Все они были одинакового возраста. О еретике проклятом Арии и его соборе После этого отделил Господь от левых собор Ария. Члены этого собора имели вид сатаны, лица их были змееобразны, а из уст показывались черви. На них Господь больше всего разгневался и искал соблазнившего их Ария. Арий скоро нашелся, и Господь сказал ему: «Не Я ли Богочеловек Христос, Соприсносущный Отцу? Как же ты Мое Божество свел в тварь и прельщенный тобою этот собор довел до вечной муки?» И, сказав это, Господь отвратил от них лицо Свое, Ангелы же огненные внезапно схватили их, и возложили на них тяжкие железные вериги, и бросили их в тяжкие муки, где был диавол с бесами и Иуда-предатель. О еретике Македонии и его соборе После этого Господь отделил тех, которые принадлежали к собору Македония. У них лица были свирепые, а из уст их исходил смрад сильный, так что наполнял воздух, а глаза их были мрачны. Посмотрел на них Господь и поискал соблазнившего их Македония. Он тотчас явился, и Господь сказал ему: «Если Я тебе прощу, то Святой Дух, поругаемый тобою, придет и осудит тебя, потому что Он есть истинный Бог». И вот, все Силы Небесные начали петь ужасную песнь, призывая Святого Духа словами: «Царь Небесный, Утешитель, Дух Истины, везде находящийся, все Собою наполняющий, Сокровище добра и Податель жизни, приди и явись, да будет поруган поругавший Тебя Македоний». По окончании пения с высоты засиял большой свет, заблистали огненные звезды, а потом заблистала сильная молния. После этого явился престол, сделанный как будто из изумруда, на нем был виден Господь Дух, Утешитель, в образе белого голубя. Пришедши, Святой Дух почил на Единородном Сыне Божием, единосущный и равночестный Богу Отцу. Таким образом был посрамлен скверный Македоний. Затем явились Ангелы огненные и сделали ему и собору его то же, что и Арию и бывшим с ним, а Святой Животворящий Дух взошел со славою туда, откуда вышел. О еретике Нестории и его соборе После этого отделилась другая толпа и стала пред Господом, мерзкая и темная, от них отвернулся Господь и призвал соблазнившего их.

http://azbyka.ru/apokalipsis/posmertnyj-...

