Вот почему жертва греха вспрыскивается на эти рога, и неумышленный убийца хватается за них, чтобы защитить себя от руки кровомстителя. Так как у рогатого животного его сила и его краса сосредотачивается в роге, так что рог сделался символом власти, силы и полноты жизни, 148 то и в рогах жертвенника сосредотачивалось его значение, как место откровения божественных средств спасения и жизни, представленных людям Иеговою в его царстве. 1. Алтарь кадильный служил к тому, чтобы на нем каждое утро и вечер возжигать благовонный священный фимиам ( Исх.30:7 ). Курение или возжигание пахучего фимиама есть символ молитвы верующих, приятной Иегове; посему в Пс.140:2 молитва прямо определяется как (духовный) фимиам. 151 И в Апокалипсисе ( Откр.5:8 ) чаши, полные дымящегося фимиама, объясняются как молитвы верующих, а в 8 гл. 3 ст. ( Откр.8:3 ) «Ангелу с золотою кадильницею дается много фимиама, чтобы он присоединил его к молитвам Святых, и дым его вознесся с молитвами Святых». Таким образом, если в Откр.5:8 не чаши сами по себе, но чаши, наполненные·возженным фимиамом, служат образами молитвы верующих; то нет никакого основания и в Откр.8:3 рассматривать фимиам как внешнюю прибавку к молитвам в том смысле, что «запах фимиама провождает молитвы Святых и делает их приятными Богу», 152 – откуда вышло противное св. Писанию представление, что молитвы Святых нуждаются в защите и апологии Ангелов; приведенные слова Апок. необходимо понимать так, что молитвы должны были приноситься в каждении и вместе с каждением. 153 Это значение каждения явственно сказывается в культе тем, что народ молится во дворе, в то время как священник кадит во святилище ( Лк.1:10 ). 154 Но символом молитвы каждение сделалось не потому, что как дым поднимается вверх, так и молитва восходит на небо, 155 и не потому, чтобы распространявшееся каждением благоухание было символом божественного дыхания или славы Божией и чтобы молиться – значило не иное что, как призывать и распространять славу Божию. 156 Скорее, так как каждение состояло не только в распространении благовония – что проще можно было бы сделать простым поставлением благовонных веществ или цветов, – но в возбуждении пахучей эссенции, так сказать души фимиама; то и молитва есть возбуждение души, возвышение духа к Богу, предание Богу внутреннейшего «я», восхождение духовного дыхания жизни к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Созерцание Да созерцаю Божие Провидение, хранившее Давида от рук Саула (1 Цар. гл. 23), а именно: 1) как Саул пришел окружить город Кеиль, в котором был Давид, и как Бог наперед открыл это Давиду, и Давид своевременно покинул город; 2) как Саул в пустыне Маон едва не схватил Давида, однако пришел к нему вестник и сообщил, что филистимляне вторглись в его землю; 3) как Господь неусыпно бодрствует над праведником и разрушает замыслы нечестивцев. Проповедь о нраве Христовом, как прорек о сем Исаия Не возопиет и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах; трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине. Ис. 42:2–3 Кто имеет больше прав кричать [здесь,] на земле, на беззаконников в винограднике Своем, чем Господь, Сын Божий? У кого больше оснований бранить и порицать грешников, надругавшихся над Богом и Божиим законом? О умилительная кротость, невиданная среди людей! О чистейшая вода горная, источающаяся с высоты и молча омывающая скверну людских селений! Многие безбожники полагают, что уверовали бы во Христа, если бы услышали от Него слова не кроткие, а громогласные. Но пусть скажут безбожники, что лучше: слова ли, подобные ударам грома, полные крика и шума, но проносящиеся [мимо] без [какого-либо] следа, как дым, гонимый ветром; или слова мягкие и кроткие, имеющие силу грома? Способен ли легион громов изгнать легион бесов из одного одержимого ими человека? Легионы громов оглушали своими раскатами страну Гадаринскую, однако легион бесов, пребывающий в помешанном человеке, вовсе этого не ощутил. Даже на бесов не повышал Господь Иисус голоса, но тихо повелевал им выйти – и они покорно выходили. Итак, братья, дело не в крике и не в обличениях, а в силе [слова]. Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит . Это относится к Ветхому Завету, дух которого фарисеи полностью расточили [в серб, букв.: надломили. – Ред.] и преизобильно засорили субботними формальностями. Сей дух всё еще дымился, однако не давал света людям – по причине их косного разума и окаменелого сердца. Не переломит Господь надломленной трости и не угасит окончательно едва курящийся огонек этого Завета, который Он Сам дал. Кроме того, это относится к людям грешным. Не сломит он до конца людей, забитых грехом, и не угасит признаки жизни в грешниках, в которых Божественный свет обратился в дым, но выправит трость и возжжет Божественный огонь в людях. Ведь ради грешников и пришел Он в Будет производить Он Свой суд кротко и осмотрительно [в серб, букв.: легко. – Ред.], однако с силой, которую истина носит сама по себе. Поведет Он Себя смиренно и незлобиво, с состраданием и милостью, подобно [доброму] врачу, – и причем с гораздо вящим благородством и сердечностью, нежели врач, входящий в дом умалишенных.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

До сего места описывались в пророчестве бедствия, которые произойдут от звуков четырех труб Ангелов, поражавших, природу знамениями, вредоносными покою, довольству человека, предметам необходимым для его жизни. Казни Божии будут возрастать по мере нечувствительности людей к тем бедствиям и ожесточения их в преступных чувствах и делах. Нераскаянность, небоязненность при явных признаках гнева Божия всегда влечет за собой тягчайшие его поражения. Вот один из Ангелов, всегда сострадательных и человеколюбивых, предупреждает ожесточенных грешников такими предвестиями: горе, горе, горе живущим на земли от прочих гласов трубных триех Ангел хотящих трубити (ст. 13). И пятый Ангел воструби, и видех звезду с небесе спадшу на землю, и дан бысть ей ключь студенца бездны. И отверзе студенца бездны, и взыде дым от студенца яко дым пещи велики, и омерче солнце и воздух от дыма студеничаго. И от дыма изыдоша прузи на землю, и дана бысть им область якоже имут область скорпии земныя: И речено бысть им, да не вредят травы земныя, ни всякого злака, ни всякого древа, но человеки точию, иже не имут печати Божия на челах своих: И дано бысть им, да не убиют их, но да муку приимут пять месяцей: и мучение их яко мучение скорпиево, егда усекнет человека. И в тыя дни взыщут человецы смерти, и не обрящут ея: и вожделеют умрети, и убежит от них смерть. И уподобления пругов подобна конем уготовленным на брань, и на главах их яко венцы уподоблени злату, и лица их яко лица человеческа. И имеяху власы, яко власы женския, и зубы их, яко львов беша: И имеяху броня, яко броня железны, и глас крил их яко глас колесниц, егда кони многи текут на брань. Имеяху ошибы подобны скорпииным, и жала бяху в ошибах ихъ: и дана бе область им вредити человеки пять месяц. И имели над собой царя аггела бездны, емуже имя еврейски Аваддон, а еллински Аполлион (гл. 11:1–11). Вот они – изображение их пред глазами нашими: это какие-то безобразные, чудовищные исчадия ада, из которого они вырвутся с дымом, затмевающим солнце и воздух.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/aposto...

