Моя молодая жена получила достаточно долгосрочную визу во Францию – она могла оставаться здесь несколько месяцев. Я же по своей студенческой визе должен был сразу выехать в Великобританию. То была моя первая поездка в Англию. Она сразу полюбилась мне, показалась очень интересной. Это была старая, довоенная Англия, не та Англия, которую мы увидели позже, в 1960-е годы, когда она стала резко меняться. Это были устои, которые создавались в Англии в течение девятисот лет. В Англии Итак, я прибыл в Англию по приглашению профессора Николая Михайловича Зёрнова и был гостем его и его жены Милицы Николаевны. Когда я сказал ему, что хотел бы получить визу для жены, он задумался: «Знаете, это не так просто. Но надеюсь, что вы достигнете успеха». И дал мне советы, что нужно делать. У меня в Англии был родственник, я о нем уже рассказывал, Павел Павлович Родзянко, полковник. После встречи с королём Георгом V, которому он привёз сведения о екатеринбургском убийстве, а также собачку наследника Джой, он был сразу же приглашён королём на службу в Британской армии и стал служить в качестве полковника. Я приехал к нему и рассказал обо всем. Это была наша первая встреча. Он принял меня очень доброжелательно. Он тогда только что женился. Оба они с пониманием отнеслись к моим хлопотам. «Конечно, я сделаю всё, что могу, но знай, что здешние власти очень неохотно пускают кого бы то ни было в Англию, особенно русских эмигрантов. Поэтому нас тут очень мало – только при наличии особых связей и приглашений. Ведь Маруся едет просто как твоя жена, а ты – всего лишь студент... Постараюсь что-нибудь сделать». Потом я поехал к Голицыным, родственникам со стороны моей бабушки Голицыной. Мой отец родился в их имении Никольское. А чуть раньше произошло интересное совпадение: почти одновременно с открыткой от Николая Михайловича Зёрнова пришло письмо от тёти Кати Голицыной, которая, кстати сказать, была правнучкой или праправнучкой императора Николая I, потому что вышла замуж за князя Голицына из семьи герцогов Мекленбургских, которые были прямыми потомками Николая I. Так что здесь было и известное родство с царской семьёй – далёкое, но все-таки было. Тётя Катя, вообще говоря, была царского рода, её хорошо знали в Англии, в частности в Лондоне. И вот от неё пришло письмо, в котором она просила меня найти какую-нибудь девушку, которая могла бы вести её хозяйство.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

– А чем приходилось заниматься вашим родителям? – Моя мама преподавала в Великобритании во французской школе – Lycee France (Лисе Франс). А отец был профессором в одном из университетов. – И вы, естественно, родились в Англии? – Да, в Англии. Я жил и воспитывался в Лондоне. Да и сейчас я живу в доме, который наша семья пробрела в 1938 году, когда бежала из Берлина. Дело в том, что мои бабушка и дедушка жили в Берлине, но им пришлось бежать оттуда, они подвергались очень большой опасности. – Но, как я понимаю, ваши дедушка и бабушка продолжали свою активную общественную и церковную деятельность и в Великобритании? – Вообще-то моя бабушка, Мария Михайловна Зёрнова, является основательницей Пушкинского клуба – это знаменитый в свое время русский культурный центр. В 1952 году они с дедушкой основали этот клуб, а в пятьдесят седьмом купили дом в престижном квартале Ноттинг-Хилл Гейт (Notting Hill Gate), недалеко от посольства России. Дедушка был очень состоятельным человеком, и он купил этот дом в подарок моей бабушке. Там и разместился Пушкинский дом, сыгравший большую роль в сохранении русской культуры среди эмигрантов. Он был воплощением ее мечты, он был куплен специально для ее клуба, который она сама и создала. Вообще, все мои родственники, точнее говоря, мои деды, были во главе русской диаспоры на Западе: и во Франции, и в Великобритании. Во Франции двоюродная бабушка Софья Михайловна Зёрнова основала православный детский дом в Монжероне около Парижа. Это был приют для русских детей, оставшихся без родителей. Мои родственники построили несколько часовен. Одна часовня была построена в Можо, еще одна церковь была построена в Оксфорде и еще в Лондоне. Николай Михайлович Зёрнов создал Содружество святого Албания и преподобного Сергия. Это тоже известная организация. Но, к сожалению, несколько лет назад, уже после его смерти, дом содружества в Оксфорде продали. А ведь он был местом встреч между представителями христианского Востока и христианского Запада, там проходили собрания православных христиан, живущих в Оксфорде, и одновременно помещение его использовалось как часовня.

