14 Моисей – Богу: Ибо народ сей жестоковыен ( Исх. 34:9 ). Бог – Моисею: Я вижу народ сей, и вот, народ он – жестоковыйный( Исх. 32:9 ). Букв. кеше-ореф – «с твердым затылком»; упрямый, несгибаемый. 15 В Неделю о мытаре и фарисее церковное песнопение призывает: «Потщимся подражать фарисеовой добродетели и мытареву смирению». «И фарисей, благодаря Бога за свои добродетели, не солгал, но говорил истину, и не за то был осужден; ибо мы должны благодарить Бога, когда сподобил нас сделать что-либо доброе. И не за то он был осужден, что сказал несмь яко же прочни человецы, но когда он обратился к мытарю и сказал: или якоже сей мытарь – тогда он подвергся осуждению, ибо он осудил самое лицо, самое расположение души его и всю жизнь его» ( Авва Дорофей . Душеполезные поучения и послания. Троице-Сергиева Лавра, 1900. С. 80–81). 16 Флусер Д. Иисус. М., 1992. С. 44–46. 17 Пример заповеди, которая была сама в себе «недоброй», но некоторое время полезной: обрезание. На место древнего семитского (финикийцы – семиты) обычая приносить в жертву божеству первенца приходит обрезание: кровь ребенка льется перед лицом Бога, но все же – не вся. «По жестокосердию» Израиля ему разрешается кровавый обряд. Позднее «новый Израиль» – христиане – откажутся от него, заменив Крещением. Теперь уже восьмидневный малыш не проливает свою кровь ради Бога, но он крестится в воспоминание о той Крови, которую Бог пролил ради него. В иудаизме же этот обряд остался до сих пор. 18 Штайнзальц Адин. Иудаизм и христианство//Лехаим. Кременчуг, 1997. 22–23. Ср. мнение светского еврея: «Иудаизм в своей литературе – религиозной, «благочестивой» и богослужебной – почти не занимался вопросом о «спасении» личности, наподобие христианства. Все его содержание – это вечные жалобы на поругание еврейского имени, на нестерпимые страдания евреев; зачем, спрашивают Бога, Он отдает верных и избранных на поругание ненавистников Его имени и нечестивцев?» ( Лурье Я.А. Письма сыну. Публ.: IN MEMORIAM. Исторический сборник памяти Ф.Ф. Перченка. М.; СПб. 1995. С. 225).

http://azbyka.ru/tajna-izrailya

Потому что когда посчитали, сколько раз крестили москвичей, то получилось, что всех москвичей перекрестили раза три-четыре. И где-то так же по всей стране. И всем стало очевидно, что это какой-то коррупционный скандал, что это абсолютно бесперспективно. Так что сейчас эти проекты работают на Китай. Китай был признан развивающейся страной, многообещающей, а здесь, в России, возможность поглощать чужие средства, уводить их налево в кои-то веки сыграла очень даже неплохую роль!  См.:  Амвросий Медиоланский , святитель. Об Аврааме . скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии 1 января 2017, 15:08 Ничего с тех пор не изменилось. Тогда Авраам и Содом, сейчас Святая Русь и Евросоюз. Человек живёт или теми ценностями, или другими. Третьей стороны вроде и нету. Так что по-моему можно, а иногда и " нужно вклинивать в духовные тексты политику " . Спасибо о.Олегу за интересную и поучительную работу. Александр 27 декабря 2016, 00:04 Не плохая статья, но с моей точки зрения не нужно вклинивать в духовные тексты политику, Евросоюз, Святая Русь. Политические и идеологические взгляды надо оставлять в стороне, если, конечно, сама статья специально не посвящена их разбору. Мария 25 декабря 2016, 17:36 Очень признательна за Ваши труды! Статья для меня оказалась очень душеполезной и поучительной! С нетерпением буду ждать следующей (думаю что она как и эта даст мне ответы на многие вопросы.. в мои 22:)) Спаси Вас Господи!!! Людмила 24 декабря 2016, 21:42 СПАСИ ХРИСТОС!Вразумительно!Прочитываю еще и еще раз.Пусть останется в сознании.Откуда секты и откуда потребительство?Пришлось однажды услышать:мы продавали себя за 30 серебренников,сказал мне сектант,в голосе было сожаление.