(13, 27) Отойдите от Меня все делатели неправды. Греха. Ведь всякий грешащий поступает несправедливо по отношению не только к себе самому, но и к другому. (13, 28) Там будет плач и скрежет зубов. «Там» сказано вместо «тогда». В то время будет безутешный плач и скрежет зубов, происходящий от непереносимой боли. (13, 28) Когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. Это сказано в первую очередь иудеям, превозносящимся тем, что они были семенем Авраама и других (патриархов). (13, 29) И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием. Придут к вере и к угождению Богу из язычников от четырех сторон света, востока, запада, севера и юга 524 . А что они возлягут – этим Он называет упокоение, (райское) наслаждение. (13, 30) И вот, есть последние, которые будут первыми. Верующие из язычников, которые хотя ныне кажутся последними, поскольку они последними узнали Сына, но тогда будут первыми из-за своей искренней веры. (13, 30) И есть первые, которые будут последними. Неверующие иудеи, которые хотя ныне кажутся первыми, поскольку они первыми познали Бога, ведь Он говорит: «Израиль – сын Мой, первенец Мой» 525 , но тогда они будут последними из-за своего неверия. Это слово понимается и как сказанное о верующих, поскольку кажущиеся первыми в настоящей жизни будут последними в будущем веке, и наоборот. Глава 51. О сказавших Иисусу о Ироде (13, 31) В тот день пришли некоторые из фарисеев и говорили Ему: выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя. Услышав, что они будут изгнаны вон и будут последними, они были охвачены гневом и, прикрывшись притворной благожелательностью, советуют Ему выйти и удалиться под тем предлогом, чтобы Его не убил Ирод, а на самом деле, чтобы Он, присутствуя и творя чудеса, не прославлялся и не привлекал к Себе народ. (13, 32) И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий (день) кончу. Зная их коварство, Он с кротостью и тонкостью говорит в ответ: «Пойдите, скажите этой лисице», то есть, той хитрости и своенравию, которые в вас, ибо такова лисица. Ведь хотя и кажется, что эта речь была направлена к Ироду, однако своей целью она имеет их самих. А «сегодня и завтра» хотя и представляется перечислением дней, но намекает на краткость времени. Ведь обычно, когда хотят указать малое время, говорят: «сегодня и завтра». Также «и в третий (день) кончу» обозначает, что Он умрет в непродолжительное время. Сказал же Он это, успокаивая гнев и зависть их.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(13, 2) Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. В то время как все вообще были грешниками, только они пострадали, чтобы и они сами понесли кару, и прочие получили вразумление. То есть, если вы не отвратитесь от мятежа против вашего Царя, очевидно, Христа, чтобы подчиниться Ему, и от злобы к добродетели, то все вы так же погибнете, то есть, и сами будете истреблены в жертвоприношениях, которыми вы превозноситесь и хвалитесь. Так и произошло. Ведь будучи осаждены в праздник пасхи, они были истреблены римлянами. (13, 4–5) Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, были должниками (φειλται) большими всех людей 514 , живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. И этого допытывались: не были ли грешнее всех в Иерусалиме те, которые приняли столь горькую кончину? Ведь должниками здесь Он наименовал грешников. Поэтому Он высказывается также о них и свидетельствует, что если они не обратятся, то все так же погибнут, то есть, и они примут горькую кончину, которую они и приняли, будучи жестоко уничтожены римлянами. Поэтому и мы учимся отсюда тому, что гибель части наших братьев – это свидетельство гнева Божьего на всех, произошедшее для нашего исправления, по крайней благости Божией, и она наводится на них не только из-за грехов их. Далее Он предлагает и притчу, показывающую, что если они не обратятся, то погибнут. (13, 6–7) И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю оставляет без дела? 515 Под бесплодной смоковницей Он подразумевает синагогу иудеев, покрытую и зеленеющую листвой, то есть, словами закона и пророков, но не приносящую плода, или же добродетели. Виноградник же – это мир, поскольку он насажен для того, чтобы приносить приятнейший Богу плод; а виноградарь – это Христос, поскольку Он заботится об этом винограднике и обихаживает верующих. Имеющий же смоковницу – это Отец, ведь только Его исповедовала Господом синагога иудеев. Три же года – это три устроения жизни иудеев, под руководством судей, царей и первосвященников. Итак, Он говорит: «Сруби ее, зачем она и землю делает праздной?»

