Но ни о чем не говорится, что оно — от Бога, кроме того, что происходит из Его сущности. Дух называется Святым. Это — главнейшее и первое Его наименование, заключающее в себе наиболее выразительный смысл и показывающее природу Святого Духа. Святой Дух, Дух Божий. Кто называет Его Духом Божиим? Послушай Спасителя: « Если же Я Духом Божиим изгоняю бесов » (Матф. 12:28). Дух Божий. Итак, чтобы, как я сказал раньше, кто–либо, услышав о Духе Божием, не подумал, что здесь обозначается некоторое содружество, а не общность естества, Павел говорит: « мы же не духа мира сего прияхом, но Духа, иже от Бога » (1 Кор. 2:12). В свою очередь, Дух называется Духом Отца, как об этом говорит Спаситель святым апостолам: « не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас » (Матф. 10:19, 20). Подобно тому, как, сказав: «Дух Божий», Писание присоединило: «Который от Бога», так же, в свою очередь, Дух назван и Духом Отца. А чтобы ты не подумал, что Он называется так ввиду Его содружества с Отцом, Спаситель решительно говорит: « Когда же приидет Утешитель… Дух истины, Который от Отца исходит » (Иоан. 15:26). Там говорится: «от Бога», а здесь — «от Отца». Что именно приписал Господь Себе Самому: « Я исшел от Отца » (Иоан. 16:28, 27), это же приписывает и Святому Духу, говоря: « Который от Отца исходит ». Итак, Дух есть Дух Божий и Дух от Бога Отца, и Он исходит от Отца. Что значит — «исходит»? Не сказал: «рождается». Чего не написано, о том не должно и рассуждать. Сын рожден от Отца, а Дух исходит от Отца. Ты разведываешь от меня вообще о различии, каким образом Тот рождается, а Этот исходит? Что же? Узнав, что Сын рожден, ты узнал и об образе Его происхождения. И, когда ты слышишь, что проповедуется Сын, ты с тем вместе постигаешь и образ Его рождения. Имена — то, что почитается верой и блюдется благочестивой мыслью. Какой же смысл слова «исходит»? Чтобы избежать имени «рождение» и чтобы не назвать Духа Сыном, Писание говорит о Святом Духе: « Который от Отца исходит ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

54 . Теперь обрати внимание, почему же Господь сказал: «Кто возведет хулу на Сына Человеческого, тому проститься, а кто скажет хулу на Святого Духа, тому не проститься ни в этом веке, ни в будущем» ( Лк 12:10 ). Неужели одно оскорбление для Сына, а иное для Духа Святого? Нет. Но поскольку одно достоинство, то и одно оскорбление. Если некто обманутый человеческим зрением, дав себе волю, помыслит против плоти Христовой более, нежели подобает (ибо не подобает нам думать суетного об этом вместилище добродетелей, плоде утробы Девы), имеет вину; однако и такому не отказано в милости, которую он может стяжать верой. Если же кто действительно отрицает достоинство, величие и непреходящую силу Святого Духа, и считает, что демоны изгоняются не Святым Духом, а Вельзевулом, такой не может молить о милости, являясь вместилищем святотатства. Отрицающий Духа, отрицает и Бога Отца с Сыном, так как Дух Божий есть так же и Дух Христа. Глава 4 Писание указывает, что Тот же Святой Дух, Который глаголал во пророках и апостолах, является также Духом Отца и Христа; и сверх того, Духом Утешителем, Духом жизни и истины. 