Афонская редакция имеет название уставъ бжтвны службы в неиже (как в греческом Ватопедском списке устава Филофея), начальную рубрику хоти иери бжтвное съврьшати таинство длъжен есть прьве миренъ быти и описание приготовления пяти просфор за проскомидией. Сама литургия начинается с кадильной молитвы, а рубрики устава распределены по последованию литургии. Следует отметить, что текст устава и литургии в некоторых рукописях XV в. иногда содержит отдельные архаические особенности. Например, в южнославянских рукописях Попов 101 и Рум. 400 при вливании Теплоты сохраняется архаичная формула баню бж твнаго порождени словомь чрьпавъ, а в русском списке Соф. 534 конца XV в. наблюдается влияние русского перевода Диатаксиса, например, на сугубой ектении вставлены прошение и молитва за усопших. Рассмотрим теперь отличия Афонской редакции Диатаксиса (ее окончательного варианта) и редакции Евфимия Тырновского и сравним эти отличия с указанными выше греческими списками Диатаксиса. 1 . В редакции Евфимия Тырновского облачение священника и дьякона описаны вместе, тогда как в Афонской редакции сначала описывается облачение дьякона, затем облачение священника. Описание Афонской редакции соответствует трем греческим спискам Диатаксиса, тогда как в раннем Ватопедском списке имеется описание облачения дьякона, описание облачения священника отсутствует [Красносельцев 1889: 38–40]. 2 . В Афонской редакции на третьей просфоре упоминаются Животворящий крест, Бесплотные Силы, а также Савва Сербский , в редакции Евфимия Тырновского эти упоминания отсутствуют. Редакция Евфимия ближе к греческому тексту, чем Афонская. 3 . В редакции Евфимия Тырновского на анафоре, если служит патриарх, поминаются: вселенский патриарх, патриарх Евфимий Тырновский и александрийский, антиохийский и иерусалимский патриархи, а также царь Иоанн Шишман и царица Мария; в Афонской редакции такие поминовения отсутствуют. В Ватопедском списке Диатаксиса упоминаются имена византийского императора Иоанна и его супруги Елены, редакция Евфимия следует этой традиции поминовений на анафоре.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

К этому времени в соборе Лавры не хватало места для всех насельников, и преподобный начинает строительство нового собора. Он сам спроектировал этот храм и постоянно следил за ходом работ. Постройка была почти закончена, и только своды алтаря не были еще приведены к окончанию. Как-то раз преподобный Афанасий, собрав всю братию, сделал им такое наставление: – Братия и чада мои! Да блюдет каждый из вас язык свой, ибо лучше упасть с возможно большей высоты, чем испытать падение от языка: всякий из вас да ожидает себе искушения, ибо мы идем в Царство Небесное путем скорбей и искушений. Почему не печальтесь о бедствии, какое имеет произойти со мною, и не соблазняйтесь им, но полагайте, что совершающееся устроением Божиим направляется к вашей пользе, ибо иначе судят люди и иначе устрояет Премудрый с. 491]. Братия недоумевала, к чему такие речи преподобного. Но в тот же день преподобный Афанасий вместе с шестью иноками пошел осматривать постройку. Вдруг каменная кладка рухнула, и он вместе с другими шестью монахами оказался под обломками. Пятеро из них погибли сразу. Преподобный же Афанасий и зодчий Даниил, хотя и были завалены каменьями, но оставались живы. Все слышали, что преподобный, лежа под каменьями, до трех часов говорил: – Слава Тебе, Боже! Господи Иисусе Христе, помоги мне! с. 492] Братия Лавры несколько часов разбирала завал. Преподобного Афанасия нашли уже мертвым. Его спутник Даниил получил серьезные ранения, но прожил еще несколько дней. Кончина преподобного произошла в 980 году. Память преподобного Афанасия празднуется 5 июля. Преподобномученики Ватопедские Преподобномученики Ватопедские – игумен Евфимий и двенадцать иноков. Они пострадали от католиков, разорявших святую Афонскую Гору в царствование византийского императора Михаила Палеолога (1260 – 1281). За дерзновенное обличение латинян преподобный Евфимий был утоплен, а иноки повешены и мученической кончиною прославили венчавшего их Господа. Память преподобномучеников Ватопедских празднуется 4 января. Преподобный Георгий Иверский

