Правда, в то же время Петр хотел заняться и обучением монахов, прежде всего истинному разуму Писания. Сперва было предположено всех молодых монахов (т. е. ниже 30 лет) собрать в Заиконоспасскую Академию для занятий (указ 1 сент. 1723 г.). И это должно было вызвать только новое беспокойство. Это можно было понять только так, что и на монахов распространяется учебно-служилая повинность (это было вполне в духе “реформы”), да еще в латинских школах. Несколько позже Петр проектировал переустроить монастыри вообще в рассадники просвященных деятелей, а в особенности для полезных переводов...    Новая школа была воспринята прежде всего, как некий государственный захват и вмешательство. И новые “ученые” монахи латино-Киевского типа, каких только и хотели готовить Петр и Феофан (срв. в “объявлении” 1724 г.), навязывавшие и вбивавшие в недоуменные и встревоженные головы эту безжизненную латинскую науку, вряд ли могли кого примирить с упразднением и закрытием старых и богомольных обителей, с замолканием в них службы Божией (срв. позже об этом откровенное суждение молодого Паисия (Величковского))...    Петровское правительство вымогало приятие самого религиозно- психологического сдвига. Именно от этого вымогательства религиозное сознание в XVIII-м веке так часто съеживалось, сжималось, укрывалось в молчание, в отмалчивание и замалчивание вопросов для самого себя...    Утрачивался единый и общий язык, терялась та симпатическая связь, без которой взаимное понимание невозможно. И этому еще более содействовали те насмешки и издевательства, в которых так любовно изощрялись русские культур-трегеры и просветители XVIII-ro века...    В истории русского богословия и русского религиозного сознания вообще все эти противоречия и ушибы XVIII-ro века отозвались и сказались с большой силой и болезненностью... 5. Век XVIII-ый — век эрудитов и археологов. Богословие на сваях    В школьном преподавании прямое влияние Феофана сказалось не сразу. Сам он преподавал в Киеве недолго и учеников не оставил. Его “система” осталась не окончена, его записки были приготовлены к печати и изданы уже только много позже. В школьный обиход Феофанова система входит приблизительно в середине века (в Киеве, при митр. Арсении Могилянском, с 1759-го года). В первую половину века богословское преподавание всюду продолжается в прежнем романистическом типе (Феофилакт, Гедеон Вишневский и отчасти даже Кирилл Флоринский в Москве; Иннокентий Поповский, Христофор Чарнуцкий, Иосиф Волчанский, Амвросий Дубневич в Киеве; здесь же уместно назвать и Арсения Мацеевича). В новых семинариях богословие изучают обычно по конспектам Иоасафа Кроковского или Феофилакта, т. е. по Аквинату. Философия в это время преподается всюду перипатетическая, Philosophia Aristotelic-Scholastica, и обычно по тем же учебникам, что у польских иезуитов...

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Вениамин неоднократно посещал места жительства вотяков, а в июне 1741 года лично заложил в селе Елове (150 верст от Хлынова) первую новокрещенскую церковь во имя святой Троицы. Не ослабевало строительство церквей и в русских селах. При Вениамине на колокольне Хлыновского кафедрального собора появился огромный колокол в девятьсот пудов. 27 декабря 1741 года Высочайшим указом Вениамин вызван в Петербург. 17 января 1742 года он выехал из Вятки, чтобы “самоперсонально всеподданническое свое принести поклонение” новой императрице. В Москву прибыл 1 февраля и с обширной свитой присутствовал 25 апреля на коронации Елизаветы Петровны . Поездка обошлась Вятскому архиерейскому дому (с разрешения Синода) в 3500 рублей. Императрица Елизавета, покровительствовавшая миссионерскому делу, наградила епископа Вениамина редкой наградой – драгоценной панагией . Со 2 декабря 1742 года - епископ Воронежский и Елецкий (по своему прошению). 23 декабря жители города встретили нового архиерея. Преосвященный Вениамин управлял епархией всего три месяца, и за это короткое время показал себя ревнителем духовного образования. Еще будучи в Москве в ожидании назначения, он имел намерение учредить в Воронеже училища. С этой целью он стал подбирать преподавательские кадры. У Черниговского епископа Амвросия (Дубневича) Вениамин “испросил к себе” учителя Лазаря Богословского и назначил его архимандритом Успенского Дивногорского монастыря. “Под дирекцию” его были поставлены другие, взятые в Воронеж Вениамином, учителя: преподаватель риторики Славяно-греко-латинской академии иеродиакон Каллистрат и философ Киевской академии Никифор Константинович. Контингент этого училища, для которого отводилось подворье Дивногорского монастыря в Острогожске , призваны были составить дети священнослужителей. Внезапно заболевший Вениамин приказал Лазарю прибывших в Воронеж детей осматривать и определять годных к школе. Наиболее пригодных учитель “в школу латинскую и определил”, а других “отсрочил до августа”. В Воронеж прибыл и киевский студент Лукиан Стасевич, знавший Вениамина еще по Коломенской семинарии. Стасевичу предстояло организовать школу в губернском центре.

