И у Матфея, и у Марка поучение из лодки предваряется красочным зачином, позволяющим увидеть происходившее как на картине. Крупнейший специалист по Евангелию от Марка Дж. Маркус отмечает, что в начале 4-й главы этого Евангелия внимание читателя трижды переключается с Иисуса на толпу и обратно: [%И опять начал учить при море; [%и собралось к Нему множество народа, [%так что Он вошел в лодку и сидел на море, а весь народ был на земле, у моря. [%И учил их притчами много, [%и в учении Своем говорил им: слушайте… ( Мк. 1:1–3 ) 91 . Это переключение внимания читателя с Иисуса на его слушателей подобно действию видеокамеры в документальном фильме, наезжающей то на лектора, то на его аудиторию: «туда и сюда, взад и вперед – камера движется между Иисусом и толпой» 92 . В Евангелии от Матфея мы видим аналогичную картину: выйдя из дома, Иисус сел у моря; к Нему собралось множество народа, так что Он должен был войти в лодку ( Мф. 13:1–2 ). О том, что Иисус учил людей из лодки, упоминают только Матфей и Марк; Лука ничего не говорит ни о лодке, ни о море ( Лк. 8:4 ). При этом у Матфея слушателями Иисуса являются χλοι πολλο («большие толпы»), у Луки χλος πολς («большая толпа»), у Марка же χλος πλεστος («еще бльшая толпа», чем та, о которой упоминалось прежде). У Матфея Иисус поучал людей много притчами, у Марка учил их притчами много, а у Луки начал говорить притчею. Употребление множественного числа в первом и втором случае указывает на то, что читателю будет предложена серия притч; в третьем же случае приводится только одна притча и другие не следуют за ней без перерыва. Указание Марка на еще бльшую толпу связывает поучение из лодки с двумя предшествующими эпизодами. В одном из них множество народа следует за Иисусом из Галилеи, Иудеи, Иерусалима, Идумеи и из-за Иордана, а также из окрестностей Тира и Сидона. Иисус же говорит ученикам, чтобы готова была для Него лодка по причине многолюдства, дабы не теснили Его. Марк далее поясняет, что имевшие язвы бросались к Нему, чтобы коснуться Его, а бесноватые падали перед Ним и кричали: Ты Сын Божий ( Мк. 3:7–11 ). В другом эпизоде Иисус представлен учащим внутри дома, где было так тесно, что ученикам невозможно было и хлеба есть ( Мк. 3:20 ). Картина огромной толпы, окружавшей Иисуса повсюду, неотступно следовавшей за Ним по пятам, образы бросавшихся к Нему людей, вопли бесноватых – все это резко контрастирует с той обстановкой, в которой начинается поучение из лодки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Указ, соч. Т. 1, стр. 240–241). 58 Ассиро-вавилонская религия (из соч. Г. Раулинсона). Религия халдеев. Труды Киев. дух. Академии 1884 г. Т. 3. стр. 124–5. 68 Сравн. Втор. 32:15 : «утучнел, отолстел и разжирел (Израиль), и оставил он Бога, создавшего его». Также Осии 13:6 : «имея пажити, они были сыты, а когда насыщались, то превозносилось сердце их, и потому они забывали Меня « . Там же, 10:1: «чем более у Израиля плодов, тем более умножает жертвенники; чем лучше земля у него, тем более украшают они кумиры » . 86 В так называемых «папирусах исхода» Heath прочитал указание на исход евреев из Египта и даже на лица, обозначенные в Библии, а другие египтологи ничего подобного не нашли, кроме каких-то семейных писем, трактующих о вопросах нравственных и общественных. (Хрисанф. Указ. соч. стр. 12). В папирусе «Анастаси И» Лаут находит один смысл (ему нужный), а Бругш – совсем другой. (Чтения в общ. люб. дух. просвещения. 1880 г. ч. 2, стр. 558–9. 89 В орфических гимнах Кронос представляется в связи с луною: солнце его отец, а луна – мать. Хрисанф. указ. соч. Т. 2, стр. 362. 91 Зевс – бог атмосферных явлений, наиболее поразительных для человека, помрачающих небо, солнце и луну, и потрясающих землю. Гезиод при самом рождении Зевса обозначил его, как отца богов и людей «от грома которого содрогается обширная земля», стр. 125. 97 Более ясно пантеистическая идея выразилась в сказании Гезиода о различных генерациях людей, следовавших одна за другой. Сначала был род «золотой». Люди жили беспечально, как боги. Земля скрыла этот род, и его представители стали добрыми духами, хранителями смертных людей. Потом боги произвели род «серебряный», худший первого. И его скрыла земля, и т. д., до рода, «железного», самого несчастного, дожившего до времени Гезиода (Opera et Dies. Стр. 9–15). Это напоминает те генерации существ, которые последовательно творил Брама и которые не годились для заселения земли, так как в них Брама ещё недостаточно овеществился. 105 Более подробно изложено это в брошюре автора: К вопросу о библейской истории миротворения.

