Глава 34 Насилие Сихема над Диной Быт.34:1 . Дина, дочь Лии, которую она родила Иакову, вышла посмотреть на дочерей земли той. Описываемое в гл. 34 происшествие имело место не ранее, как через 8 лет после описанных в 33 гл. событий: Дина, родившаяся в конце второго семилетия службы Иакова у Лавана ( Быт. 30:21 ), здесь является взрослой девушкой лет 16 (6–7 лет было ей при прибытии Иакова в Сокхоф, около 2 лет Иаков жил там и, след., около 8 – в Сихеме), равно как и Симеон и Левий – взрослыми юношами (ст. 5, 7). Несмотря на продолжительное пребывание в окрестностях Сихема, с жителями его семейство Иакова, по-видимому, не сообщалось, и, может быть, даже имела место некоторая неприязнь, которая в кровной мести Симеона и Левия выразилась со всею страшной силой, найдя в обесчещении Дины лишь предлог для себя. По Иосифу Флавию (Ant. 1:21), у сихемлян был праздник, во время которого Дина и пришла в город – посмотреть женские наряды. Мидраш осуждает Дину (и Лию) за то, что она вышла одетой подобно блуднице (Beresch. r. Par. 80, s. 391–392). Такое легкомыслие Дина наследовала будто бы от матери. Быт.34:2–3 . И увидел ее Сихем, сын Еммора Евеянина, князя земли той, и взял ее, и спал с нею, и сделал ей насилие. И прилепилась душа его к Дине, дочери Иакова, и он полюбил девицу и говорил по сердцу девицы. Сихем, владетельный принц города, который от него получил и самое имя (ср. Быт 4:17 ), воспламенился любовью к девушке и под влиянием страсти совершил насилие над нею. Но исключительно животной похотью, которая по удовлетворении переходит в противоположное чувство ненависти (ср. 2Цар. 13:14–15 ), страсть Сихема не была. Напротив, он имел намерение вступить с нею в супружество и этой мыслью успокаивал и утешал Дину («говорил по сердцу», ср. Быт 50:21 ; Руф. 2:13 ). Брачное предложение его Иакову и братьям Дины Быт.34:4–5 . И сказал Сихем Еммору, отцу своему, говоря: возьми мне эту девицу в жену. Иаков слышал, что [сын Емморов] обесчестил Дину, дочь его, но как сыновья его были со скотом его в поле, то Иаков молчал, пока не пришли они.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИШСКАЯ ЕПАРХИЯ [Серб. Нишка enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ). Объединяет приходы и мон-ри СПЦ на территории Нишского, Топлицкого, Пиротского и Ябланицкого округов Сербии. Кафедральный город - Ниш. Разделена на 14 архиерейских наместничеств (Алексинацкое, Бела-Паланкское, Власотинцкое, Димитровградское, Косаницкое, I Лесковацкое, II Лесковацкое, I Нишское, II Нишское, III Нишское, Пиротское, Сврлигское, Топлицкое, Ябланицкое), имеет ок. 300 приходов. Правящий архиерей - еп. Арсений (Главчич), на кафедре с 13 авг. 2017 г. История Начало проповеди христианства в Нише (Наисс), известном с III в. до Р. Х. и в первые века по Р. Х. ставшем важным стратегическим, экономическим и политическим центром на Балканах, связывают с учениками первых апостолов. Фундаменты самых ранних сохранившихся христ. строений в городе и его окрестностях археологи датируют IV в. Время возникновения епископской кафедры в Нише точно неизвестно, исторические источники сообщают имена ее епископов начиная с IV в.: Кириак (до 343), Гауденций (343), Боноз (до 391), Маркиан (409-414), Гайан (516) и Пройект (553). Также сообщается о том, что в 344 г. в Наиссе праздник Воскресения Господня встретил свт. Афанасий I Великий , еп. Александрийский, к-рый находился здесь по приглашению своего друга еп. Гауденция. Следующее упоминание о Н. е. относится к 995 г., когда она была одной из 23 епархий Болгарской Церкви (см. ст. Болгарская Православная Церковь ). Участники крестовых походов описывали Ниш как богатый город. При падении державы болг. царя Самуила (1018) в Н. е., к-рая была частью Охридской архиепископии , входили почти все зап. земли Балканского п-ова. Согласно хрисовулу визант. имп. Василия II Болгаробойцы 1018 г., Н. е. относилась к 1-му из 3 классов епархий и была 6-й по списку. Но при вхождении Ниша в состав Сербского гос-ва Н. е. охватывала лишь поселения Мокро, Сврлиг, обл. Топлица и некий г. Камрлпт (Коблос), к-рый И. Снегаров локализует между реками Юж. Морава и Топлица, где сохранились развалины древней церкви.

