Беседа 2. Исцеление бесноватого лунатика Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж», и тема сегодняшней беседы – Исцеление бесноватого лунатика. Рассмотрим 17-ю главу Евангелия от Матфея с 14-го по 21-й стихи. О какой-то угрозе со стороны Луны в Библии почти ничего не говорится, кроме некоторого намека из Псалтири, где сказано: «Днем солнце не поразит тебя, ни луна ночью» ( Пс.120:6 ). Святые Отцы категорически настаивали на том, что сама по себе луна не может принести какой-либо вред человеку. Блаженный Феофилакт даже высказывал мысль, уже озвученную ранее, что бесы ожидают полнолуния, как бы сидя в засаде; чтобы начать удручать здоровье человека именно в полнолуние – и всё ради того, чтобы, ругая луну, человек косвенно оскорблял и Создателя луны (Бога). Эту мысль разделяет и Евфимий Зигабен , он пишет: «Некоторые демоны в нападениях своих на людей наблюдали известные времена луны, и именно тогда нападали на них, чтобы причиною несчастья казалась луна и поэтому был поносим Творец ее» 14 . Мы же, верующие, знаем, «что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» ( Рим.14:14 ); и еще: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть» ( Тит.1:15 ), ибо все творение Божие, как сказано: «…все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» ( Быт.1 ,31 ). Единственное, что может осквернить мир, – это грех (нарушение Божией заповеди). Сказано: «…исходящее из уст – из сердца исходит – сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления – это оскверняет человека» ( Мф.15:18–20 ). Возможно, что страх перед луной был связан и с древними культами Междуречья, где поклонялись луне. Само семейство Авраама некогда обитало в местах особого магического отношения к луне. Не случайно в Книге Второзакония мы находим слова: «и дабы ты, взглянув на небо и увидев солнце, луну и звезды [и] все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Господь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом» ( Втор.4:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Благодарю Господа нашего, милостиво давшего мне силы, дабы положить их на сей скромный труд о военном духовенстве России. Православие в продолжении тысячелетней истории играло исключительную роль в жизни государства, в становлении духовного нацинально-патриостического самосознания народа. Сознавая высоту ответственности Вооруженных Сил перед государством, Церковь всегда окружала воинов заботой, вниманием и любовью к Отечеству. Это к ним, духовным героям, относятся слова Господа: «Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий наверху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике. И светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца Ваш его Небесного»» ( Мф.5:1416 ). Митрофорный протоиерей Георгий (Поляков) Источники и литература Архимандрит Киприан (Пыжов). Мои воспоминания... Православная Русь, 1991, 22. Барсов Т. Об управлении русским военным духовенством. СПб., 1879. Барсуков П. Иннокентий митрополит Московский и Коломенский. М., 1883. Бирюков Юрий. Родина, 1995, 9. Богданович Е.В. Морские сражения русского флота. Наваринское морское сражение. М., 1994. Большаков В.И. По закону исторического возмездия. М., 1998. Сергеев В., журн. Родина, 1, 1991. Вестник военного и морского духовенства, 1914, 7, 9, 10, 1314, 20, 22. Всероссийский Церковно-общественный Вестник, 1917, 1112, VII; 3, VIII, 8. Гаршин В. Рассказы. Гумилев П.П. Русь и великая степь. М., 1989. Давыдов А.П., Киличенков А.А. Москва и судьбы Российского флота. М., 1996. Даниловский Благовестник, 1996, 8. Деникин А.И. Очерки русской смуты. Вопросы истории, М., 1990, 10. Желобовский А.А. Исторический очерк «Столетие Военного Министерства 18021902 г.» Желобовский А.А. Наши герои на Дальнем Востоке. СПб., 1908. Зигабен Евфимий. Толковая Псалтирь. Киев, 1882. Золотарев О. Подвиги военных пастырей. Держава, 1995, 2. Иллюстрированная летопись русско-японской войны, вып. IV СПб., 1904, вып. Х, 1905. Историческая записка об управлении военным и морским духовенством за минувшее столетие (18001900 гг.). Сост. Ф. Ласкеев. Спб., 1900.