614 Описание земель Северной Фенноскандии в XIV главе «Саги об Эгиле» представляется интерполяцией, заимствованной из какого-то географического сочинения XII в. (Jones 1960. Р. 4–5). В основном, оно повторяет этногеографические сведения «Истории Норвегии», включая их в более широкий контекст. 616 Страна карелов (Kirjálaland). – По расшифровкам хронологии саги, походы Торольва Квельдульвссона в Финнмарк, Квенланд и Кирьялаланд датируются 880-ми годами. Однако, археологические данные не позволяют отнести начало карельского проникновения на Север ко времени ранее рубежа вв. 618 Интересен состав «богатства», добытого Торольвом в результате сбора дани, торговли и грабежей. «Пушные товары», которые он грузит на корабль, включают шкурки горностая и белок, бобров и соболей (гл. XVII). Выше в саге (гл. XIV) упоминаются «бобровые и собольи шкуры, и другие ценные меха». 627 Придя на двор, они стали врываться в постройки... – «Исландский двор (по образцу которого изображается в нижеследующем рассказе курляндский двор, куда попали Эгиль и его спутники) состоял из нескольких примыкающих друг к другу построек, из которых каждая имела свою крышу. Стены были земляные, без окон. Посередине главного дома (skáli или eldaskáli) на земляном полу был очаг, дым от которого выходил через отверстие в крыше (потолка не было), а по бокам от него, вдоль стен, – дощатый настил, на котором спали. В другом доме (stofa) вдоль стен шло сиденье, перед которым ставили столы для еды. Остальные постройки имели хозяйственное назначение» (Исландские саги 1999. T. I. С. 793). 632 Русская шапка (girzkan hattr). О вариативности gerzkr/girzkr см.: Успенский 2002. С. 317–326. 634 Торкель – сын Кислого, брат главного героя саги Гисли. Описывается его приезд на тинг Трескового Фьорда. 635 635 Русская шапка (gerzkan hattr). В переводе О. А. Смирницкой – «русская меховая шапка» (Исландские саги 1999. T. I. С. 551). 637 Гилли Русский (Gilli inn gerzki). Прозвище «Гардский» (от наименования Руси Garðar) носят в сагах купцы, плавающие на Русь. Ср.: Гудлейк Гардский в V.6.1.3.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нам, люб. х-не, сподобившимся толикой милости Божией, должно: 1) всегда памятовать великую сию благодать и от сердца искреннего благодарить Благодетеля; 2) жить в новом сем духовном рождении, т. е. жить не по плоти, но по духу; помнить обещания свои, учиненные при святом крещении и 3) те, кои бесстрашием и нерадением погубили благодать и дар св. крещения, да обратятся всем сердцем к Богу, каются и молят Его, чтобы паки в высокую Свою милость принял, да не во веки, в диавольской власти оставшись, с ним купно в вечном огне страдать будут (Част. 9, гл. 1). Вопр. Как блаженный Тихон беседует о просвещении и единении со Христом ? Отв. (Част. 9, §444–452; Част. 5, гл. 3, §51). I. Что свет чувственный, говорит он о просвещении, глазам нашим, то душе нашей есть Божия благодать. Когда свет сияет, человек все хорошо видит, видит путь, ров, вредное, и бережется того; разделяет белое от черного и одну вещь от другой: так, когда Божия благодать просвещает душу, душа все доброе познает и видит; видит чудные дела Божия, промысл и судьбы Его, распознает добро от зла, добродетель от порока... (§61). Просвещению истинному последует: 1) Когда спасительный луч благодати и блеснет и начнет сиять в храмине сердца, тогда просвещаемый увидит, коль великою тьмою объят был, коль слеп и безумен был, хотя и мудрым казался; коль далеко от пути истинного блудил, хотя и думал, что право ходит. На таковом слово Господне исполнится: егда возвратився, воздохнеши, тогда спасешися и уразумееши, где еси был ( Ис. 30:15 ), т. е. тогда обратившийся просвещаемый дознает и на себе тоже, что испытывает человек, который, идя в нощи по дороге не той, по которой должно идти, думает, что он идет надлежащим трактом, но когда денница воссияет, он узнает, что с надлежащего пути совратился и блудит, и так, видя свое заблуждение, и время и труд напрасно потерянные, весьма жалеет и окаевает себя, взывая с Пророком: изчезоша, яко дым, дние мои, и дние мои, яко сень, уклонишася ( Пс. 101:4, 12 ). 2) Усердно Бога благодарит за милость Его, что потерпел окаянству его, что не восхитил его в заблуждении его, что подал ему просвещение и разум. 