В чем же заключается актуальность использования современных методов в миссионерской и катехизической деятельности Церкви? На епархиальном собрании города Москвы 2004 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II отметил, что перед нами открывается необъятное поле для миссионерских и катехизаторских трудов. Что же означают по своему содержанию, направлению и характеру эти два вида деятельности, на которые указал Святейший Патриарх? Внутренняя миссия Церкви воспитательного характера заключается в освидетельствовании истин православия тем, кто готовится ко святому крещению, и кто, будучи крещен, не получил соответственного научения в вопросах веры и церковно-приходской жизни. Именно у этих людей существует угроза отпадения от Церкви и попадания в оккультные группы и секты. Катехизис — это учебное пособие, составленное в 19 веке святителем Филаретом Московским , содержащее свод вероучительных истин, понятий и определений для наставления в православной вере. Катехизация заключается в научении истинам православия и чину церковной жизни для благоугождения Богу и спасения души. Катехизис — это вероучительное и нравоучительное содержание того, что нужно говорить, а катехизация — это методика того, кому и как говорить. Катехизатор — это специалист, получивший систематическое богословское образование, необходимые умения, навыки и пастырское благословение для проведения на своем уровне духовнопросветительской деятельности. Катехизация в узком смысле слова — это подготовка и проведение огласительных бесед по основам веры для готовящихся принять святое крещение. Катехизация в широком смысле слова — это осуществление от лица православной церкви духовно- просветительской деятельности в различных слоях общества и на разных уровнях с целью привлечения людей к нормам христианской жизни, которые заложены в нас Творцом. Так же в своем слове на епархиальном собрании города Москвы Святейший Патриарх Алексий отметил: «Во многие храмы столицы приходит огромное количество людей невоцерковленных — как москвичей, так и приезжих.

http://azbyka.ru/katehizacija/praktika-k...

Данный стандарт представляет собой совокупность положений, которые следует учитывать при реализации программ по подготовке, переподготовке, повышению квалификации катехизаторов в духовных школах, вузах и на катехизаторских курсах для осуществления духовно-просветительской деятельности на уровне прихода и благочиннического округа, а также для аттестации работающих катехизаторов. При составлении стандарта за основу была взята среднесрочная программа, рассчитанная на два (два с половиной) года обучения по очно-заочной форме. Такую программу предлагается считать оптимальной для подготовки катехизаторов. Кроме того, программы обучения могут реализовываться в других формах: очной, заочной, дистанционной. В соответствии со стандартом приготовление к катехизическому служению происходит через духовно-нравственное возрастание и приобретение знаний и имеет своей целью утверждение будущего катехизатора в истинах веры, благочестии и страхе Божием, а также в овладении им профессиональными навыками, необходимыми для осуществления духовно-просветительской деятельности.Большое значение при подготовке катехизаторов должно уделяться воспитательному процессу. По окончании программы обучения предполагается выдавать соответствующий документ церковного образца. На основе стандарта учебные заведения должны разработать свою основную образовательную программу, рабочие программы по изучаемым дисциплинам. Необходимо подчеркнуть, что учебное заведение, осуществляющее подготовку катехизаторов, должно быть тесно связано с благочиниями и приходами, иметь площадки для прохождения слушателями практики по катехизической деятельности. Приветствуется перевод уже действующих катехизаторских курсов на базу духовных учебных заведений или вузов в епархиях, где существует такая возможность. В высших учебных заведениях подготовка может осуществляться, например, по специальности «религиоведение», «теология» с изучением дополнительных дисциплин цикла «Катехизическая деятельность», а также в форме дополнительного образования. В духовных семинариях и училищах приветствуется создание катехизаторских факультетов (отделений). Для более эффективной работы образовательное учреждение может организовывать филиалы в районных центрах, разрабатывать программы заочного и дистанционного обучения.

http://azbyka.ru/katehizacija/cerkovnyj-...

