III. Третья рукопись: «Χειργραφον πιστολριον» относится к 18 веку, хорошо сохранилась, в 200 страниц, длиною 21 сантиметр, шириною 15½ сантиметров, четкого письма с киноварью; находилась некогда в составе библиотеки, принадлежавшей митрополиту Касторийскому в Македонии. При сем прилагается домашний каталог 170 аколуфий». Определили: 1) Выразить Его Преосвященству почтительнейшую и глубочайшую благодарность Совета Академии за его драгоценный дар академическому книгохранилищу. 2) Книги и рукописи сдать в фундаментальную академическую библиотеку. XII. Отношение Правления Архангельской Духовной Семинарии от 5 мая за 259: «Правление Семинарии имеет честь уведомить Совет Академии о получении рукописей фундаментальной библиотеки Семинарии за 413 и 414, – препровожденных в посылке при отношении Совета от 21 апреля с.г. за 110-м». Определили: Принять к сведению. XIII. Отношение г. Директора Московского Публичного и Румянцевского Музеев от 27 апреля за 423: «В ответ на отношение от 19-го сего апреля за 85, имею честь уведомить Совет Московской Духовной Ака- —210— демии, что книга «Matthiae Fabri. Opus concionum tripartitum. Antverpiae. М.Д.С. LXIII отослана в Московскую Синодальную Библиотеку при отношении за 422». Справка: О передаче означенной в отношении книги в Московскую Синодальную Библиотеку просил г. Таробрин, для пользования, которого она была выслана Советом Академии в Московский Публичный и Румянцевский Музеи. Определили: Принять к сведению. XIV. Отношение Совета Киевской Духовной Академии от 24 мая за 243: «Совет Киевской Духовной Академии имеет честь возвратить при сем присланную при отношении Совета Московской Духовной Академии от 21 марта сего года за 62, для занятий доцента Киевской Академии В. Рыбинского , книгу: Eichhorn. Allgemeine Bibliothek, Band X. О получении книги Совет Академии просить уведомить». Определили: Книгу сдать в фундаментальную академическую библиотеку, а о получении оной Совет Киевской Духовной Академии уведомить. XV. Прошение Ставропольского епархиального миссионера, кандидата богословия, свящ. Симеона Никольского: «В библиотеке Академии имеется «Святая Библия, содержащая Ветхий и Новый Завет , сообразно переводу, освященному для употребления в Англиканской церкви Thomas’a Scott’a, изданная в Лондоне в 1826 году. Имею честь покорнейше просить Совет Академии не найдет ли Совет возможным выслать мне это издание для пользования в продолжении трех месяцев сего 1900 года: Июня, Июля и Августа».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Введенского: «Указом Святейшего Синода от 19 августа с/г. за 10233 доцент Императорской Московской Духовной Академии по кафедре истории и обличения русского раскола Н.В. Лысогорский, удостоенный Советом Императорской Петроградской Духовной Академии степени доктора церковной истории за сочинение: «Единоверие на Дону в XVIII–XIX вв. (по 1883 г.)», утверждён в названной учёной степени. В виду сего и во внимание к продолжительной, почти двадцатилетней, службе доцента Н.В. Лысогорского по духовно-учебному ведомству, имеем честь предложить Совету Академии войти в рассуждение об избрании доцента Лысогорского в звание ординарного профессора Академии по занимаемой им кафедре на одну из трёх, свободных ныне в Академии, вакансий ординарного профессора». Справка : 1) Доцент Н.В. Лысогорский, по окончании курса Киевской Духовной Академии со степенью кандидата богословия, определён был на духовно-учебную службу 31 октября 1896 года – преподавателем Астраханской духовной семинарии; 30 января 1903 года – перемещён на таковую же должность в Донскую духовную семинарию, а с 12 марта 1912 года – состоит доцентом Императорской Московской Духовной Академии. 2) При произведённом голосовании вышеизложенного предложения, доцент Лысогорский единогласно признан был Советом достойным избрания в звание ординарного профессора Академии на вакансию, освободившуюся в минувшем 1915 году за выходом в отставку ординарного профессора А.А. Спасского (ныне – умершего). 3) §§ 66 и 109, лит. в п. 2, устава духовных академий. Определили : Просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом об утверждении доцента Императорской Московской Духовной Академии по кафедре истории и обличения русского раскола, доктора церковной истории, Н.В. Лысогорского в звании ординарного профессора Академии по занимаемой им ка- —127— федре, с 18 октября 1916 года – дня избрания его в это звание Советом Академии. VIII . Отношение Отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук, от 27 сентября за 325: «Отделение русского языка и словесности Императорской Академии Наук имеет честь покорнейше просить Совет Императорской Московской Духовной Академии не отказать в высылке на трёхмесячный срок одной рукописи фундаментального собрания – Минеи Четьей на март, XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

в) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «24 авг. 1915. В Совет Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода, от 21 августа за 11529: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представленный Преосвященным Председателем Учебного Комитета, от 13 сего августа за 2632, журнал Комитета, 476, по прошению галичанина Зиновия Трешневского о принятии его в число студентов I курса Императорской Московской духовной академии. Приказали: Рассмотрев настоящий журнал, Святейший Синод определяет: разрешить Совету Императорской Московской духовной академии принять окончившего классическую гимназию галичанина Зиновия Трешневского в число студентов I курса академии, с назначением ему, со дня поступления в —525— академию, стипендии из духовно-учебного капитала; о чем и послать Вашему Преосвященству указ». г) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «17 авг. 1915. В Совет Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода, от 14 августа за 11170: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представленное инспектором Императорской Петроградской духовной академии, профессором Зариным, от 23 июля сего года за 1737, прошение студента I курса названной Академии иеродиакона Игнатия (Жебровского) о переводе его в Московскую академию. Справка: I. Определением Святейшего Синода, от 15–27 сентября 1914 г. за 8377, предоставлено Совету Императорской Петроградской духовной академии зачесть студенту названной академии Владимиру Жебровскому баллы по всем предметам, по коим имеют отметки в дипломе Жебровского об окончании им курса Императорского Новороссийского университета по историко-филологическому факультету, кроме богословских предметов. II. Синодальным определением, от 12–24 ноября 1914 г. за 10433, означенному студенту Императорской Петроградской духовной академии Владимиру Жебровскому разрешено пройти курс академии, вне правил, в течение 3 лет. III. Ему же, Жебровскому, определением Святейшего Синода, от 22 декабря 1914 г. – 7 января 1915 г. за 11535, назначена стипендия из Синодальных средств, в размере 250 рублей. Приказали: Принимая во внимание: а) что иеродиакон Игнатий просит о переводе его из Императорской Петроградской духовной академии в Московскую, в виду вредно отразившихся на его здоровье климатических условий жизни в Петрограде, в подтверждение чего представляет медицинское свидетельство, и б) что, по удостоверению инспектора академии, профессора Зарина, академическое начальство, признавая настоящую просьбу иеродиакона Игнатия основательною, с своей стороны присоединяется к оной, Святейший Синод определяет: перевести студента I курса Императорской Петроградской духовной академии иеро-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

За уходом преподавателей г.г. Еленевского и Арнольдова, в одесской семинарии оказались свободными две кафедры математики и гомилетики. На первую из них подал прошение окончивший курс в императорском новороссийском университете Эдуард Валицкий, а члены правления от духовенства протоиереи А. Лебединцев и М. Диевск ий рекомендовали как весьма способного и достойного к занятию этой должности учителя математики при одесской прогимназии г. Фота. 10 ноября последний продал свое согласие на занятие должности преподавателя математики в семинарии. Того же числа была произведена баллотировка и г. Фот признан избранным (7 изб. и 1 не изб.) Место преподавателя гомилетики изъявил желание занять окончивший курс киевской академии Николай Трипольский, который и заявил об этом письмом на имя ректора семинарии. В ноябре месяце получено было и отношение ректора киевской дух. академии с документами г. Трипольского. До прибытия нового преподавателя его уроки были распределены между ректором, инспектором и бывшим преподавателем гомилетики, ныне свящ. Арнольдовым. Г. Трипольский вступил в исполнение своих обязанностей в первых числах декабря (присяжный лист подписан им 10-го числа этого месяца, а в феврале в Одессе получено было уведомление правления киевской семинарии, что г. Трипольский митрополитом киевским Арсением утвержден в должности преподавателя киевской семинарии. Таким образом, кафедра гомилетики и пастырского руководства опять осталась вакантной 290 . Преподаватель семинарии А. Еленевский, назначенный настоятелем елисаветградского собора, состоял членом педагогического и распорядительного собрания правления семинарии. Его место в первом собрании занял преподаватель Николай Успенский , а во втором – преподаватель Николай Брондеров. 6 апреля ректор семинарии сделал предложение правлению о том что, на основании указа св. синода от 14 апр. 1871 г. за 20, к первому мая надлежит предоставить св. синоду установленным порядком, скольких студентов одесская семинария может рекомендовать ныне для отправления в состав поступающего курса студентов дух. академий. По справке оказались печальные результаты.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