http://pravoslavie.ru/4693.html

Николай Зернов и его сестра, учившаяся вместе с ним на богословском факультете, стали организаторами православного студенческого кружка. Подобные этому кружку группы независимо друг от друга возникали в то время и в других европейских городах. Стихийно начавшийся процесс религиозно-общественного движения среди русской молодежи вскоре получил организационные формы благодаря Young Men Christian Association (YMCA). Поддержка, оказанная ею группам православной молодежи, совпала по времени с приходом к ним ряда выдающихся религиозных мыслителей, большинство которых были высланы из России в 1922 году. Результатом этого явилось создание Русского Студенческого Христианского Движения. После общеевропейского съезда кружков, который состоялся в местечке Пшеров (Чехословакия) в октябре 1923 года, Движение окончательно оформилось организационно. В процессе формирования Движения оно еще пользовалось доброжелательным вниманием митрополита Антония (Храповицкого) , но лишь до того момента, когда активное участие в нем деятелей YMCA сообщило ему экуменическую направленность. Это направление деятельности РСХД стало главным содержанием работы Н. Зёрнова . В 1923 году он впервые посетил Англию, участвуя в качестве наблюдателя в конференции Британского Студенческого Христианского Движения. О деятельности YMCA среди русской молодежи в то время он впоследствии вспоминал, что она «была ... для нас введением в то движение для примирения христиан, которое вскоре получило название экуменического. Вся зару6ежная церковь раскололась на почве положительного или отрицательного отношения к этой задаче» 4 . С 1925 года работа РСХД охватила 6ольшинство стран Европы, включая государства Прибалтики. Центром Движения 6ыл Париж. Туда в 1925 году по окончании богословского факультета перебирается Николай Зёрнов , всецело отдавшись ра6оте в Движении как секретарь и редактор печатного органа Движения «Вестник РСХД». Являясь активнейшим деятелем Движения, Зёрнов пребывал в эпицентре драматического процесса церковного раскола в Русском Зарубежье.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

