О том, что одна и та же власть Отца и Сына и Святого Духа     «Иди в Дамаск, и там тебе сказано будет всё» (Деян. 22:10), «ибо он есть Мой избранный сосуд» (Деян. 9:15), сказал с небеси Господь Павлу, когда поставлял его проповедником Евангелия вселенной. Анания же входящему в Дамаск Павлу сказал: «брат Савл! прозри ...Бог отцов наших предызбрал тебя»; и чтобы не почли сего сказанным о Христе, присовокупил: «чтобы ты познал волю Его увидел, Праведника Его» — Иисуса (Деян. 22:14). Да и сам Павел, придавая писанию о своем звании и предызбрании, сказал: «Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол»; а потом наименовал и другое нечто, кроме звания: « «избранный» (греч.— отделенный) к благовестию Божию» (Рим. 1:1). А что отделил его Дух, узнаем сие из книги Деяний апостольских, ибо сказано: постящимся и молящимся апостолам «Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян. 13:2). Если же кого Бог отцов предызбрал, и Сын призвал, того избирает Господь, и того же отделяет Дух по полномочию Своего естества, то почему же есть инаковость сущности в Троице, в Которой обретается тождество действования?    «Моя словеса рекошася от Бога», говорит Соломон. А Павел производит свои от Христа, ибо сказал: «Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне?» (2 Кор. 13:3). Но тем не менее и Дух глаголет в апостолах, ибо сказано, что апостолы глаголали, «как Дух давал им провещеват» (Деян. 2:4). И еще Спаситель сказал им: «не вы будуте говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф. 10:20). Но и в пророках глаголет Дух, ибо Моисей сказал: «о, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них!» (Чис. 11:29). Да и новый Нового Завета пророк, Агав, взывал, говоря: «так говорит Дух Святый» (Деян. 21:11), тогда как пророки Ветхого Завета обыкновенно вопияли: «тако глаголет Господь Бог». И Павел, совокупляя воедино сие изреченное от Отца и Сына и Святого Духа, сказал: «Все Писание богодухновенно» (2 Тим. 3:16). А если в апостолах и пророках глаголет Дух: «всяко же писание богодухновенно», то спросите нечестивых: почему же Дух Святый не Бог, когда Писание Его богодухновенно?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4079...