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Блаженный Иероним Стридонский сообщает для нас интересные астрономические подробности: «Те, которые писали возражения против Евангелий, подозревают, что было обыкновенное затмение солнца, происходящее в известные, определенные времена, и клевещут, что ученики Христовы истолковали его в сопоставлении с Воскресением Господа, хотя затмение солнца бывает только в новолуние. Но никто не сомневается, что во время Пасхи [еврейской] всегда бывает полнолуние. А чтобы случайно не показалось, что это было следствием тени земной или противоположного стояния круга луны, которыми образуется кратковременная, цвета железной ржавчины тьма, [в Евангелии] указывается трехчасовой промежуток, чтобы устранить всякую возможность возражений » 588 . Евфимий Зигабен видит и некий педагогический (вразумляющий) смысл в захождении солнца, он пишет: «Случилось это после насыщения дерзкими насмешками, чтобы, успокоивши гнев, они могли извлечь какую-нибудь пользу из чуда» 589 . Пророческие тексты Библии предсказывали это чудесное затмение. Так, пророк Амос пророчествовал: «И будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень и омрачу землю среди светлого дня» ( Ам.8:9 ); и еще у пророка Иеремии, сказано: «Лежит в изнеможении родившая семерых, испускает дыхание свое; еще днем закатилось солнце ее, она постыжена и посрамлена. И остаток их предам мечу пред глазами врагов их, говорит Господь» ( Иер.15:9 ). – Это знамение было зловещим для иудеев и предрекало закат синагоги в глазах Бога, а с возвращением солнца – начало Эры Нового Завета. Слова: «И остаток их предам мечу пред глазами врагов их, говорит Господь» – предсказанное пророком Иеремией погубление иудеев от рук римлян-язычников за извращение норм ветхозаветного суда и казнь Мессии. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Вот то знамение, которое Он прежде обещал просившим! “Род лукавый и прелюбодейный, – так говорил Он, – знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка” ( Мф.12:39 ; Лк.11:26 ), – то есть крест, смерть, гроб и воскресение. И опять, иным образом указывая на силу креста, говорил: “когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что это Я” ( Ин.8:28 ), – то есть, когда распнете Меня, и подумаете, что уже победили Меня, тогда-то особенно узнаете Мою силу» 590 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Бог везде смотрит на цель дела. И таких Он назвал лицемерами, как имеющих вид молящихся, а мыслью тщеславящихся. Мф.6:7 .  Молящеся же не лишше глаголите, якоже язычницы: мнят бо, яко во многоглаголании своем услышани будут... А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны... Порок многоглаголания называется «лишшеглаголанием», ( βαττολογια ), когда мы во многих словах просим неприличного, как-то: богатства, славы, власти и тому подобного, что не приносит пользы для души и не необходимо для поддержания тела. Язычниками называет неверующих. Так как они не только просят о неприличном, но и, совершая продолжительные прошения, думают убедить многословием, то Он порицает это мнение их. «Мнят», но несправедливо. Мф.6:8 .  Не подобитеся убо им: весть бо Отец ваш, ихже требуете, прежде прошения вашего. Не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Он знает, что вам полезно, прежде чем вы просите Его о чем-нибудь. Поэтому не должно просить о том, что не полезно и не необходимо, как уже мы сказали, что и составляет грех лишшеглаголания. Ибо и отец негодует на детей, когда они просят о неприличном. Но если Он знает, в чем мы нуждаемся, то зачем вообще мы просим Его об этом? Конечно, – не для того, чтобы известить Его, но чтобы показать, что мы считаем Его Воспитателем и Господом, и чтобы, будучи преданы Ему одному, легче преклонили Его, Который есть надежда промышления и спасения нашего. Как Отец, Он и знает, в чем мы нуждаемся, и готов подать нам полезное; однако требует от нас прошения по указанным причинам. Преподав такое учение, Он предлагает и образец молитвы не с тем, чтобы мы молились только этой молитвой, но чтобы, имея такой источник, мы почерпали из него понятие о молитвах. Мф.6:9 .  Сице убо молитеся вы… Молитесь же так... Как? Мф.6:9 .  Отче наш, Иже еси на небесех... Отче наш, сущий на небесах!.. Нужно взвесить каждое слово. Повелевает говорить: «Отче», чтобы мы помнили о небесном родстве и, как усыновленные Богу, были достойны такого дара, и чтобы жили достойно такого Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Был тогда у них известный узник, называемый Варавва; итак, когда собрались они, сказал им Пилат: кого хотите, чтобы я отпустил вам: Варавву, или Иисуса, называемого Христом? На праздник. Разумеется – Пасхи, так как Иоанн ( Ин.18:39 ) говорит, что Пилат сказал: «есть же обычай вам, да единаго вам отпущу на Пасху». О Варавве яснее говорит Лука ( Лк.23, 19 ), именно – что он был посажен в темницу за произведенное в городе возмущение и убийство. Итак, Пилат, хотя и не мог освободить Иисуса Христа, как совершенно невинного, однако пытался простить Его в праздник, как будто осужденного. Мф.27:18 .  