Мир ангельский Собор архангелов      Еще до сотворения всего видимого мира и человека Бог создал мир невидимый, духовный. В начале сотворил Бог небо (Быт 1, 1). Под небом здесь святые отцы понимают мир небесный, горний, приближенный к Богу и населенный бесплотными духами — Ангелами. Мир духовный закрыт для наших телесных очей. Мы живем в ограниченном трехмерном пространстве, а мир нематериальный, можно сказать, находится в некоем другом измерении, этот мир частично открывается святым подвижникам, которые по своей жизни приблизились к Богу. Священное Писание говорит о предназначении святых Ангелов: Не все ли суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение? (Евр 1, 14). Назначение Ангелов — служить Богу и помогать людям в делах спасения. Священномученик Серафим (Звездинский) пишет о способностях и свойствах Ангелов: «Как духи бесплотные, Ангелы не знают ни нашего пространства, ни времени; наши способы передвижения, сопряженные со многими усилиями и трудностями, им неведомы. Ангелы быстролетны, быстродвижны: Ангел сейчас в одном месте, в мгновение ока — в другом; ни стен, ни дверей, ни запоров для Ангелов нет. “Они, — учит Григорий Богослов, — свободно ходят окрест великого Престола, потому что суть умы быстродвижные, пламень и Божественные духи, скоропереносящиеся по воздуху”. И дверем затворенным проходят они, и видят сквозь стены, и никакая крепость, самая твердая, высокая и неприступная, не в силах сдержать их полета. На крыльях своих быстролетных неудержимо, свободно носятся Ангелы: пред шумом духа их (см.: Дан 14, 36), как дым, исчезает всякое пространство». В духовной литературе слова Архангел и Ангел употребляются в двух значениях — частном и общем. Во-первых, в библейских текстах Ангелы — служебные духи, Божии посланники к людям. Слово ангел с греческого так и переводится — вестник . Слово это относится ко всем Небесным бесплотным Силам. Отсюда выражение — весь ангельский мир . В греческом языке слово архи значит начало . Таким образом, Архангелы — это верховные Ангелы, начальники над всеми Ангелами (см.: Иуда, гл 9; 1 Фес 4, 16). По учению Церкви, Архангелов восемь: Михаил Архистратиг (это имя значит кто как Бог ), Гавриил ( сила Божия ), Рафаил ( помощь Божия ), Уриил ( Бог — свет мой ), Селафиил ( молитва к Богу ), Иеремиил ( высота Божия ). К Архангелам причисляются еще Иегудиил ( хвала Божия ) и Варахиил ( благословение Божие ).

http://pravoslavie.ru/105200.html

«Духом суда и духом огня» – точнее с евр. веянием (образ заимствован от провевания зерна на гумне) суда и ветром очищения или опустошения. Оба выражения указывают на действие грозного суда Божия. Ис.4:5 . И сотворит Го­с­по­дь над всяким местом горы Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пыла­ю­щего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет по­кров. Ис.4:6 . И будет шатер для осене­ния днем от зноя и для убежища и защиты от непогод и дождя. «Собрания» – праздничные торжественные собрания иудеев на Сионско-храмовой горе. LXX толковников, впрочем, лучше передали смысл еврейского выражения словами: все окрестности (Сиона), чем дается более ясное указание на всеобщность будущего спасения. «Облако..., дым... и блистание» – давно уже известные символы Божественного присутствия среди избранного народа ( Чис.14:14 ; Исх.13:21 ). Противники подлинности этой небольшой речи пророка Исаии указывают слишком слабые основания для доказательства своего мнения. (Отсутствие ритма, позднейшие по времени образы и идеи). Напротив, речь эта стоит в прямой связи с предшествующей речью 3-й гл. (1–15) о дурных правителях Иудеи, на месте которых явится, к величию и славе Иудеи, Отрасль Господа. Если в 16-м и сл. стихах 3-й гл. пророк бичевал страсть женщин иерусалимских к ничтожным украшениям, то здесь последовательно говорит об истинном украшении для остатка Израиля, которое явится тогда, когда будет омыта нечистота женщин Сиона ( Ис.4:4 ). Наконец, главная идея речи – о спасении остатка после грозных судов Божиих – вполне согласна с общим воззрением Исаии на будущность иудейской нации. 