Притом святая проповедь апостольская не потворствовала и не ласкательствовала нашему плотскому и душевному человеку, а напротив, вызывала его на борьбу с самим собой, предписывала ему самоотвержение и распятие плоти со страстьми и похотьми, разоблачала перед глазами каждого верующего бедность и крайнюю нищету нашей падшей природы и потому внушала всякому иметь кротость и смирение. Кто бы подумал, что такие проповедники и такая проповедь могут иметь успех, могут быть приняты необузданным, погруженным в чувственность и лежащим во зле миром языческим? Между тем оно принято, и принято всюду, где только слышимо было могущественное вещание глаголов апостольских. Так могущественно действовал в душах апостолов и всех верующих христиан первенствующих веков Дух Святый, озарявший их Своим божественным светом! «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, – для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богам» ( 1Кор.1:27–29 ). 2) «Дух Святый, свет и живый источник умный: Дух разума: благий, правый, умный, обладаяй, очищаяй прегрешения: Бог и боготворяй, огнь от огня происходяй: глаголяй, деяй, разделяяй дарования: Им же пророцы вси, и божественнии апостолы с мученики венчашася» 86 . «Вся подает Дух Святый, точит пророчествия, священники совершает, не книжныя мудрости научи рыбари богословцы показа, весь собирает собор церковный» 87 . «Святым Духам всяка душа живится и чистотою возвышается: светлеется тройческим единством священнотайне» 88 . Не одних апостолов Дух Святый просветил божественным светом и не для одного апостольского служения приготовил и воодушевил их; Он как Всеблагий источник благостыни, как Божественный наставник, священнотайне научает весь мир христианский, т. е. всякую душу, верующую в Иисуса Христа, на всякую истину и на всякое дело благое. Как некогда, в первые дни мира, Дух Божий ношашеся верху бездны над миром хаотическим, и Своим непостижимым действием сообщал ему образовательную и живоносную силу, по которой в известный день мироздания являлись известные части мира, так в мире нравственном – христианском – Он, Всесвятый, восстановляет нашу падшую природу, возрождает ее и на трупе нашего ветхого человека, истлевшего в страстях, созидает человека нового, «созданного по Богу, в праведности и святости истины» ( Еф.4:24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Также и об Иоанне написано: быть человек послан от Бога; имя ему Иоанн: сей прииде, да свидетельствует о свете, да вси веру имут ему ( Ин. 1:6–7 ). И нет вины в том именно, если многие не захотели веровать, но воля грядущего [или призывающего] была такова, чтобы все веровали и спасались. Если же кто огорчит и оскорбит Духа Святаго или [Духа] Его Святаго, то есть Христова, тот огорчает Бога: Дух Святый одного и того же естества с Отцем и Сыном. Поэтому апостол заповедует: не оскорбляйте Духа Святаго, имже знаменастеся ( Еф. 4:30 ). Этот Дух Святый удаляется от тела, порабощенного грехам, и в развращенную душу не входит премудрость ( Прем. 1 ). Поэтому и Давид, в сознании грехов, чтобы не утратить Духа Святаго, молит говоря: и Духа Твоего Святаго не отними от Мене ( Пс. 50:13 ). А чтобы мы знали, что всякий, огорчающий Духа Святого, оскорбляет Бога и из друга делается врагом и неприятелем, то апостол Петр яснее говорит в Деяниях Апостолов: „почему вы согласились солгать Духу Святому? Не человекам солгали вы, а Богу“ ( Деян. 5 ). Это тот Дух Святой, о котором Господь говорил в Евангелии: аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите, и Аз умолю Отца, и иного утешителя даст вам, да пребудет с вами в век, Дух истины ( Ин. 14:15–16 ). О Нем в Премудрости, которая пишется от имени Соломона, мы находим следующее: Святый бо Дух наказания отбежит льстива и отъимется от помышлений неразумных ( Прем. 1:5 ). Ст. 11–14. И вспомнил дни века, Моисея, народ Свой: где тот, который вывел их из моря с пастырями овец Своих? Где тот, который вселил среди него Духа Святаго Своего? Который вывел на право Моисея мышцею величия Своего, который разделил пред ними воды, чтобы сделать Себе вечное имя, который провел (вульг. вывел ) их чрез бездны, как коня по степи не спотыкающагося, как животное, сходящее в равнину, [и] Дух Святый был водителем его: так Ты привел народ Свой, чтобы сделать Себе славное имя. LXX: И вспомнил дни древние Тот, который вывел из земли пастыря овец. Где Тот, который вложил в них Духа Святаго, который вывел десницею Моисея, мышцу славы Своей? Так вывел Он народ Свой чрез великую воду пред лицем его, чтобы сделать Себе вечное имя.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

