Особое внимание уделял истории отделившихся от Церкви течений в период управления Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси). В нач. 60-х гг. И. написал работу «Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов ХХ столетия - григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие, их особенности и история». Он подробно разбирал обстоятельства возникновения и развития основных течений, оппозиционных митр. Сергию, дал каноническую оценку действиям их наиболее известных представителей. 4 февр. 1966 г. за эту работу И. был удостоен Советом МДА степени магистра богословия. И. подготовил для митр. Мануила доклады о порядке избрания епископов, о роли Поместного Собора в управлении автокефальной Церковью, об изыскании средств для возвращения к древнему благочестию и благолепию монашеской жизни. Он постоянно выступал с проповедями и духовными наставлениями. И. написал ряд работ, посвященных изучению наследия выдающихся духовных писателей: «Духовные крупицы из творений святителя Иоанна Златоуста», «Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова», «Руководство к духовной жизни: по письмам епископа Феофана [Затворника]», «Жизнь и деятельность Филарета [Дроздова], митрополита Московского». Еп. Иоанн (Снычёв) и митр. Мануил (Лемешевский). Фотография. 1968 г. Еп. Иоанн (Снычёв) и митр. Мануил (Лемешевский). Фотография. 1968 г. 25 нояб. 1965 г., в день увольнения на покой митр. Мануила, И. был определен епископом Сызранским, викарием Куйбышевской епархии и временно управляющим Куйбышевской и Ульяновской епархиями. 12 дек. хиротонию И., состоявшуюся в Сергиевом трапезном храме Троице-Сергиевой лавры, возглавил митр. Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси). В хиротонии участвовали 8 архиереев, в т. ч. митр. Мануил. 20 марта 1969 г. И. был утвержден правящим епископом Куйбышевским и Сызранским, с сент. 1972 г. также временно управлял Чебоксарской епархией. После антицерковной кампании при Н.

http://pravenc.ru/text/469546.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГОРСКИЙ Александр Васильевич (16.08.1812, Кострома - 11.10.1875, Сергиевский посад Дмитровского у. Московской губ.), прот., ректор МДА, церковный историк, филолог, археограф. Из семьи протоиерея костромского кафедрального Успенского собора, старший брат В. В. Горского . В 1820 г. Г. поступил в Костромское ДУ, затем в Костромскую ДС; до окончания им полного курса, в июле 1828 г., ревизор из МДА иером. Афанасий (Дроздов ; впосл. архиепископ Астраханский) признал его наиболее способным учеником и направил в МДА. В академии Г. проявил интерес к гражданской и церковной истории, ревностно посещал лекции Ф. А. Терновского , сблизился с Д. Г. Гумилевским (впосл. Черниговский архиеп. Филарет ) и прот. Ф. А. Голубинским , к-рый покровительствовал Г. В 1832 г. окончил МДА 3-м магистром, 29 авг. того же года по ходатайству Голубинского был назначен профессором МДС по церковной и гражданской истории, а 19 авг. 1833 г. переведен в МДА бакалавром на кафедру церковной истории. С 19 янв. 1837 г. экстраординарный, с 9 сент. 1839 г. ординарный профессор. Лекции Г. по евангельской истории, истории апостольской Церкви, истории Русской Церкви отличались тщательной проработкой фактов. Сохранившиеся в архиве Г. рукописи лекционных курсов и черновики представлены большим числом вариантов и редакций, что свидетельствует о постоянной работе по их обновлению и усовершенствованию. Лекции пользовались большим вниманием студентов, для ближайших учеников Г. проводил своеобразные семинары в б-ке и на дому - lectiones privatissime, по определению А. Ф. Лаврова-Платонова (впосл. Литовский архиеп. Алексий ), одного из их участников. Обладая широким научным кругозором, Г. применял метод сравнительного параллельного изучения истории Русской и К-польской Церквей. Он был убежден, что церковная история как наука подлежит общим историческим законам, призвана собирать факты и находить связь между ними, должна пользоваться только достоверными источниками. Г., изучая церковную историографию, выделял труды нем. церковных историков, особенно И. А. В. Неандера . Г. создал в академии школу историков, оказал непосредственное влияние на формирование взглядов Е. Е. Голубинского , Н. Ф. Каптерева , А. П. Лебедева , вел научную переписку с М. П. Погодиным , И. И. Срезневским и др., помогал им в исследованиях, давал консультации Н. И. Костомарову , О. М. Бодянскому , У. Палмеру и др. Московский митр. свт. Филарет (Дроздов) высоко ценил Г., выделяя его среди преподавателей, пользовался его консультациями, хотя иногда они расходились во мнениях. Так, митрополит согласился на издание соч. Г. «О сане епископском в отношении к монашеству в Церкви Восточной», хотя выводы ученого противоречили мнению архиерея по данному вопросу.

