Если проводить здесь Евангельские параллели, то наиболее точной окажется цитата из Лк. 11, 47-49: Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши: сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы. Потому и премудрость Божия сказала: пошлю к ним пророков и Апостолов, и из них одних убьют, а других изгонят. Так что знать свою настоящую историю — со всеми ее даже и неприглядными сторонами — русский обыватель зачастую не хочет и даже боится, предпочитая поклоняться находящимся в данный момент на пьедестале личностям или событиям.   Отречение было осознанным поступком императора Нетрудно заметить, что подобное мировосприятие не только глубоко инфантильно с психологической точки зрения, но и далеко от подлинного христианства. Поэтому оно не присуще (или присуще в минимальной степени) глубоко верующим православным людям, и, в первую очередь, святым. Согласитесь, странно говорить о том, чтобы прп. Сергий Радонежский, или любой из святителей или благоверных князей русских не осознавал свою меру ответственности (и в этом случае речь идет об ответственности непосредственно перед Богом!) за всё, что происходит с ними и их страной («землей»). Чувством личной ответственности за Россию и ее историю, несомненно, в высокой степени обладал царь Николай II, святой мученик и страстотерпец. А вот те лица, которые отрицают факт отречения, фактически отказывают, таким образом, Государю в данной черте характера. Если на минуту принять точку зрения о насильственном свержении Императора Николая Александровича с престола, мы получим как раз без-ответственную (прежде всего для Государя и для нас самих) картину истории: из-за неких злостных заговорщиков ситуация вышла из-под контроля, царская семья и вся Россия пали их жертвой, и это, конечно, очень трагическое, но совершенно необратимое стечение обстоятельств! Виноватыми в этом, в зависимости от вкусов аудитории, на которую транслируется данная точка зрения, могут быть объявлены либералы, большевики, агенты иностранной разведки, евреи, масоны, etc. etc. Важно лишь, что, если отречения не было, то во всем виноваты другие. А мы с вами, приверженцы этого мифа, и вообще вся Россия начала XX века — суть пассивные и невинные жертвы, не имевшие и не имеющие выбора, а значит, не несущие ни за что никакой ответственности…

http://pravmir.ru/tsarskoe-delo-otrechen...

Один брат, услышав такой ответ, спросил старца: – Прошу, ответь, авва, должен ли кто-то с такой верой без страха жить там, где много разбойников? – Мы всегда должны дерзновенно уповать на Господа, – был ответ. – Он не позволит нам быть искушаемым сверх наших сил. Но так как Он Сам научил нас: молитесь, чтобы не впасть в искушение ( Мф.26:41 ), то будет преступлением Божией заповеди самим предавать себя на смерть. Если мы живем в мирном месте и слышим о нашествии разбойников, нас это не должно пугать, ибо над нами Божий покров. Бог видит, что мы сами себя не вводим в искушение. Если мы молимся, но искушение, такое, как нашествие разбойников или что-нибудь иное, приходит, то не будем теряться. Это произошло ради того, чтобы испытать нас по попущению Божию для нашей же пользы. Так как искушение было нам попущено, будем утверждаться в учении апостола, сказавшего: Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так, чтобы вы могли перенести ( 1Кор.10:13 ). А если, внимая слухам, мы переходим с места на место, то нас уже гонит дьявол, не дававший нам жить на одном месте. Если же в точности мы знаем о данном месте, что оно таит в себе опасности, то мы должны проявить осторожность. А если место мирное, а искушение наступает внезапно, Бог видит, что не мы в том виноваты, и осеняет нас покровом по Своей воле. Как в горниле испытываются золото и серебро, так и в искушениях испытываются людские души. Прежде искушения не возвеличивай себя, но когда приходит искушение, смотри, хватит ли тебе сил, и если увидишь, что легко можешь пасть, призови Бога на помощь. И Бог избавит тебя от искушения, и ты твердо станешь против греха. Не бойся самого искушения. Испытание не повредит мужественному страстотерпцу, но только сделает его еще более стойким. Часто огонь может выдержать только то, что прошло через огонь. Пока кирпич сырой, он легко мнется и крошится. А если его положить в огонь и обжечь, он не пропустит больше никакого огня – кирпичная стена выдержит любое пламя. Любая печь сложена из кирпичей, держит в себе разгоревшийся огонь и не дает ему выйти точно так же, как глиняный сосуд держит воду.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagol...

