Прмч. Евстратий. Фрагмент иконы " Собор Киево-Печерских святых " . 1-я пол. XIX в. (ЦМиАР) Прмч. Евстратий. Фрагмент иконы " Собор Киево-Печерских святых " . 1-я пол. XIX в. (ЦМиАР) Е. был захвачен в плен половцами (большинство исследователей полагают, что это произошло во время нападения половецкого хана Боняка на Киево-Печерский мон-рь 20 июля 1096; см.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 232-233; согласно Литаврину, более вероятным временем пленения Е. было нач. марта 1097). Вместе с 50 др. плененными киевскими христианами (в т. ч. 30 монастырскими работниками) святой был продан некоему иудею-работорговцу в Корсуни (Херсонесе). Согласно патериковому рассказу, иудей принуждал пленников отречься от Христа (вероятно, потому, что в таком случае их можно было продать в Византийской империи, где торговля христианами была запрещена). Однако укрепленные назиданием и примером Е. киевляне приняли мученическую кончину, отказываясь от еды и воды. Через 14 дней в живых остался только Е., поскольку всю жизнь был строгим постником. В день празднования христ. Пасхи Е., обвиненный хозяином в гибели пленных, был распят иудеями. Оставаясь живым на кресте в продолжение 15 дней, мученик скончался, пронзенный копьем. Вскоре по царскому указу все местные иудеи были лишены имущества и принуждены принять христианство, их старейшины казнены, иудей, виновный в смерти Е., повешен. По мнению Литаврина, в этой части патерикового рассказа описаны последствия издания имп. Алексеем I Комнином в 1095 г. новеллы, согласно которой на территории империи полагалось освободить рабов, родившихся свободными, при наличии достойных доверия свидетелей. По всей видимости, этот указ «служил для властей Херсонеса юридическим основанием для принятия карательных мер против преступающих нормы права работорговцев». А. Ю. Карпов высказал предположение, что в Житии Е. отразилось одно из антииудейских выступлений, охвативших в 1096-1097 гг. Византию. Литаврин считает, что рассказ Киево-Печерского патерика о гибели Е. является одним из свидетельств всплеска антисемит. настроений в христ. мире, в т. ч. в Византии, в кон. XI в., в ходе 1-го крестового похода.

http://pravenc.ru/text/187511.html

Услышав это, жидовин распалился гневом, схватил копье и пронзил пригвожденного. И видна была тогда огненная колесница и огненные кони, которые понесли на небо душу ликующего мученика, и был слышен голос, говоривший: «Вот доблестный гражданин небесного града!» Тело святого мученика жидовин, сняв со креста, ввергнул в море, где совершилось после этого много чудес. Верные прилежно искали там святых мощей, но не нашли их. По промышлению Божию, они были обретены в пещере, где и доныне почивают нетленно. Предсказание же святого страдальца о том, что кровь его будет отомщена, исполнилось немедленно после его страдания. Ибо в тот день пришло повеление от царя греческого изгнать из области его всех евреев, отняв у них имущество, а старейшин их избить за мучение христиан. Одним из первых был убит, по пророчеству блаженного Евстратия, епарх, возбудивший евреев против христиан. А произошло это таким образом. Крестился один богатый и славный еврей, и потому царь, желая отличить его, чрез несколько дней сделал его епархом; он же, получив этот сан, втайне сделался отступником от Христа и Его веры и дал разрешение евреям по всему пространству греческого царства покупать христиан и обращать их в рабов. Когда этот нечестивый епарх был обличен в злой своей хитрости, царь повелел умертвить его, а также и всех евреев, живших в земле греческой. И в то время, когда избивали евреев, живущих в греческом городе Корсуни, того нечестивого еврея, которым был убит преподобный Евстратий, повесили на дереве, и так обратилась болезнь его на главу его (Пс. 7, 17), и он разделил участь Иуды. Прочие же евреи, видя страшные чудеса по кончине преподобного, уверовали во Христа и приняли крещение. А поработивший их Христу и по смерти своей добрый воин Его и победоносец, святой Евстратий, сподобился с безсмертным воинством небесным воспевать победную песнь и царствовать с Самим победителем смерти Христом, с Которым он воинствовал, прославляя Его и благодаря со Безначальным Его Отцем и Животворящим Духом в безконечные веки. Аминь.

