В IV веке наметилось и в дальнейшем стало усиливаться разногласие между богословами Востока и Запада в вопросе об исхождении Святого Духа: на Западе стали говорить, что Святой Дух исходит «от Отца и Сына». Не вдаваясь в подробности этой дискуссии 462 , отметим лишь, что восточно-христианское учение об исхождении Святого Духа от Отца строго следовало и продолжает следовать той формулировке, которая прозвучала из уст Самого Иисуса и зафиксирована в Евангелии от Иоанна. 4. Святой Дух дается Отцом по ходатайству Сына. Слова – Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя – созвучны сказанному Иисусом в Евангелии от Луки: Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него ( Лк.11:13 ). В обоих случаях подателем Святого Духа является Отец. 5. В то же время Святой Дух посылается в мир Сыном. Иисус использует две формулировки: Которого пошлет Отец во имя Мое и Которого Я пошлю вам от Отца. Эти формулировки проистекают из концепции совместного обладания, выраженной в словах: Все, что имеет Отец, есть Мое. Дух, исходящий от Отца, принадлежит и Сыну, соответственно, Его ниспослание в мир может быть выражено в трех равнозначных постулатах: Отец посылает Святого Духа, потому что Сын умоляет Отца об этом; Отец посылает Святого Духа во имя Сына; Сын посылает Святого Духа. 6. Святой Дух будет свидетельствовать о Сыне Божием. Как мы видели, глагол «свидетельствовать» и термин «свидетельство» широко использовался Иисусом: Он утверждал, что о Нем свидетельствует Сам пославший Его Отец ( Ин.5:37 ); называл свидетелем о Себе Иоанна Крестителя ( Ин.5:32–35 ); доказывал, что о Нем свидетельствуют Его дела ( Ин.5:36 ); настаивал на том, что о Нем свидетельствуют ветхозаветные Писания ( Ин.5:39 ). К этому «облаку свидетелей» ( Евр. 12:1 ) теперь добавляется еще один: Святой Дух. Об этом свидетельстве в Первом послании Иоанна говорится: Сей есть Иисус Христос, пришедший водою и кровию и Духом, не водою только, но водою и кровию, и Дух свидетельствует о Нем, потому что Дух есть истина ( 1Ин.5:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Для новопоколенцев Христос тоже не имеет Божественной сущности, потому что «Ему не все открыто». Может ли быть «не все открыто» Богу? «Дух Святой стоит выше, чем Иисус Христос»… Возвышающий себя над Богом дух известен Церкви Божией с древнейших времен. Это тот самый дух, который «говорил в сердце своем: “взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов… буду подобен Всевышнему”» (Ис. 14: 13–14). Согласно учению святых отцов, сущность Божества и отличительные ее свойства, то есть неначинаемость и нескончаемость бытия и Божеское достоинство, принадлежат одинаково всем трем Ипостасям. Отец, Сын и Дух Святой суть проявления ее в Лицах, и Каждое обладает всей полнотой Божественной сущности и находится в неразрывном единстве с ней. Отличаются Ипостаси между собой только личными (ипостасными) свойствами . Теперь обратимся к стихам Евангелия, в которых Богочеловек и Сын Божий Иисус Христос говорит о Духе Святом: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек» (Ин. 14: 16); «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое» (Ин. 14: 26). Из них мы видим, что Дух Святой отличен от Сына, Он есть другой Утешитель, но в то же время между Сыном и Духом нет противопоставления, нет отношения соподчиненности. Здесь лишь указывается на некоторое соотношение между Ними, а никак не на главенство Одного над Другим – Духа над Христом. Причем, надо заметить, эти отношения «устанавливаются не непосредственно между Ними, а через отношение Второй и Третьей Ипостаси к Отцу. Господь говорит о Духе Святом как о “Духе истины, Который от Отца исходит” (Ин. 15: 26)» . Обратим внимание: Христос, пришедший крестить Духом Святым (см.: Лк. 3: 16), обещает ученикам послать Духа (см.: Ин. 15, 26). Как видим, Дух Святой поставляется в таком же точно отношении к Иисусу Христу – в деле нашего искупления, – как и Бог Отец. При этом Дух Святой посылается в мир от Отца Сыном, чтобы быть Утешителем и Наставником людям и Свидетелем искупительного подвига воплощенного Сына Божия перед ними.

