Состоялось заседание ученого совета Минской духовной академии и семинарии 14 июня 2013 г. 13:12 11 июня 2013 года под председательством ректора Минской духовной академии и семинарии архиепископа Новогрудского и Лидского Гурия , Управляющего делами Белорусской Православной Церкви , состоялось заседание Ученого Совета МинДАиС. Открывая заседание, архиепископ Гурий обратился к членам профессорско-преподавательской корпорации со словами приветствия и обозначил повестку предстоящей работы. Далее секретарь Ученого Совета протодиакон Георгий Пшенко сообщил о выполнении постановлений Совета от 13 марта 2013 года (протокол 89, журнал 5), касающихся введения экзамена по богослужебной практике для студентов выпускного курса семинарии. Проректор по учебной работе МинДА доцент В.В. Акимов сделал доклад о выполнении постановлений Совета, касающихся реформирования Минских духовных академии и семинарии, а также предложил на утверждение проекты нормативных документов. После утверждения документов проректор по учебной работе Минской духовной академии отметил необходимость рассмотрения на текущем совете Положение об аттестации профессорско-преподавательского состава, что предусмотрено «Порядком реформирования Минской духовной академии». Однако рассмотрение данного документа было перенесено на Ученый совет, который состоится в августе 2013 года. В связи с этим преподавателям было предложено заранее подготовить информацию о своей научной и научно-методической деятельности. Следующий вопрос, затронутый В.В. Акимовым, касался системы аттестации в Минских духовных школах. Согласно «Положению о магистерской подготовке в Минской духовной академии» и «Положению о бакалаврской подготовке в Минской духовной семинарии», знания студентов семинарии и академии будут оцениваться по 10-балльной системе. Переход на эту систему оценки был признан целесообразным по причине всеобщего употребления данной оценочной шкалы в белорусской системе образования. Кроме того, на необходимость перехода к 10-балльной системе обратила внимание и инспектировавшая МинДАиС комиссия Учебного комитета. Согласившись с изложенными аргументами, Ученый Совет принял нормативный документ «Критерии оценки знаний студентов по десятибалльной шкале в Минской духовной академии и семинарии».

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

—25— и привлекает в свои стены детей даже иноепархиального духовенства, по преимуществу детей тех родителей, которые желают сохранить своих детей верными своему званию». На эту черту в жизни Вифанской семинарии указал и митрополит Московский Иннокентий в беседе с ревизором статским советником С.И.Миропольским: «Москвичи, – говорил владыка, – норовят вон, а вифанцы рады и скудному месту сельского псаломщика и священника» 35 . Преемственность традиций в историческом пути Вифанской семинарии получила подтверждение в дни торжественного празднования ее столетнего юбилея в сентябре 1900 года. В юбилейных речах были определены те характерные черты, которые отличали Вифанскую семинарию от других семинарий: близость к Московской Духовной Академии с одной стороны и уединенное, по временам суровое существование, с другой. V. Близость к Московской Духовной Академии Как было только что отмечено, одной из особенностей Вифанской Духовной Семинарии была ее близость духовная к Московской Академии, которая «в общем как бы заменила для первой великого Платона, хранившего и гревшего, «как голубица под крылами», своих «детей»-питомцев и дружественно и любовно взращивавшего и хранившего «под покровом мудрости своей» ее наставников. Из истории прошлого Вифанской семинарии и ее отношения к Академии видно, что первая с момента основания Московской Академии в Лавре стояла в самых близких отношениях с последней и во многом жила ее жизнью. Например, известно, что ректор Вифанской семинарии являлся членом академической конференции и учрежденного при Академии духовно-цензурного комитета (...); профессора Академии всегда посещали скромные празднества семинарии, и преподавательский персонал последней участвовал в торжествах Академии. Здесь можно отметить и другие частные факты, показывающие, что взаимоотношения Вифанской семинарии и Академии —26— были не простыми, вызванными чисто местными условиями, (...), но отношениями самыми искренними и живыми, основанными на доверии академической корпорации к преподавательскому персоналу семинарии и на уважении последними ученого авторитета первых. Показателем именно таких отношений может служить, например, следующий факт.