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(13, 33) Впрочем, Мне должно сегодня и завтра (творить чудеса), и в наступающий (день) отправляться в путь 526 . [Некоторые же полагают, что «сегодня и завтра» Он говорит о двух днях, в которые Он будет там творить чудеса, а третьим днем называет день после них, в который Он окончит (творить чудеса), то есть, начнет путь к смерти и будет шествовать к Иерусалиму] 527 . Должно Мне делать то, что Я сказал, сегодня и завтра, или малое время, и в наступающий – отправляться в путь, то есть, на следующий день переселиться от настоящей жизни. Последнее означает погибнуть от ваших рук, от рук начальствующих в Иерусалиме. (13, 33) Ибо не может быть, чтобы пророк погиб вне Иерусалима 528 . Говорит Он это иронически, насмехаясь над Иерусалимом, как убийцей пророков. Смысл же этой речи такой: «Раз он называет Меня пророком, непременно убьет Меня». Ведь невозможно, то есть, не в обычае уничтожить пророка вне его. (13, 34) Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица свой выводок 529 под крылья, и вы не захотели! Это и Матфей написал в пятьдесят шестой главе, и в ней прочти толкование этого 530 . Выводком же Он называет здесь множество птенцов. (13, 35) Се, оставляется вам дом ваш 531 . Очевидно, «пуст», как прибавил Матфей. И это изречение толкуется там далее 532 . (13, 35) Сказываю же вам, что вы не увидите Меня, доколе не придет, когда вы скажете 533 : благословен Грядый во имя Господне! Доколе не придет время, когда вы скажете так. Толкование этого всего ты также найдешь в той же главе следом 534 . Глава 52. О страждущем водяной болезнью (14, 1) Случилось Ему в субботу придти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним. И этот фарисей позвал Его как пророка на угощение, стремясь составить впечатление о себе, что он чужд недоброжелательства. Ведь были и среди фарисеев дурные лишь наполовину и превосходившие других. Христос же согласился пойти, здесь также делая угощение поводом доставить пользу фарисею и тем, которые были в его доме. Но прочие фарисеи наблюдали за Ним, не сделает ли Он чего-нибудь вопреки закону о субботе.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(14, 10) Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою. Он распространяет речь, показывая как стыд, случившийся от самоуверенности, так и славу, проистекшую от застенчивости, и побуждая тем самым с той и другой стороны к скромности. Далее Он приводит и обобщающее изречение в подтверждение этого увещания. (14, 11) Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится. Тот унижен будет, а этот – возвысится, не только перед людьми, судящими здраво, но прежде всего, перед Богом. (14, 12–14) Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных. Посмотри, сколько пользы Он извлек из пиршества, а именно, посоветовав подобающее званым, Он увещает и позвавшего. Не сказал же Он: «когда делаешь брак», но «когда делаешь обед или ужин», ведь на брак необходимо звать друзей, братьев, родственников и богатых соседей к чести брака. Некоторые же говорят, что под обедом и ужином подразумевается и брак тоже 539 . И здесь свойственный поучению характер речи, состоящий в том, чтобы не только запрещать негодное, но и предлагать полезное. Что-то вроде: не делай этого, а делай то. Посоветовал же Он это не для бесчестия дружбы, родства, братства и тому подобного, но чтобы, зная лучшее, это предпочитали, и чтобы не продавали радушия тем, которые ни в чем не нуждаются, за воздаяние. Ибо надлежит служить Богу более чем людям, и от Бога искать воздаяния, нежели от людей. Но и устроителю духовного пиршества прилично созывать нищих по скудости знания, увечных по расслабленности ума, хромых в деятельной жизни и слепых – в созерцательной. Ведь не таковые и не нуждаются в нем.