Что за поездка в Воронеж? Что вы так вздумали это, так уж необходимо сломя голову лететь. Вот когда прилечу. Какой-то американец несколько лет сидит, придумывая крылья для летания. Как только он придумает, куплю и прилечу, как снег на голову.    Что вам пр. Серафим говорил об употреблении во благо вашего звания французского языка, то надо исполнить. Но прежде надо вам совсем успокоиться. Письма о смерти можете отложить, а для перевода с французского — взять руководство к христианской жизни Франциска де-Саль. У меня есть она. При ней приложено множество писем, преимущественно в утешение и предостережение мирянам. Эти письма могут составить особый том, а руководство — особый будет. Когда решитесь, но неверхоглядно, пришлю книгу. Я думаю, что лексикон потребуется. Запаситесь.    Перевод «Невидимой брани» кончен. Перевожу с французского подобное Францискову руководству, — которое немножко потоньше его, посозерцательнее. Когда кончится печатание в «Душеп. Чтении» «Невидимой брани», тогда попрошу печатать и то, что теперь перевожу. Ноги мои никакой боли не имеют, ни опухоли, и ничего. Только после полночи, а иногда немного раньше, начинается подергиванье, идет это часа два, а потом все покойно.    Желаю вам и здоровья, и благонастроения внутреннего. Спасайтесь!     Ваш богомолец Еп. Феофан. 3 февр. 86 г. Письмо 983. Еще о схиме    Милость Божия буди с вами!    Вы были очень больны. Теперь избавились от болезней. Благодарю вместе с вами милостивого Господа. Вы право поступаете, когда видите причины болезни в самом нравственном состоянии. — Но то, что вы прописали, не могло быть тому причиною. Поглубже надо заглядывать.    Виноват, что тогда не написал: благодарю. Теперь примите благодарность. Только не думали бы, что ее не было. Уж это само собою разумелось.    О схиме спрашиваете, что значит: без приятия даров. — Думаю: без подкупа, не за деньги, а по уверенности в достоинстве. Это ныне и не имеется в виду.    Ваша схима будет точно во всей силе, но только нравственно. Другие не могут признавать ее. Что носите рясу, это не может быть вами основываемо на посхимлении, а на том, что она наложена, как следует, а не самовольно. О посхимлении вам и заикнуться нигде и не пред кем не следует. — Все — в духе. Это писано на письмо генварское.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Священнослужащие при совершении литургии непременно должны приобщаться (Ап., 8). По «Известию Учительному», «тяжко смертно вельми погрешает» и подлежит извержению священник, если он при совершении Божественной литургии не приобщается св. Тайн. На этом же основании священнику не позволительно участвовать в совершении литургии «соборне» без принятия св. Таин за этою литургией (сн. 100 см.). В воскресенье и праздничные дни диакон должен служить литургию непременно с приготовлением 143 (Ин. наст., 25; см. также Ин. бл., 13). Равные по иерархической степени священнослужащие не имеют права приобщать друг друга, но низшие священнослужители принимают приобщение от высших: диаконы от священников, священники от епископов, причем к св. Тайнам приступают сперва высшие 144 , потом низшие (I, 18). При соборном служении причащает диаконов старший священник, так как ему при этом служении принадлежит преимущество чести – предстоятельство, и ему, следовательно, более прилично, чем младшему священнику, причащать диакона; при архиерейском служении причащает диаконов не младший из иереев, сослужащих архиерею, а старший из лиц пресвитерского достоинства – протоиерей или архимандрит (Рук. д.с.