http://pravenc.ru/text/2577743.html

Скачать epub pdf Беседы на святую Пятидесятницу 391. Церковь , как невеста, украшается множеством приходящих, а не приходящие обнажают ее, мать свою Беседа 1. Многочисленность приходящих есть одежда церкви, как и пророк в древности сказал о церкви: всеми ими аки в красоту облечешися и обложиши себе ими, яко утварию невеста ( Ис. 49:18 ). Как целомудренная и благородная женщина, облекшись в одежду, простирающуюся до пят, кажется благообразнейшею и лучшею, так и церковь , покрываясь множеством тел ваших, как бы длинною одеждою, является сегодня более блистательною. Не видно у нее сегодня ни одной части обнаженной, как в предшествующие дни; виновники же тогдашнего ее обнажения те, которые только сегодня пришли, а не всегда прикрывают мать свою. А что не малая опасность видеть мать свою обнаженною, вспомним древнюю историю, вспомним о том, кто видел отца своего обнаженным, и за этот взгляд потерпел наказание. Хотя не он сам обнажил отца, но только увидел отца обнаженным, однако он не избавился от наказания, за то только, что увидел (см.: Быт. 9:2025 ); те же, которые пришли сегодня, а прежде не приходили, не только видят мать свою обнаженною, но делают ее обнаженною. Если же видевший наготу не избег наказания, то как могут удостоиться прощения те, которые причиняют наготу? Это я говорю, желая не устрашить вас, но для того, чтобы нам избежать наказания… Ведь мы часто не отделяемся от церкви даже одним переулком, и однако так редко заходим в это священное собрание, как будто мы отделены широкими морями. Минь. Т. II. С. 453 Творения Т. II. С. 502, 503 392. В Пятидесятницу Дух Святый есть символ нашего примирения с Богом За 10 дней пред сим наше естество взошло на царский престол, а сегодня Дух Святый нисшел на наше естество. Дабы никто не сомневался, сделал ли что-нибудь Христос по вознесении, примирил ли с нами Отца, умилостивил ли Его, дабы показать нам, что Он (действительно) примирил Его с нашим естеством, Он тотчас послал нам дары примирения. Так, когда враги соединяются и примиряются между собою, то за примирением тотчас следуют обмен приветствий, дружеские приемы и дары. Вот и мы послали веру, – и получили оттуда дарования, послали послушание, – и получили оправдание. – Сошествие Святого Духа есть дар Божия примирения с нами. Когда Господь гневался на людей, то удерживал благодать Духа (см.: 1Цар. 3:1 ; Дан. 3:38 ; Ин. 7:39 ). Теперь же Дух Святый с нами, а чрез него мы очищаемся от грехов (см.: 1Кор. 6:11 ); чрез него называем Иисуса – Господом (см.: 1Кор. 12:3 ), а Бога – Отцом (см.: Гал. 4:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Схимонах Василий Поляномерульский Предисловия Предисловие, или предпутие, желающим читать книгу святого отца нашего Григория Синаита и не погрешать против ее смысла 391 Многие, читая эту святую книгу святого Григория Синаита и не зная опытно умного делания, погрешают против здравого разума, думая, что умное делание принадлежит одним бесстрастным и святым мужам. По этой причине, держась, по внешнему обычаю, одного псалмопения, тропарей и канонов, препочивают в этом одном внешнем молении. Они не понимают того, что такое песненное моление предано нам отцами на время, по немощи и младенчеству ума нашего, чтобы мы, обучаясь мало-помалу, восходили на степень умного делания, а не до кончины нашей пребывали в песненном молении. Ибо что младенчественнее того ( Григорий Синаит , гл. 19), когда мы, прочитав устами внешнее наше моление, увлекаемся радостным мнением, думая о себе, что творим нечто великое, потешая себя одним количеством и этим питая внутреннего фарисея. Отводя нас от такой, подлинно младенческой немощи, как младенцев от сосцов млекопитательных, святые отцы показывают нам грубость этого делания, сравнивая гласовое языком пение с пением язычников. Ибо надлежит, говорит святой Макарий Египетский (гл. 