(5, 5) Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть. Наставником называется учитель. (5, 6) Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. И дали знак соучастникам 180 , находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть. Позвали товарищей знаком, поскольку не могли ничего сказать от изумления и страха. А соучастниками Евангелист называет товарищей. (5, 7–8) Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Поняв, что Его повеление осуществилось чудесным образом, и что Он – божественный и необычайный человек и, наконец, посчитав себя недостойным, Петр от великого благоговения и стеснения просит избавить себя от Его присутствия, страшась, как бы не подвергнуться ему опасности, если он, будучи столь недостойным, дерзнет показаться таковому человеку. (5, 9) Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных. Ведь с ним, вероятно, был не только его брат Андрей, но и наемные работники, как у Иакова с Иоанном, о чем сообщил Марк в конце предисловия к своему Евангелию 181 . (5, 10) Также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков. Ведь этой безмерный улов рыб был образом обширной ловли человеков и предвозвестием великого множества тех, кому надлежало попасть в сети Апостолов, чью чувственную ловлю Христос превращает в ловлю умопостигаемую. Ибо Он говорит, что отныне, с изменением у тебя рода ловли, ты будешь охотиться за людьми. Нужно рассмотреть настоящее место и в духовном смысле (κατ ναγωγν). Прежде пришествия Христа была ночь заблуждения и неведения правой веры, в которой пророки, трудясь до изнеможения, не нашли ни одного послушного человека, поскольку эти словесные рыбы предавались злым делам и убегали от них. Но когда воссияло Солнце правды, просвещающее души человеков, тогда Апостолы закинули сети учения евангельской проповеди , и в них попалось великое множество словесных рыб, стада язычников. А соучастники и сотоварищи апостольской ловли – это епископы и учители местных церквей, которые содействуют в этом труде Апостолам.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

76. О Пасхе (22, 1). Мф. 63. Мк. 45. 77 . О споривших о том, кто – больший (22, 24). 78 . О просьбе сатаны (22, 31). Мф. 67. Мк. 47. 79 . Об уничижении (Христа) Иродом (23, 11) 13 . 80 . О плачущих женщинах (23, 27). 81 . О покаявшемся разбойнике (23, 39). 82 . О просьбе (отдать) тело Господа (23, 50). Мф. 68. Мк. 48. Ин. 18 14 . 83 . О Клеопе (24, 13). ТОЛКОВАНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ЛУКИ Блаженный Лука был антиохиец родом 15 и прошел всю словесную науку, изучив искусство врачевания тел, а позднее овладел и искусством врачевания душ. Сначала он хаживал за Христом и от Него принял семена благочестия, а позднее соединился с первоверховным Павлом и вошел в особенную близость с ним, став его последователем и спутником, точно так же, как Марк – первоверховного Петра. Некоторые же говорят, а вернее, Ориген 16 , что и Марк и Лука еще прежде креста Владыки были причислены к Семидесяти. А через пятьдесят лет после Вознесения Спасителя по поручению Павла он написал Евангелие к некоему Феофилу, вернейшему и боголюбивейшему, упомянув многое из того, что обошли молчанием другие Евангелисты. (1, 1). Как уже многие взялись 17 составлять повествования о совершенно известных между нами событиях. Он указал на некоторых, хотя и взявшихся за написание Евангелия, но далеко отклонившихся от истины. Ведь говорит он это не о Матфее и Марке, поскольку они не «взялись за написание», а написали. О совершенно известных, то есть достоверно подтвержденных, между нами, то есть истинными учениками Господа, событиях. А это и деяния, и слова, и чудеса, и учения, а попросту говоря, Его жительство во плоти. (1, 2) Как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова. «С самого начала» чудес и учений. Написав это, он показывает, что сам стал ходить за Ним позднее их. Поэтому он и узнал это от них, бывших с Ним всегда, видевших и слышавших каждое (из этих событий). Говорит же он о Двенадцати учениках. Называет здесь Христа Словом, Которое они увидели благодаря вочеловечению. Наименовал их служителями как бывших в послушании и посланных на проповедь веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(8, 40) Когда же возвратился Иисус, народ принял Его, потому что все ожидали Его. Как благодетеля и спасителя. (8, 41–42) И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Об этом лучше всего сказано в пятнадцатой главе Евангелия от Матфея 302 . (8, 42) Когда же Он шел, народ теснил Его. Сдавливали Его, толкаясь вокруг Него. Глава 26. О кровоточивой (8, 43–44) И женщина, страдавшая кровотечением от двенадцати лет 303 , которая, издержав на врачей все имение, ни одним не могла быть вылечена, подойдя сзади, коснулась воскрилия 304 одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось. «От двенадцати лет» сказано в значении: «двенадцать лет», ибо на это указали предыдущие Евангелисты. Марк же прибавил, что она не только не получила никакой пользы от врачей, но даже пришла еще в худшее состояние 305 . А что такое «воскрилие», сказано в шестнадцатой главе Евангелия от Матфея 306 . Марк говорит еще, что она подошла «сзади в народе» 307 , то есть, она смешалась с народом, стараясь остаться незамеченной. Но почему она не прикоснулась открыто? Потому что знала, что она в нечистоте и страшилась, будучи нечистой, прикасаться к Тому, Кто чист, ведь закон запрещал это 308 . Но почему тогда она не просила о выздоровлении, встав поодаль? Потому что стыдилась, что эта ее болезнь станет всем известна. А вместе с тем и опасалась, как бы в случае признания ее не отогнали бы от народа из-за ее нечистоты. (8, 45) И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Он спросил не потому, что не знал, но чтобы она призналась в том, что с ней было, поняв, что не осталась незамеченной, как надеялась, и что она не похитила своего выздоровления, но по Его доброй воле приобрела его. Тогда тем, кто за Ним следует, стала бы известной и ее вера, и Его сила, и Его всеведение и многие подражали бы ее вере, но и страшились бы Его всесилия и всеведения. А также для того, чтобы начальник синагоги еще большую веру принял от настоящего чуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(8, 45) Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? Петр думал, что Христос говорит об обычном прикосновении, каковым и все следующие за Ним прикасались к Нему, толкаясь вокруг Него, тесня и сдавливая Его, но Он говорил не о таком прикосновении, а о том, которое было по вере. Ведь хотя многие в то самое время касались Его случайно из-за толкотни, Он ощутил только ее прикосновение, бывшее по вере. (8, 46) Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто. Так как женщина еще не призналась, будучи, конечно, объята страхом, Он продолжал ожидать этого, говоря: «Прикоснулся ко Мне некто», чтобы видя Его настойчивость, она добровольно исповедала случившееся и сама объявила о чуде. (8, 46) Ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня. Очевидно, силу целительную, которую извлекла вера женщины. Сказал же Он это для полного уверения в том, что Ему небезызвестна та, которая к Нему прикоснулась. А Марк сказал, что «Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это» 309 . (8, 47) Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла. «С трепетом» как из-за Его силы, так и по причине закона, что она, будучи нечистой, прикоснулась к Чистому. (8, 47) И, пав пред Ним, по какой причине прикоснулась к Нему объявила Ему перед всем народом 310 и как тотчас исцелилась. Порядок слов дан с перестановкой (гипербатоном), то есть, пав пред Ним, она объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему, очевидно, тайком; а эту причину мы назвали выше. (8, 48) Иисус же 311 сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя. Не страшись ни Меня, ни закона. Ведь ты прикоснулась по причине вере, а не из-за пренебрежения, и вера твоя, наконец, доставила тебе здравие, а от закона – отпущение. И все это было приписано вере ее, чтобы и других привлечь к вере, как мы сказали. Показал же и здесь Христос, что никто, имея болезнь против воли, не является перед Богом нечистым. А назвал Он ее дочерью, поскольку удочерил Ее Себе по причине веры и вместе с тем совершенно изгнал из нее страх благодаря такому обращению и ввел ее в число Своих близких.