И если я продолжаю считать некоторые из его «экуменических» идей ошибочными (например – об «общении в таинствах» с инославными), то хочу засвидетельствовать и вот о чем: он был одним из тех, очень немногих, православных участников экуменического движения, для которых разделение между христианами были постоянной личной болью и страданием. Для многих других, думаю – для большинства – «экуменизм» был своего рода академической проблемой, учеными спорами ученых. Для H. М. он был жизненной драмой; отсюда – его нетерпение, горячность... Что-то в его трудах, в его идеях отсеется. Но навсегда останется образ его как носителя и проповедника православия светлого, радостного, любовного, может быть, нужно добавить: православия русского, православия не только «обличающего», но и милующего... В одном из рассказов Чехова старенький, опустившийся, запрещенный священник говорит самодовольному и горделивому «обличителю»: «...наказующие всегда найдутся, ты бы милующих поискал...». Вот таким милующим был и H. M., таким останется и в нашей благодарной памяти и верю, в памяти России. 1 Tom I: На Переломе (Три поколения одной Московской Семьи, Париж, YMCA-PRESS, 1970. Tom II. За Рубежом (Белград, Париж, Оксфорд). Париж, YMCA-PRESS, 1973. 2 Вот главный перечень книг H. М. на английском языке: Moscow the Third Rome (1937), St. Sergius Builder of Russia (1939), Three Russian Prophets (Khomiakov, Dostoevsky, Soloviev (1944), The Russians and Their Church (1945), The Church of the Eastern Christians (1942), The Reintegration of the Church (1952), Eastern Christendom (1961), Orthodox Encounter (1961), The Russian Religious Renaissance of the 20 Century (1974) (есть и перевод). По-русски, кроме указанной автобиографии: Вселенская Церковь и Русское православие (1952). Читать далее Источник: Собрание статей, 1947-1983 : [сборник]/Прот. Александр Шмеман ; [сост. и ред. Е.Ю. Дорман ; предисл.: А. Кырлежев]. - Москва : Русский путь, 2009. - 894 с./Памяти Николая Михайловича Зёрнова. 879-882 с. ISBN 978-5-85887-300-6 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕДИНЕНИЕ РУССКИХ ПРАВОСЛАВНЫХ СТУДЕНТОВ ЛАТВИИ («Русское православное студенческое единение»), правосл. самоуправляющаяся орг-ция Латвии в 20-30-х гг. ХХ в., входящая в состав Русского студенческого христианского движения (РСХД). I съезд РСХД в Прибалтике. Фотография. Авг. 1928 г. I съезд РСХД в Прибалтике. Фотография. Авг. 1928 г. Первым внимание на необходимость организации активной религ. работы среди рус. молодежи Латвии в 20-х гг. обратил «Христианский союз молодых женщин» (YWCA). При YWCA в Риге действовал религ. комитет, по инициативе которого в 1925 г. под рук. Н. И. Мишеева и В. В. Преображенского был образован «Библейский кружок». Вопрос о создании в Латвии молодежной орг-ции, предметом занятий которой стало бы изучение Православия и вопросов религ. культуры, впервые был поставлен перед молодежью YWCA секретарем РСХД С. М. Зёрновой, посетившей Ригу в кон. марта 1927 г. Толчком к объединению правосл. молодежи Риги стали лекции Н. А. Бердяева , прочитанные им в Латвии 31 марта - 3 апр. 1927 г. 3 апр. в Риге состоялась беседа Бердяева с рус. молодежью о религ. работе рус. студенчества за рубежом и о деятельности РСХД. В результате этой беседы при YWCA был образован «Студенческий кружок». К кон. 1927 г. при Рижской рус. гимназии Н. С. Винзарайс был создан «Кружок молодежи по изучению церковной истории им. проф. В. В. Болотова» («Гимназический кружок»). 4 дек. того же года состоялось 1-е общее собрание членов кружков, на к-ром было решено создать орг-цию «Русское православное студенческое единение» (РПСЕ). В янв. 1928 г. Ригу посетили председатель РСХД В. В. Зеньковский и секретарь РСХД С. М. Зёрнова, с 29 февр. по 4 марта - С. Л. Франк . 18 мая того же года в Рижский окружной суд было подано прошение о регистрации об-ва «Русское православное студенческое единение» (Krievu Pareiztic g Studentu Vien ba). Учредителями его являлись Н. П. Литвин, Д. В. Буковский, А. Шалин, П. Буцен, Г. Зайц. 2 июня РПСЕ было официально зарегистрировано. Постоянным помещением об-ва стал церковный дом рижского Благовещенского прихода (Тургеневская ул., д. 21 а, кв. 8).

http://pravenc.ru/text/189545.html

В Лютовницу мы приехали уже как жених и невеста. Какая радость была там – трудно описать. Это был кусочек старой России, переброшенной из довоенного Курска в сербскую Лютовницу. Это был духовный оазис и для местных сербов, они обожали своего священника. Он не был богословом, не кончал Духовной академии, а учился в семинарии. Он не имел времени всерьёз заниматься богословием, но был истинным пастырем. Потому и семья у него была такая. Потому и дочка его почувствовала, что не может быть матушкой: для неё положение матушки было высоким, значительным и глубоким, и она считала, что его недостойна, что никогда не сможет быть такой, как её мать. Что произошло потом и какой подвиг она взяла на себя, это уже другая история. Ведь жизнь-то наша не была светлой и радостной, как тогда в Лютовнице. Приближалась война, и впереди было много горя. Но так или иначе, мы вернулись в Белград уже женихом и невестой. Радость моих родителей была такая же. Все полюбили Маню. Особенно торжествовала моя сестра, которая уже не скрывала, что оказалась удачливой свахой. Синод Сербской Православной Церкви благословил меня ехать в Лондон, в аспирантуру. Митрополит Анастасий, который впоследствии рукополагал меня во священники, стал главой Русской Православной Церкви после митрополита Антония. Его кончину, мое горе в связи с этим и его похороны я здесь не описываю – это особая статья, трогательная и незабываемая. Я был около него среди очень немногих в момент его кончины. Это был 1936 год. А в 1937 году по его благословению, данному мне раньше, я женился. Женитьба. Приглашение профессора Н. М. Зёрнова Свадьбу сыграли сразу же после Успения в 1937 году. Кончился Успенский пост, и мы под венец... Венчали нас все три священника русской церкви в Белграде – настоятель, отец Петр Беловидов, отец Владислав Неклюдов, который в то время был моим духовником, и отец Виталий Тарасьев. После свадьбы состоялось наше первое свадебное путешествие в Венецию. И потом в другие места, но в южной Венеции довольно долго задержались... Я говорю «первое», потому что было и второе – в Лютовницу. Мы приехали туда, а вся семья уехала куда-то на лето отдыхать, и мы были там вдвоём.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