п. 1890, 6). Кроме архиереев, пресвитеров и диаконов, в алтаре никто не причащается, потому что только эти три чина рукополагаются внутри алтаря, а прочие вне алтаря (Сим. Солун.; см. Нов. Скр., 262 стр.), за исключением Государя Императора, который во время его коронации проходит в алтарь царскими вратами к престолу и там причащается св. Таин (сн. ниже, 796 стр. печатного оригинала). Относительно запрещённых священнослужителей Моск. митр. Филарет дал следующее разъяснение: «Поскольку запрещены, то и священнодействовать не могут; а поскольку не лишены священства, то, по удостоении духовнаго отца, могут быть приобщены св. Таин служащим священником во св. алтаре 145 , у св. престола: запрещённый священник – на правой стороне престола, а запрещённый диакон – на левой стороне престола, с одеванием на литургию приобщения в рясу 146 и тех, которым ряса кроме сего запрещена» (Душеп. Чт. 1873, 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

7 Содержание этого отзыва см. в ниже печатаемой статье М. М. Богословского . Кандидатское сочинение С.И., представляющее собою первую строго-научную работу его, остается до сих пор ненапечатанным. Отойдя в течение своей дальнейшей научно-академической деятельности в сторону иных тем и интересов, С.И. однако никогда не оставлял мысли об его обработке для печати. Нам, лично, известно из разговоров с С.И. за несколько месяцев до его смерти, что это работа его, несмотря на двадцатилетнюю давность, не представлялась в его глазах утратившей свою научную ценность. Думается, что напечатанная и в настоящем, не переработанном виде, она окажется полезным вкладом в нашу историческую науку. 15 Начало полемики было положено статьей А.В. Круглова в «Душеполезном Чтении» (окт. 1902 г.): «На службе миру – на службе Богу», в которой автор проводил мысль, что монастыри должны принимать наивозможно деятельное участие в «службе миру», каковая служба отнюдь «не противоречит прямой задаче их, не исключает ее, ибо служба миру покоится на любви к ближнему, а любовь – фундамент христианского учения, и, если она обязательна для каждого христианина, то тем более для инока – совершеннейшего христианина». В частности, как на формы служения монашества миру, автор указывал на устройство больниц и богаделен, на уход за больными и увечными, на содействие «настоящему христианскому просвещению» народа и т.п. Эта мысль А.В. Круглова встретила живой отклик в статье архим. Евдокима: «Иноки на службе ближним» (Б.В. 1902, ноябрь). С резкой отповедью против взглядов Круглова выступил архим. Никон в своей статье: «Православный идеал монашества» (Душеп. Чт. 1902, окт.). Тот идеал деятельного служения монашества миру, какой раскрывает Круглов, по взгляду архим. Никона, есть искажение православного идеала монашества, сущность которого составляет «исключительно личное спасение», «святой эгоизм». «Суть монашеского делания в отличие от простой мирской добродетели» заключается в молитве, а «всякое внешнее дело для монаха есть только поделие» (ib. 209 стр.). Взгляд архим. Никона нашел полную поддержку у редактора «Душепол. Чт.» проф. А.И. Введенского , который также усмотрел в статье Круголова «тонкую подмену православно-русского идеала монашества западным».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Имею и поручение от академической братии и собственное искреннее желание приветствовать Вас с совершившимся 35-летием Вашего служения при Академии. Не легко пройти столь долгий путь служения вообще и при самых благоприятных условиях; еще труднее пройти его при тех условиях, и внешних и внутренних, какими обставлена академическая жизнь и служба наша и какими обставлена была она, и в частности ваша, в продолжении истекших 35-ти лет, особенно, если наш брат обзаведется семьей, да еще не маленькой. При всем том Вы с честью совершили это 35-летнее поприще. Один из наилучших воспитанников своего, давшего многих весьма видных деятелей, курса, Вы с самых первых лет своего служения ознаменовали себя сколько