Мф.18:12–13 .  Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? И если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти не заблудившихся. Вполне последовательно Он, прежде сказавший: «Смотрите»,чтобы не презреть одного из малых сих», присоединяет притчу о девяноста 400 девяти овцах, оставленных в горах и об одной заблудившейся, которую добрый пастырь возвращает к остальному стаду, потому что она не могла двигаться вследствие крайней слабости. Некоторые думают, что это есть Тот пастырь, Который хотя и был в образе Божием, но не почитал хищением быть равным Богу, но умалил Себя, принимая внешний вид раба и был в повиновении Отцу даже до смерти, и смерти – крестной (Фил.2и далее) и ради того сошел на землю, чтобы спасти одну погибавшую овцу, т. е. род человеческий. Другие же под девяносто девятью овцами считают возможным понимать все количество праведных, а под одной овцой – грешника, в соответствии с чем говорится в другом месте: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» ( Лк.5:31–32 ). Эта притча в Евангелии от Луки соединена с двумя притчами: о десяти драхмах и двух сынах ( Лк.15:8–32 ). Мф.18:14 .  Так нет воли Отца вашего небесного, чтобы погиб один из малых сих. Он относит к тому, что выше предложено, т. е. к словам: " Смотрите, чтобы не презреть одного из малых сих», 401 и таким образом учит, чтобы малые не были презираемы. А в словах: «Нет воли Отца вашего, чтобы погиб один из малых сих», показывается, что если только погибает один из малых сих, то бывает это не по воле Отца. Мф.18:15–17 .  Если же согрешит пред тобою брат твой, иди и исправь его с глазу-на-глаз (interte et ipsum solum). Если же он послушает тебя, то приобрел ты брата своего. Если же тебя не послушает, то присоедини к себе еще одного или двух, чтобы в устах двух или трех свидетелей было твердым» (stet) всякое слово. Но в том случае, если он не послушает и их, скажи Церкви. Если же он и Церкви не послушает, то пусть будет как язычник и мытарь» 402

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Например, последователи ислама называют стих Второзакония 33:1–2 пророческим (Вот благословение, которым Моисей, человек Божий, благословил сынов Израилевых пред смертью своею. Он сказал: Господь пришел от Синая, открылся им от Сеира, воссиял от горы Фарана и шел со тьмами святых; одесную Его огонь закона). Однако в контексте Священного Писания очевидно, что в этом стихе пророк Моисей рассказывает о явлениях Господа ему (пред выходом еврейского народа из Египта) и народу (когда был дан закон). Поэтому толкование пророчеств является важным пунктом двух вероучений, так как имеет прямое отношение к христологии ислама и православия. Итак, первое пророчество о Мухаммеде, на которое очень часто указывают последователи ислама, находится во Второзаконии, где Бог, обращаясь к Моисею, говорит такие слова: Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого, как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им всё, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу ( Втор. 18:18–19 ). В комментариях этих стихов мусульманские богословы утверждают, что пророчества относятся не к Иисусу Христу, а к Мухаммеду 398 . И аргументы их таковы: А) Мухаммед, а не Иисус подобен пророку Моисею, так как имеет сходные черты с ним 399 . Например: § Моисей и Мухаммед имели отца и мать, в то время как Иисус был рождён Девой и не имел отца; § Моисей и Мухаммед были женаты, а Иисус всю жизнь оставался холостым; § оба умерли естественной смертью, а Иисус живым был взят на небо; § после смерти преемник Моисея (Иисус Навин) и Мухаммеда (Омар) повели свои войска в Палестину и завоевали её. Но в православном вероучении пророчество стиха Второзакония относится именно к Иисусу Христу. Здесь одним из аргументов могут послужить слова апостола Петра из Деяний святых апостолов, где он, доказывая, что Моисей также предсказывал пришествие Христа, цитирует именно это пророчество (См.: Деян. 3:22–23 ). Кроме того, исламское сравнение, о котором сказано выше, является неуместным, так как Христа они считают человеком и пророком, а не Богочеловеком, который был несравнимо больше Моисея. Преподобный Ефрем Сирин комментирует стих 18:18 из Второзакония так: «Хотя в образе исполнилось сие на Иисусе, сыне Навине, и на других… но в действительности исполнилось сие на Господе нашем. Ибо не восставал Пророк, подобный Моисею, давшему завет и различные законы, кроме Господа нашего, Который дал Новый Завет и законы, возводящие людей к совершенству» 400 . А. П. Лопухин поясняет этот стих в Толковой Библии так же: раз мы считаем Христа концом и исполнением всякого ветхозаветного пророчества, то «справедливо вся древность – и иудейская, и христианская – относила это пророчество ко Христу», ведь «из всех ветхозаветных пророков не было уже пророка такого, как Моисей ( Втор. 34:10–12 )», и «только Христос превзошел Моисея ( Евр. 3:3–6 )» 401 .

