Особое внимание уделял истории отделившихся от Церкви течений в период управления Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси). В нач. 60-х гг. И. написал работу «Церковные расколы в Русской Церкви 20-х и 30-х годов ХХ столетия - григорианский, ярославский, иосифлянский, викторианский и другие, их особенности и история». Он подробно разбирал обстоятельства возникновения и развития основных течений, оппозиционных митр. Сергию, дал каноническую оценку действиям их наиболее известных представителей. 4 февр. 1966 г. за эту работу И. был удостоен Советом МДА степени магистра богословия. И. подготовил для митр. Мануила доклады о порядке избрания епископов, о роли Поместного Собора в управлении автокефальной Церковью, об изыскании средств для возвращения к древнему благочестию и благолепию монашеской жизни. Он постоянно выступал с проповедями и духовными наставлениями. И. написал ряд работ, посвященных изучению наследия выдающихся духовных писателей: «Духовные крупицы из творений святителя Иоанна Златоуста», «Ключ к Отечнику святителя Игнатия Брянчанинова», «Руководство к духовной жизни: по письмам епископа Феофана [Затворника]», «Жизнь и деятельность Филарета [Дроздова], митрополита Московского». Еп. Иоанн (Снычёв) и митр. Мануил (Лемешевский). Фотография. 1968 г. Еп. Иоанн (Снычёв) и митр. Мануил (Лемешевский). Фотография. 1968 г. 25 нояб. 1965 г., в день увольнения на покой митр. Мануила, И. был определен епископом Сызранским, викарием Куйбышевской епархии и временно управляющим Куйбышевской и Ульяновской епархиями. 12 дек. хиротонию И., состоявшуюся в Сергиевом трапезном храме Троице-Сергиевой лавры, возглавил митр. Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси). В хиротонии участвовали 8 архиереев, в т. ч. митр. Мануил. 20 марта 1969 г. И. был утвержден правящим епископом Куйбышевским и Сызранским, с сент. 1972 г. также временно управлял Чебоксарской епархией. После антицерковной кампании при Н.

http://pravenc.ru/text/469546.html

2. В 1862 г. в связи с приближением 80-летия Московского митр. свт. Филарета (Дроздова) обер-прокурор Синода А. П. Ахматов предложил митрополиту согласиться на открытие в Московской епархии 2-го викариатства. После долгих колебаний свт. Филарет принял это предложение и рекомендовал для поставления во епископа ректора МДА архим. Савву (Тихомирова). Архим. Савва был назначен викарным епископом Можайским указом имп. Александра II Николаевича от 23 окт. 1862 г.; его архиерейская хиротония состоялась 4 нояб. того же года. Среди обязанностей еп. Саввы было присутствие на экзаменах в духовных и светских учебных заведениях, выполнение поручений митрополита по обозрению епархии, по составлению различных записок по делам Московского ЕУ. Местопребыванием еп. Саввы был можайский Ферапонтов Лужецкий в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь . Последующие Можайские архиереи проживали в Москве либо в Саввином Сторожевском в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужском монастыре . После еп. Саввы М. в. возглавляли епископы Игнатий (Рождественский ; 7 авг. 1866 - 17 дек. 1877), Амвросий (Ключарёв ; 15 янв.- 6 апр. 1878, впосл. архиепископ), Алексий (Лавров-Платонов ; 30 апр. 1878 - 22 янв. 1883, впосл. архиепископ), Мисаил (Крылов; 20 февр. 1883 - 4 мая 1885), Александр (Светлаков ; 30 июня 1885 - 11 янв. 1892), сщмч. Тихон (Никаноров ; 2 февр. 1892 - 20 авг. 1899, впосл. архиепископ), Парфений (Левицкий; 10 окт. 1899 - 1 дек. 1904, впосл. архиепископ), Серафим (Голубятников; 2 янв. 1905 - 15 февр. 1908), Василий (Преображенский ; 9 марта 1908 - 2 мая 1914), сщмч. Димитрий (Добросердов ; 18 мая 1914 - 15 янв. 1918, впосл. архиепископ). Постановлением Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. от 8 дек. 1917 г. патриарший наместник с титулом «архиепископ Коломенский и Можайский» должен был управлять Патриаршей областью по указаниям первосвятителя «для облегчения Патриарха в его попечениях в общецерковных делах». Указом патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавина) и Синода от 16 янв. 1918 г. викарий Московской епархии Дмитровский еп. Иоасаф (Каллистов) был назначен архиепископом Коломенским и Можайским, патриаршим наместником, управляющим Патриаршей областью. Не позднее 1919 г. Коломенская и Можайская кафедра была переименована в Коломенскую и Верейскую (Верейскую и Коломенскую; см. статьи Коломенское викариатство и Верейское викариатство ).