Архиепископ Полоцкий Феодосий принял участие в конференции «Воспитательный потенциал духовно-нравственного развития личности ребенка в современной школе» 31 марта 2012 г. 10:53 30 марта 2012 года в школе 7 г. Новополоцка Витебской области Республики Беларусь прошла духовно-просветительская конференция «Воспитательный потенциал духовно-нравственного развития личности ребенка в современной школе». В мероприятии приняли участие архиепископ Полоцкий и Глубокский Феодосий , сотрудники городских школ, гимназий, детских садов, заместители директоров по воспитательной работе, около 200 молодых учителей. По словам архиепископа Феодосия, послушание, смирение и терпение должны быть фундаментом семейного и школьного воспитания: «Христос, Сын Божий, пришел на землю и показал нам высочайший пример послушания и подчинения Богу-Отцу, смирения и терпения. Он показал этот пример всему человечеству. Поэтому жизнь личности начинается с этого слова — " послушание " . Кому? Маме и папе. Душа смиряется и, смиряясь, она начинает учиться уму-разуму. У кого? У родителей. А родители-то свое прожили: и детство, и юность, и молодость. И они знают, что спасительно и полезно для ребенка. А чадо, привыкнув слушаться маму и папу, приходит в школу и начинает слушаться учителя». О работе по изучению основ и традиций православной культуры, которая ведется в трех школах г. Новополоцка, рассказали представители этих средних учебных заведений. Как сообщила заместитель директора по воспитательной работе школы 14 О.В. Лисовская, проект «Шаги духовности», реализуемый с 2009 года, стал победителем грантового конкурса «Православная инициатива-2011» . «Благодаря " Православной инициативе " у нас появилась возможность рассказать о своей работе не только в Беларуси, но и в России. Реализация проекта предусматривает общение и освещение деятельности на электронном интернет-ресурсе. Он называется " Сообщество православных делателей " . Это каталог проектов, каталог блогов тех организаций, школ, учреждений, приходов, которые занимаются вопросами духовно-нравственного воспитания. Мы тоже создали свой блог, реализуем своей проект, освещаем его ход на этой площадке. Можно зайти на него и пообщаться с людьми, которые работают не только в России, но и в других странах СНГ», — рассказала О.В. Лисовская. Sobor.by /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

– сотрудничество в решении организационных вопросов, связанных с преподаванием предметов по православной культуре в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, развитием их учебно-методического обеспечения и научно-педагогической базы, подготовкой, повышением квалификации и получением рекомендаций педагогами, желающими преподавать данные предметы; – сотрудничество в проведении экспертизы содержания учебников и образовательных материалов, предназначенных для преподавания предметов по православной культуре в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях; – сотрудничество в организации деятельности негосударственных общеобразовательных учреждений, учрежденных Стороной соглашения или действующих при ее участии, их интеграции в систему образования субъекта Российской Федерации, развитии взаимодействия с государственными и муниципальными общеобразовательными учреждениями в проведении просветительской работы по вопросам обучения, гражданского, патриотического, духовно-нравственного воспитания обучающихся; – сотрудничество в проведении научно-практических и просветительских конкурсов, конференций и других мероприятий для обучающихся и педагогических работников, в том числе на базе религиозных организаций Русской православной церкви в субъекте Российской Федерации (монастырей, духовных образовательных учреждений и др.); – содействие сотрудничеству образовательных учреждений профессионального религиозного образования, расположенных на территории субъекта Российской Федерации с государственными и муниципальными образовательными учреждениями разных типов и видов по вопросам научно-образовательной деятельности, возрождения отечественных традиций духовно-нравственного образования и воспитания, подготовки педагогических кадров; – анализ и обобщение опыта совместной работы в области образования, духовно-нравственного просвещения обучающихся, размещение информации о сотрудничестве в средствах массовой информации; – сотрудничество в организации и деятельности координационных советов, рабочих групп, проведении мероприятий по согласованным планам с участием представителей органов власти субъекта Российской Федерации и местного самоуправления, научной, педагогической общественности и родителей обучающихся по вопросам обучения и воспитания, духовно-нравственного просвещения, защиты традиционных семейных ценностей, профилактики среди детей и молодежи социальных отклонений (наркомании, алкоголизма, половой распущенности, преступности, экстремистских проявлений, бродяжничества и т. п.).

