592 . С того времени, как подможные деньги отданы были в ведение Духовного Приказа, Монастырской Приказ был ревизионным учреждением по отношению к этому сбору. Иногда ведомцы и вообще чиновники его обязывались и сбором этих денег. Подможные деньги употреблялись в подмогу 1) полковым священникам, 2) протопопам, священникам, иеромонахам, диаконам и церковникам, посылавшимся из Москвы в С.-Петербург, 3) также отправлявшимся в завоеванные города и в посольства, и 4) на расходы по сбору и особенным случайным церковным надобностям 593 ). е) Ямские и полонные или полоняничные с духовных лиц 594 . Эти деньги сбирались с них издавна епархиальными властями и препровождались в государеву казну. Во времена Петровского Монастырского Приказа сбор их под его ведением, кажется, был по дворам. ж) Славленные, – определенный процент с доходов духовенства в большие праздники, – неодинаковый во всех епархиях. 2) Неокладные епархиальные пошлины были следующие: а) Ставленнические или ставленные,– с новопоставленных священников, диаконов и причетников, архимандритов, игуменов, иеромонахов и протопопов. Они были разнообразны в разное время и в разных епархиях. Патриархи старались установить определенную подать при этих случаях, но безуспешно 595 . Св. Синод в 1723 году также определил оклад со ставленников. Но и его определение было выполнено только формально. В 1764 г. по протоколу комиссии о духовных имениях постановлено «точию с одних в священный чин и в церковный причет поставляемых по древнему обыкновению и по патриаршим установлениям на стол клиру сбирать с поставляемых из дьяконов в попы и из дьячков в диакону по два рубли, а с дьячков и пономарей по рублю; а более того отнюдь ни под каким видом не домогаться, да и самим в оные чины производимым ничего более означенного положения никому не давать» 596 . б) Благословенные при выдаче от епархиальных властей грамот на построение и освящение церквей и антиминсов. в) Епитрахильные и постихарные с овдовевших священников и диаконов, и перехожие при перемене священно- и церковнослужителями мест, и с новоженов причетников (в Вологодской еп. по 2 алт. 2 д.). г) Новоявленные при новом архиерее в епархии. В патриаршей области патриархом Иоакимом положено взыскивать с новоявленных памятей городских и уездных причетников и просвирниц       по 6 алт. 2 д. 597 , в Ростовской епархии в 1705 г. сбиралось с причетников по 3 алт. 2 д., в Вологодской вдвое против Ростовской, по 6 алт. 4 д. 598 ). д) Наметные за недоимку платежей, пенные, мировые, поднаказные. е) С родильниц – вдов и девок пенных и почеревных, – в Вологодской епархии в 1705 г. по 2 р. 20 алт. 4 д., в Ростовской по 2 р. 8 алт. 2 д. 599 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

В вечерних блоках новостей царит другая картинка: здесь власти предержащие не устают напоминать местной администрации о том, что она должна выполнять свои обещания. И та послушно кивает головой, суля, благодаря, обещая.  Наступает новый день – и кони мчат по кругу. В этой круговерти невозможно сбросить со счетов и высокое телевизионное начальство: в погоне за рейтингами оно требует каждый новый день очередных душераздирающих зубодробительных историй. Вот бабуля-инвалид на коляске, которую хотят поселить в сарай, откуда ей, парализованной, самостоятельно не выбраться никогда. Старику со слезящимися от горя глазами пытаются «подарить» поросшую грибком, безоконную комнату в коммуналке. Другому дали квартиру, состоящую из голых бетонных стен, без пола и со стыдливо торчащими трубами в туалете. Но никто и никогда не вернется узнать, как изменилась ситуация – корреспондента пошлют на новое задание, а ему лично судьба героя сюжета минувшего неинтересна. Я потому так нудно расписываю историю с «квартирным вопросом», что жилье в России, с одной стороны, является наибольшей проблемой и потребностью, с другой – самой малостью, которой может одарить государство в благодарность великих людей. Конечно, можно продолжить разговор ценами на лекарства, размерами пенсий. А также тем, что в последние месяцы особо активизировались преступники, грабящие и забивающие до смерти беззащитных стариков – ветеранов, героев – по сути, наших отцов и дедов. Из последних унижений запомнился календарь, изданный к празднику в Перми, где на трех из шести снимков изображены марширующие эсэсовцы, фашистский пулеметчик и мародеры в фашистской форме возле советского танка Т-34. И осквернение могил советских солдат, погибших в Калининградской области. Но, если вандалами под Калининградом оказались черные копатели, то Минобороны РФ оскорбили ветеранов официально, сообщив о запуске «уникального проекта — портал «Подвиг народа» . На этом сайте можно найти все данные о любом участнике Великой Отечественной войны». Но ни один из моих знакомых так и не сумел там найти своих родственников. Не воевал мой дедушка – Свешников Василий Петрович, чей самолет был сбит врагом в 43-м. Нет данных о моей бабушке, Волковой Татьяне Леонидовне, которую прямо со студенческой скамьи отправили одну, в положении, с эшелоном эвакуированных из Москвы детей: маму она рожала под бомбежку вражеских самолетов. Мы не обнаружили Илью Дьячкова и Ивана Проглядова – оба погибли в первые дни войны. Последнее письмо от Дьячкова его жене доставили из-под Смоленска в конце лета.