http://pravenc.ru/text/166267.html

Долгое время благодаря протекции митр. Серафима (Глаголевского) П. по состоянию здоровья не переводили в др. епархии. «Как меня показать в другой епархии, когда здесь не могу большую часть года быть ни в процессиях духовных, ни в торжественных богослужениях, а служу в устроенной при келиях церкви?.. Здесь привыкли ко мне немощному; там давай архиерея со свежими силами» (Письма митр. Серафиму//Там же. 1878. 22. С. 645). В нояб. 1840 г. П. писал митр. Серафиму: «Меня оскорбили слухи, пущенные по Москве и Петербургу, что будто редко священнодействую и мало занимаюсь делами. Живу как тунеядец. Я писал митр. Московскому, что прошлого года совершал Божест. Литургию 167 раз, следов., служил больше 2 раз каждую неделю… Что недаром служу, указал на факты: 1) что до поступления моего на епархию было ученых священников 455, ныне более 900; 2) прибыльная от свеч сумма от 27 тыс. рублей возвысилась до 54 тысяч; 3) накоплено для сирот и бедных духовного звания капитала с процентами более 170 тыс. (чего нет ни в одной епархии, кроме Московской); 4) Архиерейский дом принял в расстройстве, так, и крыша и двор на братских кельях провалился, наличных денег нашел 11 к., ныне все обстроено. В продолжение последних только трех лет, на скопленное в кружках употреблено на обстройку более 35 тыс.; за всем тем накоплено и имеется капитал 15 тыс. в сохранной казне» (Там же. 1879. 4. С. 104). С ухудшением здоровья и ввиду преклонности лет П. неоднократно обращался к митр. Серафиму с просьбой открыть вик-ство в Суздале с проживанием викария в Евфимиевом суздальском в честь Преображения Господня монастыре . Впосл., оценивая деятельность П. во Владимире, свт. Филарет (Дроздов) замечал в письме обер-прокурору А. П. Ахматову от 15 марта 1863 г., что архипастырь «не сильно действовал, но привлекал к себе добродушием» ( Филарет (Дроздов), свт. Письма к высочайшим особам и разным др. лицам. Тверь, 1888. Ч. 2. С. 165). По положению епархиального архиерея П. состоял вице-президентом Владимирского комитета Российского библейского общества (РБО).

http://pravenc.ru/text/2579093.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕВГЕНИЙ (Казанцев Андрей Евфимович; 30.06.1778, с. Беляницыно Юрьевского у. Владимирской губ.- 27.07.1871, Москва), архиеп. Ярославский и Ростовский. Род. в семье диакона, впосл. ставшего священником. Приход села был настолько беден, что отец Казанцева ходатайствовал перед еп. Суздальским Тихоном (Якубовским) о назначении на пономарское место сына, когда тому было 4 года. Прошение было удовлетворено. С окт. 1783 г. отец обучал его грамоте, но вскоре заболел и умер. В 1789 г. в Суздале Казанцев был посвящен в стихарь и получил пономарскую грамоту. Когда в 1791 г. старший брат перешел на службу причетником в Москву, с ним уехал и Андрей (по др. сведениям, он переехал в Москву вместе со всей семьей). 1 мая 1791 г. он поступил в Троицкую лаврскую семинарию с предоставлением ему дохода от пономарского места в Беляницыне. Этими средствами он пользовался до 1793 г., когда, отказавшись от места, перевелся на казенный кошт. С 1798 по 1799 г. как один из лучших учеников семинарии пользовался коштом Московского митр. Платона (Левшина) . В 1799 г. преподнес митр. Платону аллегорическую песнь «Ручей» собственного сочинения (ЧОЛДП. 1872. Кн. 9. Отд. 3. С. 137-139). Евгений (Казанцев), архиеп. Рязанский и Зарайский. Портрет. 1835-1837 гг. (ЦАК МДА) Евгений (Казанцев), архиеп. Рязанский и Зарайский. Портрет. 1835-1837 гг. (ЦАК МДА) 13 сент. 1800 г. по окончании семинарии митр. Московский Платон определил Казанцева учителем лат. языка и географии высшего грамматического класса в новооткрытую Вифанскую ДС. В 1801 г. имп. Александр I посетил после коронации ТСЛ и Вифанию, митр. Платон преподнес ему оду, а воспитанники произнесли «приветственный разговор» - и то и другое сочинения Казанцева. С янв. 1802 г. Казанцев служил преподавателем риторики, поэзии и истории, одновременно с 1803 г.- библиотекарем семинарии. 16 дек. 1804 г. в ц. во имя прп. Зосимы и Савватия Соловецких при больничных палатах ТСЛ митр. Московским Платоном пострижен в монашество с именем Евгений, 25 дек. рукоположен во диакона, 6 янв. 1806 г.- во иерея. В 1804 г., между хиротониями, диаконской и иерейской, Е. лечился в одной из больниц Москвы от глазных болезней. В 1806 г. назначен преподавателем философии и префектом Вифанской ДС. Зарекомендовал себя наставником, не терпевшим доносов и наушничества. Деятельность Е. в Вифании проходила под рук. Московского митр. Платона, к-рый до конца жизни относился к нему как к сыну. Во время службы в Вифанской ДС Е. сблизился с буд. митр. Московским свт. Филаретом (Дроздовым) . В янв. 1809 г. они получили назначение во вновь учрежденную СПбДА: Е.- инспектором и бакалавром философских наук, а свт. Филарет - ректором академии (в личной переписке митр. Платон сетовал, что у него «отобрали» и того и др.).