От Христа приняли мы веру в Духа Святаго, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго . Духов тьмы, злых и лживых, разделенных в себе и бессильных, – множество, а Дух Святый – один. Люди и народы, верившие во множество богов, на самом деле верили в этих злых и лживых духов. А в одного Духа Святаго могут верить только истинные приверженцы единобожия, верующие во единаго Бога . Дух Святый зовется Животворящим, ибо Он жизнь дает, жизнь возрождает, укрепляет и воскрешает. Когда Господь Бог создавал мир, Дух Божий носился над водою ( Быт. 1:2 ). Когда же создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни… стал человек душею живою ( Быт. 2:7 ). Апостол Христов написал христианам: Дух Божий живет в вас ( Рим. 8:9 ). Но не путайте дух человеческий с Духом Божиим. И апостол подчеркивает это различие, когда говорит: Сей самый Дух (Божий) свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии ( Рим. 8:16 ). Вот радость ваша, духоносцы. Чего бы стоило свидетельство человеческое, что вы – дети Божии, если бы вам сам Дух Божий этого не засвидетельствовал? А Дух Божий даруется каждому, кто просит его у Бога. Нужно просить и нужно очищать дом души своей для приема самого дорогого гостя. Господь Бог наш, Победитель смерти, говорит так: если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него ( Лк. 11:13 ). Это величайший из даров, которые Бог дает людям, ибо, давая Духа Святаго, Он дает Самого Себя. Есть ли дар больший этого? Есть ли любовь более великая? Как Дух Божий являлся верующим? Во-первых, как тепло в сердце, и это случается при усердной молитве, но иногда как тепло во всем теле. Пророк Иеремия свидетельствует об этом ясно и истинно, ибо опирается на собственный опыт. Много издевательств и напастей претерпел Иеремия, вплоть до того, что его били и сажали в колоду. Тогда он решил не говорить ничего людям, не пророчествовать больше. Однако, как описывает он сам, было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог ( Иер. 20:9 ). Непобедим Дух Божий Святый, вселившийся в чистое сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Затем появятся лжепророки; между народами усилятся несогласия и войны; будут глады, моры (болезни) и землетрясения по местам. Наконец, когда зло достигнет своего высшего проявления на земле, явится Антихрист.    Антихрист — противник Христа — который явится перед кончиной мира и будет стараться всеми способами истребить веру Христову на земле. Но, с пришествием Христа, владычество Антихриста окончится ужасною гибелью, как его самого, так и его последователей и самого диавола.    После этого наступит вечное Царство Христово. О восьмом члене Символа Веры 8. (Верую) И в Духа Святаго, Господа животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.   В восьмом члене Символа Веры говорится о третьем Лице Святой Троицы — о Духе Святом.    Дух Святый есть такой же истинный Бог, как и Отец и Сын. Это мы исповедуем называя Его Господом.    Дух Святый также называется Животворящим, потому что Он вместе с Богом Отцом и Богом Сыном дает всему жизнь, особенно духовную людям; следовательно, Он есть такой же Творец мира, наравне с Отцом и Сыном. Сказано, при творении мира: «Дух Божий носился над водою» (Быт.1:2). Сам Иисус Христос сказал о благодатном возрождении Духом: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5).    Так как Дух Святый есть истинный Бог — третье Лицо Единосущной Троицы, — то Ему мы должны воздавать поклонение и прославление одинаковое и равное с Отцом и Сыном.    Слова «Иже от Отца исходящаго» (т. е., Который от Отца исходит) указывают на личное свойство Духа Святого, которым Он отличается от Бога Отца и от Сына, рождающегося от Отца. Свойство это состоит в том, что Дух Святый всегда исходит от Отца. Об этом сказал Сам Господь Иисус Христос Своим ученикам: «когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне». (Ин.15:26).    Слова «глаголавшаго пророки» означают «говорившего через пророков». Пророки предсказывали будущее и писали священные книги по внушению Духа Святого, потому писания их называются богодухновенными.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

И подобно тому, как те не имели нужды во вторичном призвании, но оставивши сети и все прочее, тотчас последовали за Ним, – точно так же и этот от первого призвания взошел на самый верх совершенства, и тотчас приняв крещение и вступив в непримиримую борьбу с иудеями, тем самым много превзошел еще и апостолов: «я более всех их, – говорит он, – потрудился» ( «паче... их потрудихся») ( 1Кор.15:10 ). Но в настоящем случае он не касается этого, а лишь довольствуется указанием на свое равенство (с другими апостолами). Ведь для него здесь важно было не то, чтобы показать свое превосходство пред ними, но уничтожить причину соблазна. Итак, слова «не человеками» ( «ни от человек») относились ко всем (проповедникам), так как проповедь евангельская имеет начало и основание свое свыше; слова же «не через человека» ( «ни человеком») относились исключительно к апостолам, так как Христос призвал их не чрез людей, но непосредственно сам. Но почему он не упомянул о призвании и не сказал: «Павел, званный не человеками», но упоминает об апостольстве? Потому, что в этом заключалось все дело. Ведь (обольстители) говорили, что право учения передано ему от людей – апостолов, и потому он должен следовать им. Но что это право получено им не от людей – это засвидетельствовал Лука, сказавши: «Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Павла и Варнаву " ( «служащим же им Господеви и постящимся, рече Дух святый: отделите Ми Варнаву и Савла») ( Деян.13:2 ). Отсюда ясно, что власть Сына и Духа Святого – одна и та же. В самом деле, будучи послан Духом Святым, (апостол) говорит, однако, что он послан Христом. Это показывает он и в другом месте, приписывая Духу (Святому) то, что приличествует Богу. Так, в беседе милетскими пресвитерами он говорит: «внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас пастырями и блюстителями» ( «внимайте... себе и... стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы, пасти церковь ») ( Деян.20:28 ), хотя в одном из других посланий говорит: «иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками,...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