http://pravmir.ru/eto-prazdnik-so-slezam...

Спросите статистику: исправило ли жалованье духовенство? Нет. Доброму пастырю даже бедняк дает с радостью. Оставьте священникам землю и доход с внушением им долга и соблюдением надзора за ним: через это не отступим от правила и примера Св. Павла. Священник должен жить частью трудом, трудом патриархальным и помощью, по слову Божию, не унижает служителей слова и не обедняет дателей. Лучше приложить к духовенству систему помощи, принятую в Морском Министерстве, то есть обратить эту помощь на детей. Таким образом достигается двоякая цель: помощь отцам и воспитание детей. Всего лучше, мне кажется, быть преобразователем консерватором, особенно в Церкви, где не только основы, но и обычаи святы, и опасно их трогать. Но нет возможности в письме раскрыть эту мысль вполне. Я также не за уменьшение духовенства, которого у нас и так немного. Диаконы не необходимы, но в России любимы; а при улучшении их воспитания будут и полезны. Разве внутри России у нас так много грамотных и понимающих людей, что нужно уменьшать их число, вместо того, чтоб с пользой употребить их, особенно в настоящих обстоятельствах? Нужно думать об умножении доброго духовенства, начиная с Епископов, которых у нас крайне недостаточно. Во Франции, на ничтожное пространство сравнительно с Россией и на половину жителей сравнительно с нашим отечеством, около 90 Епископов, а у нас около 60. Ошибочная и материалистическая мера приспособлять быть Церкви к финансам: деньги родятся и найдутся для добра. Не думаю также, что можно заманить дьячков наемниками – певчими. Да и не будет ли это, если сделать абсолютно, отступлением от устава Церкви, где существуют степени чтеца, свещеносца, с молитвами при их посвящении. Пока не будет распространена церковная грамотность между народом, а равно в известных частях богослужения, – всеобщее пение, дотоле замена дьячков наемными людьми поведет к неустройству. Я все веду к тому, что надо отменять, не ломать, а существующее улучшать, что совершенно возможно. Вы говорите о собрании, по осени всех членов Синода для рассуждения о сих делах, касающихся до основ устройства Церкви; не было ли бы полезно увеличить число членов этого собрания призванием других архиереев? Это был бы первый шаг к будущему собору.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

е) Ямские и полонные или полоняничные с духовных Эти деньги сбирались с них издавна епархиальными властями и препровождались в государеву казну. Во времена Петровского Монастырского Приказа сбор их под его ведением, кажется, был по дворам. ж) Славленные,—определенный процент с доходов духовенства в большие праздники, — не одинаковый во всех епархиях. 2) Неокладные епархиальные пошлины были следующие: а) Ставленнические или ставленные,—с новопоставленных священников, диаконов и причетников, архимандритов, игуменов, иеромонахов и протопопов. Они были разнообразны в разное время и в разных епархиях. Патриархи старались установить определенную подать при этих случаях, но Св. Синод в 1723 году также определил оклад со ставленников. Но и его определение было выполнено только формально. В 1764г. по протоколу комиссии о духовных имениях постановлено «точию с одних в священный чин и в церковный причет поставляемых по древнему обыкновению и по патриаршим установлениям на стол клиру сбирать с поставляемых из дьяконов в попы и из дьячков в диакону по два рубли, a с дьячков и пономарей по рублю; a более того отнюдь ни под каким видом не домогаться, да и самим в оные чины производимым ничего более означенного положения никому не б) Благословенные при выдаче от епархиальных властей грамот на построение и освящение церквей и антиминсов. в) Епитрахильные и постихарные с овдовевших священников и диаконов, и перехожие при перемене священно и церковно служителями мест, и с новоженов причетников (в вологодской еп. по 2 алт. 2 д. г) Новоявленные при новом архиерее в епархии. В патриаршей области патриархом Иоакимом положено взыскивать с новоявленных памятей городских и уездных причетников и просвирниц по 6 алт. 2 В ростовской епархии в 1705 г. сбиралось с причетников по 3 алт. 2 д., в вологодской вдвое против ростовской, по 6 алт. 4 д) Наметные за недоимку платежей, пенные, мировые, поднаказные. е) С родильниц—вдов и девок пенных и почеревных, — в вологодской епархии в 1705 г. по 2 р. 20 алт. 4 д., в ростовской по 2 р. 8 алт. 2