http://pravenc.ru/text/186977.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГРИГОРИЙ Григорий (Постников), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Ксилография. После 1855 г. (ГИМ) Григорий (Постников), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Ксилография. После 1855 г. (ГИМ) (Постников Георгий Петрович; 1.11.1784, с. Михайловское Никитского у. Московской губ.- 17.06.1860, С.-Петербург), митр. Новгородский и С.-Петербургский. Род. в семье диак. Петра Фёдорова. В 1805 г. окончил Перервинскую ДС, в 1809 г.- Троицкую ДС, в 1814 г.- СПбДА со степенью магистра богословия, во время учебы получил фамилию Постников. 25 авг. 1814 г. принял монашеский постриг, 27 авг. был рукоположен во диакона, 28 авг.- во иерея. Одним из наставников Г. был свт. архим. Филарет (Дроздов ; впосл. митрополит Московский), оказавший на него большое влияние. По предложению митр. Филарета в 1814 г. Г. занял место академического библиотекаря, пополнил б-ку мн. ценными изданиями. С 17 авг. 1814 г. бакалавр академии, с 13 окт. того же года действительный член конференции СПбДА, с 19 марта 1816 г. инспектор. 29 марта 1817 г. Г. была присвоена степень д-ра богословия за соч. о пророках «Commentatio de prophetis in genere». 29 июля 1817 г. посвящен в сан архимандрита и назначен настоятелем Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . 1 окт. того же года стал экстраординарным профессором СПбДА, а 2 мая 1819 г.- ректором и ординарным профессором. Продолжая традиции свт. Филарета (Дроздова), Г. поддерживал в академии строгий порядок, усовершенствовал учебные программы, методы обучения, улучшил материальное положение студентов. Преподавал богословские науки, Свящ. Писание, англ. язык. Еще в 1816 г. Г. был назначен вице-президентом Российского библейского общества , участвовал в переводе Свящ. Писания на рус. язык; став ректором, возглавил переводческий процесс в СПбДА. Впосл. выступал против закрытия Российского библейского об-ва. Г. первым начал преподавать богословие на рус. языке. Тексты Свящ. Писания также цитировал и разбирал на занятиях со студентами на рус. языке, что было тогда новым явлением. Лекции Г. в печатном или рукописном виде расходились по мн. духовным академиям и семинариям. Для распространения в обществе богословских знаний предлагал разрешить всем независимо от пола, возраста и сословия присутствовать на публичных лекциях в академии, хотя этот проект не был осуществлен. С 21 авг. 1821 г. состоял членом Комиссии духовных уч-щ, отстаивал лекционную систему преподавания в Духовных академиях, оспаривая сторонников обучения по классическим книгам.

