Главное дело пророка вовсе не прорицания. Пророк менее всего предсказатель будущего. Его задача – громко и смело возвестить забытую или попранную истину – раз. Сбросить, опрокинуть идолов, занявших место истины в сознании людей – два. Сорвать маски с действительности и обнажить скрытую суть происходящего, то есть освободить тайные пружины от покровов повседневности – три. Возвещается ли при этом или не возвещается будущее – совершенно неважно. Если возвещается, то как «одно из», а не как единственно главное служение. Скорее всего возвещается, но не с датами и сроками, а так, как надпись на камне возвещает будущее витязю, стоящему на распутье. Пойдешь направо – будет то-то, налево – то-то. Вот как во Второзаконии: «За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца при изобилии всего, будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь, в голоде, и жажде, и наготе, и во всяком недостатке» (Втор. 28:47-48). То есть, какого именно врага нашлет Господь, когда нашлет, через какое время после начала отпадения от Завета, неизвестно. Не указано. Как вообще не указано никаких деталей. Сказана только неминуемая суть. И в этом смысле каждый может быть пророком. «Скажите праведнику, что благо ему. Скажите грешнику, что ему горе неизбежное». Вот пример подлинного пророчества. В этом смысле (а не в смысле предсказаний будущего) можно понимать и слово святого Павла: «Достигайте любви; ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать» (1 Кор. 14:1). Под именем идолов разумеем не каменных и прочих истуканов. Это, повторюсь, мысли; это вера во что-то иное, а не в Бога Живого. Есть вера во всесилие науки. Есть вера в бесконечный прогресс. Есть вера в то, что счастье – это богатство и непрестанные удовольствия. Есть вера в то, что человеку можно все, что он захочет, и никто на свете человеку не указ. Все это яд и ложь. Это ложные боги. Божки эти уселись на тронах обывательских умов и в мягких креслах грешных сердец. Их и нужно прогонять, переворачивать вместе с креслами и тронами.

http://pravoslavie.ru/101629.html

Горькое сознание того, что «дни мои прошли: думы мои – достояние сердца моего – разбиты», порождает последнее желание: «О если бы верно взвешены были вопли мои, и вместе с ними положили на весы страдание мое! О если бы записаны были слова мои! Если бы начертаны они были в книге...» ( Иов. 17:11; 6:2; 19:23 ). На архивных кладбищах воскресают писатели, и из-под цензурных протоколов несутся к нам живые голоса невысказанных убеждений. И посвящая эту книгу – книгу взвешенных воплей и обсужденных страданий – как первый дар любви заживо похороненным и их разбитым думам, мы начинаем творить для них и их могильщиков суд беспристрастной истории... Предисловие Истории русского цензурного надзора, удовлетворяющей требованиям науки, пока не существует. Не говоря уже о деталях, даже целые отделы его до сих пор остаются почти не разработанными. По крайней мере из тех «двенадцати цензур», которые насчитал в свое время А. В. Никитенко 1 , не изучена систематически ни одна. Так, еще не вышла из стадии погодного – даже фельетонного – изложения событий история внутренней гражданской цензуры; почти не затронута громадная область деятельности цензуры иностранной. Лишь отдельными событиями воспроизводится и сложная картина духовно-цензурного надзора, над книгою. Правда, говоря о последнем, следует признать, что некоторым эпизодам здесь посчастливилось. Относящиеся к ним официальные документы, сравнительно давно извлеченные из архивов и не раз опубликованные на страницах журналов и монографий, успели вызвать комментарии современников и вообще получить всестороннюю оценку. Трудно, например, отметить какие-либо новые фактические детали в многократно воспроизведенном печатью инциденте из эпохи мистицизма с книгою «Беседа на гробе младенца». Обстоятельно изложено, затем, в специальных исследованиях ( И. Чистовича , Н. Барсова ) движение «весьма секретного» некогда дела о противозаконном переводе ветхозаветных книг протоиерея Павского. Достаточно очерчена также судьба катехизисов митрополита Филарета, академических чтений арх. Иннокентия (Борисова) , Православного Собеседника в Казани и некоторых других изданий.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kotovi...