5 Славянский текст в переводе с греческого LXX-u гласит: В день оный возсияет Бог в совете со славою на земли, еже вознести и прославити останок израиля. Совершенно не теряя пророческого смысла о приходе Мессии, наличие слова «в совете» дает возможность видеть указание на троичность Господа. В тоже время слова плод земли несколько противоречат установившейся терминологии о воплотившемся семени небесном, «приземляет» личность Мессии. Прим. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Отступление от Бога и забвение о Нем всего более и решительнее обнаружилось в идолопоклонстве Израиля. Людие сии, говорит Господь, разгневляющии Мя пред лицом Моим присно: этот народ оскорбляет Меня постоянно прямо в лицо; ибо каждый грешит не против своих ближних, а прямо против Бога. – Тии жертвы приносят в вертоградех и кадят во чрепех бесом, иже не суть: народ тем оскорбляет лично Самого Бога, что приносит жертвы не в храме, а в вертоградех – в садах или рощах (гл.57:5) и не совершает каждения фимиама истинному Богу в храме на алтаре кадильном, в знак возношения пламенной молитвы к Нему, а сжигают фимиам на черепках, совершая поклонение и вознося молитву на горах и холмах бесам, т.е. богам языческим, идолам, которые суть проявления духа лжи, дьявола, и в действительности не суть боги (ср. Пс.95:5 ; Ис.41:24 ; 1Кор.8:4; 10:19 ). И во гробех и во пещерах лежать соний ради: желая знать свою будущую судьбу, идолопоклонники, не имея истинного откровения от Бога, стараются войти в ближайшее общение с душами умерших, а для этого ходят к гробницам, остаются в пещерах (где обыкновенно на Востоке погребают мертвых), проводят там ночь, надеясь получить откровение в сновидении. – Иже ядят мяса свиная и юху треб: служа идолам, они презирают прямые требования Закона Моисеева: едят свиное мясо, которое прямо и решительно запрещено законом, как нечистое ( Втор.14:8 ); еще преступнее – они едят идоложертвенное мясо; принося идолам жертвы, идолопоклонники часть идоложертвенного мяса оставляют и варят из него юху или уху, точнее похлебку; – Осквернени сосуди их вси: идолопоклонники думают, что они едят мясо освященное, а через него и сами освящаются, а между тем, оно, как идоложертвенное, есть скверна, оскверняющая всякий их сосуд (посуду) и их самих. – Иже глаголют отъиди от Мене, не прикоснися мне, яко чист есмь: они, эти идолослужители, питаясь идоложертвенным мясом, и потому считая себя освященными, говорят другим: «отойди от меня, не касайся меня, ибо я чист» (точнее – свят), а от прикосновения к нечистому человек делался сам нечистым (и по Закону Моисееву). Такое-то коренное извращение понятий о чистом и нечистом, или святом и скверном возбуждает страшный гнев Божий. Сей дым ярости Моея, говорит Господь, огнь горит в нем вся дни: идолопоклонники, за свое усердное, но мерзкое служение ложным богам, сами будут жертвой огня – гнева Божия: по действию этого гнева, взойдет дым, а в нем и пламя огня, для истребления идолопоклонников, (как то было с проклятыми городами, Содомом и Гоморрой).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Иной таинственный зверь, описанный в книге Иова – гигантский левиафан (по славянски – змий ). Иов, гл. 40 20. Извлечеши ли змия удицею, или обложиши узду о ноздрех его? 21. Или вдежеши колце в ноздри его? шилом же провертиши ли устне его? 22. Возглаголет же ли ти с молением, или с прошением кротко? 23. Сотворит же ли завет с тобою; поймеши же ли его раба вечна? 24. Поиграеши же ли с ним, якоже со птицею, или свяжеши его яко врабия детищу? 