Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Ап. Павел. Фреска придела апостолов Петра и Павла собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. Основным источником биографических сведений о П. является кн. Деяния святых апостолов (Далее везде кн. Деяний.) Она включает подробное описание той части биографии П., к-рая начинается его обращением и заканчивается прибытием в Рим. Др. важным источником являются Послания П. В них он лишь эпизодически касается деталей своей биографии, основное внимание уделяя богословским и нравственным вопросам. Тем не менее в ряде случаев эти источники являются взаимодополняющими. Также имеется ряд дополнительных источников, на основании которых можно с долей вероятности восстановить события последних лет жизни П. Книга Деяния святых апостолов Книга Деяния святых апостолов представляет собой 2-ю часть дилогии, 1-й частью к-рой является Евангелие от Луки (см. в ст. Лука , ап. и евангелист). Обе книги обращены к одному и тому же адресату (ср.: Лк 1. 1-4; Деян 1. 1-3). Относительно времени написания кн. Деяний высказывались самые разные т. зр. В эпоху расцвета рационалистической критики НЗ (2-я пол. XIX - нач. XX в.) нек-рые ученые датировали книгу II в. (в частности, представители т. н. тюбингенской школы в XIX в.; в ХХ в.- лишь очень немногие, напр.: Burkitt. 1911. P. 105-110; O " Neill. 1961. P. 21, 26). Затем датировка была сдвинута к кон. I в., тем не менее мн. ученые доказывали, что книга написана после разрушения Иерусалима в 70 г. (напр.: Fitzmyer. 1998. P. 54-55; Bornkamm. 1995. P. XX; Левинская. 1999. C. 32). Такая датировка по-прежнему преобладает среди ученых (см.: Keener. 2012-2015. Vol. 1. P. 383-400 (обзор мнений), 400-401 (автор статьи поддерживает мнение о том, что кн. Деяний была написана после 70 г.); о дискуссии по данному вопросу см. в ст. Деяния святых апостолов ). В то же время все большее признание получает мнение о том, что книга была написана в 60-х гг. I в. (см., напр.: Kistemaker. 1990. P. 22-24; Köstenberger , Scott Kellum, Quarles. 2009. P. 331, 333-334; Williams. 1990. P. 13; Schnabel. 2012. P. 27-28).

