); Иверский; Ивир; Афонский; Новый], прп. (пам. 13 мая и в Соборе Афонских преподобных) ГАРЕДЖИЙСКИЕ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИКИ († Пасха 1616; пам. вторник Светлой седмицы), ок. 6 тыс. (по др. сведениям, ок. 600) насельников Гареджийских (Давидгареджийских) мон-рей ЕВФИМИЙ МНОГОТРУДНЫЙ [Еквтиме Натлисмцемели; груз. - Креститель] (Мчеделашвили; † ок. 1805), архим., настоятель (1775 - ок. 1805) мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи, гимнограф, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 8 авг.)

http://pravenc.ru/text/389215.html

Перенося тяжелые испытания от природы и от людей, Василий, прозванный «нагоходцем», в ограниченном кругу благочестивых москвичей пользовался любовию, уважением и почитанием. Среди почитателей нагоходца были царь Иоанн Грозный и митрополит Макарий, которые, по свидетельству жития в Прологе, «зело дивишася о его терпении и похвалиша Бога, яко в их время дарова Бог такова свята мужа». В 1552 г. (по Леониду в 1551) 6 настал конец продолжительному и многотрудному подвигу Василия. Он тяжко заболел. Царь Иоанн Васильевич с царицей Анастасией и сыновьями Иоанном и Феодором пришел навестить больного и испросить его молитв. Василий, при последнем издыхании, пророчески сказал царевичу Феодору: «вся прародителей твоих твоя будут, и наследник будеши им» 7 . Юродствовав в Москве 72 года, Василий 88 лет от роду скончался 2 августа 1552 года и погребен на кладбище Троицкой на рву церкви, где в 1554 году 8 по повелению Грозного построен был Покровский собор, в память покорения Казани, известный под именем собора Василия Блаженного. Спустя 36 лет после кончины Василия, в 1588 г. у могилы его стали совершаться чудеса. Царь Феодор Иоаннович и Патриарх Иов повелели над могилою воздвигнуть при Покровском соборе придел во имя святого Василия блаженного, соорудить серебряную раку над мощами и установить празднование памяти его в день его кончины 2 августа. Приблизительно в это же время, по случаю прославления памяти Василия блаженного, было составлено житие блаженного, во всяком случае, не позднее XVI века. Составителем жития был соловецкий монах Мисаил 9 . Переписал творение Мисаила Евфимий, игумен Иосифова (Волоцкого) монастыря. Евфимий был определен с 26 июля 1575 года игуменом из казначеев монастыря и носил фамилию Турков 10 . За этот, более чем столетний период времени, прошедший со дня рождения Василия Блаженного и до составления жития его произошли большие изменения в тех местах, где родился блаженный, и особенно в наименованиях этих мест. И прежде всего на родине блаженного, близ дома его родителей, вырос новый храм Владимирской Богоматери с приделами и образовался новый приход при этом Владимирском храме. В состав этого прихода вошел и родительский дом Василия блаженного. Поэтому составитель жития говорит современным ему (составителю) языком и рисует картину местности в том виде, какой она приняла в его (составителя) время, оставляя истории и историкам разбираться в старине, ее хронологии и номенклатуре.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

По окончании богослужения он давал знать, и его отводили в келлию, а на следующее богослужение он опять просил вести его в церковь. Таким образом продолжали его водить, пока он уже совершенно не изнемог.    Когда старец приблизился к кончине, он просил напутствовать его Святыми Таинствами; просьба была исполнена: над ним совершили Таинство Елеосвящения и Святого Причащения. По принятию Тела и Крови Христовых он сидел на коечке, мирно ожидая своего переселения в иной мир. При светлой улыбке на его лице из его глаз падали слезы. Один из братии по своей простоте спросил отходящего старца: «Батюшка, что вы плачете! Разве и вы боитесь умирать?» Старец посмотрел на него с приятной улыбкой и сказал: «Чего мне бояться? Идти к Отцу Небесному и бояться! Нет, брат, я, по благости Божией не боюсь, а что ты видишь мои слезы, это слезы радости. Столько лет душа моя стремилась ко Господу, а теперь приближается желанное время, я скоро предстану Тому, к которому всю мою жизнь стремилась душа моя и увижу Его: вот слезы и текут».    Таковой любовью и божественным страхом преисполнена была душа старца-подвижника, отходящего от земного бытия, и от радости, что он скоро увидит любимого Господа, у него из глаз лились слезы; таковое утверждение в надежде чуждо всякого смущения, а посему, мирно пребывая в сердце своем с любимым Господом пресладким Иисусом, он скоро испустил тихий последний вздох, с которым блаженная его душа оставила земное многотрудное тело и потекла к любимому Господу со страхом и радостью.    Так окончил свое земное многотрудное подвижническое поприще сей дивный подвижник схимонах Евфимий, на 71-м году своей жизни 7 февраля 1866 года.    Тело же его было опрятано по обычаю иноческого чиноположения, и началось чтение Святого Евангелия.    На второй день 8-го числа утром был совершен вынос в церковь, а после заупокойной литургии — соборне исходное последование монашеского погребения. Когда совершалось последнее целование, от тела его разлилось дивное благоухание, которое многие внимательные из братии ощутительно обоняли, воздавая славу Господу, прославляющему святыя своя. По окончании отпевания гроб был поднят на руках братии и отнесен на братское кладбище в ближний скит Иоакима и Анны; здесь около задних ворот в уготованную могилу был опущен гроб при молитвенных песнопениях по чиноположению церковному. Так сокрыто было в земных недрах тело того, которого душа в пламенной любви всю жизнь стремилась ко Господу и достигла такого сыновнего страха, который уже не мучает, а радует.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