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Сама литургия начинается с кадильной молитвы, а рубрики устава распределены по последованию литургии. Следует отметить, что текст устава и литургии, в некоторых рукописях XV в., иногда содержит отдельные архаические особенности. Например, в южнославянских рукописях Попов. 101/М2447 и Рум. 400 при вливании «теплоты» сохраняется архаичная формула баню бжтвнаго порождени словомь чрьпавъ, а русском списке Соф. 534 кон. XV в. наблюдается влияние русского перевода Диатаксиса, например, на сугубой ектении вставлены прошение и молитва за усопших. Рассмотрим теперь отличия Афонской редакции Диатаксиса (ее окончательного варианта) и редакции Евфимия Тырновского, и сравним эти отличия с указанными выше греческими списками Диатаксиса. 1. В редакции Евфимия Тырновского облачение священника и дьякона описаны вместе, тогда как в Афонской редакции сначала описывается облачение дьякона, затем облачение священника. Описание Афонской редакции соответствует трем греческим спискам Диатаксиса, тогда как в раннем Ватопедском списке имеется описание облачения дьякона, описание облачения священника отсутствует (Красносельцев 1889:38–40]. 2. В Афонской редакции на третьей просфоре упоминаются Животворящий крест, Бесплотные Силы, а также Савва Сербский , в редакции Евфимия Тырновского эти упоминания отсутствуют. Редакция Евфимия ближе к греческому тексту, чем Афонская. 3. В редакции Евфимия Тырновского на анафоре, если служит патриарх, поминаются: вселенский патриарх, патриарх Евфимий Тырновский и патриархи александрийский, антиохийский и иерусалимский, а также царь Иоанн Шишман и царица Мария, в Афонской редакции такие поминовения отсутствуют. В Ватопедском списке Диатаксиса упоминаются имена византийского императора Иоанна и его супруги Елены, редакция Евфимия следует этой традиции поминовений на анафоре. 4. На Великом входе имеются различия в описании вхождения священнослужителей в алтарь. В редакции Евфимия им предписывается произносить: блгнъ грдыи въ им гне бъ гъ вис намъ, в Афонской редакции священник произносит: въмите врата кнн ваши и въмтес врата вчна ( Пс.23:7 ), а дьякон: блгнъ грдыи въ им гне бъ гъ вис намъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Filofej_Kokkin...

В предисловии, которое несомненно заканчивалось авторитетною подписью «Евфимий, милостью Божьею патриарх Антиохийский и всего Востока» (присутствие каковой настолько необходимо, что без неё, как это видно из ошибки проф. Г. А. Муркоса, становится непонятным, о каком Мелетии митрополите Алеппском говорится в нём), сохранена даже дата 1612 года, время, когда сделан был патриархом Евфимием перевод Кондакиона, как равно и в Требнике дата окончания его перевода – 1633 год. Таким образом, год 1612, повторяющийся во всех известных ныне списках Евфимиевскаго Кондакиона – в рукописи Афоно-Ватопедской и в двух рукописях Императорской петербургской публичной библиотеки 18 ‹ОР РНБ, ф. 907, 236› и 19 ‹ОР РНБ, ф. 907, 237›, – ни в каком случае не может относиться ко времени написания рукописей, как ошибочно думают проф. Муркос об Афоно-Ватопедской