Еретики же, не зная, что Писание, говоря о «духе святыни» или «обетования», имеет в виду дары Духа, относят это к естеству Его и говорят, что Бог дал и Дух Святой даровал. «Видел ли ты, – говорят, – что это – дар Божий?» Они прочитали то, что касается даров, и отнесли это к естеству, между тем как надлежало понять, какие имена выясняют естество и какие обозначают благодать. Они исказили истину, все смешали, спутались, сбились с пути истины, " омрачилось неразумное их сердце» ( Рим. 1:21 ); «называя себя мудрыми, обезумели» ( Рим. 1:22 ). Поэтому рассуждают: «Так как, – говорят, – возбуждаешь вопросы о Духе и учишь на основании Писаний, желая иметь Писания своими свидетелями, то мы, побуждаемые самими Писаниями, говорим, что сказал Спаситель о Святом Духе». Что же Он говорит? «Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины… то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам… потому что от Моего возьмет и возвестит вам» ( «Егда же приидет Утешитель,... Дух истины, иже от Отца исходит, той... наставит вы на всяку истину; не от Себе бо глаголати имат, но елика аще услышит,... возвестит вам, яко от Моего приимет и возвестит вам») ( Иоан. 15:26, 16:13–14 ). Видел ли ты, говорят, что Дух «не от Себя говорить будет», но от И. Христа примет? Не может быть доказано достоинство Духа. Не выяснило ли, говорят, Писание, что Он подчинен власти Сына, что Сын ссужает Его, и что затем уже Дух доставляет Свои дары другим?» Обрати особенное внимание на дело. Когда что-либо из сказанного покажется тебе возбуждающим недоумения, ты не тотчас же нападай на данное выражение, но подожди до конца мысли. Не видел ли ты, что, когда строятся здания, то все бывает беспорядочно перемешано: известь, камни, бревна, все представляется твоим глазам в смешанном виде, а в очах мастера все кажется соответствующим его целям? Ему известно, в какое время эти смешанные вещества будут кстати в том месте, и в какое – в другом; и то что теперь разбросано там и здесь, приводится в надлежащий гармонический порядок, и в результате является красота здания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Зная состояние учеников и то, что Его слова во многом им сейчас непонятны, Иисус говорит: «Еще многое имею вам сказать, но теперь вам не под силу. Когда же придет Он, Дух Истины, Он введет вас во всю истину, ибо Он не будет говорить от Себя, но будет говорить то, что слышит, и грядущее возвестит вам» (16:12 – 13). За несколько минут до этого Иисус сказал: «Я истину говорю вам» (16:7). А в начале беседы отождествил себя с истиной (14:6). Поэтому то, что Дух истины Введёт апостолов во всю истину, означает, что Он закончит то, что было начато Иисусом Христом. Но как Сын никогда не говорил от Себя, так и Дух будет передавать лишь то, что слышит. Мы уже отмечали одну очень существенную особенность всего сказанного Иисусом в Евангелии от Иоанна. Это обращённость большинства изречений в будущее. Поэтому, когда он сообщил ученикам, что Святой Дух возвестит Им будущее, конкретизация того, что же именно предскажет Утешитель, не имеет смысла. Иисус просто указал на то, что Святой Дух будет делать то же, что и Он. Если Сын, выполнив поручсние Отца, прославил Его (17:4), то и Утешитель, продолжая дело Сына, прославит Его. Впрочем, между Лицами Св. Троицы не существует разделений. Эта предельная общность подчёркивается в заключение последнего пневматологического отрывка Прощальной беседы: «Все, что имеет Отец, Мое. Поэтому Я сказал, что Он от Моего берет и возвестит вам» (16:15). Пришествие Иисуса Христа После того как Иисус Христос рассказал ученикам о приходе Утешителя, Он вновь напоминает апостолам о предстоящей разлуке: «Недолго уже, и вы больше не видите Меня; и опять недолго, и вы увидите Меня» (16:16). Однако не случайно Он заметил, что им уже не под силу Его понять: «Сказали тогда некоторые из учеников друг другу: что это Он говорит нам: “недолго уже, и Вы не видите Меня; и опять недолго, и вы увидите Меня», и: «Я иду к Отцу. Итак, они говорили: что это такое, что Он говорит: “недолго“? Не знаем, что Он говорит» (16:17 – 18). Для них в словах Христа – явное противоречие. Он говорит, что уходит и они уже больше не увидят Его, и в то же время скоро они опять Его увидят. Им непонятно, каким образом это можно совместить.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/lektsi...

Ибо пока мы водворены в теле, «мы устранены от Господа, ибо ходим верою, а не видением» (2Кор.5:6—7). Созерцание же есть награда за веру. Ради (этой) награды сердце очищается верою как сказано: «Верою очистив сердца их» (Деян.15:9). То же, что ради этого созерцания очищаются сердца, прекрасно доказывается следующим высказыванием: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф.5:8). То же, что это и есть жизнь вечная, Бог говорит в псалме: «Долготою дней насыщу его и явлю ему спасение Мое» (Пс.90:16). Поэтому, слышим ли мы: «Покажи нам Сына»; или же: «Покажи нам Отца»; и то, и другое значит одно и то же, ибо ни один из Них не может быть показан без другого. Следовательно, Они суть одно, что Христос и говорит: «Я и Отец — одно» (Ин.10:30). Наконец, вследствие самой (Их) нераздельности довольно того, что иногда называется только Отец, иногда — только Сын, Который исполнит нас радостью лицом Своим. 18. Но не отделим от Них и Дух, т.е. Дух Отца и Сына, Который собственно и есть Дух Святой, «Дух истины, Которого мир не может принять» (Ин.14:17). Ибо наслаждаться Богом Троицей, по образу Которого мы сотворены, есть полная радость наша, полнее каковой нет. Поэтому о Святом Духе иногда говорится так, будто Его одного довольно для нашего блаженства. И довольно Его одного потому, что Его невозможно отделить от Отца и Сына; довольно также и одного Отца, поскольку Его невозможно отделить от Сына и Святого Духа; довольно также и одного Сына, поскольку Его невозможно отделить от Отца и Святого Духа. Ибо что же Он имел в виду, говоря: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди. И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Ко-торого мир не может принять» (Ин.14:15—17), т.е. любящие мир? Ведь «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия» (1Кор.2:14). Но может все же показаться, будто слова «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя» сказаны потому, что одного Сына не довольно. В том же месте о Духе сказано так, будто вообще Его одного довольно: «Когда же придет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» (Ин.16:13).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2778...