Ведяше бо, яко зависти ради предаша Его. Ибо знал, что предали Его из зависти. Полагал и знал, что ни в каком случае не предпочтут Ему человекоубийцу Варавву. Поэтому, набравшись смелости, спрашивает: «кого хощете отпущу вам?» Прежде этого вопроса, как говорит Марк ( Мк.15:8 ), народ начал кричать и просить о том, что он всегда делал для них. Просьба эта состояла в том, чтобы отпустить народу одного узника. Ухватившись за этот удобный случай, Пилат решился, как сказано, спросить их. Мф.27:19 .  Седящу же ему на судищи, посла к нему жена его, глаголющи: ничтоже тебе и Праведнику Тому: много бо пострадах днесь во сне Его ради. Между тем как сидел он на судейском месте, жена его послала ему сказать: не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него. Не сам Пилат видел такой сон, или потому, что был не достоин, или потому, что мог умолчать о нем, как судья, и потому, что могли не поверить сну, как будто придуманному для освобождения Иисуса Христа; а видит жена, или как более достойная, или как заслуживающая более доверия со стороны иудеев, чтобы они, поверив ей, удержались. И не просто видит она сон, но страдает, т.е. мучится, чтобы муж, по крайней мере из сострадания к жене, воспротивился убийству, хотя бы они и не поверили этому сну. «Ничтоже тебе и Праведнику Тому», т.е. пусть не будет никакого спора между тобою и Им, удержись от него. Следует обратить внимание на то, что днесь ( σημερον) употреблено относительно ночи. Мф.27:20 .  Архиерее же и старцы наустиша народы, да испросят Варавву, Иисуса же погубят. Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. Убийцы Жизнодавцу предпочли убийцу, и не просто убийцу, но нарочитаго, т.е. всем известного своими злодеяниями; до того воспламенила их зависть. Сами будучи развращенными, они развращали и народ, чтобы и за обольщение его понести наказание. Марк ( Мк.15:11 ) говорит, что «они помануша народу», т.е. возбудили его. Мф.27:21 .  Отвещав же игемон рече им: кого хощете от обою отпущу вам? Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам?

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

В Библии духовное движение, активность душ праведных людей после частного суда, в отличие от коранических стихов, находятся в единении с Богом и имеют общение с ангелами и святыми: Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства» ( Евр. 12:22–23 ) и между собою: многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» ( Мф. 8:11 ). Византийский богослов XI века Евфимий Зигабен повествует, что лоно Авраама есть место успокоения и наслаждения праведных, взаимное общение и жизнь, что и составляет Царствие Небесное 135 . Таким образом сходство заключается в том, что: · Душа праведных после частного суда пребывают в состоянии покоя и ожидания и имеют общение между собою. Различие заключается в том, что: § В православии, в отличие от мусульманства, души праведных людей находятся в состояния деятельности: с помощью личного общения с Богом через молитву они познают Его и духовно совершенствуются. Души грешников после частного суда В Коране о состоянии душ грешников повествуется так: «Если бы ты видел, как завершают жизнь тех, которые не веровали, ангелы – они бьют их по лицу и по спинам… как неправедные пребывают в пучинах смерти, а ангелы простирают руки: “Изведите ваши души, сегодня будет вам воздано наказанием унижения за то, что вы говорили на Аллаха не истину и превозносились над его знамениями”» (Коран 6:93; 8:50–51). Толкователи здесь упоминают о страдании и наказании грешников, которые ожидают человека в момент расставания с мирской жизнью. Ибн Касир объясняет, чем обусловлены эти страдания: «Когда ангел смерти приходит к неверному в омерзительном виде, когда наступает его час, и говорит ему: “О, плохая душа, выйди к ветру из ада, и к горячей тени”. И его душа расходится по телу, но они вытаскивают душу, будто гребень из мокрой шерсти. Она выходит из жил и вен…» 136 . Другой толкователь Корана добавляет к сказанному, что души неверующих не хотят расставаться с телом, потому что те «понимают, что впереди их ожидает мучительное наказание… этот аят свидетельствует об истинности наказания и блаженства в промежуточном мире (Барзахе), потому что ангелы сообщают нечестивцам о наказании в момент расставания с жизнью и сразу после смерти» 137 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В защиту свою Пилат говорит, что он не от себя это сказал: разве я иудей, чтобы знать Твои дела? Единоплеменники Твои, и, притом, самые почтенные, предали мне Тебя и они сами говорят это. Затем спрашивает: что Ты сделал, что они обвиняют Тебя в этом? Наконец Иисус Христос уничтожает подозрение в присвоении Им царской власти, говоря, что Царство