И опасность эта была налицо. И сказал Аврам Лоту: «да не будет раздора между мною и тобою, и между пастухами моими и пастухами твоими, ибо мы родственники» ( Быт.13:8 ). Здесь не просто осознание плотского родства, но и нечто большее. Кто такой Аврам? Это – первый еврей. А что означает слово «еврей»? Еврей – это «перешедший реку» (Евфрат), человек с того берега. Аврам перешел Евфрат, когда уходил из Ура Халдейского. Тогда многие государства имели естественные границы – реки, горные хребты. И родство между Аврамом и Лотом – это не только родство плоти. Это и родство духа, родство религиозной общины, в которой проповедовался монотеизм, вера в одного Бога. Аврам был из тех великих древних, которые слышали голос Единого Бога. А в Уре Халдейском, как и во всем мире тогда, люди поклонялись многим богам, они были язычниками. Они смотрели на солнце и говорили, что есть бог солнца. Они смотрели на землю и говорили, что есть бог земли. Сами будучи разделены, пребывая в злобе, они и в духовном мире видели разобщенность и многобожие. Очень ошибаются современные иудеи, когда говорят: «Мы – дети Авраама». Дети Авраама – это те, которые следуют за его верой. Аврам был цельный человек, он любил свое родство, он понимал, что Господь – один. Бог открылся ему как Господь единый, Он позвал его за Собой, и Аврам уже не служит многим богам, он служит одному Богу, он хочет защитить интересы общины, которая вместе с ним верит в одного Бога, и он говорит Лоту: «Не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево. Лот возвел очи свои, и увидел всю окрестность Иорданскую, что она, прежде нежели истребил Господь Содом и Гоморру, вся до Сигора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская» ( Быт.13:9–10 ). Лот начинает искать, куда ему пойти – направо или налево. И сейчас многие сидят и думают: скоро будут выборы президента, а нам куда – направо или налево? Одни говорят: мы – правые, другие: мы – левые. Есть такие, которые говорят: мы – правые центристы, другие: мы – левые центристы. И современный человек, подобно Лоту, думает, куда ему податься, где раскинуть свои шатры, что избрать для себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Родословная Христа начинается с Авраама. Иудеи сознавали себя в первую очередь как «детей Авраама», его наследников, тех, кого Бог произвел от Авраама по обетованию. Это был повод для гордости и для самоидентификации. Однако уже Христос в Евангелии начинает ломать такое самовосприятие и говорит, что Бог может и из камней воздвигнуть детей Авраамовых и что дети Авраама поступают так, как он поступал ( Сказали Ему в ответ: отец наш есть Авраам. Иисус сказал им: если бы вы были дети Авраама, то дела Авраамовы делали бы (Ин 8:39). Не надо полагаться на то, что твой предок Авраам, каждый сам стоит перед Богом и сам должен принести покаяние ( Сотворите же достойный плод покаяния и не думайте говорить в себе: “отец у нас Авраам”, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму (Мф 3:8, 9). Эту тему развивает в своих Посланиях апостол Павел, замечая, что « не все дети Авраама, которые от семени его » (Рим 9:7). Важнее духовное родство. Истинными сынами Авраама являются верующие во Христа ( Познайте же, что верующие суть сыны Авраама (Гал 3:7), потому что главное в Аврааме – его доверие Богу, его готовность пойти « от родства своего и из дома отца своего » (Быт 12:1), куда укажет Бог. Каждый христианин, услышавший голос Божий в своей жизни, уходит от всего привычного, из «дома отца своего» туда, куда Бог его призывает. И обретает новое, духовное родство. Родство с Авраамом и другими праведниками веры. « Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной» (Мк 10:29, 30). Точно так же, как нам важно знать своих предков телесных, потому что это показывает нам, что мы часть чего-то большего, чем мы сами, нам важно знать своих духовных предков. История моей духовной жизни началась не в момент моего личного обращения к Богу, а в момент, когда Авраам услышал обращенные к нему слова Бога: « И сказал Господь Авраму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе» (Быт 12:1) и Авраам «пошел, как сказал ему Господь» (Быт 12:4). И продолжалась она в Исааке, Иакове, Воозе, Рахаве, царе Давиде и других предках Христа – и наших духовных предках. В чем выражалась их вера и духовное родство с нами, хорошо описано в 11-й главе Послания к Евреям.

http://blog.predanie.ru/article/nasha-ob...