http://pravicon.com/info-2251

Кроме того, в IV в. и в последующие столетия М. становились христиане, жившие вне пределов Римской империи (Византии; не считая кратковременного гонения при имп. Юлиане Отступнике ), напр., в Персии при Шапуре II (310-379) и его преемниках (см. ст. Гонения на христиан в доисламском Иране ). Наибольшую известность среди М., пострадавших в Персии, получил Иаков Персянин , принявший мученическую кончину при Вахраме V (420-438). К лику М. причислена Голиндуха († 591), претерпевшая множество страданий за веру при персид. правителе Хосрове I и его преемнике, однако скончавшаяся естественной смертью. Бывший персид. маг Анастасий Персиянин († 628) уверовал во Христа после перенесения Креста Господня в Персию из Иерусалима, захваченного Хосровом II. В Иерусалиме Анастасий принял монашество, а затем претерпел мученичество за отказ вернуться к зороастризму. Большой резонанс в христ. мире имело массовое мученичество христиан в Юж. Аравии в 523 г. , пострадавших от местного царя-иудея (см. статьи Арефа и Награнские мученики ). В IX в. за проповедь христианства в языческой Болгарии пострадали митр. Мануил, Георгий, Петр, Леонтий, Сионий, Гавриил, Иоанн, Леонт, Парод и другие 377 мучеников . Следующий период связан с распространением мусульманства. Мученическую смерть принимали христиане, обратившиеся из ислама (напр., Антоний-Равах, Вакх Новый ), даже если их предшествующий переход в эту религию не был сознательным (напр., Илия , мч. Дамасский). Нередко М. становились христиане, попадавшие в плен к иноверцам в ходе военных действий и т. о. оказавшиеся перед необходимостью исповедовать свою веру, напр. Газские мученики († 637 или 638), Иерусалимские мученики (ок. 724-725) и Аморийские мученики († 845), пострадавшие от арабов, и мученики, пострадавшие от болгар († 811). В греч. традиции христиане, убитые мусульманами в эпоху османского владычества, обычно именуются новомучениками . Прмч. Евстратий Киево-Печерский. Гравюра Леонтия Тарасевича. К., дек., 1702. Л. 221 (РГБ) Прмч. Евстратий Киево-Печерский.

http://pravenc.ru/text/2564422.html

Троицкое. Церковь Троицы Живоначальной. /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Из Клировой ведомости за 1900 год: Церковь Святой Живоначальной Троицы построена в 1740 году майором Иоанном Челищевым на собственные средства, кирпичная, двухэтажная. Престолов четыре. В нижнем этаже… три престола: во имя Святой Троицы; Святых Трёх Святйтелей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого; Успения Божией Матери. В веркнем этаже - Святого Праведного Лазаря Чудотворца. В церкви хранилась частица мощей Святого Преподобномученика Евстратия Печерского, которая хранилась «открыто в деревянной гробнице». «Но письменных и устных сказаний о мощах не имеется». В селе было два кладбища, одно при церкви, а другое отдельно от нее. «Места для погребения умерших при церкви нет, а на отдельном кладбище достаточно». Статья И.А. Сизова о Троицкой церкви в западнодвинской районной газете " Авангард " : Погост Ново-Троицкое, от Пскова 394 версты. Входил в состав Торопецкого уезда Псковской губернии. Церковь Святой Троицы, построена в 1740 году, каменная, четырехпрестольная. Была приписана к Преображенской церкви погоста Песно. Прихожан не имела. Собственного причта не имела. Церковь не сохранилась. По материалам: Памятная книжка Псковской губернии на 1879 год. - Псков, 1879. Памятная книжка Псковской губернии на 1881 год. - Псков, 1881. Памятная книжка Псковской губернии на 1913 год. - Псков, 1913. По данным клировых ведомостей церковь Святой Живоначальной Троицы построена в 1740 году майором Иоанном Челищевым на собственные средства, кирпичная, двухэтажная. Престолов четыре. В нижнем этаже три престола: во имя Святой Троицы, Святых Трёх Святйтелей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, Успения Божией Матери. В верхнем этаже - Святого Праведного Лазаря Чудотворца. В церкви хранилась частица мощей Святого Преподобномученика Евстратия Печерского. В 1840 г. в связи с сокращением штатов церковь Живоначальной Троицы погоста Троицкое (Ново-Троицкое) была приписана к Преображенской церкви п. Песно, что в 4 верстах. До нас дошло подробное описание храма, опубликованное в «Псковских епархиальных ведомостях» за 1896 г.

