Здесь пророк видит Христа, приближающегося к Сиону и торжествующего. Жители Сиона, пораженные величием торжества, с удивлением спрашивали: Кто это идет от Едома? Кто этот Победитель, который идумеян и все народы собрал на Сион? Это не значит, что они Христа не узнают, но что удивляются Его славе, открывшейся в призвании язычников. Тайны призвания языческих народов не знали первоначально даже апостолы, считавшие одних иудеев призванными в церковь , как они одни только призваны были Моисеем в синагогу, пока ап. Петр, наученный небесным видением ( Деян. 10 гл.), признал и язычников участниками спасения во Христе“ 286 . По своему видимому содержанию пророчество 63 главы ( Ис. 63:1–6 ) представляет диалог между чудным Существом, величественно грядущим от Едома или Восора, и духовными, но несравненно слабейшими собеседниками. Последние были необычайно поражены величественно торжественным видом Грядущего“, а равно и Его величественным шествием, необычайным для них и всего мира. Чувство удивления зрителей еще более увеличилось, когда они обратили внимание на червленые ризы“ торжествующего Героя. Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора, – в недоумении, полные благоговейного трепета, спрашивают они, – величественный и своей одежде, выступающий в полноте силы своей?“ – Это Я, отвечает чудное Существо, Я, изрекающий правду, сильный, чтобы спасать“. Отчего же одеяние Твое красно“, продолжают вопрошать неизвестные лица, пораженные не столько, кажется, величием Героя, сколько странным сочетанием торжественного вида с окровавленными одеждами? отчего ризы у Тебя, как у топтавшего в точиле?“ Я топтал точило один, также образно отвечает Грядущий от Едома и из народов никого не было со Мною; Я топтал их во гневе Моем, и попирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои, и Я запятнал все одеяние Свое. Ибо день мщения пришел. Он уже в сердце Моем, и год искупленных Моих настал. Но мстил врагам и спасал желающих искупления Я один; Мне не было помощника, когда Я смотрел, и удивился, что не было поддерживающего; помогла Мне мышца Моя, и ярость Моя поддержала Меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

И в книге Екклесиаста есть похожий стих о наследнике: «…кто знает: мудрый ли будет он или глупый? А он будет распоряжаться всем трудом моим, которым я трудился и которым показал себя мудрым под солнцем…» (Еккл 2:18-19). Таков мир саддукеев, людей образованных, интеллектуальных, обладающих безупречным вкусом, прекрасно знающих и греческую и римскую литературу. В Библии они видят поэзию, а религия для них — символ национальной идентичности. И вот такие люди приходят к Иисусу и говорят: «Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей. Взял её второй, и умер, и он не оставил детей; так же и третий. Брали её за себя семеро, и не оставили детей. После всех умерла и жена. Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели её женою» (Мк 12:20-23). Саддукеям этот вопрос кажется забавным и смешным. Вот Ты веришь в воскресение мёртвых. А чьей она будет женой, когда мёртвые воскреснут? В этом вопросе — вся логика этих умных, образованных, тонких, насмешливых, ни во что не верящих, во всём разочаровавшихся людей. Итак, саддукеи — это одна группа собеседников, совопросников Спасителя, с которыми, в общем-то, Он почти не спорит. Другая группа — это люди, с которыми Он, напротив, постоянно дискутирует. Фарисеи, или перушим, что на иврите означает «отделённые». Их было примерно шесть тысяч. Фарисеи как бы отделили себя от народа, от обычных, простых, не знающих Закона и живущих не по заповедям людей. Они подчёркивали эту свою отделённость: вот мы — настоящие верующие, а остальные — это всякая дрянь, которая ни во что не верит и ничего не знает. Фарисеи, в отличие от саддукеев, — не священнического происхождения. Это простые люди, очень часто мелкие ремесленники — сапожники, портные и т. п. Но они независимо от своего социального положения обладают большим религиозным и моральным авторитетом. Складывается интересная ситуация: духовное лицо, в пышном одеянии совершающее церемонию в храме, такого авторитета не имеет, на него смотрят как на представителя чисто официальной религиозности, с ним никто не советуется..