О публичных актах-университетском и академическом 1876 года. О первом магистерском диспуте в Академии. Второй магистерский диспут в Казанской духовной академии. Публичные лекции профессора Казанской Духовной Академии Знаменского. Празднование обновления храма в Казанской Духовной Семинарии и 186-й годовщины существования Семинарии. Открытие образцовой школы при Казанской Духовной Семинарии. О годичном заседании Братства Св. Гурия. Двадцатипятилетние Братства св. Гурия. Празднование юбилея 25-тилетия Братства св. Гурия Речь, сказанная в заседании Братства св. Гурия, в день празднования 25-летия его, Председателем Совета Епископом Никанором. I. II. III. Освящение церкви в Казанской Учительской Семинарии. О пасхальном богослужении в Казанской инородческой Учительской Семинарии в 1875 г.. Акт в первой Казанской Гимназии в 1875 г.. Один из питомцев Казанской Духовной Академии Н. И. Ильминский (как просветитель татар). Николай Иванович Ильминский и его основные педагогические взгляды. Основные педагогические взгляды Н. И. Ильминского. Понятие о воспитании. Свойства отроческого и школьного возраста. Отдел III. Статьи по административной деятельности Высокопреосвященнейшего Никанора в Казани. Правила составленные в 1880 году, в видах подъема уровня развития учеников Казанской Духовной Семинарии. А) Правила о приеме учеников духовных училищ в семинарию. Б) Правила о учебных занятиях учеников семинарии. В) Правила о чтении учениками книг. Г) Правила о письменных упражнениях учеников. Проект изучения инородческих языков в Казанской Духовной Семинарии. Докладная записка об устроении здания Казанской Духовной Семинарии, его современном состоянии и положении, не соответствующем духовно-учебному заведению . Докладная записка об устроении нового здания для Казанской Духовной Семинарии на месте, более соответствующем духовно-учебному заведению. Отчет Казанского Центрального Строительного Комитета по постройке в Епархии десяти церквей – школ и десяти школ на отпущенные в 1892 году правительством 35000 рублей, из общей ассигнованной суммы на общественные работы в местностях, пострадавших от неурожая.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

4) Иван Алекс. Шаршов, личный почетный гражданин, из учителей гимнастики в институте горных инженеров, в июле 1868 г. был избран преподавателем гимнастики, по найму, в спб. семинарии. Уволен с 1 февр. 1877 г. † 1881 г. 5) Сергей Ирин. Миропольский (ворон, сем.), магистр моск. ак. 1866 г., из наставников харьковской семинарии в авг. 1869 г. избран в спб. на кафедру обзора. филос. учений и психологии, с 1870 г. преподавал и педагогику, заведуя воскресной школой при семинарии; в 1870 г. исправил должность инспектора. Состоял помощником редактора журнала мин. нар. просв. В 1871 г. назначен членом-ревизором дух. уч. комитета, где состоит и доселе, в чине статского советника. Автор многих статей педагогического и частию исторического содержания, помещавшихся в журн. мин. нар. просвещения, Семье и Школе, Народной школе и др. 6) Александр Никол. Надеждин (моск. сем.), магистр спб. ак. 1867 г., из наст., рязанской семинарии в авг. 1869 г. избран в спб. на кафедру гражданской истории, с которой соединяется и должность библиотекаря семинарии. Временно преподавал обзор филос. учений в 1871 г. н французский языке в 1870, 73, 75–76, 79 и 80 гг. Состоял преподавателем истории в спб. женском епархиальном училище (1874–76 г.). С 1883 г. статский советник. В 1873 г. напечатал свою магистерскую диссертацию, под заглавием: «Права и значение женщины в христианстве». Автор «Историч. записки о спб. семинарии» (по поводу ее 75-летия в 1884 г.) и «Истории с. -петерб. семинарии, с обзором общих узаконений и мероприятий по части семинарского устройства 1809–1884 г.» 7) Герасим Яред , монах из Сирии (моск. сем.), магистр спб. академии 1869 г., избран преподавателем греч. языка в спб. семинарии по. найму, в 1870 г. временно преподавал общую церковную историю; с 1871 г. состоял приват-доцентом по кафедре византийской истории в спб. дух. Академии. В сент. 1871 г. принял русское подданство, зачислен на действ. службу при семинарии и возведен в сан иеромонаха, В июне 1876 г. избран в ректоры псковской семинарии и св. Синодом утвержден, «как учившийся и 7 лет служивший в России», с возведением в сан архимандрита. В 1881 г. на ту же должность перемещен в рижскую семинарию, но в 1882 г. уволен, по причине «ненадлежащих отношений к указаниям власти епархиальной». Уехал из России в 1883 г. с патриархом иерусалимским, в должности секретаря патриаршего Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Справка: По § 81 лит. б п. 1 устава духовных академий, зачисление в студенты Академии значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение Епархиального Преосвященного. Определили: 1) Благопочтительнейше ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством о разрешении принять в число своекоштных студентов 2-го курса Московской Академии студентов Казанской Академии Феодосия Никольского и Семена Касаткина. 