(1, 3) то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего издавна 18 , по порядку описать тебе, державный 19 Феофил. Под исследованием 20 в настоящем изречении нужно понимать знание. Всего – очевидно, дел и слов Спасителя. Издавна сказано в значении: «с начала их». Поэтому он говорит: «рассудилось мне», то есть, показалось наилучшим, как знающему все в точности с самого начала, «по порядку описать». Далее прилагает и причину написания. †† [Он был сенатором и, вероятно, начальствующим. Ведь державный говорится в отношении начальствующих и правителей. Как и Павел говорит к правителю Фисту: «державный Фист» 21 . И всякий боголюбивый 22 человек, получивший власть над страстями – это державный Феофил, который подлинно достоин слышать Евангелие] 23 . (1, 4) чтобы ты узнал твердое основание того учения 24 , в котором был наставлен 25 . Чтобы ты узнал, чтобы ты более овладел твердым основанием учения, в котором ты был наставлен, то есть, которому был обучен, дабы ты не был введен в заблуждение тем повествованием, что взялись составлять многие, как указано выше. (1, 5) Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник … именем Захария 26 . Он говорит об отце Крестителя. В качестве вступления он предпосылает бывшие во время зачатия и рождения Предтечи чудеса, выставляя на вид, что тот с самого вступления в жизнь был достоин возвещать и показывать Христа народу. А так как он намеревается рассказывать о том, что происходило с иудеями, то с полным основанием обозначает правление царя Ирода, чтобы время этих событий сделалось ясным. Под Иродом же он разумеет детоубийцу, отца Ирода, убившего Предтечу. (1, 5) из Авиевой чреды. Чредой называли седмичное служение. Ведь тогда были два священника храма, Авия и Захария 27 , сменяющие друг друга. Итак, из Авиевой чреды, собственно говоря, после чреды Авия, то есть, он сменял Авия 28 . (1, 5) и жена его из рода Ааронова. Из потомков Аарона. Итак, он показывает, что Предтеча был из священнического рода не только по отцу, но и по матери, так что и с той и с другой стороны он принадлежал к священникам.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(1, 5) имя ей Елисавета. Добавил и это ради точности. (1, 6) Оба они были праведны пред Богом. Праведными он теперь называет добродетельных. [Были же они праведны не перед людьми] 29 , но пред Богом, Который надзирал за их праведностью. Ибо такова истинная праведность. (1, 6) поступая по всем заповедям и оправданиям 30 Господним беспорочно. Оправданиями он наименовал заповеди закона, как полные праведности и как оправдывающие тех, кто шествует с ними. (1, 7) У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных. В летах преклонных, то есть, состарившиеся. †† (Иное) Жены праведников, даже если они сами праведны, часто бездетны, дабы ты узнал, что закон требует многодетности не плотской, но духовной 31 . (1, 8–11) Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, а все множество народа молилось вне во время каждения, тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. [«По жребию досталось ему». Этот время было десятым днем седьмого месяца, как повелевал закон. Ибо он говорит: «В седьмой месяц, – сказано, – в десятый день месяца смиряйте души ваши и никакого дела 32 и т. д., что относится к бывшему однажды в году входу первосвященника в Святое. Седьмой же месяц у евреев у нас – сентябрь, в который Елисавета и зачала Предтечу] 33 . Он был внутри жертвенника кадильного, а вне его был жертвенник для приносимых животных и прочих приношений. Он стоял по правую сторону, поскольку ему предстояло возвестить нечто благоприятное 34 и благое. (1, 12) Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Он вострепетал, полагая, что вот-вот умрет. (1, 13) Ангел же сказал ему: не бойся, Захария. Прежде всего, он отгоняет страх от его души, чтобы тот без трепета услышал и внял его словам. Сказав же: не бойся, он этим выразил: «радуйся». Далее сообщает и причину радости. (1, 13) ибо услышана молитва твоя. (Молитва) – о спасении народа. Ведь об этом каждодневно молили священники. Услышана же, поскольку Спаситель уже готовился вочеловечиться и спасти народ Свой от грехов их. А для доказательства и подтверждения того, что молитва его услышана, он говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(1, 66) Все слышавшие положили это на сердце своем. Положили это, как нечто памятное. (1, 66) И говорили: что будет младенец сей? Говорили в недоумении или