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Этим кончилась-бы и вообще, быть может, наша задача, если бы еще одна благоприятная особенность Вифанской семинарии, о которой мы упомянули, не дала нам достаточного повода продолжить настоящую речь. Мы говорим в данном случае о топографической, а в зависимости от этого и вместе с этим и об особенной, давно подмеченной уже, духовной близости Вифанской семинарии к Московской духовной академии, которая в общем как-бы заманила для первой великого Платона, хранившего и гревшего, „как голубица под крылами», своих „детей» – питомцев и дружественно и любовно возвращавшего и хранившего „под кровом мудрости своей» её наставников 41 . Из истории прошлого Вифанской семинарии в её отношении к Академии видно, что первая с самого основания Московской академии в Лавре стояла в самых близких отношениях к последней и во многом жила её жизнью. Так, известно, что ректор Вифанской семинарии был обыкновенно и членом академической конференции и учреждённого при академии духовно-цензурного комитета; расписание проповедей, которое составляло академическое правление, простиралось и на личный состав служащих в семинарии; 42 профессора Академии всегда посещали скромные празднества семинарии и преподавательский персонал последней участвовал в торжествах академии. Кроме сего должно отметить также и то, что преемники Платона на Московской святительской кафедр, храня заветы своего великого предшественника, горячо любившего основанную им школу, не оставляли ее своим заботливым вниманием и попечением 43 и нередко вверяли ее опытному руководству и особенной попечительности просвещённых ректоров Московской духовной академии 44 . Здесь можно отметить и другие частные факты, показывающее, что взаимоотношение Вифанской семинарии и академии было не простым, вызванным чисто местными условиями, хотя, конечно, и не без влияния их, отношением, но отношением самым искренним и живым, основанным на доверии академической корпорации к преподавательскому персоналу семинарии и на уважении последними учёного авторитета первых.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

Связь по части экономической. 1) Приходские училища представляют свои отчёты в уездные, уездные училища – в семинарии, семинарии – в окружные академии, а академии – в Комиссию. Суммы на содержание училищ назначаются Комиссией и переходят чрез академии в семинарии, и так далее по нисходящей линии. Комитет предположил сохранить уже существовавшие тогда академии: Киевскую, Московскую, С. Петербургскую и Казанскую; семинарии разделить, по числу академий, на четыре Округа, назначив в каждой епархии по одной семинарии, по десяти уездных училищ, круглым и самым высшим числом, и по тридцати училищ приходских, тоже самым большим числом; таким образом, по предначертаниям Комитета, число всех вообще духовных училищ долженствовало возрасти до тысячи пятисот восьмидесяти; в следствие сего, число учащихся в этих училищах, по ведомости 1825 года, значилось сорок пят тысяч человек. Но надобно заметить, что сколько есть в России детей духовного звания мужеского пола от шести лет возраста и выше, – столько же есть и учащихся, с весьма небольшим исключением, ибо, по обычаям и законам нашей Церкви и Отечества всякий священно-церковно-служитель обязан обучать сына своего грамоте сначала сам, а потом уже представлять его в училище. Примерный штат или сумма на содержание духовных училищ, по исчислению Комитета, определён был в следующем порядке. На С. Петербургскую академию 67,000 p., на Киевскую, Московскую и Казанскую по 55,8800 р. – всего на четыре академии 234,400 р. Все епархии, а потому и семинарии, за разностью цен и способов и; их содержанию, Комитет разделил на три разряда, назначив каждому особую сумму. В первом разряде поставлено восемь семинарий; из них на С. Петербургскую положено 19,900 р. на прочие семь по 17,000, a на все вместе перворазрядные семинарии 138,900 р. Ко второму разряду отнесено двенадцать семинарий. Содержания на каждую положено по 14,375 p., а на все 172,500 р. Третий или низший разряд составлен из шестнадцати семинарий, из коих на каждую определено 12,850 р. значит, на шестнадцать семинарий 205,600 р. На все же вообще тридцать шесть семинарий причитается суммы 517,000 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Справка: По § 17 устава духовных академий отпуск должностных лиц Академии в учебное время на срок более 14 дней, но не свыше четырех месяцев, зависит от Епархиального Преосвященного. Определили: Ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством о разрешении сверхштатному профессорскому стипендиату Академии Владимиру Семидалову отпуска заграницу на срок четырех месяцев (с 15 января по 15 мая 1908 года) с правом пользоваться тем окладом жалования, который назначен ему, как профессорскому стипендиату. XI. Прошение преподавателя Калужской духовной семинарии И. И. Троицкого: «Советом Академии в собрании 7 сентября сего года я намечен кандидатом для замещения кафедры Св. Писания В. Завета. По уставу Академии таковой кандидат должен прочесть две пробных лекции, одну из которых – на тему по назначению Совета Академии. До сих пор я не имею —357— никаких сведений о назначении мне темы для пробной лекции. Поэтому прошу Совет Академии сообщить мне о назначении темы, если оно состоялось, или же назначить тему по возможности в скором времени и также сообщить мне об этом». Определили: Тему для второй пробной лекции преподавателя Троицкого поручить дать и. д. доцента Академии по кафедре еврейского языка и библейской археологии Е. А. Воронцову. XII. Отношения: а) Г. Прокурора Московской Святейшего Синода Конторы от 9 ноября за 2332: «Вследствие отношения от 2 текущего ноября за 1101 имею честь уведомить Совет Московской Духовной Академии, что препровожденная при помянутом отношении рукопись Синодальной Библиотеки – Милютинская Минея за апрель – получена в целости и внесена на хранение в библиотеку. При этом считаю долгом присовокупить, что к продлению срока пользования экстраординарным профессором Академии С. И. Смирновым рукописью Синодальной Библиотеки за 926 еще на три месяца с моей стороны препятствий не встречается». б) Правления Вологодской духовной семинарии от 14 декабря за 1167: «Правление Вологодской духовной семинарии честь имеет уведомить Совет Московской Духовной Академии, что принадлежащая семинарской библиотеке рукопись XVI века за 1887 Правлением семинарии получена».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Состоялось первое в новом году заседание Ученого совета Минской духовной семинарии 6 января 2019 г. 11:44 3 января 2019 года в Минской духовной семинарии прошло заседание Ученого совета, которое возглавил ректор архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий . В ходе заседания были подведены итоги первого семестра 2018/2019 учебного года и рассмотрены текущие вопросы. Об итогах успеваемости и поведении студентов богословско-пастырского отделения семинарии дневной формы обучения в первом семестре 2018/2019 учебного года сообщил первый проректор протоиерей Андрей Цигель. Проректор по воспитательной работе, заведующий отделением заочного обучения протоиерей Виктор Василевич выступил с докладом об итогах успеваемости и дисциплины студентов богословско-пастырского и богословско-педагогического отделений семинарии заочной формы обучения в первом семестре 2018/2019 учебного года. Далее проректор по научной работе Минских духовных академии и семинарии доцент А.В. Слесарев представил  доклад  о научной работе Минской духовной семинарии в первом семестре 2018/2019 учебного года. Доклады об итогах успеваемости и поведении студентов регентского и иконописного отделений в первом семестре 2018/2019 учебного года представили заведующие отделениями Н.В. Цигель и монахиня Варсонофия (Талатай). Отчетный  доклад  о музейной работе Минской духовной семинарии в 2018 году представил заведующий семинарским церковно-археологическим музеем доцент А.В. Слесарев. Также в ходе Ученого совета были утверждены расписание занятий во втором семестре 2018/2019 учебного года и список личного состава Минской духовной семинарии. О решениях Священного Синода Русской Православной Церкви и Синода Белорусской Православной Церкви в связи с антиканоническими действиями Константинопольского Патриархата на территории Украины сообщил ректор Минской духовной семинарии архиепископ Гурий. С докладом «О причинах прекращения церковного общения Русской Православной Церкви и Константинопольского Патриархата и современном положении дел в связи с антиканоническими действиями Константинопольского Патриархата на территории Украины» выступил доцент А.В. Слесарев. По итогам прозвучавших докладов Ученый совет Минской духовной семинарии принял  резолюцию  относительно поддержки позиции Священноначалия Русской Православной Церкви в связи с посягательством Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Завершилось заседание Ученого совета рассмотрением прошений и текущих вопросов, сообщает сайт МинДС . Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