И при объяснении других книг Писания Ориген нередко становится, так сказать, в тупик пред буквальным смыслом того или другого места. Например, в третьей беседе на 36-й псалом он не признает буквального смысла в стихе 17: мышцы нечестивых сокрушатся. «Каким образом, спрашивает он, это может быть состоятельно по букве, хотя иной по неопытности и постарается дать силу (этой букве)? Многое в Писании так представлено, что может подействовать на человека крайне грубого и закоснелого, и вместе с тем давать побуждение к тому, чтобы, оставивши букву восходить к духовному разумению: так и теперь делают мышцы грешника, которым угрожает сокрушение... Итак, что же? Ужели мы будем думать, что будут сокрушены телесные мышцы грешника? Но мы видим, что не так легко этому случиться» 133 . Или выражение в книге пророка Исаии ( Ис.7:15 ): он будет питаться молоком и медом – заставляет Оригена вспомнить повеление: исследуйте Писания ( Ин.5:39 ) и вызывает в нем следующие размышления: «часто в Писании именем пищи телесной называется пища духовная. Как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко ( 1Пет.2:2 ). Итак, есть без сомнения словесное молоко, и такого молока нам нужно искать. Опять в Притчах о меде написано: нашел ты мед? ешь, сколько тебе потребно, чтобы не пресытиться им и не изблевать его ( Притч.25:16 ). Ужели Дух Святый заботился об обыкновенном меде, чтобы мы не слишком много его ели? Дух Святый очевидно говорит о меде духовном... Пчелы – пророки, они делают воск и изготовляют мед, а соты – их Писания, которые они оставили. И ты иди к Писанию и ищи меда. Ешь мед. И опять в Притчах говорится: ешь, сын мой, мед, потому что он приятен, и сот, который сладок для гортани твоей ( Притч.24:13 ). Думаешь ли, что здесь говорит Дух Святый: ешь мед, обыкновенно употребляемый, ибо он сладок? Я не смею говорить, чтобы Дух Святый повелевал мне о меде телесном: ешь мед. Вот я не имею его, или я такой природы, что не могу есть меда, каким же образом Он говорит мне: ешь мед и не ешь мяса, но ешь, сын мой, мед; потому что он сладок.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevnic...

«И хотите навести на нас кровь Того Человека». И теперь думают еще, что Христос был простой человек. Говорят же так, желая показать этим, что запрещение было необходимо для них и что они распорядились так, щадя свою жизнь, а скорее говорили это для того, чтобы раздражить против них толпу. «Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам». Без жестокости отвечают апостолы как потому, что они были учителями, так и потому, что не гневались на иудеев, но сожалели о них и хотели освободить их от обольщения и гордости. «Свидетели Ему в сем мы и Дух Святый». О воскресении более не было уже речи. А что дарует Господь отпущение, тому свидетели «и мы и Дух Святый», Который никак не сошел бы, если бы прежде не были отпущены грехи. И смотри, как к упоминанию о злодеянии апостолы присовокупляют слово об отпущении грехов, показывая, что поступки их заслуживали смерти, а то, что они получили, получали как от благодетеля. Что же касается выражения: «Его возвысил Бог… в Начальника и Спасителя», так они употребили его, приписывая все Отцу, чтобы не подумали, что Сын чужд Отца. Но почему о том, что апостолы вышли из темницы, узнали первосвященники и прочие не тотчас? Это для того, чтобы, оставаясь некоторое время в недоумении, они легче могли понять и уразуметь, что это было действием силы Божественной. «И Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему». Не сказали: «Дух Святый, Которого Бог дал нам», но – «Которого Бог дал повинующимся Ему», вместе и показывая смирение, и открывая великие истины, а кроме того, и объявляя, что и сами иудеи могли получить Духа, потому что для того именно и допускал Бог то, что апостолы были водимы в судилище, чтобы и иудеи поучались и сами апостолы приобретали более дерзновения, и все вообще получали назидание. Деян.5:33–36 .  Слышав это, они разрывались от гнева и умышляли умертвить их. Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывести Апостолов на короткое время, а им сказал: мужи Израильские! подумайте сами с собою о людях сих, что вам с ними делать. Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Настройки Цвет фона: Размер шрифта: A A A Проекты «Правмира» Православная электронная библиотека Каждый день - новая книга для скачивания бесплатно! По книге: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ю я По автору: а б в г д е ж з и к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ ю я Рубрикатор Новости 05.04 В Орске прорвало дамбу, идет эвакуация жителей 05.04 «Преступление на Казани» и 30 любовниц Пушкина. Смешные ошибки в сочинениях на ЕГЭ 05.04 «Просто невнимательный»: откуда берутся обидные ошибки. Нейрофизиолог Вера Толченникова 05.04 «Не будешь есть первое — язву заработаешь». 5 мифов о супах Все новости Статистика 3745 Всего книг 85605196 Всего чтений Библиотека на мобильном AppStore (IOS: Iphone, Ipad) ( QR-koд в отдельном окне ) Play Google (Android) ( QR-koд в отдельном окне ) Богословие » Патрология и Патристика святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский Почему в Пятидесятницу сошел Дух Святый.Дух Св. сошел на молящихся. – Об ап. Петре. – Сравнение апостолов с философами. Том 9, книга 1, беседа 4 " При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились " . Читать онлайн Скачать: EPUB FB2 MOBIPOCKET HTML Код вставки на сайт Закрыть Код вставки на сайт: Православная электронная библиотека (fb2, epub, mobi) Почему в Пятидесятницу сошел Дух Святый.Дух Св. сошел на молящихся. – Об ап. Петре. – Сравнение апостолов с философами. Том 9, книга 1, беседа 4 святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский " При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились " . © Онлайн библиотека сайта Православие и мир , 2011–2024 Безопасное чтение О библиотеке Контакты Код для сайта В Православной электронной библиотеке использованы материалы " Издательства сестричества им. свт. Игнатия Ставропольского " ; онлайн-библиотек pagez.ru , lib.eparhia-saratov.ru , wco.ru , sedmitza.ru , pravbeseda.ru , orthlib.ru и других открытых ресурсов. Поделиться ссылкой на выделенное Прямая ссылка: Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку» Создание сайта: Hamburg Church Studio и itmedia.by