размышляя над этим. Стоит задаться вопросом: почему Захария освободился от немоты не тогда, когда родилось дитя, но тогда, когда было наречено по имени? И мы ответим, что это произошло по предсказанию Ангела. А именно, он сказал ему: «И вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется» 58 . Ведь сказав: «это», он указал на два события, и на рождение, и на наречение имени, но не только на рождение, чтобы произошло и чудо согласия относительно имени. (1, 66) И рука Господня была с ним. Сила, благодать Божия. (1, 67–68) И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему. Он пророчествовал это о вочеловечении Христа. Ведь посредством его Он посетил и избавил народ Свой от тирании не только невидимых врагов, но и видимых, поскольку они не могут одолеть веры его. Народ же Свой – первоначально ветхий, а когда тот оказался непокорным, тогда, наконец, новый. Говорит же он о том, что будет, как о том, что уже состоялось, по закону пророчества. Но почему Он называется Богом только Израиля? Ведь и правда, Он Бог не только израильтян, но всех людей, как Творец всех. Дело в том, что если для всех других людей Он – Бог помимо их воли, то только для израильтян – по их доброму согласию, в силу осознанного выбора. Но ты не смущайся из-за труднодоступности слов Захарии. Ведь таковы пророческие речи. Мы же постараемся объяснить их соответственно тому знанию, которое нам предоставлено. (1, 69–70) И воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего, как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих. Рог здесь указывает на царство, поскольку с помощью рога цари помазываются и поставляются. Или он означает силу, поскольку в роге заключена сила у всех рогатых животных. Но не просто «рог», а «рог спасения», то есть, спасительный. Царством же и спасительной силой он называет Христа, как Царя царствующих, силу Отца и Спасителя тех, которые веруют в Него. Под домом же понимай род Давида. Итак, Он говорит, что Бог восставил нам, Его народу, царство или спасительную силу из рода Давида, раба Своего. Ведь от семени Давида была Дева, от Которой родился Христос. Сотворил же Он это, как было возвещено устами святых, ясно, что издревле бывших, пророков. Ведь через них Он обещал восставить могучего Царя в доме Давида, Спасителя Израиля. И об этом учат многие псалмы Давида.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(1, 71) Спасение 59 от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас; Воздвиг же Он этот рог как спасение и избавление от врагов наших, видимых и невидимых. (1, 72) Сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой. Когда сотворил милость с отцами нашими, то есть, помиловал отцов наших, которым было дано обещание нашего спасения. Ведь заветом он называет обещание, а поминовением – его исполнение. (1, 73) Клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему. Когда помянул клятву, которою клялся, [то есть, подтверждение, которое Он подтверждал] 60 , Аврааму, отцу нашему. Ведь у Бога клятва является и подтверждением. А глагол «помянет» безразлично после родительного падежа употребляет винительный 61 , ведь это обычно для пророческих речей, как и их неясность 62 . Далее он говорит, ради чего дан таковой завет или подтверждение. (1, 73–75) Дать нам, небоязненно, по избавлении от руки врагов наших, служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей. Порядок слов в этом высказывании дан с перестановкой (гипербатоном). Должно быть примерно так, выше: «Дать нам небоязненно служить Ему в святости и праведности пред Ним во все дни жизни нашей», а далее то, что стоит в середине: «по избавлении от руки врагов наших». Святостью же он называет благочестие, а правдою – совершенство в прочих добродетелях. Далее он переходит к пророчеству и о своем собственном ребенке, Иоанне, и говорит: (1, 76) И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего. И подлинно, все именовали его пророком. (1, 76) Ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему. Он именует здесь Господом Христа, пробегая перед Которым, как Его Предтеча и глашатай, Иоанн, когда находился в иудейской пустыне, готовил пути Ему. А каковы именно пути Его, мы сказали в третьей главе Евангелия от Матфея, где имеется: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу» 63 . (1, 77) Дать уразуметь народу Его спасение. Ты предъидешь, говорит он, пред лицем Господа и т. д., чтобы дать народу Его уразуметь спасение, то есть, чтобы сделать известным и показать иудеям Христа. Ведь это Он – их спасение.