http://pravenc.ru/text/2563934.html

В 1843 г. окончил Кишинёвское ДУ и поступил в Кишинёвскую ДС. С разрешения Синода в мае 1845 г. был переведен в Херсонскую ДС. 14 марта 1847 г. обратился в духовно-учебное управление при Синоде за разрешением на поступление в КДА после окончания Херсонской ДС, но получил отказ. Однако летом 1847 г. прибыл в Киев и в конце авг. успешно сдал вступительные экзамены в КДА. 25 сент. 1847 г. митр. Киевский Филарет (Амфитеатров) попросил у обер-прокурора Свящ. Синода Н. А. Протасова разрешение принять Н. на обучение в КДА. В результате определением Синода от 24-29 окт. 1847 г. он был зачислен в состав студентов 1-го курса КДА: в документах КДА числится под фамилией Стоянович. Весной 1848 г. заболел тифом и провел неск. месяцев в больнице. Летом путешествовал по Бессарабии, распространяя среди болгар свои переводы церковных книг. В г. Аккерман (ныне Белгород-Днестровский Одесской обл.) был задержан полицией по подозрению в революционной агитации и направлен в Одессу, где содержался под стражей. Но вскоре был освобожден по ходатайству архиеп. Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова) . Во время обучения на 2-м курсе КДА митр. Филаретом 20 нояб. 1848 г. был рукоположен во диакона, а 24 нояб.- во иерея. В студенческие годы поддерживал переписку с болг. деятелями, проживавшими в Османской империи и в России. Переводил на рус. язык публикации о болг. церковных событиях из болг. ж. «Константинопольский вестник» (Цариградски вестник) и направлял свои переводы в Императорскую канцелярию в С.-Петербурге. В 1851 г. представил на рассмотрение Конференции КДА выпускное соч. «О независимости Болгарского архиепископства от Константинопольского Патриархата в древние и позднейшие времена» (НБУВ ИР. Ф. 304. Дис. 23): согласно постановлению Конференции КДА от 7 авг. 1851 г., утвержденному Свящ. Синодом 7 сент. 1852 г., получил степень кандидата богословия. В 1852 г. с разрешения Синода побывал в Москве и С.-Петербурге. В Москве встретился с митр. Филаретом (Дроздовым), посетил Московский ун-т, Троице-Сергиеву лавру и МДА. 24 февр. 1852 г. присутствовал на похоронах Н. В. Гоголя. В С.-Петербурге общался с митр. Новгородским и С.-Петербургским Никанором (Клементьевским) , обер-прокурором Протасовым, ректором СПбДА архим. Макарием (Булгаковым ; впосл. митр. Московский и Коломенский) и др. иерархами, церковными и гос. деятелями, к-рых убеждал в необходимости поддержать болгар в их стремлении возродить национальную автокефальную Церковь.