55 . Никто не усомнился, что Дух один, хотя многие усомнились в единстве Бога. Так, многие еретики заявляли, что один Бог Ветхого Завета, иной – Нового. Но как един Отец, глаголавший, как мы читаем, к отцам в пророках, а в последние дни глаголавший в Сыне ( Евр 1:1–2 ), так един и Сын, пребывавший рядом с ветхозаветным родом: оскорбленный Адамом , увиденный Авраамом, почтённый Иаковом; так един и Святой Дух, возгоравшийся в сердцах пророков, дышавший в апостолах, соучаствующий Отцу и Сыну в таинстве крещения ( 2Петр 1:21 ; Ин 20:22 ; Мф 28:19 ). О Нем же говорит и Давид: «И Духа Твоего Святого не отними от меня» ( Пс 50:13 ). О Нем же говорит и в другом месте: «Куда я пойду от Духа Твоего?» ( Пс 138:7 ). 56 . Как ты знаешь, Дух Божий – это Тот же Святой Дух, о чем писал и сам апостол: «Никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор 12:3 ). И Самого Духа апостол именует Христовым, как ты можешь видеть: «Вы же не в плоти будьте, а в Духе, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот не Его» ( Рим 8:9 ). И далее: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас» ( Рим 8:11 ). Следовательно, Дух Божий есть Дух Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Глава IV Молитва – также дар Божий 16 . Если скажем мы, что предшествует заслуга молитвы, дабы приобретен был дар веры, то, хотя молитва , испрашивая все то, что она просит, тем самым делает ясным, что все это – дар Божий, – чтобы не полагал человек, будто от самого себя у него это, ведь если имел бы он это в своей власти, то, разумеется, и не просил бы, – однако же, чтобы не думали, будто предшествуют хотя бы заслуги молитвы, по которым подается не безвозмездная благодать, но нечто, уже и не являющееся благодатью, поскольку воздастся это за заслуги, – вот, также и сама молитва входит в число даров благодати. Так говорит учитель язычников 54 : Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными 55 . Что же значит «ходатайствует», если не «делает так, что мы ходатайствуем»? Здесь ходатайствовать воздыханиями – это вернейший признак в чем-то нуждающегося. Но недопустимо веровать, что Дух Святой нуждается в некой вещи. Однако сказано это «ходатайствует», поскольку Он делает так, что мы ходатайствуем, и внушает нам побуждение к ходатайству и воздыханию. Подобным образом и в Евангелии говорится следующее: Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас 56 . Ведь и это не так совершается нами, как будто мы сами ничего при этом не делаем. Итак, подобными словами выражается помощь Святого Духа, и поэтому говорится, будто Он делает то, что Он побуждает делать нас. Дух Святой побуждает к делам благочестия 17 . Ведь не следует думать, что тот Дух, о Котором сказано: ходатайствует неизреченными воздыханиями, – это наш дух, но [надо полагать], что это Святой Дух, Который помогает нашей немощи, как ясно свидетельствует о том апостол. Ибо вначале он говорит: Дух помогает немощи нашей, а затем продолжает так: Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно 57 и прочее. О том же Духе яснее говорит он в другом месте: Вы приняли не духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым мы взываем: «Авва, Отче!» Вот, здесь не сказал он, что Сам Дух взывает в молитве; но сказал: Которым мы взываем: «Авва, Отче!» 58 Однако в другом месте говорит: Поскольку вы сыны Божии, то послал Бог Духа Сына Своего в сердца ваши, взывающего: «Авва, Отче!» 59 Здесь уже не говорит: «Которым мы взываем», но предпочел назвать взывающим Самого Духа, благодаря воздействию Которого мы взываем. Точно так же и в приведенных выше местах: Сам Дух ходатайствует воздыханиями неизреченными 60 , и: Дух Отца вашего будет говорить в вас 61 . Никто не способен молиться без Духа молитвы и веровать без Духа веры

http://azbyka.ru/otechnik/Avrelij_Avgust...

