Он продан был евреям, распят ими на кресте и прободен копием во время Пасхи за Христа Святой Евстратий 83 показал себя мужественным воином, ратовавшим под знаменем креста, как именем своим, так и жизнью своею. Он явился подражателем Самого избранного Воеводы своего, Христа, и, приняв то же страдание, от тех же людей и в то же время, мог бы воистину похвалиться: «Я язвы Господа ношу на теле моем» ( Гал.6:17 ). Вот, что можно узнать из свидетельства блаженного епископа Симона. Этот доблестный воин Христов, Евстратий, был родом из города Киева. Он возжелал облечься в то Божие оружие, которое принадлежит иноческому образу. Ведая же, что никакой воин не связывает себя житейскими делами, чтобы угодить начальнику ( 2Тим.2:4 ) раздал имение свое нищим, часть же оставил родным, чтобы раздали после него. Итак, обнищав от своего богатства, стал иноком Печерского монастыря. И начал он богоугодно воинствовать под знаменем принявшего ради нас уничижение Воеводы Христа, побеждая мечом духовным, то есть гласом молитвы и гладом великого воздержания, не только плоть свою, но и врагов бесплотных, смиряя их и порабощая смирением своим и послушанием. Думал он о том, как Подвигоположник его, Сам Иисус Христос, горячей молитвой и сорокадневным постом смирил себя, быв послушен, потому и Евстратий вооружил себя теми же добродетелями. Зная же прежде всего, что человек был побежден первым грехом через невоздержание преуспевал святой в воздержании и великом пощении, и потому назван был постником. Когда попущением Божиим пришел на Русскую землю злочестивый Боняк, со множеством половцев, и пленил Русскую землю, тогда и святой Евстратий, при вторжениях поганых в Печерский монастырь, где многие были ими посечены мечами был захвачен вместе с другими в плен и продан в Греческую землю, в город Корсунь, одному еврею, в числе других 50-ти христиан. Богопротивный жидовин начал понуждать пленников своих отречься от Христа и угрожал противящимся уморить их в оковах голодом. Но мужественный инок Евстратий, молясь, укреплял и поучал всех и так наставлял:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святой Евстратий показал себя мужественным воином, ратовавшим под знаменем креста, как именем своим, так и жизнью своей. Он явился подражателем самого избранного Воеводы своего Христа и, приняв то же страдание, от тех же людей и в то же время, мог бы воистину похвалиться: " Я язвы Господа Иисуса ношу на теле моем " (Гал. 6:17). Вот что мокло узнать из свидетельства блаженного епископа Симона. Этот доблестный воин Христов, Евстратий, был родом из города Киева. Он возжелал облечься в то Божье оружие, которое принадлежит иноческому образу. Ведая же, что никакой воин не связывает себя житейскими делами, чтобы угодить начальнику (2 Тим. 2:4), раздал имение свое нищим, часть же оставил родным, чтоб раздали после него. Итак, обнищав от своего богатства, стал иноком Печерского монастыря. И начал он богоугодно воинствовать под знаменем принявшего ради нас уничижение Воеводы Христа, побеждая мечом духовным, то есть гласом молитвы и гладом великого воздержания, не только плоть свою, но и врагов бесплотных, смиряя их и порабощая смирением своим и послушанием. Думал он о том, как Подвигоположник его, сам Иисус Христос, горячей молитвой и сорокадневным постом смирил себя, был послушен; потому и Евстратий вооружил себя теми же добродетелями. Зная же прежде всего, что человек был побежден первым грехом через невоздержание, - преуспевал святой в воздержании и великом пощении, и потому назван был постником. Когда попущением Божиим пришел на Русскую землю злочестивый Боняк со множеством половцев и пленил Русскую землю, тогда и святой Евстратий, при вторжении поганых в Печерский монастырь, где многие были ими посечены мечами, был захвачен вместе с другими в плен и продан в Греческую землю, в город Корсунь, одному еврею, в числе других 50-ти христиан. Богопротивный жидовин начал понуждать пленников своих отречься от Христа и угрожал противящимся уморить их в оковах голодом. Но мужественный инок Евстратий, молясь, укреплял и поучал всех, и так наставлял: " Братие, кто из вас крестился и веровал во Христа, не будьте изменники обету, данному при крещении.