http://azbyka.ru/otechnik/Yakov_Bogorods...

(17) И да будет благоволение Господа, Всесильного нашего, на нас, и творение рук наших утверди нам, творения рук наших утверди! 91. (1) Живущий под покровом Всевышнего, под сенью Всемогущего покоящийся! (2) Скажу я Богу: «[Ты] – защита моя и оплот мой, Всесильный мой, на Которого я полагаюсь». (3) Ибо Он спасет тебя от западни, от губительного мора. (4) Крылом Своим прикроет Он тебя, под крыльями Его ты приютишься, щитом и кольчугой [будет для тебя] Его истина. (5) Не будешь бояться ни страхов ночных, ни стрелы, летящей днем, (6) ни мора, который во мраке ходит, ни гибели, свирепствующей в полдень. (7) Падут возле тебя тысяча, мириада – по правую руку твою, но к тебе не подойдут. (8) Только глазами своими смотреть будешь, возмездие злодеям увидишь. (9) Ибо ты [сказал]: «Бог - укрытие мое», Всевышнего избрал ты приютом твоим. (10) Не случится с тобою несчастья, беда не приблизится к шатру твоему. (11) Ибо ангелам Своим заповедал Он о тебе – охранять тебя на всех путях твоих. (12) На руках они будут нести тебя, чтобы не споткнулась о камень нога твоя. (13) На льва ли, на аспида наступишь, топтать будешь молодого льва и дракона. (14) «Ибо он Меня возжелал – Я его избавил; его Я возвышу, ибо имя Мое он познал. (15) Ко Мне он взывает – Я отвечаю ему, с ним Я вместе в беде. Я его избавляю и прославляю. (16) Долголетием насыщу его и явлю ему спасение Мое». 92. (1) Песнь на день субботний. (2) Хорошо славить Бога и петь имени Твоему, Всевышний, (3) возвещать утром милосердие Твое, истину Твою – в ночи, (4) на десятиструнной и на лире, голосом в сопровождении арфы. (5) Ибо Ты возвеселил меня, Бог, деянием Твоим: я ликую о творениях рук Твоих. (6) Как велики творения Твои, Бог! Очень глубоки мысли Твои! (7) Человек неразумный не знает, глупец не уразумеет этого. (8) Когда процветают злодеи – [это] как трава, [когда] все творящие кривду цветут - [это для того], чтобы быть истребленными на веки (9) А Ты высок вовеки, Бог! (10) Ибо вот, враги Твои, Бог, вот враги Твои пропадают, распадаются все творящие кривду.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