http://pravenc.ru/text/2581793.html

Август-серпень 16 ч. Память преп. Иоакима осоговского Преподобный Иоаким 400 был один из четырёх великих отшельников болгарских, возбудивших своими подвигами сотни и тысячи между болгарами к христианскому подвижничеству. Первым был св. Иоанн рыльский; подвиги пр. Иоакима совершались в последней по­ловине XI в. Почувствовав непреодолимое желание подвизаться в уединении, Иоаким молил Господа указать ему место уеди­ненное. Помолившись в малом храме с. Нового Градца, он сел на паперти церковной. Добрый и богатый боярин того места вступил в разговор с ним и когда Иоаким сказал, что желал бы наедине подвизаться, но не знает удобного места, боярин указал ему на место самое удобное.– Под крылом горы Осоговской,– говорил боярин,– при р. Скупище в местности Бабин дол есть пещера глубокая, защищенная скалами,– вот тебе место,– спасайся там о Господе. Преподобный благодарил Бога за открыв­шееся место, близкое к его желаниям, и просил боярина по временам вспоминать о его нищете своею милостию. Поселясь в пещере, он подвизался здесь немало времени в посте и коленопреклонных молитвах, незнаемый никем. Уже пред кончиною его, по смотрению Божию, напали на него два зверолова.– Вы что-то печальны,– сказал им старец при встрече.– На этой горе,– отвечали они,– всегда имели мы счастливый лов, а на этот раз бродили несколько дней и ничего не поймали.– Дети!– отвечал старец,– день к вечеру близится; отдохните у меня эту ночь, а завтра утром ступайте вот в ту сторону и с вершины горы идите в дом свой. Охотники на утро встретили на вершине горы самый счастливый лов. Один из них пришёл к старцу благодарить его за совет.– Божие благословение с вами,– сказал старец. С того времени в доме охотников появилось довольство. Спустя недолгое время охотники пришли посетить старца, но уже нашли его почившим. Благодарные, они до смерти своей приносили свечи на молитву преподобного. Кончина его последовала, как открыл он в загробном явлении своём, «пред великим мраком прежде осми лет» 401 . Немало времени прошло после того; при имп. Мануиле (1143–1179) Бог благоволил прославить раба своего. Священник села Осмидола страны Овчепольской Феодор, овдовев, положил оставить мир и слышав о месте подвигов блаж. Иоакима отправился к Осоговской горе с решимостию подвизаться отшельнически там же, где проводил равноангельскую жизнь Иоаким. Является ему во сне преподобный и спрашивает: куда идешь ты?– Феодор сказал о своём желании. Преподобный оградил его крестным знамением и, вынув сосуд, отёр водою ему голову, лице и руки. Иди, чадо! с миром,– прибавил преподобный. Проснувшись, Феодор от радости омыл лице своё слезами. Приняв иночество с именем Феофана, он построил храм на месте подвигов преподобного,– обрёл гроб его и по неоднократному явлению преподобного открыл мощи его в общее назидание. При мощах совершались чудеса.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Дудукало Татьяна Александровна Духовная дочь протоиерея Михаила Баклановского. Жительница Чернигова. 1. 14 октября 1954 г. 398 1954 г. На Покрову Пресвятыя Богородицы 399 Благословите, В[ладыка], пришовши 400 из Собора с ранней обедни, отдохнувши, дорогой и золотой и родненький В[ладыка], Св. Феодосий заставил меня описать Вам свою радость. Я вчера получила от о. М[ихаила] 401 письмо. Он пишет, что скоро увидимся. Его уже спрашивали, к кому он хочет ехать по освобождении. Он указал мой адрес. Я уложила его письмо Вам, чтобы Вы поговорили с ним. Я ему последний раз вложила Ваше письмо. Он поговорил с Вами и утешился и благодарил Вас за хорошее письмо, родненький В[ладыка] наш дорогой. Вл[адыка] Гурий 402 вчера и сегодня в Нежин поехали все, там храмовый день, Покров П[ресвятой] Б[огородицы], а на с[вятителя] Иоанна Богослова В[ладыка] Гурий ездил с настоятелем в г. Киев, к митрополиту Иоанну поздравить его. Приехавши из Киева В[ладыка] Гурий служил вечером в Соборе с[вятителю] Феод[осию] акафист. После а[кафиста] говорил, что он в г. Киеве не был 40 лет, он так утешился. Рассказывал свое похождение в Киеве, был в Соборе с[вятого] Владимира, было 8 епископов, 18 священников и диаконов, много поздравивши именинника. В[ладыка] Гурий отправился в Андреевский храм до свят[ой] велик[омученицы] Варвары, там он так утешился, рассказывал, какая живопись, вся литургия. Его радость не вмещалась в его душе и, когда закончил разговор, то весь народ в соборе, как гром, загремел. Спаси Вас Господи, весь Чернигов так любит В[ладыку] Гурия, как св[ятителя] Феодосия, но не любить его нельзя, истинный последователь Христов, укрепи его Царица Небесная и воздай ему Господи в сей жизни, и в будущей. В[ладыка] Гурий Божией благодатью так привлекает народ к себе и к храму Божию, как магнитом. Дорогой В[ладыка], я не дождалась от Вас ответа на мое письмо, от радости поспешила написать и Вас утешить, родненький В[ладыка]. Свят[итель] Феод[осий] так любит Вас крепко. Я за обедню подхожу 3 раза, и около гроба нету ни одной души, выбираю такую минуту, целую ручку.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИУЛИАН [франц. Julien] (IV в.?), мч. (пам. зап. 26, 28 или 30 авг.), пострадал в сел. Бриват (ныне г. Бриуд, Франция). Мученичество (Passio) И. известно в неск. редакциях. Древнейшая (BHL, N 4540; изд.: MGH. Scr. Mer. T. 1. P. 879-881) составлена, вероятно, в посл. четв. V или в нач. VI в. и предназначалась для чтения в день памяти И. К этой редакции восходят более поздние версии Мученичества, в к-рых почти не содержится дополнительных сведений об И. (см.: Leclercq. 1927. Col. 400-401). Так, в одной из версий (предположительно VI в.- BHL, N 4542; изд.: PL. 71. Col. 1103-1106) история И. изложена в общих чертах и со значительными сокращениями. Повествование о кончине И., основанное на его Мученичестве, включено в соч. «Страдание и чудеса святого мученика Юлиана» ( Greg. Turon. De passione et virtutibus sancti Iuliani martyris. 1), к-рое составляет 2-ю ч. «Книги о чудесах» Григория Турского . Об И. и его почитании в Галлии упоминают Сидоний Аполлинарий , Венанций Фортунат и др. авторы V-VI вв. Реликварий с мощами и икона мч. Иулиана в крипте ц. св. Иулиана в Бриуде Реликварий с мощами и икона мч. Иулиана в крипте ц. св. Иулиана в Бриуде Согласно Мученичеству (редакция BHL, N 4540), христианин И. жил в г. Вьенна и состоял на военной службе под началом трибуна Ферреола , также христианина. Узнав о том, что презид Криспин намерен преследовать христиан, Ферреол посоветовал И. покинуть город и искать убежище. И. пришел в обл. Арверния (ныне Овернь) и поселился у престарелой вдовы неподалеку от языческого святилища. Когда воины обнаружили, где скрывается И. и стали допрашивать вдову, мученик вышел к ним и велел им исполнить приказ императоров. И. встал на колени и произнес молитву. Воины отрубили ему голову и забрали ее с собой для устрашения христиан, живших во Вьенне. Рядом с местом расправы над И. язычники поклонялись идолам. Два старика унесли тело мученика и похоронили его в сел.