http://sedmitza.ru/lib/text/439442/

2) Дети церковных причетников (дьячков, пономарей и псаломщиков) православного исповедания, окончивших курс в духовных академиях или семинариях с учеными степенями или званиями, пользуются павами детей священнослужительских. 3) Домы церковнослужителей, принадлежавших к православному духовному состоянию до издания закона 26 мая 1869 г., равно домы вдов и сирот их освобождаются от квартирной повинности, на основании ст. 270 п. 3 уст. зем. пов. 4) Принадлежавшие до 26 мая 1869 года к православному духовному состоянию наставники в духовных академиях и семинариях, также учителя в низших духовных училищах и в сельских приходских училищах из окончивших курс в духовных академиях или семинариях, пользуются правами детей священнослужительских. 5) Не имеющие прав высшего состояния дети священнослужителей православного и армяно-григорианского исповеданий принадлежать к потомственному, а дети церковных причетников (дьячков, пономарей и псаломщиков) тех же исповеданий к личному почетному гражданству, когда бы и в каком звании те дети ни были рождены. 6) Наказание церковным причетникам (дьячкам, пономарям и псаломщикам) православного и армяно-григорианского исповеданий, принадлежащих к дворянству или почетному гражданству и исключенным из духовного звания за пороки, лишающие их права на избрание рода жизни ограничивается запрещением им поступать как в гражданскую, так и общественную по выборам службу. Его Императорское Величество воспоследовавшее мнение в общем собрании Государственного Совета, по вопросам, возникшим при согласовании статей св. зак. с Высочайше утвержденными 26 мая 1869 г. и 11 мая 1870 г. мнениями Государственного Совета о правах детей духовных лиц православного и армяно-григорианского исповеданий, Высочайше утвердить соизволил и повелел исполнить. Приказали: об изъясненном Высочайше утвержденном мнении Государственного Совета о правах детей духовных лиц православного и армяно-григорианского исповеданий дать знать по духовному ведомству циркулярными указами. 130. От 4 декабря 1875 года за 51.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Митрополит Иерофей нашел для себя верный исход в среднем примирительном пути, который и щадил оскорбленное самолюбие, и направлялся к вящшему успеху дела обучения. Так, Пятигорский протоиерей, оказавшийся, «по неоднократной личной апробации» митрополита, вполне способным к обучению других, был уполномочен в звании учителя своего уезда на одинаковых основаниях с прочими учителями. Сквирскому протоиерею дозволено лишь в том только случае не высылать учеников к Махновскому, «если встретится в высылке туда непреоборимое затруднение в рассуждении зимнего времени или по другим неудобствам» и если он, протоиерей, имеет твердую уверенность в своих теоретических познаниях и надеется на свои педагогические способности. Наконец, прошение Уманского духовенства уважено было только в половину: особый учитель для уезда избран не был, хотя приходские священники (но не благочинные) и освобождались от затруднительной поездки к Липовецкому протоиерею для окончательной «апробации» своего учения. В результате оказывалось, что дело обучения только выигрывало: удовлетворенные «протестанты», естественно, старались приложить все усилия к тому, чтобы оправдать на деле оказанное им со стороны митрополита доверие, возбуждая тем желательное соревнование и среди прежде уполномоченных учителей. Кроме отмеченной выше примерной ревности Махновского протоиерея, считаем необходимым указать на еще более удивительное усердие Липовецкого протоиерея – Никифора Топольского. 