Наиболее точные сведения относительно этого вопроса мы имеем из XVI в. Десятина взималась ежегодно, но, однако, так, что в каждую отдельную провинцию сборщики ее являлись только через пять лет. Дело происходило таким образом: в известное время турецкое правительство отряжало в ту или другую провинцию офицера с 30 или более янычарами; ему вручался указ, которым повелевалось в городах и селах взимать десятину с мальчиков. Христианский старшина (protogeros) местности, как знаток семейного положения христиан этой последней, представлял офицеру всех мальчиков не ниже семилетнего возраста и исключая всех женатых юношей. Если отец скрывал кого-нибудь из своих детей, то его тяжко наказывали, пока сын его не будет отыскан и приведен к вербовщикам. Если детей представлено было много, то офицер за приличную взятку всегда мог дать свободу сыну богатых родителей. Брали в десятину мальчиков самых крепких и красивых. Забирая христианских мальчиков в качестве десятины, турки всегда помнили, что нельзя брать их всех: в таком случае край быстро пришел бы к вырождению народонаселения. Поэтому известная часть мальчиков оставлялась при родителях. Десятина с мальчиков взималась не во всех местах: столица, Константинополь, предместье его — Галата, город Навплия, страны перешедшие от венецианцев к туркам добровольно, и некоторые другие местности были освобождены от этой безобразной повинности. Не бралась эта десятина в Аравии, Египте и Венгрии. В Болгарии от нее были освобождены так называемые «войницы» и пр. (О них была уже речь раньше.)  Завербованных мальчиков на месте их родины одевали в особую форму и затем отправляли в Стамбул, в Галату и Андрианополь для дальнейшего воспитания. Все они обрезались и обращались в мусульман. Не всех их ожидала одинаковая доля. Одни размещались по сералям и коллегиям, где их обучали на турецкий образец — главным образом турецкому, персидскому и арабскому языкам, а другие с самого же начала приучались к исполнению низменных работ — служили в кухнях, возделывали султанские сады и огороды, учились стрелять из лука.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

— Встань, Лев Исавриец, я принимаю службу твою. При этих словах Юстиниан приблизился к Конону и обошел его кругом, любуясь статностью воина. — В каком чине ты служил, Лев Исавриец? — Я лохаг Андрианопольской турмы . — За свой смелый поступок ты достоин большего. Отныне, Лев, ты жалуешься чином спафария . Всего ожидал Конон, но сразу получить такой высокий сан он не предполагал даже в самых честолюбивых мечтах. В этот же день, стоя перед Евангелием и крестом на коленях, он дрожащим от волнения голосом читал слова присяги: «Я клянусь… что буду для нашего правителя и императора, могущественного и святого Юстиниана, верным слугой в течение всей моей жизни, верным не только на словах, но и в делах, которые совершают добрые слуги для своих хозяев… Я друг его друзей и враг его врагов…» 3 Апсимар в бессильном бешенстве метался по дворцовым покоям. То вызывал к себе магистра оффиций Панкратия, требуя лично организовать оборону вместе с префектом города, то вдруг накидывался на магистра милитиум Востока Корнилия, приказывая немедленно перебросить в столицу все тагмы , находящиеся на территории фемы Опсикия. Патриций Корнилий как мог успокаивал императора, уверяя, что конное войско болгар без стенобитных машин и других осадных орудий не страшно для крепких стен города. Но императора это не успокаивало. Его потрясла внезапность нападения Юстиниана. Только за сутки до осады он сумел узнать о приближении болгарской орды. Весь день прошел в лихорадочной подготовке города к осаде. Когда же спустились сумерки, гарнизон Харисийских врат мог наблюдать, как по дороге, ведущей к фракийскому городу Адрианополю, нескончаемым потоком движется конная лава, растекаясь вдоль северо-западных стен Константинополя. А вскоре погруженная в ночную тьму холмистая долина осветилась сотнями костров. Кочевники готовили себе ужин. Во многих котлах варилась баранина из отары лохага Конона, ныне спафария Льва Исаврийца, восседавшего за трапезой вместе с подвижниками Юстиниана. Протоспафарий Стефан, покровительственно похлопывая Исаврийца по плечу, говорил:

http://azbyka.ru/fiction/ioann-damaskin/

48 В.П. Андрианова. Житие Алексея человека Божия в древней русской литературе и народной словесности. Петроград, 1917, (Здесь и далее подстрочные примечания Г. Федотова . В примечаниях сохранены авторские библиографические сокращения. -Ред.) 49 А.П. Кадлубовский. К ист. рус. дух, стиха о преп. Варлааме и Иоасафе. Рус. Фил. Вестн., 1915, 2. 52 Федотов излагает точку зрения М.Н. Сперанского, несколько смещая при этом акценты. В тексте, на который ссылается Федотов, сказано следующее: «…конец XV-XVII в. – время создания стиха в той форме, как мы его знаем теперь» (Сперанский М.Н.Духовные стихи из Курской губернии//ЭО, 1901, т. 50, 3, с. 18. В последние десятилетия в результате открытия новых письменных источников была уточнена хронология ряда духовных стихов. Например, установлено, что духовный стих о царевиче Иоасафе сложился на основе стиха покаянного 8-го гласа «Приими мя пустыня…» не позднее середины XVI в. и первоначально вообще не был связан с Повестью Варлааме и Иоасафе (см.:Петрова Л.А.К вопросу об истоках рукописной традиции цикле стихов о Варлааме и Иоасафе//Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги. 1985. Л., 1987, с. 39–51). Однако в целом вопрос о времени появления духовных стихов до сих пор не может считаться решенным. Не использованы в полной мере и возможности, которые открывают новейшие публикации покаянных (умиленных) стихов по рукописям XV-XVII вв. 53 Утверждение имеет принципиально важное значение для Федотова, поскольку позволяет рассматривать духовные стихи, зафиксированные в XIX в., в контексте русской средневековой культуры, ср.: «В России – в народных слоях ее – средневековье удержалось до середины XIX века» (Фед. НГ, с. 82–83). 54 Петр ВасильевичКиреевский(1808–1856), русский фольклорист, археограф, публицист, создал огромное фольклорное собрание, публикация которого продолжается и в наши дни. При жизни П.В. Киреевскому удалось издать лишь небольшую часть духовных стихов, имевшихся в его распоряжении (Русские народные песни, собранные П. Киреевским, ч. 1. Русские народные стихи//М., 1848). Материалы из архива П.В. Киреевского легли в основу наиболее полного собрания русских духовных стихов – «Калеки перехожие», подготовленного к печати П.Л. Бессоновым.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Fedoto...

При участии Синодального отдела по благотворительности в подмосковных Химках открылся новый приют для бездомных 31 января 2018 г. 19:27 В подмосковных Химках 30 января 2018 года состоялось открытие социально-реабилитационного центра для бездомных людей «Теплый прием», организованный при участии Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению . На открытии нового центра присутствовал руководитель социального отдела Московской областной епархии протоиерей Димитрий Оловянников. За помощью в центр «Теплый прием» могут обратиться нуждающиеся независимо от регистрации, что является важным в условиях нехватки мест в социальных приютах Москвы и Московской области. Центр способен вместить до 70 человек, программа реабилитации в нем рассчитана на 3 месяца. Здесь нуждающиеся получат не только возможность восстановить документы, но и решить проблемы социального устройства и поиска работы. Также пройти реабилитацию здесь могут люди с ограниченными возможностями здоровья. Им окажут психологическую помощь и духовную поддержку. «Очень надеюсь, что этот центр поможет сотням людей. Здесь есть психологи и специалисты, которые готовы прийти на помощь. Мы планируем сотрудничать с центром и оказывать ему всю необходимую методическую и организационную поддержку», — отметила на открытии центра министр социального развития Московской области Ирина Фаевская. Директор социально-реабилитационного центра Илья Кусков рассказал, как появилась идея открыть приют для бездомных. «Мы к этому стремились 15 лет. Появилась такая мысль — помогать таким людям, — говорит Илья Кусков. — Я впервые столкнулся с ними возле храма. Они были в тяжелом состоянии, сразу пришла в голову идея сделать приют. И вот 15 лет мы копили знания, опыт, к нам обратились такие люди, у которых были такие же мысли. Благодаря им мы открыли такой приют». Подопечная приюта Людмила Андрианова попала сюда из городской больницы: в день выписки врачи обнаружили, что женщине просто некуда идти, и передали ее сотрудникам «Теплого приема». «Приют стал для меня новым домом. Кормят вкусно, относятся по-человечески, по-доброму», — радуется Людмила.

http://patriarchia.ru/db/text/5139825.ht...

