Четвертый цикл, связанный с реликвиями И. П., представляет историю со времени имп. Юлиана Отступника, приказавшего откопать из земли и сжечь мощи святого. На портале собора св. Иоанна Предтечи в Сансе (XIII в.) помещены сцены «Юлиан Отступник приказывает отрыть и сжечь останки Крестителя», «Император Валент приказывает привезти главу Иоанна Крестителя во дворец, но кони отказываются двинуться с места», «Иоанн Креститель открывает монаху Маркеллу место, где хранятся под спудом его мощи», «Император Феодосий приказывает доставить мощи в Константинополь, где для них возводится базилика». К наиболее полным житийным циклам И. П. относятся: мозаический цикл в баптистерии Сан-Джованни во Флоренции (2-я пол. XIII в.); витражные циклы кафедральных соборов Руана, Буржа, Лиона (2-я пол. XIII в.); рельефы баптистерия в Парме (Б. Антелами, ок. 1300); фрески в капелле Перуцци в ц. Санта-Кроче во Флоренции (Джотто, нач. XIV в.); в капелле Иоанна Крестителя в папском дворце в Авиньоне (М. Джованнетти, 1344-1346); мозаики баптистерия собора Сан-Марко в Венеции (1343-1354); фрески в ц. Санта-Мария деи Серви в Сиене (П. Лоренцетти, XIV в.). К циклам XV в. принадлежат: росписи в оратории Сан-Джованни в Урбино (Л. и Я. Салимбени, 1416); фрески в баптистерии в Кастильоне-Олона, Ломбардия (Мазолино да Паникале, между 1425 и 1435), в соборе в Прато (Ф. Липпи, 1452-1466), в капелле Торнабуони в ц. Санта-Мария Новелла во Флоренции (Д. Гирландайо, 1485-1490); бронзовые рельефы купели баптистерия в Сиене (Л. Гиберти, Донателло, Якопо делла Кверча, 1417-1427); мраморные рельефы в капелле Сан-Джованни Баттиста (Д. и Э. Гаджини, ок. 1447-1496) и 12 сцен серебряного реликвария с мощами И. П. (1438-1445, Т. Даниели и С. Кальдер) (оба - в соборе Сан-Лоренцо в Генуе). Наиболее известны циклы XVI в.: росписи в ц. Кьостро делло Скальцо во Флоренции (Андреа дель Сарто и Франчабиджо, 1509-1526); деревянный резной полиптих в ц. св. Иоанна Предтечи в Хемевердегеме; цикл из 6 полотен Ф. Гальегоса из картезианского мон-ря Мирафлорес (ныне в Прадо); XVII в.: баптистерий Сан-Джованни ин Фонте (Латеранский баптистерий) в Риме; алтарный образ главного алтаря городского собора г. Перпиньян, Франция.

