5. И хорошо сказал: Пребывающего на Нем ( Ин. 1:33 ) 5 , ибо всякий раз, когда Дух желал вдохновить пророков, Он обращал к ним слово, но пребывал Он неизменно лишь на Христе. Нас не должен смущать тот факт, что Писание говорит «на Нем», потому что речь здесь идет о Сыне Человеческом, поскольку Христос принял крещение именно как Сын Человеческий. По божественному же достоинству Дух не над Христом, но во Христе – как Отец в Сыне и Сын в Отце, так и Дух Божий и Дух Христов пребывает в Отце и в Сыне, будучи Духом уст Его. А потому пребывает в Боге Тот, Кто от Бога, как об этом написано: Мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога ( 1Кор. 2:12 ). Пребывает Он и во Христе, так как принимает от Христа и находится во Христе, по слову Писания: Он от Моего возьмет ( Ин. 16:14 ); и в другом месте: Закон Духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти ( Рим. 8:2 ). Следовательно, не по божеству Христа Дух на Христе, ибо Троица не пребывает Сама на Себе, но Она на всем. Итак, Она не на Себе, но в Себе Самой. Может ли кто усомниться, что Дух Святой послал пророков и апостолов, коль скоро Сын Божий говорит: Дух Господень на Мне ( Ис. 61:1 ; Лк. 4:18 ), – и в ином месте: Я первый и Я во веки. Моя рука основала землю, и Моя десница укрепила небеса; призову их, и они предстанут вместе, и соберутся все и услышат. Кто возвестил им это? Возлюбив тебя, Я исполнил то, чего жаждал ты против Вавилона, искоренил род халдейский. Я сказал и призвал. Я привел его и благоуспешным путь его соделал. Приступите ко Мне и послушайте! Я и сначала говорил не тайно; Я был там, когда они явились; и ныне послал Меня Господь и Дух Его ( Ис. 48:12–16 ). Кто же сказал: Послал Меня Господь и Дух Его? Тот, Кто пришел от Отца спасти грешников! 6 Дух послал Его, чтобы ты, прочитав, что Сын посылает Духа 7 , не подумал, что власть Духа ущербнее. Следовательно, Сын был послан и Отцом и Духом. И Дух был послан и Отцом и Сыном. Отец послал Его, ибо написано: Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое ( Ин. 14:26 ). И Сын послал, как Он обещал: Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца Моего, Дух истины ( Ин. 15:26 ). Если и Сын и Дух посылают друг друга, как посылает Отец, это не вынужденная покорность, но единство власти.  

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Итак, когда ты видишь, что дело возвещения принадлежит и Отцу, и Сыну, и Святому Духу, то как же ты пытаешься показать разницу в словах, когда находишь, что только Сына можно назвать Ангелом? Причем найти это понятие в лице Святого Духа никому не легко. Итак, если ты поставишь вопрос об имени, то тебе нечего будет возражать Святому Духу, чтобы утверждать, что Он меньше Сына, так как Священное Писание иногда, называет Сына особым Его титулом, ангелом. Но если ты утверждаешь, что имя ангела должно быть присвоено Сыну не по Его Божеству, а по Его плоти, то не говори, что Божество Сына отлично от Божества Отца, так как ты не говоришь, что имя ангела принадлежит Его Божеству, но плоти. Если же, что более подходит, обратить внимание не на название дела, а на самое дело, то извещение о Троице оказывается обычным. Итак, обратите внимание на ту речь Господа Спасителя, которую Он имел к ученикам, когда обещал им пришествие Утешителя; и прими в нем то, ради чего ты познал Его. Действительно, перед Своим страданием Господь предсказал, что Дух Параклет придет учить учеников в то место, где Он обещал, что Утешитель будет послан Отцом в то же время, что и Сам Сын. Ибо он сказал: Ибо Дух Святой, Утешитель, которого Отец пошлет во имя Мое, научит вас всему, что Я скажу вам (Ин. 14:26). Также в той же беседе: Но когда придет Утешитель, которого Я пошлю к вам от Отца, Дух истины, исходящий от Отца, Он засвидетельствует обо Мне (Ин. 15:26); и еще: Мне еще многое нужно сказать тебе, но вы не можете понести этого сами. Но когда придет Сей Дух истины, Он научит вас всей истине (Иоан. 16:12). Здесь причастие Божества показано по самому подобию дела. Ибо Отец учит нас, говоря Господу: У пророков написано: И все будут научены Богом. Приходит ко Мне всякий, слышавший от Отца и наученный (Ис. 14:13). Учит и Сын, о Котором написано, потому что ученики Его приходили к Нему, и Он, отверзши уста Свои, учил их (Мф. 5:1, 2). Учит нас и Дух Святой, как мы учили выше из слов Самого Сына Божия. Вот почему даже блаженный Павел все дело своей проповеди приписывает учению Святаго Духа, говоря: Ибо кто знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? И Божиего никто не знал, кроме Духа Божия. Но мы приняли не дух мира сего, но Дух, который от Бога, чтобы познать то, что дано нам от Бога. И сие говорим не учеными словами человеческой мудрости, но учением Духа (1 Кор. 2, 11, 12, 13).