2) Просить о. Ректора Казанской Академии сообщить сведения об успехах и поведении означенных студентов за первый курс. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «1892. Июня 15. Утверждается». 17-го и 18-го августа 1892 года Присутствовали, под председательством Ректора Академии, Архимандрита Антония, члены Совета Академии, кроме профес- —225— соров: А. Лебедева , В. Ключевского , Павла Горского и прот. Д. Касицына, не присутствовавших по болезни, и И. Татарского, находящегося в отпуске. В собраниях сих преподаватель Вологодской духовной семинарии, окончивший курс в Московской Духовной Академии в 1889 году и оставленный при Академии для приготовления к замещению вакантных кафедр, кандидат богословия Сергей Глаголев , прочитал согласно определению Совета Академии от 4 июня сего года, две пробные лекции, – одну на тему по собственному избранию: «Об условиях возникновения религиозной веры», другую по назначению Совета Академии: «Об отношении философии и естественных наук к науке Введение в Богословие». Обе прочитанные кандидатом Глаголевым лекции признаны были Советом Академии удовлетворительными. Справка: 1) § 48 Устава духовных академий: «Для получения звания доцента надлежит иметь степень не ниже магистра». 2) По § 55 того же Устава, кандидаты, оставляемые при академии для приготовления к замещению вакантных кафедр, «по истечении года представляют отчет Совету о своих занятиях и затем могут быть определяемы на соответственные их приготовлению вакантные кафедры с званием исправляющих должность доцента до окончательного утверждения в степени магистра. Срок для получения ими сей степени назначается не более двух лет со дня поступления на должность». 3) По § 81 лит. б п. 4 того же Устава, избрание кандидата на должность доцента значится в числе дел Совета академии, представляемых на утверждение Епархиального Преосвященного.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Определили: Принять к сведению и руководству. IX. Отношения Канцелярии Обер-Прокурора Святейшего Синода: а) от 6 июня за 4403: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 24 мая 1901 г. докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской духовной академии Сергей Смирнов определен на должность преподавателя латинского языка в Вологодскую духовную семинарию». б) от 31 июля / 2 августа за 5649: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 25 июля 1901 г. докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской духовной академии Николай Дмитриев определен на должность помощника инспектора в Пермскую дух. семинарию». в) от 31 июля / 2 августа за 5657: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 25 июля 1901 г. докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской духовной академии Аркадий Алфеев определен на должность 2-го помощника инспектора в Кутаисскую духовную семинарию». д) от 18 августа за 6124: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 10-го августа 1901 г. докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской духовной академии Николай Высоцкий определен на должность преподавателя общей и русской церковной истории в Томскую духовную семинарию». е) от 21 августа за 6139: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 10 августа 1901 г. докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской духовной академии Петр Постников определен на должность учителя географии и арифметики в Волоколамское духовное училище». —264— ж) от 28 августа за 6333: «По утвержденному Г. Синодальным Обер-Прокурором 23 августа 1901 г. докладу Учебного Комитета при Святейшем Синоде, кандидат Московской духовной академии Михаил Титов определен на должность помощника инспектора в Благовещенскую духовную семинарию. Канцелярия Обер-Прокурора Святейшего Синода долгом поставляет сообщить о сем Совету академии для сведения и зависящего распоряжения». Справка: По распоряжению Преосвященного Ректора Академии всем вышепоименованным лицам дано знать о состоявшемся назначении их на духовно-учебную службу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—25— 14) Ученые степени магистра богословия и доктора богословских наук присуждаются Советом Академии с доведением о сем до сведения Святейшего Синода. – 15) § 188-й действующего устава духовных академий, не дозволяющий участия студентов академии в политических партиях, исключается. – 16) В целях увеличения числа учащихся в академиях по крайней мере до 600 человек в каждой, в академию принимаются воспитанники духовных семинарий как первого, так и второго разрядов, а равно и окончившие курс в светских средних учебных