177 Он не ограничился в деле обучения одним образцовыми, выполнением программы, начертанной митрополитом, но, и с своей стороны, предложил на его благорассмотрение весьма важный проект, как бы в дополнение этой программы. Сущность проекта заключается в следующих широких мероприятиях: 1) в заведенные уполномоченными протоиереями школы требовать не только священников, присоединившихся из унии, но и всех вновь рукоположенных, а также и бывших во время унии православными; 2) из школы не отпускать учеников до тех пор, пока не обучатся всему в достаточной степени совершенства; 178 3) при отпуске отбирать ото всех строжайшие подписки в том, что они и на приходе будут совершать богослужение и исправлять требы точно так же, как были научены в школе, под опасением в противном случае неизбежного наказания; 4) для проверки и закрепления приобретенного в школе приглашать из обучившихся священников в высокоторжественные дни в уездные городские соборы по два человека; 5) требовать в школу и дьячков для обучения правильному чтению церковной печати, православным напевам и исправному письму, и 6) для закрепления дьячков на приходе и прекращения чрез то частой смены их, посвящать их после одобрительных представлений духовных правлений в стихари.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хотя граф Левашов уведомил меня, от 2 мая, что об удовлетворении моего требования предложено им Каменец-Подольскому военному губернатору; хотя консистория просила и после того в 5 день июля самого Подольского губернатора о высылке в Жировицы означенных двух священников: за всем тем однако же, таковое требование и до сих пор не исполнено. Между тем, по случаю сих вероятно своевольно скитающихся священников, последовало к вашему высокопревосходительству неосновательное донесение, будто Греко-униатское духовное начальство рукополагает в Подольскую губернию новых священников; и я вынужденным нахожусь обнаружить невнимательность гражданского начальства Подольской губернии к удовлетворению законных требований епархиального Греко-униатского начальства и покорнейше вас просит о предписании кому следует, чтобы упомянутые выше священники Андрей Криницкий и Мартин Гречина доставлены были без замедления в Жировицы. С сим вместе долгом считаю присовокупить, что не только для Подольской, но и для Волынской губернии, в которой считается около ста Греко-униатских приходов не рукоположено мною ни одного священника в течение более двух лет моего управления Литовскою епархиею, и напротив, некоторые священники, прежде рукоположенные, переведены мною оттуда в Гродненскую и Минскую губернии. Викарному епископу Антонию Зубко, от 25 сентября за 640, о поручении ему посвятить 7 воспитанников дьячковского училища в певцы, а 3 в чтецы, определяющихся к причётническим местам На основании представления консистории, от 3 сего сентября за 8321, и приложенной при оном ведомости воспитанникам дьячковского училища, подписанной членами консистории и правления епархиальной семинарии, я поручаю вашему преосвященству посвятить по чину нашей Греко-восточной Церкви определённых по моему предложению консисторией к разным церквам причётников, а именно, в певцы: 1) священнического сына Антона Котовича к Вистыцкой церкви в Брестском деканате; 2) священнического сына Гервасия Харламповича к Лидской церкви Лидского деканата; 3) церковнослужителя Степана Керкевича к Тевельской церкви Кобринского деканата; 4) церковнослужителя Давида Желязовского к Дмитровичской церкви Каменецкого деканата; 5) церковнослужителя Степана Славинского к Збероговской церкви Брестского деканата; 6) церковнослужителя Якова Головчинского к Сухопольской церкви Пружанского деканата, и 7) священнического сына Илью Смороцкого к кафедральному собору;