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

Против такого ясного учения о Божестве Иисуса Христа не составляют возражения те места св. Писания, в которых совершенства Его, по-видимому, ограничиваются (напр. Мк. 13:32 ; Ин. 14:28 ). Подобные места объясняются тем, что как Сам Иисус Христос о Себе Самом, так и Апостолы о Нем говорили не только как о Сыне Божьем, но и как о сыне человеческом; а по человеческому естеству Он конечно подлежал ограничениям, свойственным природе тварной. И так слово Божье изображает в Иисусе Христе, как Сыне Божьем, истинного Бога. Но Сын Божий, Сын по рождению, есть очевидно иное лицо, чем Отец. Таким образом, есть Бог Отец и есть Бог Сын, не в каком-нибудь иносказательном, но в собственном смысле этих слов. Есть Бог Отец, от вечности рождающий, и Бог Сын, от вечности рождаемый, два лица одного естества, но с раздельным самосознанием и с совершенно личной жизнью. б. В беседе с Апостолами перед спасительными страданиями Своими Иисус Христос говорил, между прочим, так: если любите Меня, соблюдите Мои заповеди, и Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами в век… Утешитель, Дух Святой, Которого Отец пошлет во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам… Когда придет Утешитель, которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне… Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам ( Ин. 14:15, 16, 17, 26; 15:26; 16:14 ). Здесь говорится также о лице, и о лице божественном, которое сопоставляется с Богом Отцом и Богом Сыном. Как другой Утешитель, Дух Святой, ясно отличается от Сына Божьего, но столько же ясно, что Он и равночестен Сыну Божьему. Как сын, рождаемый от Отца, единосущен Отцу, так единосущен Ему и исходящий от Него Дух, посылаемый от Отца и Сына, Дух Святой действует и нераздельно и неслиянно с Ними. Посему Он есть третье Лицо единого по существу Бога. В писаниях Апостолов Дух Святой прямо называется Богом. Так ап. Петр, обличая Ананию в том, что он допустил сатане вложить в сердце его мысль солгать Духу Святому, говорит: ты солгал не человекам, а Богу ( Деян. 5:3–4 ). Ап. Павел называет верующих храмом Божиим, потому что в них живет Дух Божий ( 1Кор. 3:16 ). Духу Святому приписываются и все совершенства лица божественного: совершенное ведение, всемогущество, безусловная свобода и святость: Он все проницает, и глубины Божии ( 1Кор. 2:10 ), разделяет духовные дарования верующим, каждому особо, как Ему угодно (12:11), возрождает, оправдывает, освящает верующих ( 1Кор. 6:11 ), и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым ( 1Кор. 12:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nazarij_Favoro...