заведениях. – 17) Те из поступающих в академии лиц, кои не изучали в средней школе древних языков, обязываются сдать экзамен по этим языкам в течение первого года обучения в академии. – 18) Студентам академии разрешается проживать на частных квартирах. В течение отчетного года Совет Академии имел 17 собраний: 1 торжественное в день годичного акта, 3 открытых по случаю магистерских коллоквиумов и 13 обыкновенных. В ряду обычных занятий Совета наиболее важными были: 1) замещение вакантных кафедр в Академии, 2) удостоение ученых степеней, 3) присуждение премий и распределение пособий и 4) делегирование депутатов от Академии на различные съезды и в комиссии по делам церковным и государственным. К началу отчетного года, за смертью и. д. ординарного заслуженного профессора, А. П. Шостьина и ординарного, профессора С. И. Смирнова, оставались вакантными две академические кафедры – педагогики и истории русской церкви. —26— Кафедра педагогики замещена была порядком, указанным в §§ 70 и 71 устава духовных академий. – По рекомендации ординарного профессора Академии С. С. Глаголева, экстраординарного профессора священника П. А. Флоренского и и. д. доцента Академии Ф. К. Андреева, представлению Преосвященного Ректора Академии от 22 сентября 1916 года за 1314 и резолюции на оном Его Высокопреосвященства, от 28 сентября 1916 года за 4018, – к пробным лекциям на соискание этой кафедры допущен был преподаватель Московской духовной семинарии, кандидат богословия, П. В. Нечаев. – Прочитанные г. Нечаевым в собрании Совета Академии 27 октября 1916 года пробные лекции (одна – на тему по собственному избранию: «Основные педагогические воззрения С. А. Рачинского», другая – по назначению Совета Академии: «Религиозное воспитание, как условие выработки нравственного характера») Советом были признаны удовлетворительными и указом Святейшего Синода от 30 декабря 1916 года за 16545 он утвержден был в должности преподавателя Академии по кафедре педагогики, в звании исправляющего должность доцента, с 27 октября 1916 года – дня избрания его на эту должность Советом Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А.П. Соловьев Идейное наследие архиепископа Никанора (Бровковича) (1826–1890) и философская мысль в Казанской Духовной Академии последней четверти XIX – начала XX века Источник Содержание 1. Общая характеристика отношения архиеп. Никанора Бровковича) к Казанской духовной академии 2. Начало формирования философской системы архиеп. Никанора в Казанской духовной академии 3. Идейное наследие архиеп. Никанора в Казанской духовной академии: П.А. Милославский, В.Н. Несмелов, А.А. Воронцов Источники и литература     Статья посвящена выявлению тех истоков философской системы архиеп. Никанора (Бровковича) (1826–1890), которые связаны с его деятельностью на должности ректора Казанской духовной академии (1868–1871). Дана общая характеристика его отношения к академии и проанализированы его философские труды и идеи, сформировавшиеся во время ректорства в КазДА. Определено его влияние на крупнейших представителей казанской духовно-академической философии конца XIX – начала XX века П.А. Милославского и В.И. Несмелова . Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно – исследовательского проекта РГНФ («Философия в Казанской духовной академии (1842–1921 гг.) в контексте истории русской мысли XIX – начала XX в.»), проект 16–03–50237а(ф). Артем Павлович Соловьев – кандидат философских наук, доцент кафедры политологии, социологии и философии Башкирской академии государственной службы и управления (г. Уфа) (artstudium@yandex.ru). 1. Общая характеристика отношения архиеп. Никанора Бровковича) к Казанской духовной академии В самом начале XX века в Казанской духовной академии была учреждена стипендия имени высокопреосвященнейшего Никанора (Бровковича) , архиепископа Одесского и Херсонского. Стипендия исчислялась с процентов капитала, пожертвованного академии ее выпускником (1870 года) и почетным членом (с 1903 года) епископом Глазовским Варсонофием (Кургановым). Стипендию должен был получать «один из беднейших студентов духовного звания, отличающийся благонравием и успехами» 1 . Еп. Варсонофий оказался не единственным учеником и коллегой архиеп. Никанора, кто почтил его память пожертвованием. Ранее, а именно 3 февраля 1891 года, накануне сорокового дня после кончины архиеп. Никанора, в Казанской духовной семинарии прошел памятный вечер с панихидой по почившему архиерею. На этом вечере преподавателем казанской семинарии И.А. Невзоровым 2 была прочитана лекция «Взгляд Высокопреосвященного Никанора на современную культуру и русское общество» 3 . Весь сбор от чтения пошел на пополнение капитала, с которого выдавалась премия двум лучшим студентам Казанской семинарии 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Brovko...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010