http://pravoslavie.ru/107551.html

Восьмой член Символа веры И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Восьмой член Символа веры говорит о Третьем Лице Святой Троицы – о Духе Святом, что Он есть такой же истинный Бог, как Бог Отец и Бог Сын. Поэтому мы должны прославлять Его и кланяться Ему наравне с Отцом и Сыном. Дух Святой называется Животворящим, потому что Он вместе с Отцом и Сыном всем дает жизнь – особенно духовную жизнь ангелам и людям. Он есть Творец мира, наравне с Отцом и Сыном. Поэтому сказано при сотворении мира, что « Дух Божий носился над водой » (Быт.1:2). Иисус Христос сказал о необходимости для человека быть возрожденным Духом Святым: « Если кто не родится от воды и Духа, тот не может войти в Царство Божие » (Ин.3:5). Слова: «Иже от Отца исходящего», что означает «Который от Отца исходит», указывают на личное свойство Духа Святого, которым Он отличается от Бога-Отца и от Бога-Сына, а именно, что Он исходит от Бога-Отца . Об этом Господь Иисус Христос так сказал Своим ученикам: « Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне » (Ин.15:26). Слова «глаголавшего пророки» означают, что Дух Святой говорил через ветхозаветных пророков. Эти слова внесены в Символ веры для обличения лжеучителей, утверждавших, что книги Ветхого Завета написаны не Духом Святым. Дух Святой со дня Своего сошествия на апостолов в день Пятидесятницы непрерывно пребывает в Церкви Христовой и сохраняет ее учение неповрежденным. Дух Святой подает христианам духовные дарования, просвещает верующих светом Христова учения, очищает их от греховной скверны, согревает их сердца любовью к Богу и ближнему, дает усердие и силы праведно жить. Все доброе, что христиане имеют или хотят получить, дает им Дух Святой. Иисус Христос предупредил: « Всякий грех и хула простятся людям; а хула на Духа не простится » (Мф.12:31). « Хулой на Духа Святого » называется сознательное и ожесточенное противление Христовой истине,упорное неверие. Упорное сопротивление истине уводит человека от смирения и покаяния, некающегося же человека Бог простить не может.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

«И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Иоан.14:16,17). Святой Дух исходит от Отца, научая и напоминая то, чему учил Иисус: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоан.14:26). И в Деяниях святых апостолов Святой Дух дает повеления от Своего имени: « Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их » (Деян 13:2). На основании этих свидетельств Церковь сформулировала учение о Троице — Бог един по существу и троичен в лицах. Он есть Отец, Сын и Святой Дух. Отец есть целиком и полностью Бог, Сын есть целиком и полностью Бог, и Святой Дух есть целиком и полностью Бог. Это не три Бога — а один Бог. И в то же время это не одно лицо — а три Лица. Учение от Троице фундаментально для нашей веры. Библия говорит о том, что Бог есть любовь. Многие люди повторяют эти слова, даже не зная, откуда он взялись. Я встречал тексты, в которых они приписывались Льву Толстому , или каким-то индийским гуру. Но, на самом деле, это слова апостола Иоанна . Причем Бог есть любовь не только в своем отношении к миру — но и сам в Себе, до Творения и независимо от Него. Но любовь — это личное отношение, любит всегда кто-то кого-то. Учение о Троице говорит, что в Боге такие личные отношения есть. Отец, Сын, и Святой Дух прежде создания мира пребывают в совершенном общении, любви и радости. Но Иисус не ходил, проповедуя, что Он — второе Лицо Святой Троицы, это учение появляется в Церкви гораздо позже! Разумеется, Иисус в Евангелиях не говорит догматическими формулировками Вселенских Соборов — иначе люди, к которым Он обращался, Его бы просто не поняли. Но Соборы не создают какого-то нового учения — они облекают в четкие формулировки « веру, однажды преданную святым » (Иуд 1:3). Необходимость в таких четких формулировках появляется из-за еретиков, которые выдвигали лжеучения, искажавшие веру Церкви. Но ведь в Библии нет слова «Троица»…

http://foma.ru/v-biblii-net-slova-troits...

«Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Придет же день Господень, как тать ночью» ( 2Пет 3:9, 10 ). «Бодрствуйте; потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын человеческий» ( Мф. 25:13 ). 232. Есть ли признаки пришествия Христа? В слове Божием открыты некоторые признаки приближения пришествия Христа, а именно: уменьшение веры и любви между людьми, умножение пороков и бедствий, проповедание Евангелия всем народам, пришествие антихриста (см. Мф. гл. 24). 233. Кто такой антихрист? Антихрист – это противник Христу, который будет стараться истребить христианство , но вместо этого сам погибнет ужасным образом (см. 2Фес 2:8 ). 234. Что такое царство Христа? Царство Христа это: весь мир; все верующие на земле; все блаженные на небесах. Первое называют царством природы , второе царством благодати , а третье царством славы . 235. Какому из царств не будет конца? Слова Символа о том, что царству Христа не будет конца , относятся к царству славы. О восьмом члене Символа веры 236. В каком смысле Святой Дух назван Господом? Святой Дух назван Господом в таком же смысле, как и Сын Божий, т. е. Святой Дух есть истинный Бог. 237. Об этом свидетельствует Священное Писание словами, сказанными апостолом Петром в обличение Анании: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому?.. Ты солгал не человекам, а Богу» ( Деян. 5:3–4 ). 238. Почему Святой Дух назван животворящим? Святой Дух называется животворящим, и это следует понимать так, что Он вместе с Богом Отцом и Сыном даёт всему сотворённому жизнь, и особенно духовную жизнь людям. «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3:5 ). 239. Что мы знаем об исхождении Святого Духа? О том, что Святой Дух исходит от Отца, мы знаем из следующих слов Самого Господа Иисуса Христа: «Когда же приидет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» ( Ин. 15:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Дух Святой помогает нам во всяком состоянии, пребываем ли мы в благодати, или в грехах. Если в благодати, то помогает, чтобы не пострадали вследствие отпадения от нее. Удаляющимся от греха подает утверждение, чтобы снова не отпали от нее. Он ведет нас от силы в силу добродетелей, пока мы не увидим Бога богов в Сионе. Пребывающим во грехах Он помогает подняться, чтобы они не погибли от грехов, но ушли бы из-под их власти, согласно словам Псалмопевца: " Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания " (Пс. 93, 17). Для того Дух Святой был послан на святых апостолов и прочих верующих людей, чтобы без соблазнов руководил ими в настоящем пути, пути скользком и имеющем скрытые демонские сети, согласно словам царя Давида: " На пути, которым я ходил, они скрытно поставили сети для меня " (Пс. 141, 3), чтобы милостиво наставил их, являя Себя в печалях-Утешителем, во тьме-светом, в несчастьях-покровителем, в бедах-освободителем, в сомнениях-советником, в горестях-усладой, в трудах-отдыхом, в изнеможении - укреплением, в заблуждении - исправителем, в невежестве - наставником. Все эти благодеяния Дух Святой милостиво творил верующим, каждому по нужде, не перестает творить и доныне, если только сосуды наших душ мы постараемся омыть от греховных скверн в источнике слез. Пример такой благодати Духа Святого мы имеем в божественных апостолах, которые прежде были невеждами, но когда были посланы по вселенной с благовестием, то исполнились разумом, красноречием и мудростью. Учением своим они всех, как рыб, уловили Христу, и сбылось на них пророчество: " И все сыновья твои будут научены Господом " (Ис. 54, 13). Прежде они были боязливыми, Дух же Святой облек их силою свыше и укрепил на всякие бедствия, согласно следующим словам: " Я утвержу столпы ее " (Пс. 74, 4). Были они прежде худородными и не пользовались честью, Дух же Святой, наделив их силой чудотворения, соделал их дивными для всего мира: " Господь отделил для Себя святаго Своего " (Пс. 4, 4). Раньше были они едва теплыми; когда же Дух Святой сошел на них в виде огненных языков, возгорелись они любовью и были облечены ревностью, так что могли говорить с Иеремией: " Свыше послал Он огонь в кости мои, и он овладел ими " (Плач. 1, 13). Потому-то и слова их, как огненные, могли проникать и в окаменелые сердца. Потому-то и верховный апостол святой Петр одним поучением обратил к Господу три тысячи душ, а в другой день еще пять тысяч. Будучи прежде немощными, они столь укрепились Духом Святым, что ни мучения, ни томления, ни какая-либо адская сила не могли сокрушить сердец их. Напротив, они сами привели под иго Христово всю вселенную, упразднили идолов и даже князя мира, и всю вселенную подчинили и покорили Распятому. Вот какова сила Духа Святого, наставившего их и помогающего нам в немощах наших.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