http://drevo-info.ru/articles/13492.html

60. BAPЛAAM II Великороссиянин, в 1729 году, Ноября 13 переведён из Архимандритов Переславского Залеского монастыря. Скончался в 1737 году. Погребён в Троицкой Сергиевой, что по Петергофской дороге пустыни, которую он сам основал и учредил. 61. APCEHUЙ II Воронов 1737 года, Марта 8, переведён из Архимандритов Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря. В 1738 году, Октября 18 уволен на покой и скончался в Лавре. 62. АМВРОСИЙ Дубневич в 1738 году, Декабря 31, переведён из Архимандритов Киево-злато-верхо-Михайловского монастыря. В 1743 году хиротонисан в Епископа Черниговского. 63. KUPUЛЛ III Флоринский переведён из Архимандритов Заиконоспаского монастыря и Ректоров Московской Академии в 1742 году, Сентября 11. Скончался в 1743 году. 64. APCEHUЙ III. Могилянский, Малороссиянин, произведён в 1744 году, Января 29, в Архимандрита из учителей Академии. Того же года Июля 25 хиротонисан в Архиепископа Переславского с предоставлением при нём по-прежнему Архимандрии Троицкой Сергиевой Лавры. В 1752 году, Мая 30, уволен на покой в Черниговский Новгород-Сиверский монастырь. Наконец, был Митрополитом Киевским. 65. AФAHACUЙ II Вольховский, Малороссиянин. В 1752 году, Апреля 21. Был прежде сего в Лавре Троицкой Сергиевой Келарем. В 1758 году, Апреля 21 хиротонисан в Епископа Тверского. 66.  ГЕДЕОН Криновский , родом из Казани, определён из Придворных проповедников и Савинских Архимандритов в 1758 году, Апреля 21. В 1761 году, Октября 8, хиротонисан в Епископа Псковского. 67. ЛАВРЕНТИЙ Белорусец определён в 1761 году, Октября 8. Скончался в 1766 году, Января 20. 68.  ПЛАТОН Левшин , бывший при Его Императорском Высочестве, Благоверном Государе Цесаревиче и Великом Князе ПАВЛЕ ПЕТРОВИЧЕ Богословия учителем, из Великороссиян; посвящён в Архимандрита в 1766 году, Июля 16, в Петергофе. В 1770 году, Октября 10, хиротонисан в Архиепископа в Тверь, и оставлен Архимандритом Лавры по-прежнему. В 1775 году, Января 21, переведён в Москву; а в 1787 году, Июня 29 дня пожалован Митрополитом Московским и Архимандритом Лавры по-прежнему же, и находится доныне. Глава III. Kpamkoe описание Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Особым вниманием в рус. культуре XVIII в. пользовались Эпикур , Цицерон и Марк Аврелий . В XVIII в. античное наследие, усвоенное благодаря латино-польск. влиянию, занимало существенное место в учебных курсах Киево-Могилянской и московской Славяно-греко-латинской академий. В курсах этики профессоров Киево-Могилянской академии особенно много внимания уделялось философским идеям Аристотеля и Эпикура. Всего сохранилось 5 курсов этики: архиеп. Феофана (Прокоповича) , архиеп. Стефана (Калиновского) (с характерным названием - «Десять книг Аристотеля к Никомаху, то есть Этика»), архиеп. Сильвестра (Кулябки) , архим. Михаила (Козачинского), архиеп. свт. Георгия (Конисского) . Гораздо больше (ок. 400) известно курсов по риторике, физике и логике, многие из них уже в названии содержат имя Аристотеля. Префект Киево-Могилянской академии, а затем префект московской Славяно-греко-латинской академии, буд. Местоблюститель Патриаршего престола архиеп. Рязанский Стефан (Яворский) на основании «Органона» Аристотеля написал «Состязания перипатетиков: Курс первый, или Логика», «Курс второй перипатетического состязания, или Физика», «Курс третий перипатетического состязания, или Метафизика». Все курсы риторики апеллировали к Цицерону, напр. «Кладовая Туллианского красноречия» буд. митр. Киевского Иоасафа (Кроковского) . Среди многочисленных преподавателей Киево-Могилянской и московской Славяно-греко-латинской академий - авторов курсов философии и риторики, к-рые в основу своих сочинений положили схоластический аристотелизм, особой известностью пользовались митр. Варлаам (Ясинский) , еп. Гедеон (Вишневский), архиеп. Иосиф (Волчанский) , архиеп. Лазарь (Баранович) , архиеп. Феофилакт (Лопатинский) , еп. Амвросий (Дубневич), еп. Иосиф (Кононович-Горбацкий) , архим. Иннокентий (Гизель) , архим. Иосиф (Туробойский) и др. Наиболее полно и глубоко в рус. философии XVIII в. античная культура была воспринята Г. С. Сковородой , возродившим античный сократический диалог и оставившим сочинения почти во всех жанрах античной лит-ры.