Луки. 14:49 стих: И Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, пока не облечетесь силою свыше. Деяния Св. Ан.: 1:4–5 ст.: И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня. Ибо Иоанн крестил водою; а вы, чрез несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. В сих словах Иисуса Христа указываются: а) свойства Утешителя, б) отношение Его к Богу Отцу и Иисусу Христу, г) отношение Его к Апостолам и Церкви, в) время Его пришествия. а) Свойства Его: Он Дух, Дух истины, Дух Святый, невидимый Бог ( Деян. 5:3.4 ). б) Отношение к Богу Отцу: Он от Отца исходит; Отец Его посылает. Отношение к Иисусу Христу: Он придет по ходатайству Иисуса Христа; Иисус Христос посылает Его от Отца: примет (то, что скажет) от Иисуса Христа; придет во имя Иисуса Христа; Он свидетельствует о Нем; Он прославит Иисуса Хриса. в) Отношение Его а) к Апостолам, б) верующим и в) неверующим: а) дается Апостолам, в них пребудет; Он научит их всему; обхяснит им то, что говорил Апостолам Иисус Христос («воспомянет вам вся, яже рех вам»), наставит их на всяку истину, возместит грядущее. Апостолы знают Его (чувство сознания ими присутствия Духа Божия). б) Он пребудет в верующих (во веке будет), в тех, кому будут свидетельствовать апостолы; Дух Святой усвояет верующим заслуги Иисуса Христа: возрождает, оправдывает, просвещает. в) Неверующие (мир) не знают Его, не могут принять Его; Он осудит мир о грехе, о правде и о суде. 2) Время Его пришествия: Он придет не по мнозех днех ( Деян. 1:5 ); апостолы не отлучатся, их Иерусалима, доколе не облекутся силою свыше ( Луки. 14:49 ). И все сказанное о Духе действительно исполнилось по слову Иисуса Христа. Напротив, Мохаммед, к которому мохаммедане относят эти слова, не имеет: а) свойств Утешителя: Мохаммед не Дух, не святый; он видимый – человек и не имеет божественного достоинства. б) Мохаммед отвергает лица Святой Троицы; учит не тому, чему учит Евангелие; не воздает чести Иисусу Христу, ставя Его в ряд других посланников.