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Указом, от 28 июля 1850 года, Святейший Правительствующий Синод дал мне знать о сделанных местным генерал-губернатором распоряжениях к безотлагательной постройке для священно церковнослужителей домов и отводу земель в тех приходах, где этого ещё не сделано, – и предписал мне: донести своевременно о последствиях таковых распоряжений. Засим донесено мною Святейшему Синоду, от 17 октября прошлого 1851 года: 1) что в истекшем 1850 году построено домов: священнических 25, диаконских 2, дьячковских 10, пономарских 5 и просфирнических 4; 2) что к 1851 году оставалось ещё построить домов: священнических 205, диаконских 36, дьячковских 323, пономарских 193 и просфирнических 225; 3) что кроме того, за приторгованные и оценённые собственные дома священно и церковнослужителей, вместо постройки новых, не уплачено: священникам за 134, диаконам за 2, дьячкам за 16, пономарям за 4 и просфирням тоже за 4 дома; 4) что в том 1850 году нанимали квартиры на собственные деньги: священников 14, диаконов 7, дьячков 74, пономарей 25 и просфирен 29; 5) что 13 причтов не получили ещё тогда надела землёй; и 6) что 457 причтов не вполне воспользовались по проектам обработкой земли и дровами. Ныне собраны Литовскою консисторией по сему предмету сведения за прошлый 1851 год. Из них оказывается: 1) что в сём году построено домов: священнических 21, диаконских 4, дьячковских 46, пономарских 33, просфирнических 34; 2) что затем оставалось построить к 1852 году домов: священнических 184, диаконских 32, дьячковских 277, пономарских 160, просфирнических 191; 3) что за приторгованные и оценённые дома священно и церковнослужителей, вместо постройки новых, не уплачено: священникам за 133, дьячкам за 12, пономарям за 6 и просфирням за 2 дома; 4) что в этом 1851 году нанимали квартиры на собственные деньги: священников 19, диаконов 5, дьячков 108, пономарей 26, просфирен 43; 5) что 16 причтов не получили ещё надела земли, и 6) что 239 причтов не вполне воспользовались по проектам обработкою земли и дровами. Из сего Святейший Синод усмотреть изволит, что распоряжения местного генерал-губернатора, упомянутые как в указе, от 28 июля 1850, так и в указе, от 12 июля прошлого 1851 года, не принесли ещё удовлетворительных плодов, особенно в отношении постройки новых домов для причтов. Здесь необходимо принять во внимание не только дома вновь не построенные, но и те, за которые оценочные деньги не уплачены священно и церковнослужителям. Выше показано, что из 134 священнических домов уплачено в прошлом году только за один дом; следовательно, не заплачено ещё за 133 дома, которые причислив к 184 не построенным вновь для священников, выйдет одних священнических домов ещё не построенных 317, – и как по Литовской епархии имеется приходских церквей только 456, да в сём числе около 20 городских, не подлежащих обеспечению от прихожан: то и выйдет, что по епархии сей, в течение десяти лет со времени Высочайшей воли об обеспечении причтов, построена едва четвертая часть священнических домов.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

А по присланной в Святейший Синод из Архангелогородского архиерейского дома ведомости показано сверх выше объявленного недостатка церковников в той епархии ещё праздных церквей 8, которых священников и дьяконов потребно 28 человек, итого со оными в недостатке у церквей 35 человек. Преосвященный Митрофан, епископ Тверский: в его-де Тверской епархии праздных, не имущих священников 58 церквей (кроме таковых, при которых неимущество ж скудость в церковнослужителях находится) и к произведению-де к тем праздным церквам в священники не токмо по два или по три человека, как в состоявшемся генваре 8 дня сего года Её Императорского Величества Всемилостивейшем указе изображено, в кандидаты, но и по одному, как видно, в настоящие священники выбрать некого, понеже-де при разборе в Твери церковников Тверской епархии городов Твери, Старицы, Зубцова (кроме Кашина и Клина) священно и церковнослужительские дети по силе именного Её Императорского Величества 1737 г. Да по Вологодской епархии праздных церквей по присланной в Святейший Синод ведомости показано 44, к которым потребно попов 46, дьячков 25, пономарей 37. И по вышеписанным представлениям