http://pravenc.ru/text/2564772.html

 8 марта 1841 г. И. был утвержден, 3 апр. наречен, 6 апр. того же года хиротонисан во епископа Чигиринского, викария Киевской митрополии. Хиротонию в Великой ц. Киево-Печерской лавры совершили митр. Киевский Филарет, еп. Вологодский Иннокентий (Борисов) и бывш. еп. Смоленский Иосиф (Величковский). Став ближайшим помощником митр. Филарета (Амфитеатрова), пользовался уважением и монашествующих и профессуры. Совершил постриг, рукоположил во иерея св.  Феофана Затворника , рукоположил в сан иерея буд. митр. Московского  Макария (Булгакова) .  Согласно запискам И., однажды в сонном видении ему открылось, что надлежит «зажечь свечку» в темном храме - возглавить новую епархию (Предуказания свыше//ДБ. 1866. 43. С. 295). 2 янв. 1843 г. по рекомендации митр. Киевского Филарета И. возглавил новооткрытую Кавказскую и Черноморскую епархию. Выехав из Киева 19 марта, И. посетил  Мгарский в честь Преображения Господня муж. мон-рь , где поклонился мощам особо чтимого им К-польского свт.  Афанасия III Пателлария . По прибытии 10 апр. в Ставрополь первые 2 года проживал в доме купца И. Волобуева, где устроил домовую ц. в честь Воздвижения Креста Господня. Впосл. купец передал под архиерейское подворье свою усадьбу на Кузнечной ул. (ныне ул. Г. Голенева).  Основное внимание И. уделял христ. просвещению, что было невозможно без подготовленного к миссионерской деятельности духовенства. В 1844 г. выступил с инициативой преобразования Екатеринодарского ДУ в уездное училище, которое состоялось лишь в 1858 г., при еп. Кавказском свт.  Игнатии (Брянчанинове) . Уже в кон. 1843 г. И. направил в Синод предложения об учреждении на Кавказе ДС. 13 нояб. 1846 г. она открылась в Ставрополе, причем архиерей тайно пожертвовал на выплату стипендий семинаристам ок. 10 тыс. р. серебром. По указанию И. торжественное открытие семинарии было приурочено ко дню памяти свт. Иоанна Златоуста. В сент. 1846 г. митр. Московский свт.  Филарет (Дроздов)  направил И. письмо, в котором горячо поддержал его просветительские начинания. В 1847 г. в память о своих родителях, Иоанне и Марии, в 3 верстах от Ставрополя устроил Иоанно-Мариинскую жен. общину (см.  Ставропольский Иоанно-Мариинский жен. мон-рь ). Проявляя заботу о нуждающихся клириках, И. при поддержке купца Гониловского построил обширный 2-этажный каменный дом для общежития беднейших детей кавк. духовенства. По инициативе И. был возведен новый кафедральный собор в честь Казанской иконы Божией Матери (1845) в Ставрополе, отремонтирован старый Троицкий собор, построено 12 храмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

С сент. 1813 г. продолжились занятия в Славяно-греко-латинской академии. В связи с ее предстоящим преобразованием по новому уставу архиепископ Московский Августин в донесении Комиссии ДУ рекомендовал кандидатуру П., отличавшегося «познаниями философскими» и «благонравием» ( Орлов. 1882. С. 8). Несмотря на эту рекомендацию, 12 авг. 1814 г. ректором был утвержден архим. Симеон (Крылов-Платонов), инспектором - архим. Филарет (Гумилевский) , а П. в тот же день назначен настоятелем Ферапонтова Лужецкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря , 19 авг. 1814 г.- ректором Вифанской ДС и профессором богословских наук. В это время в Вифанской семинарии обучались более 250 чел. Ревизовавший семинарию летом 1815 г. архим. Филарет (Дроздов) отметил, что П. «способен быть хорошим наставником в богословии», если «с помощию прилежания и опыта приобретет своим познаниям более основательности, а объяснением более точности. В управлении рачителен: но иногда жертвует снисхождению строгостию порядка» ( Филарет. Собр. мнений и отзывов Т. 1. С. 300). 30 июля (21 сент.?) 1817 г. П. был назначен настоятелем ставропигиального Заиконоспасского монастыря, 21 сент. 1817 г.- ректором Московской семинарии, находившейся в Перервинском во имя святителя Николая Чудотворца монастыре . Архим. Филарет (Дроздов) при ревизии летом 1818 г. заметил, что П. «показывает более зрелости в познаниях, нежели прежде. В управлении прежнее снисхождение едва ли не простирает до послабления» (Там же. С. 446). По предложению архим. Филарета (Дроздова) П. был избран действительным членом конференции при Московской академии. 17 июня 1819 г. именным Высочайшим указом П. назначен 2-м членом Московской Синодальной конторы с настоятельством в ставропигиальном Донском мон-ре и освобожден от педагогической деятельности. В числе учеников П. по академии и семинарии был его родственник, еп. Михаил (Добров), а также архиепископы св. Феодотий (Озеров) и Гедеон (Вишневский) , направленные по ходатайству П. в 1819 г. в СПбДА. С этого времени началась переписка П. со свт. Филаретом (Дроздовым) (45 писем святителя к П. опубликованы: ПО. 1872. Авг. С. 28-32; Сент. С. 33-48; Окт. С. 49-53; Письма Филарета, митр. Московского//РА. 1899. С. 194-204) и со свт. Филаретом (Амфитеатровым), ректором МДА (Письма к Филарету (Амфитеатрову), бывш. архиеп. Ярославскому, а впосл. митр. Киевскому и Галицкому//Владимирские ЕВ. 1884. Ч. неофиц. 15. С. 479-484; 17. С. 544-550; 18. С. 581-591; 19. С. 622-625; 21. 680-682; Письма Филарета, митр. Киевского и Галицкого//РА. 1899. Кн. 2. 6. С. 204-208).