Диссертация ещё не была закончена, но я должен был содержать семью. К тому времени я уже сносно говорил по-английски. И вдруг мне предлагают контракт – быть разъездным лектором православного богословия по различным англиканским колледжам и церквям. Моя зарплата оказалась достаточной, чтобы на неё жила моя семья. Все это было устроено благодаря помощи Николая Михайловича Зёрнова и его друзей-англичан. 1 сентября 1939 года я должен был приступить к своим обязанностям. В этот день гитлеровская Германия вторглась в Польшу. Началась война. 3 сентября 1939 года состоялась моя первая и последняя лекция. В этот день Великобритания объявила войну Германии. А в моём контракте было сказано, что в случае войны его действие прекращается. О лекциях пришлось забыть, я начал работать на ферме. Моя обязанность – доить коров. Казалось бы, дело несложное, но у меня ничего не получалось – коровы брыкались и не давали себя доить. Тогда хозяин-фермер перевёл меня из коровника в поле на уборку репы. Началась совершенно новая, другая жизнь. Мы оказались отрезанными от мира. Семья англиканского священника выказала нам трогательное гостеприимство. Мы могли жить у них до того времени, когда сможем вернуться в Югославию или уехать куда-то ещё. Но из Министерства иностранных дел поступило распоряжение, что все находящиеся в Великобритании иностранные граждане не имеют права покидать Англию и должны ждать, когда им будет дано такое разрешение. За всеми иностранцами следили. Я несколько раз ездил в Лондон. Его уже бомбили. Я написал в Америку моему другу владыке Виталию, который в свое время активно помогал мне в деле примирения митрополитов Антония и Евлогия. До революции он был очень известен. К нему в Почаевскую лавру стекались тысячи верующих. Теперь он был архиепископом в Америке. В письме я рассказал ему о своём положении. Он ответил: приезжай, будешь преподавать Закон Божий там-то и там-то, оформляй визу. Но визу нам выдать отказались. Между тем переписка с родителями – моими и Марусиными – шла постоянно. Мы сообщили, что предполагаем ехать в Америку и ждём только возможности выезда. И вдруг приходит ответ из Югославии: «Нет нашего родительского благословения вам пересекать Атлантический океан в это лютое время! Мы слишком хорошо помним, что было совсем недавно с «Титаником " ». Ну, для нас это было непросто: раз нет благословения родителей – а подписались все четверо, и её, и мои родители, – значит, надо повиноваться. И ещё приписывают: у нас все благополучно, Югославия нейтральна, здесь войны нет и не будет, и всё очень дёшево, возвращайтесь скорее домой. Конференция в Ковентри

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Rodzya...