Когда побивали камнями архидиакона Стефана, тогда свидетели и исполнители казни положили одежды свои у ног юноши именем Савла. «Савл терзал Церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу». Кто был этот Савл? Это был будущий великий апостол Павел. Он был жестоким гонителем христиан, а Дух Святой снисшел в его сердце и из гонителя христиан сделал величайшим апостолом, славнейшим и глубочайшим проповедником о Христе. Дух Святой руководит теми, которых ставит во главе Церкви. По внушению Духа Святого поступают пастыри ваши, и если вам кажется, что они неправильно поступают, когда берегут себя, не судите их, ибо суд над ними принадлежит не вам, а Самому Богу. Будьте покорны тем, кого Бог поставил пастырями вашими, ибо они молятся о вас и жизнь свою посвящают спасению вашему. А вы покорно следуйте по тому пути в Царство Божие, который они указывают вам. «Дух животворит; плоть не пользует нимало» (Ин. 6, 63) 25 мая 1948 г. «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь». Так сказал Господь и Бог наш Иисус Христос. Он говорил о том, что истинная жизнь — жизнь вечная — только в Духе, Который животворит, в Духе Святом! Он говорит, что плоть не пользует нимало. Мы состоим из плоти и духа, мы не бестелесные духи, и наша жизнь протекает в постоянном взаимодействии духа и плоти. Это взаимодействие, страшно сказать, враждебно, как говорит святой апостол Павел: «Плоть желает противного духу, а дух — противного плоти» (Гал. 5, 17). Они друг другу противятся, и вся наша жизнь есть постоянная борьба плоти с духом. Плоть тянет нас вниз, к земле; дух наш стремится ввысь, горе, к Богу, а плоть всеми силами удерживает его, никак не дает подняться ввысь. Плоть требует служения себе, требует заботы исключительно о себе, требует того, чтобы исполнялись все ее похоти, все ее желания. Плоть требует, чтобы мы были рабами ее. А дух всеми силами стремится избавиться от этих греховных и низких уз. Дух бессмертный вечно стремится к Богу, стремится в Царство истины и вечной красоты. Вот отсюда и возникает борьба между духом и плотью, вот потому и сказал Господь, что дух животворит. А если животворит, если в нем истинная жизнь, то стремиться надо к тому, чтобы дух покорял плоть, ибо плоть сама по себе не пользует, нет от нее духовной пользы, а только вред, только помеха в нашей духовной жизни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=831...

157 . Следовательно, Святой Дух – река, и река великая, которая, согласно евреям, истекла от Иисуса на земли, как мы услышали в пророчестве из уст Исаии ( Ис 66:12 ). Огромна эта река, ибо до сих пор истекает, и никогда не иссякнет. И не только река Дух, но и обильные потоки неиссякаемого величия, как сказал Давид: «Речные потоки веселят град Божий» ( Пс 45:5 ). 158 . Ибо этот небесный град Иерусалим не омывается течением какой- либо земной реки. Но Святой Дух, исходящий от источника жизни, от Которого мы быстро насыщаемся, преисполненный полноты семи духовных добродетелей, кажется более полно изливающимся на небесные Престолы, Господства и Силы, Архангелов и Ангелов. Ибо если разливающийся поток выходит и из высоких берегов, насколько более Дух, превосходящий все творение, касаясь низких берегов нашего ума, будет более орошать плодородным освящением эту широко простирающуюся тварную небесную природу! 159 . И да не смутит тебя, что здесь сказано «реки» ( Ин 7:38 ), или в другом месте – «семь духов» ( Откр 5:6 ), ибо подразумевается семь даров духовных, как сказал Исаия ( Ис 11:2 ), освящающая полнота добродетелей: дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия, дух страха Божия. Итак, одна река, но много течений различных духовных даров. Следовательно, эта река исходит от источника жизни. 160 . И здесь снова ты не должен уклонять свои мысли в сомнения, ибо может показаться, что источник и река – разные вещи. Но Божественное Писание имеет попечение, чтобы слабость человеческого понимания не оказалась повреждена ограниченностью языка. Будет правильно, если ты вспомнишь, что всякая река проистекает из источника, но одной с ним природы, одной славы и одного великолепия. Так сделай же вывод, что и Святой Дух с Сыном Божиим и Богом Отцом одной сущности, одной славы и благодати. Я смело подвожу итог в размышлениях о единстве добродетелей, и не побоюсь каких-либо вопросов о различии могущества. И на это готов ответ в Писании, ибо сказал Сын Божий: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин 4:14 ). Очевидно, что этот источник является благодатью духовной, рекой, исходящей от источника жизни. Следовательно, источник жизни и есть Святой Дух.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