Его не от мира сего, и освобождает Пилата от страха. Для подтверждения этой мысли Он присоединяет такое соображение: царство от мира сего крепко своими слугами, а царство Его, как небесное, крепко своею собственною силою. Сказав: Царство Мое несть от мира сего, Иисус Христос не исключил мир из под Своего господства, но показал, что Царство Его не нуждается, подобно царствам мира сего, в служителях, не подлежит страху и не имеет конца. Затем, выйдя, Пилат пытался освободить Иисуса Христа. Лука (23, 4–7) говорит, что он сказал первосвященникам и народу: ни коеяже обретаю вины в человеце сем. Они же крепляхуся глаголюще, яко развращает люди, учя по всей Иудеи, начен от Галилеи до зде. Пилат же слышав Галилею, вопроси, Человек Галилеянин есть; И разумев, яко от области Иродовы есть, посла Его ко Ироду, сущу и тому во Иерусалиме в тыя днии т. д. Услышав от Иисуса Христа, что Царство Его не от мира сего, узнав, что Он не имеет никаких властолюбивых планов или признаков земного царства, и признав обвинение недоказанным, Пилат объявил Его невиновным. Так как иудеи не могли представить доказательств высказанных обвинений, то перешли к другому обвинению, говоря, что онразвращает, т. е. возмущает люди, учя. Утверждают только то, что Он учит, но не говорят, чему учит, чтобы их не осмеяли… Ирод, сделав то, что говорит Лука отослал Иисуса Христа обратно к Пилату, между тем как первосвященники и книжники следовали за Ним и громко кричали против Него (Лк. 23, 11). Пилат, созвав первосвященников, начальников и народ, сказал к ним, как повествует Лука (23, 13–16): приведосте ми Человека Сего, яко развращающа люди: и се, аз пред вами истязав, ни единыя же обретаю в Человеце Сем вины, яже Нань вадите: но ни Ирод: послах бо Его к нему, и се, ничтоже достойно смерти сотворено есть о Нем: наказав убо Его отпущу.

http://predanie.ru/book/72198-tolkovanie...

В написанных евангелистом Лукой Деяниях святых апостолов содержится упоминание о ранее составленном им же Евангелии: «Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала до того дня, в который Он вознесся» (Деян. 1: 1–2). Деяния составлены были, очевидно, сразу после Евангелия и, вероятно, до разрушения Иерусалима в 70 году. Достоверных сведений о месте написания этой книги нет. Блаженный Иероним считал, что Деяния были составлены в Риме. Последнее упоминание о Луке в новозаветных писаниях содержится во 2-м, вероятно предсмертном, послании апостола Павла к Тимофею, написанном в Риме, где апостол тогда находился в узах: «Постарайся придти ко мне скоро. Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию; один Лука со мною» (2 Тим. 4: 9–10). По преданию, евангелист Лука после казни своего учителя проповедовал в Элладе, Ливии и Египте и претерпел мученическую смерть в городе Фивы на 85 году жизни в правление Домициана. И временем своего написания, и содержанием Евангелие от Иоанна резко отличается от синоптических. Оно составлено возлюбленным учеником Христа и младшим братом Иакова Зеведеева в пору его маститой старости, когда все другие из 12-ти отошли ко Господу. О принадлежности четвертого Евангелия Иоанну Богослову писали святые Игнатий Антиохийский, Иустин Философ и Ириней Лионский, а также Климент Александрийский. По словам Евсевия Кесарийского, «Евангелие от Иоанна охватывает первоначальную деятельность Христа». Святоотеческий взгляд на характер отличий этого Евангелия от синоптических суммирует Евфимий Зигабен в своих толкованиях: «Когда Иоанн получил от некоторых верующих Евангелия других евангелистов и увидел, что все они говорили по преимуществу о вочеловечении Спасителя и пропускали учение о Его Божестве, то он одобрил и позволил эти Евангелия и засвидетельствовал их истину и достоверность. Затем, по внушению Самого Иисуса Христа, он приступил к своему Евангелию; в нем он рассказывает нечто из того, что уже было рассказано другими, чтобы не подумали, что его Евангелие не имеет связи с Евангелиями других, но особенное внимание он обращает на то, что пропущено ими, и больше всего на богословское учение о Спасителе». С изложения этого учения и начинается Евангелие от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога: все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1: 1–5). Некоторые экзегеты считают, что этот евангельский пролог был одним из первых христианских гимнов. Евангелие составлено Иоанном Богословом в 90-е годы, когда он жил в Ефесе. Написанное последним, оно получило особенно широкое распространение, и отрывок из него сохранился в древнейшем из новозаветных манускриптов, датируемом приблизительно 120 годом и содержащем как раз начало Евангелия.