3) Ведая слабость и удобопреклонность к падению, усердно молится, чтобы не оставил его одного без благодати, и опасно поступает и бережется, чтобы не впасть в прежнюю тьму... 4) Чем более просвещается, тем более исправляет свои поступки, усовершает свои дела, слова, помышления, усматривает пороки и малые и блюдется... И уже праздное слово сказать он страшится, тогда, как прежде не страшился хулить, ругательствовать, сквернословить, злословить и пр... 5) Не доверяя ласкательству плоти и мыслей своих, предает себя в правительство и руководство Богу и просит: искуси мя, Боже, и увеждь сердце мое; истяжи мя, и разумей стези моя; и виждь, аще путь беззакония во мне, и настави мя на путь вечен ( Пс. 138:23, 24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

«В непрерывной связи с прямым положительным занятием сил всегда стоит не прямое направление к прогнанию зла и страстности, иначе борьба со страстями и похотьми». «Между обращением (к Богу) и освящением среднее место должно занимать исправление или очищение: ибо иначе – кое общение свету ко тьме? Сие очищение бывает более или менее продолжительно, более или менее трудно, смотря по нравственному состоянию приводимого в предначертанное христианское совершенство; но, во всяком случае, оно мучительно. Грех вошел в самую глубину существа человеческого, оттуда разветвился в разнообразных наклонностях, привычках, страстях, и, проникнув все существо его, распространился вновь и связал его с чувственными вещами узами, столь же почти крепкими, как узы бытия. Как ни осторожно будешь очищать от греха существо, зараженное им, не можешь не причинить боли, подобно тому, как нельзя не причинить боли, когда вынимаешь занозу из живого тела. Сердце, пристращенное к чему-нибудь, как бы входит само в предмет пристрастия; отрывая его от предмета или предмет от него, отрывают как бы часть его самого...» «Живущий в нас грех , с диаволом – отцем его, точно есть деспот, держащий душу у себя в плену и не дающий человеку делать то, что противно ему. Как инстинкт, влечет он грешника по обычному пути далее и далее, не давая ему времени одуматься и как-нибудь остановить цепь своих греховных желаний. Большей частью грешнику и на мысль не приходит изменить свою жизнь: грешник и не думает о том, что грешит «вверженный в море забвения и бездну пороков, и как бы во вратах ада поселившись.» (Мак. В. о тер. и разд. вещей, гл. 18). «Округ бо сердца завеса некая тьмы обложена лежит, дым, глаголю, исходящий от огня мирского духа, который ниже мысли допускает обращатися с Богом, ниже душе дозволяет по соизволению молитися, или веровати, или любить Господа.» (Там же, гл. 5). Но если и увидит грешник, если и узнает, что того или другого не должно делать, что то или другое желание, та или другая наклонность, не законны, безнравственны: то и тогда что пользы! Ему не хочется поднять руку, подвинуть ногу в противность незаконному желанию или незаконной наклонности; потому что ему вообще не хочется не грешить, не хочется воспротивиться себе и покориться Божией правде.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Hitrov/...

«Трудящийся достоин платы». — Перефразированные слова из «Евангелия»: «трудящийся достоин пропитания» (Евангелие от Матфея, гл. 10, ст. 10) и «трудящийся достоин награды за труды свои» (Евангелие от Луки, гл. 10, ст. 7). 48 Публиковались пренеприятные факты — Газеты наши берут сторону ноющих…— В корреспонденции «Священники не хотят учить закону божию в народных школах», напечатанной за подписью «Сумец» (В. П. Мещерский) (Гражданин, 1875. 16 нояб.), сообщалось о «более 10 священниках, формально отказавшихся в Харьковской губернии от обучения закону божию в школах». В «Голосе» (1875. 30 дек.) обращалось внимание на «печальное состояние преподавания в народных училищах губернии закона божия» и указывалось, что вину за это нельзя «взваливать на наше совершенно необеспеченное и бедствующее сельское духовенство». 49 …вот я вам расскажу один анекдот…— Речь идет о статистике-экономисте Дмитрии Петровиче Журавском (1810–1856), «посвятившем крестьянскому вопросу всю свою жизнь» (Н. С. Лесков), разработавшем проект постепенного освобождения крестьян и тратившем свои скудные сбережения на выкуп крепостных. Анекдот — происшествие, событие необычного характера. Ср. объяснение Достоевского (с. 31). 