Господь наш Иисус Христос сравнивал человечество перед концом мира с человечеством перед Потопом. Как тогда люди были заняты лишь своими житейскими интересами и не хотели знать ничего духовного, " поскольку они – плоть " , как тогда избранных было очень мало, так будет и при конце мира. Во время Потопа избранные спаслись в Ковчеге, а о последних избранных сказал апостол Павел: " Мы оставшиеся изменимся и будем восхищены на облаках в сретенье Господа, грядущего судить живых и мертвых " (1 Фес. 4, 17). Эноху, первому пророку о пришествии Господа со множеством Ангелов – сотворить Страшный Суд над родом человеческим – надлежит возвратиться вновь на землю перед этим Страшным Судом. Он будет свидетельствовать последнему поколению людей о грядущей кончине мира, чтобы хоть часть покаялась, пока не поздно. Как все это чудесно, как изумительно предопределение Божие, чтобы один из первых людей земли возвестил, как живой свидетель, последнему поколению человечества последнее предупреждение. Как поразительно, что единственные долетевшие до христианского мира из глубины веков слова праведного Эноха повествуют именно о кончине мира и о пришествии Господа с бесчисленным множеством Ангелов для суда над человечеством. Запечатлены же эти слова Эноха апостолом Христовым Иудой, братом Господним. Может быть, апостол Иуда, брат Господень, слышал подтверждение пророчества Эноха от Самого Христа Спасителя и написал об этом. Вот что пишет апостол Иуда в своем соборном Послании: Пророчествовал Энох седьмой от Адама, говоря: " Се, приидет Господь со множеством Ангелов Своих сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех хулах, которые произносили на Него нечестивые грешники " (Иуды 1, 14-15). Ветхозаветная Церковь разделяется на два периода: первоначальный – от Адама до Авраама – и авраамовский – от Авраама до пришествия на землю Сына Божия. О первом периоде известно очень мало, а о втором очень много, но по своему значению первый период не менее велик, чем второй, как по существу происшедших событий – создания бессмертного Адама и спасения семьи праведного Ноя при гибели всего человечества во время Потопа, – так и по величию самих избранников Божиих, Его собеседников, из коих один – Энох даже живым был взят на небо.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Господь Своими словами о Сыне Человеческом дает здесь понять, что ожидаемый Мессия будет не человек, ибо человеку не суждено восходить на небо, а Сын Божий, воплотившийся и вочеловечившийся. Подобную поправку к иудейским понятиям о Мессии, основанным на неполном разумении пророчества Даниила, Господь повторяет после первого Своего учения о Евхаристии, когда, «зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: «это ли соблазняет вас? Что ж, если увидите Сына Человеческого, восходящего туда, где был прежде?» ( Ин. 6, 61, 62 ). Теперь же, указав собеседнику на присносущее и Божественное достоинство Мессии, Спаситель раскрывает Ему и назначение последнего не как отомстителя за избранный народ, но как Искупителя рода человеческого. «И, как Моисей вознес змия в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин. 3, 14 ). «А как же произойдет обещанный пророками суд Мессии?» – спрашивает Никодим вслух или про себя. Ответ уже готов; сначала он кажется отрицательным, а затем выясняется, что суд сей не отрицается, но разумеется не в карательном смысле для земли, а только пока в нравственном, «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а не верующий уже осужден, потому что не уверовал в Его Единородного Сына Божия. Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» ( Ин. 3, 16–19 ) и т. д. Эту же мысль о духовном только осуждении неверующих и злых в этой жизни и о каре им в жизни будущей Госполь неоднократно повторяет в четвертом Евангелии и в беседах с иудеями ( Ин. 5, 22–29; 45–47; 12, 47, 48; 1, 22; 16, 811 ). Учение Христово о суде составило бы богатый материал для особенного исследования, но мы в данной работе заинтересованы отношением к нему революционно-мессианских убеждений и чаяний иудейских.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Да и правда, начни Апостол проповедовать такое хотя бы своим соплеменникам — иудеям, они бы его не поняли. Он и сам так не говорит, наставляя уже обратившихся ко Христу. Но проповедь всегда имеет в виду спасение людей, и всегда учитывает уровень аудитории. «Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести: для Иудеев я был как Иудей, чтобы приобрести Иудеев; для подзаконных был как подзаконный, чтобы приобрести подзаконных; для чуждых закона — как чуждый закона, — не будучи чужд закона пред Богом, но подзаконен Христу, — чтобы приобрести чуждых закона; для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых. Сие же делаю для Евангелия, чтобы быть соучастником его. (1Кор.9:19-23)» Чтобы убедить людей хоть в чем-то, надо, прежде всего, нащупать область согласия. Мы согласны с многими сектантами, что Библия есть слово Божие, и можем увещевать их, обращаясь к Писанию. Мы согласны с мусульманами, что существует единый, личностный, нравственно благой Бог, посылавший Пророков, мы согласны, что Иисус есть Пророк, и Евангелие Его неоднократно так и называет (напр. Лк. 24:19), и исходя из этого мы можем свидетельствовать о Господе Иисусе уже не просто как о Пророке, но как о Боге и Искупителе. Мы согласны даже с язычниками в том, что существует духовная реальность, с которой можно установить отношения. Мы согласны с атеистами в том, что нам следует рассуждать логически и стремиться к интеллектуальной честности — и поэтому мы можем, обращаясь к ним, прибегать к логическим доводам. Это выяснение области согласия не означает — и не может означать — что мы готовы согласить Православие с какими-то неправославными учениями. Да не будет! Оно означает, что любая попытка убедить начинается с отыскания хотя бы малой крупицы правды среди заблуждений, с признания за собеседником искреннего, хотя и сбившегося с пути, поиска истины. Другое необходимое условие для того, чтобы убедить кого-то — это говорить на языке, понятном собеседнику. Да, богословие есть точная наука, в которой следует избегать туманных или удобопревратных высказываний. Святые Отцы приложили много усилий к формированию языка, на котором можно проводить предельно точные разграничения между истиной и заблуждением. Наставленные в вере православные люди хорошо понимают этот язык.