только Тверской, Псковской, Архангелогородской, Вологодской, итого в четырёх епархиях праздных церквей 182, которых (кроме Тверской епархии) праздных 58 церквей, о коих, сколько ко оным надобно священников и причетников, ведомости ещё не прислано; також к московским соборам с приделы и в Новгородской епархии в вышеявленных местах к церквам потребно протопопов, попов, ключарей и дьяконов 553, певчих, подьяков, дьячков, псаломщиков, пономарей, сторожей и звонарей 675, да в помянутой Тверской епархии к 58 церквам на пример по одному священнику положить, то надобно 58, а с вышепоказанными всего 1286; а из прочих епархий, також и из дикастерий, сколько есть в тех епархиях и в синодальной области праздных церквей, по посланным из Святейшего Синода указам ведомостей ещё не прислано; а чаятельно, что и в тех епархиях и в синодальной области таковых праздных же церквей число немалое есть, и потому везде в церковном причте находится крайний недостаток, а определять на те праздные места некого; буде же и оставших за взятьем многого числа в службу ныне имеющихся при церквах действительных церковников, не бывших в 1730 и 1731 годах у присяг, по прежним указам за ту их у присяг небытность (как в письменном Кабинета Её Императорского Величества Святейшему Синоду сообщении ноября 26 дня 1738 года объявлено, что весьма б де предосудительно было, чтоб таких людей к церквам определить, которые в верности своей Её Императорскому Величеству присяги не учинили и подлежат жесточайшего истязания, от которого Её Императорское Величество из Высочайшей Своей милости освободить и вместо того в военную службу, где б они могли такую вину заслужить, определять повелела) отдать всех в военную службу, то и кольми паче многие церкви останутся праздны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Суммы попечительства есть в каждой епархии. Насколько суммы эти обеспечивают сирот, можно видеть из отчета, например, попечительства Владимирской епархии за 1871 год (см. 2 «Епархиальных ведомостей» 1873 г.). Так как нужды сиротства в духовенстве по большей части одинаковы и в других епархиях, да и средства обеспечения сирот этими суммами едва ли в них лучше, чем во Владимирской епархии, то на этот отчет мы обратим особое внимание. Раскрываем скорбные листы его. Прежде всего, поражает вас здесь громадное число лиц, коим выдано пособие. «Годового пособия, – пишется там, – произведено по благочиниям на 2 249 лиц 13 317 р. 60 к.» Но мы очень хорошо знаем, что за этими лицами оставалось нисколько лиц – сирот и бедных, совсем не получивших пособия. Очень сожалеем, что из отчета не видно, в каких именно размерах получалось пособие, чтобы судить, насколько это пособие облегчило судьбу сирот; но видно – в очень малых размерах, так как из означенной суммы на каждое из поименованных лиц не выходит полных и 6 р. серебром в год. Останавливаемся на скорбных листах, в коих попечительские единовременные пособия приведены в отчете в известность. Мы назвали листы попечительства скорбными как по разнообразно лиц, чающих движения попечительских пособий, по разнообразию нужд, обременяющих лиц духовенства, так особенно по тем ничтожным пособиям, которые раздаются в удовлетворение этих нужд. Признаемся, мы были поражены, когда узнали, какое разнообразие лиц неимущих и нуждающихся жаждет помощи: тут есть заштатные священники, протодиаконы, диаконы, дьячки, пономари, вдовые протоиерейши, попадьи, диаконицы, вдовы дьячков, пономарей, даже сторожа консистории, семинарии (должно быть, заштатные), сторожихи, послушницы, дочери умерших протоиереев, священников, диаконов, дьячков, пономарей, сторожей и звонарей. Стало быть, все чины церковной иерархии, от самых высших до низших, только тогда не бедствуют, не просят помощи, когда сами служат и состоят на действительной должности. Как скоро они попадают за штат или умирают, не дослужив до пенсии – после них достается в наследство детям одна нищета, одно убожество.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010