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Напротив, ап. Павел, хотя и не употребляет сам термин «антихрист», но говорит о некоем уникальном богопротивнике. Он называет его человеком греха, беззаконником, сыном погибели, который сядет в храме Божием ( 2Фес. 2:3–10 ), но все эти признаки применимы лишь к одному конкретному человеку. Пап было много, поэтому их нельзя назвать «человек греха». Какими бы они ни были в области нравственности и богословия, но никто из них не называл себя Богом (вопреки распространенному утверждению адвентистов 398 ). При своем «пришествии» в 508 и 538 гг. папы не демонстрировали особенных сил, знамений и ложных чудес. Папы не были полководцами и завоевателями, как то изображено в Дан. 11–12 . А.Д. Беляев справедливо замечает, что согласно прор. Даниилу царствование антихриста будет перед самой кончиной мира, тогда как папа-зверь царствует уже много веков 399 . Кроме того, зверь из Откр. 13 имеет явные личностные черты: И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца ( Откр. 13:5 ). Ясно, что уста могут быть лишь у человека. И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем ( Откр. 13:7 ). Это описание больше прилично одному правителю и полководцу, который всех побеждает. Итак, отождествление пап с апокалиптическим зверем ошибочно. В критике папских заблуждений на них сбылись слова свт. Игнатия (Брянчанинова) : «Протестанты из всех заблуждений папистов отвергли только нечестивое мнение их о папе; прочим заблуждениям папистов они последовали, многие погрешности усилили, к прежним заблуждениям и ошибкам присовокупили много новых» 400 . Кроме общепротестантских заблуждений (о священстве, о таинствах, о спасении, о Церкви и др.), они приобрели множество новых. Поэтому обличение истинных и мнимых грехов пап стало для них способом оправдать собственное лжеучение. 4.1.3. «Конец времени» и «последний кризис» Согласно книге прор. Даниила, видение о 2300 вечерах и утрах относится к концу времени ( Дан. 8:14, 17 ). Оканчивая этот пророческий период в 1844 г., адвентисты считают, что именно в этом году Христос вошел в Святое святых небесного храма и начался «конец времени» (т.е. последние времена). В конец времени адвентисты включают и особые гонения перед Вторым пришествием, и само Второе пришествие, и воскресение мертвых, и период тысячелетнего царства. Среди признаков конца времени адвентисты выделяют особые дары церкви остатка для завершения проповеди («ранний и поздний дождь»), в т.ч. дар пророчества лично Е. Уайт. На небе в этот период совершается следственный суд и очищение святилища 401 . На завершающем этапе «конца времени» на земле наступит «последний кризис» 402 . Решающим вопросом этого периода для них будет соблюдение субботы в противовес воскресному дню 403 , почитание которого в то время якобы станет начертанием зверя 404 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Несомненно, и в истории, и в окружающей нас действительности встречаются галлюцинации как у отдельных лиц, так – несравненно реже – и массовые. Но именно, что и служит базисом этой гипотезы – у людей, которые хотят что-то видеть или слышать, так настроены, которые, так сказать, всеми своими мозговыми центрами готовы воспринять то, чего так напряженно ожидают. Теперь обратимся к данным Евангелия. Относительно повествований до времени распятия, там красной нитью проходит одна мысль, видимо удивлявшая потом самих апостолов: сколько им не говорил Господь об ожидавшей Его участи, они не понимали этого, и просто не обращали на те Его слова внимания, – а говорилось и о страданиях, и о воскресении. Потому-то такой неожиданностью и явилась для них вся история Крестного пути Его. Но главное, не меньшею неожиданностью, прямым противоречием всем их чаяниям и взглядам, явился факт воскресения Христа. Возьмите повествования евангелиста Марка – чей рассказ принимают рационалисты первым и основным в передаче этого события. Можно сказать, в этих местах у евангелиста две темы: одна – как являлся Христос и мироносицам, и ученикам; другая, – как последние, можно сказать – вопреки прямой очевидности, упорствуют и не хотят верить 399 . Приведем теперь полностью более подробное повествование евангелиста Луки об одном из таких явлений, заметим – уже после рассказа о предшествовавшем явлении воскресшего Спасителя, и не женщине, а двум ученикам, которые дотоле сами рассказам о том мироносиц не верили, и даже по дороге-то шли «дряхлые» от душевного расстройства 400 (это энтузиасты-то, по Штраусу!). И вот, когда повествовали эти два ученика о том явлении, Сам Иисус стал посреди их и сказал им: «Мир вам!». Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа – но Он сказал им: «Что смущаетесь и для чего такия мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои: это Я; осяжите Меня и рассмотрите: ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня». Уж кажется, самые позитивно настроенные, а не галлюцинирующие, и те должны были бы убедиться; но к нашему счастью, апостолы оказались явно, до крайности, не легковерны. Они все еще продолжали сомневаться. Еще недоумевающим и чудящим (уже от радости), Он сказал им: «… есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда. И взяв, ел перед ними» 401 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Нужно понимать так: сберегать душу свою значит жалеть себя, а губить душу – не жалеть себя; надо только подразумевать: на пути заповедей Господних, или в служении Господу. И выйдет так: кто работает Господу в исполнение Его заповедей, не жалея себя, тот спасается, а кто жалеет себя, тот погибает. Станешь жалеть себя, непременно уж окажешься нарушителем заповедей и, следовательно, рабом неключимым, а неключимому рабу какой приговор? «Негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов» ( Мф. 25, 30 ). Потрудитесь наблюдать за собою хоть в продолжение одного дня и увидите, что саможаление искривляет все наши дела и отбивает охоту делать их. Без труда и напряжения ничего не сделаешь, а понудить себя жаль, вот и остановка. Есть дела, которые, хочешь не хочешь, надо делать. Такие дела делаются неопустительно, хоть и трудновато. Но тут саможаление побеждается саможалением. Не станешь делать – есть будет нечего. А так как дела заповедей не такого рода, то при саможалении они всегда опускаются. И на плохие дела поблажка тоже делается из саможаления. Жаль отказать себе в том, чего захотелось, желание и исполняется, а оно или прямо грешно или ведет ко греху. Так жалеющий себя всегда – не делает того, что должно, а что не должно, в том себе поблажает и выходит никуда не гожим. Какое же тут спасение? ( 107, 400–401 ). Пригласив следовать за собою с крестом, Господь указывает и способы устранения главных препятствий на этом пути, не внешних, а внутренних, коренящихся в сердце человеческом. Хочешь, как бы говорит Он, идти за Мной, – во-первых, не жалей себя, ибо кто будет жалеть себя, тот погубит себя; во-вторых, не связывай себя любовью к имению, «ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» ( Мк. 8, 36 ). В-третьих, не стесняйся тем, что скажут или как будут смотреть на тебя другие: «Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами» ( Мк. 8, 38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Персидские цари всегда имели по несколько жен различных степеней 399 , включая вообще одну или более из их собственных сестер. В это время особенной любимицей царя была царица Астинь – «прекрасная», хотя вероятно она и не была женой первого ранга. На ее долю выпала обязанность занимать женщин сузских во время отдельного пиршества, так как гостей было слишком много, чтобы позволить женщинам сидеть, как это было в обычае у персов, вместе с своими мужьями 400 . Празднество продолжалось в течение шести дней и должно было закончиться в седьмой день. Вино и продолжительное возбуждение несколько отуманили мозг Ксеркса. Забывая свое царское достоинство и достоинство своих цариц, он приказал семи евнухам, прислуживавшим ему, привести к нему Астинью, чтобы она, сняв покрывало, обнажила свои прелести пред собравшимся множеством полуопьянелых мужчин. Но быть может вспомнив, как во времена Дария македонские женщины, приведенные таким же образом на одно персидское пиршество, подверглись грубому оскорблению 401 , Астинь, как из уважения к царю, так и к себе самой, отказалась придти. Этого было довольно. Неповиновения со стороны кого-либо даже малейшему из капризов не мог выносить избалованный беспрекословным преклонением пред собою гордый царь. У Астини кроме того был и один враг, глава евнухов, который, недовольный ею, постарался раздуть безумный гнев своего государя. Случай неповиновения Астини своему супругу-государю он выставил как весьма опасный пример и для других жен в Персидской монархии. «Не пред царем одним», – говорил евнух Мемухан: –«виновна царица Астинь, а пред всеми князьями и пред всеми народами, которые по всем областям царя, потому что поступок царицы дойдет до всех жен, и они будут пренебрегать мужьями своими и говорить: царь Ксеркс велел привести царицу Астинь пред лицо свое, а она не пошла. Теперь княгини персидские и индийские, который услышат о поступке царицы, будут то же говорить всем князьям царя, и пренебрежения и огорчения будет довольно. Если благоугодно царю, пусть выйдет от него царское постановление и впишется в законы персидские и индийские, и не отменяется, о том, что Астинь не будет входить пред лицо царя Ксеркса, а царское достоинство ее царь передаст другой, которая лучше ее. Когда услышат о семь постановлении царя, которое разойдется по