19 сент. 1960 г. Синод РПЦ удовлетворил это прошение и уволил Н. с должностей управляющего Московской епархией и председателя Издательского отдела РПЦ. В момент принятия этого решения Н. находился в отпуске в Сухуми. По возвращении в Москву Н. не позволили отслужить в его бывш. кафедральном храме последнюю литургию и попрощаться с паствой. В нояб. того же года он был также освобожден от членства в Советском комитете защиты мира. Последние месяцы жизни Н. прошли в аварийном доме в Бауманском пер. в Москве, он посещал московские храмы, молился вместе с др. верующими. После увольнения ему удалось лишь дважды отслужить литургию - на патриаршей рождественской службе 1961 г. в Богоявленском соборе в Елохово и в Светлый четверг в трапезной церкви Троице-Сергиевой лавры. В нояб. Н. после инфаркта миокарда был помещен в московскую Боткинскую больницу, где и скончался, причастившись перед кончиной переданными ему Св. Дарами. 15 дек. 1961 г. заупокойную литургию в трапезной церкви Троице-Сергиевой лавры возглавил Крутицкий и Коломенский митр. Питирим (Свиридов) в сослужении Ярославского и Ростовского архиеп. Никодима (Ротова) и Дмитровского еп. Киприана (Зёрнова ; впосл. архиепископ), лаврского и московского духовенства. Чин архиерейского отпевания возглавил патриарх Алексий I в сослужении 9 архиереев. Гроб с телом Н. поместили в нишу в крипте Смоленской ц. лавры. Лит.: Шаповалова А. Митр. Крутицкий Николай//ЖМП. 1945. 4. С. 47-55; Никонов В. Высокопреосв. Николай, митр. Крутицкий и Коломенский (1892-1922-1952)//Там же. 1952. 4. С. 9-21; он же. Славное сорокалетие (1914-1954)//Там же. 1954. 11. С. 19-22; Ястребов А., псевд. [Старокадомский М. А.]. Высокопреосв. митр. Николай как поборник церк. единства//Там же. С. 50-52. Днепров Р. Собиратель//Там же. С. 53-58; Савинский С., прот. Догматический элемент в проповедях митр. Крутицкого и Коломенского Николая//Там же. 5. С. 48-50; Доктусов Н. Митр. Крутицкий и Коломенский Николай как церк.-общественный оратор//Там же. С. 51-59; Теплов В.

http://pravenc.ru/text/2566030.html

В 1946 году начались попытки вывода Белградского богословского факультета из состава Белградского университета. Священный Синод СПЦ во главе с митрополитом Скопленским Иосифом решительно воспротивился этому процессу. Однако 15 февраля 1952 года правительство Народной Республики Сербии по предложению министра-председателя Совета по образованию, науке и культуре М. Митровича приняло решение об упразднении Белградского богословского факультета как государственного учебного заведения, и уже на следующий день университетский совет образовал комиссию по ликвидации факультета. СПЦ приложила все усилия к тому, чтобы факультет остался в составе университета, но эти старания не увенчались успехом. Все заботы о материальном обеспечении легли на Церковь. Но тяжелое материальное положение Белградского богословского факультета не повлияло на количество желающих учиться: в 1952/53 учебном году на факультете обучалось 240 студентов, из них 129 составляли вновь поступившие. В 1997/98 учебном году на факультете училось 432 студента, из них 84 студентки и 187 первокурсников. В настоящее время Белградский богословский факультет имеет кафедры: Священного Писания Ветхого Завета, Священного Писания Нового Завета, философии, энциклопедии теологии, истории религии, общей истории Церкви, истории СПЦ, патрологии, догматики, литургики, педагогики и методики преподавания, агиологии, христианской антропологии, пастырской психологии, гомилетики и пастырского богословия, церковного права, русского, английского и немецкого языков, церковного пения и основ музыки. Факультет закончило большое число епископов, преподавателей высших и средних богословских учебных заведений СПЦ. Здесь учились студенты из России, Чехии, Словакии, Болгарии, Греции, Албании, Венгрии, Германии и других стран. Из наиболее известных преподавателей, сотрудников и студентов Белградского богословского факультета можно назвать: библеистов Димитрия Стефановича и Милоша Ерделяна, литургиста Лазара Мирковича, византологов архим. Филарета (Гранича) и Драгутина Анастасиевича, догматистов архимандрита Иустина (Поповича) и Стояна Гошевича, археолога Душана Глумаца, философа Борислава Лоренца , канониста С. В. Троицкого , психолога Радмила Вучича, лингвиста Боголюба Чирковича, историков Радослава Груича, Викентия Фрадинского , Душана Кашича, акад. еп. Шумадийского Савву (Вуковича) , еп. Афанасия (Евтича) , еп. Будимского Даниила (Крстича) , еп. Иоанна (Максимовича) , Н. М. Зёрнова, проф. Оксфордского университета Николая Афанасьева , профессоров Богословского института св. Сергия в Париже В. В. Зеньковского и епископа Антония (Бартошевича) , академика Димитрия Богдановича, архимандрита Киприана (Керна) .