http://lib.pravmir.ru/library/book/1660

Но почему он не упомянул о призвании и не сказал: «Павел, званный не человеками», но упоминает об апостольстве? Потому, что в этом заключалось все дело. Ведь (обольстители) говорили, что право учения передано ему от людей — апостолов, и потому он должен следовать им. Но что это право получено им не от людей — это засвидетельствовал Лука, сказавши: « Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Павла и Варнаву» ( служащим же им и постящимся Господеви, рече Дух Святый: отделите Ми Варнаву и Савла ) (Деян. 13:2). Отсюда ясно, что власть Сына и Духа Святого — одна и та же. В самом деле, будучи послан Духом Святым, (апостол) говорит, однако, что он послан Христом. Это показывает он и в другом месте, приписывая Духу (Святому) то, что приличествует Богу. Так, в беседе с милетскими пресвитерами он говорит: « внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас пастырями и блюстителями» ( внимайте себе и стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы пасти Церковь ) (Деян. 20:28), хотя в одном из других посланий говорит: « иных Бог поставил в Церкви, во–первых, Апостолами, во–вторых, пророками, далее — пастырями и учителями» ( овых убо положи Бог в Церкви первее апостолов, второе пророков, третие учителей ) (1 Кор. 12:28). Таким образом, он безразлично пользуется словами, усваивая Духу то, что принадлежит Богу, и наоборот — свойственное Духу приписывая Богу. Но он и другим еще образом заграждает уста еретиков, когда говорит: « Иисусом Христом и Богом Отцем ». Так как говорят, что подобное выражение употреблено по отношению к Сыну, как имеющее меньшую важность, то посмотри, что он делает: он поставляет его перед названием Отца, научая нас этим не полагать законов для непостижимого естества и не определять меры божественности между Сыном и Отцом, так как сказав: « Иисусом Христом », он присоединил: « и Богом Отцем ». Ведь если бы он, упомянув отдельно только об Отце, употребил это выражение — «чрез Которого», то, может быть, они прибегли бы и к уловке, сказав, что выражение «чрез Которого» приличествует Отцу, так как действия Сына относятся к Нему; теперь же, упомянув вместе о Сыне и об Отце и употребив по отношению к Ним одинаковое выражение, он совершенно уже не оставляет места для подобного измышления, так как он делает это не для того, чтобы приписать принадлежащее Сыну — Отцу, но с целью показать, что это выражение не допускает никакого различия в Их существе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

