135 Это обстоятельство пр. Алексий отметил в своем отчете св. Синоду о состоянии епархии за 1889 год. 137 О сем подробнее сказано в нашей книге: «История Литовской духовной семинарии». 1892 год, г. Вильна, стр. 2–13. 139 В отчете пр. Макария св. Синоду за 1869 год указывалось, что из священников – 4 получили образование в главной семинарии, 3 – в гимназии, 12 – в дух. академии, 480 окончили курс в семинарии и 60 было устаревших, с недостаточным образованием. 140 По поводу сего отчета, консистория сделала постановление о приобретении библий и снабжении или всех священников. 141 В отчете по осмотру церквей епархии одного из преосвященных викариев Литовской епархии, даже за самое последнее время, указывалось на то, что духовенство было вообще очень туго на выписку духовных книг и журналов и настолько мало интересовалось чтением, что даже Синодальные церковные ведомости и Литовские епархиальные оставались по нескольку номеров не вскрытыми с почты. 143 Мы считаем положительно голословным утверждение Киприановича, что из сего училища было выпущено 150 «хорошо подготовленных дьячков», Киприанович, «Жизнь Иосифа Семашки», стр. 106. 145 Между тем, последние сами были мало образованы и не сведущи в тех предметах которым должны были обучаться причетники. 146 При некоторых церквах были даже дьячки из крестьян, вольнонаёмные прихожанами, и которым в 1846 году пр. Иосифом было дозволено пользоваться церковною землею, выделенною для дьячков, до определения на сии места штатных дьячков. По замечанию М. О. Кояловича, в некоторых местностях Западной России существовали самобытные корпорации, в которых изучение церковного пения было делом целого поселения и переходило из рода в род. Таково было местечко Клещели, Бельского уезда, и титул «Клещелевец» был лучшей рекомендацией кандидата во дьячки. Церк.-Общ. Вест. 1880 год, 108. 148 Так был принят во псаломщики к Тиховольской церкви, после довольно продолжительной переписки между консисторией и Гродненской казенною палатою, Пружанский мещанин Франц Миклашевский, коего отец в 1864 году принял православие, представивший епархиальному начальству свидетельство из Пружанского уездного училища о своем образовании и после испытания его в знании предметов, относящихся к его должности, Пружанским благочинным. Когда же, в сем году, дьячок Тельшевской церкви просил об увольнении его от должности, после девятилетнего служения его дьячком, для определения в учителя к Тельшевскому училищу, консистория отказала ему в том, сославшись на то, что некого будет определить на его место. В следующем же году были приняты из Смоленской епархии 2 дьячка, с выдачею им на проезд по 20 руб. из 42 тыс. руб., отпускавшихся на воспособление духовенству Литовской епархии, а один воспитанник Тульской семинарии – Райский, состоявший учителем народного училища, был определен, вместе с тем, и псаломщиком при Сычевской церкви, после предварительной поверки его знания местным благочинным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

