Однажды, при исполнении преподобною Феодорою послушания, бес явился и клялся, что наведет на нее величайшие искушения. Препод. Евфросин Райские плоды, данные во сне, яве найдены Один иерей во сне видел рай и в нем неизреченные блага, а среди них преп. Евфросина повара, который сорвал с дерев райских и дал ему три яблока. Проснувшись, иерей нашел эти три яблока у себя в платке; а преп. Евфросина встретил в храме, и тот на вопрос: «где был ты в эту ночь?» все ему рассказал и скрылся от похвал человеческих. 13. Св. Корнилий сотник Поношение святого наказывается Один живописец, не будучи в состоянии написать образ св. Корнилия, побранив святого, упал с высоты и убился; черви закипели в устах его. Потом св. Корнилий, явившись, уврачевал его, и он, увидя лицо его, изобразил его на иконе. 14. Воздвижения честнаго и животворящего креста Господня Явление креста на небе Константин, намереваясь сразиться с Максентием, молился Богу и увидел в полдень на небе крест сияющий с надписью: «сим побеждай». Во время сна явился к нему Сам Иисус Христос, повелевающий сделать подобные кресты. Поэтому он повелел сделать изображение креста на домах, на оружиях, на шлемах и на щитах. Еще дважды Константин был побеждаем византийцами, и в такой скорби увидел на небе из звезд слова: «призови Мя в день скорби твоея и изму тя, и прославиши Мя» ( Пс. 49, 15 ), и крест из звезд с надписью: «сим знамением победишь». Искусственные кресты Константин три креста больших сделал и поставил на возвышенных местах. При том кресте, который был поставлен на рынке, совершено много чудес. Ангел являлся три раза в год и, обходя, кадил крест этот, поя песнь Трисвятую. 20. Св. великомуч. Евстафий Плакида Христос есть на всяком месте Когда св. великомуч. Евстафий был еще язычником, однажды на охоте увидел между рогами оленя пресветлый крест и подобие Иисуса Христа распятого и услышал голос: «за что Меня гонишь, Плакида?» Вера, надежда и любовь «Евстафий! надобно на деле показать веру твою несомненную, надежду и усердие любви твоей ко Мне. Когда прийдешь в глубину смирения, то Я вознесу тебя, и прославлю на небе пред ангелами Моими, и почту пред человеками», – сказал Господь. Бог на праведников попускает беды, не казня их

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

И это все следствие того, что я сидел за компьютером и чесал в затылке. Иногда открытия лежат на поверхности. Люди почему-то думают, что прошло много времени и теперь ничего не найдешь. Если хочешь найти, у тебя все время будет получаться. И у нас получается. Наше прошлое — это зона, где открытия еще возможны. — Что еще интересного получалось найти? — Когда мы были в монастыре Лонговардос, настоятель вынес мне икону. Посмотрите, говорит, вроде бы русская, со времен 1770 года здесь. Обгоревшая большая корабельная икона, на которой изображен воинственный мужчина с копьем. Святой Евстафий Плакида.   Мы показали в Москве фотографию экспертам, выяснилось, что это еще и редкая палехская школа. Стали думать. Евстафий Плакида… А какой корабль погиб в Чесменском сражении? «Евстафий»! Он сгорел и взорвался. Спаслось оттуда всего 15 человек из 600. И в записках князя Юрия Долгорукова я нашел эпизод, как он вылавливал адмирала Свиридова среди горящих обломков. И у него был «превеликий образ на груди, а в руке преогромная рюмка водки». Я рассказал это отцу Леонидасу, настоятелю, икону отправили на реставрацию, и теперь эта русская реликвия — полноценная часть святынь монастыря. Икона святого Евстафия — Насколько часто удается найти именно христианские артефакты? — Постоянно. Образки, иконы. Лучше артефакт оставить на месте. Он о многом может рассказать. В том же монастыре Лонговардос на острове Парос мне показали еще акварель, которую после революции к ним привезли иноки из Крыма вместе с небольшой русской иконой. И рассказали историю. В 1943 году партизаны убили коменданта острова, и было решено взять в заложники 120 мальчишек и казнить их. На его место приехал новый комендант — капитан Георг фон Меренберг. Местный настоятель позвал его к себе и попытался договориться. Граф увидел акварель и икону, и у него отвалилась челюсть.     Выяснилось, что он наполовину русский, а на акварели изображено местечко и усадьба в Крыму, где он вырос. Тогда настоятель на него насел: отпустите заложников или убейте меня, раз хотите уничтожить невинных. И в итоге Меренберг, который, кстати, был противником нацизма, и у него был серьезный конфликт с властями, всех отпустил на свой риск. Под слово настоятеля, что партизаны больше не устраивают провокаций, дело шло к концу войны.