Но тебе кажется, что пришествие Святого Духа испрашивается в молитве во время жертвы, и что Он желает показать Свое явление на конкретном месте. Но тогда ты сможешь достойно мыслить о Святом Духе, если не последуешь разумению плоти, враждебной Богу (Рим. 8:7). Ибо прежде всего надо обратить внимание на то, что блаженный Павел сказал верным: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас (1 Кор. 3:16)? Апостол, конечно, как сказал, внемлет обетованию Спасителя нашего, говорящего: Я попрошу Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек; Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; но вы познали Его, потому что Он пребывает с вами и в вас (Ин. 14:16, 17). Вот, Господь Иисус дал Своим верным Духа Святого, чтобы Он мог быть с ними вовек и пребывать в них. Если обетование Спасителя истинно, в чем не сомневается ни один христианин, то необходимо, чтобы Дух Святой не отходил от верных: которые не будут забраны, кроме тех, кого Бог изгнал из Своего присутствия. По этой причине блаженный Давид говорит: Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Святого Твоего не лиши меня (Пс. 5:13). Когда же Дух Святой покоится на правильно поклоняющихся Богу, с вечным жилищем, как же они требуют, чтобы Он был послан к ним? Потому что, конечно, они не были бы достойны участвовать в жертве, если бы в них не было Святого Духа. В котором и святой апостол напоминает нам о молитве , говоря: Молитесь во всякое время духом и наблюдайте в Нем во всякой просьбе и прошении (Еф. 6, 18). Как же они требуют, чтобы им было послано то, что было дано им от Бога, и не знают, что Он пребывает в них непрестанно? Или, может быть, прежде чем святые люди начнут молиться, Дух Святой покоится в них, а когда почувствует, что они молятся, тотчас же удалится? А если бы это было так, то лучше было бы, чтобы святые люди никогда не молились и постоянно имели в себе Духа Святого, чем иногда оставляли молитву: следовательно, Его пребывание оказалось бы не полезным, а вредным, как говорит евангелист, потому что надо всегда молиться (Лк. 18, 1). Он повелевает всегда. Но кто в здравом уме скажет, что молящийся в Духе не имеет в себе Духа? Или, может быть, в то время, когда приносится жертва, ты думаешь, что Дух Святой действительно находится в тех, кто изливает молитву, а не в том самом месте, где приносится жертва? Но кто столь мудр, как не тот, кто заблудился? Или кто подумает о сошествии Святого Духа на месте, кроме того, кто одержим плотскими помыслами и по этой причине отрезан от духовной мысли, хочет мыслить божественно, как мыслит по-человечески; и так думает о Духе Божием, наполняющем мир, как он может думать о человеческом или ангельском духе? Когда тот Дух Святой наполняет все творение так, что Сам Он всегда един и везде пребывает.

http://predanie.ru/book/221409-tvoreniya...

Вместе с тем, у некоторых отцов Церкви можно встретить высказывания о том, что Святой Дух исходит От Отца через Сына. Тот же Дамаскин, вслед за Ареопагитом, пишет об Утешителе: «Он также и Дух Сына, но не потому, что из Него , но потому, что через Него из Отца исходит . Ибо один только Виновник (Сына и Духа) – Отец» 356 . Далее он дает следующее определение Третьей Ипостаси: «Бог – Дух Святой – среднее между нерожденным (Отцом) и рожденным (Сыном) и через Сына соединяется со Отцом» 357 . Утверждение, что Сын является как бы средой, через которую от Отца исходит Святой Дух, принимается Восточной Церковью на уровне богословского мнения. Радикальное отличие этой точки зрения на происхождение Третьего Лица от латинского filioque состоит в том, что здесь Сын не мыслится причиной бытия Святого Духа. 10. Единосущие Лиц Святой Троицы Мы именуем Святую Троицу единосущной и нераздельной. О единосущии Ипостасей Святой Троицы неоднократно говорит Священное Писание, хотя сам термин «единосущный» и отсутствует в нем. Так, мысль о единосущии Отца и Сына содержится в словах Спасителя: «Я и Отец – одно» ( Ин. 10, 30 ); «видевший Меня видел Отца» ( Ин. 14, 9 ); «Я в Отце, и Отец во Мне» ( Ин. 14, 10 ). Он есть Сын Отца не по благодати, а по Природе, «ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»? И еще: «Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном» ( Евр. 1, 5 ) Та же мысль о Его подлинном сыновстве содержится и в других текстах Священного Писания, например: Сын Божий пришел и дал нам (свет и) разум, да познаем (Бога) Истинного и да будем в Истинном Сыне Его Иисусе Христе: Сей есть Истинный Бог и Жизнь Вечная ( 1Ин. 5, 20 ). Или еще: Бог Сына Своего (греч. «идиу» – собственного) не пощадил, но предал Его за всех нас ( Рим. 8, 32 ). Евангелие именует Спасителя Единородным, а значит, и единосущным Сыном. «И Слово стало плотию... и мы видели славу Его, славу как Единородного от Отца», – пишет святой Апостол Иоанн Богослов ( Ин. 1, 14 ). Там же говорится, что Слово – Единородный Сын, сущий в недре Отчем ( Ин. 1, 18; 3, 16 ). Святой Иоанн Дамаскин поясняет, что Сын называется в Писании «единородным», «потому что Он один от одного Отца рожден единственным образом, ибо никакое другое рождение неподобно рождению Сына Божия и нет другого Сына Божия» 358 . Он – той же Сущности, что и Отец, ибо «рождение в том и состоит, что из сущности рождающего производится рождаемое... творение же и созидание состоит в том, что творимое и созидаемое происходит извне, а не из сущности творящего...» – пишет святой Иоанн Дамаскин 359 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