50 …все-таки можно бы, кажется, нашим Потугиным быть подобрее к России и не бросать в нее за всё про всё грязью. — Созонт Иванович Потугин — персонаж романа И. С. Тургенева «Дым» (1867), представлявший, по словам самого Тургенева, «совершенного западника» ( Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем: В 28 т. М.; Л., 1965. Соч. Т. 9. С. 526) и высказывавший мысли, близкие автору. Отношение Достоевского к этому роману и, в частности, к Потугину было резко отрицательным; свое мнение он высказал И. С. Тургеневу при личной встрече 10 июля (28 июня) 1867 г. в Бадене, которая закончилась разрывом отношений между писателями на долгие годы. Среди черновых записей, сделанных в ноябре 1875-январе 1876 г., имеется большое число полемических заметок о Тургеневе и Потугине, предназначавшихся для неосуществленной статьи, которую Достоевский предполагал написать для январского выпуска «Дневника писателя» за 1876 г. 51

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Елизаветградский сектант Бибиков говорил: «православие благословляет войну, называя своих воинов христолюбивыми, а война есть зло, и у нас не христолюбивое воинство, а разбойники. Биющий мечом, сказано, должен погибнуть от меча» 492 . Война, по мнению сектанта Сливки, запрещается евангелием 493 . О суде сектанты отзываются так: «осуждением, говорил Сливка, можно убить человека духовно; судьею должна быть совесть, а братья не то должны решать, виновен ли или нет, совершивший преступление, а то – почему он это сделал» 494 . Стихи 1 – 6, 6 гл. 1 Посл. к Корин. один сектант толковал так: «это слово Божие говорит вам то, что вы уже теперь стали святы и должны судиться сами у себя, а не у православных, ибо вы уже будете судить не только весь мир, но даже и ангелов святых» 495 . Насколько позволял нам материал, собранный нами, мы отметили пункты отрицательной стороны учения сектантов. В заключение приведем несколько выдержек о том, как вообще смотрят сектанты на современное состояние людей и на результаты их трудов, предпринимаемых для блага всего человечества. «Человечество, по мнению сектантов, достигло в настоящее время крайних пределов своего развращения. Бог родит хлеб и дает человеку всевозможные предметы, необходимые для его жизни, а человек торгует этою благодатью, торгует даже совестью, верою и человеческими существами. Бог разгневался за все это на человечество и попустил его в рабство. В настоящее время человечество находится во втором египетском рабстве. Человек теперь порабощен новыми египтянами – сильными мира сего. Эти египтяне пользуются нашим трудом, распоряжаются нашими силами. Вот почему в настоящее время так много несчастий на земле. На войне проливается невинно кровь человеческая, в обыденной жизни свирепствуют разбои, грабежи, насилие, взаимные неудовольствия, воровство и мошенничество. Бог разгневался за все это на людей и посылает на них свои кары, как на новых египтян. Что такое, например, саранча, кузька, град, падеж рогатого скота, эпидемии? – Все это казни Божии, посылаемые Отцом небесным на людей за их грех , за идолопоклонство, поклонение иконам и в особенности за враждебные, небратские отношения друг к другу 496 . Они прилагают к современному обществу 10 – 18 ст. 3 гл. Послан. к Римлянам 497 . Железные дороги, пароходы, машины и телеграфы – все это, по мнению сектантов, признаки царствия сатаны и конца этого царствия, которое вообще штундисты называют царством египтян. В Писании, говорят они, сказано, что пред кончиной века появится какая-то огненная колесница. Под такой колесницей, по всей вероятности, Писание разумеет паровики пароходов и железно-дорожные локомотивы, потому что они движутся при посредстве огня и из труб их пышут дым и пламя. При посредстве этих огненных колесниц люди владычествуют один над другим, пользуются чужими трудами, уродуют и калечат друг друга. Все это признаки египетского царства» 498 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Гл. 5-й. Помянух пророка вопиюща аз есмь земля и пепел, и паки рассмотрах во гробех и видех кости обнажены, и рех: убо кто есть царь, или воин, или богат, или убог, или