http://pravmir.ru/maresev-napisal-nam-fo...

Однажды Евстафий отправился на охоту, и слуга, посланный на поиски зверя, донес ему, что недалеко пасется стадо оленей. Стратиг в надлежащем порядке расставил охотников и распорядился, как вести травлю. Когда спутники его праздно стояли в ожидании, из чащи показался олень, из-за своей мощности и быстроты бега опередивший все стадо, который привлек к себе глаза Евстафия и, подобно какому-нибудь прославленному вражескому воину, как бы вызывал его на бой. И вот Евстафий, велев всем охотникам на указанных им местах ожидать стада, в сопровождении нескольких спутников, отпустив поводья, стремительно бросился в погоню за тем оленем. Затем, когда спутники его утомились, он продолжал погоню один, конь его не знал усталости, и Евстафий не остановился до тех пор, пока олень, увидев его без спутников и вскочив на вершину отвесной скалы, недоступную даже для этих животных, не прекратил одновременно своего бега и преследования охотника. Теперь казалось, что ловец не настиг добычу, но сам стал жертвой того, кого преследовал. Стратилат в поисках места, где ему было бы возможно подняться на скалу, чтобы не упустить такую редкостную добычу, на самом деле был уловлен великой и божественной мудростью. Ибо на голове увиденного им оленя между обоими рогами его был ярко сверкающий и, как пламя, горящий крест, а между этим изображением страсти Господней в воздухе, будто на иконе, начертан был сам претерпевший во плоти за нас. И тут же прозвучал глас: “Плакида, что ты гонишь меня?”. Ибо тогда еще Евстафия так звали. “Я – Иисус Христос, радуюсь на твои добродетели и определил, что несправедливо такому богатству скрываться в глубокой тьме идолослужения и пропадать втуне. Единственно любовь к человекам и желание спасти их подвигло Меня, Бога, обитающего Небеса, кому поклоняются невещественные силы, сойти на землю, приняв образ, в котором ты Меня зришь”. Пораженный столь пречудным видением и гласом, Плакида тут же упал на землю – у него не достало сил зреть и слышать подобное, а паче того из благоговения, ибо ему открылся рекший. Оправившись от великого удивления и немного придя в себя, он спросил в сильном душевном страхе: “Кто ты, владыка?”. И снова услышал тот же глас, исходящий от святого образа Господня: “Я – Иисус Христос, создавший из небытия весь мир, своими руками сотворивший человека и простерший свое человеколюбие и далее, спасши его, сломленного грехом”. И по порядку перечислил свое вочеловечение, распятие, смерть, погребение, все, что даровало освобождение роду людскому, порабощенному и воистине простертому во прахе, а также вознесение и причастность тайнам. Услышав эти слова, Плакида, как Павел, 533 просветился Божественных тайн и уверовал, чему внимал и что узрел, и показал делами своими, что сеятель небесный бросил зерна не на каменистое место и не в терние, но в тучную землю. 534

