Его же. Митрополит Филарет, как администратор и судия в Московской епархии//Сборник, изданный Обществом любителей духовного просвещения по случаю празднования столетнего юбилея со дня рождения (1782–1882) Филарета, митрополита Московского: в 2 т. М. 1883, т. 2, стр. 48–88. Заплатин С. Учение о молитве Филарета, митрополита Московского. Свято-Троице-Сергиева лавра, 1912. Звездинский М. Взгляд Филарета, митрополита Московского на единоверие и его отношение к нему//Душеполезное чтение. М. 1900, ч. 3, стр. 635–645. И.А. Митрополит Филарет о господствующих в современном нравственно-правовом сознании понятиях. М. 1905//Вера и Церковь . 1905, I–V. Игнатов П.П. Канонические воззрения и практика митрополита Филарета//Журнал Московской Патриархии, М. 1956, 10. Иоанн (Митропольский) , иеромонах. Речь при сретении в Бозе почившего архипастыря высокопреосвященнейшего митрополита Филарета в Троице-Сергиевой Лавре, произнесённая в Троицком соборе 26 ноября 1867 г.//Православное обозрение. М. 1867, ноябрь. Иосиф, архимандрит. Митрополит Филарет, как обличитель вольномыслия//Сборник, изданный Обществом любителей духовного просвещения по случаю празднования столетнего юбилея со дня рождения (1782–1882) Филарета, митрополита Московского: в 2 т. М. 1883, т. 2, стр. 203–214. Линд Т. Митрополит Филарет. М. 1913. Муравьев А.Н. Мои воспоминания//Русское обозрение. 1895, 5, стр. 33–34, 40–41. Мелетий, иеромонах. О блаженной кончине приснопамятного митрополита Филарета. М. 1867, стр. 102–103. Погожев Е.Н. (Поселянин Е.). Идеалы христианской жизни. СПб., 1913, стр. 202, 203, 205. Погожев Е.Н. (Поселянин Е.). Русские праведники последних веков: в 7 т. (1–3; 5–8). СПб., 1917, стр. 230, 261, 262, 315, 368, 402, 404, 458,460–463, 465, 523. Поселянин Е. На молитве в тишине и в буре. Петроград, 1916, стр. 470. Поселянин Е. Русские подвижники XIX века. Историко-биографические очерки Е. Поселянина. Изд. 3. СПб., 1910, стр. 728, 245, 414, 508. Полесский Ю. Митрополит Московский Филарет (Дроздов) //Журнал Московской Патриархии. 1951, 4, стр. 41–47; 6, стр. 36–43.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть itemscope itemtype="" > Государственное значение митрополита Филарета Ко дню памяти 02.12.2023 880 Время на чтение 6 минут Ниже , ко дню памяти святителя Филарета (Дроздова) , мы публикуем подготовленную специально для РНЛ статью выдающегося русского публициста, журналиста, литературного критика, общественного деятеля Михаила Никифоровича Каткова (1818-1887). Статья была в первые опубликован а в « Московски х Ведомост ях» ( 1867. 6 августа. 172 ). Святитель Филарет (Дроздов Василий Михайлович) (26 декабря 1782/ 8 января 1783 - 19 ноября/ 2 декабря 1867 ) – митрополит Московский и Коломенский (в 1826 – 1867 гг.) . В 1994 г. причислен к лику святых . Д ень памяти – 19 ноября/2 декабря. + + + Сегодня всецерковно праздновалось пятидесятилетие архиерейского служения высокопреосвященного Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Особенно важным, быть может, знаменательным событием этого торжественного дня был съезд епископов из разных епархий Российской Империи, хотя не для совещаний, однако по церковному делу. Явление, давно у нас небывалое. Да будет же оно хотя бы отдаленным предвестием обновления нашей церковной жизни, в котором она так глубоко нуждается! Митрополит Филарет родился в Коломне 26 декабря 1782 г.; окончил курс наук в Сергиево-Лаврской семинарии в 1803 году; принял иночество в Лавре в 1808 году; посвящен в иеромонаха в Пасху 1809 г.; возведен в сан архимандрита в 1811 г.; был ректором С.-Петербургской Духовной академии с 1812 г. до 1819 г.; в этом звании в 1817 году посвящен в епископа Ревельского; в 1819 году, возведенный в архиепископа, назначен на Тверскую кафедру, в следующем, 1820 году – на Ярославскую и в 1821 г. – на Московскую; митрополитом с 1826 года. Столь долговременное служение Ц еркви ознаменовано непрерывным рядом всеми признанных заслуг нашего архипастыря, из коих самая высшая есть его жизнь, есть он сам. Люди оказывают заслуги не только тем, что они делают, но и тем, что они суть. В служении Ц еркви это имеет особенную силу. Да теплится еще многая лета на благо церкви свет жизни нашего славного архипастыря!