талантливостью, столько же и настойчивостью в труде, отличаясь этим постоянно и в дальнейшие годы Вашей многообразной деятельности. Ваши учено-литературные труды, из которых наиболее капитальными являются, с одной стороны, исследование по истории тридентского собора, а с другой – исследования в области предмета Вашей специальности (разумею статьи по Библ. археологии в Душеп. Чт. и разнообразные труды, относящиеся к библиологии и переводу Библии на русский язык), обнаружившие на себе эти качества, равно как и тонкий критицизм Ваш, Ваши многие, хотя быть может и неизвестные многим вне Академии, труды по переводу св. Писания и Творений св. Отцов на русский язык, Ваши труды по редактированию Творений св. Отцов с прибавлениями и Богословского Вестника, Ваше превосходное преподавание своего предмета, о чем я смело могу засвидетельствовать как один из многих слушателей Ваших, и т. д., – все это служит ясным и неопровержимым доказательством мною сказанного. И в действовании Вашем по городскому управлению в годы бытности Вашей градским головой Сергиева Посада Вы стояли вполне на высоте достоинств Ваших, обнаружив при этом и неутомимую деятельность, и способность быть хорошим администратором и уменье управлять многочисленными и разносоставными думскими собраниями и другие высокие качества. В виду всего этого позвольте выразить Вам искреннее пожелание здравствовать и послужить с нами еще многие, многие лета».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

1140 См. Михаил Керулларий. Киев, 1854. – Проф. Лебедев, Римские папы в их отношении к церкви Византийской в IX, X, XI вв. М. 1875. – Чельцов, Полемика между греками и латинянами по вопросу об опресноках в XI, XII вв. Спб. 1879. – Проф. Скабаланович, Разделение церквей при патриархе Михаиле Керулларие. Христ. Чтение. 1884. 11–12, 1885. 1–2. – Hefele, Conciliengeschichte, IV, S. 725–738. Hergenröther, Photius, III, 730. 1143 Об этом соборе известно из Эадмера: Eadmer, Vita Anselmi, II, 47. Histor. Variorum. II. Migne, Patrol, CLVIII, 102; CLIX, 414. Baronius, Annales eccles. an. 1097. – (Hardiun, Concil. VII, p. 1753). – Hasse, Anselm von Canterbury, Leipz. 1848, Bd. I. 514. – Remusa, Saint Amselm de Canterbéry, Paris, 1868, p. 215. – Hefele, Conciliengeschichie, V, 225–227. – Катанский, стр. 84, прим. 8. – Судьба православной греко-италийской церкви. Русская Беседа, 1859 г. 1145 Хониат, русск. пер. т. I, 383. См. О внешнем состоянии восточной православной церкви во время владычества латинян в Византийской империи. Правосл. Собеседн. 1866, I, 121, 175. – Смирнова, Состояние церкви в империи греческой во время владычества латинян в Константинополе. Прибав. к твор. св. отцев, XVI, 555. – Зенковича, Состояние Константинопольской церкви в XIII в.. Душеп. Чтение. 1875, II. – Игум. Арсения, Об отношениях церквей латинской и греческой в период крестовых походов. Журн. Мин. Народ. Просвещ. 1867. CXXXIII, стр. 499–534. – Проф. А. П. Лебедев, Очерки византийско-восточной церкви от конца XI в. до половины XV в. Приб. к твор. св. отцев, 1890. II, стр. 241. 1146 Λογοι, Евстратия против архиеп. Миланского изданы Димитракопулом ( Δημητρακοπουλος , Eκκλεσιαστικ Вιλιοϑκη. ν Λειψ, 1866) по рукоп. Моск. синод. библиот. О диспуте: Allatius, De consens. 629. Migne, CXXVII, 909; CLXII, 1005. О спорах самого Алексея Комнена с латинянами и литературном произведении относящемся к этим спорам см. у Гергенретера, Photius, том третий, в истории этих споров. 1147 Анзельмово изложение диспута у Миня t. CLXXXVIII. О диспуте у Флери, Шрека, Неандера, Селье и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