http://pravenc.ru/text/471450.html

182 ...И сей же бысть пожаръ в лтъ 6957. – Β Тверской летописи упоминаются виновники пожара 1449 г. – «Ростопчины дти, Иванко да Степуря», казненные по приказу Бориса Александровича. 187 ...домъ Святого Спаса... – Речь идет ο Спасо-Преображенском соборе, патрональном храме Твери, по которому и само Тверское княжество именовалось «домом Святого Спаса». 188 ...король великопольский и краковьский и великий князь литовъский Казимиръ... – Казимир Ягеллон, литовский великий князь с 1440 по 1492 г; в 1447 г. был избран польским королем (Казимир IV). 189 ...недругъ бысть великому князю Борису и князю Дмитрею, зовомому Шемяц. – Дмитрий Юрьевич Шемяка, удельный князь галицкий, занимавший в 1446–1447 гг. московский великокняжеский престол. 192 ...мученика Христова Дмитриа, и какъ ο своихъ си людехъ глаголаше... – Речь идет ο византийском святом Димитрии Солунском; согласно житию, Димитрий Солунский, встав из гроба, отказался покинуть город Солунь (соврем. Солоники), где находились его мощи, и оставить без зашиты жителей, которым грозило нападение врагов. 193 ...брата по своего по молодшаго, по князя Ивана Андревича. – Удельный князь Иван Андреевич Можайский, активный участник войны 1446–1447 гг. между Дмитрием Шемякой и Василием II, в июле 1447 г. заключил перемирие, а в сентябре – «докончание» с Василием Темным, в котором признавал себя «братом молодшим» московского великого князя; Борис Александрович выступил с Василием Темным «за один человек». Именование Ивана Андреевича «братом молодшим» Бориса связано, возможно, и с тем, что в сентябре 1447 г. Ивану Андреевичу был передан Бежецкий Верх, примыкавший к владениям тверского князя. 194 ...от Шаврукова царьства... – Царство Шахруха, сына Тимура, бывшего с 1409 по 1447 г. номинальным властителем всей территории, находившейся под властью Тимура перед его смертью. Столицей этого обширного царства (включавшего Среднюю Азию, Афганистан, Иран и Пенджаб) был Герат. 195 ...от лтописца вкратц... – Летопись, используемая далее в Слове, не совпадает с так называемой Тверской летописью или Тверским сборником (ПСРЛ, т. XV) и во многом расходится с нею.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Падение Галича А.А.Зимин. Витязь на распутье (феодальная война в России XV в.) Капитуляция Углича привела к очередной передышке, во время которой обе враждующие стороны пытались накопить силы для нового раунда борьбы за власть в Северо-Восточной Руси. Основные их усилия были направлены на консолидацию сил, которые могли бы противостоять противнику. При этом перед Василием II и Дмитрием Шемякой стояли, естественно, разные задачи. Московский великий князь стремился к полному подчинению (если не к ликвидации) своего противника, а Дмитрий Шемяка пытался сохранить свои позиции, не рассчитывая (во всяком случае в обозримом будущем) добиться великого княжения. Победоносная канонада тверских и московских пушек под Угличем оказала свое действие на тех княжат, которые приглядывались, примеривались, выбирая себе позицию в ходе развернувшихся в 1445—1446 гг. событий. Летом и осенью 1447 г. Василию II удалось заключить ряд докончаний, имевших целью создать коалицию князей, направленную против Дмитрия Шемяки. 19 июня 1447 г. договор был заключен с князем Михаилом Андреевичем. В нем князь Михаил жалуется половиной Заозерья («отчины заозерьских князей половина») и сотней деревень из другой половины. Правда, часть из них должна быть отписана на великого князя «против» переданной Михаилу Андреевичу половины Кубены. По сентябрьскому докончанию 1447 г. с князем Иваном Андреевичем вторая половина Заозерья отошла к нему. Заозерье (за Белоозером) и Кубена (к северу и востоку от Кубенского озера) были частью Ярославского княжества, «занозой», отделявшей великокняжескую Вологду от Новгорода. Старейший князь в Ярославле Александр Федорович Брюхатый твердо придерживался ориентации на Василия II. Но во время войны великого князя московского с Василием Косым в 1435 г. он попал в плен к вятчанам и был препровожден на Вятку. Где он находился в 1447 г., неизвестно. Его дядя Дмитрий Васильевич (младший брат его отца) княжил в Заозерье. В том же 1435 г., идя с Вологды, он напал на Василия Косого, но был им разбит. На дочери князя Дмитрия Васильевича был женат Дмитрий Шемяка. Словом, Заозерье было беспокойным краем, и Василий II предпочел его отдать своим союзникам, чем оставить в «уделе» у союзного Шемяке князя Дмитрия. Когда же сын князя Дмитрия Андрей взял у своего дальнего родича князя Ивана Дея в приданое Кубену, то великий князь (до лета 1447 г.) отобрал и ее.