http://ruskline.ru/analitika/2019/12/01/...

Харьков, 1822–1823). Вербицкий Андрей Андреевич (? — 1859) — филолог, впоследствии профессор Харьковского университета. Пельт Николай Иванович (1810–1872) — театральный деятель, с 1866 по 1872 г. управлявший московским театром. Пельт Николай Иванович (1810–1872) — театральный деятель, с 1866 по 1872 г. управлявший московским театром. Шумский Сергей Васильевич (наст, фамилия Чесноков; 1821–1878) — артист Малого театра; Щепкин Михаил Семенович (1788–1863) — артист Малого театра. Шумский Сергей Васильевич (наст, фамилия Чесноков; 1821–1878) — артист Малого театра; Щепкин Михаил Семенович (1788–1863) — артист Малого театра. «Скупой рыцарь» — одна из маленьких трагедий А. С. Пушкина. «Скупой рыцарь» — одна из маленьких трагедий А. С. Пушкина. Речь идет о 1851 г. Речь идет о 1851 г. Клейнмихель Петр Андреевич (1793–1869) — в 1842–1855 гг. главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями, руководил строительством железной дороги между Петербургом и Москвой. Клейнмихель Петр Андреевич (1793–1869) — в 1842–1855 гг. главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями, руководил строительством железной дороги между Петербургом и Москвой. Филарет (в миру — Василий Михайлович Дроздов; 1782–1867) — с 1821 г. был Филарет (в миру — Василий Михайлович Дроздов; 1782–1867) — с 1821 г. был Четверть ведра — 3,2 литра. Четверть ведра — 3,2 литра. Тамбурмажор — главный полковой барабанщик. Тамбурмажор — главный полковой барабанщик. Толстой Александр Петрович (1801–1873), граф — камергер, тверской (1834–1837), затем одесский (1837–1840) губернатор; обер-прокурор Синода (1856–1862). Толстой Александр Петрович (1801–1873), граф — камергер, тверской (1834–1837), затем одесский (1837–1840) губернатор; обер-прокурор Синода (1856–1862). Закревский Арсений Андреевич (1783–1865), граф — в 1848–1859 гг. московский генерал-губернатор. Закревский Арсений Андреевич (1783–1865), граф — в 1848–1859 гг. московский генерал-губернатор. Хомяков Алексей Степанович (1804–1860) — поэт, философ, публицист.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-r...