рукописи и описыватели петербургской рукописи 19 ‹ОР РНБ, ф. 907, 237› из собрания архимандрита Антонина. Лучшее тому доказательство даёт рукопись петербургская 18 ‹ОР РНБ, ф. 907, 236›, хотя и писанная в 1689 году рукою Георгия Ибн-Самала дамаскинца, но тоже сохраняющая дату оригинала – 1612 года. 34.4. На Московском соборе 1655 года патриарх Макарий имел под рукой Евхологий, исправленный Евфимием II Перевод богослужебных книг с греческого на арабский язык, сделанный патриархом Евфимием несомненно по печатным греческим венецианским изданиям, о чём говорит и указание в Требнике на 116 глав, которых не только «не было в арабском Требнике» древнейшего времени, но и в греческих рукописных евхологиях, крайне разнообразных по составу, введён был для употребления в богослужебную практику Антиохийской церкви. Установить однообразие и свести к определённому числу глав Греческий евхологий – это было делом печатного станка в Риме и в Венеции, хотя и здесь новые дополнения и прибавления в нем шли постоянно. Как бы там ни было, но этот «очищенный от еретических плевел», авторизованный именем патриарха высокой учёности, великого подвижника и даже «чудотворца» 253 Кондакион приобретает широкую популярность и делается известным не только в патриархате Антиохийском, но, благодаря живым и постоянным сношениям со Святым Градом, и в патриархате Иерусалимском, и, по всей вероятности, даже в Александрийской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Афонский Геронтикон. Статья 2. О чудесном вмешательстве Божественного Промысла Продолжаем знакомить читателей сайта «Православие.ру» с трудом архимандрита Иоанникия, который в виде кратких рассказов поведал об афонских подвижниках новейшего времени (хотя некоторые истории знакомят с преданием и о святогорцах древних времен). В этой главе автор собрал рассказы о случаях чудесной помощи Бога и Его святых, явленных на горе Афон. Иверский монастырь / Человеком, который основал монастырь Дохиар, был святой Евфимий, сподвижник нашего святого отца Афанасия Афонского. Он также построил церковь во имя святого Николая и весьма много подвизался ради Господа. Второй строитель монастыря – святой Неофит, племянник святого Евфимия. Он был сыном вельможи при дворе императора Никифора Фоки и служил первым советником императора Иоанна Цимисхия. Его отказ от почестей и славы этого мира был поистине достоин восхищения. Преподобный Феофан Дохиарский удостоился наименования чудотворца. Он превратил соленую морскую воду в пресную, а бурное море в спокойное. Он построил монастырь вблизи города Верия, посвященный ангелам, и после его смерти там происходило множество чудес. Наша преславная Божия Матерь и Защитница Владычица Богородица не раз доказывала Свою материнскую заботу о возлюбленных чадах Ее – афонских монахах. Известно огромное множество доказательств Ее опеки. Однажды, когда пираты готовили тайное нападение на монастырь, благочестивый игумен ватопедский услышал голос Пресвятой Богородицы, исходящий от иконы. Она велела ему не открывать ворот, но бить тревогу и приказать монахам подняться на крепостные стены для отпора врагу. В том же монастыре жил преподобный иеродиакон, который спрятал икону Божией Матери, называемую «Виматарисса», в монастырском колодце. Она была обнаружена лишь спустя много лет после захвата монастыря варварами стоящей вертикально в воде с зажженной перед нею свечой. Геннадий, келарь ватопедский, жил святой жизнью в согласии с волей Божией и сподобился стать свидетелем чуда от Пресвятой Богородицы: он видел, как пустой сосуд сам наполнился таким количеством масла, что оно полилось через край и под дверь в кладовую.