http://sobory.ru/article/?object=18477

А. Ровинский прочитал 1-ю строку как «Евстратий Христу в страсти наследник явися...», что усиливает уподобление Е. Спасителю - Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 630). Другой вариант этой иконографии, усложненный и насыщенный деталями, с включением всех 3 сюжетов без членения на регистры выполнен Леонтием Тарасевичем для издания Киево-Печерского патерика 1702 г. К этой гравюре восходит изображение распятого Е. на деревянном резном кресте 1704 г. работы киевского мастера (НКПИКЗ), к-рое соотносится с традиц. Распятием Христовым на лицевой стороне, выражая святоотеческую мысль о жизни инока как крестной смерти и уподобляя кончину Е. подвигу Спасителя. Изображение преподобномученика встречается и на др. крестах XVIII-XIX вв. (2 в собр. НКПИКЗ). Распятие прмч. Евстратия. Вознесение души святого. Иудеи бросают тело святого в море. Ксилография. Мастер Илия (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661) Распятие прмч. Евстратия. Вознесение души святого. Иудеи бросают тело святого в море. Ксилография. Мастер Илия (Патерик, или Отечник, Печерский. К., 1661) В иконописном подлиннике конца XVIII в. о внешнем облике Е. сказано: «Сед, плешив, брада менши Сергиевой, кругла, на плечах клобук, ризы преподобническия, испод киноварь розбелен» (БАН. Строг. 66. Л. 315 об., «левыя страны» 11-й). Единоличное поясное изображение Е. имеется на иконе 40-х гг. XIX в. работы иером. Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской лавры, находящейся у раки святого в Ближних пещерах,- вполоборота вправо, в монашеской мантии и округлом клобуке, в виде средовека с немного раздвоенной русой бородой средней величины, с необычным жестом десницы (повернута ладонью, 2 пальца подняты вверх) и пальмовой ветвью в левой руке (с четками на запястье); надпись: «С. Прп(д)б. мчкъ Ebcmpamiй». Фигура Е.- в мантии и куколе, со сложенными на поясе руками, с подписью: «сед, в схиме» - помещена среди рисунков лицевого иконописного подлинника посл. трети XIX в., созданного на основе протографа XVII в. (РНБ. Вяз. Q. 154. Л. 122). В руководстве для иконописцев 1910 г. под 28 марта Е. отмечен как «типа русскаго, средних лет, с небольшою продолговатою русою бородой, лицом очень худ, в одной убогой подпоясанной ряске, на голове клобук», приводятся варианты надписей на свитке ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 229).

http://pravenc.ru/text/187511.html

Никон Сухой, Печерский, прп. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Никон Сухой, Печерский, прп. - житие Эта страничка относится к разделу   Никон Сухой, Печерский, прп. Преподобный Никон Сухой, сын богатых и знатных родителей, оставил всё Христа ради и принял иночество в Киево-Печерском монастыре. В 1096 году при нашествии хана Боняка он вместе с другими иноками был взят в плен. Ожидая богатого выкупа, половчанин жестоко обращался с преподобным Никоном. Когда святой отказался от выкупа, хозяин стал мучить его голодом, оставлял летом на жаре, а зимой на морозе. Но преподобный за всё благодарил Бога и сказал однажды мучителю, что Господь, по молитвам преподобных Антония и Феодосия, возвратит его в монастырь, как об этом предсказал явившийся ему преподобный Евстратий (+ 1097; память 28 марта). Половчанин подрезал преподобному Никону сухожилия ног и поставил усиленную стражу. Но на третий день в шестой час внезапно святой узник стал невидим, только стража слышала слова: " Хвалите Господа с Небес " . Так он был перенесен в Успенскую церковь к Божественной литургии. Братия окружила его и стала расспрашивать, как он попал сюда. Преподобный Никон хотел скрыть чудо. Но братия упросили его поведать истину. Преподобный Никон хотел продолжать свои подвиги в монастыре, не снимая кандалов, но игумен сказал: " Если бы Господь хотел, чтобы ты оставался связанным, Он не извел бы тебя из плена " . Через много времени прежний хозяин преподобного Никона пришел в Киево-Печерский монастырь и узнал своего бывшего узника, иссохшего от голода и ран. Он уверовал, принял Крещение и, приняв постриг, стал послушником преподобного Никона. Скончался преподобный Никон в начале XII века и был погребен в Ближних пещерах. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Никон Сухой, Печерский, прп. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-3071