http://religare.ru/2_44799.html

Благодаря творческим талантам Царской семьи бал 1903 года стал знаменательным событием и послужил духовному переосмыслению русского исторического наследия. Национальная культура и духовные традиции, любовь к Отечеству и русской самобытности – все эти аспекты в полной мере отобразилось в духовно-исторической концепции костюмированного бала. И сегодня, спустя 120 лет, бал 1903 года служит примером для творческого вдохновения. С уверенностью можем сказать, что вся культурно-просветительская деятельность Царской семьи была целиком посвящена духовно-нравственному преображению русского народа и возвращению к родным истокам российской культуры. Рейтинг: 9.8 Голосов: 429 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Яна (Jana W) 9 марта 2023, 17:20 Безусловно, цель данного мероприятия- привлечение внимания к нац. традиции, к культуре. И да, не всем нравились патриотические устремления царской семьи, и все эти обвинения в " излишней роскоши " , " Русские костюмы стоят сумасшедших денег " - это лицемерие. В личной жизни члены царской семьи были чрезвычайно скромны, и это был общеизвестный факт. Светлана 26 февраля 2023, 14:40 Спасибо за статью! Немного уточнений. 25 января 1883 года во дворце Великого князя Владимира Александровича прошёл первый русский бал. Участники были одеты с костюмы допетровской эпохи. Бал 1903 года повторил тему, но с более конкретным периодом- время правления Алексея Михайловича. НН 25 февраля 2023, 14:15 Когда я первый раз попала в Екатерининский дворец- тогда и поняла,что в Российской Империи революциия была неизбежна. Какая-то безумная роскошь на фоне облупленных приходских и сельских церквей,бараков для рабочих, крестьянских изб. Да, этот бал произвёл фурор не только роскошью: 2% российского населения снизошли к русской культуре. А как жили, трудились, пели, плясали остальные 98% - никого не заботило./С уверенностью можем сказать, что вся культурно-просветительская деятельность Царской семьи была целиком посвящена духовно-нравственному преображению русского народа и возвращению к родным истокам российской культуры./- Где Вы там народ увидели? Эти 2%? Ну да, остальные-рабочая скотинка...

http://pravoslavie.ru/151154.html

Целями, закрепленными в Соглашении о сотрудничестве между Московской Патриархией и Министерством юстиции, являются духовная поддержка и религиозно-нравственное просвещение осужденных, в связи с чем в Соглашении конкретизируются области взаимодействия сотрудников уголовно-исполнительной системы с духовенством Русской Православной Церкви. Задачи подобных региональных и местных соглашений во многом сходны с задачами соглашений, заключенных на федеральном уровне. Так, согласно Договору о взаимодействии администрации Белгородской области и Белгородской и Старооскольской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата в сфере образования, стороны обеспечивают права каждого на получение религиозного образования, на углубленное изучение русского языка, русской истории и культуры, Православия, а также практической поддержки епархии в ее социальной, благотворительной и культурно-просветительской деятельности в подобных сферах. Предметом договора о сотрудничестве Московской епархии Русской Православной Церкви и Министерства образования Московской области является осуществление сотрудничества по воспитанию подрастающего поколения в духе высоких моральных ценностей, взаимодействию в вопросах учебно-методического обеспечения, анализа и обобщения опыта работы в области духовного и нравственного воспитания. Курский договор между администрацией Курской области и Курской епархией о совместной культурно-просветительской и педагогической деятельности заключен в целях возрождения традиционной российской культуры, духовности и нравственности, исторической преемственности существования русского народа, утверждения подлинного патриотизма и гражданственности, восстановления роли Православия в жизни и в просвещении России и Курской области, укоренения основ отечественного воспитания и педагогики. Заключение данного договора согласно мнению сторон было продиктовано «осознанием необходимости духовно-нравственного возрождения русского народа, пониманием того, что в самые тяжелые исторические времена русский народ неизменно обращался к Православию, черпая в нем силы для духовно-нравственного, а также политического и социально-экономического подъема».