А чтобы ученики не говорили: как мы, когда нас так мало и мы так ничтожны, в состоянии будем жить среди такого множества людей нече­стивых и дышащих убийством? – смотри, как Он избавляет их от этого страха словами: " но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня " (ст. 4). Когда же, скажешь, они слышали? Тогда, когда Он говорил: " лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам " (Ин.16:7). И опять: " Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек " (Ин.14:16). 5. Но почему (Дух Святый) пришел не тогда, как Хри­стос был еще (на земле), и не тотчас после Его отшествия, но, между тем, как Христос вознесся в сороковой день, Дух Святый пришел, " при наступлении дня Пятидесятницы " (Деян. 2:1)? И каким образом, когда Духа еще не было, Христос говорил: " примите Духа Святаго " (Ин.20:22)? Это для того, чтобы приготовить учеников и сделать их способными к Его при­нятию. Ведь если Даниил пришел в изнеможение от того, что должен был увидеть ангела (Дан.8:17), то тем больше (изнемогли бы) они, имевшие принять столь великую благодать. Или в таком смысле нужно понимать эти слова, или же так, что Христос сказал о будущем, как уже о совершившемся, подобно тому, как говорил: наступайте " на змей и скорпионов и на всю силу вражью " (Лк.10:19). Но почему же Дух Святый не тотчас тогда пришел? Апостолы должны были воспламениться желанием этого события, и тогда уже получить благодать. По­этому Дух Святый пришел тогда, когда Христос отошел. А если бы Он пришел в то время, когда (Христос) был еще (на земле), – в них не было бы такого ожидания. По той же причине Он пришел и не тотчас после вознесения Хри­стова, но спустя восемь или девять дней. Так и мы тогда осо­бенно обращаемся к Богу, когда бываем поставлены в какую-нибудь нужду. Поэтому и Иоанн тогда в особенности посы­лает учеников ко Христу, когда они должны были нуждаться в Иисусе, так как сам он был уже в темнице. А с другой стороны, надлежало, чтобы сначала наше естество яви­лось на небесах, и вполне совершилось примирение, а потом бы уже и пришел Дух, и (ученики) исполнились бы чистой радости.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

А чтобы ученики не говорили: как мы, когда нас так мало и мы так ничтожны, в состоянии будем жить среди такого множества людей нечестивых и дышащих убийством? смотри, как Он избавляет их от этого страха словами: " но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня " (ст. 4). Когда же, скажешь, они слышали? Тогда, когда Он говорил: " лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам " (Ин.16:7). И опять: " Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек " (Ин.14:16). 5. Но почему (Дух Святый) пришел не тогда, как Христос был еще (на земле), и не тотчас после Его отшествия, но, между тем, как Христос вознесся в сороковой день, Дух Святый пришел, " при наступлении дня Пятидесятницы " (Деян. 2:1)? И каким образом, когда Духа еще не было, Христос говорил: " примите Духа Святаго " (Ин.20:22)? Это для того, чтобы приготовить учеников и сделать их способными к Его принятию. Ведь если Даниил пришел в изнеможение от того, что должен был увидеть ангела (Дан.8:17), то тем больше (изнемогли бы) они, имевшие принять столь великую благодать. Или в таком смысле нужно понимать эти слова, или же так, что Христос сказал о будущем, как уже о совершившемся, подобно тому, как говорил: наступайте " на змей и скорпионов и на всю силу вражью " (Лк.10:19). Но почему же Дух Святый не тотчас тогда пришел? Апостолы должны были воспламениться желанием этого события, и тогда уже получить благодать. Поэтому Дух Святый пришел тогда, когда Христос отошел. А если бы Он пришел в то время, когда (Христос) был еще (на земле), в них не было бы такого ожидания. По той же причине Он пришел и не тотчас после вознесения Христова, но спустя восемь или девять дней. Так и мы тогда особенно обращаемся к Богу, когда бываем поставлены в какую-нибудь нужду. Поэтому и Иоанн тогда в особенности посылает учеников ко Христу, когда они должны были нуждаться в Иисусе, так как сам он был уже в темнице. А с другой стороны, надлежало, чтобы сначала наше естество явилось на небесах, и вполне совершилось примирение, а потом бы уже и пришел Дух, и (ученики) исполнились бы чистой радости.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1641...