Теперь он со своей верой под анафемой.Позднее сознание вины перед Христом. марина 24 декабря 2016, 08:46 Спасибо, многоуважаемый отец Олег, за ваши статьи и выступления на сайте! Ваши комментарии Священного Писания открывают глубину и значимость истины. Вам удалось показать тонкую связь между грехами отцов и грехами потомков. Я поражаюсь глубине мысли, заложенной в писании. Наталия 24 декабря 2016, 00:35 Большое спасибо за Ваши труды, отец Олег! Очень познавательно, читаешь и проводишь время с пользой. тамара 23 декабря 2016, 16:40 Слава Богу за всё.Отцу Олегу огромная благодарность за его труды и поучения... Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/99662.html

Рассмотри свою жизнь и плоды трудов твоих, какие получала. Отчего же это? Явно, что думаешь иметь веру и откровение, но без послушания и поползаешься в самооправдание и веришь своему разуму, приносящему тебе не пользу, а смущение. Ты говоришь, что не имеешь самоукорения; а какая же польза без оного? Враг всегда представляет тебя правою и приносит тебе вины к самооправданию, вместо того чтобы не верить своему разуму и с верою покориться тем, кои желают тебе спасения. Тебе же представляет враг, что тебя не любят, тобою не занимаются, и ты этому веришь; а кто тебе говорит на пользу, тем не даешь веры и, смущаясь, впадаешь в уныние и проливаешь не только безполезные, но и вредные слезы. Вместо успокоения, могущего произойти от откровения и послушания с верою, ты отходишь смущенною, и этому конца нет: какая же тут вера? Враг-клеветник клевещет тебе, что тобою не занимаются, а ты ему веришь и бываешь участницею его клеветы, за то и наказуешься от Бога неполучением спокойствия (III, 17,64). Идущему путем отвержения своей воли завидует диавол …Тебе надобно начинать с нижней ступени; и, во-первых, отвергать свой разум и волю, чему немалое найдешь сопротивление со стороны врага, завидящего идущим путем сим. Но аще бы и тысящу язв на всяк день случилось прийти от врага и от различных страстей и немощей, – не подобает отчаиватися, но паче в вере утверждатися. Под руководством опытных в духовной жизни направляйся ко всем заповедям Господним и, познавая свою немощь в исполнении, смиряйся (III, 94,198). Отсечением воли пред ближними достигаем мира и любви Спрашиваешь растолковать тебе пояснее, как успокоивать совесть сестры? – Стараться отсечь свою волю пред нею, где не видится вреда душевного. Но не так: случается, она что тебе скажет по-сестрински, а ты, хотя отсечешь волю, но оскорбишься; этим не успокоишь совесть ее. Ты можешь сказать, когда тебе не нравится: не лучше ли так, сестра? и после согласиться, как найдете лучше. Так же и в пище: знаешь, что она любит, не спрашивая, успокой совесть ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

…Братиям проходить жительство с самоотвержением своей воли и разума, смирением, терпением укоризн, досад и поношений, и какое бы ни было наше великое жительство, аще не имеем болезненного сердца , ничтоже есть оное пред Богом (Ш, 32,95). Помысел, что по принятии монашества покончено с грехом, приведет к осуждению других и к гордости Ты очень быстро хочешь лететь на небо: «когда примешь образ пострижения, то уже нельзя будет ни лишнее посмеяться, ни даже слова сказать, сугубый грех». Так! Но избежишь ли тогда о себе высокого мнения и других за сии грехи суждения? А они-то гораздо важнее всех оных внешних поползновений; теми смиряемся, а сими надмеваемся, и куда низводимся? Может быть, того ради и попускаются падения, да смиримся. Теперь же кто тебе дал право празднословить или смеяться? Когда Господь говорит: горе вам смеющимся ныне ( Лк. 6, 25 ); и о едином праздном слове дадят человецы Богу ответ в день судный ( Мф. 12, 36 ), – не к монахам, а ко всем сказано. Теперь будто ты и свободна от ответа, а тогда только будешь