Великую радость, а не безотрадное чувство скорби вызвало в сердцах учеников Иисуса Христа Его Вознесение на небо. Почему же расставание с Божественным Учителем не только не опечалило Его любимых учеников, но и, наоборот, обрадовало их? Да потому, что видимое Вознесение Иисуса Христа на небо не прекратило Его духовного единения с ними. Еще до Своего Воскресения из мертвых Иисус Христос, идя на вольные Страдания, так утешал Своих учеников: «Я иду приготовить место вам. И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я... Не оставлю вас сиротами; приду к вам... Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин.14:2–3, 18, 26 ). После Воскресения из мертвых Он снова подтверждает обещание всегда быть со Своими учениками: «Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). Вечное духовное единение со Христом и Его обетование послать Святого Духа на апостолов – вот источник их великой радости после Вознесения Его на небо. Итак, есть двоякого рода родственные связи между нами – христианами: родство кровное, плотское и родство духовное во Христе Иисусе, Господе нашем. Первое – плотское родство объединяет нас временно, пока мы живем на земле. Второе – родство духовное остается в силе не только во время нашей земной жизни, но и роднит нас со Христом и друг с другом в вечной загробной жизни. В Своей первосвященнической молитве Сын Божий, Спаситель мира, так молился за Своих учеников и за всех верующих во имя Его: «Отче святый, соблюди их во имя Твое, ихже дал ecu Мне, да будут едино, якоже (и) Мы. ... Не о сих же молю токмо, но и о верующих словесе их ради в Мя, да вси едино будут: якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут» ( Ин.17:11, 20–21 ). «Искупил нас Христос от клятвы законныя» ( Гал.3:13 ) и соединил с Собою навеки. И в этом вечном духовном единении со Христом и друг с другом для всех нас великое утешение. Не плачь, сердобольная мать, о временной потере умершего любимого сына, утешься, осиротевшая семья, не скорби о разлуке с отцом-кормильцем, не тоскуй и не грусти, овдовевшая жена, после смерти любимого мужа: как при жизни, так и после смерти все мы духовно соединены со Христом и друг с другом. «Не хочу же оставитъ вас, братия, в неведении об умерших, – говорит святой апостол Павел, – дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды ...ибо мы всегда с Господом будем» ( 1Сол.4:13, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

    П. Правда.     К. Присоединяет также постановление, что «Если дочь священника выйдет в замужество за постороннего, то она не должна есть приносимых святынь» (Лев. 22:12). Домашнего явно почтил, допустив его причащаться святынь, как родственника. Но что имеющим родство со священником должно всевозможно остерегаться того, чтобы прилепляться к ней сродным по вере и образу жизни и как бы не приобретшим сродства по добродетели, это может быть ясным для желающих тщательно исследовать веру Священных Писаний: ибо как в прежде уже прочитанном закон считал нечистым прокаженного и с ним еще страдающего семятечением, а также причастником их осквернения и нечистоты полагал и близко к ним находившегося и как бы связанного с ними вследствие прикосновения: так и здесь говорит, что дочь священника, хотя и имеет святое родство, не получит отсюда никакой пользы, вступив в союз с другим, то есть с иноплеменником, отнюдь не родственным ей и не от крови Израиля происшедшим. Итак, вот исторический смысл сих слов. Если же закон перенесен будет нами к созерцанию духовному, то мы должны будем сказать, что дщерью священника он называет душу, от воды и Духа возрожденную силою Христа и чрез веру призванную к освящению. Но и таковая душа, говорит, может быть непричастна святым, если она посягнет за иноплеменника, то есть если вступит в союз с некоторыми не истинно святыми и не имеющими духовного расположения к Богу: так тела имеют телесный образ соприкосновения, а духи — духовный.     П. Кого же мы должны считать впадающими в это состояние?     К. Тех, кого предостерегало честное слово премудрости, так гласящие: «Сын мой! если будут склонять тебя грешники, не соглашайся; если будут говорить: с нами, сделаем засаду для (Притч.1:10-11). К ним же мы присоединим и тех, которые, невежественно уклонившись от правой веры, идут вслед плоти, не приемля словес Святого Духа, но «внимая духам обольстителям,... через лицемерие лжесловесников, сожженных» умом (1 Тим. 4:1-2). Таковые, отметая родство со Христом, поистине посягнули за людей иноплеменных и приняли в себя семена диавольские и, будучи в заблуждении, плодоносят дела заблуждения и погибели.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3514...