http://azbyka.ru/svedeniya-o-korane

Но для того, чтобы совершилось спасение каждого человека в частности, необходимо, чтобы совмещённые в лице Господа потребности спасения перешли в каждого и им были усвоены. Сие последнее совершает Дух Святый… Сего–то ради Господь Иисус Христос, претерпев крестную смерть и воскреснув, вознесся на небо и послал от Отца к нам на землю Духа Святого, чтобы Он всех наделял теми благами и потребностями спасения, которые совмещены для нас в лице Господа Иисуса Христа. По сей–то причине Он и говорил: лучше для вас, что Я пойду к Отцу, ибо если не пойду, Утешитель не приидет к вам (Ин. 16:7). Тогда не видно еще было, что же такое, что не приидет Дух Святой Утешитель, — а теперь для нас очевидно, что если б Он не пришел, то никто не мог бы быть спасен, никто не мог бы получить и усвоить себе то, что для спасения нашего удомостроено или уэкономлено в лице Христа Спасителя. Вот и слава Богу, что Господь вознесся и покинул землю: ибо вознесшись, послал Духа Святого» (Письма к разным лицам…, стр. 150–152). Священное Писание, говоря на всем своем пространстве о крестной смерти Христа Спасителя, о необходимости Жертвы Христовой для нашего искупления и спасения, не меньше говорит о необходимости принятия Святого Духа, и само это принятие Духа поставляет целью, высшим благом для человека, причем так, что крестная смерть, воскресение и вознесение Спасителя оказывается даже в некотором смысле средством к тому, чтобы явился Дух Святой. Приведу всего одну цитату из Послания к Палатам: « Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою». Для чего же, и что будет следствием этого искупления? « Чтобы нам получить обещанного Духа верою» Гал. 3:13–14). И множество мест Нового Завета ясно утверждают, что высшая цель в христианстве есть принятие Духа Святого. Именно Дух Святой совершает наше освящение, усваивает нам плоды Христова дела; поэтому так велико Его значение — равнозначно со значением Христа Спасителя, как это и истекает из догмата о Троице. Выше мы рассматривали последствия падения — повреждение человеческой природы страстями; врачуются они Духом Святым, само повреждение исправляется Духом Святым, хотя и с нашим трудом; но главный действователь здесь — Дух.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Но для того, чтобы совершилось спасение каждого человека в частности, необходимо, чтобы совмещённые в лице Господа потребности спасения перешли в каждого и им были усвоены. Сие последнее совершает Дух Святый… Сего-то ради Господь Иисус Христос, претерпев крестную смерть и воскреснув, вознесся на небо и послал от Отца к нам на землю Духа Святого, чтобы Он всех наделял теми благами и потребностями спасения, которые совмещены для нас в лице Господа Иисуса Христа. По сей-то причине Он и говорил: лучше для вас, что Я пойду к Отцу, ибо если не пойду, Утешитель не приидет к вам ( Ин.16:7 ). Тогда не видно еще было, что же такое, что не приидет Дух Святой Утешитель, – а теперь для нас очевидно, что если б Он не пришел, то никто не мог бы быть спасен, никто не мог бы получить и усвоить себе то, что для спасения нашего удомостроено или уэкономлено в лице Христа Спасителя. Вот и слава Богу, что Господь вознесся и покинул землю: ибо вознесшись, послал Духа Святого» (Письма к разным лицам…, стр. 150–152). Священное Писание, говоря на всем своем пространстве о крестной смерти Христа Спасителя, о необходимости Жертвы Христовой для нашего искупления и спасения, не меньше говорит о необходимости принятия Святого Духа, и само это принятие Духа поставляет целью, высшим благом для человека, причем так, что крестная смерть, воскресение и вознесение Спасителя оказывается даже в некотором смысле средством к тому, чтобы явился Дух Святой. Приведу всего одну цитату из Послания к Галатам: « Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою ». Для чего же, и что будет следствием этого искупления? « Чтобы нам получить обещанного Духа верою » Гал.3:13-14 ). И множество мест Нового Завета ясно утверждают, что высшая цель в христианстве есть принятие Духа Святого. Именно Дух Святой совершает наше освящение, усваивает нам плоды Христова дела; поэтому так велико Его значение – равнозначно со значением Христа Спасителя, как это и истекает из догмата о Троице. Выше мы рассматривали последствия падения – повреждение человеческой природы страстями; врачуются они Духом Святым, само повреждение исправляется Духом Святым, хотя и с нашим трудом; но главный действователь здесь – Дух.

http://azbyka.ru/besedy-o-vere-i-cerkvi

Приведем еще один стих из книги Бытие: «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба» ( Быт. 19, 24 ). Здесь написано о том, что одновременно действовали два Господа. Ветхий Завет: Быт.1:1 – сотворил Бог… (Элохим – переводится, как «Боги», множественное число); Быт.1:26 – сотворим... по ...Нашему... (множественное число); Быт.2:4–3:23 – Господь Бог… (Яхве-Элохим – переводится как «Сущий – Боги», первое слово – единственное число, второе – множественное число); Быт.3:22 – как один из Нас... (множественное число); Быт.11:6–7 – сойдем же и смешаем... (множественное число глаголов); Быт.18:1–3 – (Три ангела, но одно обращение Авраама); Быт.19:24 – …пролил Господь… от Господа с неба… (действуют два Господа); Числ.6:24–26 – (Тройное благословение); Ис.6:3 – (Тройное славословие); Пс.32:6 – (Слово и Дух); Пс.2:7 – (Сын); Пс.109:3 – Прежде денницы...; Пс.142:10 – (Дух); Ис.48:16 – (Дух); Иер.10:10 – А Господь Бог есть истина; Он есть Бог живый и Царь вечный (Тройное упоминание); Ис.43:14 – Так говорит Господь, Искупитель ваш, Святый Израилев... (Тройное упоминание); Ис.46.9–11 .– Мой совет состоится... (совет может быть только между несколькими лицами). Новый Завет: Мф.28:19 – Во имя (одно имя ко Всем трем, а не имена!) Отца и Сына и Святаго Духа... (Трое); 2Кор.13:13 – Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами... (Трое); 1Петр.1:2 – по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровию Иисуса Христа... (Трое); 1Ин.5:7 – (Трое, но только в латинских рукописях); Ефес.4:6 – Над всеми, чрез всех, во всех... (Трое); Ин.1:14;1:18;3:16 и др.– Единородный... (единый по природе с Отцом); Евр.1:1–14;5:5 – Сын мой, ...родил я... (единый по природе с Отцом); Ин.14:16–17 – Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины... (Трое); Ин.14:26 – Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое... (Трое); Ин.15:26 – Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит...