http://pravenc.ru/text/115830.html

226 Антиминс на холсте, освящён православным Архиеписком, Митрополитом Киевским, Галицким и всея России, экзархом святейшего Фрону Константинопольского Иосифом Нелюбовичем Тукальским, 1669 года июня 9-го, в какой храм не означено, с мощами. Подпись: «Многогрешный Иосиф Архиепископ Митрополит» 21). Антиминс на холсте, освящён православным Архиепископом, Митрополитом Киевским, Галицким и всея России, экзархом святейшего Фрону Константинопольского Иосифом Нелюбовичем Тукальским, напечатан славянскими буквами 1600 год, но которого именно года, по бледности чернил вычитать не можно, марта 20-го, в какой храм – не означено, без мощей. Подпись: «Многогрешный Иосиф Архиепископ, Митрополит Киевский» 23). 227 Антиминс на холсте, освящен Преосвященным Симеоном, Митрополитом Смоленским и Дорогобужским, при святейшем Адриане, Патриархе Московском, напечатан славянскими буквами 1600 год, но которого именно месяца и числа – не дописано, в какой храм – не означено, без мощей. Подпись: «Божиею милостию смиренный Сильвестр, Митрополит Смоленский и Дорогобужский, сей антиминс должен есть священнодействовати на всяком месте владычества его и подписал своею рукою, року 1705 месяца июня 25-го дня» 25). 228 Антиминс на холсте, освящен православным Архиепископом Киевским и Галицким Рафаилом, 1732 года апреля 6-го, в храм Рождества Пресвятыя Богородицы в селе Прусах, с мощами. Подпись: «Смиренный Рафаил, Архиепископ Киевский» 139). 229 Антиминс на холсте, освящен православным Епископом Переяславским и Бориспольским Арсением Берлом, 1735 года, в храм Преображения Господня в монастыре Матренинском, без мощей. Подпись: «Божиею милостию смиренный Никодим, Епископ Переяславский и Бориспольский, рукою властною» 165). Антиминс на холсте, освящен Преосвященным Вениямином, Епископом Коломенским и Каширским, 1738 года февраля 4-го, в храм Преображения Господня, без мощей. Подпись: «Смиренный Иосиф Волчанский, Епископ Белорусский, рукою власною» 171). Антиминс на холсте, освящен православным Епископом Черниговским и Новгородка Северского Амвросием Дубневичем, 1746 года, месяца и числа не означено, в храм Святителя и Чудотворца Николая, в местечке Лоеве, без мощей. Подпись: «Смиренный Иероним, православный Епископ Белоруский, Мстиславский, Оршанский и Могилевский, рукою власною» 264).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Дубнево. Колокольня церкви Троицы Живоначальной. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Переславский район, Дубнево село. Троицы Живоначальной церковь. Кирпичная церковь Троицы Живоначальной в Дубнево построенна в 1821 году. Второй престол Никольский. Закрыта в советские годы, не позже 1930-х годов. Уцелела только колокольня в разрушенном состоянии. http://russian-church.ru/viewpage.php?page=9263 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=09726

   001    002    003    004    005   006