Архангел Гавриил, войдя к деве Марии, возвестил: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою; благословенна Ты между женами» ( Лк.1:28 ). И праведная Елизавета, когда пришла к ней Дева Мария, исполнилась Духа Святого и прорекла: «благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» ( Лк.1:41–43 ). Сама Божия Матерь, повторяя пророчество царя Давида, сказала о прославлении Своем от Бога и людей: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды: что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его»... ( Лк.1:46–49 ). Несмотря на ясное свидетельство Священного Писания, протестанты отрицают величие Божией Матери, приравнивая Ее к обыкновенным людям. Матерь Господа нашего Иисуса Христа наречена благословенной между женами, то есть стоящей неизмеримо выше всех женщин рода человеческого. От самого создания человека не случилось, чтобы Дева зачала от Духа Святого, родила без мужа, будучи непорочной до рождеста, в рождестве и после рождества. Матерь Божия –единственная из человеков, избранная Богом для великого дела нашего спасения, считать ее обыкновенной женщиной, это значит отрицать Священное Писание, в котором о великом предназначении Божией Матери сказано Самим Богом через пророков, через Ангела и праведную Елизавету. Это значит умалять достоинство родившегося от Нее Господа Иисуса Христа, оскорбить Духа Святаго, Чьим благословенным жилищем Она является. Протестанты, ссылаясь на слова Христа: «кто Матерь Моя, и кто братья Мои?; ибо кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь» ( Мф.12:48–50 ), делают ошибочный вывод, что Господь не оказывал Своей Матери особой чести. Говоря эти слова, Господь ничуть не умаляет достоинство Своей Матери и, конечно, не отвергает Ее. Он здесь притивопоставляет плотскому родству духовно-нравственное, как наивысшее, как родство в Боге. Такое родство основано на соблюдении Божиих заповедей, на исполнение Его преблагой воли; таким было родство Христа с Его учениками.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

Итак, какое же звездное небо видел Аврам? Он видел духовное звездное небо! Он видел всех тех людей, которые будут следовать его вере, «по вере потомков Авраама» ( Рим.4:16 ). «Смысл этих слов (апостола Павла, – О. С.) таков: как Бог не есть бог частный, но Отец всех, так и Авраам. И еще: как Бог есть Отец наш не по естественному родству, а по усвоению веры, так и Авраам, потому что послушание делает его отцом всех нас. И поскольку иудеи думали, что такое родство не имеет никакого значения после того, как они получили другое родство, более грубое, то апостол, переведя речь на Бога, доказывает, что родство по вере гораздо важнее… Скажи мне, в самом деле, что удивительного в том, чтобы быть отцом тех, которые произошли от него? Это свойственно и всякому человеку. Но удивительно то, что Авраам по дару Божиему получил тех, которые не были его детьми по природе. Таким образом, если хочешь поверить, что патриарх был удостоен чести, то верь, что он – отец всех… Если для Бога возможно оживлять мертвых и несуществующее приводить в бытие, то возможно также и не рожденных от Авраама сделать детьми его» 123 . А эта хлопотливость Аврама о потомке, о наследнике, на самом деле, по истолкованию святых отцов – это и его чаяния о грядущем Мессии, который должен прийти от его чресл, это чаяние Одного! Сказано: «Но Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано: и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос» ( Гал. 3:16 ). «Обетовал же Бог всяческих благословить народы семенем Авраама; а это семя есть Сам Владыка Христос. Ибо обетование это Им приведено в исполнение, и народы приняли благословение. Все же прочие, даже достигшие самой высокой добродетели: Моисей, Самуил, Илья, одним словом, все ведущие род от Израиля по естеству, – хотя и называются семенем Аврамовым, однако же не суть Семя, принесшее источник благословения народам. Ибо это говорит божественный апостол: Не сказано: «и потомкам, как бы о многих, но как об одном: и семени твоему, которое есть Христос» ( Гал. 3:16 ). Следовательно, не потому, что и они ведут род от Авраама, именуются семенем Аврамовым, но потому, что Христос в собственном смысле имеет это наименование, как единственный, имевший по обетованию даровать благословение народам» 124 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