http://pravenc.ru/text/1237819.html

Ольга Васильевна Орлова Книга вторая (401 г.) Ефесский епископ обвинен Константинопольским собором в симонии. – Ефесская церковь призывает Златоуста для поставления нового епископа. – Его путешествие в Асию. – Его строгости: он отрешает и избирает вновь 13 епископов. – История волхва Геронтия, епископа Никомидийского. – Последствия отсутствия Златоуста в его Церкви. – Севериан Гавальский намеревается овладеть ею с помощью двора. – Возвращение Златоуста. – Он отлучает Севериана и изгоняет его из своей Церкви и из столицы. – Императрица вынуждает Златоуста простить его; сцена в церкви Св. Апостолов. – Златоуст объясняется перед народом. Оба епископа примиряются. I Ефесская церковь , эта возлюбленная дщерь апостола Иоанна, была уже не той Церковью, о которой говорил он в своем Апокалипсисе: «Ангелу Ефесской церкви напиши: я знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, и нашел, что они лжецы... и для имени Моего много трудился и не изнемогал». Христианская община Ефеса в V веке далеко не заслуживала этой хвалы. Ее Ангел сокрыл лицо свое, и учение Спасителя сменилось в ней учением Симона-волхва. Симония царила там всесильно. Все продавалось и покупалось: епископство, священство, дьяконство; и дары Святого Духа были обложены пошлиной. Равная испорченность царила и в пастве, и в пастыре. Необходимость избираемому на епископский престол кандидату покупать голоса избирателей порождала со стороны избранного епископа новую необходимость: продавать духовные должности из-за опасения быть разоренным, разорить и жену и детей, – это было торговой сделкой каждого соискателя. Вместе с тем прилагались старания скрыть темные дела, столько было запятнанных ими! В 400 году в Константинополе был созван Собор 29 епископов, которые почти все принадлежали к асийским епархиям. В сентябре заседания Собора уже подходили к концу, как однажды, в субботу утром, в ту минуту, когда епископы только что вошли в церковь и архиепископ должен был совершить литургию, один епископ, не участвовавший в Соборе, Евсевий из Валентинополя, города, расположенного в Цильбийских горах, внезапно вошел в собрание с челобитной в руках. Он сказал, что пришел донести о преступных действиях асийских епископов и просить у Собора суда в их обуздании. Потом, среди всеобщего изумления, он изложил пункты своей челобитной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВДОКСИЯ [Элия Евдоксия; лат. Aelia Eudoxia; греч. Εδοξα] († 6.10.404, К-поль), имп. Вост. Римской (Византийской) империи (с 9 янв. 400), жена имп. Аркадия (395-408). Мать Е.- римлянка, отец - Флавий Баутон, франк. полководец при императорах Грациане (375-383) и Валентиниане II (375-392), консул 385 г. После кончины отца Е. воспитывалась в доме главнокомандующего (magister militum) Промота. По сведениям источников, Е. отличалась необыкновенной красотой (см., напр.: Zosim. Hist. V 3. 2). Проект брака Е. с имп. Аркадием принадлежал препозиту (praepositus sacri cubiculi) евнуху Евтропию, к-рый стремился разрушить планы могущественного префекта претория Востока галла Руфина, хотевшего женить императора, регентом к-рого он был, на своей дочери. Неизвестно отношение имп. Феодосия I Великого (379-395), отца Аркадия, к этому проекту, т. к., вероятно, эта идея возникла у Евтропия уже после смерти Феодосия I (17 янв. 395). Свадьба Аркадия и Е. состоялась 27 апр. 395 г. В этом браке Е. родила 5 детей: Флакиллу (Флациллу; 397-403?), Пульхерию (399-453), Аркадию (400-444), Феодосия (401-450; впосл. имп. Феодосий II (408-450)) и Марину (403-449). После убийства Руфина (нояб. 395) фактическая власть в вост. части империи перешла к Евтропию, к-рый в 398 г. стал патрикием, а в 399 г.- консулом (до него эти титулы никогда не давались евнухам); ему были даже поставлены статуи. На фоне безвольного, вялого и слабого здоровьем имп. Аркадия Е. оказалась у власти наравне с Евтропием и сыграла решающую роль в ссылке и последующей казни евнуха (кон. 399). 9 янв. 400 г. Е. была провозглашена августой. До этого наделение императрицы титулом августы было редким явлением (за IV в. только 2 из 7 императриц получили этот титул); впервые новый статус жены императора был приравнен к статусу самого императора, извещения об этом (laureatae) были разосланы по всей империи. Это событие было встречено с неприязнью на Западе, т.