13. Но поскольку в Божественных Писаниях многое и различно написано о духе просто, и есть опасность, чтобы иной, по неведению, не стал смешивать мест Писания, не зная, о каком духе что написано, то хорошо сказать теперь в предосторожность, каким именует Писание Святого Духа. Когда Аарон именуется Христом, также Давид, Саул и прочие называются христами, но един есть истинный Христос; так постольку и именование духа дается разным вещам, хорошо узнать, кто есть собственно именуемый Духом Святым. Многое именуется духом. Ибо и Ангел называется духом; душа наша называется духом; и великая добродетель называется духом; и нечистое деяние называется духом; и сопротивный демон называется духом. Поэтому, слыша это, по одинаковости имени, не почти одно за другое. О душе нашей говорит Писание: «Выходит дух его, и он возвращается в землю свою» ( Пс. 145:4 ). И о той же душе говорит еще: «Образовавший дух человека внутри его» ( Зах. 12:1 ). Об ангелах же сказано в псалмах: «Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий» ( Пс. 103:4 ). И о ветре сказано: «восточным ветром Ты сокрушил фарсийские корабли» ( Пс. 47:8 ); и «как колеблются от ветра деревья в лесу» ( Ис. 7:2 ); и «огонь и град, снег и туман, бурный ветер» ( Пс. 148:8 ). О добром же учении говорит Сам Господь: «Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» ( Иоан. 6:63 ), т. е. они духовны. А Дух Святый не языком изрекается, но имеет в себе жизнь, и подает силу глаголать премудро, и Сам глаголет и беседует. 14. И хочешь ли знать, о чем беседует и глаголет? Филипп, по откровению от ангела, вышел на путь, ведущий в Газу, которым шел евнух, и «Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице» ( Деян. 8:29 ). Видишь, Дух глаголет вслух Филиппу. И Иезекииль говорит так: «И нисшел на меня Дух Господень и сказал мне: скажи, так говорит Господь» ( Иез. 11:5 ). И еще: «Дух Святый сказал» апостолам, бывшим в Антиохии: «Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» ( Деян. 13:2 ). Видишь ли, что Дух имеет жизнь, отделяет, призывает со властию? И Павел сказал: «Только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня» ( Деян. 20:23 ). Ибо сей благий Освятитель Церкви, Помощник, Учитель, Дух Святый, Утешитель, о Котором Спаситель сказал: «Утешитель же Дух Святый научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин. 14:26 ); потому что неинаковы, но одни и те же учения и Христовы и Духа Святого. Он и Павлу наперед свидетельствовал о том, что будет с ним, чтобы, имея предведение, тем более благодушествовал. Это же замечено вам по причине сказанного: «глаголы, яже Аз глаголах вам, суть дух», чтобы ты разумел сказанным это не о глаголании уст, но о добром учении.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Для тех, которыми обладают и страсти, и неверие, благодать Святого Духа неприступна и незрима. Но для тех, которые достойно покаются и начинают исполнять заповеди Христовы с верой, со страхом и трепетом, она открывается и бывает зримой. И сама эта благодать производит в них суд, несомненно такой, какой предстоит, или лучше сказать, она бывает для них днем Божественного суда. Кто всегда освещается этой благодатью, тот истинно видит себя самого, что он такое есть и в каком жалком состоянии находится – видит в тонкости все дела свои, которые совершал телом или только в душе. При этом он судится и Божественным огнем, вследствие чего, напояемый водою слез, орошается по всему телу, и мало-помалу крещается весь душою и телом, этим Божественным огнем и Духом, становится весь чистым, весь непорочным, сыном света и дня, и более не сыном человека смертного. Потому такой не будет судим на будущем Суде, так как уже был судим раньше; не будет обличаем этим светом, потому что освятился им здесь прежде; и не войдет в этот огонь, который жжет вечно, потому что вошел в него здесь прежде и был судим. Он и думать не будет, что только тогда явился день Господень, потому что давно уже стал днем светлым и сияющим от общения и беседы с Богом... Преподобный Симеон Новый Богослов ( 61, 26 ). Дух Святой, Дух благой, Источник всякого блага, единый по существу с Богом Отцом и Сыном, – как Он посылается твари от Отца и Сына, если только