Торопец (место рождения) – служба 14 февраля. 1190 Симон, епископ Владимирский и Суздальский, постриженец Печерский, в 1115 году посвящён в епископа во Владимире-на-Клязьме, где и преставился в 1126 году, но мощи его по завещанию принесены в Антониеву пещеру. В Патерике сказано, что он из Печерского монастыря взят в епископы Владимирские. Служба с полиелеем – 10 мая. 1191 Никон, 4-й игумен Печерский, умер в 1088 году, пришёл священником ещё при Феодосии. Похоронен в Ближней пещере. Общая служба – 23 марта. 1192 Феофан Постник. Общая служба ему – 11 октября. Похоронен в Ближней пещере – «открыто почивающие». 1195 Тит, пресвитер Печерский, когда жил и преставился, неизвестно. Общая служба – 27 февраля. Похоронен в Ближней пещере. 1196 Илья Муромец, у Кальнофойского по-народному именуемый Чоботок. Кальнофойский полагает его жившим лет за 450 до своего времени, т. е. ок. 1188 года. Память ему – 18 декабря. Похоронен в Ближней пещере. 1197 Дамиан Целебник, пресвитер, постриженец преп. Феодосия, преставился при нём же в 1071 году, служба со славословием вместе с Матфеем и Иеремиею – 5 октября. Похоронен в Ближней пещере. 1198 Никон Сухий, постриженец Печерский, пленён половцами в одно время с Евстратием, но через 3 года чудесно возвращён в монастырь. Служба с октоихом – 11 декабря. Похоронен в Ближней пещере. 1199 Агапит, врач безмездный, пострижен при преп. Антонии, жил и скончался при игу­мене Иоанне. Служба со славословием – 1 июня. Похоронен в Ближней пещере. 1200 Варлаам, 1-й шумен Печерский, скончался на Волыни, по завещанию похоронен в Лавре. Всенощное бдение – 19 ноября. Похоронен в Ближней пещере. 1201 Нестор, 1-й летописатель российский, который в 17 лет пришёл в Печерский монастырь к преп. Феодосию, а пострижен был игуменом Стефаном и при нём же посвящён в иеродиаконы, преставился ок. 1116 года. Служба с октоихом – 27 октября. Похоронен в Ближней пещере. 1202 Моисей Угрин, был прислужником благоверному князю Борису Владимировичу и по убиении его служил при его сестре Предиславе, с коею уведён в плен польским королём Болеславом I и в Польше пострижен одним святогорским монахом и т.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/stavro...

«Те православные, духовенство, епископы и верующие, которые не захотят быть в УПЦ, должны назваться Российской православной церковью на Украине», — сказал глава УПЦ КП. В свою очередь, пресс-секретарь УПЦ КП архиепископ Евстратий объяснил необходимость смены названия тем, что верующие " должны знать правду " о том, к какой церкви они принадлежат. «Имеют право знать правду. Поэтому мы просим Верховную раду принять такой закон, чтобы церковь в Украине, которая называется «Украинская православная церковь», носила свое правдивое название — Русская православная церковь в Украине. Но права этой церкви будут те же, что и у всех религиозных организаций», — заявил архиепископ Евстратий. Переход приходов УПЦ МП и передача их храмов в состав единой Украинской православной церкви, по словам Филарета, будет производиться на основе голосования прихожан. «Если две трети прихода проголосует за то, чтобы остаться в Русской церкви, значит, этот приход будет принадлежать Русской церкви. Если же две трети прихожан проголосуют за Украинскую церковь, то храм вместе с прихожанами перейдет в Украинскую православную церковь», — сказал он. Глава УПЦ КП уточнил, что если при голосовании ни один вариант не соберет две трети голосов, то положение прихода останется прежним. Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Материалы в данном сюжете 04.09.2023 18:35 Патриарх Варфоломей: Мы не будем выносить на суд других Церквей наши решения 17.03.2023 13:04 Синод РПЦ объявил о разрыве с новым главой Кипрской Церкви из-за признания ПЦУ 16.02.2023 10:10 Благовест-инфо Глава ПЦУ впервые провел службу в Трапезном храме Киево-Печерской лавры 11.08.2022 10:08 В Иерусалимской Церкви призвали всех патриархов к переговорам по преодолению раскола 19.04.2022 18:15 Благовест-инфо Мироварение на Фанаре началось без участия представителей поместных Церквей 16.11.2021 12:15 Митрополит Иларион приветствовал решение Комитета ООН по правам человека относительно гонений на УПЦ 15.11.2021 13:39

