Жестокой перестройке подвергся и храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов. Он был словно бы обрублен сверху, стесан снаружи и перерожден изнутри. Сохранились фотографии, но, помогая уяснить общую так сказать цель, они не могли дать ни точных указаний, ни тех драгоценных подробностей, которые вносили в облик этого памятника русского зодчества различные эпохи.... Надо было по крупицам, по частям, по промелькнувшим в архивных документах сведениям восстановить целостный образ. Работа кропотливейшая! Две сотни зондажей, снятая штукатурка, вскрытые полы – и все для того, чтобы отыскать хотя бы проблеск подлинного, чтобы по сохранившимся кускам наличников ли, лепнины, решеток попытаться сначала представить, а затем воссоздать истинный облик храма. Реставрация – это и есть поиск истины, это поиск правды былого в ее материальном выражении, и, как всякая правда, она дается непросто. В Центральном архиве древних актов заведующая проектом вчитывалась в «писцовые книги», в документы «монастырского фонда, и в скупых хозяйственных записях – куплены гвозди, привезен тес, доставлен кирпич – находила ответы на многие возникавшие в ходе реставрации вопросы, в том числе и на главный – восстановить достоверно. Сейчас собор блистает праздничной белизной, золотыми крестами увенчаны его купола. На первом этаже уже приведена в порядок, освящена и действует Покровская церковь с иконостасом, выполненным в русских традициях XV- начала XVI века одареннейшим церковным иконописцем игуменом Зеноном, монахом Псковско-Печерско­го монастыря. В верхнем этаже, реставрация которого заканчивав ся, разместится главный престол храма – во имя Святых Отцов Семи Вселенских Соборов... Но, пожалуй, самое замечательное достижение реставраторов-, звонница над надвратной церковью Симеона Столпника. Все дело в том, что она возникла как бы из ничего: не осталось ни чертежей, ни обмеров, по которым можно было бы теперь, две сотни лет спустя построить ее заново. Удалось, правда, разыскать фотографии, сделанные в конце прошлого – начале этого века, что помогло реставраторам определить размеры венчавшей надвратную церковь монастыря колокольни...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вот доказательство этого из ветхозаветной жизни. «Бог предопределил Давида в царя Своему народу, и хощет возвестить о сем назначении Давиду и его семейству, прежде нежели настало время действительно исполнить предопределение. Орудием Божиим избирается Самуил. Что же для сего нужно? кажется, только пойти и сказать слово» ... «Но что глаголет Господь Самуилу? Наполни рог твой елеа ( 1Цар.16:1 ), и потом: востани, и помажи Давида ( 1Цар.16:12 ). Если не можно подумать, чтобы Бог соделал что-либо излишнее или бесполезное (ибо так думать было бы богохуление), то надобно заключить, что помазание было в сем случае благопотребно даже пред очами Божиими, а посему нельзя уже не признать оного важным для человека. Еще более дознается сие из непосредственного действия помазания над Давидом: помаза его посреде братии его: и ношашеся Дух Господень над Давидом от тою дне, и потом. Здесь священное помазание не есть простой обряд, для впечатления на зрителей, ниже мертвый знак, связанный с означаемым только в мыслях, а не в самом деле; но действие таинственное, в котором чувственный вид невидимо сопутствует или проникнут духовною и Божественною силою, и с возлиянием елея на помазуемого соединено наитие благодати. Если ветхозаветные священно-обрядовые действия оказываются имеющими толикую важность и силу, тогда как они были только сень грядущих ( Кол.2:17 ), тогда как не у бе Дух Святой изливаем обильно, яко Иисус не у бе прославлен ( Ин.7:38 ), то что должно думать о новозаветных священнотаинственных установлениях, получивших начало свое от Самого Иисуса Христа, тогда как от исполнения Его мы вси прияхом и благодать возблагодать ( Ин.1:16 ); тогда как живоносные токи Святого Духа, обильно излиявшегося на Апостолов, потому что Иисус уже прославлен, текут непрерывно 747 . О Церкви Христовой Благодатью Божией, действующею через многоразличные посредства, а наипаче