25. Питаются ли же им языцы, и разделяют ли его фииикийстии народи? 26. Вся же плавающая собравшееся не подъимут кожи единыя ошиба его, и корабли рыбарей главы его. 27. Возложиши же ли нань руку, воспомянув брань бывающую на теле его: и ктому да не будет. 20. Можешь ли ты удою вытащить левиафана и верёвкою схватить за язык его? 21. вденешь ли кольцо в ноздри его? проколешь ли иглою челюсть его? 22. будет ли он много умолять тебя и будет ли говорить с тобою кротко? 23. сделает ли он договор с тобою, и возьмёшь ли его навсегда себе в рабы? 24. станешь ли забавляться им, как птичкою, и свяжешь ли его для девочек твоих? 25. будут ли продавать его товарищи ловли, разделят ли его между Хананейскими купцами? 26. можешь ли пронзить кожу его копьём и голову его рыбачьего острогою? 27. Клади на него руку твою, и помни о борьбе: вперёд не будешь. Иов, гл.41 1. Не видел ли ecu его, и глаголемым не удивился ли ecu? Не убоялся ли ecu, яко уготовася ми; кто бо есть противляяйся мене? Или кто противостанет ми и стерпит, 2. аще вся поднебесная моя есть? 3. Не умолчу его ради и словом силы помилую равного ему. 4. Кто открыет лице облечения его, в согбение же персей его кто внидет? 5. Двери лица его кто отверзет; окрест зубов его страх, 6. утроба его щиты медяны, союз же его якоже смирит камень, 7. Един ко другому прилипают, дух же не пройдет его: 8. Яко муж брату своему прилепится, содержатся и не отторгнутся. 9. В чхании его возблистает свет; очи же его видение денницы. 10. Из уст его исходят аки свещы горящыя, и размещутся аки искры огненныя; 11. из ноздрей его исходит дым пещи горящия огнем углия. 12. Душа же его яко углие, и яко пламы из уст его исходит... 13. На выи же его водворяется сила, пред ним течет пагуба. 14. Плоти же телесе его сольпнушася, лиет нань, и не подвижится. 15. Сердце его ожесте аки камень, стоит же аки наковальня неподвижна. 16. Обращшуся же ему, страх зверем четвероногим по земли скачущым. 17. Аще срящут его копия, ничтоже сотворят ему, копие вонзено и броня. 18. Вменяет бо железо аки плевы, медь же аки древо гнило. 19. Не уязвит его лук медян, мнит бо каменометную пращу аки сено. 20. Аки стеблие вменишься ему млатове, ругаетжеся трусу огненосному. 21. Ложе его остни остри, всяко же злато морское под ним, якоже брение безчисленно. 22. Возжизает бездну, якоже пещь медяну, мнит же море яко мироварницу. 23. И Тартар бездны якоже пленника: вменил бездну в прохождение. 24. Ничтоже есть на земли подобно ему сотворено, поругано быти ангелы моими. 25. Все высокое зрит, сам же царь всем сущым в водах.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

из пророчества, произнесенного пророком Малахиею (главы II и III, 1–2), который указывал на недостаточность „завета с Левием“, т. е. обрядового закона, для спасения и провещал о пришествии „Ангела Завета“, иначе самого Господа 341 . Пророк еще говорит в ст. 4, что Господь „очистит кровь Иерусалима“. Это выражение напоминает о всех злодеяниях и пролитиях невинной крови в этом граде как прошедших, так и будущих, вследствие неправды и злобы этой жестокой и своекорыстной семитической расы. (Ср. Мф. 23и Лк. 11:47–51 ). В словах этих есть и пророчество о имеющей быть пролитой в Иерусалиме Священной Крови, которая омыла грехи человечества. В пророчестве Исаии надо остановиться еще на соединении мыслей об „очищении крови Иерусалима из среды его духом суда и духом огня“. Господь прощает злодеяние пролития крови воплощенного Сына Божия и обращает его во спасение, освящая человечество ради этой крови благодатию Духа Святого. Дух суда и дух огня суть пророчество о том высшем крещении, о котором вещал Св. Иоанн Креститель, говоря о Господе Иисусе Христе: „Он будет крестить вас Духом Святым и огнем“ 342 . Это тот огонь, который Господь пришел свести на землю и который должен был возгореться после страдания Его 343 ,-огонь веры и любви и надежды. Это Дух Святый, сходящий в виде огненных языков на Апостолов ( Деян. 2:3–4 ), о котором глаголал Господь ученикам перед страданием, именуя Его Утешителем, Духом Истины. ( Ин. 14:16–17,26, 15:26, 16:7–14 ). Таково значение пророчеств, высказанных Исаиею о спасении человечества в ст. 3 и 4 гл. IV. 5 . И сотворит Господь над всяким местом горы Сиона и над собраниями ее облако и дым во время дня и блистание пылающего огня во время ночи; ибо над всем чтимым будет покров. 