III. Третью группу свидетельств составляет указание на личность и божество каждого из лиц Святой Троицы. О божестве Отца и Сына говорится в книге Псалмов: «Господь сказал Мне: Ты Сын Мой ; Я ныне родил Тебя» ( Пс. 2:7 ) или еще в псалме 109: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня» (стих1-й), «из чрева прежде денницы рождение Твое» (стих 3-й). О личности и божестве Святого Духа свидетельствует, например, пророк Исайя, взывая: « и ныне Господь послал Меня и Дух Его» (48:16); и еще: «и почиет на Нем (то есть на Мессии) Дух Божий (Дух Иеговы), Дух премудрости и разума, дух совета и крепости. Дух ведения и благочестия; исполнит Его Дух страха Божия» ( Ис. 11:2–3 ). 3.2. Свидетельства Нового Завета о троичности лиц в Боге Свидетельства Нового Завета о троичности лиц в Боге можно разделить на два класса: в одних из них указывается действительность троичности Божией и личность всех трех лиц Божества вместе, в других – личность того или иного Божественного лица в частности. I. К первой части относится, прежде всего, свидетельство о Святой Троице, явленное при крещении Иисуса Христа в Иордане. Здесь открылись миру: Отец , глаголивший с небес: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» ( Мф. 3:16–17 ); Сын, крестившийся от Иоанна и свидетельствованный от Отца; Дух , снисшедший в виде голубя на Сына – свидетельство о трех лицах Божества ясное, что и исповедует Святая Церковь в тропаре на Богоявление («Во Иордане крещающуся...»). Второе свидетельство о троичности лиц в Боге мы имеем в последней беседе Иисуса Христа с учениками пред крестными Его страданиями. Утешая учеников в предстоящей с Ним разлуке, Иисус Христос говорил им: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам. Когда же придет Утешитель, Кото- рого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне. А также и вы будете свидетельствовать, потому что вы сначала со Мною» ( Ин. 14:16, 26, 27 )Здесь еще яснее различаются все три Лица Святой Троицы, как Лица: Сын, Который говорит о Себе – «Я умолю Отца», Дух Святой, который называется «иным Утешителем», следовательно, отличен от Отца, послан для того, чтобы заменить для апостолов Сына и научить их всему. Следовательно, Он есть такое же Божественное лицо, как и Сын.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

«И поведут вас к правителям и царям за Меня, для свидетельства перед ними и язычниками, — говорит Христос. — Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас» (Мф. 10, 18—20). Дух Святой говорит устами святого князя Бориса, когда убийцы приближаются к его шатру: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» и «совершенная любовь изгоняет страх». Дух Святой говорит устами юного князя Глеба, вспоминающего перед мученической кончиной слова Спасителя: «Меня ради возложат на вас руки, и преданы будете родом и други, и брат брата предаст на смерть». Тот же Дух Святой спустя несколько веков будет говорить через святого страстотерпца царя Николая: «Зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней, но не зло победит зло, а только любовь». Ненависть и отвержение мира не должны вызывать у учеников смятение и уныние. Наоборот, они должны возрадоваться и возвеселиться, потому что это дает им возможность явить свою верность Богу и всецелое доверие Ему. Здесь утверждение их принадлежности Христу. Так открывается всесильное свидетельство Духа истины. Сам Дух свидетельствует, и ученики, в той мере, в какой они причастны Ему, являются свидетелями. Слово «мартириа» — «свидетельство» — во всей истории Церкви означает прежде всего страдания, мученичество и только потом — проповедь. Писание непрестанно напоминает, что приводить мир к познанию Христа таким, каков Он есть, — не человеческое, а Божие дело. «Плоть и кровь» никогда не могут познать Его как Господа. Это всегда чудо Божией благодати. И никогда не есть непосредственный результат даже самой впечатляющей «проповеди», ибо никто не может придти ко Христу, если не привлечет его Отец (Ин. 6, 44). Слова, дела и более всего страдания христиан будут средством, через которое передается свидетельство. Но настоящим Свидетелем будет Дух Святой, поскольку Он Дух Отца и Дух истины. Дух есть Бог. Это Дух Самовладычный.