через слово Божие и таинства, «человек должен быть пересоздан, так чтобы он был, по слову Писания, новою тварию ( 2Кор.5:17 ), или был перерожден, так чтобы по праведливости мог назваться новым человеком ( Еф.4:24 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Святой Афанасий пишет: «Христос не сказал: не отпустится хулившему и раскаявшемуся, но хулящему, то есть упорно пребывающему в хулении; ибо у Бога нет греха непростительного для тех, которые свято и достойно каются Ему». И святой Златоуст о хуле на Святого Духа говорит: «И сия вина была отпущена раскаявшимся. Многие из тех, которые изрыгали хулы на Святого Духа, впоследствии уверовали, и все им было отпущено». Таким образом, исключение в отношении прощаемости хулы на Духа Божия нужно допустить разве в случае всесильного по особенным целям воздействия благодати Божией (ср. Мк. 10, 24–27 ) в отношении таких хулителей, которые не сделались совершенно недоступными для приемлемости ее и оказываются еще сколько-нибудь способными к раскаянию; почти исключительный пример такого целительного воздействия благодати Божией представляется в лице бывшего яростного гонителя христианства и хулителя Савла, который чудесно перерожден был в великого апостола ( 1Тим. 1, 13 ). Посему выражение Спасителя: «Хула на Духа не простится ни в этот, ни в будущий век» может быть отчасти принимаемо в смысле условном: «Почти никогда или даже и совершенно никогда». Здесь грех против Духа Святого видимо выделяется из так называемых грехов простительных, которые, не быв прощены в сем веке, могут снискать себе Божие прощение в будущем веке вследствие молитвенных ходатайств святой Церкви о тех верующих, которые перешли в загробную жизнь в вере с начатками раскаяния, но не успели принести совершенного покаяния. Не таков грех против Духа Святого: он, очевидно, есть тот грех , о котором апостол Иоанн не советует и молиться ( 1Ин. 5, 16 ). И если за всякое слово праздное воздадут люди ответ в день Страшного Суда ( Мф. 12, 36 ), то хулители Духа Божия подлежат безусловно вечному осуждению, наследуют горькую участь вечной смерти. В новозаветном Священном Писании наилучший пример греха против Духа Святого представляет предательство Иуды Искариота. Преданный ученик Господа, имевший все добрые начала сделаться истинным апостолом, возлюбил однако же больше тьму, чем свет, и наполнял свое воображение более и более идеалом земного Мессии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Ст. 12. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Ст. 13. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. Ст. 14. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. Ст. 15. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное. В этом пророческом видении Иоанна толкователи Откровения видят Страшный Суд Божий. Тогда умершие оживут (см. Ин.5:25 ), души их соединятся со своими телами, только измененными в лучший вид и нетленными (см. 1Кор.15:35-44 ), и явятся, чтобы дать отчет в своих делах земных и получить должное возмездие (см. 2Кор.5:10 ). “Каждое тело, в чем разложилось, из того же будет составлено и отдано, было ли оно предано земле или морю” – говорит св. Андрей. И смерть и ад повержены в озеро огненное . Это означает, по мнению св. Андрея, что лукавые бесы, виновные в источнике смерти – грехе, имеющие своим убежищем ад, куда они препровождают и повинующихся им, будут ввержены в огонь. Таким образом, здесь смертью и адом называются виновники их, подобно тому, как городом называются живущие в нем. Глава 21 Ст. 1. И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. Ст. 2. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. Прежние небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят ( 2Пет.3:10 ). На основании этих слов апостола некоторые древние толкователи думали, что настоящий мир будет совершенно уничтожен и что Бог создаст новый. Но из слов ап. Павла ( Рим.8:21 ) видно, что мир не будет совершенно уничтожен, а лишь обновлен и перерожден посредством огня к лучшему. От настоящего видимого мира отнимется все греховное, а потому подверженное тлению и непостоянное.