6 . И будет шатер для осенения днем от зноя и для убежища и защиты от непогод и дождя. Образы 5-го стиха заимствованы из повествований об исходе из земли Египетской 344 , – из земли рабства в землю свободы народа Израильского. Слова эти, как пророчество, не относятся ни к какому событию, предшествовавшему явлению на земле Бога во плоти, Спасителя нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Гл. 16, 13 и да возложит фимиáм на óгнь пред Гóсподем, и покрыет дым фимиáмный очистилище éже на свидениих, и не ýмрет и положит курение на огонь пред лицом Господним, и облако курения покроет крышку, которая над ковчегом откровения, дабы ему не умереть «В этом, – по объяснению св. Кирилла Александрийского , – изображался Христос, всю св. скинию, т. е. Церковь , наполнявший духовным благоуханием» (тв. ч. 5, стр. 225). Гл. 16, 34 И бýдет сиé вáм закóнное вечное, éже молитися о сынех Изрáилевых о всех гресех их, единою в лето да сотворится И да будет сие для вас вечным постановлением: очищать сынов Израилевых от всех грехов их однажды в году «И сие прообразует домостроительство по плоти Спасителя нашего, – замечает бл. Феодорит, – ибо как архиерей, единою в лето входя во Святое Святых совершать сие священнослужение, так, по слову Божественного апостола, Владыка Христос, единожды претерпев спасительное страдание, восшёл на небо, „вечное искупление обретый” ( Евр.9, 12 )» (тв. т. 1, стр. 179). Гл. 21, 11 и ко всякой души умéршей да не приидет: над отцéм своим и над мáтерию своéю да не осквернится и ни к какому умершему не должен он приступать: даже прикосновением к умершему отцу своему и матери своей он не должен осквернять себя По объяснению св. Кирилла Александрийского , – тем, что «архиерей должен удаляться от мертвечины, не подходя ни к чему мёртвому, не заботясь при сем о почтении к отцу или матери, или братьям, косвенно указывает на то, что во Христе отнюдь нет ничего скверного» (тв. ч. 2, стр. 256–257). Гл. 21, 13 Сéй в женý деву от рóда своегó да пóймет В жену он должен брать девицу [из народа своего] Гл. 21, 14 вдовицы же и изгнáныя, и осквернéныя и блудницы, сих да не пóймет: но девицу от плéмене своегó да пóймет в женý вдову, или отверженную, или опороченную, [или] блудницу, не должен он брать, но девицу из народа своего должен он брать в жену По мысли того же св. Отца, жена ветхозаветного Первосвященника долженствовала быть девою, а не отверженной во образ Церкви Христовой из язычников (тв. ч. 2, стр. 257).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

15 стеклянное море. См. ком. к 4,6. победившие зверя. Молитвам святых отведена важная роль в исполнении судов Божиих (6,9–11). Как и в 7,1–17, святые защищены от казней, поражающих землю. 15 песнь Моисея. См. Исх., гл. 15. 15 храм. См. 4,1 5,14 и ком. 15 чистую и светлую льняную одежду. В ветхозаветное время из льна делалась одежда священников ( Исх. 28,42 ; Лев. 16,4 ). Светлые одеяния ангелов подчеркивают святость судов Божиих. 15 одно из четырех животных. См. ком. к 4,6. 15 наполнился храм дымом. Дым или густое облако часто сопутствуют Божественному присутствию. Очевидна связь этого стиха с явлением Бога на горе Синай ( Исх. 19,9; 20,18 ) и видениями пророков Исаии и Иезекииля ( Ис. 6,4 ; Иез. 1,4 ; ср. Чис. 12,5 ; Пс. 17,9.12; 73,1 ). Глава 16 16 гнойные раны. Ср. Исх. 9,8–12 . 