http://predanie.ru/book/72222-kievo-pech...

Скачать epub pdf Житие и страдание преподобного отца нашего Евстратия Печерского Память 28 марта Святой Евстратий показал себя мужественным воином Христовым, ратовавшим под знамением креста как именем своим, так и жизнью своею. Он явился подражателем Самого избранного Воеводы своего – Иисуса Христа и, приняв то же страдание, от тех же людей и в то же время, мог бы воистину похвалиться, сказав: «Я язвы Господа Иисуса на теле моем ношу» ( Гал.6:17 ). Сей доблестный воин Христов, Евстратий, был родом из Киева. Он пожелал «облечься во всеоружие Божие» ( Еф.6:11 ), что принадлежит иноческому образу. Зная, что «никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтоб угодить военачальнику» ( 2Тим.2:4 ), он раздал имение свое нищим, причем часть оставил родным, чтобы они раздали после него. Итак, обнищав после богатства, он стал иноком Печерского монастыря. И начал он богоугодно подвизаться под знамением Принявшего ради нас уничижение Воеводы – Христа, побеждая мечом духовным, т.е. силою молитвы и гладом великого воздержания, не только плоть свою, но и врагов невидимых, смиряя их и порабощая своею кротостью и послушанием. Святой Евстратий помышлял о том, как Подвигоположник его, Сам Иисус Христос, усердно молился, постился сорок дней, смирил Себя послушанием; потому и он вооружил себя теми же добродетелями. Но зная прежде всего, что человек был побежден первым грехом чрез невоздержание, святой преуспевал в воздержании и великом пощении, и потому назван был постником. Когда же, попущением Божиим, напал на русскую землю со множеством половцев злочестивый Боняк 2228 и пленил ее, тогда и блаженный Евстратий, при вторжении поганых в Печерский монастырь, где многие были посечены их мечами, был захвачен вместе с другими в плен и продан в греческую землю, в город Корсунь 2229 одному еврею, вместе с другими христианами – тридцатью монастырскими рабочими и двадцатью киевлянами. Богопротивный еврей начал принуждать пленников своих отречься от Христа и угрожал противящимся уморить их голодом в оковах. Но мужественный инок Евстратий, молясь, укреплял и поучал всех и наставлял такими словами:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

На юго-востоке России встречаем только частные случаи обращения к святой вере между евреями, жившими в Крыму, и между половцами, занимавшими пространство от Днепра до Дона, а потом и до Волги. Так, когда в 1095 г. половцы, сделав нападение на Киево-Печерский монастырь и его окрестности, увели с собою множество пленных и в числе их преподобного Евстратия, которого и продали вместе с пятьюдесятью другими пленниками одному корсунскому еврею, то жидовин вздумал принуждать их к отречению от Христа голодом. Пленники, подкрепляемые наставлениями преподобного Евстратия, решились скорее умереть, чем изменить вере, и действительно скончались все голодною смертию. Тогда озлобленный жидовин в самый день христианской Пасхи распял преподобного Евстратия на кресте, издевался над ним с друзьями своими и, услышав из уст его пророчество о казни, какая постигнет их самих, пронзил страдальца копием и бросил тело его в море. Пророчество исполнилось немедленно: в тот же день получено было от греческого царя повеление, чтобы всех жидов за их притеснения христианам изгнать из Херсона, имения их отнять, а старейшин предать смерти; при этом между другими погиб и мучитель преподобного Евстратия. Прочие евреи, бывшие свидетелями этих событий и пораженные чудесами, совершавшимися от мощей преподобного Евстратия, приняли святое крещение 1185 . Нечто подобное тогда же случилось и