всему царству, как оно ни велико, тогда все жены будут почитать мужей своих, от большого до малого». Выслушав это предложение, отуманенный царь не мог различить в нем истины от коварства, и вполне согласился с предложением своего главного евнуха. Немедленно же составлен был царский указ, продиктованный Мемуханом, и разослан во все области «письменами ее и к каждому народу на языке его, чтобы всякий муж был господином в доме своем и чтоб это было объявлено каждому на природном языке его» ( Есф. 1:16–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Поэтому, дело лучше представлять так. Самаряне не могли не видеть, что построение храма и восстановление города объединит иудейский народ, упрочит его положение в Палестине и сделает его господствующим. Рассчитывать на это можно было тем более, что в это время иудеи стояли под особенным покровительством персидских царей. Желание воспользоваться выгодами такого положения, соединявшееся, быть может, с тайной надеждой приобрести, вследствие численного превосходства, влияние на дела возрождающейся общины, и побудило, вероятно, самарян предложить свое участие в построении храма 399 . К этому мог присоединяться, конечно и мотив религиозный. Предложение самарян представляло некоторые выгоды для иудеев. Соединившись с многочисленными и сильными соседями, иудеи могли бы чувствовать себя в полной безопасности совне и скорее осуществили бы задуманное дело восстановления храма и города. Присоединение к новой общине самарян, кроме того, восстановляло бы то положение, которое существовало в Палестине до разделения царства. Тем не менее руководители иудейского народа отклонили самарянское предложение. По совету с главами поколений израилевских Зоровавель и Иисус сказали самарянам: „Не строить нам вместе с вами дом нашему Богу; мы одни будем строить дом Господу, Богу Израилеву, как повелел нам царь Кир, царь персидский 400 (4:3). Таким образом, основанием отказа самарянам было выставлено то, что разрешение на построение храма дано персидским царем одним только иудеям. Без сомнения, иудейский ответ самарянам был „дипломатический» 401 , так-как в указе Кира не ставились никакие препятствия участию самарян и вообще не говорилось об участии не иудеев: ссылкой на указ хотели положить предел дальнейшим домогательствам, а вместе с тем, может быть, предупредить недоброжелательство оскорбленных соседей. Какие же были действительные мотивы иудейского отказа? Некоторые исследователи хотят видеть в этом отказе выражение иудейской нетерпимости к соседним народам и их гордости, или же проявление того „духа боязливости», который характеризует позднейший период иудейской истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

применительно к христианской «мистике» – еще одно «мистериальное» слово! – Псевдо- Дионисий Ареопагит ). Однако модальность этих элементов внутри христианской символики как целого всякий раз определяется центральным аспектом этого целого: сакральный знак и символ есть «знамение», требующее «веры» (как доверия к верности Бога 399 ), и одновременно «знамя», требующее «верности» (как ответа на «верность» Бога 400 ). «Вера» и «верность» – одно и то же (древнееврейское «‘emunah», греческое πστις, латинское «fides» означают оба эти понятия). Выраженная в сакральном знаке «тайна» есть в христианской системе идей не только и не столько эзотерическое достояние немногих, сберегаемое от толпы, сколько военная тайна, сберегаемая от врагов. Повсеместно верили, например, что «стратегический план» воплощения и страдания Христа был тщательно скрыт от дьявола. «Я не поведаю врагам Твоим тайну», – обещает Христу верующий («верный»!) в одном византийском песнопении 401 . Место мистериально-гностической оппозиции «посвященные – непосвященные» 402 заступает совсем иная оппозиция: «соратники – противники»; в число последних включены «враги зримые и незримые» – люди и бесы. Для онтологического нейтралитета не остается места. Поэтому два евангельских изречения, нередко воспринимаемые как выражение двух противоположных точек зрения («терпимой» и «нетерпимой»), на деле имеют совершенно идентичный смысл. «Кто не против вас, тот за вас» 403 ; но «кто не со Мною, тот против Меня» 404 ; всякий, кто не становится под одно «знамя» ( σημειον), тем самым уже обязывается верностью другому «знамени». «Знамя» стоит против «знамени», и «знамение» против «знамения». «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце… И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами…» 405 Настоящее состояние бытия вплоть до конца этого «эона» – священная война, «меч и разделение» 406 во всем «видимом и невидимой» космосе, и человек участвует в этой войне как «верный» или, напротив, «неверный» воин 407 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Averinc...