Как звучит восьмой член Символа Веры? – И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, иже со Отцем и Сыном спокланаема и сславима, глаголавшаго Пророки. Почему Дух Святый называется Господом? – Он называется так с полным правом, так же, как Господом называются Бог Отец и Сын Божий. Святой Дух – это Бог? – Конечно, Бог , Истинный Бог от истинного Бога, только Он не родится от Отца, как Сын, но исходит от Отца. Как же тогда можно говорить, что мы веруем в единого Бога? – Мы действительно веруем в единого Бога, великую тайну о Котором открыл нам Христос. Он открыл нам тайну о полном согласии трех Божеских ипостасей одного и того же существа Бога. Поэтому мы говорим о Триедином Боге, или о Святой Троице, как об одном Боге. Открыл ли Господь Себя в Ветхом Завете как Пресвятую Троицу? – Лишь приоткрыл. Пророк Исаия в своем видении слышал, как серафимы воспевали Бога на престоле: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф» ( Ис.6:3 ). Трижды повторенное слово свят соответствует трем ипостасям Бога. Почему Господь не открыл Себя в Ветхом Завете как Пресвятую Троицу? – Подобно тому, как человек не открывает душу свою слугам и чужым людям, но поверяет свои сокровенные тайны своим детям, так и Бог открыл тайну Своего бытия не «чужим» людям, которые были слугами и рабами Закона, но Своим чадам, детям Любви, провозглашенной в Новом Завете. Насколько приоткрыта тайна Пресвятой Троицы в Новом Завете? – Лишь настолько, насколько человек может вместить, будучи в теле своем. Архангел Гавриил объявил Пресвятой Деве: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое святое наречется Сыном Божиим» ( Лк.1:35 ). Следовательно, здесь упомянута вся Троица: Дух, Отец и Сын. А есть ли другой пример? – Есть и другой. Во время крещения Иисуса в Иордане отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение» ( Лк.3:21–22 ). А еще есть? – Святой Евангелист Иоанн ясно указывает: Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино ( 1Ин.5:7 ). Под Словом апостол Иоанн подразумевает Сына и говорит об этом в своем Евангелии: И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, как Единородного от Отца ( Ин.1:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