http://pravenc.ru/text/2579093.html

В 1851 г. пострижен в рясофор, 4 сент. 1854 г.- в мантию. Сначала уклонялся от принятия священного сана, но по настоянию прп. Макария согласился. 19 июня 1855 г. рукоположен во диакона, 8 июня 1858 г.- во иерея. В 1858 г. настоятель Оптиной пуст. прп. Моисей называл И. в числе 3 кандидатов на должность настоятеля Тихоновой калужской в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. , но Калужский еп. Григорий (Митькевич) сделал выбор в пользу иером. Моисея (Красильникова). В 1860 г. старец Макарий побывал в Москве, общался с митр. Московским свт. Филаретом (Дроздовым) и высказал ему пожелание, чтобы по кончине прп. Моисея (Путилова) его место занял И. Святитель одобрил предложение старца. Когда слух об этом дошел до И., он пытался уклониться от избрания настоятелем, но прп. Макарий сказал ему: «Если воля Божия будет на это и будут тебя избирать, то не отказывайся. Только не гордись!» (Там же. Опт.-307-2. Л. 3-4). В том же году перед смертью старец завещал И. перейти под духовное руководство прп. Амвросия (Гренкова) . В 1862 г., после кончины прп. Моисея (Путилова), были проведены выборы нового настоятеля под рук. ректора Калужской ДС архим. Герасима (Добросердова ; впосл. епископ Астраханский). Большинство братии высказалось за то, чтобы обитель возглавил иером. Пафнутий (Осмоловский) . Однако присутствовавший при этом Калужский еп. Григорий, руководствуясь мнением старцев Макария и Амвросия, сделал выбор в пользу И., к-рый 19 июля 1862 г. был утвержден в должности. Впосл. еп. Григорий продолжал покровительствовать ему. Группа духовных детей иером. Пафнутия была недовольна решением архиерея. После того как в том же году иером. Пафнутий был назначен настоятелем малоярославецкого Черноостровского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря , несколько насельников уехали с ним. 8 сент. 1864 г. И. был возведен в сан игумена, 6 апр. 1885 г.- в сан архимандрита. Он был настоятелем Оптиной пуст. в течение 32 лет, что воспринималось современниками как редкое постоянство. В 1877 г. митр. Московский свт. Иннокентий (Вениаминов) выбрал И. на должность наместника Троице-Сергиевой лавры , но он через влиятельных знакомых смог избежать этого назначения.

http://pravenc.ru/text/674766.html

В связи с новым Уставом духовных семинарий, вызвавшим сокращение штатных преподавателей, Г. лишился места в КазДС и был назначен ректором и профессором богословия Симбирской ДС (30 июля 1840) с оставлением должности настоятеля Успенского Зилантова мон-ря. В окт. 1841 г. он был уволен «от духовно-учебной службы» (Деятели Императорского Казанского Университета... С. 23), но благодаря ходатайству попечителя учебного округа М. Н. Мусина-Пушкина в связи с открывшейся вакансией возвратился в Казанский ун-т. Причины неуспехов Г. на «духовно-учебном» поприще, равно как и объяснения того, почему он был в «немилости» у митр. Филарета (Дроздова), связаны с особенностями личности Г.; по сообщению прот. А. Смирнова, один «современник» так описывал его: «Высокого роста, богатырски сложенный, откровенный, добродушный, в высшей степени веселый, рожденный жить в свете, в большом обществе, склонный к семейной жизни - он поступил в монахи - наперекор своему призванию, своему живому характеру, столь противоречившему господствующим в иноческой жизни строгой дисциплине и аскетизму» (С. 7). В Казанском ун-те Г. преподавал богословские и философские науки, им были прочитаны курсы по каноническому праву, церковно-библейской истории, логике, психологии и др. В нач. 1850 г. Г. написал прошение об увольнении по состоянию здоровья. Он был уволен (8 марта) без пенсии, ибо в выслугу лет не были включены годы «духовно-учебной службы». На этом превратности казанской жизни Г. не закончились. До архиеп. Казанского Григория (Постникова) (впосл. митрополит С.-Петербургский) стали доходить слухи об «интимной жизни» Г. На многочисленные попытки вразумления Г. отвечал резко, порой оскорбительно. В 1852 г. по ходатайству архиеп. Григория, ученика и друга митр. Московского Филарета, он был назначен настоятелем Усть-Киренского Троицкого мон-ря и отправлен в Иркутскую епархию; отсюда Г. писал прошения о возвращении в Казанский ун-т или в европ. Россию. Лишь с поставлением на Петербургскую кафедру вместо почившего митр. Григория митр. Исидора (Никольского) (1860), бывшего некогда учеником Г., последний в 1861 г. получил возможность перебраться в юрьев-польский Архангельский мон-рь Владимирской епархии; он организовал при мон-ре школу для детей. В 1867 г. Г. был назначен настоятелем в 3-классный муромский Спасский мон-рь той же епархии, где он и умер во время всенощного бдения. По сообщению В. Ц. Герцык, Г. был погребен в мон-ре (РС. 1880. 7. С. 611). Сочинения