5. Это сказано нами о божественном достоинстве Святого Духа и о различии Его действий. Еретики же, не зная, что Писание, говоря о «духе святыни» или «обетования», имеет в виду дары Духа, относят это к естеству Его и говорят, что Бог дал и Дух Святой даровал. «Видел ли ты, — говорят, — что это — дар Божий?» Они прочитали то, что касается даров, и отнесли это к естеству, между тем как надлежало понять, какие имена выясняют естество и какие обозначают благодать. Они исказили истину, все смешали, спутались, сбились с пути истины, « омрачилось неразумное их сердце » (Рим. 1:21); « называя себя мудрыми, обезумели » (ст. 22). Поэтому рассуждают: «Так как, — говорят, — возбуждаешь вопросы о Духе и учишь на основании Писаний, желая иметь Писания своими свидетелями, то мы, побуждаемые самими Писаниями, говорим, что сказал Спаситель о Святом Духе. Что же Он говорит? « Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины… то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам… потому что от Моего возьмет и возвестит вам » ( Егда же приидет Утешитель, Дух истины, иже от Отца исходит, той наставит вы на всяку истину; не от Себе бо глаголати иматъ, но елика аще услышит, возвестит вам, яко от Моего приимет и возвестит вам ) (Иоанн. 15:26; 16:13, 14). Видел ли ты, — говорят, — что Дух « не от Себя говорить будет » (16:13), но от И. Христа примет (ст. 14)? Не может быть доказано достоинство Духа. Не выяснило ли, — говорят, — Писание, что Он подчинен власти Сына, что Сын ссужает Его, и что затем уже Дух доставляет Свои дары другим?» Обрати особенное внимание на дело. Когда что–либо из сказанного покажется тебе возбуждающим недоумения, ты не тотчас же нападай на данное выражение, но подожди до конца мысли. Не видел ли ты, что, когда строятся здания, то все бывает беспорядочно перемешано: известь, камни, бревна, все представляется твоим глазам в смешанном виде, а в очах мастера все кажется соответствующим его целям? Ему известно, в какое время эти смешанные вещества будут кстати в том месте, и в какое — в другом; и то что теперь разбросано там и здесь, приводится в надлежащий гармонический порядок, и в результате является красота здания.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

В догматическом отношении наибольшую важность для учения о Духе у апостола Иоанна представляет Прощальная беседа Господа. Только в Прощальной беседе термин Утешитель ( используется евангелистом Иоанном применительно к Духу. “Греческое слово Параклит на латинском языке означает Ходатая или Утешителя. Ходатаем Он называется потому, что ходатайствует перед правосудием Отца по делу согрешающих. Утешителем же называется Тот же Дух потому, что, приготовляя надежду прощения плачущим о содеянии греха, Он облегчает душу от терзания скорби” 40 . — слово мужского рода, в противоположность среднему роду рпеата. Барретт предположил, что использование термина “имеет целью перевести Дух из сферы абстрактной, безличной силы в то, что свойственно индивидуальности” 41 . Однако стоит заметить, что Святой Дух упоминается как Он даже в местах с употреблением рпеата, и личные свойства — такие же, как у рпеата. Так что вряд ли стоит противопоставлять эти два термина, хотя здесь и может иметься некоторая разработка понятий и мысли. Владыка Кассиан видит пневматологический контекст Прощальной беседы начиная с эпизода омовения ног ученикам. Образ воды здесь, по его мнению, “мог быть нужен Евангелисту как символическая исходная точка для учения о Святом Духе” 42 . Однако хотя вода и выступает образом Духа у апостола Иоанна, было бы странно видеть в каждом упоминании воды указание на Духа Святого: Иисус превращает воду в вино, Пилат умывает руки перед иудеями, из прободенного ребра Христа истекает вода и т. д., посему мы сочтем за лучшее довольствоваться тем объяснением омовения ног, какое предоставил Сам Господь: Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам (Ин 13:15). И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин 14:16–17). Дух назван другим Утешителем в том контексте, что Иисус является Первым (в 1 Ин 2:1, где Иисус также именуется что указывает на то, что Дух продолжает дело Иисуса, будучи неразрывно связанным с Ним. Златоуст толкует: “иного, то есть такого же, как Я” 43 .

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-novogo-...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010