1640 . Святитель и поэт: Стихотворный диалог о смысле жизни между митрополитом Московским и Коломенским Филаретом и поэтом А.С. Пушкиным/Подгот. монахиня Серафима (Розова К.А.). – М., 1998. – 21 1641 . Симон (Новиков), архим. Основоположник русской экзегетической школы//Журнал Моск. Патриархии. – 1968. – 1. 1642 . Смирнов А. А. Детство, отрочество, юность, годы учения и учительства в Троицкой Лаврской семинарии митрополита Филарета (1782–1808). – М., 1893. – 75 с, 3 л. факс. 1643 . Смирнов А. П. Митрополит Филарет как автор «Начертания церковно-библейской истории». – М.: Тип. Снегирева, 1883. – 77 с. 1644 . Сушков Н.В. Записки о жизни и времени святителя Филарета, митрополита Московского. – М.: Тип. Мамонтова, 1868. – 294, 164 с, 1 л. портр. 1645 . Филарет как истинный друг и товарищ: Сост. по письмам митрополита Филарета к Гавриилу, архиепископу Тверскому и Кашинскому. -Тверь: Тип. Губ. правл., Ценз. 1894. – 146 с. 1646 . Хронологический указатель слов и речей митрополита Филарета и некоторых других иных произведений его, доселе неизвестных. – М.: У нив. тип., 1868. – 94 с. – Отт. из: Чтения в О-ве любителей духов, просвещения. – 1869. 1647 . Чепин М.А. Митрополит Московский Филарет как гоми-лет. – Тверь: Тип. Губ. правл., 1892. – 49 с. То же. – 2-е изд., испр. и доп. – Пинск, 1894. – 59 с. 1648 . Явления благодати Божией через святителя Филарета, митрополита Московского. – Сергиев Посад. 1896. – 48 с: портр. Юнгеров Павел Александрович (1856–1921) Павел Александрович Юнгеров родился в 1856 году. По окончании Казанской Духовной Академии был оставлен на кафедре Священного Писания Ветхого Завета. В 1882 году Павел Александрович защитил магистерскую диссертацию на тему «Учение Ветхого Завета о бессмертии души и загробной жизни», а в 1897 году за труд «Книга пророка Амоса. Введение, перевод и объяснение» ему была присуждена ученая степень доктора богословия. Профессор Юнгеров оставил большое количество трудов по истории, критике и толкованию Священного Писания. Его курс «Общее историко-критичес-кое введение в Священные Ветхозаветные книги», удостоенный премии митрополита Макария, явился своего рода итогом русской ветхозаветной апологетической исагогики. Профессор М.И. Богословский , подробно изучивший эту работу, называл ее «капитальнейшим трудом в нашей библейской исагогической литературе».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Этот идеал Святитель Филарет осуществлял долгим – целожизненным подвигом молитвы и труда, лучезарно сияющим примером жизни. „Жизнь Филаретова, скажем словами Сушкова, – истинная эпопея; стройность и согласованность происшествий; постепенность развития духовных сил, последовательность самовоспитания, постоянство в труде; непоколебимость мудростью утвердившейся воли; непрестанное внимание к тайному голосу строгой совести; вера младенческая; любовь к Богу и ближнему беспредельная; надежда в помощи свыше смиренная; терпение – твердое утешительною покорностью воле Провидения; сила непрерывной молитвы, молитвы внутренней: во дни и в нощи, во сне и во бдении, в пути и на месте, в трудах и досуге, в беседе и в уединении; битва непримиримая с искушениями мира – и победа духа над плотью“ 76 . Внешне жизненный путь Филарета не сложен. Принадлежа Московской церкви по рождению и по происхождению, Филарет не принадлежал ей всего лишь 13 лет из 85 лет его жизни (1782–1867). Детство Василия Михайловича Дроздова – под родительским и дедовским кровом – школа благочестия и благоговения. Затем годы —16— учения в Коломенской Семинарии, обильно дополняемые дома самообразованием, блестяще закончившиеся в Троицкой семинарии. С 1803 года он, осененный „кроткою тенью Митрополита Платона, учитель родной Лаврской Семинарии, с 1806 года проповедник при Лавре, с 1808 – инок. Оторванный от родной почвы, но взлелеянный вниманием Митрополита Амвросия, Филарет процветает в Петербурге. С 1812 года ректор Академии, краса ее и любимец образованного Петербургского общества, Филарет получает обильные знаки внимания Императора Александра I. Епископ с 1817 года, он в 18–21 году, после краткого пребывания в Твери (с 1819 года) и в Ярославле (с 1820 года), несет служение предстоятеля церкви Московской (с 1826 года в сане Митрополита) до самой кончины своей (1867 года, Ноября 19). Исполнилось пятьдесят лет со дня смерти Митрополита Филарета. 