исходит Он предвечно от Отца? Посылает Его Отец, согласно словам Христа Господа, сказанным апостолам: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему» ( Ин. 14, 26 ). Посылает Его и Сын, согласно этому обещанию: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины... Он будет свидетельствовать о Мне» ( Ин. 15, 26 ). Потому и эту молитву: «Дух Твой Благий наставит мя на землю праву» ( Пс. 142, 10 ) мы должны воссылать одинаково как к Богу Отцу, так и к Богу Сыну, чтобы от Обоих истекал на нас один источник благодати, подобно тому, как Иоанн Богослов видел в откровении его истекающим из престола Божия и от Агнца, когда говорит так: «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» ( Апок. 22, 1 ). Именуется же Дух Святой Духом благим не только потому, что Он по естеству Своему благ, как Бог, согласно написанному: «Никто не благ, как только один Бог» ( Мф. 19, 17 ), но еще и потому, что Его Божественной ипостаси в особенности присваивается благость, как Отчей – всемогущество, а Сыновней – мудрость, ибо Он есть причина всей благости, источник любви, и от Него происходят всякие дарования. От Него все дары, сияющие в Церкви, и в пророках, и в мучениках. Он есть Дух премудрости в Соломоне, Дух ведения в Веселеиле, Дух совета в Моисее и в семидесяти судиях, Дух крепости в Иисусе Навине, Гедеоне и Самсоне, Дух благочестия в Товии, Дух разума в Данииле, Дух страха Божия в праведном и богобоязненном Симеоне – все дары благодати происходят от Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

(Ин 16:6). Теперь они вполне ощутили ту же печаль, только многократно умноженную. Непонятными только оставались слова: Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам (Ин 16:7). Христос совершил «Свое дело», о котором говорил в молитве Отцу: Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить (Ин 17:4). Но это еще не был конец Божиих дел. В историю уже искупленного Сыном мира еще надлежало вступить полноправно и ипостасно Третьей Божественной ипостаси – Духу. Дух ничего не начинал сначала, но должен был продолжить дело Христово. Он должен был напомнить ученикам все слова Спасителя, наставить их на всякую истину (Ин 16:13). Обладая вместе с Сыном и Отцом общим для всех Трех богатством Божества, Дух должен будет действовать не во имя Свое, но во имя воскресшего из мертвых Христа, как и Христос действовал не в Свое имя, но во имя Пославшего Его Отца. Так Божественным Лицам свойственно славить не Себя, но Другого. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам (Ин 16:14). Да и что успели ученики Христовы во главе с Ним во время земной жизни Христа? Много чудес, обилие знамений, толпы народа. Все это было. Но была ли вера? И возможна ли была всемирная проповедь покаяния, не уйди Христос и не пошли вместо Себя Иного? Именно приход Утешителя рождает Церковь и делает возможным глубокую перемену человеческой жизни. Дух Святой делает возможным само познание Христа, поскольку никто не может назвать Иисуса Господом, если не даст этого человеку Утешитель. По мере удаления от времен Голгофы и Воскресения Церкви предстоит все глубже и глубже осознавать справедливость ранее сказанных слов: Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам. Ему предстоит отныне быть в Церкви не безликой силой или энергией, но живой и действующей Личностью. Настолько живой, что собранные на первый апостольский собор братья называли Духа первым в своих решениях, прежде всех людей: Угодно Святому Духу и нам… (Деян 15:28). Дух повелевает: Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их (Деян 13:2). Посылая апостолов в одну страну, Он же и запрещает им идти в другую, как не допустил их проповедовать в Асии (Деян 16:6). Он, одним словом, живет в Церкви так же лично, как и Христос во время оно посреди учеников. Только Дух, являя могущество, не являет Своего Лица, чем подчеркивает Свою единосущность с кротким и смиренным воплотившимся Сыном Божиим. Тот явил Себя, но явил во смирении и унижении. Тот уничижил Себя Самого, приняв образ раба (Фил 2:7). А Дух скрывает Лицо Свое, сообщая верующим силу, мудрость, разумную кротость и прочие добродетели, которыми обладает.

http://foma.ru/dux-svyatoj-i-delo-xristo...