16:3–4 кровь. Ср. Исх. 7,14–24 . 16 мрачно. Ср. Исх. 10,21–23 . 16 чтобы собрать их на брань. Битва эта описывается в нескольких места Откровения, и всякий раз более подробно и точно; эти описания имеют своей основой эсхатологическую битву Гога и Магога, описанную в 38 и 39 главах книги пророка Иезекииля. На протяжении истории Церкви бывали времена, когда противостояние между Богом и силами сатаны обострялось (2,10.13), но наибольшее напряжение это противостояние будет иметь перед Вторым пришествием Христа (19,11–21). 16 Армагеддон. Очевидно, имеется в виду равнина города Мегиддон, расположенного на главном пути, соединявшем Месопотамию и Египет. 16:17–21 Седьмая чаша завершает цикл язв. Как и другие кары, эта заканчивается описанием Второго пришествия Христа (Введение: Характерные особенности и темы), хотя символика Второго пришествия здесь не столь явна, как в других местах. В 15,1 уже указывалось на то, что конец гнева Божия наступит с излиянием седьмой чаши; исчезновение всех островов и гор (16,20) соответствует последнему землетрясению, описанному в 6,14 и 20,11 ( Евр. 12,26.27 ). В другом месте непосредственно за падением Вавилона следует брачный пир Агнца (19,1–10); в 17,14–17 падение Вавилона соединено с последней битвой, которая происходит при Втором пришествии (19,11–21). Всякий раз образ последней битвы в книге Откровение заимствуется из 38 и 39 глав книги Иезекииля (см. ком. к 16,14).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

На это мнение протестантов «Камень веры» говорит: а) что медный змей, как образ Иисуса Христа, долгое время был почитаем Израильтянами; б) что он имел временное значение, служа врачеством для уязвляемых змеями Евреев, и в) был разрушен царем Езекиею потому, что со времени Иеровоама Иудеи начали боготворить его и приносить пред ним языческие жертвы (116 б –117 б ). Так как по поводу последних слов противники делают замечание, что и православные, подобно иудеям-идолопоклонникам совершают каждение пред иконами, возжигают пред ними свечи и носят их, «аки некая божества чтилища», то «Камень веры» в ответ на это возражение говорит, что 1) «дым кадилный знаменует духовное молитв благоухание» и 2) последние два обряда имеют для себя основание в Ветхозаветном св. Писании ( Исх.26:35 ; Нав.6:10–14 (117 б –118 а ). (Гл. IV). 4. На основании Исаии 40:18–19; Деян.17:29 , протестанты думают, что Божество не может быть изображаемо в каких-либо внешних формах. В ответ на это «Камень веры» говорит, что, как человек есть образ и подобие Божие, хотя несовершенное и не в отношении к телу, но к душе, так точно и «икона Христова изображает Христа не по его божественному естеству, но по видимей его от нас восприятой плоти». Равным образом Бог-Отец и Дух Святый изображаются на иконах не по существу, но в таком виде, в каком они являлись людям (118 а –119 а ). (Гл. V). 5. Протестанты соблазняются некоторыми местами св. Писания ( Пс.113:12–15, 134:15–17, 96:7 ; Вар.6 ; Ис.44:13–15 ; Прем.13:13–19, 14:8 ; Иер.10:3–5 ), которые возбраняют почитание и поклонение делам рук человеческих (119 б –121 б ). В ответ на это «Камень веры» а) утверждает, что во всех указанных местах св. Писания идет речь о языческих идолах, между тем седьмой вселенский собор грозит анафемой всем, «Писание Святое о идолех глаголющее, на иконы святыя неприличне наводящим» (121 б –122 а ); б) подробно говорит о различии икон от идолов. Прежде всего «Камень веры» утверждает ту «истину от учения метафизического», что «благое и злое аще и далече от себе отстоят, обаче в некоем рассуждении могут имети некое общество» (122 б ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