http://moral.ru/stt_boris-i-gleb/

Неудивительно поэтому, что сопричастность Духу Святому определяет принадлежность обществу спасенных, и встретив учеников Крестителя, апостол Павел первым делом сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый (Деян 19:2). Раннехристианская проповедь — это и проповедь о Духе Святом; это отличает новозаветную Церковь от наследия Крестителя. Но вместе с тем в ней содержится возможность стать сопричастным Духу: и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать (Деян 19:6). Дух Святой подается после крещения и возложения рук апостольских. Случай с Корнилием (Деян 10:45) — исключение настолько неожиданное, что вызвало изумление у самих Апостолов и всех верующих, — исключение, продиктованное тем, что имело знак благословения проповеди инородцам. В эпизоде с Симоном (Деян 8:17–19) подчеркивается, что, хотя Дух Святой подается всем верующим, власть подавать Духа Святого принадлежит исключительно одним Апостолам, попытка приобрести эту власть материальными средствами является тягчайшим грехом. Апостолы осознают себя как действующих вместе с Духом Святым: свидетели Ему в сем мы и Дух Святый (Деян 5:32), угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого (Деян 15:28). Впрочем, евангелист Лука пишет, что иногда Дух препятствует им исполнять то, что они собираются делать (Деян 16:6), иногда же, напротив понуждает делать то, чего они лично делать не собирались, например, апостол Павел понуждается ( Духом свидетельствовать о Христе (Деян 18:5). Здесь это показывается как соработничество, когда личное произволение и делание Апостолов не устраняется, но направляется личным действием Духа Святого. 3. Апостол Иоанн Так называемый “иоанновский корпус” в Новом Завете составляют ряд писаний, совершенно разных по жанру, условиям и времени написания. Это и четвертое Евангелие — тайнозрительное и в большей степени богословское в сравнении с синоптическими, это и Апокалипсис — единственная пророческая книга Нового Завета, это, наконец, три Послания, которые также различаются по отношению друг к другу: одно “окружное” или “соборное”, написанное для общего назидания Церкви 27 как своего рода завещание, и два частных, адресованные к Гайю и к некой благочестивой (избранной) госпоже. Третье Лицо Пресвятой Троицы именуется у апостола Иоанна трояко: Святой Дух, Дух истины и Утешитель; из них только термин Святой Дух используется в Ветхом Завете 28 . Функцию Духа как Утешителя обозначает также апостол Лука (Деян 9:31), но именно у апостола Иоанна это осмысляется как имя собственное и становится отправной точкой богословия Святого Духа. Помимо обозначения третьего Лица Пресвятой Троицы, слово рпеата встречается в писаниях апостола Иоанна также в значениях: 1. Дух человеческий (Ин 11:33).

http://pravmir.ru/pnevmatologiya-novogo-...