В 213 селах слободах, считая в том числе и монастырские вотчины, числилось 217 церквей; из сел только два села имели более одной церкви: село Мокрый Буерак [это был собственно говоря маленький укрепленный городок, принадлежавший вместе со всею волостью того же имени сначала (до 1680года) боярину Ивану Никитичу Романову и его потомкам, а потом (с 1702 г.) близкому родственнику Царя Воронежскому Губернатору и адмиралтейцу Ф.М. Апраксину], которое имело в своих «слободах» 6 церквей, и село Студенец Елецкого уезда – 2 церкви. Общее же число городского и сельского духовенства было следующее: протопопов 4, попов 335, протодиаконов 1, диаконов 33, дьячков 198, пономарей 65. Для сопоставления с состоянием в Воронежском уезде до 1682 г. нелишнее привести цифровые данные о нем по Воронежу и уезду по окладным книгам 1676 г. В Воронеже тогда было при 15 церквах 1 протопоп, 17 попов (в том числе один запрещенный), 1 диакон (в соборе), 5 дьячков и 2 пономаря. В Воронежском уезде при 39 церквах и 3 часовнях 45 попов (при 3-х церквах и 3 часовнях попов не было), 1 диакон, 14 дьячков и 10 пономарей. Таким образом количество духовенства за время Св. Митрофана почти удвоилось, что, конечно, способствовало и усилению пастырского влияния на население и улучшению церковного богослужения. По числу церквей в 1705 году выделялись древнейшие города: Воронеж, в котором было 17 церквей, и Елец, имевший 15 церквей; уезды этих городов были и более заселенными; на них приходилось около 3/5 всего количества церквей епархии. Богаче причтом были, во-первых, монастыри, затем волость Мокрый Буерак, Елец, Талецкий острожек и Ворголский стан Елецкого уезда. Особенно же бедны причтом были уезды Костенский и Белоколодский и слободы Икорская и Битюцкая. Впрочем, подводя все эти итоги, нужно иметь в виду, что «переписные книги» нельзя признавать безусловно полными, так как в них, кажется, не внесены некоторые села и церкви, существовавшие тогда и несомненно имевшие духовенство. 4 Особенно это нужно применить относительно Икорских и Битюцких слобод (нынешний Бобровский уезд), в которых по «переписным книгам» было 7 церквей, между тем как здесь в то время были и другие церкви, упоминаемые в приходо-расходных книгах Воронежского архиерейского дома 1699–1704 годов и в материалах по истории церквей, извлеченных о.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Voron...

4) при которых церквах не имеется вовсе церковнослужителей, и кого именно предполагается назначить дьячками к сим церквам из находящихся по тому деканату сверхкомплектных церковнослужителей, или же кандидатов для сего по тому деканату вовсе не имеется. Консистория имеет доставить мне таковые четверные ведомости по всякому деканату, постепенно, то есть по мере изготовления каждой, а с тем вместе наблюсти строжайше, чтобы по ведомости, под третьим номером выше изъяснённой, показаны были все священнические и церковнослужительские дети Литовской Греко-униатской епархии, кои, пользуясь правами духовного звания и будучи записаны по духовному ведомству, никаких не несут по сему ведомству обязанностей, но или проживают праздно в доме родителей и родственников, или же занимаются сторонними для их состояния делами и частными должностями. Литовской Греко-униатской консистории, от 7 февраля за 111, о распубликовании Высочайшего указа, дозволяющего принимать в духовное звание способных людей из других состояний С самого начала управления моего Литовскою Греко-униатскою епархией, усмотрев, что около трёхсот приходских церквей оной не имеют совершенно церковнослужителей, да кроме того около ста имеют только пономарей или звонарей, а не имеют дьячков, я принял тогда же меры к устранению по возможности столь важного недостатка, перемещением находящихся при некоторых церквах сверхкомплектных причётников к тем церквам, которые оных совершенно не имеют, и образованием из сих причётников соответствующих своему предназначению дьячков в учреждённом для них при кафедральном соборе дьячковском училище. Распоряжения по сему предмету приводятся деятельно в исполнение: но количество всех церковнослужителей, по ведомству Литовской епархии налицо состоящих, слишком недостаточно, чтобы можно было из них заместить дьячками все Церкви, их ещё не имеющие. Посему, имея ныне новое средство умножения числа церковнослужителей в именном Высочайшем указе, от 19 декабря прошлого года, дозволяющем принятие в состав Греко-униатского духовенства людей сего исповедания из других состояний, я предлагаю консистории:

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

В бытность мою нынешним летом в епархии, желая с одной стороны заместить открывающееся в Жировицах дьячковское училище соответственными своему назначению воспитанниками, а с другой, удостовериться о бдительности, которая во всяком из деканатов прилагается к образованию церковнослужителей, я предлагаю консистории распорядиться, чтобы без всякого замедления высланы были в Жировицы церковнослужители, по следующему расписанию: из деканатов Слонимского и Новогрудского по шести; из деканатов Минского, Вилейского, Слуцкого, Гродненского, Лидского, Волковыского, Каменецкого, Полеского, Любешовского и Ошмянского по четыре; из деканатов же Брестского, Кобринского, Дрогичинского, Яновского, Пружанского, Пинского, Заржечно-Пинского, Белостокского, Бельского, Дрогицкого, Луцкого, Олыкского, Кашогродского, Ратненского, Ратненско-Заржецкого и Камено-Коширского, по два церковнослужителя. Вместе с сим консистория имеет объявить благочинным: 1) что присылаемые ими церковнослужители должны быть снабжены продовольствием не только на путешествие в Жировицы и обратно, но также на жительство при кафедральном соборе, по крайней мере, чрез один месяц, а, следовательно, церковнослужители сии должны быть преимущественно назначаемы от достаточнейших церквей; 2) что всякий из сих церковнослужителей должен иметь свидетельство благочинного о его происхождении, летах, занимаемой должности, познаниях, поведении и церкви, при которой он записан по ревизским сказкам; 3) что половина, высылаемых всяким благочинным церковнослужителей должны быть возрастом от 12 до 20 лет, и знать, по крайней мере, читать и писать; другая же половина, при более зрелом возрасте, кроме чтения и правописания, должны знать первые правила счисления, церковное пение и главные правила богослужения, а также катехизис; 4) что те из церковнослужителей, кои окажутся способнейшими, будут определены в дьячковское училище для дальнейшего образования, или же рукоположены в чтецы и певцы с определением к настоящим или же лучшим местам, а остальные будут отосланы обратно для надлежащего дома приготовления, или же по совершенной неспособности исключены из духовного звания для избрания рода жизни. Викарному епископу Антонию Зубко, от 11 мая за 203, о доставлении списков всех кончивших курс наук семинаристов, и о порядке пристроения их к местам

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

При сём консистории напомнить благочинным, что поддержание церковных домов, после их постройки, принадлежат уже к тем священно и церковнослужителям, которые в них проживают, – и следовательно, на них лежит ответственность за исправное содержание тех домов и служб, со взысканием с них в противном случае. Литовской консистории, от 13 декабря за 3881, об усугублении благочинными надзора за подчинённым им духовенством В особом предложении, от настоящего числа, поставил я в обязанность консистории: заметить благочинным небрежение их относительно поддержания церквей и церковных домов. Между тем при осмотре церквей преосвященными Игнатием и Евсевием и кафедральным протоиереем, а также по текущим делам в консистории, замечается небрежность и слабое смотрение благочинных за подчинённым им духовенством и в других отношениях, как то: за правильным ведением метрических книг и других ведомостей; за соблюдением порядка и чистоты в храмах Божиих и в домах, занимаемых церковными причтами; за правильным богослужением и необходимыми принадлежностями оного; за поведением священно и церковнослужителей; за наставлением прихожан в правилах веры и изучением необходимых молитв по правилам нашей Церкви; словом, за точным исполнением обязанностей, лежащих на каждом из лиц духовного ведомства. Предлагаю консистории поставить на вид всем благочинным слабое смотрение их за подчинённым духовенством и предписать им, дабы они, объявив тому духовенству означенное выше и настоящее мои предложения, с большим тщанием пополняли лежащую на них благочинническую должность, по силе благочиннической инструкции; иначе они сами подвергнутся ответственности за слабое смотрение или небрежение. Для устранения всяких недоумений в том, с кого следует взыскание за допускаемые беспорядки или небрежение, поставляю в обязанность консистории распорядиться, чтобы при каждой приходской церкви заведена была особая книга для записывания в оной официальных предписаний и распоряжений начальства, и чтобы при осмотре благочинными церквей записывали они в эту книгу замеченные ими недостатки с отметкой там же, что они именно приказали священникам исправить или восполнить. Литовской консистории, от 15 декабря за 3908, о вызове к кафедральному собору по нескольку неженатых дьячков для испытания По новому образованию Литовской епархии и недостатку в оной способных причётников, весьма часто встречается затруднение в приискании соответственных кандидатов на важнейшие причётнические места при кафедральном и других соборах, а также при городских церквах. По сему, дабы иметь постоянно в виду подобных кандидатов, предлагаю консистории вызывать к кафедральному собору, по её усмотрению, по нескольку неженатых дьячков, не более 6 на один раз, и по усмотрении об их способностях определять на другие места или возвращать к прежним, а заменять их поочерёдно вызовом к кафедральному собору других причётников. Литовской консистории, от 16 декабря за 3931 об учреждении нового Ново-Александровского благочиния