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(1, 77) В прощении грехов их. Спасение же заключается в прощении грехов их, то есть, происходит тогда, когда отпущены и разрешены их грехи. Ведь так и Ангел сказал Иосифу, толкуя имя Христа. «Ибо Он, – говорит Ангел, – спасет народ Свой 64 от грехов их» 65 . (1, 78) По благоутробному милосердию Бога нашего. В прощении грехов, происходящем по благоутробному милосердию, то есть, данном вследствие Его милостивого сострадания, а не по причине их дел. (1, 78) Которым посетил нас Восток свыше. Которым, благоутробным милосердием, вследствие благоутробного милосердия, посетил нас или пришел к нам Восток умопостигаемого Солнца с высоты Божества. Говорит же он о явлении Христа, которое вот-вот произойдет. (1, 79) Просветить сидящих во тьме и тени смертной. Он посетил нас, говорит Захария, тем, что просветил 66 , то есть, озарил светом истины сидящих во тьме заблуждения. Тень же смертная – это грех ведь и он изображает смерть, ибо как смерть – отделение души, так и грех – отделение Святого Духа. (1, 79) Направить ноги наши на путь мира. Чтобы направить ход нашего жительства на путь мира в отношении Бога. (1, 80) Младенец же возрастал и укреплялся Духом 67 . Духом Божиим. (1, 80) И был в пустынях до дня явления своего Израилю. До дня явления своего израильтянам, когда он «проходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» 68 . Ведь ему надлежало от младых ногтей подвизаться в добродетели, и чтобы он с дерзновением обличал, и чтобы заслуживало веры возвещаемое им свидетельство о Христе. Глава 1. О переписи (2, 1) В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей вселенной 69 . Сделать перепись на ней, чтобы платили подать и доставляли налоги, поскольку вселенная уже была подчинена власти римлян, которыми правил кесарь. Подчинение же всей вселенной кесарю и перепись были прообразом подчинения всей вселенной Христу и переписи тех, кого записывают на небесах 70 . А перепись произошла тогда, когда надлежало родиться Христу, чтобы Дева пришла в Вифлеем (поскольку все переписывались в своих главных городах) и в нем родила Христа, дабы исполнилось пророчество: «И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля» 71 . Об этом ясно сказано в первой главе Евангелия от Матфея 72 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(1) И Феодорит сказал: Справедливо назвал грех изступлением. Ибо, совершая путь правды, он отступил и уклонился от него, почему наткнувшись попался жестоким разбойникам. Сие то показываете добродетель Давида. Ибо он не имел привычки ко греху; но когда отступил несколько от своего произволения, тогда подвергся оному падению. Сего ради услышал еси глас молитвы моея, внегда воззвах к Тебе Ради сего-то, говорит, покаяния и сокрушения сердца моего Ты услышал меня – раба Твоего, Господи, когда я воззвал к Тебе и просил милости Твоей. Ибо я уверен, что Ты даруешь мне помощь. Пс.30:24 .  Возлюбите Господа вси преподобнии Его Получив умственное чувство помощи Божией, Давид побуждает преподобных, то есть, добродетельных – любить Господа, не просто и как-нибудь, но от всего сердца их. Последнее открываете в нижеследующем. Яко истины взыскает Господь Бог, говорит, требует истины, то есть истинной любви к Нему (1). (1) А Кирилл говорит: Какой же истины требует Господь? Правоты в истинах веры во всей точности, чтоб иметь непорочную и неложную жизнь. И Ориген : Хотя истина одна – та, которая сказала: Я истина; но многие существуют в причастника сей одной, потому что каждая душа имеет истину, образец чего получила от Единородной истины. Итак, поелику Господь требует всех сих истин и хочет почтить за оные тех, которые имеют их, то посему преподобные Его усильно ищите Его, так как при истине, которую имеете, вы умрете не без награды. И воздает излише творящым гордыню Это говорит Давид об Ахитофеле, о котором мы сказали прежде. Заметь, что Бог долго терпит гордящимся просто; но тем, которые излишне и чрезмерно гордятся, Он спустя немного времени воздаст наказанием, по словам Феодорита. Пс.30:25 .  