http://sedmitza.ru/lib/text/438790/

Весной 1491 г. архим. Афанасий (Щедрый) после перенесения обители из Московского Кремля по повелению вел. кн. Иоанна III Васильевича «заложил церковь камену на Новом Преображение Господа нашего Иисус Христа». Освящение ее состоялось 18 сент. 1496 г. (обзор летописных сведений см.: Подъяпольский. 1994. С. 186). При натурном исследовании зап. галереи существующего здания собора XVII в. были открыты 8-гранные кирпичные колонны (впервые обнаружены Л. В. Далем в 1875), завершенные белокаменными резными капителями (полностью раскрыты в 1937 П. Д. Барановским ), сохранившиеся в позднейшей кирпичной кладке. Н. Н. Померанцев, исследовавший кладку собора в 1947 г. и опубликовавший фотографии колонн, атрибутировал их как части собора 1491 г. и предположил, что это 1-я галерея в рус. зодчестве (вероятно, он имел в виду московский период, см.: Померанцев. 1951). Исследования были продолжены во 2-й пол. XX в. С. С. Подъяпольскому удалось показать, что собор 1491-1496 гг. был поставлен на подклет и с запада располагалась галерея с аркадой. Также он примерно определил протяженность зап. фасада собора и реконструировал план и фасад соборной паперти. Глубина паперти составляла ок. 4 м, а по наружному контуру вместе с лестницей - 7,5 м, ширина по фронту - ок. 13 м. Размеры храма были вдвое меньше размеров ныне существующего и сопоставимы с размерами храма Спаса на Бору в Московском Кремле, выстроенного в 1527 г. на первоначальном месте Н. П. м. ( Подъяпольский. 1994. С. 192-195 и др.). В историографии выдвигалось предположение о возведении собора в 1491-1496 гг. итал. зодчим ( Морозов. 1982. С. 18; Подъяпольский. 1994. С. 195), основанное на стилистическом анализе, который не подтвержден сведениями из письменных источников. В кратком комментарии П. М. Строева к указателю к кн. «Выходы государей...» содержится ошибочная информация (вероятно, опечатка) об освящении основанного в 1491 г. храма в Н. П. м. 18 сент. 1596 г., причем со ссылкой на труд Н. М. Карамзина ( Карамзин. ИГР. Т. 6. С. 342. Примеч. 629: приведена летописная статья об освящении храма 18 сент. 1496); см.: Выходы государей. 1844. Указатель. С. 89). Вероятно, из «Выходов государей...» эта информация перекочевала во 2-е издание очерка И. М. Снегирёва, в котором наряду с указанием на освящение каменной монастырской церкви «при архимандрите Афанасии Щедром… митрополитом Симоном» в 1497 г. сказано, что «в летописи упоминается об освящении его, конечно, после возобновления или перестройки, 1596 г. сент. 18» ( Снегирёв. 1863. С. 25; в издании очерка 1843 г. об этом не упом. ( Снегирёв. 1843. С. 41)). Небрежность в тексте, допущенная Строевым, воспринятая Снегирёвым как достоверный факт, стала тиражироваться, с дальнейшим изменением и без того неверной даты (1569 вместо 1596) превратившись в историографическое недоразумение, результатом которого стало утверждение об очередном освящении соборного храма Н. П. м. 18 сент. 1569 ( Дмитриев. 1909. С. 26; Памятники. 2000. С. 158).

http://pravenc.ru/text/2577885.html

219. Немира Bлaдuмip. " Монархию в России никто не отменял " . Так думает Вольфганг Акунов, офицер Добровольческого корпуса, Генеральный секретарь Российского Христианско-Монархического Союза//Век. 13.03.1998, 11 (277). 220. Крахмальникова Зоя. " Мы были счастливы, что Церковь вспомнила о царской семье "http://Век. 13.03.1998, 11 (277). 221. Артемыч Татьяна. " Следует ждать, что Господь совершит чудо " . Так считает о.Михаил Ардов, настоятель первого в России храма во имя св. царя-мученика Николая//Век. 13.03.1998, 11 (277). 222. Прибыловский Bлaдuмip. В сторонниках короны согласья нет. Как минимум четверо претендентов на престол живут в России//Век. 13.03.1998, 11 (277). 223. Шкарникова Ирина. Церковь не верит в подлинность царских останков. Русская Православная Церковь не собирается закрывать вопрос о подлинности царских останков//Koммepcahmъ-daily. 14.03.1998, 44 (1447). 224. Старший следователь-криминалист Генпрокуратуры Bлaдuмip Соловьев: мы расследовали убийство по воспоминаниям убийц//Koммepcahmъ-daily. 14.03.1998, 44 (1447). 225. Следствия по обстоятельствам гибели царской семьи//Koммepcahmъ-daily. 14.03.1998, 44 (1447). 226. Костиков Роман. Президент не переубедил патриарха (интервью с Митрополитом Ювеналием)//Koммepcahmъ-daily. 14.03.1998, 44 (1447). 227. Белых Вадим, Бицоев Саид, Графов Дмитрий, Гальперин Иосиф, Кожахметова Альмира. Как играют в кости императора//Новые известия. 14.03.1998. 228. Кого же похоронят в Петропавловке? " Анастасия " – кинохит Америки//Правда. 14.03.1998. 229. Струженцов Дмитрий. Суета вокруг престола. Кто же все-таки старейшина императорского дома Романовых?//Труд. 14.03.1998. 230. Хомякова Юлия. Сказка о мертвой царевне. Русская царевна – мультипликационная звезда//Вечерняя Москва. 14.03.1998. 231. Данилкин Лев. Русская бабушка//Вечерняя Москва. 14.03.1998. 232. Американские бабки//Вечерняя Москва. 14.03.1998. 233. Бондаренко Bлaдuмip. Кто спешит на похороны Царя?//Завтра. 15.03.1998, 11 (224). 234. Назаров Михаил. Пляска на гробах. Похороны Екатеринбургских останков как зеркало современной смуты//Завтра. 15.03.1998, 11 (224).