праведник, или грешник? Стихиры. Яков живот наш есть? цвет и дым, и роса утренняя воистину. Приидите убо, узрим на гробех ясно: где доброта телесная? где юность? где суть очеса и зрак плотский? Вся увядоша яко трава, вся потребяшася... – Приидите, братие, во гробе узрим пепел и персть, из нее же создаемся, камо ныне идем что же быхом? кий убог или богат, или кий владыка? кий же свобод? и не вси ли пепел? доброта лица согни, и юности весь цвет увяди смерть. – Воистину суета и тление вся житейская, виды и безславная; вси бо исчезаем, вси умрем: царие же и князи, судии и насельницы, богатии и убозии, и все естество человеческое; ныне бо, иже иногда в житии, в гробы ввергаются... – Вси телеснии ныне органы праздны зрятся, иже прежде мало движимы бяху, вси недействительни, мертви, нечувственни: очи бо заидоша, связастеся нозе, руце безмолзствуете, и слух с ними, язык молчанием заключит гробу предается; воистину суета вся человеческая». 22 Об этом свидетельствует и блаж. Августин, который говорит: «Хотя мир духовный (ангелов) превыше времени, потому что, будучи сотворён прежде всего, предваряет и сотворение самого времени; несмотря, однако же, на то превыше его господствует вечность самого Творца, от Которого и он чрез сотворение получил своё начало если не по времени, которого не было ещё, то по условии бытия своего. Итак, творения этого мира – от Тебя, Боже наш, но и они совсем не то, что Ты, и существо их совершенно отлично от существа Твоего. Ибо, хотя мы и не усматриваем никакого времени ни раньше их, ни в них самих, потому что они всегда наслаждаются лицезрением Твоим и никогда не уклоняются от Тебя, так что они не подвергаются никакому изменению: однако им присуща изменчивость (inest ipsa mutabilitas), вследствие которой они могли бы и омрачаться в познании Тебя и охладевать в любви к Тебе, если бы они не освещались светом Твоим» («Исповедь», кн. XII, гл. XV) (цит. по изд. Киевской дух. Академии, Творения блаж. Августина, часть I, Киев. 1907).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Только два города, находившиеся на иудейской низменности к юго-западу от Иерусалима, – Азик и Лахис (совр. Тель-эд Дувейр в государстве Израиль, в науч. лит-ре – Лахиш. – Авт.), выдерживали ещё осаду вавилонян, оказывая им отчаянное сопротивление ( Иер.34:7 ). Но и они в конце концов пали. Этот период в древней истории евреев, один из самых драматичных, подтверждается археологическими свидетельствами. В 30-х годах прошлого века при раскопках Лахиша археологом Старки были найдены так называемые «Лахишские письма», написанные на восемнадцати керамических черепках почерком, указывающем на поспешность. Лахишские письма являются документальными источниками, рассказывающими о последнем периоде существования Иудейского царства. Описание этих событий можно найти и в библейских книгах: в Кн. Царств ( 4Цар.25 гл.); в Кн. Паралипоменон ( 2Пар.36:17–20 ); у Иеремии (гл.21. 32. 34. 37–43. 52); у Иезекииля (24:1­14. 33:21) и далее. После двух депортаций коренного населения в Вавилонию у Седекии было слишком мало людей, чтобы прийти на помощь осаждённому Лахису. Основной надеждой оставались союзники, но и они медлили с обещанной поддержкой. Расправившись с провинциальными городами Иудеи, армия Навуходоносора стремительной волной подкатилась к стенам Иерусалима, последнего оплота страны. В третий раз за последние шестнадцать лет пришли Халдеи в город Давида, чтобы огнём и железом проложить себе дорогу через толстые стены, проникнуть в самое чрево надменного города, окружённого с трёх сторон ущельями. И вновь перед их взором открылась поразительная картина: на высоком крутом холме громадой возвышался царский дворец, залитый лучами восходящего солнца; из храма Ягве к небу поднимался дым жертвенных курений; зелёные оливы оберегали от зноя пока ещё мирные жилища жителей одной из самых мощных крепостей древнего Востока; по неприступным стенам расхаживали самоуверенные, хорошо вооружённые воины, так слепо верившие в свои силы. Защитники города были полны уверенности, что храм Соломона – святое место, способное спасти их от неизбежной смерти.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/po-s...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010