http://drevo-info.ru/articles/11633.html

Лит.: Аполлос (Алексеев), архим. Патриарх Иоаким//ЧОИДР. 1848. Год 3. 7. С. 123-136 (переизд.//Макарьевские чт. Можайск, 2004. Вып. 11. С. 328-340); Горский И., свящ. Патриарх Всерос. Иоаким (Савёлов) в борьбе с расколом//Странник. 1864. 2. С. 51-100; 3. С. 101-124; Гаврилов А. Лит. труды Патриарха Иоакима//Там же. 1872. 2. С. 89-112; он же. Отношение Патриарха Иоакима к Киев. митрополии и к киев. ученым в Москве//Там же. 1873. 7. С. 22-32; 8. С. 97-137; Ивановский Н. И. Мнимая священническая присяга патриарха Иоакима//ПС. 1873. Ч. 2. 7. С. 336-363; Смирнов П., свящ. Иоаким, Патриарх Московский. М., 1881; Белокуров С. А. Сильвестр Медведев об исправлении богослужебных книг при Патриархе Никоне и Иоакиме. СПб., 1885; Барсуков Н. П. Всерос. Патриарх Иоаким Савёлов. СПб., 1891; Савёлов Л. М. Род дворян Савёловых (Савёлковы). М., 1895. С. 23-29; он же. Грамоты рода Савёловых. М., 1912; Попов П. Н. Соборы патриарха Иоакима на митр. Смоленского Симеона//Смоленская старина. 1909. Вып. 1. С. 313-343; Записки о вступлении на Новгородскую митрополию митр. Иоакима и Евфимия. СПб., 1913; Савёлов Д. М. Вековая несправедливость: О патриархе Иоакиме (И. П. Савёлове). М., 1915; Зёрнова А. С. Книги кирилловской печати, изданные в Москве в XVI-XVII вв.: Свод. кат. М., 1958. С. 102, 345; С. 104, 351; С. 110, 374, 375, 377; С. 112, 384; С. 116-117, 405, 406; Лаппо-Данилевский А. С. История рус. обществ. мысли и культуры XVII-XVIII вв. М., 1990. С. 85, 153-165, 203-226, 232, 234, 241-242; Соловьёв. История. М., 1991. Кн. 7. С. 188-189, 275-276, 300-301, 306-307, 309-310, 419-421; Каган М. Д. Житие Иоакима патриарха//СККДР. 1992. Ч. 1. С. 351-355; Зиборов В. К. Иоаким//Там же. 1993. Вып. 3. Ч. 2. С. 53-57; Яламас Д. А. Приветствия учеников Славяно-греко-латинской академии Московскому Патриарху Иоакиму//The Legacy of Saints Cyril and Methodius to Kiev and Moscow. Thessal., 1992. P. 513-519; Макарий. История РЦ. Кн. 7. С. 238, 246, 251, 271, 320; Полознев Д. Ф. Московские патриархи Иоасаф II, Питирим, Иоаким и Адриан// Макарий. История РЦ. Кн. 7. С. 470-495; он же. Русская Православная Церковь в XVII в.//ПЭ. Т. РПЦ. С. 92-96; Стефанович П. С. Приход и приходское духовенство в России в XVI-XVII вв. М., 2002. С. 91-94, 101, 133-139, 212; Волкова Л. П. Девятый Всерос. Патриарх Иоаким (Савелов): Мат-лы из истории можайского боярского рода Савеловых//Макарьевские чт. 2003. Вып. 10. С. 579-592; Макарьевские чт. Можайск, 2004. Вып. 11. Патр. Иоаким и его время; Седов П. В. Закат Московского царства: Царский двор кон. XVII в. СПб., 2006 (по указ.); Булычев А. А. О светской карьере будущего Московского патриарха Иоакима (Савёлова)//ДРВМ. 2009. 4(38). С. 33-35; Фонкич Б. Л. Греко-славянские школы в Москве в XVII в. М., 2009 (по указ.).

http://pravenc.ru/text/468879.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010