http://pravenc.ru/text/166676.html

1862. 16. С. 374-376; Письмо Н. В. Гоголя//ДВ. 1864. 4. С. 583-585; Письма к одному из соборных старцев Киево-Печерской лавры//Полтавские ЕВ. 1868. 6. С. 176-178; Письма к Гавриилу [Городкову], архиеп. Рязанскому: 1829-1857. М., 1869; Два письма к редактору «Домашней Беседы»//ДБ. 1870. Вып. 45. С. 1224-1225; Максимович М. А. Письма о Киеве и воспоминание о Тавриде. СПб., 1871; Письма к настоятелю херсонского Успенского собора прот. о. Максиму Перепелицыну//Херсонские ЕВ. 1878. 6. С. 100-104; 21. С. 651-656; Иннокентий Борисов, архиеп. Херсонский и Таврический, в письмах к наставнику и руководителю его в детстве, свящ. В. Климентову, 1822-1855 гг.//РС. 1881. 11. С. 575-590; Письмо по случаю появления перед Одессой союзного флота в 1854 г.//ХЧ. 1881. Ч. 1. 5/6. С. 801-803; Письма к Макарию [Булгакову], митр. Московскому//ЦВ. 1883. 17/18. С. 6-7; 24. С. 3-5; 26. С. 7-10; Письма И. Я. Бодянскому//ЗапООИД. 1883. Т. 13. С. 269-271; Письмо высокопреосв. Филарета [Дроздова], митр. Московского//ТКДА. 1884. 1. С. 112-115; Письма Филарета [Амфитеатрова], митр. Киевского, и архим. Антония [Амфитеатрова], ректора Киевской академии (впосл. архиеп. Казанского)//Там же. 4. С. 621-631; 5. С. 69-102; 6. С. 258-292; Письма Арсения [Москвина], митр. Киевского//Там же. 8. С. 583-592; Письма Димитрия [Муретова] Херсонского//Там же. С. 593-600; Пять писем М. А. Максимовича//Там же. 9. С. 132-145; Письма Макария [Булгакова], митр. Московского//ХЧ. 1884. 5/6. С. 798-817; Письма Гавриила [Розанова], архиеп. Тверского и Кашинского//Тверские ЕВ. 1884. 14. С. 433-454; 15. С. 473-477; Письма разных лиц архим. Иннокентию Борисову//ЧОИДР. 1884. Отд. 5. Кн. 4. С. 1-67; Письма прот. В. И. Нордова//Вологодские ЕВ. 1885. Приб. 17. С. 351-363; 18. С. 367-379; Письма прот. И. М. Скворцова//ТКДА. 1885. 6. С. 314-328; 7. С. 472-482; 8. С. 671-675; 9. С. 165-167; 10. С. 311-318; Письма Евгения [Казанцева], архиеп. Ярославского//Ярославские ЕВ. 1885. 9. Стб. 136-141; Три письма из бумаг Иннокентия, архиеп. Херсонского//ПС.

http://pravenc.ru/text/389617.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОСИФ Иосиф (Кобыльский-Богословский), архиеп. Воронежский и Задонский. Литография. Нач. 60-х гг. XIX в. (РГБ ОР. Ф. 213. К. 112. Ед. 13) Иосиф (Кобыльский-Богословский), архиеп. Воронежский и Задонский. Литография. Нач. 60-х гг. XIX в. (РГБ ОР. Ф. 213. К. 112. Ед. 13) (Кобыльский-Богословский Иван Иванович; 18.08. 1800, с. Кобыльское Зарайского у. Рязанской губ.- 19.02.1892, Воронеж), архиеп. Воронежский и Задонский. Род. в семье дьячка. Сестра архиерея приняла постриг с именем Анастасия в одном из рязанских монастырей. Первоначальное образование Кобыльский получил дома, в 1812 г. поступил в Зарайское ДУ, в 1818 г.- в Рязанскую ДС. Во время учебы в выпускном классе семинарии по благословению ректора архим. Илиодора (Чистякова ; впосл. архиепископ) юноша поменял свою неблагозвучную фамилию на фамилию Богословский. Дружил с братом ректора, проживавшим в доме архим. Илиодора. В 1824 г., по окончании семинарии со степенью действительного студента, по рекомендации ректора поступил в МДА. В 1828 г. состоялось личное знакомство Богословского с митр. Московским свт. Филаретом (Дроздовым) , во многом определившее дальнейшее служение архиерея. Митр. Филарет после просмотра канд. сочинения Богословского уменьшил балл и возвратил сочинение в Совет академии для выставления новой оценки. Между митрополитом и студентом состоялась личная беседа. В том же году, по окончании академии со степенью старшего кандидата богословия, ему предоставили право на получение через 2 года степени магистра и был назначен преподавателем в Архангельскую ДС, но просил оставить его рядом с престарелыми и больными родителями, нуждавшимися в попечении. Вместе с тем он решил принять монашество. Результатом еще одной беседы с митр. Филаретом стала не только отмена назначения в Архангельск, но и непосредственное участие Московского святителя во всем дальнейшем служении И. Современники называли его «любимцем» митр. Филарета. 20 авг. 1828 г. в Троице-Сергиевой лавре митр. Филарет постриг Богословского в монашество с именем в честь прп. Иосифа Волоцкого. 5 сент. И. был рукоположен во диакона, 8 сент.- во иерея.