http://pravenc.ru/text/187112.html

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; @import url( " http://fonts.googleapis.com/css2?family=Fira Sans:wght@400;500;700&display=swap " );@import url( " " );@import url( " " );@import url( " " );@import " " Закрыть «…Купи меч», или Меч, топор, «Кинжал» и кортик Евангельские смыслы новой книги стихов Б.А. Орлова («Круговорот времён». СПб, 2022) Валентина Ефимовская   00:27 14.02.2023 401 Время на чтение 11 минут Но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч» Евангелие от Луки 22:36 «Кинжал» - новейший Российский гиперзвуковой авиационный ракетный комплекс, способный уничтожать важные военные объекты противника. Семь лет – срок немалый, но символичный. Именно его называет известный петербургский поэт Борис Александрович Орлов в аннотации к своему новому поэтическому сборнику, ставшему собранием избранных произведений, написанных поэтом за это время. В христианстве число семь является числом Божественной полноты, символизирующим нечто завершенное, целостное. Хотя вряд ли можно говорить о завершенности творческого поиска любого здравствующего поэта, тем более Бориса Орлова, у которого большие творческие планы, на счету более двадцати книг стихов, высокие литературные награды и звания, такие как лауреат Большой литературной премии России, премии им. Пикуля и мн. другие. Правда, самым высоким своим званием Борис Орлов считает воинское – подводник, капитан I ранга. Ну и, конечно, – русский поэт! Поэт-воин – наиболее выразительная, обобщающая характеристика личности автора сборника, философское название которого, настраивает читателя на не легкое, вдумчивое чтение. Хотя люди, знающие творчество Бориса Орлова, готовы к тому, что услышат сложно-смысловую, полифоническую гармонию его классического стиха, раскрывающего исторические, политические, лирические, богословские темы человеческого бытия, развивающегося в пространстве Времени, или, как говорит поэт, движущегося «по тракту времени». В длительности, в движении, в поиске смыслов происходит процесс познания мира и совершенствования человеческой личности.

http://ruskline.ru/analitika/2023/02/13/...