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

От кафедрального собора, преобразование деятельно распространяется по епархии. Я удостоверился на опыте, что каждый священник, приезжавший в Жировицы с предубеждением против обрядов Греко-Восточного богослужения, после нескольких дней здесь пребывания совершенно переменяет образ мыслей в сем отношении. Я вызывал уже в Жировицы более тридцати иеромонахов, да около ста белых священников; и поочерёдный их вызов продолжается, сколько позволяют местные приходские надобности и опасение сделать сию очередь слишком тягостною, а тем самым ненавистною. Вызываемые священники под руководством кафедрального духовенства навыкают правильному богослужению и, возвращаясь к своим местам, ослабляют по всей епархии прежнее предубеждение, – так что при нынешнем осмотре епархии я имел удовольствие присутствовать почти в каждом благочинии при правильном богослужении по обряду Греко-Восточной Церкви. Таким образом, восстановление по Униатским церквам богослужения Греко-Восточной Церкви не встретит важного затруднения, как скоро церкви сии снабжены будут иконостасами, приличною церковного утварью, священными облачениями, богослужебными книгами, а более всего – необходимыми церковными служителями. Между тем, и в сем отношении делается всё возможное. Уже устроено более тридцати иконостасов, и приняты меры к сооружению оных в следующем году около ста – по одной Гродненской губернии; церковная утварь и священные облачения по правилам Греко-Восточной Церкви во многих уже церквах изготовлены и введены в употребление; богослужебные книги только ожидаются из Москвы; рукоположены для монастырских и приходских церквей около тридцати диаконов, коих прежде почти не имелось в епархии; отпущено к приходским церквам из новоучреждённого училища около сорока дьячков, навыкших при кафедральном соборе правильному богослужению и согласному пению, и таковое же число дьячков приготовляется, – так что вскоре надеюсь быть в состоянии закрыть все органы по Униатским церквам. Изложенное в общем только очерке и, так сказать, в материальном виде движение Униатского дела по Литовской епархии в течение восемнадцати последних месяцев довольно показывает, что можно сделать впоследствии. Слишком было бы утомительно изъяснять здесь частные распоряжения, прямые или косвенные внушения, наставления и убеждения, коими я старался и в Жировицах, и при осмотре епархии, подрывать прежнее здание, действовать на умы Греко-Униатского духовенства, отклонять оное от Римлян и их правил, а приближать к Греко-Российской Церкви. Вместо сего, долгом поставляю приложить собственноручные объявления духовных, стоящих у кормила иерархического и учебного управления Греко-Униатской Церкви, о готовности их присоединиться к прародительской Греко-Российской Церкви. Мне не трудно было взять и более подобных объявлений, если бы я не опасался повредить Униатскому делу преждевременною оглаской.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