http://pravmir.ru/lyubov-ne-myslit-zla-2...

Далее может быть все намного хуже. Особенно много смертельных ран мы наносим другим людям своим языком. Не случайно апостол Иаков пишет: «Всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию» (Иак. 3:7–9). Также Иисус сын Сирахов учит: «Удар бича делает рубцы, а удар языка сокрушит кости; многие пали от острия меча, но не столько, сколько павших от языка» (Сир. 28:20, 21). А великий русский писатель А. Грибоедов в своем произведении «Горе от ума» утверждает, что «злые языки страшнее пистолета». Как видим, не только мечом или пистолетом, но и злым, неосторожным словом можно убить. Слово тоже может нести убийственную энергию, поэтому важно, как мы общаемся, как слушаем друг друга, насколько внимательны к собеседнику. Любое проявление неуважения льет воду на мельницу против шестой заповеди и постепенно ведет к самому настоящему убийству — вначале, может быть, через гневный, испепеляющий взгляд, далее словом и, наконец, делом. – Может ли слово осознанно использоваться как орудие убийства? – Да, слово служит основным оружием в современных информационных войнах. Еще Сократ говорил: «Когда слово не убьет, то палка не поможет». Т. е. вначале человека стараются словом деморализовать, например, подвигнуть его к духовному расслаблению, неоправданному гневу, пьянству и разврату, а затем физически добить. Поэтому всегда нужно быть очень критичным к той информации, которую мы получаем извне. Необходимо при свете слова Божия всегда проверять её, насколько она правдива. – Согласно данным статистики, в мире ежегодно делают аборты примерно 55 млн. женщин, т. е. 21% всех беременностей прерывается искусственным путем. В Украине ежегодно делают примерно 150 тыс. абортов. То есть ежегодно мы лишаемся населения целого крупного города. Сейчас разгорелись споры о том, оправданно ли будет аборты запретить?