http://azbyka.ru/apokalipsis/apokalipsis...

Видите, как обильно и разнообразно действует всеблагий Бог, изобретая посредства, пролагая пути, отверзая входы, чтобы внити и вселиться в человека. Это потому, что самым сильным хотением хощет Он соделать человека Своим храмом. Это для того, чтобы человек имел самую полную удобность соделаться храмом Божиим. Но когда Сам Бог Своею благодатною силою так благопромыслительно созидает и освящает Себе нерукотворенные живые храмы, и таких храмов должно быть столько, сколько есть христиан: для чего в то же время и человек зиждет и освящает храм Богу? – Это для споспешествования достижению той же самой цели, для которой благопромыслительно действует Сам Бог, – для споспешествования созиданию и освящению живых Божиих церквей в человеческих душах и телесах. Человек рождается в мир далеким от того, чтобы ему быть храмом Божиим. «Храм бо Божий свят есть» ( 1Kop. III. 17 ): а всякий сын падшаго Адама, кто бы ни был, должен признаться в том, в чем не колебался признаться Пророк: «в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» ( Ncaл. L. 7 ). Итак он не храм Божий, а нечистое жилище греха. Храм Божий надобно в нем созидать вновь, тем с большею трудностию, что надобно созидать на разрушении здания греха. Для сего человек должен быть пересоздан, так чтобы он был, по слову Писания, «новою тварию» ( 2Kop. V. 17 ); или быть перерожден, так чтобы по справедливости мог назваться «новым человеком» ( Eф. IV. 24 ). В сем возсоздании действует Дух Божий и Его благодатная сила, как говорит Апостол Павел: «созидается в жилище Божие Духом» ( Eф. II. 22 ). В сем возрождении действует живое слово Божие, как говорит Апостол Петр: «порождени не от семене истленна, но неистленна, словом живаго Бога» ( 1Nemp. I. 23 ). Но если естественное рождение Сам Христос представляет образом духовнаго; и если для естественнаго рождения нужна матерняя утроба: то и для духовнаго рождения не нужна ли матерняя утроба, не в буквальном значении сего слова, как думалось Никодиму, но в высшем, соответственном предмету? – Сей вопрос и оправдывается, и разрешается одним разом, если скажем, что матерняя утроба и сокровищница жизни для новаго человека есть Христова Церковь и Ея, хотя рукотворенный, но духом благодати исполненный, тайнодейственный храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

1. Понятие о церкви (Верую) Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь . «Понятие о всецелом существе церкви, – говорит приснопамятный богослов русской церкви, митрополит Макарий, – можно выразить так: церковь есть общество православноверующих и крестившихся во Иисуса Христа, Им Самим основанное непосредственно и посредством св. апостолов, Им же Самим оживляемое и ведомое к животу вечному видимо – посредством духовных пастырей: через учение, священнодействия и управление, а вместе невидимо – посредством вседействующей благодати всесвятого Духа («Правосл. догматич. Богослов.», митр. Макария, стр. 306) 206 .   206 Примеч. Изложим здесь учение о церкви другого приснопамятного святителя, Филарета, митроп. московского. 1. Благодатию Божию, действующею чрез многоразличные посредства, а наипаче чрез слово Божие и таинства, человек должен быт пересоздан, так чтобы от был, по слову Писания, новою тварию ( 2Kop. V, 17 ), или был перерожден так, чтобы по справедливости мог назваться новым человеком» ( Eф. IV, 24 ). „Если естественное рождение Сам Христос представляет образом духовного и если для естественного рождения нужна матерняя утроба, то и для духовного рождения не нужна и матерняя утроба, не в буквальном значении сего слова, как думалось Никодиму, но в высшем, соответственном предмету? Сей вопрос и оправдывается, и разрешается одним разом, если скажем, что матерняя утроба и сокровищница жизни для нового человека есть Христова церковь » (Слова, изд. 1882 г. IV, 514 – 5). 2. Что же такое церковь Христова и каким образом она „рождает чад свободы и благодати?» (Сл. изд. 1848 г. II, 273). Спасителю угодно было, чтобы верующие в Него образовали из себя тесно объединенное общество. „Отходя от мира сего, последнюю с апостолами беседу он заключил молитвою о новосозидаемой церкви Своей. Всем верующим в Него просил Он от Отца Своего небесного единения в вере и любви между собою, восходящего до единения с Самим Богом: да еси едино будут: яко же Ты, Отче во мне, и Аз в Тебе, да и тии в Нас едино будут“ ( Uoah. XVII, 21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