В контексте Евангелия, основное ударение притчи о богаче и Лазаре лежит на этом предостережении. Она внутренне связана с притчею о неправедном домоправителе. Притча о неправедном домоправителе напоминанием о мудрой рассудительности замыкает цепь, которая начинается в гл. 14 призывом ко всецелому самоотречению. Безмерность требования покрывается бесконечным милосердием Божием, и в трудных конфликтах совести путь ученика определяется мудрою рассудительностью. Путь этот есть путь отдельного верующего. Его призывает Господь к подвигу самоотречения, утешает указанием на милосердие Божие и ему же напоминает о мудрой рассудительности. Но пред лицом Божьим верующий стоит не один. Он стоит в Церкви. Мы поняли слово Христово о «Царстве Божием внутрь вас» ( Лк. 17:21 ), как слово о Церкви. Оно непосредственно следует за рассказом (17:11–19) о десяти прокаженных, которых Господь послал показаться священникам. Из них один – благодарный, оказавшийся самарянином, возвратился к Иисусу прославить Бога о своем исцелении. Он сделал то, что должны были сделать и не сделали другие – люди Моисеева закона. Они тоже должны были прийти к Господу. И Господь ублажает благодарного: «вера твоя спасла тебя» (ст. 19). Спасение в этом случае нельзя понимать, как исцеление. Исцеление получили все (ст. 14). Но Господь только одному – благодарному – говорит о спасении по вере. Спасение благодарного в том, что он пришел к Господу. Обращение его в Господу евангелист Лука понимает, как общение его с Церковью . Это вытекает из контекста. За рассказом о десяти прокаженных непосредственно следует вопрос фарисеев о времени пришествия Царства (ст. 20), и ответ Иисуса о «Царстве Божием внутрь вас» (ст. 21). Позволительно думать, что понимание Луки выражает мысль Самого Господа. Мы возвращаемся к объектив-дым условиям явления Царства. К этим условиям, как мы видели, относится Церковь , как земной аспект Царства. Но принадлежность к Церкви предполагает свободное изволение человека. Для человека принадлежность к Церкви есть одно из условий стяжания Царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Kassian_Bezobr...

В опровержение таковой раскольнической злонамеренной клеветы на Святейшего Патриарха Никона довольно сказать, что триперстное сложение началось в Российской Церкви не от лет Никона Патриарха , но от самой глубокой древности; даже во времена Апостольские Православные Христиане, как видно из писаний Св. Отцов (см. книгу о суде, гл. 27), обычай имели знаменоваться тремя первыми перстами; каковой обычай преемственно приняла от них и Российская Православная Церковь и доныне его содержит, выключая одних отщепенцев – раскольников. 27 Да даст им (антихрист) начертание на правой руке их, или на челе их; и никто не сможет ни купить, ни продать, кроме того, у кого будет начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его – шестьсот шестьдесят шесть. Откр.13:17, 18 . О приемлющих же печать антихристову сказано так: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело своё или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днём, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его. Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса. Откр.14:9, 10, 11, 12 . 28 Преосвященнейший Платон, митрополит Московский, говорит от лица Церкви раскольникам: «Пускай же теперь спросите вы нас, что вы изобразуете тремя соединенными перстами, большим, указательным и средним? Мы вам тотчас отвечаем, что изобразуем ими Св. Троицу. Ежели опять спросите: что вы изобразуете оставшимися двумя последними перстами? Мы вам отвечаем, что изобразуем во Христе два соединения естества. Да вы-де не те пальцы слагаете, говорите вы нам. Но сила не в пальцах, а сила в том, чтобы ими изображать Св. Троицу. Но какая-де. Св. Троица в щепоти? Так вы называете наших перстов сложение. На что мы говорим, что подлинно Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Malinovs...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010