http://religare.ru/2_47504.html

20 июля 1447 г. Василий II вместе с союзными ему Иваном и Михаилом Андреевичами и Василием Ярославичем заключает договор с рязанским великим князем Иваном Федоровичем. В нем рязанский князь признает себя «молодшим братом» по отношению к великому князю и обязывается отныне «не приставать» к Литве и ходить ратью на «недруга» Василия Васильевича. В целом же договор повторял старые докончания с Рязанью, в том числе докончание от 25 ноября 1402 г. Василия I с Федором Ольговичем и договор 1434 г. Юрия Дмитриевича с Иваном Федоровичем. Менее удачными были дипломатические усилия Дмитрия Юрьевича Шемяки. Но все же и ему удалось добиться некоторых успехов. Прежде всего он не терял надежды снова привлечь на свою сторону князя Ивана Андреевича. Очевидно, Шемяке удалось на время оторвать князя Ивана от союза с Василием II. Как писали в декабре 1447 г. русские иерархи, Дмитрий Юрьевич «посылал ко князю Ивану Андреевичи посла своего Михаила Сатина, а все одиначяся с ним» на Василия II. Дмитрий Юрьевич хотел, чтобы можайский князь выступил посредником между ним и великим князем. Князь Иван должен был предъявить Василию II нечто вроде ультиматума: «...толко пожалуеш ты, князь великий, князя Дмитрия Юрьевича, ино то еси и мене, князя Ивана, пожаловал; а толко не пожалуеши князя Дмитрия, ино то еси и мене, князя Ивана, не пожаловал». С этим предложением безуспешно ездил к Василию II посол князя Ивана Елизар Васильевич Гусев. Летом 1447 г. Дмитрий Шемяка и Иван Андреевич делают попытку договориться с Василием II. Для этой цели они заключают перемирие с союзниками великого князя Михаилом Андреевичем и Василием Ярославичем и договариваются, что эти князья выступят посредниками в их переговорах с московским великим князем. Перемирие с белозерским и серпуховским князьями было заключено около 12 июня 1447 г. («уговев Петрова говенья неделю»). Оно предусматривало прекращение военных действий галицкого и можайского князей с великим князем. Во время перемирия они обязались ни на Василия II, ни на его союзников (Михаила Андреевича и Василия Ярославича) «и на царевичев, и на князей на ордыньских, и на их татар не ити, и не изгонити их» и не чинить «никоторые пакости» вотчине великого князя. Князь Дмитрий и князь Иван обязывались «любовь и докончанье взяти по старине» с Борисом Александровичем, так как он с Василием II был «один человек». Со своей стороны князья Василий Ярославич и Михаил Андреевич обещали ходатайствовать перед Василием II, с тем чтобы он заключил также мирное докончание с Дмитрием Юрьевичем и Иваном Андреевичем. Для достижения этой цели Дмитрий Шемяка соглашался «отступиться» от Углича, Ржевы (уже им потерянной) и «Бежитцкие волости», а Иван Андреевич отказывался от Козельска, Алексина и Лисина.