(16) Да явится пред рабами Твоими деяние Твое, и слава Твоя – над сынами их. (17) И да будет милость Г-спода Б-га нашего на нас, и дело рук наших утверди для нас, и дело рук наших утверди. 91 (1) Живущий под покровом Всевышнего в тени Всемогущего обитает. (2) Скажу Г-споду: убежище мое и крепость моя – Б-г мой, на которого полагаюсь я, (3) Ибо Он спасет тебя от сети птицелова, от мора гибельного. (4) Крылом Своим Он укроет тебя и под крыльями Его найдешь убежище, щит и броня – верность Его. (5) Не устрашишься ужаса ночного, стрелы, летящей днем, (6) Мора, во мраке ходящего, чумы, похищающей в полдень. (7) Падет возле тебя тысяча, и десять тысяч – по правую руку твою: тебя не достигнет. (8) Только глазами своими смотреть будешь и возмездие нечестивым увидишь, (9) Ибо Ты, (сказал): Г-сподь, – оплот мой, Всевышнего сделал ты обителью своей. (10) Не случится с тобой беды, и бедствие не приблизится к шатру твоему, (11) Потому что ангелам Своим Он заповедает о тебе – хранить тебя на всех путях твоих. (12) На руках они понесут тебя, чтобы не споткнулась о камень нога твоя. (13) На льва и на аспида наступишь, топтать будешь льва и дракона. (14) " Ибо он возлюбил Меня, и Я избавлю его, укреплю его, ибо он узнал имя Мое. (15) Он воззовет ко Мне, и Я отвечу ему, с ним Я в бедствии, спасу его и прославлю его. (16) Долголетием насыщу его и дам ему увидеть спасение Мое " . 92 (1) Псалом. Песнь на день субботний. (2) Хорошо славить Г-спода и петь имени Твоему, Всевышний, (3) Возвещать утром милость Твою, и верность Твою – ночью, (4) На десятиструнной и на арфе, торжественной песней на кинноре, (5) Потому что возвеселил Ты меня, Г-споди, деянием Твоим, делам рук Твоих радуюсь я. (6) Как величественны дела Твои, Г-споди, очень глубоки помыслы Твои. (7) Человек невежественный не знает и глупец не понимает этого. (8) Когда разрастаются нечестивые, как трава, и процветают все творящие беззаконие, (это для того), чтобы быть истребленными навеки. (9) А Ты, Г-сподь, возвышен вовеки. (10) Ибо вот враги Твои, Г-споди, ибо вот враги Твои сгинут, рассеются все творящие беззаконие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=183...

Они самовольно и дерзко отнимают у небесного Судии право судить всех людей. «У нас един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?» – спрашивает апостол Иаков ( Иак. 4:12 ). Зачем предвосхищаешь, как фарисей, суд Божий и судишь другого? Будем беречься, чтобы не случилось с нами за осуждение других чего худого и страшного. Вот что было с одним монахом – аввою Исааком Фивским. «Быв в соседнем монастыре, – разсказывал сам о себе Исаак, – я заметил в нем одного монаха нерадивой жизни и мысленно осудил его; а когда возвращался к своей келлии, то в самых дверях предстал пред мною Ангел и строго сказал: «Спаситель повелел мне узнать твое мнение: что должно сделать с монахом, осужденным тобою?» Исаак почувствовал вину и, повергшись пред Ангелом, каялся и просил молитв. «Встань, – сказал Ангел, – на этот раз Господь прощает тебя, но впредь страшись осуждать твоего брата, прежде нежели Господь осудит его, иначе и в сию келлию впущен не будешь» («Учил. благоч.» т. 1-й, стр. 128). 5. Разсказы о том, что не должно осуждать наших ближних 1 . Один брат в ските пал в грех . Братия собралась и послала за аввою Моисеем; но он не хотел идти. Пресвитер (священник) опять послал звать его таким образом: «Иди, тебя ожидает собрание». Авва Моисей встал и пошел. Взяв корзину с дырами и наполнив ее песком, он нес ее позади себя. Братия, вышедшие к нему навстречу, спрашивают его: «Что это такое, отец?» Старец отвечал им: «Это грехи мои сыплются позади меня, но я не смотрю на них, а пришел теперь судить чужие грехи». Братия, услышав это, ничего не стала говорить согрешившему брату и простила его (из «Достоп. сказ. о подв. св. и блажен. от.»). 2 . В одном монастыре жили два брата, и каждый из них удостоился видеть благодать Божию на брате своем 91 . Однажды случилось, что один из них в пяток вышел из монастыря и увидел кого-то ядущего утром и сказал ему: «В пяток ты ешь в такой ранний час?» В следующий день было собрание, куда пришел и брат, отлучившийся из монастыря и произнесший осуждение по поводу нарушения поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