Мужайтеся, и да крепится сердце ваше, вси уповающии на Господа! Не бойтеся, говорит, все вы надеющиеся на Господа, дерзайте и будьте мужественны. Ибо Господь не презрит вас, но поможет вам: никто из уповающих на Него не посрамится, как прежде сказал Давид о самом себе: да не постыжусь, ибо я уповал на Тебя ( Пс.24:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(1) Исихия: Говорит о том избавлении, которое произведено Спасителем, о котором и Захария, по зачатии Христовом, пророчествуя о рождении Его, говорит: благословен Господь Бог Израилев, что посетил и сотворил избавление людям своим. Дидима: Избавление сие не отлично от Того, Который сказал: Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы служить, и отдать душу Свою для искупления многих; ибо драгоценною кровью мы искуплены от суетной жизни, принятой нами от отцов, по словам Первоверховного. Свято и страшно имя Его Имя, говорит, Христово, свято, поскольку творит бесчисленные чудеса, и страшно, поскольку изгоняет демонов и врачует болезни. А если оно свято; то требует, чтобы святые уста произносили и прославляли Его.(1) (1) Слова Златословесного: Свято имя Его и страшно, т. е. исполнено великой поразительности и удивления. А если имя Его страшно, то не гораздо ли более самое существо? Как же имя Его страшно? Его трепещут бесы; страшатся болезни; Его силою (употреблявшие ее) апостолы истребляли всю вселенную; Его употреблявший вместо оружия Давид низложил оного врага; Им – совершены бесчисленные дела; Им освящаемся в совершении святых таин. Исихия: Свято, поелику называется помазанником; a сие помазание Господа есть полнота всякой святости, о каковом говорит и Иоанн: впрочем вы имеете помазание от Святого. Оно и страшно, ибо Он называется судиею, ибо говорит Отец не судит никого, но всякий суд отдал Сыну. Феодорита: Для верующих свято и превожделенно и источает множество благ, а неверующих и живущих беззаконно предает мучению и наказанию. Пс.110:10 .  Начало премудрости страх Господень, разум же благ (бывает) всем творящим и. Страх, говорит, Господа есть источник, корень и основание мудрости: поскольку, по словам Григория Богослова , где страх, там соблюдение заповеди, а где соблюдение, там и очищение, там и просвещение, а где просвещение, там и исполнение желания.(1) Тем, говорит далее, которые упражняются в мудрости и трудятся и имеют ее, дается доброе разумение и злое, почему и написано: мудры на злодеяние (Иерем. 4:22). Или можно разуметь и иначе, что разумение есть доброе, т. е. полезное, не только для тех, которые просто имеют его, но и для тех, которые употребляют доброе дело и слова.(2)

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

1 Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще,  2 взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия. Свернуть Комментирует священник Стефан (Домусчи) День памяти святых Священномученик Пионий, пресвитер Смирнский, и иже с ним (250) Рассказ о священнике города Смирны (ныне Измир), который готовился к мученической кончине постом и молитвой, слушайте на радио «Вера» . Святитель Софроний, Патриарх Иерусалимский (639) Краткое житие соавтора книги «Луг духовный» слушайте на радио «Вера» . Преподобный Софроний, затворник Печерский, в Дальних пещерах (XIII) Он жил в темной пещере, ежедневно прочитывал всю Псалтирь и всегда носил на себе власяницу и железный пояс. В каноне преподобным Дальних пещер изложен затворнический подвиг святого подвижника, удостоившегося слышания ангельского пения. Святитель Евфимий, архиепископ Новгородский, чудотворец (1458) Слушайте рассказ о епископе-аскете на радио «Вера» . Преподобный Алексий Голосеевский, Киевский, иеромонах (14 апреля 1840 — 24 марта 1917) Преподобный Алексий Голосеевский родился в первый день Пасхи, в многодетной дворянской семье Шепелевых, которой покровительствовал Киевский митрополит Филарет Амфитеатров. До 13 лет мальчик был немым. На Пасху 1853 года владыка Филарет благословил матери прийти с сыном на вечернюю службу в его домовую церковь. На третье приветствие митрополита «Христос воскресе!» мальчик ответил: «Воистину воскресе!» Читать житие После исцеления его отдали на воспитание в Киево-Печерскую лавру. Когда мальчик остался сиротой, заботы о его воспитании владыка Филарет взял на себя. После обучения в Киево-Печерской лавре, в 19 лет послушник принял монашеский постриг с именем Алексий, был рукоположен в сан диакона, а затем священника. В Киево-Печерской лавре отец Алексий прожил более 38 лет, в ее скиту, Голосеевой пустыни, — более 20 лет. Господь удостоил его дара прозорливости. Среди духовных чад старца были митрополиты и наместники монастырей, монашествующие и миряне, дворяне и интеллигенты, студенты и крестьяне.

http://foma.ru/pervaja-nedelja-velikogo-...