6), по образу жизни нашей ангельскому быть и пению нашему, а не плотскому, да не скажу языческому. Если же и дозволено нам петь голосом, то ради лености и неведения нашего – с тем, чтобы мы возводились к истинному молению. Какой же бывает плод такого внешнего моления, показал святой Симеон Новый Богослов во втором образе внимания, говоря: «Второй же образ внимания и молитвы таков: когда кто собирает ум свой в себе, отвлекая его от всего чувственного, и хранит чувства свои, и собирает все помыслы свои, чтоб не скитались в суетных вещах мира сего, и то исследует помыслы свои, то внимает словам произносимой им молитвы, в иной час собирает в себе все помыслы свои, плененные диаволом и превращенные в лукавые и суетные, в иной же час снова со многим трудом и усилием приходит в самого себя, быв охвачен и побежден какою-либо страстью.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Таинства Дух Твой, , влиян в наш дух, ибо вот на теле нашем крещение Твое, в составе нашем Животворящая Плоть Твоя; Твоя, Господи, есть в нас часть (прп. Ефрем Сирин , 34, 391). ...Святый жертвенник , которому предстоим, по природе есть обыкновенный камень, ничем не различный от других плит, из которых строятся наши стены и коими украшаются полы, но поскольку он посвящен на служение Богу и принял благословение, то он есть святая трапеза, чистый жертвенник, которому касаются уже не все, но только священники, да и те с благоговением. Хлеб опять, пока есть обыкновенный хлеб, но когда над ним будет священнодействовано Таинство, называется и бывает Телом Христовым. То же бывает и с таинственным елеем; то же с вином; сии предметы малоценны до благословения, после же освящения Духом каждый из них действует отличным образом. Та же сила слова производит так же почтенного и честного священника, новым благословением отделяя его от обыкновенных простых людей. Ибо тот, кто вчера и прежде был одним из многих, одним из народа, вдруг оказывается вождем, предстоятелем, учителем сокровенных таинств; и таким он делается, нисколько не изменившись по телу или по виду, но оставаясь по видимости таким же, каким был, некоторою невидимою силою и благодатию преобразовался по невидимой душе к лучшему (свт. Григорий Нисский , 25, 6–7). ...Тому, кто намеревается приступить к священным и страшным Таинствам, надлежит быть трезвенным и бодрым, свободным от всякого житейского попечения, исполненным великого целомудрия и великой ревности, исторгнуть из ума всякие помыслы, чуждые Таинствам, и сделать храмину свою во всех отношениях чистою, как намеревающемуся принять самого Царя... (свт. Иоанн Златоуст , 46, 253). ...Абие изыде кровь и вода ( Ин. 19, 34 ). Не без значения и неслучайно истекли эти источники, но потому, что из того и другого составлена Церковь . Это знают посвященные в Таинства: водою они возрождаются, а Кровию и Плотию питаются. Так, отсюда получают свое начало Таинства; и потому, когда ты приступаешь к страшной Чаше, приступай так, как бы ты пил от самого ребра (свт. Иоанн Златоуст , 52, 577).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Литературные предшественники сочинения «О бегстве от мира» свт. Амвросия Медиоланского Точная дата появления небольшого сочинения свт. Амвросия Медиоланского «О бегстве от мира» (De fuga saeculi) не известна. Большинство крупнейших исследователей 1 прошлого века, занимавшихся хронологией творений свт. Амвросия, придерживались даты, предложенной Ж.