После спора от первосвященников и фарисеев, врагов Иисуса Христа, были посланы слуги схватить Его, но слуги не могли сего сделать. И когда сии слуги возвратились обратно, то спрашивали их посылавшие, почему же от не привели Иисуса! Слуги отвечали, что «никогда человек не говорил так, как Этот Человек», т. е. Иисус Христос. Объяснимте это обстоятельство. Слуги архиереев и фарисеев, посланные схватить Иисуса Христа, не могли возложить на Него рук, потому что, как они сами отвечали спрашивавшем их о том фарисеям и архиереям, «никогда человек не говорил так, как Этот Человек», т. е. не преподавал такого высокого и спасительного для человеков учения. Сама совесть их не позволила им поднять рук на Него, она им внушила, что это не простой человек. Что значат слова Никодиму, защищавшему Иисуса Христа: «и ты не из Галилеи ли?», сказанные ему, когда он стал защищать Иисуса Христа перед врагами Его? И кто такой был Никодим? «И ты не из Галилеи ли?» было сказано в насмешку над Никодимом, т. е. и ты не из одной ли с Иисусом Христом презренной стороны? Никодим был один из учеников Иисуса Христа, так называемых «тайных». Никодим был член синедриона, т. е. верховного суда у Евреев. Однажды ночью приходил он к Иисусу Христу послушать Его учение и уверовал в Него. Никодим явно не обнаруживал себя учеником Иисуса Христа до известного времени. Потому он и был за Иисуса Христа. Как понимать последние слова Иисуса Христа в Евангелии: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» ? Т. е. кто будет веровать в Мое учение, тот не будет ходить во тьме духовной, именно – жить во грехе и заблуждениях, но будет жить во свете истинной веры и добродетели с надеждою на получение жизни вечной (Припомните объяснения еванг. Пасхи). Что особенно поучительного в сегодняшнем Евангелии? Сегодня возьмемте поучение не из евангельского чтения, а из праздничного события – сошествия Св. Духа на апостолов. Как Дух Святый сошел на апостолов и верующих, бывших с апостолами в день праздника пятидесятницы, так Дух Святый сходит и на всякого из нас, братия, верующих во Христа. На апостолов сошел Он видимо и в виде огненных языков, а на нас сходит Он таинственно, невидимо. Например, при совершении над нами Таинства Миропомазания священник помазывает нас миром, говоря: «Печать (т. е. знак) дара Духа Святаго» – и Дух Святый сходит на нас; мы молимся в молитве Духу Святому: «Приди и вселися в ны» – и Он сходит на нас. «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» – вопрошает нас святой Апостол ( 1Кор. 3:16 ). Дух Святый сошел на апостолов для того, чтобы очистить их от грехов, научать их истине, укреплять в добре и помогать им в деле распространения христианской веры на земле. Он сходит на всякого верующего для того, чтобы очистить его от грехов и помогать ему (так как сам по себе он слаб): любить и делать добро; иметь отвращение ко злу, удерживаться от него и не делать его.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/b...

Поэтому, в данном случае, и разбор этого пункта учения их будет у нас не столько опровержением, сколько разъяснением его. Нет никаких сомнений, и никто из православных иначе не может и мыслить, что Сын Божий, Господь Иисус Христос участвовал в ниспослании Св. Духа апостолам, с какового момента начинается благодатная жизнь Церкви, как и теперь, будучи Главою Церкви – Тела Своего, Духа Утешителя нам посылает. Не отрицают, с другой стороны, и католики, что и в тот великий момент начала жизни Церкви послал Духа Святого Бог Отец, как и теперь Отец нам дает Его. Отсюда и весь ряд текстов, главным образом из прощальной беседы Иисуса Христа (в большинстве уже известных нам), на которые ссылаются католики в оправдание своего учения: о том, что Сын Божий Духа Святого посылает 962 , и Дух Святый потому называется Христовым и Сыновним 963 , в этом случае совершенно отпадает. Да, это совершенно верно, и никто о том и не спорит, что от Христа Он спасающую деятельность Свою принимает 964 , Его учение слышит и напоминает 965 , Его Собою прославляет 966 . Ибо Спаситель наш Христос, а Дух Святый завершает и усваивает, производя в нас, дело нашего спасения. Но кажется, только слепой может не видеть, что по природе Своей Дух Святый исходит именно от Отца. На это ясно указывают и те самые слова Писания, на которые ссылаются католики, где Дух Святый называется Духом Сына: «как вы (христиане) – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче» 967 . «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век» 968 … «Которого пошлет Отец во имя Мое» 969 . Однако, самым ясным и в полном смысле решающим весь этот спор является самое то место, откуда и вставлено соответствующее выражение в Символе Веры . И так как здесь с полной отчетливостью и раздельностью говорится и о вечном исхождении Духа Святого от Отца, и о временном посольстве Его от Христа: «Егда же приидет Утешитель Его же Аз послю вам от Отца (– временное посольство, но с указанием начала бытия Духа Святого в Отце) – Дух истины. Иже от Отца исходит , Той свидетельствует о Мне» 970 . Не мешает отметить и внесение соответствующего слова Filiogue в Символе Веры.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hri...

Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12:8—11). Иной сказал бы, что все сии и другие, какие только есть, дарования Духа составляют как бы тело Его, одно же какое-нибудь из дарований есть перст.    Но не пренебреги воспользоваться в изречении и следующим. Тот же апостол, сказавший: «Все же сие производит один и тот же Дух... как Ему угодно, и о Боге сказал: и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех» (1 Кор. 12:6). Но если «все... сие производит Бог, как Ему угодно, все... же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно», то как возможна инаковость сущности, где познается тождество действования? Ибо при различных сущностях, по словам самого нечестивейшего Евномия, должны быть различны и действования. Свидетельствуя о том же полномочии и власти, Спаситель сказал: «Дух дышит, где хочет» (Ин. 3:8). Об отпущении грехов    Богу свойственно отпущать грехи, как сам Он говорит о сем: «Аз есмь заглаждаяй грехи твоя» (Иса.43:25); и еще: «аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю: аще же будут яко червленое, яко волну убелю» (Иса. 1:18). Д когда Бог, Божий Отрок, Иисус отпустил грехи расслабленному, сказав: «чадо, отпущаются тебе греси твои»: тогда иудеям, которые не признавали Его Богом, показалось, что Он говорит хулу, и они сказали: «Сей хулит» (Матф.9:3); никому не возможно отпущать грехов, кроме единого Бога (Марк.2:5.7). Господь же, дунув на святых Апостолов, сказал: «приимите Дух Свят. Имже отпустите грехи, отпустятся им» (Иоан.20:22.23). Поэтому, если никто не может отпущать грехов, так как сие никому не принадлежит, кроме единого Бога, а Дух Святый отпущает грехи чрез Апостолов; то Дух Святый есть Бог, и имеет одно и то же действование с Отцем и Сыном.     «Научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Матф. 28:19), то есть, язычников уверовавших и наученных повелевает крестить во имя Троицы. А Петр иудеям, которые согласились на смерть Христову и раскаивались в этом, сказал: каждый из вас, братия, да покается в грехе своем и в пути лукавом, и «крестится во имя Господа Иисуса», и спасется (Деян.2:38.): потому что Сын может «банею пакибытия» (Тит. 3:5) произвести то же, что производят Отец и Дух. Господь же повелел Апостолам «ждати обетования Отца, еже слышасте: яко Иоаин убо крестил есть в покаяние, вы же имате креститися Духом Святым» (Деян.1:4.5). Поэтому, если Дух Святый может производить в Апостолах то же, что имя Отца и сына производит в уверовавших из язычников, и имя Господа Иисуса — в раскаявшихся иудеях (ибо никто не скажет, что бы Апостолы менее уверовавших из язычников прияли благодати крещения, потому что они прияли благодать в Духе Святом); то почему же Дух, имея то же действование с Отцем и Сыном, не имеет с Ними той же сущности?

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4079...