Великий праздник Пятидесятницы напоминает нам о природе Церкви. Иногда люди внешние называют Церковь «общественной организацией». С таким же успехом человека можно назвать «белковым телом». С какой-то стороны, это так, но это упускает из вида самое важное. Жизнь. Церковь есть организм, тело, пронизанное сверхъестественной жизнью. Она таинственно созидается Святым Духом. Сошествие Святого Духа (Евангелие Рабулы, VI век)      Кто такой Святой Дух ? Прежде всего, отметим, что Святой Дух – это именно «Кто», Личность, а не безликая сила, как думали некоторые древние и современные еретики . В Писании, и особенно в Книге Деяний апостольских, мы видим, как Святой Дух дает повеления от Своего Имени, например: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян. 13: 2). Святого Духа можно огорчить (см.: Еф. 4: 30); Святой Дух имеет мысли (см.: Рим. 8: 27); Святому Духу возможно солгать, причем солгать Ему – значит, солгать Богу (см.: Деян. 5: 3). Итак, Святой Дух – Личность, и более того – Бог. О нем говорит Господь Иисус: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Ин. 14: 16–17). Мы видим здесь все Три Лица Троицы – Отца, Сына и Духа, действующих ради нашего спасения. Остановимся на деяниях Святого Духа. Что Он совершает ради нас? Он свидетельствует об истине. Как говорит Господь: «Утешитель же, Дух Святой , Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам… Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 14: 26; 15: 26). Святой Дух дает нам внутреннюю уверенность в истине Евангелия. Когда христианин слышит (или читает) слово Божие, Святой Дух касается его сердца и свидетельствует: «это истина – и это истина по отношению к тебе лично». Как говорит апостол: «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» (Рим. 8: 16). Святой Дух успокаивает и утешает наше испуганное и недоверчивое сердце, побуждая нас довериться слову Божию.

http://pravoslavie.ru/71312.html

И еще такое свидетельство оставил Господь наш Иисус Христос о Духе Святом: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин. 14, 26 ). И еще такое: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» ( Ин. 15, 26 ). И: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину... Он прославит Меня» ( Ин. 16, 13, 14 ). Из обетования узнали люди о Духе Святом. Дух Святый являлся людям, и они уверовали в Него. Дух Святый непрестанно присутствует среди Своих праведных, и они полюбили Его. Как свет рождается от солнца и как тепло от солнца исходит? Разве это ведомо вам? Как в сердце рождаются помыслы и сила исходит? Разве вы понимаете? Как же тогда можете знать вечную тайну Отца нерожденного и тайну рождения Сына и исхождения Духа? Ни одну из тайн не могли постичь сыны человеческие, пока Всевышний не открыл им. Не больше и не меньше, а столько лишь, сколько Им было явлено. Явлено нам, что Дух Святый не творение Божие, но Бог . Он Господь Животворящий, Который присутствием Своим творит жизнь, дает силу, вливает мудрость, производит радость. От вечного Отца Он вечно исходит. Единосущен Он Отцу, единосущен и Сыну – единосущный, единосильный, Ему «спокланяемый и сславимый». Отличается лишь ипостасно, особая ипостась отличает Его от Отца и Сына. Но и Ему подобает то же поклонение и слава. Святым Духом пророки глаголали. В обычных рыбарей влил Он мудрость небесную. Слабым людям – и мужам, и женам, за Христа страдавшим,– дал Он непобедимую силу, силу, что сильнее смерти. Дух Святый, Животворящий, Иже от Отца исходящий, Бог истинный от Бога истинного. Он являлся и действовал, Он является и действует. Те, кому Он является и в ком действует, знают Его. Не знают сущности Его, но знают по явлениям и действию. Вера в Святаго Духа Божия зиждется не на догадках, не на построениях разума, а на явленной, опытно пережитой и засвидетельствованной реальности. Всякий, кто желает стать свидетелем этой реальности, должен, прежде чем испытывать небесные тайны, очистить сердце от греха и освятить его молитвой. И явится ему Дух Святый, Дух истины и жизни, Дух мудрости и радости, Дух свободы и усыновления. И Святый Дух засвидетельствует его духу истинность всего откровения Христова о Боге, о душе, о пути спасения, о вечном Царствии Божием, так, как Он свидетельствовал духу апостолов и святых отцов, составивших «Верую».