-Р. Паланком: осень 394 г., когда узурпатор императорского престола Евгений потерпел поражение и свт. Амвросий ходатайствовал о нём перед императором Феодосием 2 . Это событие Паланк счёл причиной создания трактата о городах-убежищах, таким образом относя трактат к последним творениям святителя. Мавристы указали 387 г. 3 , издатель критического текста К. Шенкль – 391 г. 4 Шенкль опирался на статью Ф. Бюхелера 5 , предположившего, что цитата из Саллюстия 6 в тексте свт. Амвросия (fug. 16) взята не из самого сочинения Саллюстия, а из справочника «Exempla elocutionum» («Примеры выражений») грамматика Арузиана Мессия. Но точно датировать текст древнего грамматика также непросто, поэтому предположение Шенкля о датировке остаётся одним из многих. Д. Руниа предлагает более широкие рамки – между 386 и 391 гг. 7 Такой подход к датировке творений свт. Амвросия представляется более верным, так как многие тексты святителя являются переработанными проповедями 8 , и трактат мог основываться на тексте беседы, относящейся к более раннему периоду. Как ранние тексты свт. Амвросия («О рае», «О Каине и Авеле», «Об Аврааме», «О Ное»), так и более поздние («Об Исааке или душе», «Об Иакове и блаженной жизни», «Об Иосифе») нельзя назвать чисто экзегетическими сочинениями, хотя экзегеза присутствует в качестве основного элемента 9 и, вероятно, являлась движущим мотивом для создания текстов; ветхозаветные события являются лишь поводом для морально-нравственных и аскетических рассуждений, обращённых к современникам святителя. К числу таких сочинений относится трактат «О бегстве от мира». Исследователям творений свт. Амвросия очевидно, что сочинение «О бегстве от мира», как и другие ранние экзегетические тексты медиоланского святителя, создавалось под влиянием крупнейшего толкователя Ветхого Завета Филона Александрийского (20 г. до н. э. – 50 г. н. э.). В тексте «О бегстве от мира» во многом повторяется аргументация и примеры из трактата Филона «О бегстве и обретении» (De fuga et inuentione, далее – fug. et inu.). Но следовал ли свт. Амвросий Филону?

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Св. Оптат, еп. Милевитский. Гравюра. 1736 г. Худож. Ж. Кало [Лат. Optatus] (IV в.), св. (пам. зап. 4 июня), еп. Милевитский (Милевский) в Нумидии (ныне Мила, Алжир); богослов-полемист, церковный историк. Жизнь Сведения источников о жизни О. крайне скудны. По свидетельству блж. Иеронима Стридонского ( Hieron. De vir. illustr. 110), О., будучи Милевитским епископом, написал 6 книг против донатистов (см. ст. Донатизм ) в правление рим. императоров Валентиниана I и Валента . На основании этого свидетельства исследователи предполагают, что О. род. ок. 320 г. ( Monceaux. 1920. Р. 245; Amann. 1931. Col. 1078). Вероятно, местом его рождения была Сев. Африка (пров. Нумидия); О. неоднократно упрекал своего оппонента, донатистского еп. Пармениана , в том, что тот иностранец ( Optat. Contr. Parmen. I 5. 4; II 7. 4; III 3. 2). Блж. Августин ( Aug. De doctr. christ. II 40. 61//PL. 34. Col. 63) пишет, что О., подобно сщмч. Киприану Карфагенскому, Лактанцию и Викторину Марию , «пользовался языческой мудростью». Анализ сочинения О. показывает, что он получил хорошее светское образование, а на его богословские воззрения оказала влияние североафрикан. богословская традиция. О времени кончины О. точных сведений нет, однако, учитывая то, что блж. Иероним и блж. Августин упоминают о нем как об уже скончавшемся, можно датировать кончину О. нач. 90-х гг. IV в. Сочинения. Подлинное «Против донатиста Пармениана» (Contra Parmenianum Donatistam; CPL, N 244), богословский трактат из 7 книг, являющийся ответом на 5 книг донатистского еп. Карфагена Пармениана ( 391/2). Оригинальное название труда О. не сохранилось. На основании свидетельства блж. Иеронима и сведений, почерпнутых из текста, можно полагать, что 1-я редакция сочинения была написана ок. 365-366 гг. и включала 6 книг (см.: Кечкин. 2013. С. 49-62). Впосл. О. дополнил труд 7-й книгой и внес некоторые дополнения в текст первых 6 книг. Датировка 2-й редакции трактата варьируется с 385 до 390 г., основанием для чего служит упоминание в тексте Римского папы Сириция , восшедшего на кафедру в дек. 384 г., как современника автора ( Optat. Contr. Parmen. II 3. 1; см.: Simonetti. 1986. P. 123; Labrousse. 1995. P. 39-40).