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(14, 2) И вот, был перед Ним 535 человек, страждущий водяною болезнью. Стоял и не осмеливался испрашивать исцеления из-за субботы и фарисеев, но лишь показывал себя, чтобы Он Сам по Себе, увидев его, сжалился и избавил от водяной болезни. (14, 3) По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев. Были и они приглашены. (14, 3–4) Позволительно ли врачевать в субботу? Они молчали. Ведь и в другой раз, спросив их об этом, Он заградил им уста, ибо они не могли сказать, что закон препятствовал делать добро в субботу 536 . (14, 4) И, взявшись 537 , исцелил его и отпустил. «Взявшись» сказано в значении «прикоснувшись к нему». (14, 5) При сем сказал им: если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу? Ибо это позволял закон. Если же бессловесное животное он не препятствовал вытаскивать из опасности, то насколько более – разумное живое существо, ради которого и существует бессловесное. О, глубина премудрости! Каким образом Он, по-разному исцеляя в субботы, различные ответы давал в Свою защиту, и все – неоспоримые? Уча при этом, что закон повелевал субботствовать, то есть, получать отдых, от житейских дел, а не от духовных. (14, 6) И не могли отвечать Ему на это. Поскольку истина была очевидной. Глава 53. О том, что не следует любить первые места (14, 7) Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу. «Замечая» сказано в значении «порицая» за то, что они выбирали первые места. Ведь Он видел, что они это делают. (14, 7) Говоря к ним 538 . К каждому из них. (14, 8–9) Когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Он увещает их не бросаться к почестям и не выставлять самих себя вперед других. А выражая это увещание через притчу, Он изобличает их не оскорбительно для них, ведь таковы приточные увещания. Посредством же брака Он представил всякий обед и ужин, ведь быть позванным на брак казалось почетнее, чем на обед или ужин.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(15, 11–12) Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую (мне) часть имения. И другую приводит Он наиполезнейшую притчу, обнаруживающую и силу покаяния грешника, и величину человеколюбия Божьего, и через это побуждает к покаянию тех, которые пребывают в грехах. Человеком Он называет человеколюбивого Бога Отца, а двумя сынами – всякого праведника и всякого грешника. Ведь Он – Отец и праведников, и грешников, как усыновленных Ему через купель возрождения. Ибо здесь речь о верующих. Назвал же Он грешника младшим как младенца по уму и легко поддающегося обману, который и испросил положенную ему часть имения, то есть, причитающуюся ему по природе возможность жить по своей воле 565 . Ведь всякий младенец по уму стремится жить по своей воле. Или следующей ему частью имения тот называет то дарование, какое должно быть у него в силу крещения. Ведь всякому крещенному подается божественное дарование. А имение, то есть, богатство Божие, это дарования, которые Он раздает верующим. † Не потому, что он младший по годам, но потому, что он лишен рассудительности и непостоянен умом. † И как если бы он говорил: я не хочу, чтобы меня угнетала необходимость служить, ведь у меня есть возможность жить по своей воле 566 ; если я хочу, то я послушен, а если не хочу, то нельзя меня принуждать. Поэтому Отец чистосердечно уделяет ему это: ведь Господь желает, чтобы Ему служили добровольно. После этого он ушел. Куда? Не с места на место, но умом он отступил от Бога, и Бог – от него, вследствие чего настал у него великий голод, «не голод хлеба, но голод слышания слова» Божия 567 , ибо силен голод, когда лишены Его благ 568 . (15, 12) И (отец) разделил им имение. Или же позволил им жить по своей воле. Ибо разделить имение 569 – это не иное что, как позволить жить по своей воле. Ведь Бог никого не принуждает, если не хотят слушаться Его. Или также разделил им подобающие дарования, как было сказано. (15, 13) По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(15, 16) Но никто не давал ему. Никто не давал ему насытиться. Ведь такого рода бесы никому не позволяют насытиться сладострастием, чтобы быстро не прекращали греха, но всегда разжигают похоть, а когда она унимается, снова ее возбуждают. (15, 17) Придя же в себя. Придя в себя, то есть, протрезвившись, как от пьянства и тяжкого сна. А именно, пробудило его тяжкое