Оно называет Его исходящим, подобно тому как вода бьет ключом из земли. Как сказано о рае: « река же исходит из Едема » (Быт. 2:10), так исходит и истекает Дух. Отец называется источником « воды живой », как об этом говорит пророк Иеремия: « Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь, говорит Господь. Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили » ( ужасеся небо о сем и вострепета попремногу… Два бо зла сотвориша людие мои: Мене оставиша источника воды живы ) (Иерем. 2:12, 13). Божественное слово, определяя Отца как источник « воды живой », говорит об исходящей из источника жизни живой воде: « который от Отца исходит » (Иоан. 15:26). Что исходит? Дух Святой. Каким образом? Как вода из источника. Но почему Святой Дух называется водой? Спаситель говорит: « Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой » (Иоан. 7:38). Предлагая объяснение касательно этой воды, евангелист присоединяет: « Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него » (ст. 39). Итак, если евангелист Иоанн, давая объяснение относительно Духа Святого назвал Его живою водой, а Отец говорит: « Меня, источник воды живой, оставили », то, следовательно, Отец — источник Духа; поэтому Дух от Отца и исходит. Следовательно, повторяю — Дух Святой называется Духом Божиим и Духом, Который от Бога, Духом Отца и Духом, Который от Отца. Исаия от лиц Христова свидетельствует о Духе Господнем: « Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня » (Ис. 41:1). И Павел: « Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода » (2 Кор. 3:17). Если где присутствует Дух, и если поэтому там — свобода, то ужели Он — раб? Если тех, на кого Он нисходит, Дух Святой освобождает от ига рабства и дарует им свободу, то каким об разом Он — раб? Каким образом Он дарует то, чего не имеет? Каким образом, Сам будучи рабом, освобождает других? Разве ты не слышал, что говорит Павел: « потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня » (Рим. 8:2)? Неужели освобождает рабов Дух, не имеющий в Своем естестве элемента свободы? Ведь если Он сотворен и порабощен, то не делает никого свободным.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Дух Святой Святой «Дух», когда вселится в человека, «ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» ( Рим. 8, 26 ). Божественный и пренебесный Дух, сделавшись как бы душой человека, молится и плачет о нем; «Он ходатайствует за святых по воле Божией» ( Рим. 8, 27 ), потому что Ему единому вполне известна воля Божия. «Божьего никто не знает, кроме Духа Божия »( 1Кор. 2, 11 ). Господь, обещая ученикам Своим величайший дар, Дар Святого Духа, сказал: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему» ( Ин. 14, 26 ); если всему, то и плачу, и молитве. Он восплачет о нас, Он будет молиться о нас, мы же «не знаем, о чем молиться, как должно» ( Рим. 8, 26 ). Так мы немощны, ограничены, омрачены и повреждены грехом! Ныне, когда умножились богатые науками, искусствами, всем вещественным, ныне «не стало праведного» ( Пс. 11, 2 ). Святой Дух, призирая на сынов человеческих, ища достойного сосуда в этом сонме именующих себя образованными, просвещенными, православными, произносит о них горестный приговор: «нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного. Гортань их» – «открытый гроб; языком своим обманывают; яд аспидов на губах их. Уста их полны злословия и горечи. Ноги их быстры на пролитие крови; разрушение и пагуба на путях их; они не знают пути мира. Нет страха Божия перед глазами их» ( Рим. 3, 11–18 ). " " Вот причины, по которым Дух Божий чуждается нас, между тем как Он – истинное достояние истинных христиан, приобретенное для всех новых израильтян их всесвятым Родоначальником. Дух Божий свят и почивает в одних святых, распявших себя для мира, распявших «плоть со страстями и похотями» ( Гал. 5, 24 ). Еще в Ветхом Завете возвещено о Нем: «не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими, потому что они плоть» ( Быт. 6, 3 ). И Тот всеблагой Дух, Который в первенствующей Церкви низшел на оглашенного лишь словом крестным Корнилия, исполнил его различными дарованиями духовными, чуждается нас, уже омовенных крещением, мнящих себя верующими и православными; чуждается, хотя у Него, как у Бога, нет лицеприятия, чуждается, чтобы не сделать нас более грешными присовокуплением к прочим грехам нашим тяжкого греха: оскорбления, которым оскорбляется и принуждается к удалению Святой Дух (см. Еф. 4, 30 ; 1Фес. 5, 19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010