260 Акт. Арх. Экспед. т. I. N 299. Касательно чередной службы градских священников в соборе и собираемого за неисполнение сего штрафа были распоряжения новг. владык в XV веке. Кратк. обозр. древн. церквей в Новг. 1855 г. стр. 43 и 44. 261 О денежной и хлебной руге в соборе с разделом на 43 человека соборян в царской грамоте 1638 года. Акт. Арх. Экспед. т. III. N 282, где руги денежной на всех распределено 113 рубл. 24 алт., кроме хлебного оклада. 264 Почеревные относились к незаконнорожденным детям. Тетради для вписывания сборных пошлин XVII века остались в Консист. арх. стар. дел. 266 Новг. II лет. под 6920, 6923, 6924, 7080 год. III лет. под 6873 год. Имена протоиерея или протопопа в дому св. Софии равно и протодиакона были издавна, но в летописи встречается в первый раз в 1367 году (Новг. I лет. 6875 год.). В грамоте 1504 года и в след. за нею грамотах XVI века, кроме протопопа и протодиакона, указано в Соф. соборе 18 придельных священников и 4 диакона застенных. По случаю морового поветрия в 1552 в летописи записано: «И в велицей соборной церкви во (Святей Софии только осталося шесть священников, да два диакона, а было у святей Софии протопоп да осмнадцать попов, протодиакон, четыре диакона, да архидиакон» (Новг. III лет. под 7068 год.). В грамоте 1555 года показаны, кроме протопопа и протодиакона, 18 попов придельных, 4 диакона, два псаломщика и 18 дьячков церковных, а всего 43 человека. В грамоте 1637 года, кроме протопопа и протодиакона, показаны два ключаря, архидиакон (ризничий черный диакон), четыре попа, два дьякона, 20 человек певчих, два псаломщика, четыре человека дьячков и пономарей, пять звонцев, просфирник, всего 43 человека. Акт. Арх. Экспед. т. III N 282. А в 1764 году, по штатам, положено быть в соборе 12 челов.: 1 протопоп, 1 ключарь, 4 священника, 1 протодиакон, 3 диакона, 3 иподиакона, два певчих, а прочих принадлежащих также к собору чинов: 8 челов. подьяков первой станицы, 8 второй станицы, 8 третьей станицы, два псаломщика, два пономаря, 5 звонарей, 4 старосты, 1 просвирня. Положенное в это время жалованье в 1797 году удвоено. Ныне на жалованье соборянам (26 челов.) положено: 3768 руб. 72 коп., ризничной 86 руб., на церковные потребности 46 рубл., на починки зданий соборных 286 руб. Последние две суммы делятся пополам с архиерейским домом

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

При них: 14 дьячков на всех 6 пономарей на всех На церковные требы по 40 руб. на всех Итого 34 лица. А всего на город Якутск. В ЯКУТСКОМ ОКРУГЕ Кангалакской Покровской церкви. 3 священника, всем 1 диакон 3 дьячка, всем 1 пономарь 1 просвирня На церковные требы. Итого 9 лиц Чуропчинской Вознесенской тоже Амгинская Преображенская Причетники здесь могут заниматься хлебопашеством 3 священника, всем 1 диакон 3 дьячка, всем 1 пономарь 1 просвирня На церковные требы Итого 9 лиц Борогонской Вознесенской церкви 3 священника, всем 3 дьячка, всем 1 пономарь 1 просвирня На церковные требы Итого 8 лиц Синской Спасской церкви 2 священника, обоим 2 дьячка, обоим 1 пономарь 1 просвирня На церковные требы Итого 6 лиц Нашской Предтечевской тоже Багаянтайской Богородской тоже Мегинской Введенской тоже Ытык-кельской Преображенской тоже Ойшеконской Вознесенской 1 священник 1 дьячок 1 пономарь 1 просвирня На церковные требы Итого 4 лица Алданской, вновь построенной 1 священник 1 дьячок 1 пономарь 1 просвирня На церковные требы Итого 4 лица Усть-Майской Матиевской, вновь строющейся Тоже, что в Алданской Итого на 12 церквей Якутского округа: В ВИЛЮЙСКОМ ОКРУГЕ В городе Вилюйске 3 священника, всем 1 диакон 3 дьячка, всем 1 пономарь 1 просвирня На церковные требы Итого 9 лиц Сунтарской Введенской церкви 3 священника, всем 3 дьячка, всем 1 пономарь 1 просвирня На церковные требы Итого 8 лиц Нюрбинской Николаевской тоже Кроме того, в Вилюйском округе предполагается прибавить еще: 8 священников, на всех При них: 8 дьячков, на всех 3 пономаря На церковные потребы на каждого по 4 руб., всего Итого на 3 церкви Вилюйского округа В ОЛЕКМИНСКОМ ОКРУГЕ Здешние причетники могут заниматься хлебопашеством. 3 священника, всем 3 дьячка 1 пономарь 1 просвирня На церковные требы Вновь предполагается прибавить: 1 священник или протоиерей 1 диакон 1 дьячок Итого 11 лиц 1 священник 1 дьячок 1 пономарь 1 просвирня На церковные требы Вновь предполагается прибавить: 1 прот. жалованья 240 на разъезды 120 1 диакон Итого 7 лиц