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

И в книге Екклесиаста есть похожий стих о наследнике: «…кто знает: мудрый ли будет он или глупый? А он будет распоряжаться всем трудом моим, которым я трудился и которым показал себя мудрым под солнцем…» (Еккл.2:18–19). Таков мир саддукеев, людей образованных, интеллектуальных, обладающих безупречным вкусом, прекрасно знающих и греческую и римскую литературу. В Библии они видят поэзию, а религия для них – символ национальной идентичности. И вот такие люди приходят к Иисусу и говорят: «Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей. Взял её второй, и умер, и он не оставил детей; так же и третий. Брали её за себя семеро, и не оставили детей. После всех умерла и жена. Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели её женою» (Мк.12:20–23). Саддукеям этот вопрос кажется забавным и смешным. Вот Ты веришь в воскресение мёртвых. А чьей она будет женой, когда мёртвые воскреснут? В этом вопросе – вся логика этих умных, образованных, тонких, насмешливых, ни во что не верящих, во всём разочаровавшихся людей. Итак, саддукеи – это одна группа собеседников, совопросников Спасителя, с которыми, в общем-то, Он почти не спорит. Другая группа – это люди, с которыми Он, напротив, постоянно дискутирует. Фарисеи, или перушим , что на иврите означает «отделённые». Их было примерно шесть тысяч. Фарисеи как бы отделили себя от народа, от обычных, простых, не знающих Закона и живущих не по заповедям людей. Они подчёркивали эту свою отделённость: вот мы – настоящие верующие, а остальные – это всякая дрянь, которая ни во что не верит и ничего не знает. Фарисеи, в отличие от саддукеев, – не священнического происхождения. Это простые люди, очень часто мелкие ремесленники – сапожники, портные и т. п. Но они независимо от своего социального положения обладают большим религиозным и моральным авторитетом. Складывается интересная ситуация: духовное лицо, в пышном одеянии совершающее церемонию в храме, такого авторитета не имеет, на него смотрят как на представителя чисто официальной религиозности, с ним никто не советуется..

http://azbyka.ru/katehizacija/nad-stroka...

И вот, когда они беседовали, излагали друг перед другом свои недоумения и ставили один другому вопросы, к ним присоединился третий Путник и стал прислушиваться к их разговору. Это был воскресший Господь, но они Его не узнали, ибо, как говорит евангелист Лука, – он же и емаусский путник, – «глаза их были удержаны» ( Лк. 24, 16 ). Их очи сначала были земные, оземленелые, неспособные или бессильные узреть Существо Духоносное. «О чём это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны?» – спросил их третий Спутник ( Лк. 24, 17 ). Собеседникам показалось странным, что есть хотя бы и один человек, который ничего не знает о совершившемся в городе Иерусалиме в последние дни, о чём все говорили. Как свидетели и очевидцы, они рассказали об Иисусе Назарянине и обо всём случившемся с Ним. " А мы, – с грустью заключили они, – надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить» нас ( Лк. 24, 21 ). Значит, что же? – Остается упасть духом, бросить мысль о несбыточном. И вот именно в этот момент – в минуты растерянности и беспомощности – и раздался ободряющий и одновременно обличающий за неверие божественный голос. Уже первые слова Христа Спасителя показали путникам, что Он не только хорошо знал о всём происшедшем, но и мог раскрыть истинный смысл событий. «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» ( Лк. 24, 25 ) – упрекнул Он учеников, смущенных крестной смертью Учителя, и объяснил всё, что было предсказано пророками о Христе, что должно было исполниться и что ныне исполнилось. Смущению и печали был указан верный выход не в земном царстве Мессии, а в Небесном духовном Царстве воскресшего Спасителя – в жизни вечной. Спутники слушали – и сердца их горели. Так они дошли до селения, в которое направлялись, а так как «день уже склонился к вечеру» ( Лк. 24, 29 ), то они просили Собеседника остаться с ними и отдохнуть. Просили они усердно: горящие и всё более разгоравшиеся их сердца подсказывали им такую просьбу. Господь не отказался.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