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

миласская в Карии, 24 янв. Евсевон маккавей 1 августа.     Евсигний (благознаменный, греч. и лат.) антиохианин, муч. 5 авг.     Евстафий Плакида (твердо стоящий, греч.), муч., 20 сент.     Евстафий, муч. никейский, 20 ноября.     Евстафий воин, муч. анкирский, 28 июля.     Евстафий, архиеписк. антиохийский, 21 февр.     Евстафий, еписк. кийский в Вифинии, 29 марта.     Естафий муч., виленский, 14 апр.     Евстолия (хорошо вооруженная, одетая, греч.), преп. цареградская, 9 ноября.     Евстохий, (хорошо попадающий в цель, остроумный, греч.) муч. 23 июня.     Евстохий муч., 15 ноября.     Евстратий, (добрый воин. греч.) муч. севастийский, 13 дек.     Евстратий, преп. из авгаровой обители. 9 янв.     Евстратий, преп. печерский, 28 марта.     Евсхимон, (благоприличный, благовидный, греч.) еписк. лампсакийский, 14 марта.     Евтихиан (счастливый. греч.), муч. никомидийский, 17 авг.     Евтихиан, муч. вифинский, 22 дек.     Евтихий (хорошо в цель попавший, счастливый, греч.), 20 янв.     Евтихий, муч. мелитинский, 7 ноября.     Евтихий, муч. мелетинский, 28 мая.     Евтихий, муч. путеольский, 21 апр.     Евтихий, яз 40 мучч. севастийских, 9 марта.     Евтихий, преп. нурсийский, 23 авг.     Евтихий, патриарх цареградский, 6 апр.     Евтих, ученик Иоанна Богослова, 24 авг.     Евтропий (благонравный, греч.), муч. киликийский, 17 окт.     Евтропий, муч. из дружины Феодора Тирона, 3 марта.     Евтропий чтец, 16 июня.     Евтропия (благонравная, греч.), муч. александрийская, 30 окт.     Евфимия (всехвальная, греч.), великомученица халкидонская, 16 сент. и 11 июля.     Евфимия, муч. амисская, 20 марта.     Евфрасий (веселый греч.), муч. керкирский. 28 апр.     Евфрасия (веселие, радость греч.), дева, муч. никомидийская, 19 янв.     Евфрасия, из 7 дев анкирских 18 мая.     Ефрасия, муч. амисская, 20 марта.     Евфросиния девица, мученица коринфская, 6 ноября.     Евфросиния, преп. александрийская, подвизавшаяся под именем Смарагда, 25 сент. и 15 февр.     Евфросин преп., 11 сент.     Евфалия (благоцветущая, греч.) дева, муч.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Святая царица в небесном восторге поверглась на колена пред Крестом Спасителя и стократ облобызала его. То же сделал весь государственный синклит. Но так как, по причине бесчисленного стечения и тесноты народа, большая часть христиан не могли не только коснуться, но и видеть столь драгоценного предмета, и все громогласно просили, чтобы хоть издали воззреть на оный, то святейший патриарх, взойдя на некоторое возвышение, воздвиг или поднял вверх Древо, произрастившее нам жизнь, и показал народу, который воскликнул: «Господи, помилуй!» С того времени установлен праздник Воздвижения Животворящего Креста Господня; и, с этим действием сообразуясь, Греко-Российская Церковь священный обряд продолжает и поныне.   Один десятилетний юноша за литургией услышал от старца, проповедующего слово Божье, что милостыню, которую даём нищему, даём не ему, но Самому Христу. Молодой человек усомнился в истине учения старческого и, возвращаясь домой, думал: «Я знаю, что Христос на небесах, одесную Отца; как же может Он принимать, например, ломоть хлеба, который даю нищему?». Размышляя таким образом, он увидел нищего в разодранной одежде, просящего что-нибудь ради Христа подать ему; а над главой его увидел обличие Христа Спасителя. Юноша испугался... Вдруг из ближайшего дома кто-то вынес бедному старцу хлеб, и как скоро протянул руку, чтобы подать оный, Спаситель простёр десницу, чтобы принять его, и после того подавшего милостыню ознаменовал благословением. Тогда-то безрассудный юноша поверил слову Божьему и с того времени сделался первым в Царьграде благодетелем нищих. «Не испытуй, но веруй», – сказал Спаситель; каждое евангельское слово столь свято, что скорее прейдет небо и земля, нежели изгладится едина черта от небесного учения. Евстафий Плакида 79 Плакида, славный римский полководец, живший в царствование Траяна, будучи призван Богом на путь истины, провождал дни свои в подвигах богоугодных. Но Промысл восхотел искусить его, как человека новопросвящённого, злосчастием и страданием: болезнь и смерть водворились в доме его, и в короткое время не стало у него ни рабов, ни стад. Сверх того, злые люди расхитили сокровища его, и Евстафий (христианское имя Плакиды) из богача сделался нищим.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