у половцев. В числе пленных, взятых ими при нападении на Киево-Печерский монастырь, находился и преподобный Никон Сухой, который достался в рабы одному половчанину. Родственники Никона, узнав о его местопребывании, пришли к нему и хотели предложить за него богатый выкуп, но Никон на это не согласился, сказав, что, конечно, сам Господь предал его в руки беззаконных и что он охотно перенесет наказание от руки Господней. Половчанин крайне огорчился и начал ежедневно предавать Никона разным мукам, морил его голодом, подвергал побоям и т. п. Так прошло три года, страдалец только молился Богу и, наконец удостоившись откровения, предсказал, что чрез три дня он будет в Киево-Печерском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Они продали пленных (50 человек, в том числе и святого Евстратия) одному еврею в Херсонесе. Конечно, еврей стал принуждать русских пленных к своей вере. Но они отказывались. Тогда он стал их морить голодом и томить жаждой, посадил их в темницу. «Христианская вера не истинная, – говорил еврей пленным, – она везде терпит крах». Но исповедники не хотели изменять Христу. Измену они почитали большим грехом. Особенно святой Евстратий отличался твердостью веры в Христа. Он говорил своим соотечественникам: «Будем верить Христу и великому князю нашему Владимиру. Он знал, в Кого нас крестил. И за Господа своего лучше умереть, чем отречься от Него». Так как хозяин-еврей не хотел кормить пленных, то они и умерли все от голода. Святый же Евстратий, ранее привыкший к воздержанию в Печерском монастыре, все жил. Тогда хозяин решил распять его на кресте в самый день еврейской пасхи. Святой Евстратий благодарил Господа, что Он сподобил его умереть Его смертью. Когда народ смотрел на распятого страдальца, Евстратий молился за русскую землю и за всех присутствующих. Хозяин взял копье и, подойдя к распятому, пронзил его в бок. Святой Евстратий воскликнул: «Господи Иисусе Христе, прими дух мой», и скончался. Это была вторая Голгофа. Она освятила родную русскую землю и русский народ. Память Святого Преподобномученика Евстратия 28-го марта. Далее на русской земле стали страдать за святую веру Христову князья и бояре. Они являлись представителями гражданской власти на Руси и держались веры христианской до последнего вздоха. Затем своими страданиями они дали всем русским людям великий пример, что за веру святую надо стоять до последней капли крови. Одним из таких русских князей был святой Михаил Черниговский и его боярин Феодор. КНЯЗЬ МИХАИЛ И БОЯРИН ФЕОДОР Бога познавши, стал выше печали, Взор его видит прекрасные дали, Миром полны его дни. Пусть со страданьями, Путь к совершенству, Смерть – переход К неземному блаженству, К вечному свету – из тьмы. После половцев русская земля подпала под тяжкое иго татаро-монгольское.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Память 28 марта Житие и страдание преподобного отца нашего Евстратия Печерского Святой Евстратий показал себя мужественным воином Христовым, ратовавшим под знамением креста как именем своим, так и жизнью своею. Он явился подражателем Самого избранного Воеводы своего — Иисуса Христа и, приняв то же страдание, от тех же людей и в то же время, мог бы воистину похвалиться, сказав: «Я язвы Господа Иисуса на теле моем ношу» (Гал.6:17). Сей доблестный воин Христов, Евстратий, был родом из Киева. Он пожелал «облечься во всеоружие Божие» (Еф.6:11), что принадлежит иноческому образу. Зная, что «никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтоб угодить военачальннку» (2 Тим.2:4), он роздал имение свое нищим, причем часть оставил родным, чтобы они раздали