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В дальнейшем, однако, настраивали народ против учивших там апостолов пришедшие туда из Иконии и Антиохии иудеи, и они именно убедили народ отстать от них и возбудили народ против них (19–20). 300 Здесь следовало бы вспомнить и о мессианских прозрениях в Сивиллинах и у Вергилия, если бы можно было признать достаточную аутентичность первых и конкретность вторых. 305 Справедливо замечает Swete: In the personal life of the Lord as it is revealed in His Ministry, the Holy Spirit is seen to inspire every movements of thought and will (Sweete, 1, c. 59) 306 Позволительно здесь в качестве аналогии привести пример преп. Серафима, который, всегда будучи духоносец, явил Мотовилову как бы свое преображение в Духе Св., показал ему Его ощутительно. 309 В этом смысле данное место совершенно подобно синоптической криптограмме о Духе Св. Мф. 18, 20 : «где двое или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди их». Здесь посреди ν μσ, без сомнения, указует на Св. Духа, Который есть соединяющая сила Церкви. 311 Что означает это κατ θεν? Обычный перевод, и истолкование. передает это как «по воле Божией»; следов., по воле Бога – Отца. В таком случае общая мысль, здесь выраженная, состоит в том. что Дух Св., как открывающая ипостась, исполняет волю Отца в Своих предстательствах. Но эта же мысль может быть выражена и непосредственно: сам Дух Св. «как Бог», «соответственно Своему Божеству». 312 В прощальной беседе мы имеем два ряда текстов относительно ниспослания Духа Св. С одной стороны: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя» ( Ин. 14,16 ); «Утешитель же, Дух Святый, которого пошлет Отец во Имя Мое» (26). С другой же стороны: «если пойду, то пошлю Его (Утешителя) к вам» ( Ин. 16, 7 ); «когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит» (15, 26). Оба они соединяются в той мысли, что Дух Св. посылается Сыном или во Имя Его, но Сын при этом творит волю Отца, который «дает» или «посылает» Духа Св. от Сына. 314 Знаменательно то, что в Деян. 1, 2 и о воскресшем Христе, даже о дне Вознесения, говорится: «до того дня, в который Он вознесся, дав Духом Святым попечение апостолам, которых Он избрал».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Дух Св. есть как бы прозрачная среда, в которой и через которую зрится Логос. Это и соответствует ипостасному характеру Св. Духа, как ипостасной любви, ибо любовь имеет себя в другом, существует только в самоотожествлении с другим, в себе и для себя как бы не существует, и, однако, в этом несуществовании обнаруживается вся сила ее существования, поскольку ею существует другой, совершается жизнь в другом. Ипостасная жизнь Св. Духа поэтому состоит в том, чтобы был явлен Христос, сила Христова, жизнь Христова. Это силою Св. Духа мог сказать о себе апостол: «уже живу не я, но живет во мне Христос». Это диадическое отожествление откровения Христа во Духе Св. или же Св. Духа во Христе свидетельствуется самим Христом в прощальной беседе, где говорится: «Утешитель же Дух Св., Которого Отец посылает во Имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин. 14, 26 ). «Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух Истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (15, 26). И особенно, конечно, в обобщающем тексте: «когда же приидет Он, Дух Истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое, потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам» (16, 13–14). Этот текст, бывший предметом стольких пререканий в филиоквистическом вопросе (к которому он вовсе не относится), раскрывает основное соотношение между Отцом, как открывающейся ипостасью, и Сыном, вместе с Духом, как открывающими, причем откровение это идет через Слово в Духе. Соответственно этому предмет проповеди Петра в день Пятидесятницы есть не о Духе Самом, но всецело и исключительно о Христе, Который, «быв вознесен десницею Божией и приняв от Отца обетование Св. Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите» ( Деян. 2, 33 ), причем крещающимся «во Имя Иисуса» дается обетование дара Духа Св. (38). И сами апостолы рассматривают себя как свидетелей о Христе силою Св. Духа: «свидетели Ему в сем мы и Дух Св., Которого Бог дал повинующимся Ему» ( Деян. 5, 32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010