На обратном пути, поздним вечером, на скоростной трассе, у нашей машины лопнуло колесо. Сзади неслось три дальнобойщика, мы прямо перед ними вынужденно перестроились из левого ряда вправо, на обочину. Запаски в машине не было. Так что мы на обочине отдохнули два часа, пока нас не заметила полиция, и тогда вызванный эвакуатор повез нас вместе с машиной в монастырь (за 400 долларов). Прибыли в обитель около четырех утра. Кто-то сказал, что бесы отомстили за Сергея. Слава Богу, хоть живы остались. А Сережа, поди, спит сейчас в теплой келье и видит добрые сны. «Эх, бедолага, ну спи, Серега!»  «Будьте, как дети» Только что вернулся с урока нашей Детской школы, у меня класс — 6–7летних. Давно бы нужно было начать записывать их перлы. Сегодня удержаться не могу. На уроке дети спросили меня, жил ли я при советской власти. С широко открытыми глазами слушали мой рассказ о той жизни; я приводил красноречивые примеры — параллели с современной жизнью, чтобы им было понятней. Правда, про мавзолей Ленина на Красной площади я смог рассказать в настоящем времени. Семилетний Андрей поинтересовался, как Ленин потерял веру в Бога, а шестилетний Тихон сказал, что у Ленина были рога, он, дескать, точно знает. Пришлось объяснить, что Ленин был обычным человеком и в детстве — таким же мальчиком, как они… Потом были такие диалоги: Я: «Мы сейчас с вами почитаем житие святого Евстафия Плакиды». Эмилия: «А он называется “Плакида”, потому что он всегда плакал?». Я: «Святой Евстафий Плакида жил в Риме. Вы знаете, где находится Рим?» Эмилия: «Да, там, где римляне живут». Я: «… и вот Евстафий Плакида решил отказаться от язычества и принять Христианство…» Тихон: «А его жена тоже вместе с ним стала русской?» Я: «Дети, а как вы думаете, в наше время существуют язычники?» Тихон: «Нет». Андрей: «Они есть!» Я: «А где они?» Андрей: «Не знаю». Я: «А почему же ты говоришь, что они есть?» Андрей: «Я так думаю, что они есть, но где они, я не знаю…» Я: «Много язычников живет в Индии». Тихон: «А почему русские не пойдут и не расскажут тем язычникам про веру в Бога?»

http://azbyka.ru/fiction/angely-prixodya...