после него. Итак, обнищав после богатства, он стал иноком Печерского монастыря. И начал он богоугодно подвизаться под знамением Принявшего ради нас уничижение Воеводы — Христа, побеждая мечом духовным, т. е. силою молитвы и гладом великого воздержания, не только плоть свою, но и врагов невидимых, смиряя их и порабощая своею кротостью и послушанием. Святой Евстратий помышлял о том, как Подвигоположник его, Сам Иисус Христос, усердно молился, постился сорок дней, смирил Себя послушанием; потому и он вооружил себя теми же добродетелями. Но зная прежде всего, что человек был побежден первым грехом чрез невоздержание, святой преуспевал в воздержании и великом пощении, и потому назван был постником. Когда же, попущением Божиим, напал на русскую землю со множеством половцев злочестивый Боняк [ 1 ] и пленил ее, тогда и блаженный Евстратий, при вторжении поганых в Печерский монастырь, где многие были посечены их мечами, был захвачен вместе с другими в плен и продан в греческую землю, в город Корсунь [ 2 ] одному еврею, вместе с другими христианами — тридцатью монастырскими рабочими и двадцатью киевлянами. Богопротивный еврей начал принуждать пленников своих отречься от Христа и угрожал противящимся уморить их голодом в оковах. Но мужественный инок Евстратий, молясь, укреплял и поучал всех и наставлял такими словами:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

при разграблении Киево-Печерского монастыря, или в одном из ординарных весенних набегов на окрестности Киева в 1097 г., хотя прямых свидетельств об этом нет. Упомянутый же выше набег Боняка в качестве союзника Давыда Игоревича следует, видимо, исключить: он случился уже осенью 1097 г., после Любечского съезда, т. е. почти через полгода после гибели Евстратия. В пользу июля 1096 г. — сами обстоятельства: половцы громили монастырь. Но против этого — рассказ о добровольном голодании как причине смерти пленников. В какой мере данный сюжет — агиографический топос, неизвестно (о таком же голодании сообщается и в «Слове» 17-м о Никоне но авторство и этого «Слова» приписывается Симону). Н. М. Богданова полагает (находя опору в самом тексте источника), что пленники предпочитали смерть В таком случае пленники, гнушаясь брать нечистую пищу от «поганых», должны были начать голодание со дня пленения, тогда как в «Слове» говорится лишь о 14 днях, в течение которых они все, кроме Евстратия, умерли, и о том, что пленники голодали, уже будучи проданными иудею. Признавая долю истины в сообщении «Слова» о самоубийстве пленных посредством голодания, можно ли поверить, что на это оказались способными все 50 русов? Весьма сомнительно... Дело обстояло, по-видимому, и сложнее, и прозаичнее: возможно, было и отвращение к «нечистой пище», не исключены и эпидемии, и попытки иудея с помощью голода принудить купленных им рабов к отречению от их веры, к чему у иудея имелись, как будет показано ниже, вполне понятные мотивы (в отличие от кочевников, которые обычно были равнодушны к вероисповеданию захватываемых ими пленных). На мой взгляд, в любом случае следует исключить и дату 20 июля 1096 г. как время пленения Евстратия и его соотечественников. Половцы весьма дурно обращались с невольниками в своих вежах. Об этом красноречиво рассказано и в «Слове» 17-м о Никоне Черноризце, побывавшем в половецком плену (пленникам резали сухожилия, растравляли раны, чтобы исключить их и в летописи («Мучими зимою оцепляеми в алчи и в жажи и в беде опустневше лици, почерневше телесы, незнаемии страною, языком испалены, нази ходящи и боси, ногы имуще сбодены О привычной жестокости половцев к пленникам пишет и С.