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(9, 48) И сказал им: кто примет сие дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто примет Меня, тот принимает Пославшего Меня. Он и другое перед этим сказал, то именно, что записал Матфей, из чего и эти слова с легкостью можно уразуметь, так что ищи (написанное у Матфея) 356 . (9, 48) Ибо кто из вас меньше всех, тот будет велик. Это конечная цель, ради которой Он поставил дитя перед Собою; меньшим же Он называет смиреннейшего. То же самое Он сказал и в сорок третьей главе Евангелия от Матфея, и ищи ближе к середине этой главы 357 . (9, 49–50) При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас. Это и Марк написал в двадцать седьмой главе, и там читай объяснение этого 358 . (9, 51) Когда же приближались дни вознесения 359 Его, Он утвердил лице Свое 360 идти в Иерусалим. Днями вознесения Его он называет время, определенное для Его вознесения от земли на небо. Ибо приближалось уже и убиение Его, и воскресение, и вознесение. А «утвердил лице Свое» сказано в значении: направил его к тому, чтобы идти в Иерусалим без оглядки, устремляясь на страдание. Ибо написано в книге псалмов: «Утвержу 361 на тебе очи Мои» 362 , то есть, вперю, направлю, буду смотреть не отворачиваясь. (9, 52) И послал вестников (γγλους) 363 пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское. Лежавшее на пути их. (9, 53) Чтобы приготовить для Него. Пристанище, очевидно, для отдыха Его и тех, кто был с Ним. (9, 53) Но не приняли Его, потому что лице Его держало путь в Иерусалим 364 . «Лице Его» сказано вместо «Сам Он», по части названо целое. Не приняли Его, говорит он, потому что Он держал путь в Иерусалим, к врагам их. Ибо самаритяне были враждебно расположены к иерусалимлянам. (9, 54–55) Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им 365 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

A разве мы христиане не совершаем ежедневного жертвоприношения? Ведь иудеи, наприм., приносили же сегодня овцу, завтра быка, а там козла и другое какое-либо животное. Но мы всегда приносим одну и ту же жертву, и притом некогда уже принесенную Христом. Наша жертва служит в воспоминание той (принесенной Христом): «сие, – говорит Господь, – творите в Мое воспоминание» ( Лк.22:19 ). И если Христос многократно приносит Себя в бескровной жертве, то это не значит, что у нас приношений много, напротив, оно одно и то же. Правда, и иудеи приносят одно и то же; но это приносимое одно и то же, не составляет одного и того же приношения. Одно и то же у них значит только то, что в течение года они вращаются около одних и тех же жертвенных предметов, принося овец, быка, козла и иное что-либо в этом роде, по предписанию закона, и ничего другого, кроме предписанного. Но не всегда они одно и то же приносили в жертву, а – ныне то, там другое, а иной раз и иное из предписанного законом. Евр.10:4 . Невозможно бо крови юнчей и козлей отпущати грехи. Невозможно, как предмету, служащему прообразом: ибо сила очищения от греха блюлась истине, т.е. Крови Христовой. М) Свидетельство о едином очищении и приведении к Богу, в чем заключается и побуждено приступать к Нему с верою. Евр.10:5 . Темже входя в мир глаголет: Т.е. Христос, «входя в мир» чрез Свое вочеловечение, «глаголет» Отцу через пророка Давида. «Жертвы и приношения не восхотел еси, тело же совершил Ми еси» ( Пс.39:7 ). Жертву законную (ветхоз.) и тогдашнее приношение Ты отверг, а сотворил Мне тело из девической крови, для принесения его в жертву за спасение людей. Употребив сначала общее выражение, Апостол далее употребляет и частное. Евр.10:6 . Всесожжений и о гресе не благоволил еси. И не требовал, и не искал. Правда, в книге Левит и Второзакония подробно указано, какие должны быть всесожжения, какие жертвы о грехе, и вообще какова должна быть всякая жертва и всякое приношение 3 . Но, говорит Христос, с того времени, как Я воплотился и стал словесной и истинной жертвой, взявши на Себя грех мира, Ты уже не стал требовать жертвы законной.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