У Полонского в самое художественное его настроение входит эта идея совершенствования или прогресса. Хотя он не видит в истории тех определенных положительных идеалов (христианского царства), в которые верил Тютчев, но она не есть для него только " торжище развратной толпы " , " буйной от хмеля преступлений " : он слышит в ней " глагол в пустыне вопиющий, неумолкаемо зовущий: о подними свое чело… чтоб жизнь была тебе понятна, иди вперед и не возвратно… туда, где впереди так много сокровищ спрятано у Бога " . Та безмятежно блаженная красота, которая открывается поэтическому созерцанию природы, должна будет открыться и в жизни человечества, как конец ее борьбе и тревогам; " верь знаменованью — нет конца стремленью, есть конец страданью! " . Бодрое чувство упования на лучшую будущность внушается Полонскому не одними " знамениями " природы, но и историческими переменами (например, стихотворение " На корабле " , написанное в 1856 г.). Надежды на спасение " родного корабля " поэт не отделяет от веры в общее всемирное благо. Широкий дух всечеловечности, исключающей национальную вражду, свойствен более или менее всем истинным поэтам; из русских он всех решительнее и сознательнее выражается, а после А. Толстого, у Полонского, особенно в двух стихотворениях, посвященных Шиллеру (1859) и Шекспиру (1864). Не примыкая к радикальным общественным движениям своего времени, Полонский относился к ним с сердечной гуманностью, особенно к жертвам искреннего увлечения (например, стихотворение " Что она мне — не сестра, не любовница " ). Вообще, храня лучшие заветы Пушкина, Полонский " пробуждал лирой добрые чувства " и " милость к падшим призывал " . — В ранние годы надежды поэта на лучшую будущность для человечества были связаны с его юношескою безотчетной верой во всемогущество науки: Царство науки не знает предела, Всюду следы его вечных побед Разума слово и дело, Сила и свет. Миру как новое солнце сияет Светоч науки и только при нем Муза чело украшает Свежим венком. Но скоро поэт отказался от культа науки, познающий то, что бывает, а не творящей то, что должно быть; его муза внушила ему, что " мир с могущественной ложью и с бессильною любовью " может быть перерожден лишь " иною, вдохновляющею силой "  — силой нравственного труда при вере " в Божий суд или в Мессию " : С той поры, мужая сердцем, Постигать я стал, о Муза, Что с тобой без этой веры Нет законного союза.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=875...

15 . Еще они говорят, будто мы говорим, что обожествленное тело Господне, которое ныне вкушая, мы становимся причастниками божественной природы, освящает и обожествляет не та божественность, которая то распятое тело освятила на кресте, но некая другая божественность, бессущественная и низшая. Я же говорю: да будет предав анафеме тот, кто так думает. Мы говорим, что та же самая божественная сила или божественность, которая освятила распятое вечно святое тело, [полученное] от Девы, освящает благословенный хлеб и благословенную чашу и претворяет хлеб в самое тело Господне, а виноградное вино– в самую чтимую кровь Его. И мы веруем, что это – не что иное, как чтимое тело и кровь Христовы, и что тот, кто не перерожден водой и Святым Духом и кто не вкушает тело Господа нашего Иисуса Христа и не пиет крови Его, не может наследовать царства Божия. 16 . Еще они говорят, будто мы говорим, что Слово Божие родилось у святой Девы по закону естества, а не сверхъестественно. Да будет предан анафеме тот, кто так думает. Напротив, мы говорим, что не только он рожден был сверхъестественно, но что и ангелам, и людям неизвестен способ вочеловечения Слова Божия. 17 . Еще они говорят, что мы считаем, что уготованное от Бога святым является несотворенным. Ведь во всем они лгут, а в этом говорят истинно, ибо мы думаем [именно] так. Из их же слов следует – хотя они обвиняют в этом нас,– что сами они рассчитывают насладиться чем-то созданным. Мы же наставлены и обучены Христом, что он сам есть наследие спасенных; еще же – и апостолом Павлом, что святые становятся наследниками Божиими и сонаследниками Христовыми. [Таким образом] по необходимости наследие спасенных – несотворенно. Потому и злословие их да обратится на их [же] головы! 18 . Еще они говорят, будто мы говорим, что у Бога не три ипостаси, но много различных сил и энергий. Да будет предан анафеме тот, кто так думает. Мы именуем Отца и Сына и Святого Духа тремя ипостасями, но одной сущностью, силой и энергией, а не многими, отличающимися друг друга, как эти жалкие клевещут.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kantakuz...