« Иди в Дамаск, и там тебе сказано будет всё» (Деян. 22, 10), « ибо он есть Мой избранный сосуд» (Деян. 9, 15), сказал с небеси Господь Павлу, когда поставлял его проповедником Евангелия вселенной. Анания же входящему в Дамаск Павлу сказал: « брат Савл! прозри …Бог отцов наших предъизбрал тебя» ; и чтобы не почли сего сказанным о Христе, присовокупил: « чтобы ты познал волю Его увидел, Праведника Его «— Иисуса (Деян. 22, 14). Да и сам Павел, придавая писанию о своем звании и предызбрании, сказал: « Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол; «а потом наименовал и другое нечто, кроме звания: « «избранный «(греч. — отделенный) к благовестию Божию» (Рим. 1, 1). А что отделил его Дух, узнаем сие из книги Деяний апостольских, ибо сказано: постящимся и молящимся апостолам « Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян. 13, 2). Если же кого Бог отцов предызбрал, и Сын призвал, того избирает Господь, и того же отделяет Дух по полномочию Своего естества, то почему же есть инаковость сущности в Троице, в Которой обретается тождество действования? «Моя словеса рекошася от Бога», говорит Соломон. А Павел производит свои от Христа, ибо сказал: « Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне? «(2 Кор. 13, 3). Но тем не менее и Дух глаголет в апостолах, ибо сказано, что апостолы глаголали, « как Дух давал им провещеватъ» (Деян. 2, 4). И еще Спаситель сказал им: « не вы будуте говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф. 10, 20). Но и в пророках глаголет Дух, ибо Моисей сказал: « о, если бы все в народе Господнем были пророками, когда бы Господь послал Духа Своего на них! «(Чис. 11, 29). Да и новый Нового Завета пророк, Агав, взывал, говоря: « так говорит Дух Святый» (Деян. 21, 11), тогда как пророки Ветхого Завета обыкновенно вопияли: «тако глаголет Господь Бог». И Павел, совокупляя воедино сие изреченное от Отца и Сына и Святого Духа, сказал: « Все Писание богодухновенно» (2 Тим. 3, 16). А если в апостолах и пророках глаголет Дух: « всяко же писание богодухновенно» , то спросите нечестивых: почему же Дух Святый не Бог, когда Писание Его богодухновенно? О том, что ни видение, ни пророчество не бывает от Отца или Сына или Святого Духа отдельно

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

Неудивительно поэтому, что сопричастность Духу Святому определяет принадлежность обществу спасенных, и встретив учеников Крестителя, апостол Павел первым делом сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый (Деян 19:2). Раннехристианская проповедь — это и проповедь о Духе Святом; это отличает новозаветную Церковь от наследия Крестителя. Но вместе с тем в ней содержится возможность стать сопричастным Духу: и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать (Деян 19:6). Дух Святой подается после крещения и возложения рук апостольских. Случай с Корнилием (Деян 10:45) — исключение настолько неожиданное, что вызвало изумление у самих Апостолов и всех верующих, — исключение, продиктованное тем, что имело знак благословения проповеди инородцам. В эпизоде с Симоном (Деян 8:17–19) подчеркивается, что, хотя Дух Святой подается всем верующим, власть подавать Духа Святого принадлежит исключительно одним Апостолам, попытка приобрести эту власть материальными средствами является тягчайшим грехом. Апостолы осознают себя как действующих вместе с Духом Святым: свидетели Ему в сем мы и Дух Святый (Деян 5:32), угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого (Деян 15:28). Впрочем, евангелист Лука пишет, что иногда Дух препятствует им исполнять то, что они собираются делать (Деян 16:6), иногда же, напротив понуждает делать то, чего они лично делать не собирались, например, апостол Павел понуждается ( Духом свидетельствовать о Христе (Деян 18:5). Здесь это показывается как соработничество, когда личное произволение и делание Апостолов не устраняется, но направляется личным действием Духа Святого. 3. Апостол Иоанн Так называемый “иоанновский корпус” в Новом Завете составляют ряд писаний, совершенно разных по жанру, условиям и времени написания. Это и четвертое Евангелие — тайнозрительное и в большей степени богословское в сравнении с синоптическими, это и Апокалипсис — единственная пророческая книга Нового Завета, это, наконец, три Послания, которые также различаются по отношению друг к другу: одно “окружное” или “соборное”, написанное для общего назидания Церкви 27 как своего рода завещание, и два частных, адресованные к Гайю и к некой благочестивой (избранной) госпоже. Третье Лицо Пресвятой Троицы именуется у апостола Иоанна трояко: Святой Дух, Дух истины и Утешитель; из них только термин Святой Дух используется в Ветхом Завете 28 . Функцию Духа как Утешителя обозначает также апостол Лука (Деян 9:31), но именно у апостола Иоанна это осмысляется как имя собственное и становится отправной точкой богословия Святого Духа. Помимо обозначения третьего Лица Пресвятой Троицы, слово рпеата встречается в писаниях апостола Иоанна также в значениях: 1. Дух человеческий (Ин 11:33).

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-novogo-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010