http://pravenc.ru/text/161289.html

В 1764 г. П. Н. м. был отнесен к числу заштатных монастырей. В 1771 г. в П. Н. м. временно перевели братию Угрешского Николаевского мон-ря, где был устроен чумной лазарет. Указом имп. Екатерины II от 27 февр. 1775 г. и указом Синода от 6 марта 1775 г. П. Н. м. приписан к Чудову в честь Чуда архангела Михаила в Хонех мужскому монастырю (ПСЗ. Т. 20. 14267. С. 70). 1775-1932 гг После преобразования П. Н. м. из заштатного в приписной, осуществленного митр. Московским Платоном (Левшиным) , в обители было размещено подворье митрополитов Московских. Митр. Платон подолгу жил в мон-ре. 9 мая 1775 г. обитель посетила имп. Екатерина II Алексеевна с цесаревичем Павлом (см. Павел I Петрович ) и его первой супругой, вел. кнг. Наталией Алексеевной. Впосл. императрица посещала мон-рь еще дважды: 21 июня того же года и 5 июля 1787 г. Неоднократно в 1785-1786 гг. в мон-ре бывал вел. кн. Александр Павлович (буд. имп. Александр I Павлович ). В ходе Отечественной войны 1812 г. , 23-24 авг., из обители были вывезены наиболее ценные вещи и казна. 4 сент. монастырь был занят французскими войсками. Солдаты сняли серебряные венцы с икон и риз, разобрали более половины посеребренного медного паникадила, в нижнем Сергиевском храме они иногда обедали и спали. В ночь на 8 окт. части «Великой армии» оставили мон-рь. Большое внимание развитию монастыря уделяли митр. Московский свт. Филарет (Дроздов) , многократно посещавший обитель за свое долгое управление Московской епархией (1821-1867), и его преемники - свт. Иннокентий ( Вениаминов; 1868-1879), Иоанникий ( Руднев; 1882-1891), сщмч. Владимир ( Богоявленский; 1898-1912). К кон. 1916 г. в монастырь провели электрическое освещение. В 1918 г. храмы П. Н. м. переданы общине верующих, мон-рь перестал существовать как юридическое лицо. В 1918 и 1922 (общий вес изъятого - свыше 148 кг) гг. произведено изъятие церковных ценностей. В июле 1920 г. часть братии обители наряду со служащими Иверской часовни были арестованы по обвинению в спекуляции свечами, образками и крестиками. Часть помещений в нач. 20-х гг. XX в. была закреплена за детским домом Курской железной дороги, в 1924 г. ему была передана надвратная церковь Толгской иконы Божией Матери. В 1932 г. последние насельники П. Н. м. во главе с архим. прмч. Никанором (Морозкиным) были арестованы и приговорены к различным срокам ссылки (ГАРФ. Ф. 10035. Д. 78798), что означало ликвидацию мон-ря. Настоятели и братия