3 . Рассмотрим то место, где, как сказано, пребывает пророчество и где, как написано, находится его обиталище. Сказано: «[Девора] жила под пальмою, между Рамою и Вефилем» ( Суд.4:5 ). Пророчество обитает «под пальмою», потому что, как говорит Давид, «Праведник цветет, как пальма» ( Пс.91:13 ), ибо это пророчество ведет наученного ею к пальме «вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (ср. Фил.3:14 ). Еще сказано, что она живет «между Рамою и Вефилем». «Рама» переводится как «высоты», а «Вефиль» – «дом Бога». Обратите внимание, где живет пророчество – между высотами и домом Бога. Ибо в отношении обиталища пророчества невозможно ничего низменного, ничего ничтожного, ничего недостойного; как и Соломон, описывая жилище премудрости, говорит, что она обитает «при входах в городские ворота», на крепостных стенах и «возвышает голос свой» на высоких башнях (ср. Прит.1:20–21 ). Потому и сказано, что пророчество, представленное теперь в Деворе, обитает между домом Бога и высотами. Ибо оно учит нас искать не земного, но «горнего, где Христос сидит одесную Бога» (ср. Кол.3:1–2 ); сюда пророчество призывает нас взойти, сюда хочет возвести учеников своих. 4 . Итак, прежде всего женщина эта, как сказано, «послала и призвала Варака» ( Суд.4:6 ). «Варак» означает «вспышка». Конечно, вспышка есть свет, но свет непостоянный, ибо он светит ярко, но малое время и гаснет. Поэтому Варак, как мне видится, являет собой образ первого народа, который прежде всего был призван пророчеством слушать слово Божье и принимать дары Божественного закона, и он краткое время ярко горел и светился в сиянии закона, но не мог поддерживать этот свет долгое время и сохранять постоянную его яркость. И потому Девора сказала Вараку, то есть пророчество – первому народу: «Повелевает тебе Господь Бог Израилев: пойди, взойди на гору Фавор и возьми с собою десять тысяч человек» ( Суд.4:6 ), и прочее, что написано; посмотрим, что ответил пророчеству Варак, олицетворяющий народ: «Если ты пойдешь со мною, пойду; а если не пойдешь со мною, не пойду» ( Суд.4:8 ). Ты видишь, как пророчество донесло первому народу сказанное Богом, что дано ему повеление взойти на гору; но он извиняется и говорит: «Если не пойдешь со мною, не пойду».