Закрыть Запрос на русскость О причинах возросшего интереса к славянскому фэнтези 25.10.2023 1462 Время на чтение 10 минут На фоне выходящих друг за другом в прокат фильмов по мотивам славянского фольклора (вселенная «Последнего богатыря», фильмы «Русалка. Озеро мертвых», «Яга. Кошмар темного леса», «Баба Яга. Спасает мир» и «По щучьему велению»), неудивительно, что и книжная отрасль переживает всплеск интереса к славянскому фэнтези, говорится в материале «Известий». В период с 1 января 2023 года по 30 сентября 2023 года сервисом «Литрес» было продано на 58% больше славянского фэнтези, чем за аналогичный период предыдущего года и на 121% больше, чем за январь–сентябрь 2021, сообщили «Известиям» в пресс-службе площадки. Этот рост наблюдает и объединенная розничная сеть «Читай-город». «Романы Ульяны Черкасовой с 2021 года по настоящее время показали рост в 10 раз. Продажи книг Анастасии Андриановой выросли почти в два раза за это же время. Романы Марии Семёновой, Марины Козинаки, Романа Папсуева стабильно попадают в топы продаж и тематические подборки славянского фэнтези», — рассказала категорийный менеджер направления «Художественная литература» ОРС «Читай-город – Буквоед» Лидия Давыдова. Платформа Wildberries тоже заметила, что покупатели чаще интересуются славянской мифологией и приобретают соответствующие книги: за девять месяцев 2023 года спрос на них на площадке вырос на 70% год к году. Драйвером роста продаж стало и увеличение количества выпускаемого славянского фэнтези: в 2022 году было выпущено на 92% больше книг подобного жанра, чем в 2021-м, а в 2023 году — на 50% больше, чем в 2022-м. Но при этом таких книг в сравнении с остальными направлениями на самом деле не так много, как кажется. «От общего количества книг в жанре славянское фэнтези young adult составляет 8%. Это около 3% от всего каталога young adult на " Литрес " . Остальные 92% произведений представлены в категории взрослой художественной литературы», — рассказали в пресс-службе компании. Примечательно, что читатели падки не только на графические романы и художественную литературу, но и на нон-фикшен. Так, издательство МИФ, отмечая интерес к книгам по теме, сообщило «Известиям», что почти все проекты в этой области становятся бестселлерами. Например, «Славянские мифы» и «Интимная Русь» уже бьют рекорды: отгрузки первой книги дошли до 30 тыс. копий, а второй — до 11 тыс. экземпляров. А у «Азбуки-Аттикус» ожидается переиздание нескольких трудов Сергея Максимова о быте, верованиях и обрядовости на Руси — «Нечистая, неведомая и крестная сила» 1903 года, «Крылатые слова» 1890 года и главы из книги «Лесная глушь» 1871 года.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/25/za...

Знакомясь с делами, возбужденными в отношении Ефима Петровича Оболтина, обращаешь внимание на то, как ведет себя на допросах священник. Ни одного лишнего слова, нет заискивания, унижения – только факты и веские доводы в свою защиту. Ни разу отец Евфимий не признал своей вины, никого не оболгал, от православной веры не отрекся, до последней минуты жизни оставался верным Христу. Ефим и Анатолий Оболтины 1932 г. Учитель и священник Отец Евфимий Оболтин был из древнего казацкого рода. Родился в селе Березово Березовского уезда Тобольской губернии 15 октября 1878 года в семье уездного чиновника Оболтина Петра Федоровича и его жены Прасковьи Андриановны (урожденной Серебрянниковой). Существует версия, будто местные Оболтины ведут род от одного из участвовавших в основании Березова казаков Ермака по прозванию Оболта. О признании березовцами правдоподобности этой версии свидетельствует тот факт, что для участия в торжественной передаче знамени Ермака из березовского Воскресенского собора в штаб Сибирского казачьего войска был избран и представитель этой фамилии. Ефим Петрович вырос в бедной семье, «познал нищету и горе». И как сам рассказывал, он сын маленького северного служащего, впоследствии чиновника: «Отец мой начал службу несколько месяцев без жалования, и постепенно стали давать от 1 руб. в месяц; в течение 35 лет службы добился должности бухгалтера казначейства с окладом 30 рублей и имел 12 человек семьи. Нужда, горе встречались на каждом шагу. Отец умер скоропостижно, придя со службы, оставив нас 11 человек без средств. Мне тут же пришлось добывать кусок хлеба трудами, работая то тут то там. Учиться в Тобольском казенном училище не принимали: надо оплату за ученье. Я кончил курс в высшем (начальном) училище в Березово, держался за учительскую семинарию». Мария Митрофановна Оболтина 1898 г. По окончании учительской семинарии с 1 августа 1898 года работал учителем в Мало-Атлымском сельском училище Тобольского уезда. В архивах сохранился интересный документ о том, как стараниями учителя Оболтина училище было передано в ведение Министерства народного просвещения. Это обеспечило образовательное учреждение финансовой поддержкой.