страдание. (15, 17) Сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода. Под наемниками понимай оглашенных, но еще не получивших усыновление через крещение, которым как вознаграждение 571 за веру подано усыновление, а под хлебами – питающие души учения. Итак, он говорит от глубины сердечной: «О, сколько наемников Отца моего не только имеют пищу душевную, но и наслаждение», – ведь на это указывает то, что они избыточествуют, – «а я, будучи сыном, умираю от голода». Это и последующее приточно излагая, Спаситель передает нам образ истинного покаяния. (15, 18) Встану, пойду к отцу моему. Встану от падения греховного. † Пристойно вернусь туда, откуда дурно ушел 572 . (15, 18) И скажу ему: отче! я согрешил против неба. Поскольку предпочел ему землю, то есть, небесным благам – земные. † Ведь я страшусь взгляда небесной тверди, словно гласа обвинителя. (15, 18) И пред тобою. То есть, согрешил и против Тебя, поскольку предпочел Твоей воле мою. † Опасаюсь взглянуть на свет Твоего Божества, ведь имею нечистыми очи телесные и душевные. (15, 19) И уже недостоин называться сыном твоим. Поскольку проводил жизнь недостойно такого Отца. (15, 19) Прими меня в число наемников твоих. Раз я отпал из первого чина, удостой меня второго, только не отвергай меня. Речь эта убедительна, и она трогает отцовское сердце. † Что означает: «Не изгоняй меня из Твоего двора, Господи, а то как бы враг, найдя меня снова скитающимся, не отвел как пленника». (15, 20) Встал и пошел к отцу своему. Пошел, то есть, шел, положившись на Его милосердие. Ведь нужно не только желать доброго, но и исполнять то, что пожелал. (15, 20) И когда он был еще далеко, увидел его отец его.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(15, 23) И приведите откормленного теленка, и заколите. Откормленный теленок – это святое Тело Христа; теленок – потому что Он не был под ярмом греха, а откормленный – потому что Он был утучнен добродетелями и сберегался на заклание ради грешников. (15, 23) Станем есть и веселиться! Говорит, что и Он станет есть, показывая приобщение к этому веселью. (15, 24) Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. Он говорит о том умерщвлением и пропажей Он называет то, что было вследствие греха, а оживлением и находкой – то, что произошло от покаяния. (15, 24) И начали веселиться. Это ясно. (15, 25) Старший же сын его был на поле. На поле добродетелей, трудясь в них. (15, 25) И возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал согласие 576 и ликование 577 . Этот идет, преуспевая, а приближается к дому Божьему, достигая совершенства, и слышит музыкальное согласие, звучащее по причине согласия с Отцом сына, который пришел к этому согласию через покаяние, а ликование – вследствие произошедшей от этого радости. Ведь в доме Божьем – «глас чистый празднующих» 578 . (15, 26) И, призвав одного из отроков 579 , спросил: что это такое? Одного из Ангелов. Ибо через Ангела открываются божественные тайны. Отроками же здесь названы рабы, а рабы Божии – это Ангелы. (15, 27) Он сказал ему: брат твой пришел. Присутствует, обратившись. (15, 27) И отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Отринувшим болезнь через покаяние. (15, 28) Он осердился и не хотел войти. Притча изображает его рассердившимся и не желающим войти не потому, что он позавидовал, ведь нет никакой скорби у праведников от спасения братьев, но чтобы представить безмерность благости Божией. Это негодование обнаруживает, что в отношении тех, которые каются, показывается столь великая благодать и радость, что иных это подвигнет к зависти. Но это представляет и притча о нанятых работниках в сорок второй главе Евангелия от Матфея 580 , ведь и в ней первые возроптали. (15, 28) Отец же его, выйдя, звал его.