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Сам Господь наш Иисус Христос в Святом Евангелии говорит: когда придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне ( Ин. 15:26 ); и опять: Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век ( Ин. 14:16 ); и еще: это сказал Я вам, находясь с вами; Утешитель же Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научить вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам ( Ин. 14:25–26 )“. Эти слова преподобные повторяли несколько раз для доказательства истины и чтобы заградить уста тем, которые говорят, что Дух Святый исходит и от Сына. Ко всему этому преподобные присоединили еще и следующее: „Если же и этому не верите, духоборцы, то научитесь у Крестителя и Предтечи Иоанна, который видел Святого Духа, сходящего в виде голубя с неба и пребывающего на Сыне; видите, что от Отца только Дух исходит. Это учение содержит наша мать Святая Вселенская Апостольская Церковь и напаяет всех своих чад тем, что истекает не из Эдема, а из Божественных уст Христа, сказавшего следующее: идите по всему миру, проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк. 16:15–16 ). И еще: Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святого, не простится ему ни в семь веке, ни в будущем ( Мф. 12:31–32 ). Поскольку Святым Духом все Пророки, Апостолы и Учители, будучи научены проповеди, крестили и научили православной вере в разных концах вселенной и передали правоверным признавать четырех Евангелистов: Матфее, Марка, Луку и Иоанна. Кто же присоединяет пятого евангелиста, тот да будет проклят. „Кто соблазняет одного из братии, – говорит Спаситель, – достоин мучения“, а кто всю вселенную соблазняет, как вы, какое оправдание тот найдет, чтобы избежать достойного мучения? Который из семи богоизбранных Соборов говорит, что Дух Святый исходит от Отца и Сына, или который из них постановила правилом, чтобы мы приносили опресноки и стригли волосы на бороде, как вы утверждаете? Будучи исполнен семи лукавых духов других (в противоположность семи соборам), в какого Христа ты учишь веровать, духоборец, и преподаешь не Евангельское, а антихристово учение? Но пятого Евангелиста мы не находим, кроме Магомета Сарацинского, предтечи антихриста, который раньше вашей гибельной ереси произвел плевелы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сей будет велий, и Сын Вышняго наречется: и даст Ему Господь Бог престол Давида отца Его, и воцарится в дому Иаковли во веки, и царствию Его не будет конца ( Лк.1:32–33 ). Он (то есть Иисус Христос) будет велик и наречется Сыном Всевышнего и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца 90 . О восьмом члене Символа веры Восьмой член Символа веры читается: (Верую) и в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславими, глаголавшаго пророки. Общее содержание восьмого члена . В этом члене содержится учение о третьем Лице Пресвятой Троицы – Боге Духе Святом. Дух Святой – Бог . Дух Святой называется Господом в том же смысле, как и Сын Божий, то есть, как истинный Бог. О Божестве Святого Духа свидетельствует св. Писание. Так ап. Павел, обличая Ананию, утаившего часть денег за проданное имение, сказал: Почто исполни сатана сердце твое солгати Духу Святому? Не человеком солгал еси, но Богу ( Деян.5:3–4 ). Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое солгать Духу Святому? Ты солгал не человекам, а Богу. Здесь ап. Петр называет Духа Святого Богом. Личное свойство Святого Духа . Слова Символа веры : Иже от Отца исходящаго указывают на то личное свойство Духа Святого, которым Он отличается от Бога Отца и от Бога Сына. Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица, Сын Божий предвечно рождается от Отца, Дух Святой предвечно исходит от Отца. Учение православной Церкви об исхождении Святого Духа от Бога Отца основано на ясных и точных словах Самого Иисуса Христа, Который на пути в Гефсиманский сад после Тайной вечери говорил апостолам: Егда же приидет Утешитель, егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, Иже от Отца исходит, Той свидетельствует о Мне ( Ин.15:26 ). Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне. Изложение в Символе веры учение об исхождении Святого Духа от Отца не может подлежать какому-либо изменению или дополнению 91 , во-первых, потому, что православная Церковь в этом учении повторяет точные слова Самого Иисуса Христа, а Его слова, без сомнения, представляют достаточное и совершенное выражение истины; во-вторых, потому, что второй вселенский собор, главной целью которого было утвердить истинное учение о Святом Духе, без сомнения, удовлетворительно изложил это учение в Символе веры , и Вселенская церковь признала это так решительно, что третий вселенский собор своим седьмым правилом запретил составлять новый Символ веры .

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010