Ин. 7, 7 Вас мир не может ненавидеть, а Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы. В кого еще не вселился Св. Дух, тот не противен миру. Кто же освящен и перерожден Им, тот уже противная миру сила, почему и ненавистен ему. Ин. 7, 17 кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю. Кто хочет творить волю Божию, тот легко познает истину и принимает учение Христово. Ин. 7, 18 Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем. Итак, ищи во всем славы Божией, и не согрешишь. Так и всякий христианин должен искать славы Божией, а тем более пастырь, и не будет в нем неправды. Ин. 7, 24 Не судите по наружности, но судите судом праведным. По наружности, то есть внешним образом, не по духу дел человека. Ин. 7, 27 Но мы знаем Его, откуда Он; Христос же когда придет, никто не будет знать, откуда Он. Вот плотское суждение о Христе. Ин. 7, 30 И искали схватить Его, но никто не наложил на Него руки, потому что еще не пришел час Его. Так и христианам надлежит свидетельствовать мужественно об истине, ибо если не пришел час их, то не постигнет их за сие никакое зло. Ин. 7, 38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. 39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен. Тонкое и духовное суждение. Св. Дух дарован миру лишь при сошествии Его на апостолов. Не было Св. Духа, ибо еще не окончились времена ветхозаветные. Ин. 7, 43 Итак произошла о Нем распря в народе. Причина непонимания истины заключается в неприемлемости ее, чуждости ей, до ненависти к ней, а потому и нежелании ее. Ин. 7, 46 Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек. Итак, истина очевидна, но неприемлема. Так бывает и в жизни. Люди знают и видят правду, но приемлют неправду. Такова сила истины и духа во Христе, что и плотские люди подчинялись ее власти. Такова была покоряющая сила истины в словах Христа. Так она победительна и в устах всякого человека. Тогда как для служителей авторитетом служила сама истина в лице и слове Христа, для фарисеев им [авторитетом] было положение, ученость или внешняя законность: 48 Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев? Авторитетом служит начальство или наружное благочестие, лицемерное, то есть интеллект, возвышающийся над простотой. 49 Но этот народ невежда в законе, проклят он. Пренебрежительное отношение к малым по вере. Присвоение себе права судить об истине, минуя верующих, и есть гордость. Таково католичество. Люди земные, плотские авторитет видят не в духе истины, любви и святыни, носителем которых является человек, а в его внешнем земном положении. Отсюда и плотское, буквенное отношение к Священному Писанию : 52 На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк. Та же гордость и суждение по естественно-плотскому уму.

http://azbyka.ru/otechnik/Pontij_Rupyshe...

Разделы портала «Азбука веры» Ветхий Завет правдиво жесток; жесток, как сама жизнь. Человек, открывший Библию с мыслью о том, что это книга любви, может с содроганием закрыть ее, столкнувшись с некоторыми картинами Ветхого Завета. Бог казнит грешников, над согрешившими праведниками изощренно издеваются враги. Сами праведники, одержав победу, ведут себя так свирепо, что возникает соблазн усомниться в их праведности. Что всё это значит? Во-первых, спросим себя: откуда это недоумение и нравственное отторжение от жестокости? Оно от Благой Вести, просочившейся в наше сознание. Сегодняшний человек, даже если он не верует, мыслит евангельскими категориями. Нам жалко побежденных и проигравших; нам не верится, что честность и богатство совместимы; женщина в наших глазах имеет равное достоинство с мужчиной. Всё это и многое другое в нашем мировоззрении от Евангелия. Христос действительно изменил мир. Не прибегая к заговорам, мятежам, революциям, Христос овладел самой неприступной крепостью — человеческим сердцем. И покорившийся благодати человек стал мыслить небесными категориями. Вот почему нам диким кажется то, что древнему человеку казалось естественным. «Умыть руки в крови грешника» — это даже для Псалтири не является исключением. Ветхий человек, тот, который изнутри не перерожден и снаружи не взнуздан соответственным воспитанием, он и сегодня радостно пляшет над трупом убитого врага. Для него, как для Чингизхана, формула счастья совпадает со спинами убегающих врагов и заревом от их горящих жилищ. Мы от подобных зрелищ морщимся и отворачиваемся. Жаль только, очень многие доброту и сострадание называют признаками цивилизованности. Дескать, давайте вести себя, как «цивилизованные» люди. Но это не от цивилизации. Вернее, не от любой цивилизации, а от той, что выросла из Страстной Пятницы, когда миллионы людей в тысячах храмов смотрят на распятого Страдальца и слышат Его молитву: Отче, прости им, не ведают бо, что творят! Чтобы каждая девушка и женщина, к примеру, была благодарна Христу и чтобы если не исчезли, то хоть поутихли разговоры о «закабаленной» христианством женщине, стоит лишний раз прочесть историю Лота. Точнее, то, как он спасся из Содома. За Лотом были посланы ангелы. Местные развратники захотели «познать» этих новичков, а Лот вступился за них. Спрятав незнакомцев у себя в доме, вот что Лот говорит содомлянам: Вот, у меня две дочери, которые не познали мужа; лучше я выведу их к вам, делайте с ними, что угодно, только людям сим не делайте ничего, так как они пришли под кров дома моего ( Быт.19:8 ). Далее было бегство в Сигор, уничтожение города, превращение Лотовой жены в соляной столп. Но нам должны быть интересны и, одновременно, страшны слова Аврамова племянника. Дочери ему менее важны, чем гости. В этом эпизоде — весь древний человек. У него другая шкала ценностей, другие ориентиры, и я сомневаюсь, что нам эти ценности безоговорочно нравятся.

http://azbyka.ru/o-zhestokosti-vethogo-z...

  001     002