– Выписано мною 5 экз. «Церк. Вед.», с посланием и статьями. При свидании снабжу Вас. Привет дому Вашему. Обнимаю Вас и прошу молитв и благословения. Да хранит Вас Господь! Любящий Вас М. Новосёлов Р. S. А к 18–19-му не успеете побывать у Муретова с Халкинской бумагой? – О Мур-ве нужно нам поговорить особо... – Был вчера у нас еп. Ф-р 366 . Пил чай: сидел часа 1½... – Очень доволен «Богосл. В-ком». 56. Новосёлов – Флоренскому 17 июня 1913 г. Сергиев Посад + + + Дорогой отец Павел! Достаньте, при случае, из Акад. Библиотеки «Душепол. Чтение» за 1846 г . Там помещена статья: « Слава имени Иисусова ». Д. Сергей Борзеловский. Начинается стр. 499-й. С Афона сообщили мне об этом. Просят издать особо. Автор письма очень хвалит эту вещь. – Статью Хр. Григоровича 367 прислали в Благовещ. келлию в 300 экз. налож. плат. Но там отказались принять посылку. Господь с Вами! Любящий Вас М. Новосёлов Заходите. А не знаете: типография вышлет 18-го брошюры в Москву? Нужно только 300 экз. Туберовского оставить здесь и 100 экз. Кожевникову. О «Душеп. Чт.»: никому не говорите! 57. Новосёлов – Флоренскому 22 июня 1913 г. (?) 368 Дорогой отец Павел! O. Ант. кланяется Вам. Он хочет издать прилагаемую небольшую рукопись в 10.000 экз. Просит Вас просмотреть её. Привет дому Вашему. Храни Вас Господь, мой дорогой! Любящий и благодарный М. Н. 22 июня P. S. Прилагаю счёт, который нужно разбить на два. 73. Иеросхимонах Антоний (Булатович) – Флоренскому 19 августа 1914 г. Г. Лебедин, Харьковской губ., Марковской волости + + + ИИСУС ПОСРЕДЕ НАС Ваши Высокоблагословение, дорогой Отец Павел, мир Вам и спасение и благословите. Ждал, ждал ожидаемых исправлений и, наконец, получил от о. Никанора побывавшего от Вас сообщение, что моё гусарское Богословие забраковано и исправить его невозможно. Вы не советуете его печатать, но оно уже сверстано и набрано и должно выйти в свет, потому что, хотя и кой-где и пишу не пером, а рублю топором, там, где даже и перо, пожалуй, не годится вследствие недостаточной остроты его, но всё-таки Вы не откажете этому труду в том, что в нём и немало Истинных и светлых Лучей Истины, которые, может, и вам пригодятся когда-нибудь для установления правильного взгляда на Имя Господне. Не обвините меня за эти слова в самомнении, нет, я только исповедую и почитаю действующую в моём скудельном и непотребном сосуде Благодать.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

2066 Чт. в Общ. люб. дух. просв. 1882, III. 294 «Материалов для истории русской церкви». Дело касалось ректора архим. Евсевия и А. В. Горского. Хотя замечания относились и к студенческим собственно сочинениям, ими читанным, но они вполне применимы и к настоящему случаю, ибо вытекали из одинаковых побуждений. Срав. там же, стр. 292. 2067 Таковы напр. отношения О. А. Голубинского, А. В. Горского и других к м. Филарету. Срав. напр. Письма, изд. Публ. Библ., 2–6 стр., примеч. и особ. 10–11 примеч. СПБ. 1891. 2069 Главные черты его жизни, деятельности нравственного образа представлены в помянутом очерке С. К. Смирнова. Сравн. также Прав. Обозр. 1863, кн. 12. 2070 Выше мы приводили места, где находятся эти отзывы, также как говорили и о наградах П. С. Делицына. 2072 Письма м. Фил. к Выс. Особ. и др. лич. II, 214. Тверь, 1888. При другом случае официального представления профессоров Академии высоким особам митр. Филарет о П.С. Делицыне и О.А. Голубинском выразился даже еще многозначительнее: «это – столпы церкви». 2073 Подробнее об этом можно читать в наших статьях, помещенных в Душеп. Чт. за 1890, III, «о судьбах нашей общеобразовательной школы». 2079 А. Лебедева. Всел. соборы IV и V века, стр. 277. Подробности по интересующему нас вопросу см. здесь же, стр. 272–277. 2081 Когда И.С. Аксаков уезжал (в 50-х годах) за границу, С. Т. (отец его) писал ему между прочим: «…Польза от твоего путешествия необходимо будет. Ты увидишь своими глазами, до каких жалких результатов довела народы так называемая цивилизация. Ты снисходительнее взглянешь на все наши недостатки и неустройства и на испорченность общества. У нас по крайней мере есть будущее, а в Европе его уже нет» (И.С. Аксаков в его письмах, т. III. ч. 1 – Письма 1851–60 гг... М. 1892. стр. 314). У нас есть будущее, а в Европе его уже нет; это удивительно как метко сказано! У западных народов действительно все как будто уже ушло в прошлое, а мы все еще надеемся на оное будущее. И дай Бог, чтобы надежда не обманула нас... 2082