связана: совсем нет; помни, оный образ – есть образ смирения; где сие будет, там и при всех немощах покой обрящешь; а при исполнении всех благих дел и подвигов монашества, которого даже святым считали, велено было душу исторгнуть трезубцем; за что же? за возношение. На сие вооружись, сему противляйся; исторгни корень, ветви сами отпадут; а немощь-то наша невольно нас смиряет. У Григория Синаита глава 17 (III, 251,446). Монашеская одежда хотя по виду и черна, но она есть одежда веселия и радования и риза спасения …Мати О. …благословения облекаться в вечный траур, то это слово не согласно с истинным разумом. Одежда наша хотя по виду и черна, но она есть одежда веселия и радования и риза спасения. Поистине надобно радоваться, что сподобляет Господь избегнуть мира, как Израиль из Египта, и работать Господу, а не миру. Итак, в сию-то одежду веселия да благословит ее Господь облещися с радостью, а не с печалью; и не сетовать о оставлении мира, а радоваться о вступлении в новую жизнь, которая есть неизвестное народу разумение (V, 432, 583–584). Истинного инока делает не внешнее одеяние, но внутреннее устроение

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Что же это значит? Кто этому причиною? Наше душевное устроение… Находясь в бесскорбной жизни, мы забыли бы себя и уклонились бы всем сердцем к миру и его обольстительным удовольствиям, которые повреждают душу и отлучают от Бога; а когда сердце поражено скорбию, то уже невольно умирает миру, его ничто не обольщает; не находя нигде утешения, прибегает к Богу и, конечно, получает по временам утешение. Бог – любовь есть и от любви Своей посещает нас скорбями, видя, что неполезна для нас отрадная жизнь… Если бы мы в скорбях наших сами себя укоряли, находя причину в своем устроении или греховности, то удобнее бы переносили и избавлялись бы скоро от скорбей; но мы вместо того видим других виновных нашим скорбям, от чего и скорбь умножается и отягощается… (I, 216,409, 410). Ропот, малодушие и обвинение других увеличивают скорби …Только опасайтесь ропота и малодушия, ибо чрез них те же самые скорби тяжелее бывают (I, 61,137). Посещение сие Божие приимите равнодушно и будьте уверены, что еще лучше Он поможет вам исправиться. Может быть, и ропот ваш был причиною сего наказания… (I, 68,144). Ты ропщешь, но тем самым увеличиваешь свои скорби; а когда ты подклонишь смиренно выю свою под руку Божию и будешь себя винить, кроме всех других вин, за нетерпение и ропот, то получишь облегчение и утешение в скорбях твоих (III, 10, 49). Прочти еще в 51 Слове св. Исаака Сирина и увидишь там, что которые и действительным скорбям предаются, то когда сознают себя виновными и укорят себя, то скоро освобождаются от скорбей; а когда ожесточатся и обвиняют других, то еще более умножаются и отягощаются их скорби. А у тебя и нет настоящих скорбей, но от самосмышления составляемые, и ты не только не укоряешь себя, но винишь других, и тем сама на себя еще более навлекаешь скорбь, уныние, тоску и душевную удаву (III, 17, 67). …Прочтите у св. Исаака в 35 Слове… не уклоняться от скорбей, но считать оные посланною от Бога благодатию… «Путь Божий крест есть повседневен. Но и от сего познавается, яко от Бога промышляем есть (человек), егда послет ему присно печали» (Слова 36, 37)… а в 51 Слове: «которые при виде жезла искушений смирятся, скоро получают избытие от оных».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Рейтинг: 9.8 Голосов: 1111 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Сергей 6 ноября 2016, 22:12 Спасибо большое за статью! Когда читал, то видел себя в этих строках... Сергей Кялин 21 декабря 2015, 11:12 Иду на исповедь с истинным раскаянием " больше не грешить " и тут же согрешаю. Автор говорит о том, что Господь примет покаяние и разрешит грехи.Но эти же грехи и страсти вновь и вновь повторяются.