http://pravenc.ru/text/2581445.html

Статья подготовлена в рамках проекта « Блаженный Августин Гиппонский в философско-богословском и культурном диалоге традиций Востока и Запада» при поддержке Фонда Развития ПСТГУ. Трудно переоценить значение учения блаженного Августина о caritas – влекущей человека к Богу благодатной любви. Оно сыграло свою значительную роль как в догматической, так и мистической традиции Запада, придав в т. ч. характерную направленность толкованию известного стиха из «Песни песней» Fortis est ut mors dilectio (8:6). Согласно августинианскому прочтению этого стиха, любовь сильна, как смерть, поскольку увлеченный даруемым ей небесным блаженством человек умирает для греха. Это толкование, которого в большей или меньшей степени придерживались не только авторы первого тысячелетия, но и схоласты, вплоть до Фомы Аквинского, претерпевает значительное изменение в XIV в. в кругу т. н. рейнских мистиков (Экхарт, Таулер, Сузо), насыщаясь апофатическими идеями Ареопагитик. В статье предлагается и рассматривается гипотеза о том, что, пройдя ряд последовательных ступеней развития, новое учение в окончательном виде излагается в приписываемой Майстеру Экхарту проповеди на текст Fortis est ut mors dilectio, которая представляет «чистую любовь» как состояние мистической смерти не только для греха и земных наслаждений, но и духовных радостей и даже надежды на вечную жизнь. 1 Средневековая немецкая проповедь на текст из «Песни песней» Сильна как смерть любовь – Fortis est ut mors dilectio (8:6) – еще в 30-х гг. прошлого столетия приписывалась Майстеру Экхарту и публиковалась в сборниках его работ S.274–277]. Однако теперь принято думать, что она не принадлежит его перу S.391]. Возможно, этим объясняется, что современные исследователи, судя по всему, не уделяют ей специального интереса. Во всяком случае, специально посвященных ей работ обнаружить не удалось. Между тем, она представляет собой по-своему замечательный и законченный образец того мистического апофатизма Запада, который стал одним из оснований не только мистико-богословских, но и философских концепций Нового времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

FRB. T. 2. Р. 483. Abraham W. Pierwszy spyr...//Rozprawy Akademii 1895. Ser. 2. T. 7 (32). S. 283. CDB. 1912. T. 2. N 59. Ясинский А. Н. Падение земского строя в Чешском государстве (X–XIII вв.). Юрьев, 1912. С. 140. Нгивэ F. Chrkevnh zшizenh...//Ueskэ uasopis hismorickэ. 1916. S. 395–396. Козьма. II. 21. Нгивэ F. Chrkevnh zшizenh...//Ueskэ uasopis hismorickэ. 1916. S. 395; Abraham W. Pierwszy spyr...//Rozprawy Akademii 1895. Ser. 2. T. 7 (32). S. 293–294, 308. К сожалению, автору осталось недоступным исследование Vaneuek V. Zбklady prбvnhho posmavenh a velkostatku ve smбrem ueskйm smбmм 12–15 st. Praha, 1933–1939. Иг. 1–3. Их анализ см.: Krofta К. Kurie...//Ueskэ uasopis hismorickэ. 1904. S. 23–24; Нгивэ F. Cirkevnh zшizenh...//Ueskэ uasopis hismorickэ. 1916. S. 389–390. Abraham W. Organizacja... S. 233; Нгивэ F. Chrkevnh zшizenh...//Ueskэ uasopis hismorickэ. 1916. S. 43, 391. Ясинский A. Н. Падение земского строя. С. 140. Приведенные им примеры взяты из чешского материала. Можно указать, однако, и польский документ 1177 г. Утверждая совершенную монастырем имущественную сделку, верховный правитель Польши Мешко Старый отмечал, обращаясь к аббату, что делает это «consensu fratrum et advocaci abbatiae tue Bolezlawi Zlesie ducis» (с согласия братьев и покровителя твоего аббатства Болеслава, князя Силезии).