http://pravoslavie.ru/41650.html

Митрополит Дионисий просил также, во время своего посещения, у боярина Годунова, о дозволении поклониться чудотворцу Сергию в лавре его у Живоначальной Троицы, и ходил туда с разрешения Царского, и почесть ему оказана равная Патриаршей, трапеза, милостыня и дары, как приказывал о том с приставами боярин Архимандриту и келарю. Равным образом одарены были все приходившие с Митрополитом: Иеремия, Архимандрит от Саввы Освященного, два Архимандрита Макарий и Евфимий, архидиакон Архангельского монастыря Кирилл и келарь Дамаскин; с Афона же Пантелеимоновский Архимандрит Неофит и строитель Иоаким, Хиландарский Архимандрит Григорий, Преображенский Мефодий, Метеорской горы Архимаидрит Дамаскин, Душского монастыря Афанасий и Ватопедского старец Софроний, с прочими священниками, ибо лавра великого чудотворца Сергия не оскудевала милостию и не уступала щедростию дарам царским. (Лист 224) В исходе того года повелел Государь Митрополиту быть у себя на дворе для прощального отпуска, и приглашен был к царскому столу. Государь пожаловал Митрополиту: бархат, камки, атлас, серебряный кубок с чарою, сорок соболей, куницы и деньгами сто рублей, всего же на триста десять рублей, да еще образ чеканный Богородицы, ризы с золотом и оплечье с жемчугом; а от Государыни Царицы подобных даяний было на сто восемьдесят рублей; одарены были также и два его Архимандрита Макарий и Евфимий, архидиакон и прочие Архимандриты со Св. горы, старцы и служивые люди. Вскоре после того (19 Декабря) был приглашен Митрополит, по воле Государевой, Архимандритом и братиею Чудова монастыря, и встречен ими с честию у Св. ворот, а после всенощной настоятель приветствовал его речью, в коей благодарил за все великие труды его и звал на следующее утро к обедни и на братскую трапезу, во время коей наделил его обычными дарами. Спустя более месяца после своего отпуска велел Государь быть Митрополиту Дионисию на отпуске у Патриарха Иова, в присутствии дьяка посольского, и Дионисий с своими Архимандритами и старцами шел на двор патриарший, чрез соборную церковь , где слушал молебен великим чудотворцам: Петру, Алексию и Ионе. Сей первый патриарший отпуск совершен был со всевозможным торжеством, чтобы показать величие Первосвятителя Русского Греческому пришельцу. Стрельцы стояли на дворе; в сенях и по крыльцу подьячие и патриаршие боярские дети в чистом платье. (Лист 241)

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Афон, новости 02.08.2011 Бдех и бых яко птица особящаяся на зде... Листок на дереве зеленый; и ты его сорвал без нужды. Хотя это и не грех, но почему-то жалко и листок; жалко всю тварь сердцу, которое научилось любить. 30.07.2011 Британский принц Чарльз, посетил монастырь Хиландар и предложил помощь в восстановлении корпусов обители после пожара в марте 2004 года. 26.07.2011 Родился Евфимий Варлами в 1942 году. Большую часть жизни Евфимий Варлами провел в Австрии, где признан не только как знаменитый архитектор, художник, ваятель, но и как педагог. 21.07.2011 Его последняя ночь была мученической. В боли он призывал Пресвятую Богородицу. «Сладкая моя Па­нагия», - говорил он. 14.07.2011 ...Хрущев грозился «показать по телевизору последнего попа». Отец Авель в это время служил в Ярославской епархии В областной газете о нем опубликовали статью на весь разво­рот: «Шарлатан XX века». 10.07.2011 Фотогалерея пещеры прп. Антония Печорского Есфигмен. Удивительное место. Немного выше пещеры построена церковь святому. Сама пещера мала и убога, закрывается от ветра каменной кладкой. Можно назвать это место колыбелью русского монашество. Именна так это и чувствовали русские люди. В этой пещере всегда жили русские подвижники, а в Есфигмене всегда было много русских монахов... 08.07.2011 Хилендарь стоит на самом невыгодном месте, славится частою смертностью между иноками и вдобавок к невыгодам жиз ненным - штатный афонский монастырь; значит, это одно отнимает у него уже много достоинств в аскетическом отношении. Важность его только в том, что он в афонской олигархии занимает одно из почетных мест. 03.07.2011 Первообраз Божией Матери «Млекопитательница» — единственной православной иконы, изображающей Богородицу кормящей Божественного Младенца 01.07.2011 На фотографии Панигер Нового скита примерно 1928 год. Здесь старец Иосиф Ватопедский - еще мальчик - сидит у ног своего дяди старца Хараламия, который тогда был игуменом монастыря Дионисиат. 