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Ввиду всех этих соображений консистория и положила учредить съезды троякого рода: для решения споров о меньших делах на местах событий по примеру третейского суда – съезды третейские; для обсуждения дел по благочиниям – съезды благочиннические; для рассмотрения дел общих по епархии и учебной части – съезды епархиальные; окружные училищные съезды остаются при своем действии. Подробные правила для всех видов съезда напечатаны в 1-м. N Лит. епарх. ведом. за настоящий год. – Вопрос о народном образовании, о степени и характере участия в этом великом деле со стороны духовенства, так долго бывший предметом пререканий и толкований в обществе, а также в светской и духовной печати, наконец, фактически решенный в пользу духовенства, которому, вместе с преподаванием Закона Божия, поручен ближайший надзор за всеми сельскими школами, кем бы они ни были учреждаемы и содержимы, – не перестает доселе обсуживаться в наших журналах. Обращаем внимание читателей на ряд статей, помещенных в «руководстве для сельских пастырей» за прошедший год, под заглавием: «Отчего не оставляют за духовенством сельских училищ», в которых обстоятельно изложены все доводы pro и contra сельского духовенства... Каковы бы ни были недостатки сельских священников, дьяконов и дьячков, как учителей народных школ, нельзя, кажется, сомневаться в том, что дело пока не может обойтись без них, что они если не лучшие, то пока единственно возможные народные учители. При тех скудных средствах, какие может уделять на этот предмет земство, в народные учители из других сословий могут идти только полуграмотные или едва грамотные мещане и отставные солдаты, которые, в весьма редких случаях, могут оказаться лучше дьячков. Прекрасным было бы делом учреждение возможно большего числа учительских семинарий вроде открытой в 1868 году земством в Новгороде; но очевидно для этого потребовались бы слишком большие средства и, при всех толках об учительских семинариях, их на всю Россию доселе существует всего три (кроме Новгородской еще Молодечнинская для западного края и, так называемые, педагогические классы при Андреевском приходском училище в Петербурге).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

- Ведь есть же люди, которые занимаются спортом не только, чтобы защитить честь страны. Кто-то, например, ради адреналина и для укрепления тела. — Дело в том, что все люди разные. Спорт, например, дает тем или иным людям возможность физически реализовать себя. Нужны различные виды не только спорта, но и какой-то деятельности, чтобы дать человеку возможность развиваться. - Но почему именно спорт? — Потому что в наше время человек скован в возможностях физически себя проявить. Если раньше он мог заниматься каким-то физическим трудом — пахать, работать на лошади и так далее, — проявлять себя в тех видах деятельности, где нужна была физическая сила, то сейчас за нас все решают приборы и подобные им вещи. А человеку хочется себя проявить, ему дана такая возможность. В то же время он может прославить Отечество, потому что во время соревнований ради победителя звучит не его гимн и поднимается не его флаг, а поднимается флаг и звучит гимн державы. И люди в мире узнают, что есть такая страна, которая может подготовить таких спортсменов. И это мощная держава, где есть такие удивительные люди. Вот в чем дело. - К сожалению, вокруг наших спортсменов уже который месяц кипят страсти, связанные с допингом. Как православное вероучение относится к употреблению спортсменами допинга? — Это зло. - Почему? — Человек должен показать свои способности, а не возможности химического препарата. Это говорит о том, что мы разучились и, может быть, где-то обленились и не хотим потратить больше времени, но зато получить надежный результат за счет своих умений. Был в свое время такой уникальный тренер, профессор Валерий Михайлович Дьячков, который подготовил Валерия Брумеля, прыгуна в высоту, олимпийского чемпиона, рекордсмена мира. При росте 186 он прыгал на 2,28 зимой. А на тренировках уже на 2,31. При этом Брумель делал это перекидным способом, тем, который сейчас признан уже неэффективным. А ведь он мог так прыгать до 2,40 метра. Без допинга! Дьячков разработал методику подготовки, которая готовит человека не за два года, как позволяет допинг, а за пять лет. Но зато результат будет стабильнее и выше. Но все хотят быстро-быстро. Такое впечатление, что это уже становится бизнесом — быстрее получить награду и премиальные. Но мы должны подумать о том, что надо сделать, если хотим, чтоб это были соревнования не химических лабораторий или каких-то структур.

http://pravoslavie.ru/96080.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010