Тропарь, гл. 4. От юности вашея Христове любви прилепившеся святии, усердно закон и оправдания Того сохранисте: отъонудуже и чудесными дарованьми обогатившеся, исцеления источаете; Феодоре, Давиде и Константине, с верою вас почитающих, молите Христа Бога, спастися душам нашим. Кондак, гл. 8. Явистеся светильницы всесветлии, во плоти яко ангели: и яко жизни древеса райская, пощением, бдением, и верою возращаеми, процвели есте, молитвами вашими, небесныя благодати приемше; врачеве кркецы явльшеся, исцеляете недугующих души, с верою прибегающих к раце мощей ваших, чудотворцы славнии, Феодоре, Давиде и Константине: молите Христа Бога грехов оставление даровати верою и любовью чтущим память вашу. Совершается собор их, идеже лежат мощи их, или храм. Парем. (см. 9 сент. Утр. Ев. и Ап. см. 1 апреля. Ев. Мф.4:25; 5:1–12; 10 зач.). Муч. пустынника Киликийского. См. 4 янв. 20 . Г. † Св. великомуч. (Плакиды, воеводы Римского, – по Х.М.) и иже с ним; по М.В.С. и Х.М.: подружия (т.е., супруги) его и чад их – и Св. Евстафий, в язычестве Плакида, отличавшийся добротой, милосердием и справедливостью, был знаменитым римским полководцем при императорах Тите и Траяне. По особому внушению свыше, подученному им однажды во время охоты, он принял св. крещение вместе со всем своим семейством. Просвещенный светом Христовой веры, св. Плакида с женой жили благочестиво и в полном благополучии. Но Богу угодно было испытать веру св. Евстафия. В доме св. Евстафия водворяется болезнь и смерть: сначала погибают слуги, потом весь скот; воры похищают все, что только возможно было унести, и св. Евстафий неожиданно лишается всего имущества. Богатые люди отворачиваются от него и ему приходится трудами рук своих кормить себя и семейство. Оставив Рим, он странствовал в рубище из селения в селение, нанимаясь на поденные работы. Наконец, он решается совсем покинуть отечество и садится с семьею на корабль, отправляющийся в Египет. Коварный и жадный до наживы хозяин корабля, задумав продать супругу св. Евстафия и получить за ее красоту большую сумму денег, высадил св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. ЕВДОКИЯ Григорьевна Сафронова (1878-1938), мц. (пам. 3 нояб., в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЕВДОКИЯ Александровна Шейкова (1856-1919), мц. (пам. 5 авг., 22 мая, в Соборе Дивеевских святых, в Соборе Нижегородский святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВДОКИЯ ДИМИТРИЕВНА (в монашестве Евфросиния; ок. 1352/57 - 1407) вел. кнг. Московская, прп. (пам. 17 мая, 19 мая, 7 июля, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) ЕВДОКИЯ СУЗДАЛЬСКАЯ (не позднее 1-й четв. XVIII в. - 1776), блж. (пам. 22 дек. и 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ЕВЛОГИЙ прп., Киево-Печерский (пам. 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЕВПРАКСИЯ (в миру Евфросиния (?); † ранее 1243), псковская кнг., супруга (вероятно, 2-я) псковского кн. Ярослава Владимировича, прмц. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых и в Соборе Белорусских святых) ЕВСЕВИЙ Андреевич Тряхов (1867(1872?)-1937), мч. (пам. 10 дек., в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЕВСТАФИЙ златарь, прп. Киево-Печерский (пам. 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЕВСТАФИЙ Владимирович Малаховский (1880 - 1918), свящ., сщмч. (пам. 22 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВСТАФИЙ Петрович Сокольский (1874-1938), свящ., сщмч. (пам. 4 февр., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВСТАФИЙ I († 1286), архиеп. Сербский в 1279-1286 гг., свт. (пам. 4 янв., в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей)) ЕВСТАФИЙ ПЛАКИДА († ок. 118), пострадал в Риме вместе с женой Феопистией и сыновьями Агапием и Феопистом, вмч. (пам. 20 сент.) ЕВСТРАТИЙ († 1097 или 1098), прмч. (пам. 28 марта, 28 сент.- в Соборе прп. отцов Ближних пещер, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ЕВТИХИЙ (Диденко Емельян Иванович; 1870 – 1937), мон., прмч. (пам. 22 нояб., в Соборе всех святых в Оптиной пустыни просиявших и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122346_25.html