29.06.2011 Одно из самых заме­чательных изображений, связанных с аскетической темой, находится в большой трапезной монастыря, и оно настолько глубоко запечатлелось в душе святого, что он позднее напи­шет целую книгу, основанную на этом сюжете, назвав ее «Новая Лествица». Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!) Монастырь Дивеево

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&pid=48

Если имеет за собою некоторую долю вероятия предположение проф. Г. А. Муркоса, что «ватопедский экземпляр и есть тот самый», о котором говорит предисловие Московского служебника 1655 года 256 , и что с ним якобы присутствовал патриарх Макарий на соборе 1654 года пред выходом в свет названного Служебника, то тогда возможна догадка, что Служебник патриарха Макария попал на Афон через Россию из Москвы. Но, не имея на это предположение достаточных данных, мы считаем для своей цели более важным другой вопрос: какого же типа был тот Служебник, который принёс с собою на собор 1654 г. патриарх Антиохийский Макарий для проверки нашего Служебника 1655 года? Вопрос этот при тех данных, какими теперь мы располагаем в библиотеках Петербургской публичной, Афоно-Ватопедской и Вифлеемской, по нашему крайнему разумению, решается в самом положительном смысле. Патриарх Макарий, отправляясь в далёкую благочестивую Москву, взял с собою, так хочется думать, свой собственный Служебник, «предназначенный для священнослужения отцов достохвальных патриархов» и представлявший копию с рукописи 1612 года патриарха Антиохийского Евфимия (Мелетия тож). По нему он совершал торжественные богослужения в Москве и в других важнейших городах России, а также в Константинополе, Молдавии и Валахии, и его имел он в руках и на соборе 1654 года. Служебник патриарха Макария, как мы уже знаем, был дословною копией с перевода патриарха Евфимия II на арабский язык Греческого евхология венецианской типографии, с XVI века уже настойчиво стремившейся привести православное восточное богослужение к единству и однообразию, которых раньше Православная церковь не знала. Патриарх Евфимий II и его ближайшие преемники, и почитатели – патриархи Евфимий III и Макарий признали благовременным направить по тому же пути и Православную сиро-арабскую церковь , сохранявшую до конца почти первой половины XVII столетия свою древнюю самобытность и свободу богослужебной практики. Патриарх Афанасий (с 1686 г.) позже несколько путём печатания в Угровалахии арабских богослужебных книг и заведения для той же цели арабской типографии в Алеппо 257 (в 1701 г.) окончательно положил предел всякой самобытности в богослужебной практике Сиро-арабской православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Обитель благочестия служила вместе и приютом для наук, кои тогда находили в монастырях себе пристанище. Здесь помещен был в 1506 году вызванный Велик. Князем Василием из Афонского Ватопедского монастыря ученый инок Максим Грек для изъяснения Греческих рукописей, хранившихся во дворце 644 . Со времени Патриарха Филарета, по образцу ученых братств Малороссии, в Чудове монастыре заведена была Греко-Латинская школа, существовавшая до основания Славяно-Греко-Латинской Академии; учителем в ней был Грек Арсений 645 . В 1633 же году видел ее А. Олеарий, ожидавший от нее успехов. 