И вот, Один Человек своей человеческой и личной жизнью имел Саму Божественную Жизнь, Самого Святого Духа, и имел не как дар, не извне, а как Сын Божий, Которому Отец дал иметь Жизнь в Себе. “Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что [Дух Святой] от Моего возьмет и возвестит вам” (Ин 16:15). И Он открыл нам, что Он для того пришел и стал человеком, чтобы дать Святого Духа нам и в Нем каждого из нас уже по-новому соединить с Богом, действительно усыновить нас Отцу. Если Сыну Божиему Отец дал иметь Духа в Себе, то став Сыном Человеческим, Он Святого Духа сделал своим человеку — и всякому, кто поверил во Христа, кто в своей человеческой свободе принял Его, Он обещал “Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет” (Ин 14:17). 9 Итак “весь человек” преображается, обновляется, освящается водой и Духом. Как при творении первого человека Бог сначала сотворил ему мир, чтобы он в нем жил, им питался и его “одухотворял”, так и теперь Дух Святый сходит сначала на воду для омовения, очищения, восстановления “старой жизни”, рожденной от плоти. Человек Иисус крестился в воде и Его Дух был в ней и на ней. Теперь Спаситель мира нам дает эту воду, которую Он освятил Духом, ее очищает для нас, ею подает нам новое рождение. “Когда Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!” (Лк 3:21–22). Святый Дух освящает воду, потому что ее уже Своим духоносным Телом освятил Сын Божий, Святой Дух сходит на человека, потому что Он уже сошел на Человека Иисуса и самому миру явил Его, как Сына Божиего. И вот почему Дух через воду соединяет нас со Христом. Им жил, Его, как Свой, имел Богочеловек. И когда Дух сходит на нас, Он подает нам то, чем жил Христос, Саму Жизнь Христа; еще в одном человеке воцаряется она, и я вступаю в нее. Все, что дает Дух — Христово, все что имел Христос, подается нам в даре Духа.

http://pravmir.ru/o-tserkvi/

По содержанию же и по силе «победы» добра над злом в Лице Богочеловека имеет пребыть совершившимся и «приведение в победу суда» добра над злом о имени Христовом и в Его Христовой Церкви: самое же совершение сие в Церкви Христовой и вместе вменение в Ней Христа верующим имеет исполнить Дух Божий, Которого Христос «послет» в мир, и Который, предвечно исходящий от «Отца, будет действовать в мире уже как «Дух Христов» (Сн. Ин.15:26; 7:39; 14:26; 16:13 ; Рим.8:9 ; Гал.4:6 ; Флп.1:19 ). «Он пришед, – говорит Иисус Христос своим ученикам, – обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня, о правде, что Я иду к Отцу Моему; о суде же, что князь мира сего осужден. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам»; как «Утешитель и Дух истина, Он наставит вас на всякую истину» ( Ин.16:7 ...14). Следовательно, как «Дух Христов», т. е. как имеющий действовать в мире благодатно, в силу искупления и спасения рода человеческого Иисусом Христом, Дух Святый, в деле личного усвоения Христа человекам, имеет воздействовать в мире «наставительно и обличительно»; в смысле «наставительном» – Дух Святой «наставит» верующих во Христа на всякую истину; в смысле «обличительном» Дух Святой «обличит мир о грехе, о правде и о суде». Это разделение в слове Иисуса Христа «мира» и Его «учеников», и отнесение к «миру» «обличения» от Духа Святого, а к Его ученикам «наставление» от Духа Святого дает нам руководственное указание на самое существо, так сказать, действия «благодати Христовой» в роде человеческом: для «верующих во Христа и пребывающих членами «Его тела», т. е. Его Церкви, Дух Святый имеет явить себя «наставительно» о Христе; для неверующих, т. е. для всего мира, или для всех сынов человеческих, непринадлежащих к Церкви Христовой, Дух Святый имеет явить Себя «обличительно» в том, в чем сии «все сыны человеческие» должны быть осведомлены о Лице и о «деле» Спасителя мира. В первом случае «наставление на всякую истину» (δηγσει ν τ ληθε πσ), по своему содержанию, предполагает усвоение этой «всякой истины», т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010