http://pravoslavie.ru/5158.html

Настоящим Вы почисляетесь на покой по возрасту (по состоянию здоровья) и за штат такой-то епархии. По мере состояния здоровья Вам благословляется совершение богослужений в храме таком-то по согласованию с настоятелем. При переезде на территорию иной епархии клирик может попросить местного епархиального архиерея о принятии его в клир епархии в качестве клирика, состоящего на покое. В таком случае местный епархиальный архиерей может запросить отпускную грамоту и личное дело на клирика, а затем издать соответствующий указ. При переходе в другую епархию отправляется оригинал личного дела клирика и отпускная грамота, на основании которой уже в новой епархии выдается указ с назначением» 184 . Есть целый ряд документов Юридического отдела Московской Патриархии. С 1 марта вступит в силу новая редакция Земельного кодекса Российской Федерации. В новой редакции Закона говорится о бесплатном предоставлении религиозным организациям земельных участков для строительства зданий религиозного или благотворительного назначения, а также о наделении субъектов Российской Федерации правом бесплатно передавать в собственность религиозных организаций земельные участки для сельскохозяйственного производства. Закон оговаривает срок предоставления участков для строительства до 10 лет, но конкретный срок будет установлен по заявлению религиозных организаций. По поводу выделения бюджетных ассигнований на строительство духовно-просветительских центров в регионах: средства федерального бюджета в форме субсидий будут выделены некоммерческим организациям, а не епархиям. Субсидии выделяются в рамках Федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России». Получатели субсидий могут быть созданы религиозными организациями. Таким образом, федеральное финансирование строительства духовно-просветительских центров в регионах не нарушает норм федерального законодательства. Законопроект об особом порядке контроля за деятельностью религиозных организаций выводит религиозные организации из-под действия статьи Закона о некоммерческих организациях. Порядок контроля за их деятельностью будет определяться Законом о свободе совести.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Предусмотрены занятия по основам организации и несения караульной службы, практические занятия по обустройству полевого храма и деятельности помощника командира соединения по работе с верующими военнослужащими при подготовке и во время проведения учений. 11 мая. ПРАВМИР. Сбор штатного военного духовенства будет проведен с 16 по 25 мая на базе Западного военного округа в Санкт-Петербурге. В Военном инженерно-техническом институте будут проведены теоретические, а также практические занятия на полигоне, сообщает «Вестник военного и морского духовенства». «Цель сбора – помочь священникам, работающим на штатных должностях в Вооруженных силах Российской Федерации, встроиться в ритм жизни современной армии, — рассказал начальник Управления по работе с верующими военнослужащими Министерства обороны РФ Борис Лукичев. В течение десяти дней военные священнослужители пройдут специальную подготовку по базовым вопросам военной службы. Предусмотрены занятия по основам организации и несения караульной службы, практические занятия по обустройству полевого храма и деятельности помощника командира соединения по работе с верующими военнослужащими при подготовке и во время проведения учений. Особое внимание планируется уделить военно-медицинской подготовке. В конце курса слушатели сдадут зачет по пройденному материалу. «Во время ведения боевых действий священник должен находиться в районе санчасти или медпункта, — объясняет Борис Лукичев, — он должен уметь остановить кровь, сделать инъекцию от болевого шока, обладать другими практическими навыками оказания первой медицинской помощи. Это профессиональное требование». На двух круглых столах будут обсуждены вопросы взаимодействия военного психолога и военного священника, военные пастыри обменяются опытом работы. Сбор включает в себя и обширную культурную и духовно-просветительскую программу, посещение святынь Санкт-Петербурга и его окрестностей, участие в богослужениях. Для штатного военного имама Хатыба Синдикаева, который также принимает участие в сборе, организаторы мероприятия предусмотрели индивидуальную духовно-просветительскую программу.

http://pravmir.ru/v-peterburge-sostoitsy...