Значит это мое ложное покаяние.Я не борюсь с грехом и страстями. Не думаю, что ГОсподь меня простит, как указывает автор статьи.Сейчас изучаю Свт. Иннокентия Херсонского и Таврического. Надо переменится и не согрешать более, говорит он. Вот тогда покаяние будет истинным и Господь примет его. И вновь не соглашусь. Невозможно человеку сразу стать другим. Наэто нужно время. А если завтра смерть? Как быть? Ответьте мне пожалуйста. тамара 17 декабря 2015, 18:15 ЛУЧШЕ НА ТЕМУ ПОКАЯНИЕ И ДОСТУПНЕЕ НЕ СКАЖЕШЬ.МНОГАЯ И ДОЛГАЯ ЛЕТА О.АНДРЕЙ.ВСЕГДА ОЧЕНЬ НАЗИДАТЕЛЬНО И ПОЛЕЗНО ЧИТАТЬ ВАШИ СТАТЬИ.СПАСИ ГОСПОДИ. Andrey 16 декабря 2015, 07:06 Спасибо огромное за статью!!! Действительно, как будто по меня написано. Н.А. 16 декабря 2015, 00:00 Из Душеполезных поучений преподобного Макария Оптинского (о том, что просить прощения необходимо с разсуждением): " На вопрос, просить ли прощения у тех, коим сделаешь какую-нибудь неприятность? Когда попросишь, то из этого выходят насмешки и острые слова, коим опасаешься подвергнуться. Надобно иметь разсуждение и разсматривать людей и случаи, расположение первых и важность последних. Если кто-либо оскорблен тобою и знаешь, что он с любовию примет твое извинение, то можешь просить прощения, а особо когда резко оскорблен тобою. Но сего невозможно сделать, пока не сознаешь внутренне своей вины и обвинишь себя. А если знаешь, что те лица, коих ты оскорбила, примут извинение твое с насмешкою, то и не нужно пред ними извиняться, а обвинить себя в сердце своем и мысленно просить у них прощения: тем надобно и успокоиваться " (I, 240, 457—458).

http://pravoslavie.ru/88739.html

Духа Параклита ( Еф.6:17 ). К этому присовокупи чистую и непрестанно произносимую молитву, и узду беснующейся плоти – скудную пищу. Знай же, что молитва чистая и богоугодная, входящая всегда в ушеса Вышняго, есть та, которая возжигается в сердце священным умилением, при посредстве пагубного для страстей угля смиренномудрия; такую молитву ум непогрешительно направляет к самым небесным вратам и, возводя туда, поставляет пред небесными престолами. Сердце уподобляется, о душа, доброгласным гуслям, а ум – искусному художнику музыкальных пений, язык – орудию, ударяющему в струны, а доброгласные уста – самим струнам. Ты же, умоляя страшного Судью, если желаешь принести Царю богоугодную песнь и ею расположить Его к себе милостиво, – наблюдай, чтобы все то одно другому согласовалось. Для этого язык пусть всегда поет в согласии с устами божественные песни Царю всех и Богу, а снизу пусть сердце содействуем частыми воздыханиями, будучи всецело распаляемо огнем божественным; очи же чистыми струями слез пусть омывают от скверны твой земной состав; ум же, переселившись на небо, минуя все звезды, да повергнется весь к ногам всех Царя. Таким образом ты явишься, душа, прекрасною и благоприятною жертвою Царю всех и Богу. Возненавидь стяжание, как причину погибели души, и суетную славу, – эту губительницу добродетелей; возлюби же худость риз и брашен, и священное бдение – матерь целомудрия; бдение разумею то, которым душа просвещается в поучении книжном и обильно умащается священною молитвою. Взнуздай крепкою уздою наглый язык, уставив ему меру и в разговоре и в молчании – так, чтобы тебе говорить только то, что служит к прославлению Господа и подает духовную благодать слушающим. Сверх же этого возлюби молчание, боясь той многогрешной пропасти, в которую влечет необузданный язык. Непрестанно упражняйся в чтении боговдохновенных книг, чтобы всегда возрастала в тебе божественная любовь, которую, душа, почерпнешь обильно, если будешь внедрять в мысль свою их священные учения и прилежно будешь всегда исполнять их делом, во славу Вышняго, а не ради земнородных.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/nr...