XI. Прошение и. д. доцента Академии по кафедре церковнославянского и русского языков с палеографией, кандидата богословия, священника И.М. Смирнова: «Представляя при сем в рукописном виде сочинение на тему: «Синайский Патерик (Λεμων πνευματκος) в славянском переводе», имею честь просить Совет Академии принять его на соискание степени магистра богословия и дать делу надлежащее движение». Определили: Магистерскую диссертацию и. д. доцента Академии священника И.М. Смирнова передать для рассмотрения экстраординарному профессору Академии по кафедре истории русской литературы Н.Л. Туницкому. XII. Заявление Преосвященного Ректора Академии о том, что вторым рецензентом магистерской диссертации и. д. доцента Академии священника И. М. Смирнова он назначает члена Совета – ординарного профессора Академии по кафедре греческого языка С. И. Соболевского. —492— Определили: Принять к сведению. XIII. Отношение Преосвященного Председателя Комиссии по научному изданию Славянской Библии при Императорской Петроградской Духовной Академии, от 26 марта за 2/1052: «Общее собрание Комиссии но научному изданию славянской Библии при Императорской Петроградской Духовной Академии, в целях содействия деятельности Комиссии в стенах Духовных Академий, постановило просить Советы Императорских Духовных Академий о назначении для курсовых студенческих сочинений тем из области исследования библейского славянского текста. Честь имею представить эту просьбу Комиссии Совету Императорской Московской Духовной Академии». Определили: Предложить гг. профессорам и преподавателям Академии, при избрании тем для курсовых студенческих сочинений, иметь на будущее время в виду и изложенную в отношении просьбу Комиссии. XIV. Отношения: а) Председателя Императорского Московского Археологического Общества, графини Прасковьи Сергеевны Уваровой, от 25 мая за 1238, с уведомлением о получении возвращенных Советом Академии рукописей собрания графа А. С. Уварова за 509, 613, 384, 511, 852, 161, 61, 837, 449, 856 и 723. б) Совета Императорской Казанской Духовной Академии, от 16 апреля за 1502, с возвращением принадлежащих библиотеке Московской Духовной Академии рукописей за 156 (520) и 189 (577).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

22 июня правление семинарии было уведомлено, что св. синод, признав нужным обозреть в текущем году херсонскую семинарию и состоящие при ней училища, определил поручить это обозрение члену академической конференции протоиерею Иоанну Скворцову . Владыка на отношении к нему о предстоящей ревизии написал: «делать надлежащее приготовление к тому, что требуется по сему случаю». Со времени предыдущей ревизии прошло пять лет. Ревизор прибыл 5-го июля, в четверг, и в тот же день представлялся архиепископу. Затем, начиная с 6-го числа, стал ревизовать семинарию и училища и производить экзамен ученикам по всем предметам. На экзамене учеников низшего и высшего отд. семинарии присутствовал также и архиепископ. Ученики низшего отделения при ревизоре писали сочинение на тему: «Страшные явления в природе видимой при страданиях Господа нашего Иисуса Христа»; среднее отделение писало «о нравственной цели опытной психологии»; наконец, воспитанники высшего отд. писали «поучение народу по случаю (бывшего) затмения солнца». Ревизия продолжалась до 11-го июля включительно. Вскоре правление семинарии получило уведомление о результатах ревизии от киевского академич. правления. «Член академической конференции о. протоиерей Иоанн Скворцов в донесении своем о состоянии, в каком найдена им семинария, прописал, между прочим, а) знание латинского языка в семинарии неудовлетворительно; б) наставники семинарии, под руководством коих ученики занимаются сочинениями, отличаются удачным выбором приличных возрасту и предметам предложений, сопровождающимся ощутительною пользою для учащихся в развитии их дарований и возбуждение в них охоты к сочинению. Вследствие сего правление академии предписывает семинарскому правлению: а) озаботиться о возвышении и улучшении знания латинского языка; б) изъявить от академического правления одобрение тем из наставников семинарии, под руководством коих воспитанники семинарии занимаются сочинениями, за их умение и заботливость в руководствовании их в сем отношении» 128 ... Соответственно означенным результатом ревизии, правление семинарии сделало зависящие от него распоряжения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Увольнение Стамболова было очень благовременно. Числясь учеником одесской дух. семинарии и оставаясь более полгода на родине под предлогом болезни, он увлечен был в политику и занимался агитацией. 