— KDW. T. 1. N 22. Перемены в положении имущества монастыря должны были производиться с согласия его патрона, каким был в данном случае князь Силезии Болеслав Высокий. Нгивэ F. Chrkevnh zшizenh...//Ueskэ uasopis hismorickэ. 1916. S. 392. Цит. по: Abraham W. prawa patronatu w Polsce. Lwyw, 1889. S. 31. CDB. T. 1. N 124. Анализ этих свидетельств см.: Нгивэ F. Chrkevnh zшizenh...//Ueskэ uasopis hismorickэ. 1916. S. 392. KDW. T. 1. N 7. Подробнее см.: H. Polski. T. 6. Cz. 1. S. 320–324. Так произошло с цистерианцами, приглашенными вельможей Милогостом для основания монастыря в Осеке, когда они нашли выбранное для них место малопригодным для поселения.— См.: Нгивэ F. Chrkevnh zшizenh...//Ueskэ uasopis hismorickэ. 1916. S. 392.

http://sedmitza.ru/lib/text/442916/

Закрыть itemscope itemtype="" > Олигархические войны ведут к установлению на Украине фашистской диктатуры 21.10.2014 391 Время на чтение 6 минут Временное перемирие, выборы в Верховную раду, переговоры в многосторонних форматах формируют основную медийную повестку дня на Украине. При этом реальным фоном происходящих в Киеве событий является продолжающийся латентный конфликт олигархов и перераспределение ролей/собственности между ними. Как уже отмечалось , одним из направлений деятельности альянса Порошенко-Коломойский (несмотря на наличие существенных противоречий) является либо полное уничтожение олигархов, активы которых сосредоточены в юго-восточных областях, либо доведение их до состояния обычных собственников крупных предприятий, не имеющих ни политических, ни масштабных экономических амбиций. И раньше журналисты акцентировали внимание на том, что в результате проведения силовых операций в ряде областей достаточно четко выделились финансово-промышленные группы, несущие потери куда больше, чем другие. Прежде всего это ФПГ Ахметова, Фирташа, Новинского, Таруты. За последнее время, несмотря на весьма условное перемирие, ситуация принципиально не изменилась: киевская власть продолжает атаковать этих олигархов по всем фронтам. И хотя, по мнению некоторых экспертов, эти атаки не являются системными, а ситуативными, однако тенденция говорит об обратном. По решению правительства с 1 октября для производителей минудобрений вводится запрет на использование газа из ПХГ и газа украинской добычи для своих нужд. Формально это сделано с целью поддержать зимой уровень суточного отбора из ПХГ, необходимый для покрытия пикового потребления. Но де-факто это весьма ощутимый удар по Д.Фирташу, который через Ostchem контролирует крупнейшие заводы по выпуску азотных удобрений («Стирол» в Донбассе, черкасский «Азот», северодонецкое объединение «Азот» в Луганско й области и «Ривнеазот»). Представители его группы уже заявили, что будут оспаривать это решение правительства в судебном порядке. Впрочем, маловероятно, что судебное разбирательство закончится в пользу группы. Суды могут затягивать рассмотрение дела по сути, скорее, до конца отопительного сезона, когда проблема частично исчезнет сама собой. Кроме того, за последнее время Коломойский предпринял несколько успешных атак на активы Фирташа: дальнегорский и иршанский ГОК, «Сумыхимпром», одесский НПЗ.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/1...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010