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Привычка к сквернословью указывает на нечистоту сердца, на развращенность воображения и еще более растлевает душу и увеличивает вкравшуюся в нее гнилость. Но эта гнилость растлевает не одного сквернослова, – она заражает и других, выслушивающих его. Сквернословие знакомит невинные души с разнообразными видами самого грязного разврата, скоро и легко возбуждает в слушающих нечистые представления и пожелания, тогда как без того они навсегда быть может сохранили бы целомудрие и непорочность. Посему сквернослов на том свете, как соблазнитель ближних, будет отвечать не за себя только, но и за других, которых соблазнил... Сквернословие не всегда бывает делом злобы и даже большею частью употребляется по одной привычке, без желания оскорбить ближного, иногда даже ради шутки, без мысли, что эта шутка есть грех, когда предметом ее служит честь ближнего. Во всех подобных случаях сквернословие есть грех неизвинительный, потому что соединяется с бесстыдством, с забвением различие между злом и добром, между тем, что грех и что не грех. Посему если, по слову Христа Спасителя, за всякое праздное слово люди дадут ответ в день суда ( Мф.12:36 ), хотя бы в праздном слове не было ничего положительно худого, в нравственно-религиозном отношении преступного, то не наипаче ли достойно осуждения на страшном суде слово положительно безнравственное и нечистивое, каково сквернословие. Так как этот грех совершается открыто, часто в местах публичных, с нарушением всякого приличия, то справедливо в древния времена он был караем строгими телесными наказаниями и при царях Михаиле Феодоровиче и Алексее Михаиловиче на рынках и площадях ходили переодетые служивые люди, схватывали ругателей и тут же, на месте преступления, наказывали их ро згами (Душеп. Чт. 1860 г. дек). Хорошо бы и в наше время применять к сквернословам,конечно не такие же, но, по крайней мере, другие наказания,например, налагать на них штрафы или помещать короткое время в темничное заключение. В наше время напрасно возстаютъ против телесного наказания, утверждая, что таковыми унижается человеческое достоинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Нет, если бы автор статьи посмотрел и прочитал §136 Православно-Догматического Богословия Макария Еп. Винницкого (т. II. СПб. 1851 г.), где собраны и процитированы относящиеся к этому предмету места из Творений Св. Отцов и где учение, подобное учению автора означенной статьи, названо лжеучением, осуждённым на V Вселенском Со- —740— 1878 г. боре, – он не написал бы таких гнилых и нездравомысленных слов. Прискорбно было бы думать, что указанная мною статья Душеп. Чт. принадлежит перу духовного писателя, получившего высшее духовное образование. Нет, мне думается, что это мудрование какого-либо светского писателя, мнящегося быть мудрым, но не о Христе. Неправда-ли?“ 21-го ч. получено было мной письмо из Киева; от 18-го ч. писал мне профессор дух. академии, земляк В.