†† Поэтому если малодушные приглашают друзей, родных и богатых соседей ради скорой благодарности, то великодушные совершают куда более благородное и славное, что показал Господь через тех, которые делают это для немощных, нуждающихся и увечных, от кого нет воздаяния; таким Бог обещал дать награду в будущем веке 540 . Глава 54. О позванных на ужин (14, 15–16) Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием! Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих. Он слагает притчу, показывающую, что ни один из тех, которые будут непослушны Ему, не вкусит Царствия Божия. И человеком Он именует Бога Отца, как человеколюбивого, а большим ужином – несказанное наслаждение Царствия Божия. Теперь Он его назвал безразлично ужином 541 , ведь в пятьдесят пятой главе Евангелия от Матфея 542 Он наименовал его обедом 543 . Звал же Он многих, то есть, двенадцать колен Израиля. Ибо они были призваны прежде язычников, как избранный народ Божий. †† Творец и Отец всех Бог сделал большой ужин, то есть, евангельское домостроительство, чтобы все собрались на него. А называет Он его ужином, а не обедом, потому что происходит это в последние времена и как бы на закате века. Итак, Он приготовил отпущение грехов, причастие Святого Духа, славу усыновления, Царствие Небесное и пророчества Евангелий 544 . (14, 17) И когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже все готово. Называет рабом Отца Самого Себя, поскольку Он принял образ раба 545 , который по человечеству был послан к иудеям, призывая их Евангелием к упомянутому наслаждению. (14, 18) И начали все по одной 546 извиняться. По одной договоренности, то есть, вместе, сообща. (14, 18–20) Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу придти. Различные отговорки не обнаруживают ничего другого, кроме как различные страсти, из-за которых они лишились упомянутого наслаждения. Ведь будучи удержаны один – одной страстью, другой – другой, третий – третьей, они отвергли Евангелие, через которое можно было им улучить это наслаждение, поскольку оно было противоположно их склонности 547 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

“Господь, говорит св. Исидор Пелусиот , удалил этого книжника от пребывания с Собой, чтобы его упорство и злонравие не были причиной соблазна для верующих, чтобы они, смотря на этого человека, не стали осуждать Владычную силу в немощи, как не возмогшую обратить его к добродетели.” – Подобным образом часто поступал Христос и в других случаях. Хотя Он явно не обличал, но ответом показывал мысль к Нему приходивших. Блаж. Феофилакт и Евфимий Зигабен дают еще такой смысл словам Господа: лукавые демоны страстей живут в тебе, имеют в твоем сердце норы и гнезда; поэтому Я не нахожу и самого краткого пребывания в твоей душе. Вот святой Евангелист приводит пример такой колеблющейся доброй души: Другой же из учеников Его – уже бывший отчасти учеником Его – сказал Ему: Господи, позволь мне прежде , чем сделаюсь постоянным, неотлучным Твоим учеником, пойти и похоронить отца моего, исполнить священную обязанность сына, отдать последний долг отцу. Видишь ли различие? Тот бесстыдно говорит: пойду за Тобой, куда бы Ты не пошел, (св. Златоуст) а этот спрашивает позволение на благочестивое дело и говорит: позволь мне. Впрочем, Христос не позволил и этого: Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов (телесно умерших) – оставь тех, которые глухи к Моему слову, к Моему делу, и потому мертвы по своим грехам. Сердцеведец Господь видел, что житейские заботы совсем отвлекут от дела Божия этого колеблющегося человека, который уже следовал за Ним, и потому не дозволил ему увлекаться такими заботами. И без него было кому погребать мертвеца, а ему между тем не должно было удаляться от дела более необходимого. Не напрасно сказал Господь: своих мертвецов. Это показывает, что умерший был из числа неверовавших. Но скажет кто-либо: не быть при погребении отца не было ли знаком крайней неблагодарности? – Если бы он сделал это по лености, то оказался бы неблагодарным, но если он сделал это, чтобы не прервать дела более необходимого, то в таком случае он поступил благоразумно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