   Представь себе две лестницы: одна возводит вверх, на небо, другая низводит в ад, а ты стоишь на земле посреди обеих лестниц. Не думай же и не говори: как могу я возлететь от земли и очутиться вдруг на высоте неба, т. е. наверху лестницы. Это невозможно, да и Бог не требует сего от тебя; но берегись по крайней мере, чтобы не сойти вниз. Не делай зла ближнему, не огорчай его, не клевещи, не злословь, не уничижай, не укоряй, и таким образом начнёшь после, мало-помалу, и добро делать брату своему, утешая его словами, сострадая ему, или давая ему то, в чём он нуждается; и так, поднимаясь с одной ступени на другую, достигнешь с помощию Божией и верха лестницы. Ибо, мало-помалу помогая ближнему, ты дойдешь до того, что станешь желать и пользы его, как своей собственной, и его успеха, как своего собственного. Сие и значит возлюбить ближнего своего, как самого себя.    Если будем искать, то найдём, и если будем просить Бога, то Он просветит нас; ибо в Святом Евангелии сказано: «просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам» (Мф.7:7). Сказано: «просите» , для того чтобы мы призывали Его в молитве; а «ищите» значит, чтобы мы испытывали, каким образом приходит самая добродетель, «что» её приносит, «что» мы должны делать для приобретения её; так всегда испытывать и значит: «ищите и обрящете» . А «толцыте» значит исполнять заповеди, ибо каждый, кто толкает, толкает руками, а руки означают деятельность.    Итак, мы должны не только просить, но искать и действовать, стараясь, как сказал Апостол, «быть готовыми на всякое благое дело» (2Кор.9:8; 2Тим.3:17). Что значит быть готовым? Когда кто хочет построить корабль, то он сперва готовит всё нужное для корабля, даже до малейших гвоздей, смолы и пакли. Также если женщина хочет ткать полотно, то она сперва готовит всё до малой нитки; это и называется быть готовым, т. е. иметь в готовности всё нужное для дела. Будем и мы таким образом «уготованы на всякое благое дело» , имея полную готовность разумно исполнять волю Божию, как Он хочет и как Ему угодно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2824...