http://sedmitza.ru/lib/text/438790/

3896 «В Рязани Семионъ поп мирскии на Коломне бывал, потом в чернцех был у митрополита» (Софийская Вторая лет. под 1481 г.; ПСРЛ. Т. 6. вып. 2. Стб. 312). «Рукоположен во епископа в 1481 году митрополитом Геронтием (1473–1489). После смерти митрополита Геронтия более года митрополичья кафедра оставалась незанятой, Новый митрополит Зосима (1490–1494) был из архимандритов Симонова монастыря и тайным последователем Новгородско-Московской ереси. Епископ Симеон присутствует на Соборе 1490 года, который осудил новую ересь, а еретиков отлучил от церкви и предал проклятью. В 1485 году рязанской княгиней Анной Васильевной соборный Успенский храм (ныне Христорождественский собор) передана пелена (воздух), где на тафте с помощью шитья разноцветными шелковыми и золотыми нитями изображена Тайная вечеря. Помимо высоких художественных качеств (подобные работы выполняли, как правило, монахини), на пелене шитьем сделана надпись, ценная и как документ, и как свидетельство высокого уровня образования местной высшей власти. Вот содержание этой надписи: «В лето 6993 (1485 Индикта 3, сей воздух создан бысть в церковь Успенье Святой Богородицы в граде Переславле Рязанском замышленьем Благородные и Благоверные и Христолюбивые Великие Княгини Анны, и при ея сыне Благородном и Благоверном и Христолюбивом Князе Иоанне Васильевиче Рязанском, и при Епископе Симеоне Рязанском и Муромском; а кончен сей воздух в лето 94 (1486) Сентемврия 30 дня на память Святаго Священномученика Григория Великия Армении». При епископе Симеоне в 1487 году произошло очень важное событие: явление чудотворной иконы Божией Матери Феодотьевской. Епископ Симеон скончался в конце 1496 года и похоронен в Архангельском соборе рязанского кремля» (Рязань Православная/Автор-составитель Ю. А. Дегтев. Рязань, 1993. С. 138). 3897 «Рукоположен во епископа в 1496 году митрополитом Московским Симоном (1496–1511). Рязанской епархией управлял почти 20 лет. В 1500 году скончался великий князь рязанский Иван Васильевич, а в 1501 году скончалась мать его, великая княгиня Анна Васильевна.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Государи и люди московские так же охотно содействовали развитию хозяйственной деятельности Соловецкого монастыря, как и люди вольного Новгорода Грамотой великого князя Ивана III 1479 года, подтверждавшей за монастырем право на владение всей группой Соловецких островов, открывается длинный ряд грамот московских государей, которыми они жаловали монастырю новые земли в Беломорском крае. В 1539 году пожаловано было монастырю 13 луков 640 по рекам Шизни и Выгу и на Сухом Наволоке (у Сороцкой губы) с деревнями, в которых жило 4 или 5 поселенцев, со всеми угодьями, с рыбными ловлями и солеваренными (цренными) оброками 641 . При этом встречаем любопытное для истории колонизации края прибавление, постоянно повторяющееся в грамотах при пожаловании пустошей: «И кто у них в тех 13 луках учнут жити людей и крестьян и наместники наши новгородские и волостели тех их людей и крестьян не судят ни в чем, опричь разбоя и татьбы с поличным» а ведает и судит тех своих людей и крестьян игумен с братьею» и пр. 642 Между тем начавшееся до монастыря движение колонизации продолжалось, и мы встречаем указание, бросающее свет на силу и размеры этого движения в начале XVI века. Мы видели выше, что одним из первых земельных приобретений монастыря в Поморье были 2 лука при устье реки Сумы, у часовни, где жили 2 поселенца. По писцовым книгам 1496 года, на реке Суме значилось 19 деревень, принадлежавших Марфе Посаднице; они составляли волость, имевшую уже церковь . Писцовые книги 1551 года, повторяя означенные 19 сумских деревень, прибавляют 5 новых с 6 1 / 2 луками земли, говоря, что «оне стали после письма» (1496 года). Занятие земель углублялось и внутрь края: одна из этих 5 новых деревень «стала починком» на острове Сумозера, у деревни, поставленной еще до 1496 года. Все эти сумские деревни, старые и новые, с двумя Марфинскими деревнями по реке Выгу, всего 78 1 / 2 луков царь пожаловал в 1555 году Соловецкому монастырю, присоединив к ним еще 33 варницы в Сумской волости, по рекам Суме и Колежме, по приморским наволокам и прибрежным островам. Но пожалование сделано было монастырю не даром: казна нашла выгодным уступить эти деревни, приносившие ей около 19 руб. ежегодного дохода, и этим вознаградить монастырь за отнятие данного прежде права беспошлинной продажи 10 тыс пудов монастырской соли 643 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Но Александр отвечал: «Князья наши и паны, вся земля имеют права и записи от предков наших, и от отца нашего, и от нас, а в правах написано, что церквей греческого закона больше не прибавлять; так нам тех прав предков наших, и отца нашего, и наших нарушать не годится. А княгине нашей церковь греческого закона в городе есть близко; когда ее милость захочет в церковь, мы ей не возбраняем» . Это еще более должно было огорчить великого князя московского и православных в Литве. Из слов своего государя они должны были понять, что им нечего ожидать от него отмены закона о несозидании православных церквей, данного отцом его и подтвержденного им самим. И сколько потом Иван Васильевич ни настаивал и чрез послов своих, и чрез дочь, чтобы Александр устроил ей домовую церковь, Александр остался непреклонным. К большему же огорчению Елены, он еще приставил к ней панов и паней и других служебных людей не греческого закона, а римского, оправдываясь пред тестем, что от того для ее греческого закона ущерба нет. К этому-то, столько прискорбному для великой княгини Елены, времени относится первая ее жертва на православный храм: в 1496 г. она купила в Трокском воеводстве у какого-то Петра Яцынича имение Жагоры и подарила виленскому Пречистенскому собору . Мало утешительного представляли тогда и другие действия Александра по отношению к православным. Стали пред ним бояре полоцкие и мещане с Полоцким владыкою Лукою о монастыре святого Николая на Лучне; бояре показали Евангелие, в котором было записано, что монастырь тот — издавна подаванье великого князя. И Александр взял Николаевский монастырь на Лучне к своему подаванью, а Полоцкому владыке приказал в тот монастырь не вступаться (1496). Какой-то Григорий Попович из Киева просил у Александра себе Киево-Михайловского Златоверхого монастыря, говоря, что монастырь тот есть издавна подаванье великого князя; это же подтвердил и полоцкий наместник Пацевич. И Александр повелел держать Михайловский монастырь Поповичу до его живота с условием, чтобы он постригся в монашество (1496).