343. Игумен Филарет Глинский видел сияние на небе и душу преподобного Серафима, возносимую Ангелами на Небо См. также: Ангелы . Ночью 2 января 1833 года после утрени, стоя на крыльце своей келии, отец Филарет Глинский увидел сияние на небе и чью-то душу, с пением возносимую Ангелами на Небо. Долго смотрел он на это чудное видение. Подозвав к себе некоторых братий, оказавшихся тут, показал им необыкновенный свет и, подумав, сказал: “Вот как отходят души праведных! Ныне в Сарове почил отец Серафим.” Видеть сияние сподобились только двое из братии. После узнали, что, действительно, в ту самую ночь скончался отец Серафим. (Глинский патерик. С. 91). 344. Глинский схимонах Евфимий умирал со слезами радости См. также: Любовь к Богу ; Слезы радости . Когда Глинский старец схимонах Евфимий приближался к кончине, он просил напутствовать его Святыми Таинствами. Просьба была исполнена: над ним совершили Таинство Елеосвящения и Святого Причащения. По принятии Тела и Крови Христовых он сидел на коечке, мирно ожидая своего переселения в иной мир, При светлой улыбке из его глаз лились слезы. Один из братии по своей простоте спросил отходящего старца: “Батюшка, что вы плачете, разве и вы боитесь умирать?” Старец, посмотрев на него с приятной улыбкой, сказал: “Чего мне бояться? Идти к Отцу Небесному и бояться! Нет, брат, я, по благости Божией, не боюсь, а слезы, что ты видишь, это слезы радости. Столько лет душа моя стремилась ко Господу, а теперь приближается желанное время, – я скоро предстану Тому, к Которому всю мою жизнь стремилась моя душа, и увижу Его, вот слезы и текут.” Мирно пребывая в сердце с любимым Господом Иисусом, он скоро испустил последний тихий вздох, с которым его блаженная душа оставила земное многотрудное тело и потекла к любимому Господу со страхом и радостью. (Глинский патерик. С. 242). 345. Вифанский инок Авель был извещен о своей кончине митрополитом Платоном См. также: Видение ; Кротость ; Праведник ; Явление умершего . Среди братии Вифанского скита проживал инок, отец Авель.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Дионисия, который в то же время, был замечательно искусный книгописец, ковачь и одеждоделатель. Житие преподобного Александра Куштского Преподобный Александр, в миру Алексей, был родом из Вологды, но имена родителей его и мирское звание их неизвестны. Однажды, в бывший Спаса – Каменный монастырь, что на Кубенском озере, пришел никому неведомый юноша, и со слезами просил игумена монастыря Дионисия постричь его в иноки. Желанье это было высказано столь искренно и трогательно, что игумен, не смотря на юные лета пришельца, оставил его в монастыре, и по прошествии некоторого времени постриг в монахи. Юноша этот был преподобный Александр, Много лет пробыл преподобный в обители и житье его, как образец иноческих добродетелей, прославило имя его. Но уваженье, которое оказывала ему братья, смущало смиренье и кротость преподобного. Постоянно помышляя лишь, о том, чтобы провести жизнь свою в совершенной безвестности, преподобный Александр, тайно оставил Спаса – Каменный монастырь и пошел на реку Сянжему. Там полюбилось преподобному одно дикое, болотистое место. Он поставил на нем небольшую келью и в ней, в непрестанной молитве и пощении, стал проводить многотрудное, отшельническое житье свое. Но и здесь не достиг желанья своего великий подвижник. Благочестивые жители окрестных мест, узнав о житии Богоугодного инока, стали приходить к нему за благословеньем. Тогда преподобный Александр услышав, что близ Кубенского озера, на реке Куште, спасается преподобный отец Евфимий, оставил свою келью, пришел к преподобному Евфимию и умолял его поменяться пустынножительствами. Преподобный Евфимий, по смирению своему, не осмелился не исполнить желанья преподобного Александра, благословил его честным животворящим крестом и удалился в келлию сооруженную преподобным, Александром. Такой обмен келий, конечно, совершался по указанию и по воле Божией, ибо наступало время, когда Господу угодно было, благодатью своею прославить ищущих безвестности иноков Александра и Евфимия. Когда преподобный Александр поселился в келии Евфимия, сердце его исполнилось желаньем построить на месте своего водворения церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы и обитель под Ее всесильным покровом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Прозорливый