Стартовал прием заявок на конкурс «Серафимовский учитель — 2022/2023» 3 декабря 2022 г. 11:37 По благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия , председателя правления Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского , стартовал прием заявок на педагогический конкурс «Серафимовский учитель — 2022/2023». Проект направлен на повышение общественного статуса и поддержку педагогов, эффективно работающих в области духовно-нравственного просвещения, популяризацию их лучших достижений. Конкурс содействует формированию духовно и культурно насыщенной среды, способствующей нравственному становлению детей и молодежи. На конкурс принимаются разработки тематических разделов по православной культуре для преподавания гуманитарных учебных предметов и предметных областей (история, обществознание, языки, литература, искусство), а также программы духовно-нравственного просвещения, включая планы уроков, лекций, занятий, классных часов, сценарии культурных, просветительских, спортивных и других мероприятий с указанием применяемых дидактических средств и диагностического инструментария. Конкурс охватывает несколько направлений просветительской деятельности. Среди них: разработка образовательных (методических) продуктов для учреждений дошкольного образования, для общеобразовательных и учреждений профессионального и высшего образования, а также учреждений дополнительного образования. Кроме того, проводится по таким направлениям просветительской деятельности как управление и развитие сферы образования и реализация просветительских проектов в сфере культуры и СМИ. Заявку на участие можно заполнить на сайте  конкурсы.серафим.рф  (раздел «Серафимовский учитель») с 1 декабря 2022 года до 1 марта 2023 года. Проведение итогового заседания экспертного совета и определение победителей состоится до 15 мая 2022 года. Вопросы по проведению конкурса, оформлению заявок направляются в конкурсную комиссию на адрес электронной почты serafimychitel@mail.ru с указанием данных о кандидате и выдвинувшей его организации.

http://patriarchia.ru/db/text/5982624.ht...

Принципы деятельности Японской миссии ранее были исследованы в учебно-методической квалификационной работе но в существенно менее полной глубине. При этом следует согласиться с верностью приведенных в работе принципов православной миссионерской деятельности. Принципы миссионерской деятельности, следующие из трудов приведены в табл. 9. Таблица 9. Миссионерские принципы по свт. Николаю (Касаткину) Японскому , архиепископу Японскому (в последовательности приведения в текстах и их классификация по категориям Содержание текста Содержание принципа Категория принципа §1 «… миссионеры должны ревностно заняться изучением языка и страны, при чем для них должно иметь одинаковую важность изучение как устной речи, так и письменнаго языка. Им предлежит не только устная проповедь, но и положение основы Православно-Христианской литературы в стране, начиная от перевода священнаго писания и богослужебных книг до составления детских по Закону Божию учебников» л. 123–123об; 50, §10, л. 22–22об]. Устное и письменное благовестие просвещаемому народу, включая создание его письменного языка и переводов на него Св Писания, богослужебных текстов. Создание вероучительной литературы для детей. Церковно-просветительская, духовно-воспитательная и лингвистическая. §2 «По мере изучения языка, миссионеры входят в более и более близкие сношения с туземцами, при чем всегда и при всех обстоятельствах строго наблюдаются ими правила благоприветливаго, кроткаго и осторожнаго обращения …» л. 123об-124; 50, §11, л. 22об]. Установление миссионером личных доверительных отношений с представителям просвещаемого народа. Бережное воспитание новых христиан. Церковно-просветительская, духовно-воспитательная и личностная. §3 «… в числе туземцев прежде всего должно искать таких людей, которые способны были бы, приняв христианскую веру, сами, в свою очередь, послужить для распространения ея. На них, коль скоро они найдены, миссионер по преимуществу не должен щадить ни своего времени и труда, ни своих материальных средств, какими может располагать: это его будущие помощники в деле проповеди – катехизаторы» л. 124–124об; 50, §12, л. 22об-23].

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/kirill...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010