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

(91, 1) Этот вопрос мы обсудим подробнее, когда дойдем до обоснования единства Бога, Который даровал Закон, Пророков и Евангелие (поскольку это очень важно). Вернемся к непосредственной теме нашего теперешнего рассуждения. (2) Если для того, чтобы победить смерть, была создана особая раса людей, то значит со смертью справился вовсе не Христос, если, конечно, не прибегнуть к допущению, что он той же природы, что и они. Если он все-таки победил смерть и это никак не затронуло особую расу, тогда смерть победила не та раса соперников Демиурга, в образ «промежуточного духа» которых он вдохнул высшую жизнь; ведь в их учении говорится, что все это произошло благодаря их Матери. (3) Если же они утверждают, что они вместе с Христом борются против смерти, как об этом говорит их тайное учение, то пусть они сами попытаются решить проблему с божественной силой Творца, поставив творение превыше Его; ведь именно оно стремится спасти душевный образ, избавить который от гибели Он не в силах. (4) Так Господь оказывается выше Бога Творца, поскольку сыновья никогда не удовлетворяется своим положением по отношению к отцам, особенно среди богов. (92, 1) Однако мы отложим пока доказательство того, что Творец всего и всемогущий Господь является Отцом Сына, и покажем в свое время, что, вопреки мнению еретиков, именно Он является единственным Богом, провозглашенным [в Писании]. 737 (2) Апостол так говорит о претерпевании мучений: «Сие от Бога. Потому что вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него. Таким же подвигом, кокой вы видели во мне и ныне слышите обо мне. (3) И если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада в любви, если есть какое общение духа, если есть какое милосердие и сострадательность, то дополните мою радость, имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны». (4) «И если стану жертвою во служение веры, то радуюсь и сорадуюсь вместе с вами», – согласно Посланию к Филиппийцам, которых он называет «соучастниками в благодати». 738 Не называет ли он их едиными с ним душой и «душевными»? (5) Подобным же образом и, говоря о себе и Тимофее, он пишет: «Ибо я не имею никого столь же равного душой (σψυχον), кто столь бы искренно заботился о вас. Потому что все преследуют свою выгоду, а не то, что угодно Иисусу Христу» ( Флп. 2:20–21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

Если же это не так, то мы окунаемся в бездну предопределения, которое своим логическим завершением имеет торжество языческого рока. Там же, где царствует рок, нет места Божественной Любви. 1 См.: Геродот. История в девяти книгах. Клио. 91. «Наука». Л. 1972. С. 40. Это вполне можно сравнить с ободряющими словами прп. Сергия Радонежского благоверному князю Димитрию Донскому накануне Куликовской битвы: «Се зрел твою победу!» 3 Х. Генри Митер. Основные идеи кальвинизма. CRC World Literature Ministries. «Христианский мост», 1995. С. 51. 6 Теологумен (греч. theologoumenon) – богословское мнение, не являющееся общеобязательным для всех христиан. 9 Прокопчук А., свящ. Предопределение в Евангелии от Иоанна//XVII Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. Материалы. Том 1. – М.: ПСТГУ, 2007. С. 45. 10 «Резко выраженная идея предестинации избранных или данных Христу Отцом учеников содержит в себе несомненные догматические трудности для понимания. Очевидно, такой предестинационизм не соответствует всему духу Евангелия любви». Булгаков С. , прот. Богословие Евангелия Иоанна Богослова//Вестник РСХД. Париж, 1982. С.36. Цит. по: Прокопчук А., свящ. Указ. соч. С.42. 13 Кенозис (греч. κνωσις – уничижение, истощение) – святоотеческая концепция, полагающая Божественное самоуничижение Христа через Его воплощение в человеке вплоть до вольного принятия Им крестного страдания и смерти. 17 Можно, в качестве примера, вспомнить молящегося под смоковницей будущего апостола Нафанаила (см. Ин. 1:45–49 ), для которого слова Христа: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя ( Ин. 1:48 ) прозвучали как гром среди ясного неба, ибо Кто его мог видеть под этой самой смоковницей, если, как доносит до нас Священное Предание, сам Нафанаил молился под ней о пришествии в мир Мессии; или праведного Симеона Богоприимца: Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня ( Лк. 2:25–26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Timako...