17 ст. И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего, 18 ст. зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, 19 ст. но драгоценною кровию Христа, как непорочного и чистого агнца, 20 ст. предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас, 21 ст. уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога. К святости жизни апостол побуждает христиан страхом суда Божия. Хотя мы и называем Бога Отцом, но из сего вовсе не следует, что Бог будет к нам особенно милостив и снисходителен, даже если бы мы и не радели о нашем спасении. Он Отец, но не забывайте, что Он в тоже время и нелицеприятный Судия, а посему со страхом проводите время странствования вашего, т. е. время вашей земной жизни, Судия воздаст каждому по делам его. Суд будет тем более строгий и нелицеприятный, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, т, е. не серебром или золотом вы искуплены, т. е. выкуплены от греховной, бесплодной для спасения, унаследованной от отцов жизни, но драгоценною Кровью Христа, как непорочного и чистого Агнца, Который предназначен был ко спасению человека еще прежде создания мира, т. е. в предвечном совете Божием, но явившегося в последние времена для вас, но Который явился только в последние времена, т. е. в конце ветхозаветного домостроительства Божия; явился только ради вас уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и прославил Его, чрез что дал нам возможность укрепиться не только в вере в Бога, но и в уповании на Него. (Паремии из новозав. кн. Еписк. Виссарион.) 22 ст. Послушанием истине чрез Духа, очистивши души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, 23 ст. как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего в век. С верою и надеждою на Бога необходимо соединяется любовь к ближнему, посему апостол дает своим читателям наставление о братолюбии. Для сего, говорит он, послушанием истине, т. е. Евангельскому закону, чрез Духа Святаго. е. силою, действием и наитием Св. Духа в таинствах церкви очистим наши души, и только тогда мы будем способны к нелицемерному братолюбию, постоянно любить друг друга от чистого сердца. Тем более, что основанием нашей любви является нс плотское родство, от тленного семени, а родство духовное, рождение всех нас от Бога, от нетленного семени, чрез слово Божие, живое и пребывающее в век.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