И вот, когда они беседовали, излагали друг перед другом свои недоумения и ставили один другому вопросы, к ним присоединился третий Путник и стал прислушиваться к их разговору. Это был воскресший Господь, но они Его не узнали, ибо, как говорит евангелист Лука, – он же и еммаусский путник, – глаза их были удержаны ( Лк.24:16 ). Их очи сначала были земные, оземленелые, неспособные или бессильные узреть Существо Духоносное. О чем это вы, идя, рассуждаете между собою, и отчего вы печальны? – спросил их Спутник ( Лк.24:17 ). Собеседникам показалось странным, что есть хотя бы и один человек, который ничего не знает о совершившемся в городе Иерусалиме в последние дни, о чём все говорили. Как свидетели и очевидцы, они рассказали об Иисусе Назарянине и обо всем случившемся с Ним. А мы, – с грустью заключили они, – надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить нас ( Лк.24:21 ). Значит, что же? Остаётся пасть духом, бросить мысль о несбыточном. И вот именно в этот момент – в минуты растерянности и беспомощности – и раздался ободряющий и одновременно обличающий за неверие божественный голос. Уже первые слова Христа Спасителя показали путникам, что Он не только хорошо знал о всём происшедшем, но и мог раскрыть истинный смысл событий. О, немысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! ( Лк.24:25 ) – упрекнул Он учеников, смущённых крестной смертью Учителя, и объяснил всё, что было предсказано пророками о Христе, что должно было исполниться и что ныне исполнилось. Смущению и печали был указан верный выход не в земном царстве Мессии, а в Небесном духовном Царстве воскресшего Спасителя – в жизни вечной. Спутники слушали – и сердца их горели. Так они дошли до селения, в которое направлялись, а так как день уже склонился к вечеру ( Лк.24:29 ), то они просили Собеседника остаться с ними и отдохнуть. Просили они усердно: горящие и всё более разгоравшиеся их сердца подсказывали им такую просьбу. Господь не отказался. В доме была приготовлена трапеза, в которой Он принял участие.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

И вот остаток дня и до позднего вечера, в гостинице, занялся непривычным для себя делом: впервые попытался подвергнуть Библию своеобразному анализу. Подумалось: если мою собеседницу не смог убедить сам живой великорусский язык, то есть ведь непререкаемый авторитет, а именно — Священное Писание. Вот и принялся за дело, как кропотливый счетовод. Айв самом деле интересно, сколько же раз в тексте великой Боговдохновенной Книги встречается это самое гордое слово — мозг? Признаюсь, в этой работе здорово помогла подаренная накануне книга под названием «Полная симфония на канонические книги Священного Писания», хорошо знакомая тем, кто учился в духовных учебных заведениях, и с которой с тех самых дней не расстаюсь, настолько она оказалась интересной и полезной. Что ж, терпение моё было вознаграждено сторицей! Выяснилось, что во всём тексте Священного Писания слово мозг встречается лишь дважды (!). Но, уважаемые почитатели мозга, не спешите и тут ликовать, потому как если внимательно вслушаться в эти строки, то нет в них, как мне кажется, прямого указания на то, что речь однозначно о головном мозге человека. Судите сам: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» ( Евр. 4:12 ); и второе упоминание: «Один умирает в самой полноте сил своих, совершенно спокойный и мирный; внутренности его полны жира, и кости его напоены мозгом» ( Иов. 21:24 ). Это что же получается, господа хорошие, о головном мозге человека в Библии вообще нет упоминания? А если с натяжкой, то лишь одно?! …Наутро, войдя в аудиторию, не замедлил поведать об этом поразительном факте моему пытливому оппоненту. И тем не менее испытываю благодарность к этой женщине по сию пору, потому как неожиданный, согласитесь, результат подвигнул меня продолжить эту работу. После фиаско с мозгом — и это в то время, как двадцатый век прошёл под знаменем научно-технической революции, а человек на учёной латыни вообще звучит как homo sapiens, что, как известно, переводится как человек разумный, да ещё в пору необычайной популярности всевозможных, заимствованных из-за океана понятий типа IQ (что для непосвящённых есть показатель уровня интеллекта), — меня не могло не заинтересовать понятие, которое — в отличие от предыдущего — не вызывает, увы, у современных людей должного пиетета.

http://azbyka.ru/fiction/russkoe-solnce-...