http://pravoslavie.ru/34570.html

В пятьдесят восьмой главе Евангелия от Матфея ищи толкование места: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» 726 . (21, 36) И предстать пред Сына Человеческого. Предстать Христу с Ангелами. (21, 37) Днем Он учил в храме. Ради пользы тех, которые сходились там. (21, 37) А ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою. Чтобы не отвлекаться и для удобства в молитве, но не в меньшей степени и для более таинственного наставления учеников. Ведь очевидно, что Он с ними выходил и с ними проводил ночь. (21, 38) И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его. Если тот народ так поступал, то насколько больше нужно нам, народу для Него куда более близкому, с утра спешить к Нему в храм, чтобы слушать Его через наставление Божественным Писаниям, и не только слушать, но и слушаться. Глава 76. О Пасхе (22, 1) Приближался праздник опресноков, называемый Пасхою. Праздник Пасхи назывался и праздником опресноков, поскольку на Пасху вкушали с мясом агнца и опресноки. И в конце концов, поскольку они прежде всего вкушали опресноки, то и Пасху именовали опресноками. Праздником же опресноков в собственном смысле был другой, после праздника Пасхи, о котором пространнее сказано в шестьдесят третьей главе Евангелия от Матфея, там, где имеется: «В первый же день опресночный приступили ученики к Иисусу и сказали Ему: где велишь нам приготовить Тебе пасху?» 727 (22, 2) И искали первосвященники и книжники, как бы погубить Его, потому что боялись народа. «Искали как бы погубить Его», очевидно, тайно или отыскав удобный случай, «потому что они боялись народа», чтобы погубить Его открыто или не ища повода. (22, 3) Вошел же сатана в Иуду, прозванного Искариотом, одного из числа Двенадцати. Иоанн же пишет, что «после куска (хлеба), тогда вошел в него сатана» 728 . Но здесь нет противоречия. Ведь сначала сатана сделал пробу и проверил этого несчастного, а позднее, зная, что тот уже им захвачен, будучи неисправимым, смело набросился на него, как мы сказали и в Евангелии от Матфея 729 . Только не с тем, чтобы тот стал бесноватым, а чтобы овладеть им и поработить его. Назван же его Евангелист Искариотом в противопоставление другому Иуде из числа Двенадцати, дабы показать, что он – из первого лика учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Веельзевулом называли князя бесовского. Хотя ясно не написано, чтобы иудеи называли Христа веельзевулом, однако вероятно, что и эту брань они высказали по отношению к Нему. Или, может быть, другим способом назвали Его веельзевулом, так как иудеи называли Его другом Веельзевула, говоря: «Сей не изгонит бесы, токмо о веельзевуле князи бесовстем» ( Мф.12:24 ), Он изгоняет бесов не иначе, как силою вельзевула, князя бесовского, как увидим впереди. Конечно, много и других злословий они высказывали на Него, но Он привел одно только это, как худшее из всех остальных. Мф.10:26 .  Не убойтеся убо их... Итак, не бойтесь их… Т.е. поносящих и осмеивающих. Мф.10:26 .  Ничтоже бо есть покровено, еже не открыется, и тайно, еже не уведено будет. ...ибо нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано. Эта, по-видимому, по видимости, на первый взгляд, общая речь есть на самом деле частная. Здесь говорится о добродетели Апостолов, что она не может быть скрыта. Хотя теперь она скрыта, и потому вас поносят, но со временем она откроется, и вас все будут почитать. Итак, не бойтесь того, что смеются над вами теперь, но надейтесь, что впоследствии вас прославят; настоящее пусть не огорчает вас, но будущее пусть внушит вам дерзновение. Мф.10:27 .  Еже глаголю вам во тме, рцыте во свете: и еже во уши слышите, проповедите на кровех. Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях. Освободив их от уныния, какое происходит вследствие брани, говорит о проповеди. Конечно, не было тьмы, когда Он говорил им это, и не на ухо говорил Он им; но так как Он сказал это наедине, а не публично, и сказал им одним, а не всем, то и говорит: что Я говорю вам наедине, говорите всенародно, и что вы одни слышали, проповедуйте всем. Итак, «во тьме» значит наедине, «во ушы» – вам одним только; с другой стороны, «во свете» значит всенародно, «на кровех» – пред всеми. Мф.10:28 .  И не убойтеся от убивающих тело, души же не могущих убити: убойтеся же паче могущаго и душу и тело погубити в геенне. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010