1Пет.3:5 .  Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. 1Пет.3:6 .  Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха. В подкрепление своего увещания женам-христианкам к подчинению мужьям Апостол указывает на древние, ветхозаветные примеры добродетельных жен, украшавшихся более всего повиновением мужьям своим. Из библейских женщин Апостол особенно выделяет (ст. 6) Сарру, родоначальницу евреев, засвидетельствовавшую свое супружеское почтение и подчинение мужу своему Аврааму самым наименованием его своим господином (евр. баал, греч. κριος), Быт 18:12 . Пример Сарры был особенно внушителен для христианок из евреек, но и христианки из язычниц могли быть названы дочерьми Сарры по духу, как всех христиан Ап. Павел именует детьми Авраама, отца верующих ( Рим 4:16 ). Такое духовное родство христианок с Саррою предполагает и Ап. Петр здесь, когда обусловливает это родство двумя обстоятельствами: а) если делаете добро, и б) не смущаетесь никакого страха: «при украшении, приличном христианкам, убеждает их быть милостивыми, не опасаясь за то взыскания от своих мужей… Такою возвышенною речью убеждая бережливых и малодушных женщин к тому, чтобы они щедрее раздавали домашние вещи, Апостол удерживает и мужей от строгости к ним». 1Пет.3:7 .  Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах. Подчинение жены мужу в христианстве не должно иметь рабского характера, напротив, должно носить характер свободного нравственного повиновения при ответном добром отношении к ней мужа-христианина. Отношения христианских мужей к женам своим, по Апостолу, должны отличаться благоразумною бережностью обращения, как со стороною слабейшею, и, кроме того, особою почтительностью, деликатностью, уважением. Обе черты представляют новое, чисто христианское основание: женщины вместе и наравне с мужами являются сонаследницами благодатной жизни и вечного спасения (ср. Гал 3:28 ); частнее, взаимная, совместная молитва супругов, домашняя и общественная (ср. 1Кор 7:5 ; 1Тим 2:8–9 ), требует примиренного и ничем не возмущаемого христианского духа, а это возможно лишь при требуемых Апостолом чисто нравственных взаимных отношениях супругов-христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Есть в Писании и много иных свидетельств, которые подтверждают сказанное мной. Итак, не косней в сомнениях, чтобы не осудиться тебе со всеми противниками истины очевидной и многократно засвидетельствованной. Глава 6. О почитании святой девы Марии 60 Сектант : Почему столь почитаете вы Марию, Мать Иисуса, и поклоняетесь Ей, словно Богу? Священник : Пресвятую Деву Марию мы почитаем более всех святых и ангелов, но все же не воздаем Ей такого же поклонения, как Богу. Честь, воздаваемая Ей, называется всечествованием, то есть высшим почитанием, и таковая честь подобает Ей, потому что Она Матерь Божия, а не только друг Его, подобно прочим святым. Потому и прославляет Ее церковная песнь как «честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим». Она превыше всех святых и ангелов, ибо и ангелы и люди чествуют Ее. Такое чествование воздал Всенепорочной Деве при Благовещении архангел Гавриил (см.: Лк.1:28–29 ), и равным образом праведная Елисавета, родительница святого Иоанна Предтечти (см.: Лк.1:40–43 ). И когда Сама Пречистая Духом Святым пророчествует: отныне будут ублажать Меня все роды... сотворил Мне величие Сильный ( Лк.1:48–49 ), это означает, что такого Ее чествования желает Бог. Сектант : Нет оснований для такого почитания Марии, ибо и Иисус не выделял Свою Мать среди прочих людей. В этом убеждают нас слова Его, переданные евангелистом Матфеем: И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою. Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот Матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь ( Мф.12:47–50 ). Следовательно, то, что Дева Мария была Его Матерью, не значило ровно ничего. Ибо родство по плоти не имело для Господа никакого преимущества над родством духовным, которое и ныне связывает Его со всеми исполняющими волю Отца, кто бы они ни были. Священник : Да, Господь говорит, что, помимо плотского родства, есть и родство духовное, в которое вступают все творящие волю Божию и тем самым сочетающиеся с Ним и через Него друг с другом, и что оно много выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

«Итак, наблюдайте, как вы слушаете, – говорит Господь, – ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь». Чем больше исполняем мы то, что нам дано было услышать, тем более приходим в меру возраста Христова. И чем меньше – тем меньше слово Божие делается закваской нашей жизни. Знание тайн Царствия Божия становится отвлеченным и не оказывает никакого влияния на то, как мы живем. «Кто имеет, тому дано будет» – кто имеет дары, и трудится, умножая их, будет иметь больше. Но кто закапывает свой талант – потеряет его. «А кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь». Люди только думают иметь – то, что они не употребляют. «И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа. И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя. Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его». Исполнение воли Божией – то, что делает человека подлинным братом, сестрой или матерью Господа. Духовные отношения – самые высокие и святые в нашей жизни. Когда семейные узы обретают духовное измерение, – нет большего общения между людьми. Но когда семейные узы не имеют духовного измерения, мы начинаем понимать, что более глубокий смысл человеческого общения обретается за пределами семьи. Сам Господь в Своей семье встречается с тем, что Его братья и сестры (родственники по плоти) не веруют в Него (Ин. 7, 5). А иные из Его близких по плоти говорят, что Он «вышел из себя» (Мк. 3, 21). Матерь Господа и братья Его стоят вне дома и зовут Его. Господь отвечает на эту просьбу как бы с некоторым упреком, уверяя слушающих Его, что Он пришел ради всех людей. Рожденный от Жены – от Пречистой Девы и Богородицы, Он соединен с Ней исключительным и вечным родством. Но в этом смысле Он не ближе к Ней, чем ко всем, кто соединен с Ним Духом Святым. И Он не ставит земное родство условием спасения тех, ради кого Он пришел в мир. Упоминание Господа о ниневитянах и царице Савской было началом введения язычников в тайну спасения, указанием на то, что вера – выше этнического наследия. Здесь же Господь являет, что вера – выше семейного наследия. Семья, рождаемая верой, становится первым родством в воле Божией, и ее не может превзойти, и не может исключить родство по крови. Потому наших семейных уз недостаточно, чтобы отделить нас от рода лукавого и развращенного.

http://pravoslavie.ru/3757.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010