(1) Слова Божеств. Кирилла: хотя должно знать, что все наполнено Богом (ибо где нет исполняющего все?) неизъяснимым однакож способом, свойственным естеству Божию; но и будучи Присущ, Он часто кажется отсутствующим в отношении к нелюбящим Его, когда находятся в опасности. Он присущ почти только Святым и близок к тем, которые имеют сокрушенное сердце. И Феодорита: Преимущественно же печется Бог о тех, которые имеют смиренную мысль, ибо таковых то назвал сокрушенными по сердцу. И смиренные духом спасет Обыкновенно прежде бывает умиление и сокрушение сердца, о котором сказал выше; а за умилением последует смирение, о котором говорит здесь. Смиренные же духом не те, которые кажутся смиренны по телу и по внешнему виду тела, но те, которые смиренны в душе, и не те, которые говорят смиренные слова, или смиряются по какому-нибудь понуждению, бедности, или по другому какому-либо обстоятельству, но те, которые смиренны в сердце и мысли и смиряются по внутреннему побуждению, без всякой внешней нужды(1). (1) Слова Велик. Василия: Те смиренны духом, для которых, как сам Спаситель говорит, доступно будет царство небесное: блаженны, говорит, нищие духом, ибо таковых есть царство небесное. Не имеющий никакой гордости и не заботящийся о чем-либо человеческом, – этот и сокрушен сердцем и смирен духом. Пс.33:20 .  Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь Господь попускает праведникам падать в скорби, чтобы посредством их они упражнялись в добродетели; но не оставляет их до того, чтоб они были побеждены скорбями от неперенесения их: прежде нежели побеждены, или совершенно освобождает их от оных, или дает им силу переносить их без печали до конца, так как и это победа, как мы сказали выше. Посему и Господь сказал: «в мире будете иметь скорбь; но ободритесь, Я победил мир " ( Иоан.16:33 ); и Апостол: «отвсюду нам скорби, но мы не стесняемся» ( 2Кор. 4:8 ), и еще: «верен Бог, который не попустит нам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и выход, чтоб вы могли понести» ( 1Кор. 10:13 ) (1).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(1) Слова Златоуста: Видишь ли безбедную жизнь? Видишь ли удивительное и преславное дело? Видишь ли, как творение употреблено на службу? Когда солнце беспокоило их днем своими пламенными лучами, облако сделалось для них покровом; и столп рассеивал для них тьму, служа им в одно и то же время и светом и руководителем. Ибо столп облачный заслонял их днем и столп огненный светил им ночью, и оба вместе указывали им путь. (2)Исихий говорит, что манну называет небесною, не потому, что она падает с самого неба, но что она сходила с висевшего над главами их воздуха (который и священное Писание часто называет небом), и вместе потому, что она была образом того небесного хлеба, который дан в церковном Таинстве. Пс.104:42 .  Яко помяну слово святое свое, еже ко Аврааму рабу своему Бог, говорит, оказал евреям выше сказанные благодеяния потому, что Он помнил обещание свое, данное им рабу Его Аврааму, т. е. что Он умножит семя его и даст ему землю Ханаанскую, т. е. Палестину(1). (1) Златословесного: Это говорит для того, чтобы не думали, что сие случилось по достоинству их, и чтоб это не было для них поводом к надменности; почему, по словам Евсевия, и Моисей говорил евреям: не говори в сердце своем, когда Господь Бог истребит пред лицем твоим народы сии, так: за праведность мою Господь ввел меня в наследство доброй земли сей; не за правду твою, но по причине нечестия народов тех Господь истребил их пред лицем твоим, и для того, чтобы исполнить завет, о котором клялся Господь отцам нашим (Вт. 9:2). Пс.104:43 .  И изведе люди своя в радости, и избранные своя в веселии Пс.104:44 .  И даде им страны язык; и труды людей (племен) наследоваша. Пс.104:45 .  Яко да сохранят оправдания Его, и закона Его взыщут Бог, говорит, извел Иудейский народ из Египта радующимся о потоплении Египтян; и избранных своих освободил с веселием, где избранными называет свой народ, потому что он избран от Бога. И дал им страны семи народов, обитавших в Палестине, и они наследовали труды и имущества упомянутых народов.(1) А все сие Бог, говорит, произвел для евреев для какой цели? Для той, чтобы побудить их к хранению заповедей Его и чтобы искали закона Его, каковое искание выражает любовь к Нему; потому что ищут того, к чему имеют расположенность.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010