18 и 19 ноября 1917 года наша Академия творила поминовение Святителя молитвенное – в Академическом храме и ученое – в торжественном собрании 77 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Русские бывшие деятели. Сборник портретов замечательных лиц прошлого времени, с краткими биографическими очерками. Том 2 Источник 1. Филарет (Дроздов) митрополит Московский и Коломенский (1867–1878 гг.) Преосвященный Филарет родился в городе Коломне, Московской губернии, в 1782 г. Отец его, Михаил Дроздов, из соборных Диаконов (дед Митрополита Филарета был протоиереем при Богоявленском соборе) поставленный священником Троицкой церкви, в Ямской слободе, против желания прихожан, сильно бедствовал и нуждался, так как паства его, без всякой на то причины, не благоволила к нему и обходила его своими доброхотными приношениями. Потому рождение сына, нареченного при св. крещении Василием, лишь только усугубило заботы отца Михаила. Несправедливое предубеждение прихожан, однако, мало-помалу, благодаря кротости и терпению их нового духовного пастыря, уступило место самому искреннему уважению и любви. Когда пришло время позаботиться о воспитании Василия, подававшего самые блестящие надежды, средства отца Михаила на столько поправились, что он поместил сына в Коломенскую семинарию. Успехи Василия Дроздова, в названном учебном заведении, по всей справедливости, могут быть названы блестящими. Доказательства тому мы находим в следующем обстоятельстве: в 1799 году, когда Коломенская семинария была переведена в Калугу, и когда молодой Дроздов принужден был оттуда перейти в Троицкую-Сергиевскую лавру, для окончания своего образования, знания его оказались на столько значительными, что он, не смотря на существующие правила, был принят на философский курс без понижения. В лавре Василий Дроздов пробыл семь лет, изучил основательно как богословские науки, так равно древние языки, включая и еврейский. По окончанию курса он был оставлен в лавре в качестве преподавателя еврейского и греческого языков, риторики и теории красноречия (с 27-го ноября 1803 года). Ректор семинарии, архимандрит Евграф (Музалевский) заявлял начальству, что Дроздову, не смотря на его крайнюю молодость, можно поручить и преподавание философии, но сам юный наставник отказался от этой чести.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мощи святителя Филарета (Дроздова) будут перенесены в храм Христа Спасителя Москва,  9 июня 2004 г. Патриарх Алексий возглавит сегодня торжества по перенесению в Храм Христа Спасителя мощей святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского,  сообщает агентство ИТАР-ТАСС.   Сегодня вечером они будут торжественно доставлены из Троице-Сергиевой лавры. Со вчерашнего дня по этому случаю в монастыре проходят праздничные богослужения. Около четырех часов дня торжественная автомобильная процессия тронется из лавры в Москву. Ожидается, что святыня будет доставлена к семи часам вечера в храм Христа Спасителя во время праздничного всенощного бдения, которое будет совершать Патриарх Алексий. Место для мощей подготовлено в верхнем Рождественском храме. Оно выложено плитками того же мрамора российских и уральских месторождений, которым отделан интерьер храма. Патриарх Алексий, мотивируя решение о переносе, отмечал в преддверии события, что именно митрополит Московский Филарет осуществил в 1839 году закладку храма Христа Спасителя, и его мощи станут главной святыней кафедрального собора. Святитель Филарет (1782-1867) - выдающийся иерарх, богослов и государственный деятель, автор манифеста 1861 года об отмене крепостного права. " Веком Филарета " называли просвещенные люди девятнадцатое