http://pravenc.ru/text/578511.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ДУШЕПОЛЕЗНОЕ ЧТЕНИЕ» ж., издававшийся в 1860-1911 и 1915-1917 гг. в Москве, в 1912-1914 гг. в Сергиевском Посаде. В 1860-1865 гг. выходил с подзаголовком «Ежемесячное издание общепонятных сочинений духовного содержания», в 1866-1914 гг.- «Ежемесячное издание духовного содержания». Инициатором издания был свящ. Алексий Ключарёв (впосл. архиеп. Харьковский Амвросий ), ставший соредактором-издателем вместе со свящ. Василием Нечаевым (впосл. еп. Костромской Виссарион ) и свящ. Василием Лебедевым . Митр. Московский св. Филарет (Дроздов) ходатайствовал перед Святейшим Синодом о разрешении издания. После смерти свящ. В. Лебедева и выхода из состава редакции свящ. А. Ключарёва с окт. 1865 по дек. 1889 г. журнал редактировал свящ. (впосл. протоиерей) В. Нечаев. В 1890 г. он передал редактирование своему зятю, проф. МДА прот. Димитрию Касицыну , оставшись постоянным автором журнала. После смерти прот. Д. Касицына редакторами были в 1902-1907 гг. проф. МДА А. И. Введенский , в 1908-1911 гг. свящ. Михаил Фивейский, в 1912-1913 гг. прот. Иоанн Соловьёв , в янв.-мае 1914 г. Можайский еп. Василий (Преображенский) , в июне-дек. 1914 г. ген.-майор Н. П. Касаткин, в 1915-1917 гг. Серпуховской еп. Арсений (Жадановский) и епархиальный миссионер И. Г. Айвазов . Издателями до 1902 г. были редакторы, в 1902-1913 гг.- вдова прот. Димитрия О. В. Касицына, в янв. 1914 г.- еп. Василий, в февр.-дек. 1914 г.- Касаткин, в 1915-1917 гг. журнал издавался Чудовым в честь Чуда арх. Михаила в Хонех мон-рем . В 1860-1914 гг. 12 книжек за каждый год составляли 3 части, в 1915-1917 гг. выходило по 6 номеров в год, последние 2 выпуска 1917 г. были сдвоенными. В круг сотрудников и авторов в основном входили представители московского духовенства, профессора МДА. Перед журналом была поставлена задача «служить духовно-нравственному наставлению христиан», поэтому печатались назидательные и доступно изложенные научные статьи. В нач. XX в. журнал стал иллюстрированным и еще более популярным.