Кто же, однако, на самом деле после апостолов вступил в отправление пастырского служения и по какому праву? Сами протестанты видят, что не вся христианская община и не каждый член ее порознь, а только те, которых ставили на это апостолы, т. е. особое сословие. Первоначально эти лица выбирались из старших по возрасту и потому назывались πρεσβτεροι (т.е. старцы или старшие). 89 И уже на первых порах эти «пресвитеры» вместе с апостолами составляли особое привилегированное сословие в Церкви. Когда в Антиохии поднялся вопрос об обрезании верующих из язычников, тогда Павлу и Варнаве и некоторым другим положили «отправиться по сему делу к апостолам и пресвитерам в Иерусалим… Апостолы и пресвитеры собрались для рассмотрения сего дела " … и рассудили послать в Антиохию депутацию, «написав и вручив им следующее: апостолы и пресвитеры и братия находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братьям из язычников: радоваться» и пр. ( Деян. 15:1–29 ). Способом поставления пресвитеров на церковное служение было «возложение рук». Но это не было просто человеческим делом, как благословение и сообщение власти, а было очевидным посредством божественного поставления и благодатного одарения. Не в этом только случае, а и вообще, когда (при постановлении, например, семи диаконов, Деян. 6:1–6 , при сообщении Св. Духа крещенным, Деян. 8:14–17 и др.) совершалось рукоположение, «чрез возложение рук апостольских подавался Дух Святый». 90 В Деян.14:20–23 рассказывается, что Павел и Варнава, ходя по малоазийским городам с проповедью, »рукополагали пресвитеров к каждой церкви», 91 т.е. к каждому отдельному обществу христиан. Находясь однажды в Милите и спеша на праздник Пятидесятницы в Иерусалим, Павел «из Милита послав в Ефес призвал пресвитеров церкви» (τος πρεσβυτρους τς λησας, Деян. 20:17 ) и предвидя, что больше уже не увидится с ними ( Деян.20:25 ), увещевали их быть внимательными как к своему поведению, так и к тому делу, на которое призваны. «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями (слав. «епископы») пасти церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию своею». 92 Здесь в высшей степени ясно сказано как о том, каким делом занимались пресвитеры, так и том, что на это дело они имели божественное полномочие, ибо их «Дух Святый поставил епископами пасти церковь Господа и Бога».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kremlevsk...

I 6). Иносказательный смысл - «когда в тексте таинственными словами или событиями обозначается присутствие Христа или Таинств Церкви; словами, когда например, пророк Исаия говорит: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» (Ис 11. 1), то есть, если сказать ясно: «Родится Дева Мария из рода Давидова, и Христос из рода его произойдет». Событиями же, когда например, народ, спасенный от Египетского рабства Кровью Агнца, означает Церковь, освобожденную от тирании демонов страданием Христовым» (Ibidem). Тропологический (т. е. моральный) смысл - «когда что-то сказанное прямо или образно направлено на заботу об устройстве и исправлении нравов»; прямо, когда, напр., ап. Иоанн говорит: «Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин 3. 18). Образно же, когда, напр., Соломон говорит: «Да будут во всякое время одежды твои светлы, и да не оскудевает елей на голове твоей» (Еккл 9. 8). Анагогический смысл, «ведущий в горняя»,- когда что-то прямо или тайно сказано о буд. воздаянии или буд. жизни на небесах; прямо, когда, напр., говорится: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф 5. 8). Тайно же, как, напр.: «Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откр 22. 14). Помимо этих 4 видов толкования Б. Д., как и блж. Августин, иногда использует 7 правил Тихония . Особое внимание Б. Д. уделяет иносказательному, или мистическому, толкованию Свящ. Писания. Он полагает, что книги Свящ. Писания полезны и спасительны даже при поверхностном, буквальном прочтении, поскольку они изобилуют многочисленными нравственными примерами и наставлениями; но тот, кто сможет понять их еще и иносказательно, увидит, что их «внутренний смысл настолько превосходнее простой буквы, насколько плоды превосходнее листьев» (In Tobia//PL. 91. Col. 923). Не следует останавливаться лишь на буквальном прочтении Свящ. Писания, но необходимо, подобно ученому книжнику, выносящему из сокровищницы своей новое и старое, искать в нем «духовного учения» и «добывать из этого иносказательный смысл, который нас...

http://pravenc.ru/text/77776.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010