XVIII. Распространение христианства на Западе Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Meyendorff, The Imperial Unity; Previte-Orton; Jones; Ostrogorsky, History of the Byzantine State; James E. The Franks. Oxford, 1998; Thomas C. Britain and Ireland in Early Christian Times; A.D. 400-800. N.Y., 1971; O " Callaghan J.F. A History of Medieval Spain. Ithaca, 1983; Chadwick; Walker. 1. Как мы знаем, в V в. произошло окончательное падение Западной Римской империи, но - как мы тоже уже говорили - не имперской идеи греко-римской цивилизации. На развалинах Западной Римской империи поселились следующие народы: остроготы - в Италии ; визиготы - в Испании и на юге Галлии ; франки и бургунды - в Галлии ; вандалы - в Африке. Варвары, завоевавшие Империю, не могли и не хотели уничтожать цивилизацию. Они селились своими кланами на имперской территории и номинально признавали императора, с 401 г. жившего в Равенне. Даже после низложения Ромулуса Августа Одоакром (476 г.) императора они все равно признавали - Восточного. А тот, в свою очередь, признавал их союзниками (foederati) и давал их князьям титулы патрициев. Остроготский правитель Теодорих (493-526 гг.), например, был пожалован титулом magister utriusque militiae et patricius и также назывался princeps (князь) и rex (король). Варвары (в подавляющем большинстве ариане) жили по своим законам, исповедовали свою религию, молились на своем языке, в то время как римляне продолжали жить по своим законам. Но по мере того как варвары приобщались к римской культуре, они все больше оставляли свое и присоединялись к римскому. В этом процессе чрезвычайно важную роль сыграли Римские папы, остававшиеся в покинутой императорами столице единственными представителями «римскости». Они поддерживали постоянную связь с Константинополем и являлись представителями имперской власти на Западе. Все декреты и указы распространялись через них. Вместе с тем они были достаточно далеко от императора (географически), чтобы противостоять тем его решениям, которые они считали неправильными.

http://sedmitza.ru/lib/text/434757/

По общим психологическим законам, любовь к Богу, как психический феномен, слагается из представления предмета любви – Бога, 387 «существа нечувственного, духовного и притом бесконечного, 388 представления, соединенного со «специфическим волнением в форме духовной приятности или радости“ 389 и вместе с тем со стремлением к соединению с Богом, к занятию с Ним и некоторой (?) воззрительности Его, некоторому (?) непосредственному общению с Ним“. 390 Представление объекта любви – Бога должно быть центральным и господствующим в сознании“, 391 «служа прямым его объектом и падая, так сказать, в самый фокус его“. 392 Но, по свойству предмета любви-Бога, как существа «нечувственного, духовного и притом бесконечного“ представление Его требует всецелого и безраздельного сосредоточения на Нем сознания, когда человек «позабывает все и не знает никакого другого впечатления или ощущения“. 393 Удовлетворение своей пламенной любви к Богу человек, поэтому может находить единственно и исключительно в состояние чистого молитвенного созерцания, 394 «каковая форма есть“ поэтому «единственно адекватная природе нечувственного и бесконечного объекта любви“. 395 Равным образом, в силу ограниченности и определенной суммы прирожденной человеку силы чувства, с одной стороны, с другой – по самому свойству и содержанию напряженного чувства любви к Богу, «чистейшему духу, высочайшему существу и безусловной личности“, 396 любовь к Богу может быть только тогда полна, когда она всецело и безраздельно сосредоточена на Нем одном. 397 Поэтому, не говоря, уже о полной несовместимости с истинной любовью к Богу привязанности и любви к женщине, которые лежат в основе брака и обусловливают его, 398 даже заповеданная Христом и служащая «признаком и критерием действительной принадлежности человека к христианству“ 399 любовь к ближним, при сильном развитии любви к Богу, хотя и не совершенно вытесняется из сознания такого человека и не совершенно остается бездейственной, 400 однако, несомненно, по взгляду автора, решительно перевешивается этой последней, отступает на задний план, 401 теряет значение стимула и мотива деятельности, 402 «определяющего начала жизни“. 403 Она главным образом – выражается не в деятельном и непосредственном служении людям, но проявляется как жалость, благожелание и горячая молитва о спасении и помиловании людей“. 404

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Некий «мутант» из советских и классических западных институтов сегодня руководит страной Владимир Лепехин   18:49 14.07.2023 401 Кто и как диктует нам сегодня свою повестку дня? Политолог Владимир Лепехин называет основные глобальные «центры силы» и подсказывает - кто является проводником их интересов в современной России. Ведущий: Илья Бокатов Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть В Чебоксарах бабушка жестока убила своего внука: из-за поведения Семья пропавших в Уфе мальчиков: «мы узнали сапог» Как празднует дни рождения отшельница Лыкова и что делает? Стала известна профессия кислотного маньяка в Подмосковье Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/video/2023/07/14/neki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010