столетие. Его духовную поддержку испытали Пушкин и Жуковский, Лермонтов и Чаадаев, Гоголь и Погодин. Скончался святитель Филарет в 1867 году и был погребен в Троице-Сергиевой лавре. Мощи из Москвы перевозили  на открытой железнодорожной платформе. На каждой станции служились панихиды, которые собирали огромное количество народа. В конце 30-х годов XX века его усыпальница, как и многие святыни лавры, была осквернена. В 1994 году археологи на месте церкви Филарета Милостивого обнаружили яму, заполненную строительным мусором, среди которого находились многочисленные человеческие останки и элементы облачения. Благодаря кропотливой работе медиков, антропологов и других специалистов останки были идентифицированы. Они принадлежали трем архиереям, ныне прославленным в лике святых - митрополиту Филарету (Дроздову), митрополиту Иннокентию (Вениаминову) и архимандриту Антонию (Медведеву). В том же 1994 году святитель Филарет был причислен к лику святых. 9 июня 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/10081.html

священник Ярослав Шипов Скачать epub pdf Филарет Дроздов Филарет Дроздов (1782–1867) – святой (память 19 ноября/2 декабря), митрополит Московский и Коломенский. Выдающийся иерарх Русской Православной Церкви, талантливый преподаватель, проповедник и богослов, крупный общественный деятель. Покровитель русского воинства. Автор знаменитого «Катехизиса», по которому обучалась вся русская молодежь. По просьбе императора Александра П составил манифест об освобождении крестьян. В стихотворной форме переписывался с А.С. Пушкиным. Пушкин написал полное глубокого отчаяния стихотворение: Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной Ты на казнь осуждена? Кто меня враждебной властью Из ничтожества воззвал, Душу мне наполнил страстью, Ум сомненьем взволновал?.. Цели нет передо мною, Сердце пусто, празден ум, И томит меня тоскою Однозвучной жизни шум. Митрополит Филарет возразил ему: Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана; Не без воли Бога тайной И на казнь осуждена. Сам я своенравной властью Зло из темных бездн воззвал, Сам наполнил душу страстью, Ум сомненьем взволновал. Вспомнись мне, забвенный мною! Просияй сквозь сумрак дум И созиждется Тобою Сердце чисто, светлый ум! И поэт ответил святителю знаменитым стихотворением «Стансы»: В часы забав иль праздной скуки, Бывало, лире я моей Вверял изнеженные звуки Безумства, лени и страстей. Но и тогда струны лукавой Невольно звон я прерывал, Когда твой голос величавый Меня внезапно поражал. Я лил потоки слез нежданных, И ранам совести моей Твоих речей благоуханных Отраден чистый был елей. И ныне с высоты духовной Мне руку простираешь ты, И силой кроткой и любовной Смиряешь буйные мечты. Твоим огнем душа палима Отвергла мрак земных сует, И внемлет арфе Серафима В священном ужасе поэт. (Первоначально последняя строфа выглядела так: Твоим огнем душа согрета Отвергла мрак земных сует, И внемлет арфе Филарета В священном ужасе поэт. Однако по требованию цензуры Пушкин убрал из текста имя великого иерарха.) Митрополит Филарет был окружен любовью народной: толпы людей собирались на каждое его богослужение, ждали благословения, веря в особую силу этого благословения, и видели необыкновенные подтверждения этой веры. Незадолго до кончины явился митрополиту в видении его покойный отец и сказал: «Береги 19-е число». Филарет сообщил об этом наместнику Троице-Сергиевой Лавры и попросил приготовится к похоронам. 19 ноября (по старому стилю) 1867 года, в воскресный день, митрополит с особой бодростью и одушевлением совершил литургию, причастился, после службы прилег отдохнуть и безболезненно отошел в вечность. Вся Москва сошлась на поклонение усопшему, который был перевезен в Троице-Сергиеву Лавру и схоронен в церкви Святого Духа. Читать далее Источник: Моя церковь : Краткий справочник для детей и взрослых/сост. Шипов Я.М. - М.: Патриарший издательско-полиграфический центр, 1998. - 256 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/m...