Евфимий предрек о нем, что будет он славным монахом и наставником иноков и учредит Лавру, величайшую всех лавр, существовавших в то время. По кончине преподобного Евфимия святой Савва удалился в пустыню, где в некой пещере, указанной ему Ангелом Божиим, провел как отшельник 5 лет. После этого, когда сделался он совершенным монахом, начали, по Божию Промыслу, собираться вокруг него многие ревнители духовной жизни. В короткое время их число настолько возросло, что Савве пришлось строить и церковь , и многие кельи. Прибыли к нему и некоторые армяне, которым он выделил отдельную пещеру для богослужений на армянском языке. Когда умер его [родной] отец, пришла к нему его престарелая мать София, которую постриг он в монахини и дал ей келью в отдалении от своего монастыря, где она подвизалась до конца своих дней. Немало напастей претерпел сей святой отец и от близких людей, и от еретиков, и от демонов. Однако все преодолевал: близких людей [побеждал] добротой и снисходительностью, еретиков – непоколебимым православным исповеданием веры, а демонов – крестным знамением и призыванием Бога в помощь. Нарочито ожесточенную брань вел он с бесами на горе Кастел [Кастеллия], где положил начало своему второму монастырю. Всего же основал он семь обителей. Преподобный Савва и преподобный Феодосий, его сосед, считаются величайшими светилами и столпами Православия на Востоке. Царей и патриархов исправляли они в вере, а [притом] всем и каждому служили примером святого смирения и досточудной силы Божией. После трудной и многоплодной жизни преподобный Савва упокоился в Господе, достигнув 94-летнего возраста. Было это в 532 году. В ряду его многих прочих добродетелей и чудотворений упомянем лишь о том, что он первым упорядочил чин богослужений по монастырям, известный под именем устава Иерусалимской Церкви. Преподобный Савва, пастырь досточудный, На земле понес ты подвиг многотрудный: И постом, и бдением ты просиял, Образцом и кротости, и милости стал. Верою, молитвой и милосердием Поучал ты иноков трудиться с усердием, Не радеть о тленном, за местом не гнаться, Но всегда на Бога во всем полагаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Особое назидание епископ Евфимий адресовал новым ученикам Школы: «Сегодня в этом храме присутствуют многие из тех, кто впервые переступил порог Школы православного миссионера. Дорогие братья и сестры, очень важно проникнуться высотой миссионерского служения, помня о том, что это дело Божие. И помня также грозные слова предупреждения, которые Господь через Священное Писание обращает к каждому из нас: " Проклят всяк, творяй дело Господне с небрежением " (Иер. 48:10). Никакое церковное дело не должно совершаться с небрежением, и, тем более, дело Евангельской проповеди. Если человек призван на эту стезю, призван к этому служению, он должен отдавать ему всецело всего себя, свои силы, свои таланты, свои помышления. И в этом случае, мы веруем и видим из истории Церкви неоднократно, что Господь благословляет таковые труды и всегда посылает Свою всесильную помощь тем православным христианам, которые самоотверженно вступают на эту многотрудную, но и благодатную стезю. Помолимся о том, чтобы наши учебные труды были многоплодны. Помолимся также и о том, чтобы во благовремении принести достойный плод на поприще миссионерского служения». По окончании молебна в актовом зале прозвучали выступления представителей ШПМ. В президиум вошли председатель Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г. Москвы, руководитель ШПМ протоиерей Игорь Фомин, глава миссионерского общества имени прп. Серапиона Кожеезерского, руководитель Миссионерского отдела Патриаршего экзархата Африки , преподаватель ШПМ иерей Георгий Максимов, секретарь Филиппинско-Вьетнамской епархии , выпускник и преподаватель ШПМ иеромонах Корнилий (Молев), старший священник Алексеевского ставропигиального женского монастыря г. Москвы, духовник ШПМ протоиерей Артемий Владимиров, заместитель руководителя ШПМ А.А. Коршиков, член Синодальной библейско-богословской комиссии и Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, преподаватель ШПМ А.М. Малер, глава миссионерского общества «Южный Крест», преподаватель ШПМ Е.С. Малер.

http://patriarchia.ru/db/text/5966261.ht...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010