http://sedmitza.ru/lib/text/436026/

И это в том даже случае, если в списке 23 первых известных по синодикам настоятелей мы не допустили пропусков ни в начале, ни в средине, ни в конце. В случае же допущения пропусков, которые весьма легко могли быть, в случае допущения, что Антоний был не первым игуменом монастыри, и после него в синодике поименованы не все настоятели – его преемники, время настоятельствования как игумена Антония, так особенно предшественников его должно будет отодвинуться за 1428 год, в более глубокую древность. Таким образом, и на основании списков настоятелей Николаевского монастыря, мы с большой достоверностью можем утверждать, что в первой половине XV-ro века этот монастырь уже существовал. От 1496–1500 года по Рождеству Христову, мы имеем несомненные свидетельства о существовании этого монастыря по меньшей мере в начале последней половины XV-ro века. Переписные оброчные книги Обонежской пятины 1496 года и Вотской пятины 1499–1500 года представляют такие о нем свидетельства, которые необходимо заставляют думать, что в 1496–1500 г. «Никольский монастырь из Ладоги» был уже монастырь не новый. Напротив, некоторые черты и подробности этих свидетельств налагают на монастырь печать значительной древности. Из этих книг видно 1) что Николаевский монастырь дал название одному из концов ладожского посада, – концу Никольскому. Этот конец представляется одним из самых населенных концов посада; – равняется по населенности концу богородицкому, и значительно превосходит не только концы – спасский и семеновский, но и конец климецкий, получивший свое название от несомненно древней (1153) церкви св. Климента, к которой он примыкал. В конце Никольском находятся дворы «намесничь» и «тиун», очевидно, потому, что этот конец был более других заселенный и более других важный. Конечно монастырю нужно было время и время для того, чтобы дать свое имя концу и сделаться средоточием для конца наиболее населенного. 2) Монастырь владел в это время в самой Ладоге на посаде землей, на которой жили поземщики и платили монастырю поземельную подать – позём. 103 3) Никольскому монастырю из Ладоги принадлежали в двух пятинах – Вотской и Обонежской – земли и деревни, находившихся в нескольких лежавших по обеим сторонам Волхова, более или менее близких к Ладоге, погостах. В Вотской пятине у него находились деревни и земли в погосте Городенском Пречистенском, Ильинском, Песоцком Федоровском и Егорьевсвом Теребужском. В Обонежской пятине он владел землями и деревнями, находившимися в погостах: Михайловском и Ильинском. 104 Эти зем?? деревни и оброки с них по переписным книгам представляются отн?? не новым каким-либо достоянием Никольского монастыря, а значатся за н?? и «по старому письму», – по прежним переписям. Все это – такие черт?? такие подробности, которые показывают, что в последней половине XV-ro века «Никольский монастырь из Ладоги» был уже не новым.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010