10 апр. 1875 г. одесское болгарское настоятельство прислало ректору семинарии такую бумагу. «В числе южно-славянских воспитанников вверенной вам семинарии находится болгарский уроженец г. Тернова Христо Ст. Стамболов. По дошедшим в настоятельство сведениям, сообщенным бывшим редактором болгарской газеты «Дунайская Заря» г. Войниковым члену настоятельства М. И. Пашову, оказывается, что в Рущуке турецкими властями открыто участие вышеупомянутого Стамболова в политической агитации и перехвачена его переписка с Каравеловым. С другой стороны, члены настоятельства заметили в Стамболове такое свободомыслие и направление, которые могут иметь заразительное влияние на прочих болгарских воспитанников. А потому, находя, что дальнейшее пребывание Стамболова в среде своих соотчичей в семинарии, как славянского стипендиата, может иметь вредное на них влияние, а при его участии и в политической агитации компрометирует учебное заведение, в коем воспитывается, одесское болгарское настоятельство имеет честь сообщить о сем вашему высокопреподобию, присовокупляя, что оно находило бы полезным исключить Стамболова из семинарии, дабы он не считался воспитанником ее» 316 . В текущем учебном году в состав академических курсов отправлены были три студента Шаревский, Логинов и Луговенко. Первый, однако, не был принят в Киевскую академию, а Логинов и Луговенко поступили в число студентов, казанской академии 317 . 1875–1876 В заседании 16 августа ректор семинарии сделал предложение правлению об избрании члена распорядительного собрания сего правления на место выслужившего в этом звании положенное время преподавателя Н. Брондерова. 28 авг. состоялись выборы и членом распорядительного собрания утвержден был владыкой 1-го сентября преподаватель И. Костенков 318 . В сентябре месяце ректор семинарии сделал следующее предложение правлению семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В семинариях, как и в духовных училищах, устанавливался шестилетний срок обучения (в общей же сложности курс духовного обучения составлял 20–25 лет) в трех двухгодичных «классах» (или отделениях) – низшего (риторики), среднего (философии) и высшего (богословия). В семинариях знакомили с классической античной литературой, ораторским искусством, учили искусству составления проповедей. Изучали логику, философию, естественную историю и историю России. В Сибирских семинариях, кроме классических и древних языков, изучали восточные – китайский, маньчжурский, монгольский, а также языки и диалекты сибирских и северных народностей. Выпускники высшего курса семинарии до 70-х годов могли поступать не только в духовные академии, но и в университеты. Однако эти нововведения оценивались не всегда положительно. Так, историк Иркутской семинарии свящ. А. Виноградов отмечает, что вводившиеся светские и практические дисциплины (медицина, естественная история и сельское хозяйство) были слишком обширны, и для обстоятельного их изучения требовались годы. В реальности же им уделялось по нескольку часов в неделю, и ни ученики, ни преподаватели не относились к этим предметам серьезно. И потому уже в 40-е годы назрела необходимость в новой реформе духовного образования. К 1831 г., то есть к тому времени, когда Добросердов был уже учеником высшего отделения, уровень квалификации преподавателей Иркутской семинарии стал высоким: из шести учителей семинарии пятеро окончили Московскую академию и лишь один, обучавший монгольскому языку, имел среднее специальное образование. Поскольку условия жизни в семинарии были трудными, а обучение продолжительным, ее оканчивали далеко не все. Многие старались, пройдя несколько классов, устроиться на должность причетника, а старшие – на должность священника или дьякона, обзаводились семейством. Однако были и те, кто продолжили, как Добросердов, свое обучение в духовных академиях, что открывало дорогу на вершину церковной иерархии. Сведения по истории Иркутской семинарии можно получить из следующих источников: Историческая записка об Иркутской духовной семинарии за последние 25 лет, составленная секретарем Правления семинарии, священником Афанасием Виноградовым//Иркутск. епарх. ведомости. – 1872. – 1. – С. 1–8; 3. – С. 25–32; 4. – С. 39–48. Краткие сведения об основании Иркутской Духовной семинарии//Иркутск. епарх. ведомости. Прибавления. – 1873. – 23. Бычков О. В. Святитель Иннокентий в Иркутской духовной семинарии: 1808–1818 гг.//Тальцы. – 1999. – 1 (5). – С. 22–31.

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010