http://pravoslavie.ru/97908.html

Евангельский рассказ о преображении определил основные черты его изображения. Рассказ краток, каких-либо фактических дополнений к нему древность не знала, а потому и иконография его не отличается большим разнообразием. Спустя 6–8 дней после беседы с учениками о несении креста Спаситель взял Петра, Иакова и Иоанна, возвел их на высокую гору и преобразился перед ними. Лицо Его воссияло, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет. И вот явились Моисей и Илия и начали беседовать с Иисусом Христом. При сем Петр сказал: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: одну тебе, другую Моисею, третью Илии». Когда он еще говорил, явилось светлое облако и осенило их; и слышан был голос из облака: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение; Его слушайте». И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались. Но Иисус коснулся их и сказал: «Встаньте и не бойтесь…». И когда сходили они с горы, Иисус запретил им кому-либо рассказывать об этом, доколе сын человеческий не воскреснет из мертвых… ( Мф. 17:1–9 ; Мк. 9:2–13 ; Лк. 9:28–36 ). Сообразно этому рассказу Иисус Христос изображается на горе, не всегда одинаково высокой: иногда она имеет вид небольшого возвышения, иногда – конуса с двумя отрогами; вообще же характер ее условный. Одежды Спасителя – белые, иногда серебряные и даже золотые. Слава Иисуса Христа выражается также посредством ореола, который во всех памятниках имеет овальную или круглую форму. Цвет ореола – небесный голубой или светло-синий или белый; впервые в памятнике XIII в. (Евангелие 54) мы встретили разноцветный ореол. Звездных ореолов в памятниках византийских, кроме равеннской мозаики, нет; но в памятниках позднерусских он встречается довольно часто: он состоит из двух сфер, вписанных одна в другую, из которых одна, а иногда и обе усыпаны звездами (иконы коллекции С.-Петербургской Духовной Академии 15 и 123 из Синода): это изображение славы в виде неба, составляющего престол Божий. Отражение славы преобразившегося Спасителя на собеседниках Его и апостолах изображается в виде лучей, исходящих от первоисточника света, согласно со словами церковной песни: «из плоти твоея лучи Божества исхождаху пророком и апостолом» (ин.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

«Енарал» Беседа с игуменом Довмонтом (Беляевым) о власти и властолюбии «Да, я хочу стать епископом, – с вызовом говорит юноша в подряснике, студент одной из провинциальных духовных семинарий. – Написано же, чтобы вы молили Господина жатвы о ниспослании делателей. Я – один из таких делателей, и я хочу быть епископом. Это же логично в конце концов: “Плох тот солдат, который не хочет стать генералом”. Я согласен на испытания, даже унижения, но при одном условии: если они приведут меня к сану». Такая логика вызвала у собеседников семинариста не просто потрясение и печаль – отторжение: «Не дай ему Бог принять сан! Нашелся “пастырь”. Делатель. Енарал». Были и другие эпитеты, но я предпочел обратиться к человеку, имеющему способность к взвешенным суждениям. Он осторожно обращается с эмоциями, и ответы его поэтому спокойны. Проще говоря, я опять напросился в гости к отцу Довмонту в Ивангород. «Дело есть, батюшка. Можно приехать?» – «Опять чайник ставить, что ли? Приезжайте». Приехал. Сидим, беседуем. Пересказал я ему возмутившую провинциальных студентов историю.      – Отец Довмонт, что можно сказать людям, которые искренне считают, что плох тот монах, который не хочет стать епископом, по примеру: «плох тот солдат, который не хочет стать генералом»? – Начать читать Евангелие, в конце концов! Не глазами, а умом и сердцем. Ведь с евангельской-то, христианской точки зрения всё совсем наоборот! Господь Иисус Христос учил Своих учеников так: «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими; но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть б о льшим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20: 25–28), «ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18: 14), – этими словами заканчивается притча о мытаре и фарисее. А еще в Евангелии от Луки сказано Господом:

http://pravoslavie.ru/127721.html

Если решимся на это, то легко уже устремимся и на добрые дела. Так никто впредь, прошу вас, не показывайся на конских ристалищах; никто даже не проводи дня в неприличных собраниях; не предавайся игре в кости и происходящему из-за нее крику, и прочим гибельным удовольствиям. Какая, скажи мне, польза от поста, когда ты целый день воздерживаешься от пищи, а между тем предаешься игре в кости, и тратишь весь день в пустословии, а нередко даже в клятвах и богохульстве? Нет, прошу, не будем так беспечны о своем спасении; напротив, пусть всегда будет у нас разговор о духовном, и каждый, взявши в руки божественную книгу и созвавши ближних, да питает словом Божьим душу и свою и собеседников своих, чтобы таким образом нам и избегнуть козней лукавого, и получить от поста великие блага, и насладиться любовью Бога, по благодати и человеколюбию Единородного Сына Его, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.   [ 1 ] Текст Злат.: εις φαυσιν επι της γης, του διαχωριζειν... согласно с Лукиан. и другими сп., и вопреки Александр. сп., где φαυσιν της γης =освещать землю (Елизав. Библ.) Согласие с Лукиан. сп. у Злат. выразилось здесь и в том, что у него не читается дальнейших затем слов: και αρχειν της ημερας και της νυκτος="" , как в Алекс. и др. списках. В масор. тексте не читается ни первых, ни последних слов. [ 2 ] В славянской Библии: введе, в греч. εθετο, что буквально будет " положил " и составляет более близкую передачу евр. вайясем="" , каковое выражение вполне соответствует содержанию этого библ. повествования. [ 3 ] της των τροπων αναλλαγης; разумеются зимний и летний повороты, определяемые по солнцу.   Беседа 7.   И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. [И стало так.] И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их (Быт.1:20,21).   Продолжение увещания к ходившим на зрелище; тяжкая ответственность тех христиан, которые своим поведением дают повод к соблазну неверующим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Здесь мы позволим себе сделать небольшое «лирическое отступление» и сказать несколько слов о святом купечестве, чтобы было понятно, что неслучайно старец Серафим пришел к святости именно из этого сословия. 8 Образы торговли, купли-продажи мы постоянно обнаруживаем в Священном Писании . Мудрые девы сказали неразумным: Чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились ( Мф. 25, 9–10 ). Так что продажа елея, т. е. чего-то угодного Богу, с евангельской точки зрения вполне приемлема. О продаже упоминается в притче о зарытом в поле сокровище и о купце, нашедшем драгоценную жемчужину ( Мф. 13, 44–46 ). При этом Христос выгнал торгующих из храма. И Иисус пришел в Иерусалим; и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда, и дома Отца Моего не делайте домом торговли ( Ин. 2,13–16 ). Это приговор всем, кто не в Бога богатеет ( Лк. 12, 21 ). Дело не в самом торге, который благословлен Господом, как земное устройство людей, а в его осуществлении – честном или с обманом, во славу Божию или ради личной выгоды. Из купеческого сословия вышли многие русские святые, в первую очередь, преподобный Серафим Саровский . Его родители, купец Исидор и Агафья, выстроили в Курске собор, который до сих пор является кафедральным. Неслучайно в знаменитой «Беседе с Н.А. Мотовиловым о цели христианской жизни» Саровский старец употребляет образ купеческого барыша, иначе прибыли, чтобы разъяснить своему собеседнику, что такое стяжание Святого Духа:   Стяжите благодать духа Святого и всеми другими Христа ради добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые вам большой прибыток дают. Собирайте капитал благодатных избытков благости Божией, кладите их в ломбард вечный Божий из процентов невещественных...

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010