http://pravenc.ru/text/180721.html

1907. Σ. 307-308). Диовуниотис, развивая эту концепцию, утверждал, что «Церковь, как хранительница благодати (ταμιοχος τς χριτος) и распорядительница Таинств, имеет власть изменять действительность Таинств, делая недействительное в них действительным и действительное - недействительным…» ( Δυοβουνιτης. 1913. Σ. 162). Такая существенная разница подходов к действительности инославного Крещения привлекла к себе внимание свт. Филарета (Дроздова) , к-рый писал по этому поводу А. Н. Муравьёву : «Если крещенные обливательно, по Константинопольскому мнению, суть не крещенные: то каким образом «икономия снисхождения» может сделать их крещенными, не совершая над ними крещения?» (Письма митр. Московского Филарета к А. Н. Муравьёву. К., 1869. С. 369). Впрочем, в нач. XX в. в России высказывались и противоположные мнения. Возможность редукции чина Крещения «по икономии» допускали митр. Антоний (Храповицкий) (Переписка с Р. Гардинером//ВиР. 1915. 4. С. 17) и сщмч. архим. Иларион (Троицкий) (впосл. архиепископ) (Единство Церкви и всемирная конференция христианства//БВ. 1917. Т. 1. 1. С. 3-60), утверждавший: «Для практики в отношении латинян должно искать объяснения лишь в соображениях церковной икономии, а не в догматическом понятии о единстве Христовой Церкви» (Там же. С. 56). Эта концепция подверглась аргументированной критике со стороны митр. (впосл. патриарх) Сергия (Страгородского) и чуть позже - прот. Георгия Флоровского ; эта критика касалась в т. ч. и некорректности использования И. в отношении таинств. Так, митр. Сергий считал, что И. может внести изменения в порядок приема инославных , но с жестким ограничением: «Инославное общество, по своим объективным признакам принадлежащее к одному из высших разрядов, может быть ввиду особой своей опасности в данное время отнесено к низшему (ариане, несториане, латиняне в греч. практике), а потом возвращено опять к прежнему (те же ариане по местам, несториане), но общество, по своей природе принадлежащее к низшему разряду (напр., первому чиноприему), никогда, ни при каких обстоятельствах не переводится в высший» (Отношение Церкви Христовой к отделившимся от нее обществам//ЖМП, 1931-1935. С. 45). Прот. Г. Флоровский утверждал, что И. не может быть полезной для решения любых вопросов, стоящих перед Церковью: «Если за каноническими границами Церкви сразу же начинается безблагодатная пустота и схизматики вообще и крещены не были… тем более необходима в действиях и суждениях Церкви совершенная ясность, строгость, настойчивость. И никакое «снисхождение» здесь неуместно и просто невозможно, и никакие уступки непозволительны…» (О границах Церкви//Путь. П., 1934. 44. С. 18-19).

http://pravenc.ru/text/389060.html

С сент. 1813 г. продолжились занятия в Славяно-греко-латинской академии. В связи с ее предстоящим преобразованием по новому уставу архиепископ Московский Августин в донесении Комиссии ДУ рекомендовал кандидатуру П., отличавшегося «познаниями философскими» и «благонравием» ( Орлов. 1882. С. 8). Несмотря на эту рекомендацию, 12 авг. 1814 г. ректором был утвержден архим. Симеон (Крылов-Платонов), инспектором - архим. Филарет (Гумилевский) , а П. в тот же день назначен настоятелем Ферапонтова Лужецкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря , 19 авг. 1814 г.- ректором Вифанской ДС и профессором богословских наук. В это время в Вифанской семинарии обучались более 250 чел. Ревизовавший семинарию летом 1815 г. архим. Филарет (Дроздов) отметил, что П. «способен быть хорошим наставником в богословии», если «с помощию прилежания и опыта приобретет своим познаниям более основательности, а объяснением более точности. В управлении рачителен: но иногда жертвует снисхождению строгостию порядка» ( Филарет. Собр. мнений и отзывов Т. 1. С. 300). 30 июля (21 сент.?) 1817 г. П. был назначен настоятелем ставропигиального Заиконоспасского монастыря, 21 сент. 1817 г.- ректором Московской семинарии, находившейся в Перервинском во имя святителя Николая Чудотворца монастыре . Архим. Филарет (Дроздов) при ревизии летом 1818 г. заметил, что П. «показывает более зрелости в познаниях, нежели прежде. В управлении прежнее снисхождение едва ли не простирает до послабления» (Там же. С. 446). По предложению архим. Филарета (Дроздова) П. был избран действительным членом конференции при Московской академии. 17 июня 1819 г. именным Высочайшим указом П. назначен 2-м членом Московской Синодальной конторы с настоятельством в ставропигиальном Донском мон-ре и освобожден от педагогической деятельности. В числе учеников П. по академии и семинарии был его родственник, еп. Михаил (Добров), а также архиепископы св. Феодотий (Озеров) и Гедеон (Вишневский) , направленные по ходатайству П. в 1819 г. в СПбДА. С этого времени началась переписка П. со свт. Филаретом (Дроздовым) (45 писем святителя к П. опубликованы: ПО. 1872. Авг. С. 28-32; Сент. С. 33-48; Окт. С. 49-53; Письма Филарета, митр. Московского//РА. 1899. С. 194-204) и со свт. Филаретом (Амфитеатровым), ректором МДА (Письма к Филарету (Амфитеатрову), бывш. архиеп. Ярославскому, а впосл. митр. Киевскому и Галицкому//Владимирские ЕВ. 1884. Ч. неофиц. 15. С. 479-484; 17. С. 544-550; 18. С. 581-591; 19. С. 622-625; 21. 680-682; Письма Филарета, митр. Киевского и Галицкого//РА. 1899. Кн. 2. 6. С. 204-208).

http://pravenc.ru/text/2579093.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010