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

передал письменное распоряжение сдать их. ОГПУ были изъяты по акту более 350 сокрытых предметов, в т. ч. риза с чудотворной иконы Успения Пресв. Богородицы, 14 панагий, 22 наперсных креста и др. Действительной причиной ареста руководителей Киево-Печерской лавры было их сопротивление обновленчеству . Пользуясь сложившейся ситуацией, в дек. 1924 г. обновленцы зарегистрировали на территории лавры свою общину, к-рой были переданы монастырские храмы. В апр.-мае 1925 г. К. и др. арестованные с ним насельники лавры были освобождены под подписку о невыезде. 20 авг. того же года К. вместе с архим. Макарием, экклисиархом лавры игум. Евстратием (Грумбковым) и казначеем архим. Анфимом (Еленецким) был снова взят под стражу. В нояб. 1925 г. их освободили, но принудительно направили для дальнейшего проживания в Харьков. 20 февр. 1928 г. распоряжением коллегии ОГПУ СССР следственное дело в отношении К. было прекращено, подписка о невыезде аннулирована, однако он остался жить в Харькове вместе с архим. Макарием и игум. Евстратием. К. не принял «Декларацию 1927 г.» заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси). К., архим. Макарий и игум. Евстратий подписали заявление о выходе из подчинения заместителю патриаршего местоблюстителя и были запрещены митр. Сергием в священнослужении. Более 30 лаврских монахов поддержали действия К., признавая его настоятелем. За богослужением К. поминал патриаршего местоблюстителя сщмч. Петра (Полянского) , примкнул к движению иосифлянства . С нач. 1928 г. находился под омофором руководителя иосифлян Гдовского еп. Димитрия (Любимова) , а осенью того же года при посредничестве игум. Клавдия (Савинского) перешел в подчинение Старобельскому еп. Павлу (Кратирову) , управлявшему иосифлянскими приходами на территории Харьковской епархии. В нач. 1931 г. еп. Павел и большинство иосифлянского клира на Украине были арестованы, К. избежал ареста. По воспоминаниям, «когда батюшку пришли арестовывать, то у него из-за давней болезни пошла горлом кровь, он был болен туберкулезом.

http://pravenc.ru/text/1841357.html

Половцы «высекоша врата манастырю и поидоша по кельям, высекающе двери, и изношаху, аще что обретаху в кельи; посемь вжгоша дом святыя владычице нашея Богородице, и придоша к церкви, и зажгоша двери... и влезше в притвор у гроба Феодосьева, емлюще иконы... и укаряху Бога и закон нашь... Убиша бо неколико от братья нашея оружьемь безбожнии сынове Измаилеви, пущени бо на казнь хрестьяном» (ПЛДР: XI – начало XII века. М., 1978. С. 240–242). Толкуемая Симоном как небесная кара, «весть», скорее всего, была связана с указом византийского императора Алексея Комнина (1081–1118) об освобождении всех рабов-христиан, если они были рождены свободными. Согласно византийскому законодательству хозяин Евстратия совершил сразу ряд преступлений: не отпустил на свободу рабов-христиан, тем более монаха; кроме того, он принуждал его к принятию иудаизма и за отказ распял, в то время как эта форма наказания была запрещена еще в начале IV в. Подобное беззаконие могло произойти только при попустительстве провинциальной администрации, против злоупотребления которой вел борьбу Алексей Комнин. В период его правления, по свидетельству Феофилакта Болгарского , владения многих архонтов были конфискованы, а часть правителей казнена. Видимо, именно это имел в виду Симон, рассказывая о судьбе «некоего иудея», принявшего христианство и ставшего доверенным лицом греческого царя, но казненного за нарушения закона. Алексей Комнин идеологически и экономически поддерживал первый крестовый поход 1096 г., сопровождавшийся еврейскими погромами в прирейнских и придунайских городах. Антиеврейская направленность Слова о Евстратии Постнике связана с тем, что для содержания наемной дружины киевский князь Святополк Изяславич был вынужден опираться на финансовую поддержку евреев, торговцев и ростовщиков, приглашенных им из Германии. Самым доходным промыслом в период русско-половецких войн была работорговля, которую контролировали иудео-хазары Причерноморья. Легенда о распятом евреями русском монахе, скорее всего, возникла до 1098 г., когда произошло примирение князя с монастырем, либо ее рождение вызвано событиями 1113 г., когда после смерти Святополка Изяславича начались еврейские погромы в Киеве. Грекофильская направленность Слова о Евстратии Постнике во многом объясняется тем, что на рубеже XII-XIII вв. исконная вражда между автокефальным Киево-Печерским монастырем и митрополитами-греками сменилась политикой конструктивного сотрудничества. Религиозно-политическая карьера Симона сначала проходила под патронатом митрополита-грека Матфея (1210–1220), который посвятил печерского монаха в епископы, а затем митрополита-грека Кирилла I (1224–1233), заботившегося об усилении самостоятельности русской церкви по отношению к княжеской власти и об упрочении культа Феодосия Печерского .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010