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(15, 8–9) Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму. Как женщина делает то, что сказано, так поступило и человеколюбие Сына Божьего. А именно, когда пропала одна драхма, то есть, человеческая природа, которая была погребена страстями, Он зажег свечу, то есть, явил миру плоть Свою, согласно Григорию Богослову 564 , сверкая не только блистанием Божества, но также сиянием чистоты, и приводя к свету помраченных заблуждением. И Он вымел комнату, то есть, очистил жилище людей, я имею в виду, конечно, мир сей, когда прогнал тьму греха и вынес лежавшую на нем нечистоту страстей. А тщательно поискав, когда Он обходил города и селения и посылал учеников по всему миру, Он нашел искомое и созвал подруг и соседок, то есть, служащие Ему воинства, приобщиться к такой радости. (15, 10) Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся. Не только о многих, но даже и об одном. А это – обнаружение того, насколько сильно Бог жаждет покаяния каждого грешника. Назвал же Он драхмами (Ангельские и человеческие) чины, поскольку они имеют начертание и изображение Царя Бога. Так вот, некоторые мыслят, что всего есть сто чинов, опираясь на притчу о ста овцах, а некоторые, принимая в доказательство другую притчу, говорят, что их десять. Девять – небесных, по Дионисию Ареопагиту : Престолы, Херувимы, Серафимы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы и Ангелы, а десятый – земной, люди. Я же думаю, что как сто, так и десять в этих притчах обозначают не различие количеств, но только совершенство численности чинов. Ведь и сто и десять – это совершенное число. А совершенным мы называем численность этих чинов потому, что их столько, сколько должно быть. Но почему Он сказал, что женщина нашла потерянную драхму? Ведь не весь (человеческий) род покаялся. Однако мы говорим, что поскольку все, что Он нашел, также было потерянной драхмой, постольку и это Он с полным основанием наименовал потерянной драхмой. Глава 57. Об отошедшем в дальнюю страну

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

(16, 16) И всякий усилием входит в него. Всякий разумный принуждает себя войти в него, отторгаясь от любви к миру и от неверия; а вы, неразумные и ленивые, добровольно остаетесь неверующими. (16, 17) Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет. Законом Он здесь наименовал все ветхозаветное Писание, которое различным образом предрекало, что через неверие они отпадут от близости к Богу. Итак, Он говорит, что скорее исчезнут небо и земля, нежели пропадет, или окажется недействительным самое малое из того, что предсказано в Писании об их отпадении из-за неверия. (16, 18) Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует. Хотя теперь Его об этом не спросили, Он об этом сказал, имея в виду тех, которые тогда совершали такие прегрешения. В сорок второй же главе Евангелия от Матфея, будучи спрошен, «по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею» 595 , Он дал пространный ответ, и прочти все его толкование 596 . Глава 59. О богаче и Лазаре (16, 19) Некоторый человек был богат. Многократно уча о любви к нищим, теперь Он посредством притчи внушает страх жестокосердным и скаредным, рассказывая о том, что еще предстоит, как о том, что уже произошло. Ведь не было еще воздаяния окончившим жизнь, поскольку не было и Суда. И Он ясно представляет как то, какие мучения унаследуют после смерти лишенные сострадания, так и то, какое облегчение получат переносящие тяготы нищие. Но и другому полезному учимся мы с помощью этой притчи. (16, 19) Одевался в порфиру и виссон. Самыми дорогими и светлыми одеждами украшал он тело. (16, 19) И каждый день пиршествовал блистательно. Не жалея расходов. (16, 20) Был также некоторый нищий, именем Лазарь. Если имени богатого, как ненавистного, Он не назвал, ибо о дурных людях сказано: «Не помяну имен их устами моими» 597 , то прозвание нищего, как возлюбленного, он добавил. Некоторые же говорят на основании предания евреев, что в то время был и тот богатый, звавшийся Ниневием, и этот нищий Лазарь. А поскольку они скончались, то Христос составил о них притчу, и сообщил об их будущем воздаянии как о том, что уже произошло, наводя страх на тех, которые подобны этому богачу и утешая тех, которые подобны этому Лазарю, тем самым доставляя пользу и тем и другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010