 См.:  Иероним Стридонский,  блаженный. Толкование Евангелия.  Господь всегда отдавал в деле благовествования предпочтение простым и некнижным людям. Таковые слушали Его наставления не умом, а сердцем. Апостол Павел писал о христианах его времен: «Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных; но Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное, и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее» (1 Кор. 1: 26–28). Однажды апостол Павел попытался заговорить с эллинскими мудрецами о Христе и воскресении из мертвых, их реакция была следующая: «Услышав о воскресении мертвых, одни насмехались, а другие говорили: об этом послушаем тебя в другое время» (Деян. 17: 32). Немногие образованные люди способны поверить в истины Евангелия, ибо само их образование для них – как некая «религия», кумир или идол. Им кажется, что они все уже познали; правда, наиболее мудрые из них, например такие, как Сократ, говорили: «Я знаю, что ничего не знаю; а есть люди, которые и этого не знают».  См.:  Феофилакт,  блаженный. Толкование на Евангелие от Матфея.  См.:  Евфимий Зигабен.  Толкование на Евангелие. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии 7 июня 2016, 10:07 интересно. Татьяна 5 июня 2016, 22:46 Отец Олег, спасибо за лекцию. Дай Бог Вам сил на многие новые труды. Руслан 3 июня 2016, 16:14 Батюшка большое спасибо за Ваш труд! Редко по своей лености могу дочитать до конца длинные статьи, а тут, всё просто и Сильно! тамара 3 июня 2016, 01:27 О.Олег,огромная благодарность за такую лекцию и рассказ. Божией Вам помощи. Ирина 2 июня 2016, 15:10 Отец Олег, спасибо большое за замечательную лекцию. Храни Вас Господь! EлehaS 2 июня 2016, 12:32 Безупречная и внятная статья, дающая ответы на самые пожалуй сложные вопросы. Нет ни возражений ни недопонимания. Ясно, четко, аргументированно. Огромное спасибо! Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

http://pravoslavie.ru/93853.html

 См.:  Феофилакт,  блаженный. Толкование на Евангелие от Матфея.  См.:  Кирилл Александрийский,  святитель. Комментарии на Евангелие от Матфея.  См.:  Ориген.  Комментарии на Послание к Римлянам.  Однажды мне один православный прихожанин с сарказмом рассказывал, что он видел, как знакомый ему священник настолько упился водки, что разделся в присутствии гостей догола и полез пьяным мыться в ванну. Эта история настолько позабавила рассказчика, что он рассказал ее не только мне, но и некоторым другим людям. Несчастный, он плохо читал Библию, рассказывая подобное о священнике, – он оказался не кем иным, как «Хамом», сыном Ноя. История о Ное и Хаме такова: «Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим» (Быт. 9: 20–22). Наказание всему роду Хамову оказалось ужасным – наказание проклятием на все дни существования всей расы хамитов. Я с ужасом слушал, как этот человек, говоря плохо о священнике, медленно, но верно навлекал проклятие Божие на себя самого, и мне было за него страшно. А что до священника, то, насколько мне известно, батюшка бросил пить и стал придерживаться норм трезвой жизни. Преподобный Макарий Оптинский учил: «Чистою мыслию нашей мы можем всех видеть святыми и добрыми. Когда же видим их дурных, то это происходит от нашего (дурного) устроения».  См.:  Евфимий Зигабен.  Толкование на Евангелие.  Принадлежность к сему Телу преображает и даже преосуществляет человека, по благодати, из состояния чада гнева в состояние чада Божия. Здесь начало нового мира, Нового Неба и Новой Земли, и нового человечества. Сын Божий Сам говорил о Себе: «се, творю все новое» (Откр. 21: 5). Блаженный Иероним обращает внимание на то, что проповедь покаяния Христос начинает, когда проповедник покаяния Иоанн Креститель пленен Иродом. Этим самым Сын Божий как бы говорит: закон пленил вас, ибо все вы виновники перед законом, а Евангелие дает вам свободу от греха, ибо в Боге каждый из вас имеет надежду на прощение. Иероним пишет о Христе: «Он Сам непосредственно начинает проповедовать, то есть по прекращении действия закона (то есть когда закон в лице Иоанна Крестителя, заключенного в темницу, замолчал.  – прот. О.С .), собственно (то есть после этого.  – прот. О.С .) и начинается Евангелие». –  Иероним Стридонский,  блаженный. Толкование Евангелия.

http://pravoslavie.ru/93853.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010