Бывали братоубийственные войны в истории христианства, и не раз. Приведите цитаты хотя бы одного из святых, который угрожал гневом Божиим рядовым воинам. Что касается ОСК, то правильное понимание текста должно исходить от компетентного органа. В нашем случае это не частное лицо, а Патриарх или Синод. Кроме того, осуждение агрессии вообще не означает осуждения воинов, исполняющих свой воинский долг. И вот еще из телеграм-канала, очень в тему. Житие святого великомученика Евстафия Плакиды, память которого Церковь празднует 3 октября по новому стилю, развенчивает ложь пацифистов, что изначальное христианство первых веков было принципиальным противником милитаризма. Согласно житию святого Евстафия, жившего во времена правления римского императора Траяна (98–117гг.), Сам Господь Иисус Христос восстановил принявшего христианство Плакиду в сане римского военачальника, а о победе, которую он одержал над варварами, говорится так: «Евстафий отправился на войну с иноплеменниками и победил их силою Христовою(!). Он не только отнял у них взятые ими города и области, но и завоевал всю неприятельскую землю, и совершенно победил их войско. Укрепляемый силою Господа своего(!), он выказал еще большую храбрость, чем прежде, и одержал такую блистательную победу, какой еще никогда прежде не одерживал». Более того, для ведения войны именно христианин Плакида убедил царя язычника провести мобилизацию среди римских граждан, куда естественно были призваны и христиане (в том числе и сыновья самого военачальника – Агапит и Феопист). И самое интересное, что поводом к мученической кончине семейства Плакиды послужило их исповедание, что победу Риму над варварами даровал именно Бог христиан. В этой связи хотелось бы отметить, что история Римской империи – это история завоеваний малых народов. И война, которую вел Плакида с варварами была не исключением, так как он «завоевал всю неприятельскую землю». Таким образом, Бог христиан изначально был на стороне империи, а не на стороне народов, «борющихся за свою национальную независимость».

http://azbyka.ru/vopros/mozhet-li-dusha-...

Совсем не то бывает в сердцах наших, когда овладевает ими дух злобы, враг рода человеческого. Тогда сердце горит нечистым, мучительным огнем, исполняется ненависти и злобы, и нет в нем никакого покоя. Знайте, что это печать сатаны. Живите так, чтобы на всех делах ваших была печать Духа Божия. Бойтесь того нечистого и мучительного огня, опаляющего сердца, в котором печать сатаны. Живите тихо и мирно, трудясь руками своими, храня мир со всеми людьми, и в этих богоугодных делах усердно просите помощи Пресвятой Девы Марии, ныне родившейся на спасение грешного мира. Аминь. 1952 г. В день Воздвижения Креста Господня Вчера на всенощной вы созерцали с глубоким благоговением обряд воздвижения креста Господня. Благословит вас Господь за это благоговение, но довольно ли только его? Довольно ли только три раза в год видеть вынос креста, возбуждающий ваше благоговение? О нет, совсем не довольно! Нужно гораздо большее. Нужно, чтобы крест Христов был напечатлен на сердцах ваших, а не только висел на груди вашей. В средние века существовал рыцарский Тевтонский орден. На плащах их был нашит большой крест, но с этим Христовым знамением они ручьями проливали кровь темных литовских и эстонских язычников, огнем и мечом принуждая их к крещению. Были ли эти рыцари-крестоносцы христианами? Нет, не были; ибо у подлинных христиан крест должен быть неизгладимо начертан на самом сердце. Крест — наше знамя, символ нашей религии. Ни одна другая религия не имеет такого знамени. У мусульман знаменем их религии служит полумесяц; но что святого и великого в этом знамени? А святой крест есть знамя самого Господа Иисуса Христа, это великое знамя будет предшествовать Ему при Его втором пришествии на Страшный Суд. Оно не раз было явлено Богом людям. Византийский император Константин Великий, утвердивший христианство в Римской империи, идя на брань с врагами, увидел на небе крест с написанными вокруг него словами: «Сим победиши». Знаменитый полководец, язычник Евстафий Плакида, охотясь за оленями, увидел стоявшего на утесе оленя с сияющим между рогами его солнечным светом крестом и услышал голос: «Плакида! Человек такой жизни, как ты, не может поклоняться кумирам, а должен исповедовать Христа». Явлением креста он был призван со всей своей семьей к крещению и мученичеству за Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010