И повелел царь разжечь железное ложе и положить на нем мучеников. Когда их жгли на этом ложе в тече­ние многих часов, они усерд­но молились Богу и воспели приличествующей тому времени псалом Давида: - " Ты испытал нас, Боже, переплавил нас, как переплавляют серебро4. Ты ввел нас в сеть, положил оковы на чресла наши5, посадил человека на главу нашу6. Мы вошли в огонь и в воду, и Ты вывел нас на свободу " (Пс.65:12). Дай нам силу понести удручающие нас мучение с твёрдою душою и мужественным сердцем, дай познать имя Твое святое стоящим вокруг, пред которыми Ты сделал явными силу Твою и чудеса Твои. Когда святые говорили сие, послышался голос с неба, кото­рый изрек: - Так как вы засвидетельствовали веру вашу делами, то прошение ваши будут исполнены. Многие из стоящих вокруг, сподобившись слышать сей Божественный голос, воскликнули: - Един есть истинный Бог, Коего чтут сии страдальцы, один Он силен, один непобедим, и нет, кроме Него, иного Бога. Блаженны вы, страстотерпцы, соделавшиеся свидетелями пришествия Его на землю и из любви к Нему предавшие души свои на смерть, после которой удостаиваетесь жизни вечной! Мо­лите Его благость и за нас, чтобы Он простер нам свыше руку Своей помощи и извлёк нас из глубины погибели. Святые мученики, возведя свои очи на небо, молились о них, говоря: - Боже, в вышних живущий! призри на рабов Твоих, истинно призывающих имя Твое, и ниспошли орошение новому Твоему достоянию, - тем людям, которые ныне уверовали в Тебя; пусть роса, исходящая от Тебя и омывающая греховные немощи, будет им врачевством и исцелением, и пусть познают все, что Ты - Единый Бог, и пусть все повинуется Твоей власти. Когда святые так говорили и оканчивали молитву, внезапно вдруг засверкала молния, послышались раскаты страшного грома, и пошел сильный дождь; неверующие, полные страха и ужаса, бежали; с мучениками остались только одни те, которые веровали во Христа. Святые сказали им: - Не бойтесь, ибо сие было ради вас, чтобы чрез этот дождь над вами было совершено таинство крещение.

http://pravicon.com/info-1773

Ответ на возражение 1 . Христос не убивал Себя, однако по собственной воле позволил подвернуть Себя смерти, согласно сказанному [в Писании]: «Он истязуем был – но страдал добровольно» ( Ис. 53, 7 ). И именно это имеют в виду, когда говорят, что Он принес Себя в жертву. Ответ на возражение 2. Убийство Человека Христа отсылает к двоякой воле. Во-первых, к воле тех, кто Его убил, и в этом отношении Он не был жертвой, поскольку убийцы Христа считаются не принесшими жертву Богу, а виновными в страшном преступлении, подобном тому, которое совершали язычники, принося людей в жертву своим идолам. Во-вторых, убийство Христа можно рассматривать со стороны воли Страстотерпца, Который добровольно обрек Себя на муки. В указанном отношении Он является жертвой, причем отличной от жертв язычников. [Ответ на возражение 3 очевиден из вышесказанного]. Раздел 3 Является ли следствием священничества Христа искупление грехов? С третьим [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что следствием священничества Христа не является искупление грехов. В самом деле, один только Бог может изглаживать грехи, согласно сказанному [в Писании]: «Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого» ( Ис. 43, 25 ). Но Христос есть священник не как Бог, а как человек. Следовательно, священничество Христа не искупает грехи. Возражение 2. Далее, апостол говорит, что жертвы Ветхого Завета не могли «сделать совершенными приходящих с ними (иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов), но жертвами каждогодно напоминается о грехах» ( Евр. 10, 1–3 ). Но и при священничестве Христа точно так же напоминается о грехах в следующих словах: «Прости нам долги наши» ( Мф. 6, 12 ). Кроме того, Церковь приносит непрерывную жертву, в связи с чем мы, опять-таки, говорим: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» ( Мф. 6, 11 ). Следовательно, грехи не искуплены священничеством Христа. Возражение 3. Далее, как указано в книге «Левит», согласно Старому Закону в качестве искупительной жертвы за грех начальника надлежало предлагать козла, за грех частного лица – козу, а за грех священника – тельца ( Лев. 4, 3, 23, 28 ). Но Христа сравнивают не с ними, а с агнцем, согласно сказанному [в Писании]: «Я, как кроткий агнец, ведомый на заклание» ( Иер. 11, 19 ). Следовательно, похоже, что Его священничество не искупает грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Является ли отречение царя Николая Александровича от престола в пользу наследника препятствием к канонизации его именно как царя-страстотерпца? Нет. Из библейской истории мы знаем, что царь Давид, находясь в старческой немощи, еще при жизни поставил вместо себя царем сына Соломона, однако все равно он остался в истории святым царем Давидом: И сказал им царь: возьмите с собою слуг господина вашего и посадите Соломона, сына моего, на мула моего, и сведите его к Гиону, и да помажет его там Садок священник и Нафан пророк в царя над Израилем, и затрубите трубою и возгласите: да живет царь Соломон! Потом проводите его назад, и он придет и сядет на престоле моем; он будет царствовать вместо меня; ему завещал я быть вождем Израиля и Иуды (3 Цар.1, 33 – 35). О связи между отречением от царя и отступлением от Православия – Скажите, батюшка, а есть ли прямая связь между народным отречением от царя и отречением народа от Церкви, которое последовало совсем скоро после ареста Николая II, и потом – после расстрела в доме Ипатьева? – Связь между отречением от царя и отступлением от Православия, веры и Церкви несомненна. Со святого равноапостольного Константина начинается христианская государственность. Преподобный Феодор Студит писал в 806 году императору Никифору: «Бог даровал христианам эти два дара – священство и царское достоинство; ими врачуется, ими украшается земное, как на небе. Поэтому, если одно из них будет недостойно, то и все вместе с тем неизбежно подвергается опасности» (Послание 16-е). При венчании на царство (коронации) православному царю торжественно вручаются символы его власти. Над ним также совершается таинство миропомазания, в котором государь получает дары Святого Духа. Поэтому цареубийство – не только тяжкое уголовное злодеяние, но и духовное преступление, которое, как правило, навлекает большие бедствия на страну. Тяжесть и продолжительность их зависит от отношения всего народа к этому преступлению, ибо можно быть причастным к этому тяжкому греху не только прямым участием, но и моральным соучастием. Последствия зависят и от того, на каких началах строится дальнейшая жизнь общества: на тех же духовно-нравственных принципах, по которым жил благочестивый христианский царь, или на тех, которые вводят в стране убийцы помазанника Божия? Святитель Иоанн (Максимович) так говорит о связи цареубийства с отступлением от веры и Церкви:

http://pravoslavie.ru/105167.html

Что же нам делать, возлюбленные, чтобы воспоминаемое ныне событие Боговоплощения стало главизною и нашего с вами спасения? Сегодня научает нас этому Сама Виновница нынешнего события – Пречистая и Преблагословенная Дева Мария: " Се, Раба Господня, – говорит Она, – да будет Мне по глаголу твоему«. Сколько смирения, какое всецелое послушание и преданность воле Божией выражены в этих дивных словах! Великое счастье и великую честь для человека составляет звание раба Божия. «Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа».., «Павел, раб Иисуса Христа».., «Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа»...– так начинали свои послания к верующим святые Апостолы. Рабство Христу есть истинная свобода – свобода от греха, удаление от себя всякой скверны плоти и духа, всецелое послушание и деятельное служение Господу. Плод этого рабства – «святость, а конец – жизнь вечная» ( Рим. 6:22 ). Господь зовет нас к Себе; ради нашей же собственной пользы хочет нашего послушания и сыновней преданности Ему. Вечно живым призывом звучит обращенное к нам слово Господне: »Сын Мой! отдай сердце твое Мне« ( Притч. 23:26 ). Откликнемся же на этот Божественный зов и скажем своему Искупителю, подражая Пречистой Деве Марии: «Се, рабы Твои, Господи! да будет и с нами по глаголу Твоему». Послушание Господу требует жертвенности. На пути служения Ему всегда духовные радости сочетаются со скорбями и лишениями, предвкушение будущего блаженства – с терпеливым несением жизненного креста своего. Но да не смущается сердце наше. Во всякой скорби и печали есть у нас скорая Помощница и теплая Заступница – Преблагословенная Божия Матерь. Она не только имеет непостижимо великое дерзновение пред Богом, но и бесконечно близка к нам, сострадальна к нашим горестям и печалям, ибо Она есть не только преукрашенная Божественною Славою Царица неба и земли, но и первая по Господе Иисусе Христе Крестоносица и Страстотерпица. Да живет же всегда в сердцах наших жажда всецелого послушания воле Господней. Да будет вечным примером для нас дивное смирение и послушание верной Рабы Господней – Пренепорочнон Девы Марии. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