http://sedmitza.ru/lib/text/443940/

б) Преподобномученик Евстратий. В 1096 г. половцы напали на Киев. Они разорили, сожгли и разграбили город и Киево-Печерский монастырь. Многие из братии были убиты, другие взяты в плен. В числе последних был пр. Евстратий. Язычники половцы сами не мучили русских за веру, но они продали пр. Евстратия вместе с 50 другими христианами одному еврею в Херсонесе. Еврей стал принуждать своих пленников отречься от Христа и с этой целью морил их голодом в темнице. Пр. Евстратий убедил своих товарищей остаться верными христианами, и все они умерли голодной смертью. Сам Евстратий, привыкший к посту, дольше всех переносил голод; тогда ожесточенный еврей распял его на кресте в самый день еврейской пасхи и, как некогда Христа, пронзил распятого Евстратия копьем (Ч.-М. 28 марта). в) Св. Михаил, черниговский князь, и боярин его Феодор. После половцев русская земля надолго подпала под иго татарское. Татары вообще не касались веры русских; они даже освобождали духовенство наше от дани. Но случаи мучения за веру Христову были и при них. Известно, что приезжавших в Орду на поклон к хану русских князей и бояр татары заставляли исполнять некоторые языческие обряды, например, проходить между двух огней, кланяться идолам и т. п. Так как при этом не требовалось отречения от христианской веры навсегда, то русские обыкновенно исполняли эти требования. Но были и такие, которые не хотели сделать и временной уступки язычникам. Таких в Орде после долгих мучений убивали. Так поступил в 1244 г. черниговский князь Михаил и боярин его Феодор (20 сент.). Они решительно отказались исполнить языческие обряды при представлении Батыю в его Орде. Хан грозил князю мучением и смертью, если он не исполнит требований его жрецов, приближенные князя умоляли его уступить и оказать наружное уважение язычеству; но на все это Михаил отвечал: «Я не хочу быть христианином и творить дела языческие!». Тогда татары бросились на князя, повалили его на землю, били и топтали ногами и, наконец, отрубили голову. Вслед за князем потерпел ту же участь и боярин его Феодор, который все время ободрял Михаила и убеждал его оставаться верным Христу (см. брош. «Тесн. врата», Н. Сперанского, стр. 166).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Антония. За свое великое воздержание он был назван постником. В 1096 году половцы напали на Киев и разорили Печерский монастырь, сожгли церковь, разграбили монастырское имущество и взяли многих иноков в плен; в числе последних был и Евстратий. Половцы продали его вместе с другими пятьюдесятью христианскими пленниками одному еврею в Корсунь. Еврей начал побуждать пленников к отречению от Христа, угрожая в противном случае уморить их голодом. Мужественный Евстратий ободрял и укреплял своих товарищей, говоря: «Не будьте, братия, отступниками от веры; через смерть мы получим жизнь вечную». Ободренные словами Евстратия, христиане решительно объявили еврею, что они скорее умрут, чем отрекутся от Христа. Еврей не замедлил исполнить угрозу, и все они скончались голодной смертью, кто через три дня, кто через семь, иные через девять дней. Евстратий, привыкший к продолжительному посту и воздержанию, четырнадцать дней провел без пищи и остался жив. В день еврейской пасхи он был распят своим господином на кресте; евреи, пригвоздив его к кресту, еще издевались над ним, пока один из них не пронзил святого мученика копьем; тело его бросили в море. Христиане извлекли тело из воды и привезли в Киев, где и похоронили в пещерах преп. Антония. II. Так св. Евстратий и видимым образом уподобился распятому Господу, оставив нам пример, да распнемся с Ним и умертвимся Его ради житейским сластем (по выражению церковного песнопения). а)  «Но где Голгофа и крест, необходимые для такого распятия?» – Везде, где мы с тобою, слушатель. В самом деле, братия, в этом мире не может быть недостатка и в вещественных крестах. Сколь многие из последователей Христовых в разные времена и в разных странах окончили жизнь, подобно Спасителю своему, на кресте? – И теперь могут повторяться эти случаи; ибо значительная часть рода человеческого доселе почитает нечестием веру в Распятого, и готова преследовать крест Его новыми крестами. Христианин не обязан искать этих крестов; но, когда они сретят его, должен идти на них, не обинуяся.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010