http://pravenc.ru/text/2579990.html

В 1817 г. митр. Гавриил обратился к Херсонскому военному губернатору гр. А. Ф. Ланжерону (1763-1831) с просьбой о сооружении рядом с храмом нового маяка. Но в 1820 г. строительство маяка было передано в ведение гражданского морского ведомства, к-рое в 1827 г. закончило его постройку. Впосл. маяк неск. раз перестраивался и ввиду угрозы обвалов берега был перенесен на др. место. В 1820 г. попечители метоха обратились к митр. Гавриилу с просьбой благословить возведение каменной ц. Успения Пресв. Богородицы. Митрополит велел выдать 2 книги для сбора пожертвований в Одесском округе и Бессарабии. Однако собранных средств оказалось недостаточно, и в 1821 г., после возведения церковных стен, строительные работы временно прекратились. Вскоре митр. Гавриил обратился к министру духовных дел кн. А. Н. Голицыну с просьбой о принятии всего имущества метоха в полное распоряжение Синода и об обращении подворья в штатный мон-рь на основании того, что в Кишинёвской епархии «от Буга до Дуная, в расстоянии ок. 500 верст нет ни одного монастыря». При этом митрополит полагал, что настоятели новой обители могут быть и законоучителями Ришельевского лицея (Там же. С. 432). В июне 1821 г. архиеп. Кишинёвский и Хотинский Димитрий (Сулима), прибывший в Одессу на погребение патриарха К-польского сщмч. Григория V , поручил попечение о подворье архим. Феофилу (Финикову), законоучителю Ришельевского лицея. В 1823 г. архиеп. Димитрий, возобновивший переписку с Синодом об обращении метоха в мон-рь, сообщал, что на территории подворья расположены неск. братских келий, каменная трапезная, кухня и ограда, а близ метоха имеется «ветряная мельница о 2 поставах и ступах»; к прежним 25 дес. земли приобретены еще 33 дес. Архиеп. Димитрий уверял, что гражданское начальство «благоприятствует» учреждению мон-ря близ Одессы (Там же. С. 432). В это же время в Одессе унтер-офицер Н. И. Кириллов пожертвовал 10 тыс. р. на сооружение иконостаса Успенской ц. Архиеп. Московский и Коломенский свт. Филарет (Дроздов) благословил новую обитель и пожертвовал мон-рю напрестольный сребропозлащенный крест с 45 частицами мощей. На средства купца 1-й гильдии И. Ростовцева была построена гостиница для паломников, разбит виноградник и вырыт колодец на сев. стороне мон-ря, а под горой на вост. стороне устроен водяной сток с желобом для набора воды.

http://pravenc.ru/text/2578187.html

Д. смог опубликовать только небольшую часть своих сочинений. Большинство его прижизненных публикаций - это статьи в «Чтениях в Обществе истории и древностей российских» , «Костромских губернских ведомостях» и др. Работы Д. получили высокую оценку специалистов. С ним состояли в переписке А. Н. Муравьёв , Киевский митр. Евгений (Болховитинов), Черниговский архиеп. Филарет (Гумилевский) , историки М. П. Погодин и И. М. Снегирёв . Последний, в частности, под влиянием письма Д. отказался от суждения о том, что буд. Московский митр. Афанасий был настоятелем Новоспасского московского в честь Преображения Господня мон-ря (см.: Письма о. М. Диева к И. М. Снегирёву. С. 60). Д. высоко ценили В. А. Жуковский , гр. М. В. Толстой , С. С. Уваров и др. 13 мая 1837 г., во время посещения Нерехты наследником престола вел. кн. Александром Николаевичем (впосл. имп. Александр II ), Жуковский представил Д. цесаревичу, к-рый подарил священнику золотые часы. В Костроме на торжественном обеде вел. кн. Александр Николаевич неск. раз с уважением отозвался о нем. В 30-40-х гг. XIX в. Д. неоднократно подвергался преследованиям, на него писали доносы. Его обвиняли в занятиях учеными трудами в ущерб обязанностям настоятеля храма в Пахомиевой обители. Костромской еп. Павел (Подлипский) недолюбливал его «за писательство». Как полагают, по этой причине епископ и дал ход «ложной кляузе» на Д. в 1832 г., из-за чего он был вынужден уехать из с. Тетеринского. 19 июня 1837 г. Костромской еп. Владимир (Алявдин) при посещении Нерехты публично заявил Д., что «священнику некогда заниматься такими безделицами, как история и археология». В 1839 г. в результате ложного доноса еп. Владимир запретил Д. в священнослужении и назначил на его место др. священника. Лишь заступничество Муравьёва и Жуковского, обратившихся к вел. кн. Александру Николаевичу, и обращение последнего к имп. Николаю I , давшему распоряжение обер-прокурору Святейшего Синода Н. А. Протасову разобраться с этим делом, восстановили справедливость. Определением Святейшего Синода от 18 сент. 1840 г. Д. был полностью оправдан и возвращен на прежнее место служения. В 1848 г. указом Синода он был назначен сотрудником Комиссии о исправлении «Истории российской иерархии». 4 сент. 1857 г. по представлению Московского митр. свт. Филарета (Дроздова) возведен в сан протоиерея, 5 сент. того же года назначен благочинным своего округа. В марте 1865 г. Д. перенес инсульт. В авг. того же года по состоянию здоровья вышел за штат и переехал в купленную им в 1862 г. дворянскую усадьбу Жары в Костромском у.

http://pravenc.ru/text/172006.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010