В Тобольске в 1921 г. было убито 100 иереев. Здесь приведены лишь несколько примеров бывших в то время массовых расстрелов духовенства, дошедшие до нас благодаря тому, что упомянутые города были на короткое время освобождаемы Белой армией, и поэтому сведения об этих мучениках были собраны самые точные. То же происходило и на всей остальной земле Русской; повсюду лилась потоком кровь христианская. Муки, какие претерпевали св. страстотерпцы, мало чем отличались от мучений христиан первых веков, и изощренная жестокость современных гонителей также не уступала жестокости их предшественников. Вот примеры. Епископа Соликамского Феофана (Ильменского) мучители вывели на замерзшую реку Каму, раздели его донага, заплели волосы в косички, связали их между собой, затем, продев в них палку, приподняли святителя в воздух и начали медленно опускать его в прорубь и поднимать, пока он еще живой не покрылся коркой льда толщиной в два пальца и так предал свою душу в руки Божий. Все это зверство было совершено на глазах у многочисленных свидетелей — пасомых владыки, которые оплакивали и молились за своего архипастыря — нового священномученика Феофана, святого Пермского края (память его 11 дек.). В 1918 г. в Самаре не менее зверским способом был убит епископ Михайловский Исидор (Колоколов): его посадили на кол! В Херсоне в том же году 3 иерея были распяты на крестах. Наущаемые диаволом — первопричиной всех гонений на Церковь во все века, — новые мучители подвергали свои жертвы всем тем видам мук, кои употребляли иудеи, язычники и мусульмане в первые и последующие века гонений. К сим угодникам Божиим можно отнести слова апостола о первых мучениках Церкви Божией: «...иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча...» (Евр. 11, 35—37). Муки за Христа и саму смерть новые мученики встречали бесстрашно, радовались тому, что в страданиях уподобляются своему Искупителю.

http://sedmitza.ru/lib/text/436856/

Чтобы скрыть злой свой умысел и усыпить всякое подозрение в душе Бориса, Святополк послал уверить его в своей любви, звал его в Киев и обещал лучший удел. А сам между тем тайно ночью отправился в Вышгород, близ Киева, собрал некоторых из тамошних боярцев и спрашивал: «скажите мне правду, всем ли сердцем преданы вы мне?» «Головы готовы положить за тебя», отвечали они ему. «Подите же тайно, убейте моего брата Бориса». И недобрые бояре легко согласились на зло, не боясь Бога, а боясь человека, своего князя, и обещались скоро совершить это злодеяние. Как ни скрывал Святополк свой злодейский замысел, он не мог укрыться от Бориса. Некоторые из приближенных Бориса, услышав об умысле Святополка, поспешили тайно известить его о том, чтобы он взял предосторожность. Но добрый и великодушный Борис не мог поверить злобе и коварству брата и не хотел брать никаких предосторожностей: ни в чем не находил он себя виновным против брата и никак не хотел допустить мысли, что сердце брата может питать против него такое злое намерение. Впрочем огорчился, но, как свойственно истинному христианину, положился, как всегда во всем, на Бога и в молитве к Нему и к Пресвятой Богородице искал утешения. День, в который получено Борисом такое горестное известие, был суббота; на утро в воскресенье, встав рано, за утренней службой в своем шатре, Борис молился особенно усердно, сам читал шестопсалмие и канон, как вдруг известили его, что злодеи, посланные Святополком, уже окружили шатер его. Борис сам слышал их шум и шепот вокруг шатра. Нечего было думать о спасении. Еще пламеннее начал молиться Борис, читал псалмы, применительно к своему положению. «Господи, как много у меня врагов! Многие восстают, на меня. 1 К Тебе привержен я от рождения, от чрева матери моей, Ты Бог мой. Не удаляйся от меня: ибо бедствие близко, а помощника нет. Окружили меня псы; толпа злых ходит вокруг меня. Но ты, Господи, не удаляйся. Сила моя! поспеши на помощи мне. Избавь от меча душу мою, от пса одинокую мою». 2 Утреня кончилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