И вот ты зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя Иисус: Он будет велик, и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его: и будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца ( Лк.1:30–32 ). Из этих слов архангела видно, что уже при зачатии во чреве Пресвятой Девы Марии Христос был воплотившимся Сыном Божиим, Вторым Лицом Св. Троицы, что Христос, как зачатый силой и действием Св. Духа, с самого зачатия был воспринят в Ипостась, в личное единение с Сыном Божиим. Само зачатие Христа Спасителя во чреве Пресвятой Девы Марии было величайшим, единственным в истории мира и человечества чудом. В беседе с Никодимом Христос сказал: рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух ( Ин.3:6 ). Но Христос Спаситель принял плоть от Пресвятой Девы Марии не через мужское семя, но по наитию Св. Духа. В самом зачатии Христа Спасителя, согласно словам пророка Исаии, Господь роду человеческому дал знамение ( Ис.7:14 ), величайшее чудо. Поэтому Пресвятая Дева родила не просто только облагодатствованного младенца, человека, но Богочеловека, который по плоти был младенцем, но вместе был и Творцом всего видимого мира. Словами архангела: и царству его не будет конца ( Лк.1:32 ), опровергается и та хлыстовская мысль, что как каждое человеческое царство не может быть без царя, так и мир не может оставаться без Христа, и что постоянно, во всякое время, на земле должны быть Христы, как и читаем у апостола: Иисус Христос вчера и сегодня, и во веки тот же ( Евр.13:8 ). Из слов архангела Гавриила видно, что Христос вечно царствует над миром только духовно, невидимо, восседая одесную Бога Отца ( Мк.16:19 ; 1Пет.3:22 ; Деян.2:23,7:55–57 ; Рим.8:33–34 ; Кол.3:1 ; Евр.1:3 ). В доказательство же необыкновенных для человека умственных способностей отрока Иисуса Евангелист рассказывает о Его беседе с учёными в храме. В то время Иисусу было только двенадцать лет, но знанием св. Писания, ответами и вопросами собеседникам Христос привёл в удивление всех, слушавших эту беседу ( Лк.2:46–47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И затем, исполнившись огненной ревности по правде Божией, святой Апостол восклицает: «Дружба с миром есть вражда против Бога… Кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу». «Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте, смех ваш да обратится в плач, и радость – в печаль» ( Иак. 4:9 ). «Что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время и исчезающий… Вы роскошествовали на земле и наслаждались, напитали сердца ваши, как бы на день заклания, – говорит святой Апостол. – Вы осудили, убили праведника, и он не противился вам» ( Иак. 5:5–6 ). Старайтесь же утешить бедных и гонимых. Святой Апостол говорит им, чтобы они не сетовали, не унывали, не роптали на своих притеснителей. «Вы слышали о терпении Иова, – пишет он им, – и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен» ( Иак. 5:11 ). Как замечательно, что святой Апостол призывает нас к терпению и добрым делам. «Вера без добрых дел – мертва», – говорит он. В заключении святой Апостол говорит о великом значении обращения к вере заблудших. " Братия, – пишет он, – если кто из вас уклонится от истины и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его, спасет душу от смерти и покроет множество грехов» ( Иак. 5:19–20 ). – Вот эта уже миссия, – сказал старец, поднимая глаза на собеседника, – относится преимущественно к нашим пастырям, одни из которых, действительно, жертвуя собой, ищут заблудших овец, а другие, наоборот, разгоняют бедное стадо Христово, предавая его на растерзание кровожадным зверям и убийцам. Отец Лаврентий слушал с затаенным дыханием. Как все это ново для него! Сколько раз он читал Послание святого Иакова и только вот теперь оно открылось ему во всей силе и красоте. Он вспомнил слова поэта: …В миг в уста мои проник И вырвал грешный мой язык! И празднословный, и лукавый, И жало мудрости змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой… (Пушкин). – Спасибо тебе, старец, – сказал отец Лаврентий вставая, – мне кажется, что вы открыли мне новый мир. – Да будет воля Божия, – смиренно ответил старый архимандрит, – иди домой.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Иногда пусть поют «Богородице Дево», «Достойно есть» или другие духовные песнопенья, какие знают. Как велит божественный Златоуст, «ремесленник ли ты? Пой псалмы сидя. Но ты не хочешь петь устами? Делай это мыслью. Псалом – великий собеседник; от этого ты не подвергаешься ничему опасному, но и в мастерской будешь сидеть, как в монастыре, потому что не удобство мест, но строгость нравов доставляет нам спокойствие» (Слова огласительные. 2), чтобы воздержанием от таких прегрешений, покаянием, молитвой и призыванием святого имени Господа нашего Иисуса Христа вы получили благословение на труды и дела рук ваших и сохранились невредимыми от всякого душевного и телесного вреда в настоящей жизни, а в будущей сподобились Царства Небесного и той неизреченной радости и блаженства, которых все мы да получим по благодати Христовой, Которому подобает всякая слава со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь. 93 Греческое слово δολιοτη, используемое автором, может быть переведено как «лукавство, хитрость, коварство». – Примеч. пер. 94 Перевод по Септуагинте, в синодальном тексте: «Не ходи переносчиком в народе своем.» – Примеч. пер. 95 Перевод по Септуагинте, в синодальном тексте: «...пламенные уста и сердце злобное» – Примеч. пер. 97 Серп фигурирует в Септуагинте и, как следствие, в церковнославянском тексте. В синодальном переводе речь идет о свитке: «Я отвечен: вижу летящий свиток: длина его двадцать локтей, а ширина его десять локтей»... и пр. 98 Перевод по Септуагинте, в синодальном тексте: «Имение, которое он глотал, изблюет: Бог исторгнет его из чрева его». 99 Перевод по Септуагинте, в синодальном тексте: «Проклята часть его на земле, и не смотрит он на дорогу садов виноградных. Засуха и жара поглощают снежную воду: так преисподняя – грешников. 101 Это суждение, которое противоречит всем законам логики, Никодим Святогорец делает на основе текста Септуагинты; в церковно-славянском читаем: «сей (не) благослови Бога и царя», в синодальном переводе: «Навуфей хулил Бога и царя.» – Примеч.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