646 Училище сие именовалось Патриаршим, потому что состояло под ведением Патриарха. В эту школу вызван был из Киева учителем Священные Богословии и Философии Епифаний Славинецкий. В половине XVII века при этом Патриархе в Чудовской обители общество ученых монахов занималось исправлением церковных Славянских книг по Греческому подлиннику. Там трудились над этим великим делом церкви Епифаний с Арсением Греком и Белорусцем Петром. В помощники им даны были чтецы Греческих и Латинских книг и писцы монахи Чудовские Евфимий, Моисей, Иов и Козьма Афонопверский 647 и другие; они перевели с Греческого несколько духовных сочинений и составили Словари Славяно-Греко-Латинские. В 1683 году, в притворе Чудова монастыря на стене выставлены были в присное поучение и ведение всем православным христианам заповеди Божие и церковные 648 , а на дске изображение правой руки с перстами, сложенными по преданию Св. Отцов и Апостол; но руки изуверов, не взирая на угрозы правительства и анафемствование от церкви, срывали сии листы, замазывали смолою и дегтем изображения правого сложения креста 649 . Во время Московского мора Чудов был позорищем неистовства бунтовщиков, которые восстали за икону Боголюбския Богоматери, снятую Архиепископом Московским Амвросием с Варварских ворот, куда стекаясь жители толпами, одни других заражали; мятежники устремились ночью в Чудов, разломали ворота, везде искали Амвросия; тогда верхние и нижние Архиерейские покои, экономские, консисторские и все монашеские кальи были разграблены; окна, двери, печи и мебели в них разбиты и разломаны; изуверы не пощадили и святыни: в домовой Архиерейской церкви сорваны и потоптаны были ими одежда с престола и антиминс 650 . Буйство мятежников усилилось вином, когда они дорвались в монастыре до винных погребов купца Птицына. Они грабили его целые сутки. Беззащитную обитель никто не защищал, кроме Бригадира Мамонова, известного под именем дворянина Философа, с его дворовыми людьми; но и тот раненый изнемог. Из Чудова буйные бросились в Донской монастырь на умерщвление Архипастыря. Таков был жребий кафедрального монастыря и Московского Иерарха в 1771 году!

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Ватопед после Лавры — важнейшая обитель Афона. Богатством он Лавре вряд ли уступит, древностью также. Его разграбление сарацинами в IX столетии уже исторический факт. Это очень культурный и ученый монастырь. В XVIII веке при нем была даже Духовная Академия, основанная виднейшим богословом того времени. (К сожалению, Академия эта просуществовала недолго. Дух ее был признан слишком новаторским, и ее закрыли [ ].) Затем, в Ватопеде лучшая на Афоне библиотека [ ]. Монахи считаются самыми образованными, более других изысканны и утонченны, даже изящней одеваются. Монастырь гораздо чище и благоустроеннее других. В Ватопеде есть — и это внушает даже некоторый трепет русским — электрическое освещение! Но вот черта, за которую ватопедцев на Афоне осуждают: монастырь принял новый стиль ( Впрочем, не все монахи ватопедские признали его. — Прим. Б.З. ). Это вовсе не в духе Афона. Вопрос о стиле здесь стоит остро — Вселенский Патриарх ввел его в Греческой Церкви, но Афон есть Афон, за ним вековая давность и вековая традиция — Патриарху он не подчинился и живет по-старому [ ]. — Лучше умрем, — говорили мне русские монахи, — а нового стиля не примем. Нынче стиль, а завтра латинство появится. Когда в великолепной, чистой и тихой зале с бесшумным ковром во всю комнату, светлыми окнами и балконом на синий залив, охваченный холмами, мы дожидались приема, что-то среднее мне показалось между Ассизи и гостиницею в Неаполе. Мы провели в Ватопеде очень приятный, несколько «итальянский» и ренессансный день. Конечно, как и в Лавре, посетили собор, прикладывались к многочисленным ватопедским святыням, слушали литургию, но из всех осмотров этого монастыря ярче всего осталось в памяти библиотека, а в самой библиотеке такая «светская», но замечательная вещь, как Птолемеевы географические карты (если не ошибаюсь, XI века). Лавра св. Афанасия одно время отпала в «латинство» (при Михаиле Палеологе) [ ]. Ватопед, напротив, претерпел даже мученичество: за нежелание принять унию игумен Евфимий был утоплен, а двенадцать иеромонахов повешено [ ]. В Лавре предание указывает кладбище монахов-отступников. — Ватопед мог бы показать могилы своих исповедников в борьбе с Западом. И все-таки Лавра — монастырь густо-восточный, Ватопед же несет легкий налет Запада. Даже легенды связывают его с Западом.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010