- Как же возможно матушке все успевать и при этом оставаться авторитетом для детей? - Думаю, ни одна супруга священника не скажет, что ей тяжело. Ведь муж всегда поддерживает ее наилучшим способом – своей молитвой. А роль матери в воспитании детей велика. В беседах с моим отцом, протоиереем Михаилом, в беседах с владыкой митрополитом Лазарем я не раз слышал о том, что именно мама научила их в детстве молиться и любить молитву, именно мама научила поститься…То учение, которое священник несет в мир, его супруга должна нести в домашнюю малую церковь. — Как в современном мире, исполненном зла, мы можем защитить своих детей и вырастить достойных членов общества? - Мои родители показали мне прекрасный пример воспитания. У нас была подлинная свобода. Но при этом мне было ужасно стыдно опаздывать в храм. Сейчас я также воспитываю своих детей, в полной свободе. Думаю это оптимальный вариант. Мне говорили: «Ты можешь пойти встретиться с друзьями, сходить в кино, но ведь сегодня праздник, — надо успеть на службу…Решай сам». Подумав некоторое время, дети сами расставляют приоритеты. Мы, взрослые люди, на личном опыте осознали тяжесть греха, поэтому надо стараться оберегать от него детей. Если мы знаем, что нашему ребенку вредно сидеть перед телевизором три часа, мы можем ограничить просмотр, можем дружески порекомендовать ему просмотр чего-то познавательного или предложить пойти погулять, то есть выбрать правильное направление. При этом в православном «гетто» его держать не нужно, ведь все равно наступит момент, когда ему придется оттуда вылететь и, без предварительной адаптации, столкнуться с внешним миром. Он будет жить в светском обществе, он не обязательно станет священником, но должен остаться христианином. Очень приятно, когда дети священников становятся врачами, учителями, дипломатами, но, при этом, живут в соответствии с заповедями Божьими. Чтобы защититься от мирового зла, полагаю, нужно жить, исследуя слова Священного Писания. Что нам говорит Спаситель: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим, ибо иго Мое благо и бремя Мое легко есть» (Мф.11:29,30). Что это значит? Научитесь, кротости и смирению, воздержанию, любви к Богу и ближнему. Ибо «На таковых нет закона», говорит апостол Павел, «Те, которые Христовы…по духу и поступать должны» (Гал.5, 23). Сегодня это будет наш ответ на вызов мира. Ведь сумели же Царственные страстотерпцы защитить себя и своих детей, сумели это сделать новомученики и исповедники, которые были обычными людьми со своими проблемами? Безусловно. Псалмопевец Давид утверждает: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба; вовек сохранятся они; а беззаконные будут извержены» (Пс.36).

http://pravoslavie.ru/70338.html

И как будто о сегодняшних растлителях народа, с помощью телевидения каждый день входящих во все дома, сказаны эти слова: «Выражение лиц их свидетельствует против них, и о грехе своем они рассказывают открыто, как содомляне, не скрывают: горе душе их! ибо сами на себя навлекают зло» (Ис. 3, 9). И как будто обо всем нашем народе другие Его слова: «Горе тем, которые с раннего утра ищут сикеры и до позднего вечера разгорячают себя вином» (Ис. 5, 11). «За то народ мой пойдет в плен непредвиденно, — говорит нам сегодня Господь словами пророка Исаии, — и будут голодать, и богачи его будут томиться жаждою» (Ис. 5, 13). За беззакония свои и за отступление от православной веры, за убийство помазанника Божия и разорение храмов будет побежден народ. И с ним случится бесконечно горшее, потому что преисподняя широко раскрыла свою пасть и готова принять всех отступающих от Господа: «И сойдет туда слава их и богатство их, и шум их и все, что веселит их» (Ис. 5, 14). «Какое может быть покаяние, — говорит Господь, — если здесь добро называют злом и зло называют добром, и тьму почитают светом и свет тьмою, и сладкое почитают горьким и горькое сладким! И говорят, что они мудры в глазах своих и разумны перед самими собою!» Вот что стало с нами — повсюду беззаконие, растление, ложь. И хуже всего, что те, кто совершает грех, отказываются признать это грехом, оправдывая себя. Все дал Господь нашему народу — всю любовь и всю благодать, и как никогда, Он всех зовет к вере и покаянию, и всех хочет напитать Собою, Своим Пречистым Телом и Кровию — Лоза живая, Которая одна может оживить засыхающие ветви человеческого рода. Ныне восстанавливаются православные храмы, и на Пасху, и в великие праздники они переполнены. Но посмотрите, где большинство народа? Большинство не видят ничего, им ничего не нужно, для них пойти в церковь значит только «потерять бессмысленно время», и все, что Бог совершил, для них оказывается как будто напрасным. Слишком велико было крушение России, слишком страшно нынешнее ее поражение. И Господь обращает Свой взор к нам, как к некоему остатку: есть ли среди нас кто, по-настоящему разумевающий и ищущий Бога? Способны ли мы своим покаянием открыть другим глубину жизни, подобно святым царственным страстотерпцам и всем новым мученикам и исповедникам Российским, которые сохранили виноградник Господень среди недавнего всеобщего разорения? Исполненные печали, мы не можем обмануть ожидания Господа.

http://moral.ru/мы-твой-виноградник-госп...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010