инокиня Наталья -- Наталья20 ноября 2021, 17:33 21 ноября 2021, 12:00 Да, я ошиблась - это не оригенизм, это невежество. Вы мыслите не как мирянка, а как человек, не знакомый с православным вероучением. Это касается всего: и представлений о мышлении мирян и монахов, и мнения о том, кто пойдет в ад. Каждый Ваш комментарий - квинтэссенция нелепых для Православия утверждений. А безответственность Ваша в том, что Вы транслируете свое безграмотное мнение очень активно и ничтоже сумняся. Андрей 21 ноября 2021, 10:39 Наталья 20 ноября 2021 22:07, прежде таки дочитайте исходный комментарий до конца. 100 лет тому назад, то есть с 1917 по 1922 год, на территории бывшей Российской Империи шла гражданская война. Азбучная истина: если человек делается рабом какой либо страсти, то ради сей госпожи не останавливается ни перед чем. Европейская история знает много такого рода примеров давностью меньше 2000 лет. Хотя бы сребролюбец, умерший от голода у сундука с золотом. А уж про сосуд с ядом в качестве расчистителя пути к престолу и говорить нечего. Пребывая во плоти мы часто не замечаем духовного, но после смерти получим тончайшее самовоззрение и поймём, что все наши грехи были сделаны исключительно произвольно. Галина И. 21 ноября 2021, 09:47 Простите, о воле Божией. «Когда Я скажу беззаконнику: «беззаконник! Ты смертью умрешь», а ты не будешь ничего говорить, чтобы предостеречь беззаконника от пути его, - то беззаконник тот умрет за грех свой, но кровь его взыщу от руки твоей. Если же ты остерегал беззаконника от пути его, чтобы он обратился от него, но он от пути своего не обратился, - то он умирает за грех свой, а ты спас душу твою. ..Живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. А когда он обратится от грехов своих, то он будет жив, не умрет. Ни один из грехов его, какие он сделал, не помянется ему» (Иез.33, с 8ст.), «и Я воскрешу его в последний день» (Ин.6,40). И. 21 ноября 2021, 05:16 инокиня Наталья -- И.20 ноября 2021, 19:40 Из Вашего комментария можно сделать вывод, что пояснений и примера, которые Вы подобрали для одной упомянутой в статье собеседницы, оказалось недостаточно на широкую аудиторию, где люди с разным душевным устроением, жизненным опытом, пониманием. Если целью статьи было описания случая из Вашей жизни, то и ладно. А если цель разъяснение " этого не отвлеченного вопроса, касающегося самых болезненных для нас мест " многим, как бы Вы для себя не объясняли причины вопросов/несогласия, по-моему, можно было бы учесть реакцию таких разных читателей. К тому же Вы пишете, что это " один из возможных ответов " , значит есть и другие.

http://pravoslavie.ru/142980.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010