Заслуживает внимания «Катехизис, или Краткое изложение христианского закона» иерея Александра Беликова (1818). К. представляет собой сокращенное изложение правосл. богословия и делится на 2 части: основное и догматическое богословие. Во 2-й части присутствуют в качестве составных членов откровенного богопознания, основанного на Символе веры, отделы о молитве Господней и десяти заповедях. Катехизис свт. Филарета (Дроздова) - официальный катехизис РПЦ Свт. Филарет (Дроздов). Сер. XIX в. Неизвестный художник (ЦАК МДА) Свт. Филарет (Дроздов). Сер. XIX в. Неизвестный художник (ЦАК МДА) «Пространный христианский Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви» свт. Филарета Московского приобрел достоинство «символической книги» Русской Церкви. К. следует структуре «Православного исповедания» митр. Петра (Могилы). Первоначальный текст К., составленного архиепископом (с 1826 - митрополит) Московским, свт. Филаретом (Дроздовым) (1782-1867) по поручению Святейшего Синода в 1822 г., был закончен и дважды издан в 1823 г. (об истории издания К. свт. Филарета подробно см.: Дунаев А. Г. Предисловие//Пространный христ. Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви/Сост.: свт. Филарет (Дроздов). М., 2006. С. 3-12). Символ веры, Молитва Господня и декалог цитировались в русском переводе (гражданским шрифтом) параллельно с церковнославянским, библейские и святоотеческие тексты - только в рус. переводе. Краткая редакция К., изданная в 1824 г., была сокращением пространной. «Краткий катехизис» предназначался для лиц, не имевших среднего или высшего образования. После прекращения деятельности и роспуска в 1824 г. Российского библейского об-ва, официально закрытого в 1826 г., перевод Свящ. Писания на рус. язык был подвергнут критике; как следствие, и К. был изъят из обращения до 1827 г. ( Барсов. 1881). Архим. Фотий (Спасский) , противник перевода Свящ. Писания на рус. язык, даже назвал творение свт. Филарета «канавной водой» (Письмо 1823 г. А. А. Павлову// Барсов Н. И. Князь А. Н. Голицын и архимандрит Фотий в 1822-1825 гг.//РС. 1882. Т. 33. 3. С. 275-296; см.: С. 287). При защите К. свт. Филарет обратил внимание на то, что текст одобрен Святейшим Синодом и издан по повелению Его Императорского Величества, поэтому суд над ним принадлежит Поместному или Вселенскому Собору, но не представителям светской власти или отдельным священнослужителям.

http://pravenc.ru/text/1683893.html

Овдовев, отец Василий 8 октября 1876 года принял монашество с именем Виталий и 22 октября был возведен в сан архимандрита. В 1879 году архимандрит Виталий был возведен в сан епископа и определен епископом Острожским, викарием Волынской епархии, а в 1882 году переведен на Могилевскую кафедру. За два с небольшим года святитель благоустроил Духовную семинарию, открыл двести восемьдесят шесть церковно-приходских школ, восстановил деятельность Богоявленского Братства. Под руководством епископа Виталия стали издаваться «Могилевские епархиальные ведомости». «Он был прекрасно образованный законоучитель, неутомимый труженик богословской науки, знаток Священного Писания, проповедник и бдительный страж религиозно-нравственных основ общественной жизни... Он явился ревностным поборником и распространителем религиозного просвещения в духе Православной Церкви особенно в такое время, когда ложное просвещение и несдерживаемый либерализм подрывали основы веры и благочестия». – писал биограф. По мнению митрополита Антония (Мельникова), «в трудах отца Виталия виден опытный катехизатор, глубоко понимающий Священное Писание и умело раскрывающий его перед паствой, особенно те места евангельского учения, которые требуют практического исполнения». Епископ Виталий скоропостижно скончался 14 мая 1885 года и был погребен в Спасской церкви архиерейского дома в Могилеве. Печатные труды 354 . Божественная литургия с применением к ее священнодействиям и молитвословиям всех Евангельских воспоминаний. – Житомир: Тип. Соколова, 1882. -VI, 276 с. 355 . Всенощное бдение: Дух и значение богослужения. – СПб.: Кн. маг. Луковникова, 1901. – 44 с. 356 . Всенощное бдение: (Из собеседований законоучителя с детьми): Говорено в церкви Николаевского сиротского института. – СПб., Ценз. 1859. – 16 с. То же. – СПб., 1861. – 39 с. – Из: Странник. – 1861. 357 . Две речи и три слова, сказанные преосвященным Виталием, епископом Острожским. – Почаев: Тип. Почаевской Успенской Лавры, 1882. – 32 с. 358 . Две речи по случаю выпуска воспитанниц Императорского воспитательного общества благородных девиц. – СПб.: Тип. духов, журн. «Странник», Ценз. 1867. – 5 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010