http://pravoslavie.ru/112272.html

При этом личные данные инвестора попадают в базу мошенников. 6 апреля. ПРАВМИР. Мошенники используют новый способ обмана в интернете. Россиянам, желающим вложить средства, предлагается проверить брокера на надежность. При этом личные данные инвестора попадают в мошенническую базу. Суть мошенничества в следующем. При переходе на рекламные сайты для проверки «брокера через интернет» инвестору предлагается ввести название посреднической компании. После этого ресурс выдает данные о том, что указанный брокер якобы находится в «международном черном списке». После чего, чтобы получить дополнительные сведения о том, как следует проступать в данной ситуации, инвестору предлагают оставить свое имя и номер телефона. «За подобными «черными списками» может скрываться несколько видов мошенничества. Например, мошенники могут предлагать некую юридическую поддержку для защиты средств инвестора от якобы недобросовестного брокера», — рассказала РИА Новости замдиректора Национальной ассоциации специалистов финансового планирования Дарья Андрианова. Эксперт добавила, что на подобных сайтах за оформление нескольких шаблонных и нередко «неграмотных документов с человека запросят весьма значительную сумму». Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 8 апреля, 2024 7 апреля, 2024 29 марта, 2024 17 марта, 2024 10 марта, 2024 24 февраля, 2024 19 февраля, 2024 16 февраля, 2024 15 февраля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/moshenniki-pridumali-n...

Закрыть Две войны и две победы 1945 года Как вернуть в строй вторую Победу? 04.05.2023 462 Время на чтение 16 минут Фото: wikipedia.org Весенняя победа советского народа в 1945 году над войсками, экономикой и идеологией объединенной континентальной Европы упрощенно называется победой над Германией – по имени государства, стоявшего во главе тогдашней европейской коалиции. Майские указы 1945 года. Символической точкой окончания войны стало учреждение майскими указами Президиума Верховного Совета СССР Дня Победы – 9 мая 1945 года – и медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Авторы медали – художники И.Я. Романов и И.К. Андрианов. Этой медалью награждено около 15 миллионов человек. Если к ним добавить 16 миллионов человек, награжденных медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», учрежденной в июне 1945 года, то становится очевидным единство фронта и тыла, а также масштаб вовлеченности советского народа в достижение победы. В указе от 8 мая 1945 года говорилось: «В ознаменование победоносного завершения Великой Отечественной войны советского народа против немецко-фашистских захватчиков и одержанных исторических побед Красной Армии, увенчавшихся полным разгромом гитлеровской Германии, заявившей о безоговорочной капитуляции, установить, что 9 мая является днем всенародного торжества – ПРАЗДНИКОМ ПОБЕДЫ». Азиатский очаг Второй мировой войны . Разгром врага на западе страны обеспечил сохранение государственности нашей страны, однако не обеспечивал её будущую безопасность пока на востоке Евразии существовал изначальный очаг Второй мировой войны, развязанной агрессивной Японией – союзницей Германии. Островное государство, ранее захватившее Тайвань и Корею, совершило очередной прыжок на материк в начале 30-х годов 20-го века, когда оккупировало северо-восток Китая – Маньчжурию. На ее территории Япония 1 марта 1932 года создала марионеточное государство Маньчжоу-Го. Таким образом, Япония добавила к 133 километрам сухопутной границы с Советским Союзом, проходившей по 50-ой параллели на острове Сахалин, еще 4209 пограничных километров (!). От стыка границы Монголии и СССР до Владивостока. 7 июля 1937 года Япония напала на раздробленную Китайскую республику («Инцидент на мосту Марко Поло»/Лугоуцяо в районе Пекина). Началась Вторая Японо-китайская война (или, согласно китайской историографии, – «Восьмилетняя война сопротивления Японии»). Современные историки именно с этой даты и места ведут отсчёт начала Второй мировой войны.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/04/dv...