Ф. Певницкий : „Я имел честь получить книгу Вашего Преосвященства „Воспоминания о Высокопреосвященнейшем Архиепископе Леониде“. Приношу Вам глубочайшую благодарность за дорогой подарок. С большим интересом я прочитал книгу Вашу, и, когда кончил чтение её, жалел, что долее не продлилось то высокое удовольствие, какое я испытывал при чтении книги. Я живо помню то приятное впечатление, какое произвёл на меня и на моих товарищей по семинарии и академии преосвящ. Леонид. Отправляясь 3129 из Владимира в Киевскую академию на приёмный экзамен, я вместе с Сперанским 3130 братом 3131 и Дм. В. Поспеховым счёл долгом явиться к Вам, когда Вы жили в комнатах Синодального Ризничего, и, вслед за нами, к Вам вошёл покойный преосв. Леонид. Узнавши, кто мы, он обратился к нам с несколькими ласковыми одобрительными и неожиданными словами. Другой раз мне привелось видеть его в Киеве; в этот раз я мог видеть только его высокое молитвенное настроение, какое заметно было в его внешности при посещении святынь Киевских. Собственно Академия новым ректором 3132 чрезвычайно довольна. До сих пор он никому не дал повода к осуждению себя за что-либо, и держит себя с большим тактом. —741— 1878 г. Брат мой, ректор Воронежской семинарии 3133 , в настоящее время живёт в Липецке, – пользуется, по совету врачей, тамошними водами для поддержания своего некрепкого здоровья. Липецк чрезвычайно приятное место для летнего житья и очень полезное для слабых здоровьем. Нынешний год, по словам брата, он переполнен приезжими со всех концов России“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

188) Домашняя и кочевая жизнь на Востоке, путевые воспоминания княгини Бельджойзо, Моск. Ведом. 1855, 40, 51, 53, 86–91, 100. 189) Путевые заметки от Корнгилля до Каира чрез Лиссабон, Афины, Константинополь и Иерусалим, Титмарша (Теккерея), Библ. для Чт. 1857, т. 144 и 145, 8 и 9, отд. VII, стр. 33–80, 157–195, 1–58 (о Палестине собственно в 9 190) Путешествие Тишендорфа по св. местам в 1859 г., Иллюстр. Газета, 1863, 14, 17–19, 22–25. (О книге Тишендорфа «Reise in den Orient», см. Журн. Мин. Нар. Просв. 1849, ч. 49, VI, 155). 191) Берег Палестины. Бейрут. Из путешествия доктора Л. А. Франкля в Иерусалим, Рассвет, орган русских евреев, 1860, и 28, стр. 435 и 453. 192) Св. Земля, В. Диксона, перев. с англ. под ред. Н. Кутейникова, с приложением плана Иерусалима. Спб. 1869, 8 , 337 стр. (рец. Отеч. Зап. 1869, и 5, стр. 305, 65–70; Руков. для сельск. пастырей 1869, Церк. Летоп. 1869, т. I, стр. 405, ст. Н. Барсова ; Сын Отеч. 1869, ст. А. Х.; Ваза 1870, стр. 81–86, ст. Н. С. П. 193) Из путешествия во св. землю, в 1860 годах, Феликса Бове, перев. с франц., Душеп. чт. 1874, и 7. 194) Записки второго поклоннического путешествия из Рима в Иерусалим и по иншим месцам Востока, совершенного попом св. слов. кафтедральныя Церкве, врачества и св. Богословия доктором Иполл. А. Терлецким. Львов 1861, 8 2 тома (реценз. в Отеч. Записк. 1867, 4, «Униатский агитатор»; Е. Дылевского, Странн. 1870, т. III, библиография, стр. 311–330). Книга написана на червоно-русском языке. 195) От Яффы до Иерусалима. (Из записок английского путешественника). Записки для чт. 1867, стр. 16–20. 196) Путешествие по Египту, Аравии, Малой Азии и Персии, соч. В. Перрифогга, перев. с англ. под ред. В. Ранцева. Спб. 1876. 16 , 195 стр. (о Палестине – стр. 57–84). 197) Путешествие ко св. местам до Крестовых походов, Журн. для детей, 1861, и 7, стр. 88–108. 198) Пилигримы средних веков, Жив. Обозр. т. IV, ст. 5; т. VIII, 217. 199) Иностранные путешественники ко св. земле в XIV и XV веках, С. Пахмана, Журн. Мин. Нар. Просв. 1853, ч. 80, отд. 2, стр. 101–121. Это – извлечение из неизданной географ. истории Сирии и Палестины, помещенной в Nouvelles annals des voyages et des sciences géographiques, redigées par M. Vivien de Saint-Martin. Paris 1853. Здесь идет речь о Бальдензеле (Больденслевен), Мандевиле, Гильбере де Ланнуа, Бертрандоне де-ла-Брокьере, Гистеле, Бернгарде Брейтенбахе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010