       Итак, как мы уже сказали, если искушаемый страстию смущается, то сие происходит от неразумия и гордости, но он должен лучше со смирением познать свою веру и терпеливо пребывать в молитве, пока Бог сотворит с ним милость. Ибо если кто не подвергнется искушениям и не испытает скорби от страстей, тот и не подвизается о том, как бы от них очиститься. О сем говорит и Псалмопевец: «внегда прозябоша грешницы яко трава, и проникоша вси делающии беззаконие, яко да потребятся в век века» (Пс.91:8). Грешники, прозябающие «яко трава» , суть страстные помышления, ибо трава слаба и не имеет силы. Итак, когда прозябают в душе страстные помышления, тогда «проникают», т. е. познаются «вси делающие беззаконие» , т. е. страсти, «яко да потребятся в век века» ; ибо когда страсти сделаются явными для подвизающихся, тогда они истребляются ими. Вникните в последовательность речи: сперва прозябают страстные помышления, потом возникают страсти, и тогда уже истребляются.    Всё сие относится к подвизающимся: мы же, согрешающие самым делом и всегда исполняющие страсти, даже и не знаем, когда прозябают страстные помышления, когда возникают страсти, чтобы начать подвизаться против них, но мы повержены долу, ещё находимся в Египте, занятые унизительным плинфотворением Фараоновым; но кто поможет нам придти, по крайней мере, к сознанию горького рабства нашего, чтобы мы смирились и стали искать помилования?        Когда сыны Израилевы были в Египте, в рабстве у Фараона, тогда они делали кирпичи, а делающие кирпичи всегда преклонены долу и смотрят в землю: так и душа, если ею овладел диавол и она совершает грех на самом деле, то попирает свой разум и не мудрствует ни о чём духовном, но всегда мудрствует о земном и делает земное.    Потом Израильтяне из кирпичей, ими сделанных, построили Фараону три крепкие города: Пифон, Рамессин и Он, или Илиополь, т. е. солнечный град. Это суть: сластолюбие, славолюбие и сребролюбие, от которых происходит всякий грех.        Когда же Бог послал Моисея извести их из Египта и рабства Фараонова, то Фараон ещё более обременил их работою и говорил им: «праздни есте, сего ради глаголете: да идем, пожрем Богу нашему» (Исх.5:17). Также и диавол, когда видит, что Бог умилосердился над душею, готов её помиловать и облегчить её от бремени страстей словом Своим, или чрез кого-либо из рабов Своих, тогда диавол более отягощает её страстями и сильнее борет её. Но отцы, зная сие, укрепляют человека своим учением и не допускают его предаваться боязни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2824...

   О тех же, которые открывают свои помышления и поступки и делают всё с советом, Писание говорит: «спасение... есть во мнозе совете» . Не говорит: «в совете многих», то есть чтобы с каждым советоваться, но что должно советоваться обо всём, конечно, с тем, к кому имеем доверие, и не так, чтобы одно говорить, а другое умалчивать, но всё открывать и обо всём советоваться; такому и есть верное спасение «во мнозе совете» . Ибо если человек открывал не всё, что до него касается, и особенно если он был обладаем худым навыком или был в худом сообществе, то диавол находит в нём одно (какое-либо) пожелание или одно самооправдание, и сим низлагает его.    Когда диавол видит, что кто-нибудь не хочет согрешить, то он не столько неискусен в делании зла, чтобы стал внушать ему какие-либо явные грехи, и не говорит ему: иди, сотвори блуд, или пойди, украдь; ибо он знает, что мы этого не хотим, а он не считает нужным внушать нам то, чего мы не хотим, но находит в нас, как я сказал, одно пожелание или одно самооправдание, и тем под видом доброго вредит нам. Поэтому опять сказано: «лукавый злодействует, егда сочетавается с праведным» (Притч.11:15). Лукавый есть диавол, и тогда он злодействует, «егда сочетавается с праведным» , т. е. когда сочетается с самооправданием нашим, тогда он становится более крепким, тогда более вредит, тогда более действует. Ибо когда мы держимся своей воли и следуем оправданиям нашим, тогда, делая, по-видимому, доброе дело, мы сами себе расставляем сети и даже не знаем, как погибаем. Ибо как можем мы уразуметь волю Божию или взыскать её, если верим самим себе и держимся своей воли? Посему-то авва Пимен и говорил, что воля наша есть медная стена между человеком и Богом. Видите ли силу сего изречения? И ещё присовокупил он: она есть как бы камень, противостоящий, сопротиводействующий воле Божией.    Итак, если человек оставит свою волю, тогда может и он сказать: «Богом моим прейду стену. Бог мой, непорочен путь Его» (Пс.17:30-31). Весьма досточудно сказано! Ибо тогда только человек видит непорочный путь Божий, когда оставит свою волю. Когда же повинуется своей воле, то не видит, что непорочны пути Божии; но если услышит что-либо, относящееся к наставлению, он тотчас порицает это, уничижает, отвращается от сего и действует напротив: ибо как ему перенести что-либо или послушаться чьего-либо совета, если он держится своей воли!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2824...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010