Е. не согласился с таким основанием примирения, считая, что речь идет не о мелких проступках руководителей и членов общин, к-рыми можно пренебречь, но о чистоте веры. Вскоре инок уехал из Москвы в филипповский центр того времени - Юхотскую вол. в Ярославской губ. (совр. Угличский и Большесельский р-ны Ярославской обл.). Оттуда он отправил послание в общину Ивана Алексеева, в к-ром выразил согласие на поездку в Топозерский скит для примирения с Андрианом и постарался убедить адресатов, что он хлопочет не о себе лично, но «о всей православной церкви наше старание происходит». В ответ из Москвы пришло письмо с предписанием Е. «смирением и молчанием себе оградити». В этот период Е. анализировал содержание Стостатейника и документов, составленных по инициативе Алексея Яковлева с целью установления союза между филипповцами и федосеевцами. Эти занятия привели его к выводу, что руководители филипповского согласия отошли от учения поморских отцов (см. Поморское согласие ), к которым возводили себя филипповцы, и первых филипповских наставников. 8 авг. 1781 г. Е. объявил о прекращении общения в молитве и в еде со своими единоверцами, считая их отпавшими от истинной веры, принес покаяние затворнику-филипповцу Петру Михайловичу в том, что в свое время подписал Стостатейник. В эти годы Е. продолжал писать видным деятелям филипповского согласия, обвиняя бывш. единоверцев: «первое - в нарушении отеческаго предании, та же в приятии новоженческаго и староженческаго закона (новожены - вступившие в брак члены согласия, старожены - люди, сочетавшиеся браком до присоединения к старообрядчеству.- Авт.), потом и в предъявленных ваших неисправлениих, кая вами узаконися, «ничесого ни на ком не искати»». Е. настаивал на том, что все нестроения следовало обсудить и «упразднить болшим общебрацким от всех стран братии возвания советом» (цит. по: Мальцев. 1996. С. 96-98). Ответом на письма Е. стало объявление его московской общиной Ивана Алексеева раскольником и инспирированное последним преследование Е. со стороны главы ярославских филипповцев инока Феодосия. В 1782 г. Е. составил соч. «Обоснование разделения с филипповцами» (РГБ. Унд. 510. Л. 2-178, автограф, название дано исследователями), включившее послания инока 1781-1782 гг. различным адресатам и фрагменты из филипповских сочинений. Е. подробно описал происшедшие во время его пребывания в филипповском согласии события и попытался представить внутренние распри как отступление от истинного вероучения.

http://pravenc.ru/text/187701.html

Во время Русско-турецкой войны 1877-1878 годов был главнокомандующим действующей армией на Балканах. В июне 1877 года находился на рекогносцировке у Зимницы, в июле переправился через Дунай у Зимницы на Систово. В сентябре 1877 года участвовал в рекогносцировке укреплений Плевны и руководил её последним штурмом 28 ноября 1877 года. Подписал 19 января 1878 года от России в Андрианополе предварительные условия мира и заключил перемирие. По окончании войны, 16 апреля 1878 года, Великий князь Николай Николаевич был пожалован званием генерал-фельдмаршала и уволен по болезни от должности Главнокомандующего действующей армией. Сегодня мы также вспоминаем писателя Андрея Платоновича Платонова (настоящая фамилия Климентов), скончавшегося в 1951 году. Он родился 20 августа 1899г. в Воронеже, в многодетной семье слесаря железнодорожных мастерских. Учился в церковно-приходской школе, затем в городской. С 14 лет Платонов овладевает рабочими профессиями (слесаря, литейщика, помощника машиниста паровоза), т.к. нужно было поддерживать семью. Мотив паровоза прошел через все его творчество, а трудное детство описано в рассказах о детях. В 1922г. Платонов выпустил первую книгу - поэтический сборник «Голубая глубина». В 1918-1921 гг. активно занимается журналистикой, совмещая ее с работой на железной дороге и учебой в Воронежском политехническом институте. В прозе Платонова мир предстает как противоречивая, часто трагическая целостность человеческого и природного бытия, в частности повести «Епифанские шлюзы», «Город Градов», «Река Потудань». В романах «Чевенгур», «Счастливая Москва », повести «Котлован», «Ювенильное море», «Джан» Платонов выражает неприятие навязываемых форм социалистического переустройства жизни. В годы войны Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная звезда». В созданных им рассказах о войне сохраняется присущая Платонову неоднозначность оценок, внутреннего конфликта человека и мира. Рассказ «Семья Ивановых» («Возвращение») вызвал резкую критику за «клеветничество» в адрес советской семьи.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/01/05/et...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010