Псалом 33 1. Псалом Давида, когда он изменил лице свое 396 пред Авимелехом, тот отпустил его, и он ушел 397 . Буду прославлять Господа во всякое время, хвала Ему – всегда на устах моих. Господом будет хвалиться душе моя, да услышат кроткие и возвеселятся. Величайте Господа со мною, и все вместе 398 превознесем имя Его. Я взыскал Господа, и Он услышал меня, и от всех скорбей моих избавил меня. Приступите к Нему и просветитесь, и лица ваши не постыдятся. Сей нищий 399 воззвал, и Господь услышал его и от всех скорбей его избавил его. Ополчится ангел Господень вокруг боящихся Его и избавит их. Вкусите 400 и увидите, как благ Господь: блажен муж, уповающий на Него! Бойтесь Господа, все святые Его, ибо нет недостатка у боящихся Его. Богатые обнищали и взалкали, а ищущие Господа не будут лишены никакого блага. Приидите, чада, послушайте меня, страху Господню научу вас. Кто любит жизнь, хочет видеть добрые дни? Удержи язык твой от зла и уста твои – от лукавых слов. Уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и стремись к нему. Очи Господа (обращены) к праведным, и уши Его – к молитве их. Лице же Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них 401 . Воззвали праведные, и Господь услышал их и от всех скорбей их избавил их. Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет. Много скорбей у праведных 402 , но от всех их Господь избавит их. Господь хранит все кости их, ни одна из них не сокрушится 403 . Смерть грешников бедственна, и ненавидящие праведного погрешат 404 . Избавит Господь души рабов своих, и не прегрешат 405 все уповающие на Него. 398 Греч. μα [? в гёттинг. π τ ατ без разночт.] – соборно, сообща, единодушно и единогласно. 402 Слав. праведным (дат. пад.) соответствует род. пад. δικαων, justorum; вероятно, собственный перифраз слав. переводчиков. 403 Символ спокойной и благополучной жизни, в противоположность страждущим людям, кости которых потрясены (6:3; 30:11), сокрушены (41:11), рассыпаны (21:15; 52:6; 140:7), высохли (101:4.6) и одряхлели (31:3). 404 Греч. πλημμελσωσιν [(син.), πλημμελσουσιν (ват. и алекс.)] – ошибутся в своих расчетах и замыслах. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Синодальный перевод: 18 потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, 19 которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, 20 некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, т. е. восемь душ, спаслись от воды. «Радостная весть»: 18 Потому что и Христос пострадал за грехи – раз и навсегда, праведный за грешников, чтобы привести вас к Богу. Он был умерщвлен телесно, но Духом возвращен к жизни. 19 И в Духе Он отправился проповедовать духам в темнице, 20 что некогда отказались покориться Богу, в те времена, когда Бог терпеливо дожидался, пока Ной построит ковчег. Немногие спаслись тогда в нем по воде, только восемь душ. Перевод под ред. М.П. Кулакова: 18 Ведь и Христос однажды претерпел муки за грехи наши: Праведник, Он за неправедных пострадал, чтобы привести вас к Богу; умерщвленный во плоти, Он к жизни был возвращен в духе Своем. 19 Таким и ходил Он, когда проповедовал тем, чей дух погибал в темнице греховного мира, 20 тем, кто был непокорен во дни Ноя. А Бог в те дни ждал терпеливо, пока строился ковчег, в котором немногие (всего только восемь душ), пронесенные через воды, спасены были. 4.5.2. Постановка вопросов и существующие объяснения В этом отрывке остается неясным, по сути, только один, но большой вопрос: о какой именно проповеди Христа идет речь, т. е. когда, кому и где Он проповедовал. Ключевым здесь будет слово «духи» (НЗК – «те, чей дух погибал»). Так о ком идет здесь речь? В данном случае нам будет удобно сразу перечислить основные сществующие гипотезы, потому что за нас эта классификация уже была проведена. Этот отрывок издавна привлекает немалое внимание, не обходят его стороной и современные исследователи. Этому отрывку и его продолжению вплоть до 4была посвящена монография У. Долтона, вышедшая изначально еще в 1965 г. и переизданная в 1989 г. 400 . Долтон предлагает 401 следующие варианты истолкования 3:19:

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010